Три цвета зимнего дворца: как изменилась главная резиденция русских императоров

Архитекторы и приемущества проекта

Идея о создании Зимнего дворца в Санкт-Петербурге принадлежит Петру I, который нанял лучших архитекторов своего времени для реализации своей задумки. Главной фигурой в проекте стал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который был приглашен самим императором из Италии. Он привнес в проект свою уникальную визию и опыт работы над подобными сооружениями.

Одним из преимуществ проекта Зимнего дворца было то, что он сочетал в себе элементы разных архитектурных стилей, таких как барокко, классицизм и рококо. Такой подход дал возможность создать удивительно красивое и гармоничное здание, которое стало настоящей жемчужиной Санкт-Петербурга.

Еще одним преимуществом проекта была его масштабность. Зимний дворец был одним из самых больших зданий своего времени. Он имел 32 фасада, около 1500 комнат и более 400-метровую фронтальную сторону. Это позволяло приемущественно расположить не только жилые помещения для императорской семьи, но и различные культурные и государственные учреждения, такие как музеи и архивы.

Ролан Мезони

Ролан Мезони – один из видных архитекторов и искусствоведов, сыгравших важную роль в истории создания Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Родившись во Франции, Мезони смог прославиться в России и воплотить свои идеи в этом величественном здании.

Мезони предложил смелый проект Зимнего дворца, отличающийся грандиозностью и элегантностью. Он задумал здание в стиле архитектуры Возрождения, с фасадом из камня и граните, а также с характерными колоннами и статуями, придающими ему величественный вид.

Ролан Мезони также разработал план интерьера Зимнего дворца, в котором предусмотрел роскошные залы, витражи и картины, создающие великолепную атмосферу. Его уникальное видение искусства и архитектуры сделало Зимний дворец символом первых лет Петербурга, привлекая множество посетителей и восхищая их своей красотой и изысканностью.

Ролан Мезони стал важной фигурой в истории архитектуры и одним из ключевых создателей Зимнего дворца. Его талант и профессионализм позволили ему воплотить свои амбициозные идеи в жизнь, создав знаменитое здание, которое по праву считается одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга

Дизайн интерьера

Дизайн интерьера Зимнего дворца отличается роскошью и великолепием

Он отражает важность и величие здания, а также символизирует мощь и богатство императорской семьи

Основной стиль интерьера Зимнего дворца можно охарактеризовать как классицизм. Четкость линий, симметричность расположения мебели, изящество и строгость – все это характерные особенности дизайна.

Потолки Зимнего дворца украшают великолепные фрески, выполненные известными художниками. На стенах помещений расположены картины, выполненные в жанровом стиле, иллюстрирующие исторические события и портреты влиятельных личностей.

Мебель в Зимнем дворце также выполнена в классическом стиле. Она оснащена узорчатой резьбой, элегантными латунными фитингами и отделкой, выполненной из натурального дерева и шелка.

Окна Зимнего дворца украшает изящные занавеси и портьеры, выполненные из ткани с роскошным узором. Они погружают помещения в атмосферу роскоши и элегантности.

Важным элементом интерьера Зимнего дворца являются светильники и люстры. Они выполнены из хрусталя и бронзы, создавая впечатление волшебства и блеска.

Магнетизм и привлекательность проекта

Зимний дворец – это величественное сооружение, которое сразу же привлекает взгляды и вызывает восторг у всех, кто его видит. Он символизирует мощь и величие Российской империи, став прекрасным примером архитектурного искусства эпохи Петра Великого.

Проект Зимнего дворца является уникальным сочетанием разных стилей и направлений: барокко, классицизма и рококо. Это гармоничное соединение создает неповторимый облик здания, который отличает его от других архитектурных сооружений того времени.

Кроме своей прекрасной внешности, Зимний дворец также имеет огромную историческую ценность. Внутри его стен хранятся множество произведений искусства, ценные коллекции и экспонаты, которые отражают историю и культуру России.

С каждым годом Зимный дворец становится все более популярным среди туристов и гостей города. Множество людей приезжают сюда, чтобы полюбоваться его красотой и ощутить дух истории

Он притягивает внимание не только своей величественностью, но и посещаемостью различных выставок, концертов и мероприятий, которые проходят здесь

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.

В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.

Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.

По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.

После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.

Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания

Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения

По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.

Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.

После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.

В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

История создания Зимнего дворца: символ первых лет Петербурга

Зимний дворец был построен в середине XVIII века и стал одним из символов первых лет существования Санкт-Петербурга. Это величественное здание, олицетворяющее мощь и величие Российской империи.

История создания Зимнего дворца тесно связана с именем Петра I. Именно он в 1703 году решил основать новую столицу России на пустыре около Невы. Зимний дворец стал одним из первых зданий, возведенных на пустом месте. Отличительной особенностью новой столицы было преображение природного ландшафта, и Зимний дворец стал главной культурной достопримечательностью города.

Строительство дворца началось в 1732 году и заняло более десяти лет. В процессе работы использовались самые современные для того времени строительные технологии. Была задействована огромная рабочая сила, которая превратила пустырь в грандиозное здание.

Зимний дворец стал не только символом Российской империи, но и местом проведения важных исторических событий. Здесь проходили приемы, коронации, балы, а также проводились заседания Государственного Совета. Дворец стал свидетелем многих важных решений, которые влияли на историю России.

На протяжении своего существования Зимний дворец неоднократно перестраивался и реконструировался. Он выглядел все по-разному: от классицизма до эпохи Петра I. Однако, несмотря на все изменения, Зимний дворец остается символом первых лет Петербурга и привлекает туристов со всего мира своей красотой и историческим значением.

Режим работы и экспозиции Зимнего дворца

Зимний дворец на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге работает каждый день, кроме понедельника. Зайти на территорию музейного дворцово-паркового комплекса можно с 11:00 до 16:00—18:00 в зависимости от дня недели. Запуск туристов на территорию осуществляется каждые полчаса, а продолжительность прогулки составляет два часа. Пункт контроля необходимо пройти в течение 30 минут после обозначенного на билете времени.

При выборе маршрутов №1 и №2 вход в Главный музейный корпус обеспечивается со стороны Иорданской и Церковной лестниц. Заинтересованные античными и западноевропейскими экспозициями смогут рассмотреть содержимое Парадных залов, а также Старого и Нового Эрмитажей. Второй маршрут предполагает осмотр внутреннего обустройства жилых помещений дворца, русских и восточных экспозиций, а также некоторых европейских коллекций.

Третий маршрут предназначен для тех, кто уже знаком с выставками Зимнего дворца и интересуется экспозициями недавно обновлённого Главного штаба. В восточном крыле находятся помещения, объединенные атриумами и стеклянными мостиками. Для осмотра доступна выставка изделий Фаберже, а также галереи с произведениями искусства в стилях модерн, импрессионизм и постимпрессионизм (включая работы Пабло Пикассо и Мориса Дени).

Обилие зимних дворцов

Свадебные палаты Петра I

Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей,там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам,двухэтажный,из дерева и с высоким крыльцом.

Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.

Первый дворец — Свадебные палаты

Public domain/wikipedia.org

Дворец Петра I

В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.

Второй дворец -Зимний дворец Петра I

Public domain/wikipedia.org

Дворец Анны Иоанновны

После своего восхождения на престол в 1730 году,императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.

По проекту архитектора,дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина,Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.

Третий дворец -Анны Иоанновны

Public domain/wikipedia.org

Фасады здания были направлены на Неву,Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов,более 100 спален,галерея,театр,большая капелла,служебные и караульные помещения,комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения,конюшни и сараи.

Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице,Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.

Чтобы уместить их все,пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса,а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько,что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.

Последний Зимний дворец

Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.

К тому же,9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков,плотников,столяров,литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.

Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола,строительство закончилось только при Екатерине II.

Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли,который занимался проектированием,с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.

История строительства

Строительство последнего дворца затянулось на 8 лет. По замыслу архитекторов и императрицы это должно было быть самое грандиозное здание в Санкт-Петербурге, превосходящее все возводившиеся до этого резиденции. Оно должно было стать символом императорской власти, государственной мощи и богатства.

Интересный факт! Согласно проекту, в здании было около 1 500 комнат, а общая площадь составила около 60 000 кв. м.

В 1762 году императорский дворец принимал пришедший к власти Петр III, так как Елизавета Петровна умерла за год до окончания строительства. При этом отделочные работы продолжались уже при Екатерине II, ставшей императрицей в этом же году в результате дворцового переворота.

Оформлением интерьеров Зимнего дворца занимались архитекторы под руководством И.И. Бецкого.

Интересные факты

Настоящим символом Зимнего дворца в целом и Эрмитажа в частности стали усато-полосатые защитники музейных ценностей от грызунов. История эрмитажных котов началась при Елизавете Петровне, выписавшей из Казани несколько десятков мышеловов. Каждый год весной проходит праздник — «День эрмитажного кота». В этот день все желающие могут пройти в подвалы музея, покормить котиков и поиграть с ними. Еще, любому животному можно подарить дом.

Зимний дворец входит в состав почти всех обзорных экскурсий по Санкт-Петербургу. Обязательно приходите, будет интересно!

Фотография: Shutterstock

Рождение Эрмитажа

До конца не понятно, почему Екатерина решила заняться коллекционированием картин. Скорее всего, таким способом она хотела закрепить за собой образ просвещенной императрицы, кроме того, стремилась привнести в российскую культуру дольку западного мира, из которого, собственно, и происходила. Не забывайте, что Екатерина II была немкой, русской крови в ней нет ни капли. Быть может, если бы не это обстоятельство, мы с вами никогда и не увидели бы величайшего музея мира.

7 декабря 1764 года императрица приобрела у пруссака Иоганна Гоцковского 317 картин фламандских и голландских мастеров (по другим данным 225 полотен). Среди авторов этих произведений были:

  • Рембрандт;
  • Рубенс;
  • Гольциус.

Екатерина Калиновская «Основание Эрмитажа Екатериной II» / vk.com/e_kalinovskaya

Полотна Екатерина поместила в один из уединенных флигелей Зимнего дворца, который был закончен в 1762 году, то есть уже под руководством новой императрицы.

Было ли это полноценным музеем? Скорее нет, чем да. Дело в том, что посторонним людям вход в это помещение был категорически запрещен, предназначалось собрание картин исключительно для самой императрицы и ее приближенных из числа самых знатных, богатых и влиятельных дворян в Российской Империи. В том же 1764 г. было начато строительство так называемого «малого Эрмитажа» по проекту Фельтина. Это помещение, законченное к 1775 году, было изначально спроектировано для размещения в нем предметов живописи – не как в Зимнем дворце.

Слово Эрмитаж дословно переводится на русский язык, как «приют отшельника». Версии происхождения названия, присвоенном коллекции живописи самой Екатериной, разные. Согласно одной из них, императрица хотела подчеркнуть им свое отдаление от родины. Другая версия – Эрмитаж должен был стать «приютом» для множества картин.

Екатерина Балобанова «Екатерина Великая.Создание Эрмитажа» / artlib.ru

История Зимнего дворца

История Зимнего дворца начинается ещё до возведения того сооружения, которое восхищает сегодня посетителей. На протяжении пяти десятков лет до его появления в Петербурге было пять императорских резиденций, первая из которых была построена зодчим Трезини в начале XVIII века для Петра Первого. Это был небольшой домик, ставший свадебным подарком императору и Екатерине I от Александра Меншикова.

Однако домик оказался темноват, и спустя пять лет немецкий зодчий Георг Иоганн Маттарнови приступил к возведению новой резиденции у самой реки. В отличие от простенькой предыдущей, её фасады были декорированы, были проведены отопление и канализация. Помимо жилого помещения, к дворцу примыкала галерея, эллинг для небольшого судна императора и маленький садик с клумбами. А при Екатерине I здание начало расширяться.

К работам по расширению дворца был привлечен итальянский зодчий Доменико Трезини. Планировалось построить на месте множества небольших сооружений, выполненных в разное время, здание в два этажа. Екатерина I не застала окончание строительства, и после её кончины здание не пользовалось расположением, так как юный император Пётр II лишил Петербурга статуса столицы и переехал в Москву.

Но спустя пару лет Анна Иоанновна, взошедшая на престол, отменила решение предшественника и переехала жить в Зимний дворец, в котором снова начались строительные работы сначала под руководством Доменико Трезини, а затем — Франческо Растрелли. Среди основных процессов перестройки сооружения были замена крыши и включение в дворцовый комплекс придворного театра. В таком виде Зимний дворец простоял около двадцати лет.

Когда строительство было в самом разгаре, императрица пожелала увеличить высоту здания до 22 метров, отказавшись от предложения Растрелли построить дворец в другом месте. Так как первый проект архитектора не соответствовал новой прихоти Елизаветы, нужно было начинать всё с нуля: для этого здание было полностью разрушено, включая соседские имения. Строительство отличалось размахом, поэтому продолжалось восемь лет.

Когда основная работа была выполнена, на престоле уже оказалась Екатерина Великая, так что оформление интерьера происходило в соответствии со вкусом новой императрицы. Она же приступила к сбору коллекции произведений искусства для Эрмитажа и добавила в план архитектора ещё несколько сооружений рядом со зданием дворца для хранения картин. Эти постройки со временем объединят коридорами в дворцовый комплекс.

Первым серьёзным событием, произошедшим в стенах Зимнего дворца, стал пожар 1837 года. Бытует мнение, что это был один из наиболее масштабных пожаров за всё время существования империи. Более суток пылал огонь, три дня сооружения тлели, а для восстановления резиденции понадобилось два года работы. Причиной возгорания оказалась инженерная ошибка, допущенная при перестройке помещения архитектором Огюстом Монферраном.

Важное место Зимний дворец занял и в революциях, первая из которых была спровоцирована Кровавым воскресеньем — расстрелом мирной демонстрации, шедшей к резиденции императора с челобитной. В революции 1917 года власть над сооружением означала власть над страной: после свержения с престола императора дворец заняло Временное правительство, которое в ходе Великой Октябрьской революции здесь же было арестовано советами

Сразу после перехода Зимнего дворца к представителям советской власти здания бывшей императорской резиденции и Эрмитажа стали государственными музеями. На протяжении двух лет в гостевых помещениях сооружения, получившего название Дворца искусств, давали концерты, показывали кино, читали лекции и проводили заседания. Зимой 1920 года здесь открыли музей, посвящённый революции.

Ещё через год, в 1945-м, когда в Эрмитаж вернулось большинство эвакуированных экспонатов, здание с 69 экспозициями также уже ожидало посетителей. Съехавший из сооружения Музей Революции позволил заполнить картинами ещё более 70 комнат, и на сегодняшний день Зимний дворец и Эрмитаж представляют собой один из самых масштабных и известных музеев в мире с экспонатами, число которых почти достигает трех миллионов.

Экспозиции в Зимнем дворце

Кроме дворцовых интерьеров в Зимнем можно посмотреть артефакты древних цивилизаций. На первом этаже под Большим тронным залом выставлены предметы из захоронений египетских фараонов и знати. Всего в Эрмитаже хранят около семи тысяч экспонатов, связанных с историей и культурой Египта: саркофаги, фрагменты стен с рельефными рисунками, ступки, папирусы и свитки. Самым древним из них — около шести тысяч лет. В центральной витрине можно увидеть мумию жреца Падиисета. Он жил в VII веке до нашей эры и был похоронен в тройном деревянном саркофаге.

Экспозиция в Зимнем дворце. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Экспозиция в Зимнем дворце. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Экспозиция в Зимнем дворце. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Экспозиция в Зимнем дворце. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Экспозиция в Зимнем дворце. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На первом этаже — артефакты из разных уголков России: предметы быта и клады Алтая, Саяно-Алтая, Сибири, Северного Кавказа. На втором этаже расположены выставки французской живописи, декоративно-прикладного искусства Англии, Франции и других стран Западной Европы: гобелены, мебель, лаки. На третьем этаже представлена культура Востока: персидские блюда, серебряная утварь, иранская майолика, японские кимоно.

Верстка: Кристина Мацевич. Главная фотография: Николай Коржов / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: