Тихий дон

Введение

Михаил Шолохов начал писать «Тихий Дон» в двадцатилетнем возрасте в1925 году и завершил в 1940-м. Задумывалась книга как вполне традиционное для советской литературы повествование о жестокой борьбе за победу советской власти на Дону осенью 1917-весной 1918 годов. Однако вскоре автор отказался от первоначального замысла. И весь первый том его романа о другом: о жизни и быте донских казаков .Замысел «Тихого Дона» приобрёл чёткие контуры и ясные очертания к началу 1927 года. Этому предшествовала работа над романом «Дощина». Шолохов говорил, что его намерения были сравнительно скромными: «Начал писать роман в 1925 году. Причём первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса Начал с этого».

В середине двадцатых годов созрели объективные исторические предпосылки осмысления пройденного пути, был накоплен творческий опыт, сложились традиции, которые могли стать опорой новаторских исканий, важнейшим условием создания эпоса революции. Писатель, работая над «Тихим Доном», опирался на прозу тех годов, творчески усваивая уроки своих предшественников.

Прижизненные издания романа[править]

1928—1929
  • Тихий Дон. Книга первая. — М.Л.: Московский рабочий, 1928. — 464 с. — 1-е изд. 10 000 экз., пер.; 3-е изд. — 1929, 10 000 экз.; 5-е изд. — 1929, 5000 экз.; 6-е изд.— 1929, 5000 экз. (РАПП. Новинки пролетарской литературы)
  • Тихий Дон. Книга вторая. — М.Л.: Московский рабочий, 1929. — 478 с. — 1-е изд. 10 000 экз., пер.; 3-е изд. — 1929, 10 000 экз.; 5-е изд. — 1929, 5000 экз.; 6-е изд. — 1929, 5000 экз. (РАПП. Новинки пролетарской литературы)
  • Тихий Дон. Книга первая. — М.Л.: ГИЗ, 1929. — 383 с. — 100 000 экз. (Дешёвая библиотека Госиздата)
  • Тихий Дон. Книга вторая. — М.Л.: ГИЗ, 1929. — 416 с. — 100 000 экз. (Дешёвая библиотека Госиздата)
1931—1935
  • Тихий Дон. Книга третья. — М.: ГИХЛ, 1933. — 478 с. — 1-е изд. 15 000 экз.; пер.
  • Тихий Дон. Книга первая. — М.: ГИХЛ, 1933. — 399 с. — 50 000 экз.; пер. (Дешёвая библиотека ОГИЗА)
  • Тихий Дон. Книга вторая. — М.Л.: ГИХЛ, 1933. — 416 с. — 100 000 экз.; пер. (Дешёвая библиотека ОГИЗА)
  • Тихий Дон. Книга третья. — М.: ГИХЛ, 1933. — 420 с. — 100 000 экз.; пер. (Дешёвая библиотека ОГИЗА)
  • Тихий Дон. Книга первая. — М.: Гослитиздат, 1935. — 399 с. — 75 000 экз.; пер. (Книгу социалистической деревне)
  • Тихий Дон. Книга вторая. — М.: Гослитиздат, 1935. — 416 с. — 75 000 экз.; пер. (Книгу социалистической деревне)
  • Тихий Дон. Книга третья. — М.: Гослитиздат, 1935. — 440 с. — 100 000 экз.; пер. (Книгу социалистической деревне)
1935—1937
  • Тихий Дон. Книга первая. — Илл. С. Г. Королькова. — М.: ГИХЛ, 1935. — 405 с. — 20 000 экз.; пер.
  • Тихий Дон. Книга вторая. — Илл. С. Г. Королькова. — М.: ГИХЛ, 1936. — 397 с. — 20 000 экз.; пер.
  • Тихий Дон. Книга третья. — Илл. С. Г. Королькова. — М.: ГИХЛ, 1937. — 424 с. — 20 000 экз.; пер.
1940—1945
  • Тихий Дон. Книга четвёртая. — М.: Гослитиздат, 1929. — 536 с. — 200 000 экз.; пер.
  • Тихий Дон. Роман (в четырёх книгах). — Гравюры по рис. С. Г. Королькова. (Вступит. статья и словарь местных слов и оборотов речи Ю. Лукина) — М.: ОГИЗ, 1941. — 707 с. — 100 000 экз.; пер. — Заказ № 408 Тираж 100 000 (1—15000 экз.) Подписан в печать 08.02.1941; Заказ № 188 Тираж 100 000 экз. (15001—50000) Подписан в печать 28.03.1941.
  • Тихий Дон. Роман (четыре книги в одном томе). — Художник Е. Кршижимановский. (Словарь местных слов и оборотов речи Ю. Лукина) — Ленинград: ОГИЗ, 1945. — 704 с. — 125 000 экз. Заказ № 266. Подписан в печать 17.11..1945; Учётно-авт. листов 86, 2. Печатных листов 44.

Главное

«Тихий Дон» Михаила Шолохова – роман-эпопея о судьбе народа накануне и в начале Первой мировой войны, в годы революции и Гражданской войны. Это самое значительное произведение писателя, в котором беспредельной широтой и высочайшей точностью запечатлен истинно народный взгляд на человеческие ценности. Но «Тихий Дон» -это уже давно больше, чем роман, это образ реки, казачьих станиц по берегам, старых куреней, образ свободы и воли. С этими образами в первую очередь связана территория Верхнего Дона, места, где проходили жизнь и творчество великого писателя. Тонкое переплетение личности и судьбы писателя, исторических событий, его литературных героев, особенностей культуры и природных красот тех мест, где он жил и творил, создают притягательность удивительного края «Тихого Дона».

Литература

Слайд 5РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА М.ШОЛОХОВАМировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (1928 —

1-2 тт., 1932 — 3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) о донском

казачестве в период Первой мировой войны и Гражданской войны. «Тихий Дон» – это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, поэтому его называют эпопеей. Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон» со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки, на английском языке перевод появился уже в 1934 году.Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Указанный роман посвящён коллективизации на Дону и движению «25-тысячников». Здесь высказана авторская оценка хода коллективизации; образы главных персонажей и картины коллективизации не однозначны. Первый том опубликован в 1932 году. Второй том «Поднятой целины» был утрачен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен позже, опубликован он был в  1959 году. В 1960 М.Шолохов за роман «Поднятая целина» был удостоен Ленинской премии.Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.Впоследствии М.А. Шолохов опубликовал несколько отрывков из недописанного романа «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969), рассказ «Судьба человека» (1956). В 1941—1945 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942), а в первые послевоенные годы — несколько публицистических текстов патриотической направленности («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.).

Сюжет[править | править код]

Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между — годом. В центре сюжета жизнь казацкой семьи Мелеховых прошедшей через Первую мировую, и Гражданскую войну. Всё пережили Мелеховы с хуторянами и со всем вольным донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу в живых остаются Григорий Мелехов, сын Миша и сестра Григория Дуня.

Главный герой книги Григорий Пантелеевич Мелехов, крестьянин, казак, офицер. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять с кем ему остаться с красными, или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания (на русско-германской войне), а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией на гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться.
Также мечется Мелехов между двумя женщинами : сначала нелюбимой женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей: Полюшки и Мишатки, и соседкой Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любви Григория. И обеих женщин он не смог сохранить.

В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к остаткам своей семьи, сыну и к родной земле.

Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX-го века: обряды и традиции характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской.

Файл:Tihiy Don Aksinya Grigory.jpg Григорий и Аксинья. Художник С. Корольков. Иллюстрация к одному из первых изданий 1930 г

Тихий Дон» − роман-эпопея молодого писателя

Рождение романа – эпопеи «Тихий Дон» связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914 – 1918 годов, Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20 – годы почти одновременно стали работать: М .Горький – над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А .Н .Толстой – над эпопеей «Хождение по мукам», М .Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон». Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.

Роман – эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М .Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. «Тихий Дон» — сложнейшее произведение, охватывающее огромный отрезок времени, множество исторических событий, большое количество действующих лиц. Шолохов стремился представить (и ему это удалось в полной мере) картину русской действительности начала 20 века, срез целой эпохи. М. Шолохов начал писать «Тихий Дон» в двадцатилетнем возрасте в 1925 году и завершил в 1940 году. В быстром наступлении творческой зрелости Шолохова была своя закономерность: мировоззрение и нравственный облик писателя складывались под непосредственным воздействием событий революции и гражданской войны. В событиях гражданской войны, в острых классовых конфликтах, размежевавшихся станичников и хуторян, в подвигах, которые совершали большевики, в жестоких повадках защитников старого мира открылась жизнь перед зорким глазом и пытливой мыслью рано созревшего юноши. Желание рассказать о виденном и пережитом заставляло браться за перо. Пусть маленькие рассказы, которые он ещё в 1922 году посылал в комсомольские газеты и «Огонёк», не были напечатаны, — Шолохов твердо решил посвятить себя литературе. Уже тогда он впервые поделился с друзьями замыслом романа о гражданской войне на Дону. К замыслу романа «Тихий Дон» Шолохов шёл давно. Сначала появился сборник «Донские рассказы». В нём Шолохов проникновенно изображал явления народной жизни, запечатлевая особенности быта казаков. В то же время он не оставил в стороне животрепещущие вопросы современной ему действительности. Он передал накал классовой борьбы на Дону, изобразил драматические события, связанные с революционной переделкой  жизни. Затем появился роман «Донщина», повествующий о провале корниловского мятежа. Так, шаг за шагом Шолохов приближался к написанию «Тихого Дона», романа, посвященного судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов нашей истории. Как известно, роман давался писателю  нелегко, он посвятил ему много лет, но был вознагражден сторицей. Ещё не оконченное произведение сразу нашло отклик в читательских сердцах, а затем стало классикой нашей литературы.

«Тихий Дон» — книга, не только отразившая революцию, но и рожденная ею. Она несет на себе горячую печать того времени с его размахом, смятенностью, ломкой устоев, привычек, существований. В ней гуляет ветер революции. Это книга глубоко реалистическая, она вторгается в суть исторического процесса и потому является невольным свидетелем  крупнейших  народных движений, крупнейших социальных потрясений других времён и государств. Автор заинтересовывает, даже заинтриговывает читателя, но преследует куда более серьёзную цель – ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического процесса и явлений народной жизни. Жанр, позволивший наиболее полно решить эту задачу, — роман-эпопея. Непревзойденный образец этого жанра — «Война и мир» Л. Н. Толстого. М .Шолохов в романе «Тихий Дон» продолжил и развил толстовские традиции. Надо отметить особенность «Тихого Дона», роднящую его с «Войной и миром», — стремление показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных личностей, а от общего духа народных масс. В своём творчестве М .Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традиции Л .Толстого с другой

Система персонажей и их характеристика

Главные герои романа

Григорий Мелехов противоречив и многогранен. Это запутавшийся искатель правды. Его жизнь бездумна, но подчинена традициям. Григорий будто живет без интереса, следуя традиционным принципам и правилам. Даже страстная любовь к Аксинье не всколыхнула в нем жажду жизни. не являясь сторонником кровавых мер, Григорий был вынужден взять в руки саблю.

Особое место в романе отведено образу Наталью. Ее образ связан с любовным треугольников, в котором две женщины полюбили одного мужчину. Жизнь Натальи трагична. Наталья – трудолюбивая, работящая женщина. Ее образ является олицетворением незыблемых нравственных устоев.

Образ Аксиньи является центральным в произведении. Аксинья сильная, независимая, привлекательная женщина, способная пожертвовать собой во имя любви. Образ Аксиньи – образ истинной казачки. Героиня шла за любимым, подчиняясь любви и страсти.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов, обладатель железных рук и свинцовых кулаков. Муж Аксиньи.

Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория. Горяч и своенравен, но трудолюбив и энергичен.

Василиса Ильинична Мелехова, мать семейства Мелеховых. Гостеприимная хозяйка. После смерти мужа и сына Петра умирает, не дождавшись Григория.

Петр Мелехов, старший брат Григория. Покладистый и располагающий к себе человек. Жена Дарья изменяет ему со Степаном.

Дарья, жена Петра. Дерзка, остра на язык и любительница мужчин. Заразилась сифилисом и покончила собой.

Дуняша, младшая сестра Григория и Петра. Вышла замуж за Мишу Кошевого вопреки протестам семьи.

Мирон Коршунов, тесть Григория. Гордится своим богатством. С приходом советской власти его арестовывают.

Замечание 2

Всего в романе более 800 персонажей.

Место рождения

О месте, где появился на свет будущий писатель, можно рассказать кое-что интересное. Место рождения писателя Шолохова – станица Вешенская, которая входит в современную Ростовскую область.

В наши дни — это крупный населенный пункт: здесь проживает около 10 тысяч человек. Небольшая ремарка: писатель родился не в самой Вешенской, а на хуторе близ нее.

В начале XX в. Вешенская тоже была не маленькой: в ней насчитывалось 1200 жителей. В годы юности Михаила Александровича станица стала центром Верхнедонского восстания, здесь белоказаки попытались свергнуть советскую власть и установить иные порядки.

Так что малая родина Шолохова – один из крупнейших очагов Гражданской войны, расколовшей Россию на два лагеря.

Когда волнения Гражданской войны остались позади, Михаил Александрович избрал Вешенскую своим постоянным местом жительства. Будучи народом депутатом, сумел облегчить жизнь односельчан: по его настоянию проложили железную дорогу до станицы Базковской, а затем построили мост, соединивший правый и левый берега Дона. Сегодня в Вешенской бережно охраняется музей-усадьба писателя.

Многие факты из жизни Шолохова описаны в учебниках и давно не представляют собой тайну. Но есть и «белые пятна», которые раскрылись для нас относительно недавно.

Так, мать Михаила Александровича, служившая горничной у помещицы, была отдана насильно замуж за казака Кузнецова. Однако она не любила мужа, от которого ушла к управляющему паровой мельницей (одна из его профессий) Александру Шолохову.

У влюбленных родился сын, однако мальчик сначала носил фамилию Кузнецов, поскольку узаконить отношения до момента смерти Кузнецова — официального супруга матери будущего писателя – было невозможно. Поэтому Михаил стал Шолоховым не сразу.

Михаил Александрович всю жизнь занимался самообразованием.

  • из-за революционных событий пришлось бросать одну школу за другой;
  • обучать грамоте детей и взрослых;
  • работать в продотряде, трудиться грузчиком.

Интересные факты из его биографии: закончил биологический факультет МГУ и историко-филологический факультет Ростовского университета. В университете же встретил будущую жену, вначале работавшую у него в качестве секретаря-помощника.

Во время Гражданской войны юный Михаил с отрядом наткнулись на банду самого «батьки» Нестора Махно. Будь парень постарше, ему бы не поздоровилось. Но 15-летний подросток вел себя так мужественно, что это пришлось по нраву атаману, и тот не расправился с ним. Лишь пообещал: «Еще раз попадешься – повешу».

Другой раз смерть заглянула в лицо Шолохову в 1922 году, когда в ходе сбора налогов он проявлял «излишнее рвение». Последовал арест, но через 2 дня расстрельный приговор заменили на год исправительных работ. Еще один арест последовал в страшном 1938 году. Кто-то оклеветал Шолохова, и его арестовали, но заключения и гибели удалось избежать.

Имел множество наград: Государственные премии, Сталинскую, Ленинскую, Международную премию мира. Был избран почетным доктором Лейпцигского университета. В 1941 году 4 своих государственных премии Михаил Александрович отдал на нужды фронта: на всю сумму были закуплены ракетные установки.

Список литературы

1. А Хватов «Художественный мир Шолохова»1978.

2. Н .Долинина «По страницам «Войны и мира»»1989.

3. П .И .Павловский «Творчество М.А.Шолохова»1964.

4. М .Никулин «Раздумья над страницами «Тихого Дона»1982.

5.А. Журавлёва «Михаил Шолохов»1975.

6.С.Н.Семанов «Тихий Дон» — литература и история.1977

  • Экономика образования (Значение экономики образования)
  • Теория и методика гимнастики (Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания)
  • Технология управления эффективностью.
  • Социология (Социология как наука. Объект и предмет социологии)
  • Основные школы и направления современной макроэкономической теории (Предпринимательство)
  • Деньги как мотивирующая сила персонала современной организации.
  • Методологические основы оценки транспортных средств
  • Техногенные катастрофы, их стадии и последствия. Ликвидация последствий.
  • Методико-практические занятия
  • Комплексные занятия.
  • Гимнастика
  • Вазопись геометрического, коврового, чернофигурного и краснофигурного стиля. Искусство Древнего Рима. Заимствования и новации

Подозрения в плагиате[править | править код]

Основная статья: Проблема авторства текстов М. А. Шолохова

Часть литературоведов считает, что существуют серьезные основания полагать, что Шолохов не является подлинным автором романа.
Прежде всего сам Шолохов был очень молод, когда начал писать роман.
Среди тех кто открыто обвинял Шолохова в плагиате был Александр Солженицын, который писал:

Однако в противоположность известный специалист творчества Шолохова Феликс Кузнецов считает факт авторства Шолохова доказанным и не вызывающим сомнений.

В 1999 году специалистами РАН были обнаружены считавшиеся потерянными рукописи 1 и 2 книг «Тихого Дона». После трёх экспертиз — графологической, текстологической и идентификационной, — авторство романа было окончательно подтверждено за Шолоховым. В 2006 году при содействии РАН было выпущено факсимильное издание рукописи, дающее возможность каждому убедиться в подлинном авторстве романа.

Семья Мелеховых

В центре внимания — благополучная семья Мелеховых, зажиточных донских казаков. Жили Мелеховы дружно, занимались хозяйством, рожали детей, однако вскоре двух сыновей Пантелея Прокофьевича забирают на фронт: идёт Первая мировая война. Затем она «плавно» перерастает в революцию и , и семейные устои рушатся.

Мелеховы оказались по разные стороны противостояния. Пётр и совсем разные. Первый — человек простой и бесхитростный, он мечтает стать офицером, чтобы побеждать врага и отнимать у него всякое добро. А Григорий — личность очень сложная; он постоянно ищет правды и справедливости, пытается сохранить духовную чистоту в мире, где это невозможно.

Так огромное событие — Гражданская война — отразилось в судьбе отдельного казачьего куреня. Григорий не может ужиться ни с белогвардейцами, ни с большевиками, потому что видит, что тех и других интересует только классовая борьба. Красные и белые, можно сказать, позабыли, ради чего они воюют, или вовсе не ставили себе какой-то благородной цели — желали лишь придумать себе врага, уничтожить его и захватить власть.

Несмотря на отличную военную карьеру, которая довела Григория едва ли не до генеральского звания, он желает мирной жизни, свободной от насилия и крови. Он способен по-настоящему любить, пылко и страстно, но война отнимает у него единственную любовь — получает вражескую пулю; после этого герой, опустошённый, окончательно теряет смысл жизни.

Безумная сущность гражданской войны видна, например, из эпизода с большевиком Бунчуком, устроившим самосуд над Калмыковым. Оба героя — казаки, члены когда-то единой общности, однако Калмыков — дворянин, а Бунчук — рабочий. Теперь, когда оба принадлежат к противоборствующим группировкам, ни о какой казачьей общности не может быть и речи — бывшие «соплеменники» убивают друг друга. Зачем — им самим непонятно, Бунчук объясняет свои действия так: «Если не мы их, то они нас, — серёдки нет!».

Красный командир Иван Малкин просто издевается над населением захваченной станицы. Малкин — реальное историческое лицо, известный деятель НКВД, пытавшийся свататься к будущей жене Шолохова. Наводя ужас на жителей советской страны и пользуясь расположением сталинского руководства, он тем не менее был расстрелян в 1939 году по приказу тех, кому «верой и правдой» служил.

Но Григорий мечется не только между политическими лагерями, сближаясь то с красными, то с белыми. Такой же непостоянный он и в личной жизни. Он любит двух женщин, одна из которых его законная жена () и мать его ребёнка. Но ни ту, ни другую он в конечном итоге не смог сохранить.

Описание книги «Тихий Дон»

«Тихий Дон» — величественный роман российского писателя Михаила Шолохова, признанный многими критиками одним из величайших литературных произведений XX века. Он охватывает период с начала Первой мировой войны до Гражданской войны в России и воплощает в себе богатое событиями и эмоциями воссоздание эпохи.

Роман разделен на четыре тома. В основе сюжета лежит история казачьей семьи Мелеховых, проживающей на Донской земле. Главным героем является Григорий Мелехов — казак, любящий свою землю, семью и родную деревню. Он предан своим традициям и принципам, живет согласно принципам чести и верности.

Первый том романа описывает спокойную жизнь казачьей общины перед Первой мировой войной. Шолохов мастерски передает атмосферу донской деревни, ее обычаи и традиции, показывая, как жители преодолевают трудности и радости жизни. Встречи с различными персонажами, романтические отношения и повседневные события делают эту часть яркой и увлекательной.

Второй том охватывает события Первой мировой войны и гибель старого мира, который так привычен казакам. Война ставит под угрозу дома и жизни многих героев, меняет их сознание и отношения. Невинная идиллия уступает место горю и потерям.

Третий том — Гражданская война в России, один из самых эпических моментов романа. Григорий Мелехов оказывается в центре событий, становится красной комиссарией, но в то же время противостоит большевикам, так как не может изменить свои казачьи корни и убеждения. Война против красных и белых приводит к массовым страданиям и жертвам, влияет на судьбы многих персонажей.

Четвертый том возвращает читателя на Дон после окончания Гражданской войны. Шолохов описывает послевоенные изменения в жизни казачьей общины, пытающейся адаптироваться к новым реалиям. Возвращение героев и попытки начать новую жизнь с трудом совмещаются с тяжелыми испытаниями и непростыми выборами.

«Тихий Дон» — это не только история одной семьи, но и эпическое повествование о русской душе, ее силе и слабостях, о человеческих страстях, идеалах и противоречиях. Шолохов создает ярких и многогранных персонажей, которые отражают разные стороны русской национальной истории.

Язык произведения яркий и красочный, с огромным количеством живописных описаний природы и образов. Автор с легкостью переключается от массовых событий к интимным моментам жизни героев, делая повествование увлекательным и захватывающим.

Особенностью романа является его историческая точность и глубокое исследование русской души. Шолохов мастерски передает дух времени и психологический портрет общества, стоящего на грани двух эпох.

«Тихий Дон» — это произведение, которое оставляет незабываемое впечатление у читателя, заставляет задуматься о ценности мира, о верности своим идеалам и о том, что такое настоящая любовь к Родине. Это книга, которая обязательно заслуживает внимания и станет поистине сокровищем в личной библиотеке каждого истинного ценителя литературы.

История создания и публикация[править | править код]

Согласно первоначальному замыслу действие романа начиналось с выступления генерала Корнилова, но затем Шолохов решил показать казачество перед Первой мировой войной и в ходе неё. Большое значение для Шолохова имело знакомство с Харлампием Ермаковым, ставшим одним из главных прототипов Григория Мелехова. Первые три тома были написаны Шолоховым в очень короткие сроки в 1926—1927 году. Причем автор мог работать и быстрее, но издание 3-го тома затянулось по цензурным соображениям. Цензоры Главлита избавились от описания большевистского террора против казаков и убрали всякое упоминание о Льве Троцком, трусливо сбежавшем с митинга, из текста.

Написание последнего 4-го тома еще более затянулось в связи с работой писателя над другими книгами.
Частично оригинальный авторский текст был восстановлен в издании 1980 года. Однако даже более поздние постперестроечные издания, пока так и не восстановили полностью исходный текст романа.

Источники[править]

  1. А.Г.Макаров, С.Э.Макарова. Вокруг “Тихого Дона”: от мифотворчества к поиску истины. – М.: “Пробел”, 2000, с. 64-75.
  2. sholohov (англ.). Проверено 18 июля 2023.
  3. Тихий Дон. Нерешенная загадка русской литературы XX века. «Бремя Тихого Дона» (рус.). Проверено 22 июля 2023.
  4. Хронологическая часть // Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества: (материалы к биографии) / Сост. Н. Т. Кузнецова. — М.: Галерия, 2005. — С. 5—470. (рус.). Проверено 18 июля 2023.
  5. Шолохов М. М. Об отце. Очерки и воспоминания разных лет. — М.: Советский писатель, 2004. — С. 118.
  6. Колодный Л. Е. Две тетради Евгении Левицкой. Письма автора «Тихого Дона» — М.: Голос-пресс. 2005. — С. 213.

Впечатления

С недавних пор с образами «Тихого Дона» связана и территории «Сердца Дона», а именно, хутор Старозолотовский и музей «Тихий Дон» под открытым небом. Музей представляет собой декорации к фильму Сергея Урсуляка по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». Здесь можно побывать на подворье Мелеховых, Астаховых, Кошевого и Мохова. Вокруг хутора цветут лавандовые поля, растут виноградники и разливается тот самый Тихий Дон. В 2019 году Старозолотовский официально вошел в число двенадцати самых красивых деревень России и стал настоящей точкой притяжения для туристов.

Приехать в хутор и познакомиться с бытом донских казаков может любой желающий круглый год. Для того, чтобы увидеть цветущие лавандовые поля, приезжайте с середины лета до середины сентября, когда поле, окрашенное в нежно фиолетовый цвет, встречает туристов на подъезде к хутору. В жаркие летние дни можно спуститься к берегу Дона и освежиться, прогулявшись босиком по берегу реки.

Творчество

Что важно в жизни человека? Конечно, в первую очередь, его родители, семья. Затем – учителя, окружение, друзья

Писатель никогда не отдалялся от своих корней, слово «Родина» не было для него отвлеченным понятием.

Биография писателя по датам – не самое главное, что необходимо запомнить. И превращать его жизнь в хронологическую таблицу, состоящую из сухих фактов и дат, тоже не обязательно.

Самое важное – понять, что творчество Шолохова – следствие его жизненного пути.

Если бы не революция и Гражданская война, если бы не довелось писателю принимать участие в Великой Отечественной войне, то вряд ли появились бы на свет самые сильные из его произведений:

  • «Тихий Дон»;
  • «Наука ненависти»;

От того, что происходило в жизни Шолохова, зависело его творчество и вдохновение. Писатель никогда не выдумывал своих героев, а потому персонажи получились таким настоящими, живыми.

И Аксинья, и Григорий Мелехов, и его родной брат Петр – всех этих людей (разумеется, под другими именами) Михаил Александрович хорошо знал.

Конечно, пришлось немного поработать над образами, что-то смягчить, добавить, но можно с уверенностью сказать: герои романов – люди, которые реально жили, любили, страдали, боролись и надеялись в то тяжелое время, когда и автору довелось повзрослеть и обрести жизненную мудрость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: