4 ноября День народного единства. История праздника

День народного единства – почему мы празднуем его 4 ноября?

Что произошло 4 ноября

4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым одержало победу в сражении за Китай-город и начало освобождение Москвы от польских захватчиков. В России завершился длительный политический кризис, получивший в истории название Смутное время.

Через несколько месяцев после изгнания интервентов на Земском соборе был избран новый царь — Михаил Федорович. Это был первый представитель династии Романовых, правившей в России в последующие триста лет.

«Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год», Филипп Москвитин / Фото: арт-релиз.рф

Польская и шведская интервенция начала 17 века

В начале XVII века Россия оказалась на краю гибели. Разруха в хозяйстве, сложная политическая обстановка, внутренние волнения – все это подтачивало силы государства. Из истории России известно, что трудностями России воспользовались польские и шведские феодалы, начавшие военные действия против Руси.

Ставленниками интервентов были самозванцы: Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Осенью 1607 года Лжедмитрий II вторгся в Россию с отрядами польских дворян – шляхтичей. В июне 1608 года он подошел к Москве и встал лагерем в подмосковном селе Тушино.

Искусно подогревая надежды на «доброго царя», Лжедмитрий добился перехода на свою сторону населения некоторых городов. Отряды тушинцев разоряли и грабили страну, предпринимали неоднократные попытки склонить на свою сторону Нижний Новгород. Нижегородцы стояли твердо и не раз сразились в открытом бою с «воровскими людьми».

Они разбили неприятеля на подступах к городу – около селений Копосово и Большое Козино, в районе Кадниц, под Ворсмой и Павловом, в самом Нижнем, около Арзамаса.

Между тем общее положение в стране ухудшилось. В 1610 г. польские войска вошли в Москву и бесчинствовали там.

Сюжет третий. Календарь

Накапливающаяся ошибка

Михаил Скотти. Минин и Пожарский. 1850

Но самое сложное во всей истории праздника — это выбор даты. В XVII веке Московское царство жило по юлианскому календарю («старому стилю»), который, как известно, отстает от григорианского («нового стиля»). Причем отставание связано не с какой-то локальной причиной, а заложено в саму структуру календаря — придумали его еще в I в. до н.э., и тогдашних познаний в астрономии и математике не хватило, чтобы с достаточной точностью описать продолжительность года. В итоге, год по юлианскому календарю продолжается немного дольше, чем требуется, чтобы Земля совершила оборот вокруг Солнца.

Понятно, что со временем такие ошибки имеют свойство накапливаться, и к XVI–XVII векам в юлианском календаре набежало уже десять лишних дней (три дня на каждые четыреста лет, чуть меньше чем по дню за век). В странах, перешедших на григорианский календарь, эти десять дней ликвидировались в приказном порядке: инициатор календарной реформы, папа Григорий XIII повелел считать, что в 1582 году за 4-м октября следовало сразу 15-е; аналогичные указы принимались в тех странах, которые присоединялись к реформе позднее. Но в странах, сохранивших юлианский календарь, не только не поменялась текущая дата, но и продолжила накапливаться ошибка. Поэтому в XVIII веке расхождение двух календарей составило уже 11 дней, в XIX — 12, а в XX и XXI — 13.

Пересчет дат: академический и церковный подход

При этом историки, переводя даты с юлианского календаря на григорианский, преследуют прежде всего задачу согласовать данные источников, часть из которых может содержать даты по старому стилю, а часть по новому. При изучении Смутного времени эта задача особенно актуальна, ведь поляки, сыгравшие во всех обсуждаемых событиях колоссальную роль и оставившие о них множество свидетельств, перешли на григорианский календарь одними из первых, и поэтому польские документы за интересующее нас время будут датированы по новому стилю, тогда как русские источники — по старому. Скажем, если в русской летописи днем первых боев Второго ополчения с отрядами Ходкевича на подступах к Москве будет названо 22 августа, то в польских источниках те же события получат дату 1 сентября. Чтобы совместить показания и убедиться, что речь идет об одном и том же событии, надо прибавить к 22 августа ту разницу, которая существовала в XVII веке, т.е. 10 дней.

И если мы считаем, что ни Дмитрий Пожарский, ни составители Нового летописца, ни те, кто учреждал крестный ход в честь Казанской иконы Богоматери не ошиблись, и Китай-город был взят именно 22 октября, то «по-исторически» эту дату следует переводить как 1 ноября.

Почему праздник назвали Днём народного единства

Москву защищали силы народного ополчения, включавшие представителей самых разных слоев населения из разных городов и деревень. Это был героический пример того самого единства народа.

Кроме того, праздник должен был прийти на смену традиционному 7 ноября — Дню революции, отмечавшемуся в советское время. Одной из традиций этого праздника были массовые шествия и демонстрации, когда народ объединялся в группы от предприятий и учебных заведений. Частично они были переформатированы и принесены в праздник 4 ноября. По всей стране организовываются шествия, концерты, патриотические мероприятия и торжественные митинги.

Калинин Михаил Алексеевич / Фото: liveinternet.ru

Сюжет второй. Осенняя Казанская

Обретение иконы

По преданию, первая икона Казанской Божьей матери была чудесно обретена в Казани в 1579 году. «Юной и несмысленой» девице Матроне приснился образ Богоматери и голос, который требовал откопать икону, погребенную в руинах после случившегося немногим раньше большого городского пожара. Матрона сперва испугалась, потом (когда видение стало повторяться) все-таки рассказала матери, та — «властям градским», и 8 июля 1579 года икона была откопана из-под завалов.

Среди очевидцев находки был некто Ермолай, священник церкви Николая Чудотворца на Гостинном дворе. Спустя несколько лет Ермолай овдовел, постригся в монастырь под именем Гермоген, а еще через несколько лет — принял сан Казанского митрополита. Только-только учрежденная казанская епархия была, говоря по-современному, трудным участком, ведь основное ее население составляли татары-мусульмане и язычники из поволжских финно-угров. Заняв кафедру, Гермоген принялся всеми силами распространять православную веру, а для этого — прославлять местных святых и случавшиеся в Казани чудеса. Именно в рамках этой «политики» Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» и добился учреждения первого праздника в честь образа Казанской Божией матери, который отмечался 8 июля («Казанская Летняя»).

Казанская и народное ополчение

Постепенно слава иконы стала распространяться в Поволжье, а затем и по всей стране, чему помогло и то, что в 1606 году Гермоген стал патриархом. Когда Первое ополчение, которое собралось в ответ на призывы Гермогена и в составе которого немалую долю составляли жители Поволжья, собиралось штурмовать Москву, ополченцы попросили выслать им список (копию) со знаменитого образа. Вскоре после молитвы перед Казанской удалось захватить Новодевичий монастырь.

После первых побед икона и сопровождавший ее причт были отпущены обратно, но до Казани не добрались, зазимовали в Ярославле, где встретились уже со Вторым народным ополчением. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский взяли икону с собой, рассчитывая на новые чудеса и помощь российскому воинству, и, как известно, Второе ополчение успешно взяло Москву.

Завершил дело Павел I, при котором праздник был внесен в число «табельных дней», т.е. официально объявлен нерабочим

Когда победа была достигнута, князь Пожарский поместил сопровождавшую его копию казанской иконы в церкви Введения Богородицы на Сретенской улице, прихожанином которой он был (сейчас этот отрезок улицы называется ул. Большая Лубянка. Сама церковь, стоявшая на углу с ул. Кузнецкий Мост, не сохранилась; теперь на ее месте площадь Воровского). Кроме того, Пожарский рассказал об иконе первому царю новой династии, Михаилу Федоровичу. А тот, в свою очередь, учредил крестный ход, который проходил между кафедральным Успенским собором в Кремле и церковью Введения Богородицы на Сретенке 22 октября, в тот день, когда (как это помнил Пожарский) Второе ополчение овладело стенами Китай-города.

Наконец, именно 22 октября 1648 года у второго царя из дома Романовых, Алексея Михайловича, родился первенец, царевич Дмитрий. В ознаменование этого совпадения царь издал указ «в тот день, октября в 22 день, праздновать пречистой Богородицы явлению чудотворной иконы Казанския во всех городех по вся годы». И хотя царевич Дмитрий не дожил даже до своего первого дня рождения (он умер в начале октября 1649 г.), праздник — «Казанская Осенняя», на которую, говорят, хорошо жениться — остался.

Завершил дело Павел I, при котором праздник был внесен в число «табельных дней», т.е. официально объявлен нерабочим.

Эта «двухуровневая» история обусловила то, что с самого начала в праздновании осенней Казанской было две составных части: Казанская как покровительница женщин и брака и Казанская как символ единства и силы российского народа. И вплоть до революции, когда этот праздник отменили, в нем сочеталось народное почитание Казанской и официально-патриотической пафос.

НИУ ВШЭ станет ключевым участником проекта «Российское государство-цивилизация. История. Институции. Люди»

В рамках проекта будет проведено масштабное исследование исторической эволюции базовых составляющих модели российского государства-цивилизации, а итогом станет семитомное издание, в которое войдут тома по Древней Руси, Московскому царству, Российской империи, СССР. Работа будет вестись в партнерстве с Севастопольским госуниверситетом. Экспертный совет проекта возглавит митрополит Псковский и Порховский Тихон, в состав совета войдут ректоры ВШЭ, СевГУ и РГГУ, известные ученые и эксперты.

Экспертизаидеи и опытновое в ВШЭрепортаж о событииПрограмма развития 2030история России

Традиции праздника

День народного единства – молодой праздник, который отмечается пышно и торжественно. Его цель – сплотить жителей России независимо от социального положения, национальности или вероисповедания. В этот день граждане страны вспоминают историческое событие, к которому приурочено это торжество, и устраивают массовые мероприятия.

Политические партии проводят митинги и парады. На площадях городов устраиваются ремесленнические ярмарки, развлекательные программы для взрослых и детей, выставки. Во многих городах проводятся благотворительные акции. Участники акций собирают вещи, игрушки, книги, деньги и передают их в детские дома, дома для детей инвалидов и школы-интернаты.

В местах празднования организуются бесплатные пункты раздачи угощений и напитков. Вечером проводятся концерты, на которых выступают звезды эстрады, танцевальные и музыкальные коллективы.

Главное место празднования – Красная площадь в Москве. Мероприятие начинается с торжественного шествия по городу и завершается возложением букетов к мемориалам старосте Минину и князю Пожарскому. Президент обращается с праздничной речью к гражданам Российской Федерации и вручает Государственные награды.

С особым размахом празднование проходит в Нижнем Новгороде – родине Кузьмы Минина. 4 ноября городские власти открывают общественные объекты: мосты, школы, детские сады, парки. Главные события проходят на площади Народного единства, где установлен памятник Минину и Пожарскому. Там устраивается большой концерт и фейерверк.

Как патриарх Гермоген призывал народ освободить Москву

В этих тяжелых условиях среди русских людей созревала идея дать организованный отпор иноземным захватчикам. Глава русской православной церкви патриарх Гермоген обратился к народу с призывом «дерзать на кровь» и освободить Москву.

Грамоты патриарха рассылались в Нижний Новгород, Рязань и другие города. В начале 1611 г. в Рязани сформировалось первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым, которому нижегородцы оказывают активную помощь. В 1611 г. из Нижнего выступил большой отряд во главе с воеводой Александром Репниным. Но ополчение, не выдержав внутренних раздоров, распалось. Обстановка в стране накаляется.

Настал самый тяжелый, самый трагический момент в жизни Русского государства, которое находилось на краю окончательной гибели. Не было центральной власти, не было политического единства. В это время Нижний Новгород становится основным центром организации борьбы с интервентами. С проповедью к народу выступил Савва Ефимьев – протопоп и настоятель Спасо-Преображенского собора в Кремле.

Выступление столь авторитетного и уважаемого священника помогло нижегородцам осознать их роль в спасении Отечества. Из среды нижегородцев выдвигается фигура героя патриота Кузьмы Минина.

Празднуй, что хочешь?

Набила оскомину фраза «История не знает сослагательного наклонения!», но против этого выражения тяжело возразить что-либо. Вот и с событиями в истории страны, которые произошли 7 ноября, случилась метаморфоза.

В настоящее время эту праздничную дату отмечают как День проведения торжественного парада войск на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г. в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, признав 7 ноября и днём Октябрьской революции.

Изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О днях воинской славы и памятных датах России» были внесены Федеральным законом от 15 апреля 2006 г. № 48-ФЗ. Это примирило две идеологически противостоящие группировки населения Российской Федерации. Наверное, от такого политического решения больше пользы. Что хочешь, то и празднуй. Во всяком случае, в головах молодого и подрастающего поколения меньше будет белых пятен в знании истории своего Отечества, меньше в России будет «Иванов, не помнящих родства».

Свою Родину следует принимать и любить такой, какая она есть. Недаром в русском языке имеется словосочетание Родина – мать. В этой статье пойдёт разговор о том, как органично в историю России вплелась история казачества в период окончания времени Смуты и начала царствования династии Романовых. Это как раз и произошло в 1611-1612 гг.

Кем был Кузьма Минин начавший собирать ополчение

Небогатый торговец мясом, избранный в 1611 году земским старостой, он обладал огромной энергией, ораторским даром, умением повести за собой массы. Кузьма Минин обратился к согражданам с пламенным призывом помочь своими средствами создать новое ополчение, и сам показал в этом пример, отдав на общее дело почти все, что имел. Речь Минина (дошла в краткой передаче летописца) была простая, искренняя, глубоко прочувственная, доходившая до сознания каждого, по содержанию высоко патриотическая.

«Православные люди! – говорил Минин. – Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов… дворы свои продадим, жен и детей своих заложим… Дело великое! Мы совершим его… И какая хвала будет нам от всей земли, что от такого малого города произойдет такое великое дело. Я знаю: только мы на это поднимемся, многие города к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев».

Патриотический порыв, охвативший нижегородцев, хорошо показан на картине Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина». Женщины снимали ожерелья, кольца, перстни, вынимали серьги из ушей и отдавали их на общее дело. Бедные и нищие, ничего не имевшие, снимали с себя кресты и жертвовали их в пользу отечества. Призыв Минина был услышан и поддержан нижегородцами. Дошел он и до посадов других городов. В Нижний Новгород потекли народные средства. Но этого было недостаточно.

Нижегородский летописец сообщает, что Кузьма Минин на содержание ратных людей с посадских брал «пятую деньгу», т.е. одну пятую часть со всех доходов и имуществ. Сбор проводили по всему уезду. Деньги собрали в Балахне. Кузьма Минин произвел заем у Соловецкого монастыря, у московских и ярославских купцов. Строгановы дали ополчению в долг четыре тысячи рублей. Это ополчение по праву может называться всенародным. В него входили представители всех групп населения тогдашней России – от крестьянина до знатного дворянина. Ядро ополчения составили смоляне, дорогобужане и вязьмичи (в это время они находились в Арзамасском уезде).

Это были опытные и закаленные в боях воины. Кроме них, в ополчение влилось много добровольцев – крестьян, посадских людей, а также представителей нерусских народов Поволжья – татар, мордвы и чувашей.

Большая заслуга принадлежит Кузьме Минину, который ведал казной и всей хозяйственно-организаторской подготовкой ополчения. Он сумел обеспечить ополченцев всем необходимым: денежное жалованье у них было значительно выше, чем у служилых людей, они были хорошо обуты и одеты. Ополчение имело артиллерию. Военное руководство было поручено князю Дмитрию Пожарскому, который ранее уже принимал участие в борьбе с поляками и был ранен во время уличных боев в Москве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: