Страсти вокруг чая: история экспансии самого популярного напитка в россии

Кто завез табак в россию

Как русские познакомились с чаем

В Древней Руси заваривали напитки из трав. Появление чая в России нередко связывают с именем Петра I, однако, в действительности, он появился в нашей стране раньше: в 1638 году русский посол Василий Старков привёз русскому царю Михаилу Фёдоровичу (правил в 1613-1645 годах) несколько ящиков чая, навязанных монгольским Алтын-ханом в обмен на меха, и поначалу царь не оценил какой-то «сушеной травы». Сведения о более раннем времени знакомства русских с чаем, в частности, о посольстве в Китай казачьих атаманов Петрова и Ялышева в 1567 году, авторитетными историческими источниками не подтверждаются.

Согласно статье Д.Прозоровского «Чай по старинным русским сведениям», первоначально чай считался «предохранительным средством против вредного влияния заразительного воздуха и лекарством от вина», лишь позднее его стали пить для удовольствия.

В 1675 году из Москвы в Китай был отправлен состоящий при посольском приказе грек Николай Гаврилович Спафарий (1636?-1708?), который по итогам своего путешествия написал «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки» и «Описание Китая». Там, в частности, рассказывается о выращивании чайного куста и производстве чая. По словам Спафария, в то время в нашей стране еще не умели заваривать чай и варили его, в результате чего уничтожался его «укусный» и «божественный» вкус. Полученный отвар использовали для «похмельных случаев». Вероятно, именно Спафарий дал русским первые уроки чаепития.

Более-менее регулярные поставки чая из Китая в Россию (главным образом, в Москву) начались после заключения в 1689 году Нерчинского договора — первого торгового договора между Россией и Китаем. Сначала торговля велась через Нерчинск, а после основания Кяхты в 1727 году — через нее.

Кяхтинский Гостиный двор

Кроме чая, из Китая в Россию ввозили шелковые и ткани, фарфор, сахар-леденец, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. В обмен на чай русские купцы поставляли в Китай ткани, выделанные кожи, меха, изделия металлургии и другие подобные товары. Дорогие сорта зеленого и желтого чаев меняли исключительно на пушнину. Чаеторговля была весьма прибыльным делом, русские купцы сколачивали на чае фантастические состояния — прибыль от торговли чаем в России достигала 300%!

В 1762 году Екатерина II запретила деятельность казённых караванов, разрешив полную свободу торговли в Кяхте, что положительно отразилось на ней. В 1800 году были установлены фиксированные расценки товаров и разрешены только бартерные операции.

Какой чай мы пьем в наши дни?

Из-за дороговизны и трудностей транспортировки китайского чая,  в Российской империи еще с начала XIX века были предприняты первые попытки выращивания чая: в Крыму, в Аджарии, в Западной Грузии, в Азербайджане. Чуть позже чайные плантации появились близ Сухума в Абхазии.

В 1900 году крестьянин, еврей по происхождению Иуда Антонович Кошман (1838-1935) заложил чайную плантацию в Солохауле близ Сочи, положив, тем самым, начало выращиванию русского чая, который мы сейчас знаем как краснодарский.

Иуда Кошман (1838-1935) — родоначальник краснодарского чая

После революции чай по-прежнему оставался популярным напитком среди всех слоев населения. В СССР пили как импортный чай — индийский, цейлонский, так и собственного производства — грузинский, азербайджанский, краснодарский. Многие помнят заветные желтые коробочки «со слоном» индийского чая.

Китай же из-за внутренних проблем XIX — первой половины XX века потерял свои позиции как основного поставщика чая на мировом рынке. После революции 1949 года ситуация начала было выправляться, однако в годы Культурной революции (1966-1976) чайные традиции были объявлены устаревшими излишествами. Возрождение производства чая началось с 1980-х годов. На поставках китайского чая в СССР также сказалось ухудшение отношений с КНР, начавшееся в конце 1950-х годов. В результате, сегодня в России в основном пьют индийский и цейлонский чай, а китайские чаи больше популярны среди немногочисленных ценителей этого древнего напитка.

***

Сегодня мы пьем разный чай. Кому-то по душе индийский или цейлонский чай, кто-то предпочитает китайский. Один пьет крепкий чай, а другой — слабый. Кто-то предпочитает чай с молоком, кто-то — с сахаром или с лимоном. Но ясно одно: наша жизнь немыслима без чая!

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Британский tea

В это время англичане, открывшие для себя заграничный чай даже раньше жителей России, столкнулись все с той же проблемой утечки драгметалла в Китай в обмен на выпускаемые им товары.

Если у русских тогда практиковались караванные перевозки, то спрос Британии породил индустрию «разрезателей волн» – китайскую продукцию поставляли на парусных судах.

В XIX веке элитные сорта китайского и цейлонского чая, доставляемые через Лондон морем, начали приобретаться и русскими торговцами. Но большинство (90%) товаров закупалось, все же, напрямую в Поднебесной.

Любопытно, что в Россию чай попадал с северных провинций Китая, где он именовался «ча», а к англичанам товар направляли с приморских селений, жители которых называли его «тэ». Именно отсюда и пошли столь разные названия одной и той же продукции у нас и британцев.

Россияне тоже пробовали выращивать чай и, согласно сохранившимся документам, даже раньше лондонских джентльменов. Первый куст был посажен после окончания наполеоновских войн в Крыму. Но дальше опытов и единичных попыток до конца XIX столетия дело так и не пошло.

Читать далее:

История чая в России: часть 3

Чайный XIX век

В середине девятнадцатого столетия китайский чай оптом закупался даже в больших объемах, чем зарубежный алкоголь. Этот приятный, тонизирующий напиток составлял тогда 8% всего российского импорта.

Стремясь уменьшить утечку всегда недостающих драгоценных металлов в Поднебесную, правительство России запретило оплату китайских товаров серебром. Чай в большинстве случаев в эти годы обменивался на шерстяное сукно, а также меха из Аляски.

Узаконенное разрешение царских управленцев купить элитный китайский чай за серебряные монеты в 1854 году провоцирует настоящий чайный бум. С каждым годом завоз продукта удваивается, и спрос на него не перестает расти.

Как пьют чай

Этот напиток обычно пьют достаточно часто, от четырех до шести раз в день. В холода и в дни поста это происходит более активно. Традиционно гость обязательно угощается чаем. В наши дни автоматически предлагается чай, сладкое к нему и душевная беседа. Как правило, имеется специальный чайный сервиз, который не используется по будням, а достается только по торжественным случаям. Во времена Советского Союза наличие красивого чайного сервиза было показателем благосостояния и положения в обществе. Конечно же, считалось, что лучше всего он должен быть импортного производства — большой дефицит в те времена.

Для иностранцев непонятно, почему русские пьют чай из стаканов. Объяснение такой привычки ведет в 17-18 века, когда в трактирах не было другой чайной посуды, кроме стаканов, так как зарубежные сервизы с чашками были еще в диковинку. Постепенно стаканы заменялись чашками, но это произошло не повсеместно, поэтому привычная посуда сохранилась в обиходе вплоть до революции 1917 года. Даже после полного перехода на чашки, в трактирах по-прежнему подавали чай в стаканах, как и алкогольные напитки, которые предпочитали мужчины. При этом возникала одна проблема — держать стакан с горячим напитком затруднительно. Решение ее оказалось простым — была изобретена подставка с ручкой, то есть подстаканник.

Обязательными атрибутами праздничного чаепития были самовар или чайник, помещенные на красивой подставке или подносе, а также чайный сервиз. Для чая старались использовать лучшую воду — родниковую, которая отличается чистотой и мягкостью. Методика заваривания имела сходство с английской, но чай делали не таким крепким. Его приготавливали в заварнике, а после разлива воду не добавляли. Если напиток предполагал в своем составе молоко или сливки, то они предварительно подогревались. Как уже отмечалось, разбавленный чай пили в среде рабочих и крестьян советского времени. Такой чай существенно уступает неразбавленному по своим вкусовым качествам и аромату.

При том, что не существует определенного ритуала при употреблении чая, имеются правила окончания чаепития. Традиционно, начиная с 18 столетия, это означал перевернутый вверх дном на блюдце стакан или чашка. Позднее был принят европейский вариант, когда чайную ложку клали в чашку, таким образом, пустая чашка с ложкой внутри сигнализировала о том, что человек больше пить чай не намерен.

Дуть на горячий напиток или издавать громкие звуки при помешивании было и остается признаком дурного тона. Размешивая сахар, следует это делать так, чтобы ложечка не касалась стенок чашки, а закончив эту процедуру, следует ее удалить

Если не брать во внимание правила чаепития по-купечески, то пить из блюдца — неприлично

Культура чаепития

Развешивали и расфасовывали чай в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, где были специальные чаеразвесочные фабрики. Чай особенно любили именно в Москве — на нее приходилось около 60 процентов всего чая, который ввозили в страну.

Известным популяризатором чаепития был купец Алексей Перлов, унаследовавший от своего деда в том числе специализированный магазин «Дом Перлова» на Мясницкой. Чай там продавали в красивых жестяных и фарфоровых банках. В 1787 году Алексей открыл в Кяхте свою контору по его закупке, а также лавку в Верхних торговых рядах. Отсутствие посредников позволило ему продавать товар по более низкой цене. Кроме него, чайным делом занимались Высоцкие, Боткины, Расторгуевы и другие купцы.

Постепенно чай стал одним из самых популярных товаров

Предприниматели тратили огромные деньги на рекламу, упаковывали продукт в красочные жестяные и картонные коробки, стараясь привлечь внимание покупателей разными способами. Товарищество В.И

Попова, например, в каждую коробочку вкладывало листок с текстом, гласящим, что фирма «строго обращает свое внимание единственно на доброкачественность чая и его крепкий настой и аромат».

Бытописатель Иван Кокорев в очерке «Чай в Москве» (1848) писал: «Кто знает Москву не понаслышке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей». Чаепитие было настоящим ритуалом, показывающим, помимо всего прочего, отношения между людьми: про тех, кто был в ссоре, говорили, что они даже пить чай вместе не ходят.

Чаепитие происходило как минимум трижды в день: рано утром, в полдень и в четыре часа дня. Последнее напоминает об английской традиции пить чай в пять часов (five o’clock tea).

Процессом наслаждались, никуда не спеша, часто затягивая чаепитие на часы. Чай подавался к столу в сухом виде и заваривался тут же. Его закусывали плюшками, сушками, баранками, мармеладом, мочеными яблоками, пирогами, арбузами, блинами. Любили еще добавлять крепкие настойки, бальзамы или молоко. У дворянства было принято держать специальные столики с аккуратными чашечками и чайниками, за которыми и пили чай.

Пейте из блюдца!

Потребление чая в России постоянно росло. К 19 веку его начали пить все слои общества. 1830-1840 гг. российская статистика отмечала, что среди регионов, где потребление чая росло, интерес к крепким алкогольным напиткам упал.

Важный символ русской чайной церемонии — блюдце. Помещики, купцы, ремесленники, включая крестьян, имели обыкновение пить из него чай, хотя у аристократов такая привычка считалась крайне вульгарной. Чашка, возвращенная на блюдце, означала, что чай больше не нужен. Перевернутый стакан среди представителей бедного класса, а также ложка, оставленная в чашке у знати, также означали, что церемония окончена. Каждая аристократическая семья имела свою чайную, где можно было устраивать русские чаепития.

Московское чаепитие

Наиболее заядлыми «чаеманами» в Российской империи были москвичи, которые потребляли около 60% всего чая, ввозимого в страну. Так, в 1847 году в Первопрестольной насчитывалось более ста специализированных чайных магазинов и более трехсот чайных и других заведений, где подавали готовый чай. В это же время в столице — Санкт-Петербурге, был всего один чайный магазин.

Москвичи часто ездили отведать чаю в подмосковное село Большие Мытищи, которые славились своими родниками с вкусной водой и откуда брал начало Московский водопровод. Кроме того, Мытищи стояли на древнем паломническом пути в Троице-Сергиев монастырь (Лавру) и Переславль-Залесский. Неудивительно, что вскоре здесь появились многочисленные чайные, ставшие к середине XIX века одной из основных статьей дохода местных жителей.

В.Г.Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. Третьяковская галерея. 1862 год

Традиции чаепития в России

Потребление чая стимулировало развитие многих производств и ремесел. На фарфоровых заводах изготовляли чайные сервизы. Возникли многочисленные производства самоваров (которые, кстати, тоже имеют китайское происхождение), среди которых особую любовь завоевали Тульские самовары. Совершенствовались рецепты выпечки к чаю.

Со временем в России сложился свой «чайный ритуал». Воду грели в самоваре, в котором она потом долго оставалось горячей. Чай крепко заваривали в небольшом заварочном чайнике, который водружали на самовар, от которого шло тепло; сверху для лучшей заварки и сохранения температуры водружали «чайную бабу». Затем заварку в небольшом количестве разливали по чашкам (которые были с блюдцами) и разводили водой из самовара. Мужчины нередко пили чай из стеклянных стаканов, которые, чтобы не обжечься, ставили в подстаканники.

Фредерик де Ханен. Отдых в русской чайной. 1913 год

У разных сословий существовали свои чайные традиции. Так, дворяне следовали английской традиции чаепития, в которых чай был, скорее, поводом для светской беседы. Помимо китайского чая, в аристократических домах подавали английский ароматизированный чай. Все чайные принадлежности были изысканными.

Чаепитие у Каменских

Купеческое чаепитие стало олицетворением русского чаепития. Обязательным атрибутом на столе был большой пузатый самовар, на котором возвышался красивый фарфоровый чайник. В чай добавляли сахар, лимон или сливки. Чтобы не обжечься, чай пили из блюдца. К столу подавали выпечку, орехи, мед, варенье и другие сладости, а также фрукты. За раз купцы и их домочадцы выпивали несколько чашек чая, их число могло доходить до 20 и более.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Крестьяне также любили пить чай, однако позволить себе китайский чай могли далеко не все. Поэтому чаще заваривали иван-чай, душицу, малину и другие растения. Твердый сахар часто ели «вприкуску», который, постепенно растворяясь во рту, придавал напитку сладость. Краем бедности считалось остаться без самовара.

И.С.Куликов. В крестьянской семье. 1902 год

Чайные традиции в России

Чайная церемония по-русски — это не только самовар с чаем, но и всегда стол, заваленный угощениями. К семейному столу подавали все лучшее, что было в доме. Поэтому чаепитие нередко становилось плотным обедом или ужином.

До 20 века на чайном столе наряду с самоваром, наполненным водой, всегда стоял заварник со свежеприготовленным ароматным чаем. Заваривать крепкий чай и затем разводить его кипятком в кружке стали лишь в конце 19 века, до этого его по несколько раз за чаепитие заваривали непосредственно в чайнике.

Самовар, завезенный в Россию Петром Великим из Голландии, со временем стал органичной частью русской культуры. В первую очередь по самовару гости судили о достатке и радушию семьи. Пузатые, начищенные до блеска самовары украшались завитками из металла, резьбой и росписью.

Своеобразен и русский чайный этикет. Например, после первой выпитой кружки гостю следовало отказаться от второй, и согласиться только после долгих уговоров хозяйки.

История русского чая насчитывает несколько столетий. За это время сменилось многое: уходили и приходили правители, шли войны, делались революции, менялся образ жизни людей. Однако чай остался одним из самых любимых русских напитков.

Почему мы чай называем «чаем»?

Разные пути проникновения чая — сухопутный в Россию и морской в Европу (прежде всего, в Англию) нашли свое отражение в языке. Так, русское слово «чай» происходит от северокитайского чтения иероглифа 茶 (чай) — chá. В провинции Гуандун, откуда португальцы с XVI века везли чай в страны Европы, Южной Америки и т.д., иероглиф 茶 также читался как cha, поэтому на португальском языке «чай» звучит как chá.

В конце XVI века Китай и Япония ввели морское эмбарго, после чего испанские и голландские колонисты были вынуждены переселиться на Тайвань, в то время еще свободный от контроля внешней торговли. Население находящейся рядом на материке провинции Фуцзянь занялось контрабандой чаем. На диалекте амой (или сямэнь) слово «чай» произносится как te, и именно это произношение переняли испанские и голландские колонисты. От них оно вошло в испанский, итальянский, французский, немецкий, английский и другие европейские языки.

Чайная экономика

Расходы по доставке чая из Китая в Россию были чрезвычайно высокими: таможенные сборы (составлявшие 80-120% от покупной цены), оплата возчиков и охраны и т.п., поэтому чай, особенно на первых порах, был весьма дорогим. Однако по мере развития транспортных коммуникаций он становился все дешевле и доступнее для широких масс.

В 1787 году русский купец Алексей Иванович Перлов (1751-1813) основал в Москве первую чаеторгующую компанию «Перлов с сыновьями». Он пошел на рискованный в то время шаг: отказался от закупки чая у посредников и стал напрямую закупать его у китайцев, для чего открыл контору в Кяхте. Благодаря этому удалось снизить цену на чай и получить преимущества перед конкурентами. Перлов и его потомки также занимались популяризацией чая в России, что принесло свои плоды.

К началу XIX века чай пили практически все слои населения, однако его потребление было крайне неравномерно распределено по регионам. До середины XIX века он был чрезвычайно популярен в Сибири и многих городах Европейской части России, однако его практически не знали на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону и в Белоруссии.

В 1886 году чай был включен в состав армейского пищевого довольствия. С середины 1890-х годов часть заработной платы нередко выплачивали чаем. К началу XX века русские пили чай больше всех в мире, за исключением, вероятно, китайцев. Интересно, что в тех районах, где был распространен чай, уменьшалось пьянство.

Чаепитие в Нижегородской губернии

Объемы продажи чая удваивались практически каждые 20 лет. Так, например, с 1800 по 1850 годы поставки выросли с 75.000 пудов до 360.000 пудов в год. В 1840-1850 годах почти 95% всего китайского импорта в Россию составлял чай, который оценивался в 5-6 миллионов рублей в год. В первые годы XX века в Российскую империю ввозили 57.000 тонн чая в год, в последующие годы перед революцией объемы продолжали увеличиваться. Перед Первой мировой войной общий оборот российской чайной торговли достигал нескольких сотен миллионов рублей в год.

Часть чая, ввозимого в Российскую империю из Китая, дальше шла на экспорт в Европу, США и другие страны. Крупными реэкспортерами были фирмы Перловых, Поповых, Боткиных и др. Нередко они продавали чай в Европе под собственными брендами или с маркировкой «Русский чай».

До начала XIX века в нашу страну поставлялся черный и зеленый чай практически в равных объемах, а затем большую популярность завоевал черный чай. Также в нашу страну поставлялись элитные сорта зеленого и желтого чая. Широко был распространен кирпичный (плиточный) чай — низкосортный зеленый или черный чай, прессованный в форме кирпичей.

Благодаря развитию транспортной инфраструктуры и росту объемов продаж, цены на чай постоянно снижались. Стоимость чая зависела от сорта. Так, в 1830-х годах элитные белые чаи, которые называли «ханскими» или «императорскими»,  стоили от 12-15 рублей за фунт, отдельные сорта продавались за 200 рублей и выше за полфунта. Цена на зеленые чаи начиналась от 7 рублей, на черные чаи — от 4,5 рублей за фунт. Высоко ценились фамильные чаи, выращенные в Китае представителями определенной фамилии или фирмы.

Около трети всего ввозимого в Россию чая было контрабандным — напрямую из Китая в обход государства, через Среднюю Азию, из Великобритании через Финляндию и др. Также существовали многочисленные фальсификаты. Подделывали, как правило, дешевые сорта, путем смешивания чая с различными добавками: спитой заварки из трактиров, опилок, песка и даже мелкой дроби. Из растительных суррогатов чаще всего добавляли иван-чай (копорский чай).

Широкое распространение чая среди широких масс населения Российской империи, а также политические и экономические проблемы в Китае (Опиумные войны, Тайпинское восстание, западная экспансия и т.п.) привели к ухудшению качества чая начиная со второй половины XIX века.

Извозчики

Бублики и баранки к чаю

Бублики и баранки – это печенье в форме кольца или круга. Они имеют нежный вкус и хрустящую текстуру, что делает их идеальным дополнением к чаю. Всего с одним бубликом или баранком можно насладиться чашкой чая, а приготовление этих сладостей не требует много времени и усилий.

Использование бубликов и баранков в русском чаепитии имеет давние истоки. Возникновение этих сладостей связано с появлением самоваров в России. С появлением самовара в XVIII веке стало популярным делать чай в больших количествах для всех членов семьи или гостей. Именно такое количество чая требовало подходящего сопровождения в виде разнообразных сладостей, и бублики и баранки стали первыми популярными исполнениями в качестве кондитерских изделий, подаваемых к чаю.

С течением времени русская чайная культура развивалась, и появились новые виды печенья и других сладостей, которые также стали популярными на чайном столе. Однако, бублики и баранки всегда оставались одними из самых популярных и традиционных сладостей, которые подавались к чаю.

В русской истории бублики и баранки имели особое значение, особенно для крестьян. В среди крестьянских семей бублики и баранки были символом достатка и изобилия. Баба-яга, одна из самых известных русских сказочных героинь, всегда была ассоциирована с чайными сервизами и верхнюю часть самовара.

Использование самовара в русском чаепитии также имеет долгую историю. Изначально самовары были привезены в Россию из Китая. С течением времени, самовары стали неотъемлемой частью русской культуры и были использованы для приготовления и сервировки чая.

В современной русской культуре чаепитие со сладостями является одним из самых популярных и распространенных ритуалов. Бублики и баранки по-прежнему остаются одними из самых популярных сладостей, которые подаются к чаю. Благодаря этим традициям и использованию самовара, русское чаепитие стало символом гостеприимства и уютной атмосферы.

История русского чая

История чая в России берет начало в 17 веке. Все началось с необычного подарка, присланного царю Михаилу Романову китайскими купцами. Это были 4 пуда (65 кг) чайных листьев.

До появления чая на Руси любили пить медовуху, квас, кисели, морсы и сбитень. Медовуху — слабоалкогольный напиток с медом — распивали по большим праздникам, кисель — для поднятия духа, ягодный морс и квас — для утоления жажды летом.

Вошли в моду атрибуты русской чайной церемонии — фарфоровая посуда, самовар, заварник, подстаканник. Появились новые промыслы и ремесла. Например, в Туле, дореволюционном лидере по производству самоваров, в конце 19 века работало 30 самоварных фабрик, которые ежегодно выпускали до 120 тысяч изделий.

В 19 веке были популярны сорта «Жемчужный отборный», «Юнфачо с цветами», любимый купечеством «Императорский лянсин» и элитный «Серебряные иголки». В народе научились ловко подделывать их, окрашивая спитую заварку и даже сушеные листья березы. Такого рода мошенничество наказывалось очень жестко. Подделывать чай прекратили лишь к 30-м годам 20 века, так как это стало неактуально.

Янлоудун и Ханькоу — центры чайной торговли в Китае

Чай, который продавали в России, выращивали в основном в провинциях Хубэй и Хунань. Особенно славился чай с холмов на юго-западе нынешнего округа Сяньнин 咸宁. Центром чайной торговли с Россией долгое время был небольшой городок Янлоудун 羊楼洞 (ныне — в городском уезде Чиби 赤壁 городского округа Сяньнин пров. Хубэй), расположенный недалеко от нынешнего Уханя. Во времена правления династий Сун (960-1279) и Мин (1368-1644) чай оттуда поставляли в Монголию, где его меняли у степных кочевников на лошадей. Из Монголии чай и монгольская традиция чаепития распространились среди народов Сибири.

Первоначально чайная торговля в Китае находилась в руках китайцев. После Второй Опиумной войны (1856-1860) для международной торговли был открыт город Ханькоу 汉口 (ныне — часть Уханя). В 1863 году русские купцы обосновались в Янлоудуне и Ханькоу, где наряду с британской, французской и немецкой торговыми концессиями появилась русская. В 1873 году Семён Васильевич Литвинов основал в Ханькоу фабрику кирпичного чая «С.В.Литвинов и Ко». Его основным конкурентом стала фабрика «Токмаков, Молотков и Ко». Вскоре здесь появились и другие чайные фабрики. Значение Янлоудуна начало постепенно снижаться. К концу XIX века европейские чаеторговцы переориентировались в основном на торговлю индийским и цейлонским чаем, и русская концессия процветала.

Русская концессия в Ханькоу, фото 1910 года

Между 1880 и 1882 годами в Ханькоу была построена церковь Святого Александра Невского, ставшая духовным центром русской концессии. В 1891 году цесаревич Николай во время своего Восточного путешествия посетил Ханькоу, где ему преподнесли хлеб на блюде из прессованного чая.

Церковь Александра Невского в Ханькоу

Поклонники и враги

Тем не менее, не все в то время положительно воспринимали, по сути, безвредную заморскую привычку. Практически беспрерывно выпускались брошюры с антипропагандой «дьявольского» напитка, вредного и пожароопасного из-за тотального увлечения самоварами. В подобных листовках также нередко говорилось, что чай из Китая не только разрушает традиции прошлых поколений, но и разоряет российскую казну. Среди чайных ненавистников были и достаточно известные личности, например, православный святой Серафим и популярный публицист Александр Бакунин.

В 1874-м многократно издавалась брошюра, напоминающая всем россиянам о вреде этого питья для телесного и морального здоровья.

Но никакие листовки и голословные атаки недоброжелателей не мешали укреплению новой для россиян бытовой новинки. История чая сделала еще один виток, когда был принят указ о специальном довольствии армии, в которое входил и заграничный напиток. Его выдавали дозорным на Кавказе, солдатам в Сибири.

Постепенно китайский зеленый чай входил в быт и сердца миллионов людей. Дольше всех продержались старообрядцы. Но даже они к наступлению XX века «сложили свое оружие» перед столь восхитительным горячим напитком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: