Происхождение русского паломничества: иерусалим, константинополь, бари

Послы прибыли в Царьград ради дружбы Русь устанавливает мирные отношения с Византией

Мир и любовь

Через четыре года после триумфального похода Олег решает закрепить свой успех заключением договора с императором Львом VI и его братом Александром. В 911 году посланники князя вновь прибывают в Константинополь, но уже с мирными целями.

Русско-византийский договор 911 года. Отрывок из Радзивилловской летописи XIII века

Договор Руси с Византией – самый ранний подлинный документ нашей истории. Древнерусский текст, известный сегодня, представляет собой перевод греческого оригинала и включен в «Повесть временных лет». Любопытно, что византийцы никак не упомянули в своих источниках предшествующий мирному соглашению поход 907 года. Возможно, напрямую сообщать о своем поражении, тем более молодому и малоизвестному государству, каковым в тот момент являлась Русь, греческим хроникерам было неприятно. Как бы то ни было, в 911 году подписание документа состоялось. Обе стороны давали присягу: византийцы – по христианскому обряду, русы – по языческому, упоминая в клятвах Перуна и Велеса. После заключения договора Лев VI преподнес русскому посольству дары, организовал «экскурсию» по храмам и с честью отпустил домой.

Согласно новым и более выгодным для Руси условиям, купцы могли прибывать в Царьград по 50 человек (правда, без оружия и в сопровождении местного чиновника), в течение полугода заниматься торговлей и жить на содержании казны. Помимо экономической сферы, договор касался и юридических аспектов, определяя меру наказания за различные преступления (убийство, воровство, грабеж, побои)

Важно, что впервые Русь и Византия выступили в качестве равноправных государств, жители которых несли одинаковую ответственность за совершенные ими проступки в отношении друг друга. Кроме того, две страны образовали военный союз, обязуясь действовать сообща в случае опасности

Многие русские воины отправились служить в Византию в качестве наемников.

Использованные материалы

  • «Память святого преподобномученика Константия Русского» // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. II. — С. 777-778:

  • «Раскаявшийся отступник: афонский святой мученик о. Констанций Русин» // Афонит.Info

  • К. Здравомыслов. «Мученическая кончина иеромонаха Константина Неаполитанского (К истории русской православной церкви в Константинополе)» // Русский архив, № 9. 1894

  • О. В. Л. «Константин Русский» // Православная энциклопедия, т. 37, с. 115

  • Монахиня Таисия. Русские Святые.

  • «Άγιος Κωνστάντιος ο Ρώσος, ο Νέος Ιερομάρτυρας» страница частного греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):

    (использована иллюстрация — икона прмч. Констанция Русского)

  «Ὁ Ἅγιος Κωνστάντιος ὁ Νέος Ἱερομάρτυρας ὁ Ρῶσος», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, —

  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 172, )

  К. Здравомыслов. «Мученическая кончина иеромонаха Константина Неаполитанского (К истории русской православной церкви в Константинополе)» // Русский архив, № 9. 1894 —

  Вариант фамилии «Неаполитанский/Наполитанский» встречается в донесениях посла Вешнякова, наряду с вариантом «Политанский».

  Леонид (Кавелин), архим. Иером. Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан рус. имп. резидента в Константинополе // ЧОИДР. 1869. Кн. 1. Смесь. С. 22-30

  По другим сведениям, они познакомились позднее. «Во время русско-турецкой войны, в августе 1736 г., Барский выехал на Патмос. Здесь он в 1738 г. познакомился с Константином Политанским, своим земляком, настоятелем церкви при русском посольстве в Константиполе. Благодаря этому знакомству о Барском узнали в русском посольстве» — Данциг Б. М. Из истории изучения Ближнего Востока в России (вторая четверть XVIII в.) // Очерки по истории русского востоковедения. Сборник IV. М.: Издательство Академии наук СССР, 1959, С. 13-14 —

  «На дате положенного числа… к брату моему, учащемуся в Киеве, отслал для вручения по надписам» — Письма іеромонаха Константина Политанскаго к Барскому // В. Григорович-Барский. Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть IV. Спб. 1887, С. 53, 54 —

  Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение ІІ (1721-1795 г.г.), Т. 1, Часть 1 / Со введ. и прим. Н. И. Петрова, Киев, 1904, С. 286-287:

  Дело Архива Св. Синода 1742 г. № 531

  Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение ІІ (1721-1795 г.г.)., С. 286-287:

  напр.: Μακάριος, Νικόδημος ῾Αγιορείτης, Νικήφορος, ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. 1996. Σ. 194

  В греческом Житии в составе «Нового Мартирология» прп. Никодима Святогорца дата казни ошибочно отнесена к 26 декабря 1743 года

Биография[]

Родился в Молдавии в боярской семье выходцев из Пелопоннеса (Греция), учился в Константинополе (Стамбуле) и в Падуе (Италия). В — находился на государственной службе у молдавских и валашских господарей, выполнял дипломатические поручения в Константинополе, Стокгольме, Париже. Являлся сторонником политического сближения Молдавии с Россией.

Начало карьеры

В — спатар (военная должность) в Молдавии, затем в Валахии.

В — — «капукхейя» (дипломатический представитель) Валашского господаря при Османской Порте.

После совершает поездку в Берлин и Штеттин, где находился в изгнании бывший молдавский господарь Георге Штефан. В качестве его дипломатического агента в направляется в Стокгольм, а в — в Париж ко двору Людовика XIV. Во Франции публикует на латинском языке работу о православии «Енкиридион». Возвратившись в Молдавию, принимает участие в заговоре против господаря Илиаша Александру, а после провала заговора перебирается в Константинополь.

Россия

В был направлен иерусалимским патриархом Досифеем в Москву и остался в России. Служил переводчиком Посольского приказа. Автор ряда работ исторического и богословского характера.

Русское посольство в Китай

Основная статья: Посольство Спафария

В — возглавлял русское посольство в Пекине. В ходе посольства проделал огромный путь по Сибири, Забайкалью и Китаю. В отличии от предыдущих посланников, Спафарий всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений о Китае.

В своём дорожном дневнике Николай Спафарий дал подробное и в общем верное описание среднего течения Оби (истоком которой он определил Телецкое озеро, питающееся водами Бии и Катуни), её притоков — Иртыша и Кети, а также Ангары.

Спафарию принадлежит первое в географической литературе подробное описание Байкала. Он перечислил все впадающие в него реки, в том числе Селенгу, Баргузин, Верхнюю Ангару, описал остров Ольхон. Он верно указал на очень большую глубину озера.

Обобщив сведения землепроходцев, Спафарий дал первую (но очень далёкую от истины) орографическую схему Восточной Сибири, указав на существование «великого хребта» в Лено-Амурском междуречье от Байкала до Охотского моря. Это неверное представление о едином 1500-километровом Становом хребте просуществовало вплоть до середины XX века.

В других своих трудах, основанных на докладах землепроходцев и расспросах, он дал первое описание Амура, считая его крупнейшей рекой не только Сибири, но и всего мира. Он верно указал, что Амур образуется слиянием Аргуни и Шилки, составляющие которой — Онон и Ингода. Он отметил ряд притоков Амура, в том числе главный — Сунгари.

Николай Спафарий сообщил расспросные сведения о Сахалине (ошибочно преувеличив его длину и ширину, так как «присоединил» к нему остров Хоккайдо).

Пересекая Сибирь, Спафарий выполнял первые определения географической широты ряда пунктов с помощью астролябии. Его материалами впоследствии воспользовались иезуиты, проявлявшие интерес к Китаю.

О своём путешествии в Китай представил в Посольский приказ 3 описания на русском языке — «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки», «Описание Китая».

По возвращении в Москву Спафарий участвовал в переговорах России с Молдавией и Валахией, в выступал посредником в переговорах Молдавии с русским правительством об освобождении княжества от турецкой зависимости, а в участвовал в Азовском походе Петра I.

Он участвовал также в подготовке посольства Головина в Китай. Умер в 1708 году в Москве.

Этапы развития связей между Русью и Византией

В развитии связей с Византией инициатором было Русское государство. Ему пришлось силой оружия преодолевать преграды, создаваемые византийской дипломатией.

На первом этапе установления связей с Византией была её крымская колония – Херсоном. Источником существования Херсонома была торговля с «варварами» Причерноморья.

Позже появились предпосылки установления прямых связей с империей, минуя херсонитов.

Однако ни Херсон, ни Константинополь не были в этом заинтересованы – у Херсона были экономические, а у Константинополя политические мотивы, так как Херсон стоял на пути продвижения русских на юг.

При выходе из Днепра в море купеческий караван должен был получить согласие херсонитов.

На втором этапе отношений Руси и Византии была попытка русских установить с прибрежными городами византийских провинций непосредственные связи.

Третий этап отношений является началом непосредственных контактов с Константинополем – 20 судов русских 18 июня 860 г напали на Константинополь и опустошили окрестности столицы.

Нападение русских было неожиданным, херсониты не успели сообщить о нашествии. Русские напали внезапно и также внезапно сняли осаду и ушли от стен города.

На жителей Константинополя это нападение русских произвело очень большое впечатление.

В начале X века Византия испытывает тяжелое внутреннее и внешнеполитическое положение и в это время под Константинополем вновь появляется русский флот и сухопутное войско, серьезных столкновений не произошло, потому что византийцы предпочли мирные переговоры.

В русской летописи говорится, что византийцы богато одарили русских, выплатили контрибуцию и согласились уплачивать дань. Этот удачный поход русских на Византию подтверждает договор русских с греками.

Договоры свидетельствуют о том, что:

  • русские купцы и воины проживали в Константинополе;
  • в императорских войсках служили русские наемники;
  • в Византию из Руси бежали невольники.

См. также[]

  • Нерчинский договор
  • Посольство Спафария
  1. Википедия Николай Спафарий адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Николай Спафарий и найти в:

  1. Вокруг света Спафарий адрес
  2. Академик Спафарий/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы Спафарий+&search адрес
  5. Научная Россия Спафарий&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет Спафарий&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — Спафарий адрес
  1. Bing
  2. Yahoo
  3. Яндекс
  4. Mail.ru
  5. Рамблер
  6. Нигма.РФ
  7. Спутник
  8. Google Scholar
  9. Апорт
  10. Архив Интернета
  11. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  12. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница — краткая статья
  • Страница 1 — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Николай Спафарий 1», чтобы сохранить ее

Древняя Русь и Византия

Связь Древней Руси и Византии имела как политическую, так и экономическую составляющую. Византия в этих отношениях доминировала, что давало ей хорошую прибыль. Древняя Русь хотела равноправных отношений с Византией и, если говорить современным языком, требовала режима наибольшего благоприятствования в торговле.

Начальная летопись говорит о том, что походы руссов на Царьград (Константинополь) были вызваны желанием получить экономические выгоды. Русские купцы по договору Олега не платили никакой пошлины ромеям.

В летописях сохранились торгово-бухгалтерские записи из Тмутаракани и Белой Вежи, датированные X веком. Записи говорят о ведении торгово-финансовой работы в области военно-политических и торговых контактов Древней Руси.

Казна в то время изобиловала товарами, поскольку из разных областей Руси в столицу везли обозы с медом и шкурами или с оброком княжеским, поэтому свои товары Русь могла вывозить в другие страны.

Статья: Торговля Древней Руси с Византией

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Несмотря на то, что Византия в X веке платила дань Руси в виде «укладов» и фиксированной денежной суммы, она стала крупнейшим торговым партнером Руси.

Царьград (Константинополь) предоставлял русским купцам торговые льготы, они были освобождены от торговых пошлин.

Система торговли ромеев была хорошо развита и, глядя на это, русские понимали роль торговли и её важность. Византийская промышленность производила предметы утонченной роскоши, расходившиеся по всему миру

Византийская промышленность производила предметы утонченной роскоши, расходившиеся по всему миру.

Расположенный на стыке 2-х частей света, Константинополь представлял собой огромный рынок, где встречались разные народы, и кипело оживленное движение.

Фундамент военной и экономической значимости Руси закладывали пять русских князей в героическую эпоху восточных славян. Влиянию руссов была подчинена огромная территория.

В результате торговли с Русью и Балтией население Константинополя увеличилось с 40 до 400 тыс. человек, поэтому можно сказать, что великим государством Константинополь стал благодаря «русскому транзиту».

Да и Русь в результате этой торговли получила чуть меньше 3-х тысяч тонн серебра, 2/3 которого остались на Руси, а 1/3 ушла в страны Балтии.

Торговый оборот Руси и Византии составлял 5-10 тыс. тонн груза, перевозимого на судах. В караване могло быть до 100 и более судов.

Византия тоже выигрывала от торговли с Русью, только одна таможня Константинополя в XII веке ежедневно собирала пошлин на 20 тыс. золотых монет, а в год это было 33 тонны золота.

Экономический интерес обеих стран сводился к двум главным целям:

  1. приобретение заморских рынков;
  2. охрана и расчистка торговых путей, ведущих к рынкам.

На русские земли везли свой товар торговцы самых разных стран, а к числу основных торговых путей был ещё широтный Великий шелковый путь и путь «из варяг в греки» – путь с севера Европы через Киев в Средиземноморье.

Враг или союзник?

Отношения с Византийской империей являлись важным элементом внешней политики Руси еще в IX веке. В то время греки пытались начать христианизацию молодого Древнерусского государства, правда, значительных успехов добиться не смогли. Один из первых набегов на Константинополь случился в 860 году – за два года до призвания варягов на княжение в Новгороде. С тех пор на протяжении почти полувека византийцы стремились сохранить дружественные отношения с воинственным соседом и вести торговлю, пусть и в довольно ограниченном объеме.

Константинополь – столица Византийской империи

Именно нежелание расширять торговые льготы, а также пренебрежительное отношение православных византийцев к русам-язычникам послужило поводом для военной кампании 907 года. Грядущим походом князь Олег стремился закрепить статус пути «из варяг в греки» как самой надежной торговой магистрали Восточной Европы.

Момент для наступления был выбран очень удачно: Византийская империя как раз находилась в состоянии конфликта с Арабским халифатом. В 906 году византийский полководец Андроник восстал против императора Льва VI, а затем перешел на сторону арабов. На Руси к предстоящему выступлению готовились с особой тщательностью и даже прибегали к использованию средств разведки (иначе откуда Олегу было знать, что византийцы побоятся воевать с двумя соперниками одновременно). Начало похода запланировали на первую половину лета, когда море наиболее спокойное. Так же поступали в 860 и 941 годах.

Корабли на колесах

Князь Олег, прозванный Вещим, правил на Руси тридцать лет и три года. Поход на Византию стал его самым масштабным и ярким деянием, сравнимым разве что с объединением Киева и Новгорода. Если верить «Повести временных лет», то войско Олега отличалось невероятными размерами и включало в себя представителей почти всех восточнославянских и финно-угорских племен Древней Руси, и даже тех, с кем он воевал (например, тиверцев). Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек (число практически невозможное).

Князь Олег с Игорем, сыном Рюрика. Художник И. Глазунов

Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах.

Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище!

Поход Олега на Константинополь: ладьи, поставленные на колеса, двигаются по суше

Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра. Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино… разумеется, отравленные. Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий (покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами) послан им за многочисленные грехи.

Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча. Кроме того, русским воинам было разрешено брать сколько угодно съестных припасов, мыться в банях Царьграда, а для обратного пути – запасаться у византийцев парусами, якорями и канатами.

Торговля Древней Руси и Византии

Между Русью и Византией были довольно тесные отношения, и Византия считалась крупнейшим внешнеторговым партнером Древней Руси.

Интенсивное развитие торговые отношения получают там, где соприкасаются межплеменные союзы, княжества и государства. Киев являлся одним из таких пунктов, и через него шла активная торговля между Востоком и Западом.

Русские купцы везли до Черного моря, до Итиля и до арабского Багдада меха белок и черно-бурых лисиц, мечи из Полоцка и Новгорода.

Историк Н. Карамзин отмечал в своей работе «История государства Российского», что в X веке русские купцы не только подолгу жили в Константинополе, они везли свои товары ещё в Болгарию, Грецию и даже в Сирию.

Но в этот период наиболее важными для Руси были торговые отношения с Византией.

Первые договоры говорят о том, что раннефеодальное русское государство придавало большое значение этим торговым отношениям – с одной стороны они везли излишки своих товаров, а с другой стороны были заинтересованы в получении золота, серебра и продуктов, не производимых на Руси.

Активная политика в достижении преимуществ в торговле с Константинополем началась во второй половине IX века, а в X веке эти отношения становятся постоянными и оформляются договорами.

Для заключения торговых договоров иногда предпринималось давление – дружина князя подходила к стенам столицы империи, и князь вынуждал императора подписать торговый договор, выгодный для Руси.

Летопись говорит о том, что часто на Византию ходили князья Аскольд и Дир в 866 г., князь Олег в 907 г., князь Игорь в 941 и 944 гг., князь Святослав в 970-971 гг., князь Владимир в 989 г., князь Ярослав в 1043 г.

Рисунок 1. Русь и Византия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Договоры, заключенные в 907 г, 911 г, 944 г. усилили связь Киева не только с Византией, но и с другими южнославянскими странами.

Путь до Константинополя был длинный, поэтому приходилось делать много остановок для ремонта судов, отдыха, пополнения водой и продуктами. Во время таких остановок русские купцы вели торговлю в болгарских портах, заключая выгодные торговые договоры.

Вся внешняя торговля сосредотачивалась в руках Великого киевского князя, поэтому в русско-византийских договорах специально указывалось, что торговать русские купцы в Константинополе могут только при наличии у них специальной грамоты киевского князя.

Безусловно, торговля требовала больших затрат и духовного напряжения. Княжеский караван выходил в путь по Днепру, к нему присоединялись купцы из других русских торговых городов.

Караван двигался до днепровских порогов, а там лодки волокли по берегу, груз переносили невольники.

Выйдя в Черное море, на лодки ставили мачты и под парусами шли к устью Дуная, а там к Царьграду (Константинополю).

Русский историк В.О. Ключевский свидетельствует, что торговый сезон в Царьграде продолжался 6 месяцев, и никто из купцов по договору не мог оставаться на зимний период.

По тому же договору у прибывших купцов отбирали грамоту князя и переписывали имена прибывших княжеских послов, количество кораблей и имена простых купцов.

В обратный путь русские купцы обеспечивались едой, якорями и другим необходимым снаряжением.

С принятием христианства в Киеве чаще стали появляться греческие купцы, а поскольку путь был неспокоен, навстречу им выходил киевский князь с дружиной.

В XI веке южные степи заняли половцы и постепенно торговые южные пути оказались под их властью – торговля с Византией начала приходить в упадок, а позже совсем прекратилась.

Для чего нужен щит над вратами Царьграда?

Из всей истории военных успехов Олега самым известным, пожалуй, является эпизод со щитом, прибитым по приказу князя к городским воротам Константинополя. Обычно этот символический жест ассоциируется с фактом безоговорочной победы и подчинения соперника, однако существуют и другие версии.

Князь Олег. Рисунок В.П. Верещагина из серии «Державные правители России».

Дело в том, что в XI–XII веках, когда создавалась «Повесть временных лет», слово «победа» использовалось еще и в значениях «защита» или «покровительство». Прибивая щит к вратам Царьграда, Олег не унижал новоиспеченного союзника, а демонстрировал, что больше не имеет намерений воевать и хочет прекратить брань. Князь показал, что столица Византийской империи отныне находится под защитой русских воинов, которые не допустят разорительных набегов и восстаний. Подобная трактовка знаменитого жеста позволяет по-новому взглянуть на политику и личность князя Олега, который неслучайно остался в народной памяти с прозвищем «Вещий», а значит, мудрый и дальновидный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: