Вкус второго фронта. ссср выиграл войну «благодаря ленд-лизу»?

Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941-1945. соколов б.в

Не вся техника шла в войска

Техника, какой бы необходимой и хорошей она ни была, сама по себе не воюет. Для управления танком, самолетом и автомобилем нужен механик-водитель, пилот и шофер, а для меткой стрельбы из пушки — артиллерист-наводчик. Их подготовка требует гораздо большего времени, нежели производство самих вооружений. Поэтому далеко не вся техника сразу поступала в действующую армию.

На этот счет есть весьма информативная таблица.

ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
таблица

Г.Ф.Кривошеев. Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил, М., 2001.

Видно, что порой количество танков, самолетов и артиллерийских орудий, находящихся на складах, значительно превышало их число в действующей армии. Это как раз связано с фактором подготовки кадров для управления всей этой техникой.

C.Burkett
Р-63«Kingcobra»—лучший истребитель поставлявшийся по ленд-лизу.

А еще эта таблица наглядно демонстрирует, что даже без поставок по ленд-лизу военной техники у Советского Союза было больше чем достаточно. И все же И.В.Сталин не отказывался от техники союзников. Интересно при этом, что лучшие ленд-лизовские истребители Р-63 Kingcobra вообще в войска не поступали! Все 2400 самолетов остались в тылу на хранении.

Хватало у нас, в общем-то, и собственных стратегических материалов, таких, как алюминий, медь, порох и бензин, однако и созданию их запасов Иосиф Виссарионович придавал большое значение.

Так для чего же нужна была вся эта «лишняя» военная техника? Почему он накапливал боеприпасы и стратегическое сырье? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности, если учитывать реалии того времени и печальный опыт взаимоотношений с гитлеровской Германией.

timpul.md
3332 английских лёгких танков «Валлентайн» было получено по ленд-лизу.

Но война вполне могла оказаться и «горячей». Американцы с англичанами в 1945-м всерьез просчитывали варианты боевых действий против СССР. На их стороне должны были воевать и остатки разгромленного вермахта. Генерал Джордж Паттон едва ли не в открытую вещал, что американцы сражались не с тем противником и что надо было взять в союзники гитлеровскую Германию против сталинского Советского Союза. Генерал призывал «вышвырнуть русских из Европы».

Он откровенно писал: «Понимать русских у меня нет особого желания, если не считать понимания того, какое количество свинца и железа требуется для их истребления». Таких, как Паттон, было, к счастью, явное меньшинство, и потому новой войны в Европе удалось избежать. Но учитывать подобные настроения Сталин должен был. И учитывал.

В несомненную заслугу Сталину надо отнести тот факт, что он смог за счет будущих геополитических противников создать стратегический запас сырья и оружия. Для возможной войны с ними же!

theshermantank.com
«Шерман» хоть и уступал Т-34-85, но тоже был хорошим танком.

Заслуживает внимания и то, как Сталин определил валютный курс рубля к доллару для расчетов за поставки по ленд-лизу. Когда ему доложили, что доллар равен примерно семи рублям (до денежной реформы 1961 года), руководитель СССР безапелляционно заявил: «Хватит и четырех»!

Советский Союз понес наибольшие жертвы во имя победы над немецким нацизмом, но и наши союзники внесли в эту победу весомый вклад. Перед лицом страшной опасности для всего человечества государства с разным общественно-политическим строем и со многими противоречиями в своих геополитических интересах смогли договориться и объединиться.

Сегодня бывшие наши союзники по антигитлеровской коалиции уже сами создают огромную опасность для существования человечества. Их неуемные амбиции могут в любой момент привести к всемирной катастрофе. Хочется верить, что здравый смысл все же восторжествует.

«Они хотят, чтобы мы ползали перед ними на коленях»

В истории Великой Отечественной войны есть немало тем, вокруг которых кипят ожесточенные споры. Тема ленд-лиза — материально-технической помощи, оказанной Соединенными Штатами Советскому Союзу в годы войны — относится к таковым.

Статья по теме

Помощь «взаймы». Что такое «ленд-лиз»?

Мнения по этому вопросу отличаются кардинально — от полного отрицания значимости поставок союзников до тезиса: «Без американцев СССР проиграл бы войну».

Этот спор имеет очень давнюю историю. Начался он еще в разгар войны, когда СССР и США не были отодвинуты друг от друга пропастью идеологических противоречий.

В марте 1943 года посол США в СССР Уильям Стэндли, раздраженный тем, что в советской прессе мало уделяется места рассказу об американских поставках, заявил на пресс-конференции: «Российские власти, по-видимому, хотят скрыть факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная Армия сражается в этой войне одна».

Это высказывание посла вызвало настоящий скандал. Корреспондент Би-би-си в Москве Александр Верт писал в эти дни: «После бурных пятичасовых телефонных переговоров русская цензура пропустила текст выступления Стэндли. Сотрудники отдела печати (Наркоминдела) смотрели сердито. Главный цензор Кожемяко побелел от гнева, ставя свою визу на телеграмме. Его мать умерла в Ленинграде от голода… Другой русский сказал сегодня: «Мы потеряли миллионы людей, а они хотят, чтобы мы ползали перед ними на коленях только за то, что они посылают нам тушенку. А сделал ли когда-нибудь “добренький” конгресс что-либо такое, что не отвечает его интересам? Не говорите мне, что ленд-лиз — это благотворительность».

Полгода спустя Соединенные Штаты сменили посла.

При этом у Уильяма Стэндли были основания обижаться. Ведь за время его полуторалетнего пребывания в Москве тонкий ручеек поставок по ленд-лизу увеличился в несколько раз.

Когда в конце 1970-х годов снималась советско-американская документальная киноэпопея «Неизвестная война» (в советской версии — «Великая Отечественная»), ее ведущим стал знаменитый голливудский актер Берт Ланкастер. В серии «Блокада Ленинграда» американские сценаристы предполагали рассказать о помощи из США, в частности, о поставках тушенки. Но Ланкастер, познакомившийся с материалами о том, что пережили ленинградцы, упоминание об американской помощи вычеркнул. Актер, сам прошедший войну, сказал: при таком масштабе трагедии говорить об этом неуместно.

Раздача продуктовых наборов по ленд-лизу в Москве, 1945 г. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Сколько СССР заплатил за ленд-лиз

Несмотря на то, что США доставили в Советский Союз за время войны грузов почти на 11 млрд долл., к оплате подлежало не всё. Уцелевшая военная техника возвращалась, а гражданские поставки составляли меньшую часть от общей суммы. В 1946 году, когда на повестке дня встал вопрос о погашении задолженности, американцы оценили собственность, оставшуюся в СССР, в 2,6 млрд долл., но, учитывая тяжёлое положение послевоенной Европы, которой ещё предстояло восстановиться после разрушительной войны, снизили свои требования в два раза. История погашения долга оказалась довольно долгой и проблематичной. Начавшаяся холодная война затормозила переговоры о выплатах, а в СССР всё чаще стали принижать роль союзнических поставок, приводя в качестве доказательства своей позиции статистические выкладки конца войны, когда советская промышленность смогла встать на ноги и доля зарубежного оборудования и вооружения, очевидно, понижалась.

В 1948—1949 годах советские и американские представители пытались договориться о сумме выплат: первоначально Москва соглашалась погасить 170 млн долл., повысив позднее эту цифру до 200 миллионов. Вашингтон, в свою очередь, тоже шёл на некоторые уступки, например, снизил требования в 1949 году до 1 млрд долл. Однако различие в позициях сторон было настолько большим, что договориться о выплатах не удалось — да и внешнеполитическая ситуация не располагала к решению этой проблемы.

Договориться о порядках платежей, сроку их выполнения и об окончательной сумме удалось лишь в 1970-е годы, на фоне разрядки и благодаря серии встреч высокопоставленных советских и американских чиновников. В 1972 году стороны достигли соглашения, по которому СССР соглашался выплатить 722 млн долл. с процентами до 2001 года. Первый транш в 48 млн долл. был осуществлён уже в следующем году, однако новый виток напряжённости в отношениях Советского Союза и Соединённых Штатов стал причиной прекращения намеченных выплат.

Мемориал в Аляске, посвящённый ленд-лизу. Отсюда в Сибирь переправлялись самолёты. (commons.wikimedia.org)

Лишь на закате перестройки, перед самым распадом СССР, страны смогли договориться о выплатах. В 1990 году была определена новая сумма (674 млн долл.) и сроки погашения (2030 год). Казалось, что проблема наконец решена, но исчезновение Советского Союза с политической карты мира породило новые проблемы.

Было необходимо решить, какую долю от общего долга возьмёт на себя каждая из бывших советских республик. Большая часть из них отказалась выполнять обязательства по ленд-лизу, из-за чего Россия как правопреемница СССР заключила с оставшимися особые договоры, в которых брала на себя долговые обязательства в обмен на отказ новых независимых стран от своих долей в активах исчезнувшего государства. После этого платежи возобновились. В 2006 году Россия окончательно погасила свой долг перед США, совершив последний транш 21 августа.

«Это был акт расчетливого эгоизма»

Американский историк Джордж Херринг писал: «Ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».

Дело не только в том, что американцы платили железом в битве, где другие платили большой кровью.

Вышедшая из «великой депрессии» американская промышленность в годы войны получила колоссальный объем заказов и переживала бурный рост. Американец Стадс Теркел в книге «Правильная война» писал: «Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время».

Исключительное экономическое положение Соединенных Штатов и доллар как главная валюта мировой финансовой системы — это результаты Второй мировой войны, в которую Вашингтон вкладывался поставками по ленд-лизу.

Мудрый Анастас Микоян, в качестве наркома внешней торговли СССР непосредственно занимавшийся приемом поставок по ленд-лизу, через много лет после войны обмолвился: «Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали».

Значение ленд-лиза для СССР

Уже после войны, когда социалистический и капиталистический блоки вступили в противостояние друг с другом, не было принято поминать добрым словом союзническую помощь. СССР справился бы своими силами без США и Великобритании, а та техника, которую поставляли из-за рубежа, зачастую была плохого качества или приходила в порты уже в неисправности. Однако в большей степени такая оценка была порождением набиравшей обороты антизападной пропаганды. Даже после войны звучали авторитетные положительные оценки. Ярким примером могут служить слова Георгия Жукова: «Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии».

Простые статистические подсчёты показывают, насколько важной оказалась помощь союзников особенно в начальный этап Великой Отечественной войны. В то время, когда почти две трети парка бронетехники оказались уничтожены или выведены из строя, американские и британские танки смогли залатать дыры

По подсчётам исследователей, в конце войны пятая часть бронетехники Красной армии была ленд-лизовской. На отдельных фронтах союзнические танки и БТРы составляли половину от общих сил: такая ситуация, например, была на Кавказе, где часто танки прямо с транспортов шли в бой. Советские военные хорошо отзывались о западной технике. Танкист Владимир Головачёв отмечал различие: «В наших танках всё приходилось делать вручную: и башню поворачивать, и пушку наводить, а в «Шермане» всё электрическое».

Огромное значение имели поставки грузовиков. Во Второй мировой войне важную роль играла мобильность, которая без моторизации откатывалась на десятки лет назад. Около трети автопарка СССР составляли союзнические грузовики, которые не только обеспечивали логистику, но также служили базой для ракетного вооружения. Большинство «Катюш», выпущенных в годы Великой Отечественной войны, использовали в качестве основы шасси «Студебеккера». В самих Соединённых Штатах этому грузовику применения не нашли — но в Советском Союзе он стал символом ленд-лиза. Водители любили его за неприхотливость в обслуживании и надёжность — многие машины, выкупленные у США, использовались в экономике ещё 20 лет, пока советские конструкторы не придумали им достойную замену.

Советские солдаты на «Студебеккере» в Будапеште. (commons.wikimedia.org)

Самолёты тоже сильно повлияли на ситуацию на фронте в первые месяцы войны, когда значительная часть советского авиационного парка оказалась уничтожена. Советские лётчики пересаживались на зарубежные «Харрикейны» и «Спитфайры» и зачастую не хотели возвращаться к советским самолётам.

Ленд-лиз сыграл положительную роль и для союзников. Дело не только в том, что поставки укрепили вооружённые силы СССР и не дали вермахту разгромить Красную армию. Польза от поставок была и чисто экономическая. Советские заказы нагружали военную промышленность Соединённых Штатов, заставляли заводы расширять производство. Во многом благодаря этому, когда в декабре 1941 года американцы вступили во Вторую мировую, они были готовы с экономической точки зрения к противостоянию.

От самолетов до спирта: что получил товарищ Сталин от мистера Рузвельта?

Первоначально закон о ленд-лизе распространялся на Британскую империю и Китай.

Уже 22 июня 1941 года США и Великобритания выразили готовность оказать материально-техническую помощь СССР в войне с Третьим рейхом.

1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня 1942 года. Закон о ленд-лизе был официально распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Советскому Союзу был предоставлен заем на 1 миллиард долларов. В течение войны было подписано еще три протокола, продлевавшие период действия поставок. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года, но в реальности действовала еще так называемая «Программа 17 октября», в которую входили поставки для нужд советско-японской войны, которую СССР обязался начать после окончания боевых действий в Европе. После разгрома Японии все поставки в СССР были окончательно остановлены.

Современные историки оценивают общую стоимость грузов, поставленным союзникам США по программе ленд-лиза, в 50,1 миллиарда долларов (612,88 миллиарда долларов в ценах 2008 года). Из них более половины (31,4 млрд) пришлось на Великобританию). Советский Союз занимает твердое второе место — 11,3 миллиарда долларов. Поставки во Францию и Китай оцениваются в 3,2 и 1,6 миллиарда долларов соответственно. Всего же поставки по ленд-лизу осуществлялись в 42 страны.

Что же получил СССР по программе ленд-лиза? Всего с июня 1941 по сентябрь 1945 года союзниками было направлено в СССР 17,5 млн тонн различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн тонн. Разницу составляют потери союзников при уничтожении военных караванов.

В Советский Союз было поставлено 22 150 самолетов, 10 000 танков, 51 500 легковых внедорожников и вездеходов, 375 883 грузовых автомашин, 345 735 тонн взрывчатых веществ, 4 478 000 тонн продовольствия, 15 417 000 пар армейских ботинок, 331 066 литров спирта, 2 670 000 тонн нефтепродуктов и так далее.

Подразделение кавалерии и танковая часть Юго-Западного фронта на американских танках «Шерман», поставленных по ленд-лизу, 1943 г. Фото: РИА Новости/ Александр Капустянский

Пути поставок по лендлизу

  • Советская Арктика
  • Арктические конвои
  • Дальний Восток
  • Черное море

Больше всего грузов по программе лендлиза (46%) было перевезено из Аляски через Советский Дальний Восток

Сталин — Черчиллю 13 сентября 1941 года
«…Приношу благодарность за обещание ежемесячной помощи со стороны Англии алюминием, самолетами и танками.
Я могу лишь приветствовать, что Английское Правительство думает оказать эту помощь не в порядке купли-продажи самолетов, алюминия и танков, а в порядке товарищеского сотрудничества…»

Закон о лендлизе был подписан президентом США Рузвельтом 11 марта 1941 года. На Советский Союз он был распространен 28 октября 1941 года. Согласно этому закону страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, ни во время войны, ни после за эту помощь не платили и не должны были платить. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло бытьиспользовано

История лендлиза для СССР

Уже 30 августа 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль писал
министру своего кабинета лорду Бивербруку:«Я хочу, чтобы вы отправились в Москву вместе с Гарриманом, чтобы договориться о долгосрочных поставках русским армиям. Это можно осуществить почти исключительно за счет американских ресурсов, хотя у нас имеется каучук, сапоги и т. д. Необходимо сделать большой новый заказ в Соединенных Штатах. Темпы поставок, разумеется, лимитируются портами и недостатком судов. Когда весной будут проложены вторые пути узкоколейной дороги от Басры к Каспийскому морю, эта дорога станет важным путем подвоза. Наш долг и наши интересы требуют оказания всей возможной помощи русским, даже ценой серьезных жертв с нашей стороны»
.

В тот же день Черчиль написал Сталину
«Я стремился найти какой-либо путь для оказания помощи Вашей стране в ее великолепном сопротивлении впредь до осуществления рассчитанных на более длительный период мероприятий, по поводу которых мы ведем переговоры с Соединенными Штатами Америки и которые послужат предметом Московского совещания»

Московский договор о снабжении СССР был подписан 1 октября 1941 года. Потом были заключены ещё три договора: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский

Письмо Сталина Черчиллю 3 сентября 1941 года
:«Приношу благодарность за обещание, кроме обещанных раньше 200 самолетов-истребителей, продать Советскому Союзу еще 200 истребителей… Должен, однако, сказать, что эти самолеты, которые, как видно, могут быть пущены в дело не скоро и не сразу, а в разное время и отдельными группами, не смогут внести серьезных изменений на восточном фронте…Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30 — 40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних)
»

Черчилль Сталину 6 сентября 1941 года
.«…3. По вопросу о снабжении. Мы…приложим все усилия к тому, чтобы Вам помочь. Я телеграфирую Президенту Рузвельту…и мы попытаемся еще до Московской конференции сообщить Вам о количестве самолетов и танков, которые мы совместно обещаем Вам посылать ежемесячно вместе с поставками резины, алюминия, сукна и прочего. Со своей стороны мы готовы посылать Вам из британской продукции половину того ежемесячного количества самолетов и танков, которые Вы просите…Мы приложим все усилия к тому, чтобы начать Вам отправку снабжения немедленно.
4. Мы уже отдали приказы о снабжении персидской железной дороги подвижным составом, с тем чтобы поднять ее нынешнюю пропускную способность с двух поездов в каждую сторону в сутки… до 12 поездов в каждую сторону в сутки. Это будет достигнуто к весне 1942 года. Паровозы и вагоны из Англии будут посылаться вокруг мыса Доброй Надежды после переоборудования их на нефтяное топливо. Вдоль железной дороги будет развита система водоснабжения. Первые 48 паровозов и 400 вагонов вот-вот должны быть отправлены…»

Ленд-лиз.

Ленд-лиз (от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), существовавшая в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. система передачи со стороны США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования, нефтепродуктов, сырья, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам – союзницам по антигитлеровской коалиции.

Идея ленд-лиза принадлежала президенту США Ф. Д. Рузвельту, стремившемуся оказать поддержку государствам, подвергшимся нападению германских и японских агрессоров. Закон о ленд-лизе принят Конгрессом США 11 марта 1941 г. Срок действия его неоднократно продлевался и распространялся не только на период войны, но и на первые послевоенные годы. Поставки осуществлялись на основе двусторонних соглашений между США и страной, получавшей помощь. В зависимости от условий эти соглашения подразделялись на 4 группы и регламентировали порядок оплаты или возмещения поставок, содержали обязательства стран-получателей в свою очередь предоставлять США сырьё, материалы и различные товары.

Соглашение о поставках в СССР по ленд-лизу подписано 11 июня 1942 г., однако фактически поставки начались с ноября 1941 г. и на 31 декабря 1945 г. их стоимость составила свыше 11,1 млрд долл., из которых на самолёты пришлось около 1,2 млрд, танки и самоходные артиллерийские установки – 618 млн, автомобили – около 1,15 млрд, суда – 689 млн, на артиллерию – 302 млн, боеприпасы – 482 млн, станки и машины – около 1,6 млрд, металлы – 879 млн, продовольствие – свыше 1,7 млрд долл.

По американским официальным данным, к концу сентября 1945 г. из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 600 пулемётов; из Великобритании (по 30 апреля 1944) – 3384 самолёта и 4292 танка; 1188 танков доставлены из Канады.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако, по мнению советской стороны, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе «британского прецедента» – пропорций при определении долга между США и Великобританией, которые были закреплены в марте 1946 г. Соглашение достигнуто не было из-за начавшейся «холодной войны». Только в октябре 1972 г. стороны подписали документ об урегулировании претензий по ленд-лизу на сумму 722 млн долл. (включая проценты), которую СССР обязался выплатить к 2001 г. при условии предоставления ему режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. К 1973 г. проведены платежи на сумму 48 млн долл. Однако в результате отказа США обеспечить оговорённые условия реализация соглашения о выплате долгов осталась незавершённой. В 1990 г. достигнута предварительная советско-американская договорённость об установлении окончательного срока погашения задолженности по ленд-лизу к 2030 г.

Ленд-лиз для Союза ССР

Первые грузы были отправлены в Советский Союз зимой 1941–42 гг. До места назначения они добрались очень поздно. К тому же, первая заявка от 30 июня 1941 г. оказалась удовлетворенной лишь на 0,5%. Об экспорте оружия речь пока не шла.

В июле 1941 г. экспортные поставки в страну из США оценивались всего в $ 6,5 млн ($ 110,2 или 7 069,9 млн руб. в ценах 2019 г.), к 1 октября было поставлено продукции на $ 30 млн ($ 508,5 или 32 630,445 млн руб. в новых ценах). До конца года сумма поставок составила $ 545 тыс. ($ 9 237,8 или 592 786,4 тыс. руб.). Это 0,075% от стоимости товаров, направленных странам антигитлеровской коалиции.

Рис. 2. Автомобили ленд-лиза на советской территории

За один лишь 1941 г. Советскому Союзу от Штатов и Великобритании было передано:

  • самолетов – 750,
  • танков – 501;
  • зенитных орудий – 8.

Интересная статистика! Сколько в России танков сейчас и было в прошлом.

Рис. 3. Погрузка пехотного танка «Матильда» по ленд-лизу

За первые два года войны, 1941 и 1942, из Соединенных Штатов поступило всего 7% грузов. Затем был 5-месячный перерыв, когда никаких поставок не было вообще. Объяснение этому в словах будущего президента США:

«Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше» (Г. Трумэн).

Таблица 2. Оружие, поступившее в Советский Союз по ленд-лизу в 1941-1945 гг., в сравнении и объемами отечественного производства, тыс. штук

Произведено, млн шт. Поставлено, тыс. шт. Поставки в % к производству
Самолеты 0,14 18,7 13,6
Танки и САУ 0,1 10,8 10,3
Пулеметы и пистолеты 6,2 105,4 0,2
Орудия и минометы 0,8 6,9 0,8
Мины и снаряды 0,8 17,4 0,2

Кроме того, тот же источник сообщает о поставленных в Союз ССР:

  • 345,7 тыс. т взрывчатых веществ;
  • 31,9 – динамита;
  • 903 – детонаторов;
  • 123,2 – тротила;
  • 127 – пороха;
  • 107,7 – толуола;
  • 842 – химикатов.

Поступили в СССР от компаний Штатов, Канады и Великобритании порядка 50 моделей автомобилей общим количеством 312,6 тыс. штук. Самым популярных среди них стал грузовик «студебеккер». Их было получено почти 100 тыс. В Красной Армии они, да еще «джипы» составляли к 1944 г. 70% парка, чем обеспечивали ее мобильность.

Функционал «студебеккеров» этим не ограничивался. На 20 тыс. этих ленд-лизовских автомобилей были установлены знаменитые «катюши», «ЗИС-6» для этих целей использовалось всего 600 шт.

Это интересно! Как менялось в России количество грузовых автомобилей.

В номенклатуре поставок были и другие позиции, объем помощи союзников по которым был сопоставим с объемом отечественного производства, иногда даже в разы превышал его.

Таблица 3. Поставки отдельных видов промышленной продукции в сравнении с союзным производством в 1941-1945 гг.

Произведено Поставлено Поставки в % к производству
Медь, тыс. т 534 404 76
Кобальт, т 340 470 138
Алюминий, тыс. т 283 301 106
Олово, тыс. т 13 29 223
Сахар, тыс. т 995 658 66
Жиры животные, тыс. т 565 602 107
Консервы мясные, млн банок 433 2077 480

Рис. 4. Раздача продуктовых наборов, полученных в порядке помощи из Штатов

Из Штатов и Канады в СССР по ленд-лизу поставлялся практически весь ассортимент продовольственных товаров.

Таблица 4. Продовольственные поставки по программе ленд-лиза

Продукты Производство в СССР Поставки в СССР Поставки в % к отечественному производству
Мука, млн т 61,5 0,51 0,8
Крупы, млн т 3,9 0,14 3,6
Макароны, тыс. т 949,5 0,16
Растительное масло, тыс. т 1194,5 347, 54 29,0
подсолнечное х 327,6 х
льняное х 16,9 х
хлопковое х 0,27 х
кукурузное х 0,99 х
оливковое х 0,16 х
соевое х 1,6 х
Маргарин, тыс. т 172 40,65 23,6
Мясо (все виды), тыс. т 2797,5 785,4 28,1
Рыба и консервы из нее, т 4608 0,13 0,0
Сахар, тыс. т 970 483,9 49,9
Шоколад, тыс. т 307
Концентрированные супы и мясные концентраты, тыс. т 6,5
Молоко, тыс. т
сухое 48
консервированное 17,5
Яичный порошок, тыс. т 69

Основная часть поставок по ленд-лизу пришлась на годы завершения коренного перелома в Великой Отечественной войне, 1943–1944 гг. Тогда же произошли изменения в составе грузов и вооружения, они уступили промышленному и медицинскому оборудованию, транспортным средствам и продовольствию.

Страсти по долгу

После окончания войны, в соответствии с условиями ленд-лиза, Соединенные Штаты предъявили ко всем получателям поставок счет для оплаты. По версии американской стороны, Советский Союз должен был заплатить 1,3 миллиарда долларов. На фоне стремительного охлаждения двусторонних отношений официальная Москва сочла подобные расценки грабительскими и объявила, что готова заплатить только 170 миллионов долларов. Переговоры шли несколько лет и успехом не увенчались — США снизили требования до 800 миллионов долларов, СССР подняли свою планку до 300 миллионов, но все это было очень далеко от компромисса.

Вопрос повис в воздухе на долгие годы, пока в 1972 году на фоне улучшения двусторонних отношений решение все-таки было найдено. Сошлись на 722 миллионах долларов, со сроком погашения до 2001 года. Первые два платежа состоялись в 1973 году — Советский Союз заплатил 48 миллионов долларов.

Музыка играла, однако, недолго. В США была введена санкционная поправка Джексона-Вэника, а Советский Союз в качестве ответной меры немедленно остановил выплаты по ленд-лизу.

В 1990 году состоялись новые переговоры, на которых договорились — СССР заплатит 674 миллиона долларов в период до 2030 года.

Но через год не стало Советского Союза, и вопрос снова оказался открытым. В апреле 1993 года правительство РФ заявило о принятии на себя ответственности по всем долгам СССР, что автоматически означало принятие на себя и долга по ленд-лизу.

Окончательно эта сумма долга была погашена в середине 2010-х годов. Впрочем, скептики отмечают — поскольку инфляция в данном случае не учитывалась, то общие выплаты и близко не равны той сумме, которая была объявлена США сразу после войны.

Американский грузовой автомобиль «Студебеккер», поставленный по ленд-лизу. 1945 г. Фото: РИА Новости/ Александр Фридлянский

Легендарные «Виллисы» и американская тушенка

Насколько значимы были эти поставки? Однозначного ответа тут нет.

В 1948 году председатель Госплана СССР Николай Вознесенский в работе «Военная экономика СССР в период Отечественной войны писал: «Если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%».

Американские эксперты оценивали поставки выше, однако и по их данным вся союзная помощь СССР не превысила 1/10 советского производства вооружений.

Но это только средняя температура по больнице. А вот, например, доля поставленных союзниками грузовых автомобилей и джипов в автопарке Красной Армии составила целых 64 процента. «Виллисы» и «Студебеккеры» в военный и послевоенный период в СССР стали народными легендами, память о которых сохранилась и по сей день.

Больше 70 процентов паровозов, работавших на железных дорогах СССР в годы войны, были поставлены союзниками. А ведь от надежной работы железных дорог зависело очень многое.

Поставки самолетов в процентном отношении не столь впечатляющи, но надо вспомнить, что многие советские асы-истребители, в том числе легендарный Александр Покрышкин, сражались на знаменитых американских «Аэрокобрах».

И опять-таки, нельзя не упомянуть о пресловутой американской тушенке. «Второй фронт», как иронично называли банки с мясом советские солдаты, сыграл большую роль. Поставки тушенки составили 480 (!) процентов от аналогичного советского производства.

Благодаря американской тушенке советский солдат был сыт, а между голодным и сытым воином дистанция огромного размера.

Грузовые автомобили «Студебекер», приготовлены для отправки на фронт. Резерв Ставки Верховного главнокомандования. Район Можайска, 1944 г. Фото: РИА Новости/ Борис Антонов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: