Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике россии

Понятие и сущность «мягкой силы» | статья в журнале «молодой ученый»

Аннотация

Соперничество между центрами силы, рост экстремизма, попытки
бесцеремонного вмешательства во внутренние дела суверенных государств,
наращивание военных приготовлений и некоторые другие вызовы и угрозы
подвергают международное право, международные механизмы и миропорядок
очень серьезным испытаниям, которые продлятся не одно десятилетие. Дей-
ствия по подрыву глобальной и национальной безопасности России базируются
на экономическом, финансовом, информационном и военном доминировании
США, на широкой системе союзов, международных экономических и финан-
совых организаций под эгидой Вашингтона.
На решение этих задач направлено умелое использование технологий
«мягкой силы» в каждой из сфер управления деятельностью государства:
административно-политической, социально-экономической и культурно-
мировоззренческой. Уникальным инструментом противодействия соперни-
кам и продвижения собственных ценностей в процессе проведения внешней
политики РФ является стратегическая культура.

Thumbnails

Document Outline

Attachments

Previous

Next

Highlight all
Match case

Presentation Mode

Open

Print

Download

Go to First Page

Go to Last Page

Rotate Clockwise

Rotate Counterclockwise

Text Selection Tool

Hand Tool

Document Properties…

Toggle Sidebar

Find

Previous

Next

Presentation Mode

Open

Print

Download

Tools

Zoom Out

Zoom In

Automatic ZoomActual SizeFit PageFull Width50%75%100%125%150%200%300%400%

More Information

Less Information

Close

Enter the password to open this PDF file:

Cancel
OK

File name:

File size:

Title:

Author:

Subject:

Keywords:

Creation Date:

Modification Date:

Creator:

PDF Producer:

PDF Version:

Page Count:

Close

Preparing document for printing…

0%

Cancel

Комментарии

Комментариев пока нет

  • Большинство белорусов поддерживают грамотную и дальновидную тактику Путина по предотвращению Югославского, Грузинского, Сирийского сценария на Украине
  • Григорий Рапота: «Строительство дома предполагает постоянное решение задач»
  • Владимир Путин: отечественная история — это основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода
  • Новогоднее поздравление Президента Российской Федерации В.В.Путина С Новым 2014 годом!
  • Новогоднее поздравление Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. С Новым 2014 годом!
  • Вступительное слово В.В.Путина на совещании по вопросам борьбы с терроризмом
  • С. Лавров: в непростых условиях Россия действовала твердо, продуманно и взвешенно
  • Русский вопрос: в поисках ответа
  • Для чего Россия выделяет Беларуси 2 миллиарда долларов? Интервью с послом России в Беларуси Александром Суриковым
  • Выступление В.В.Путина на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
  • Белорусский общественник: «Евромайдан» в Белоруссии может случиться после Лукашенко
  • Белорусский историк: На Украине происходит не «революция», а национальная катастрофа
  • Наследуя традиции армии Советской и армии Русской
  • Белорусский общественник: «Бездумные решения готовят почву для «майдана» у нас»
  • Лидер немецких левых – Меркель: Определитесь, когда Конституция Украины действует, а когда – нет
  • Россию беспокоит «бандеризация» белорусской оппозиции
  • В российско-белорусской интеграции всё зависит от нас самих
  • Прямая линия с Владимиром Путиным 17 апреля 2014 года
  • Когда русские в Белоруссии попросят Путина о защите?
  • Поляки за Россию
  • Обращение Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 22 апреля 2014 года
  • Снежана Тодорова: «Возрождение фашизма, наступление бандеровцев пугают болгар»
  • Не стоит искать чёрную кошку в тёмной комнате!
  • Украинский нацизм — это передовой отряд карателей, которых Запад готовит против России
  • Белорусский писатель: Западнорусизм — естественное состояние белорусов
  • Заигрывание с киевской хунтой – серьезная ошибка белорусских властей
  • Обращение Патриотического общественного объединения «Отечество» к руководству Республики Беларусь
  • Нам нужны объединяющие, а не разъединяющие памятники
  • Интервью председателя ВОО «Русский дом» А.Е.Геращенко независимой ONLINE газете «Диалог» (текст и видео)
  • Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея информационному агентству «БелаПАН» (9 июня 2014 г.)
  • Владимир Путин: мы защитим Русский мир
  • Интервью с Александром Синкевичем для Еврорадио
  • О георгиевской ленте и чем не угодили Святая Ольга и князь Александр Невский витебским властям?
  • Великая война еще ждет своего Льва Толстого
  • Интервью заместителя министра иностранных дел России Сергея Рябкова журналу «Международная жизнь»
  • Андрей Геращенко: мы, русские, белорусы и украинцы — один народ, но разные его ветви.
  • Эксперт: В русском языке не может быть слова «Беларусь»
  • Русский мир — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир — от киевской купели крещения. Русский мир — это и есть особая цивилизация.
  • Александр Сергеевич Пушкин. Клеветникам России

Связь концепции «мягкой силы» с другими теориями международных отношений

Представленное Наем понятие «мягкой силы» в целом вписывается в либеральную теории международных отношений. Также концепция «мягкой силы» связана со следующими либеральными теориями:

  • Теорией коммерческого либерализма;
  • Теорией демократического мира;
  • Теорией международных организаций.

Согласно теории демократического мира, демократические режимы друг с другом не сражаются. Они склонны использовать скорее «мягкую силу», нежели «жесткую». По утверждению Ная, даже в сложных ситуациях демократическое государство сохраняет «мягкую силу».

Согласно теории коммерческого либерализма, путь мира заключается в содействии экономической взаимозависимости и содействии свободной торговле. Экономическая глобализация вынуждает государство к сотрудничеству с другими, и это является, по сути, принуждением, а потому ближе к «жесткой силе», нежели к мягкой. Государство, обладающее значительными экономическими ресурсами, может оказывать давление на экономические слабые страны. Но при этом экономические ресурсы могут создавать и «мягкую силу» и применяться для повышения привлекательности государства.

Также концепция «мягкой силы» связана с теорией международных организаций. Международные структуры, выступая как унифицирующий формат для государств или как отдельные субъекты, играют важную роль в вопросе регулирования международных отношений. В неолиберальной теории международные организации рассматриваются как средство смягчения последствий анархии и посредством общих норм и правил способствуют сотрудничеству государств.

В концепции «мягкой силы» международные структуры рассматриваются в качестве применения «мягкой силы». Международные организации – хорошая платформа для реализации «мягкой силы» государства. Оно имеет право распространять свои ценности, идеи, политику внутри организации, среди государств – членов этой организации и через организацию в государствах, не входящих в нее.

Например, США используют международные организации (Международный валютный фонд, ВТО) для распространения своих демократических и либеральных ценностей.

Концепция «мягкой силы» согласуется в целом с либеральной теорией, но содержит подходы, которые противоречат принципам неолиберализма. Например, Джозеф Най принимает существование безвластия в международных отношениях.

Най не ограничивается принципами либеральной теории. Он признает, что военная сила в некоторых случаях полезна – например, когда на кону стоит безопасность государства. Он придает военной силе большое значение с точки зрения формирования «мягкой силы». Одновременно «мягкая сила» может сыграть важную роль для в военных операциях. Позже проблема взаимодополняющего использования «мягкой» и «жесткой силы» была представлена Наем в концепции «разумной силы».

Замечание 2

«Разумная сила», по Наю, это способность сочетать жесткую и мягкую силу для разработки наиболее удачной стратегии.

Также Най отрицает утверждение о том, что глобализация ведет к сотрудничеству. В условиях экономической взаимозависимости экономические санкции могут быть использованы и как оружие, направленное на изменение поведения объекта.

Концепция Джозефв Ная еще больше расширила восприятие государства в международных отношениях. Понятие «мягкая сила», основываясь на главных принципах либеральной теории международных отношений, также охватывает и ряд аспектов неореализма, например, роль военной силы и роль государства.

В современной теории международных отношений интерес к понятию «мягкой силы» и ее практическим возможностям возрастает, поэтому концептуальное развитие этой концепции и ее операционализация будут находиться в центре внимания академических кругов.

Современное использование «мягкой силы»

Для продвижения своего «глобального бренда» сегодня наиболее эффективно мягкую силу используют Соединенные Штаты Америки. Экспансия проводится по целому ряду направлений, среди которых наиболее важными являются: языковое, культурное, научное. Английский давно стал языком мирового общения. Англоязычный контент в интернете занимает около 50% от всего массива информации в сети. Например, по оценкам аналитического проекта W3Techs австрийской компании Q-Success доля англоязычного сегмента «мировой паутины» – 59% (на момент середины июля 2020 г. (6)).

Да и экономическая подоплека мягкой силы существенна. Такие бренды, как «Кока-кола», «Майкрософт», «Эппл», «Левис», «Кельвин Кляйн» и др., привлекательны не только своим качеством, но и той идеей, которая за ними стоит: сегодня во многом продается именно эмоциональный образ, причастность к какой-то культуре или субкультуре, а не «товарная начинка». Капитализация крупнейших мировых брендов выше стоимости всех активов, принадлежащих данным компаниям! При этом бренд – это лишь определенное представление, сформированное в сознании потребителя. Получается, что и понятие «американской мечты» – один из самый продаваемых товаров: многие страны стремятся стать частью этого «мира мечты», приобщиться к западному образу жизни, а значит, и к западным благам. Соответственно, такие страны и без существенных финансовых вливаний или военно-политического давления становятся союзниками США и их западноевропейских партнеров. Причем часто – в ущерб собственным интересам.

Концепция «мягкой силы»

Идея «мягкой силы» не нова, и к ней рано или поздно вновь вернутся.Из Википедии: «Мя́гкая си́ла — форма политической власти, предполагающая способность кого-либо добиваться от кого-либо желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение».

Идея использовать «мягкую силу» для установления своей власти восходит к древнекитайским философам, таким как Лао-цзы, живший в VII веке до н. э. Ему принадлежит высказывание: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет».

Термин «мягкая сила» (англ. «soft power») был введен в научный оборот Джозефом Наем – американским политологом, профессором Гарвардского университета, занимавшего в 90-е гг. XXв. высокие государственные посты – председателя Национального разведывательного совета (1993-1994), заместителя министра обороны по вопросам международной безопасности (1994-1995) и др.

Свою теоретическую концепцию «мягкая сила» получила в 1990 г., когда Дж. Най опубликовал статью под названием «Soft power». Презюмируя примат рыночного устройства экономической системы, Дж. Най размышляет о том значении, которое приобрели негосударственные акторы, в первую очередь – транснациональные корпорации.

Развитие технологий, «постиндустриализация» общества во многом нивелируют значение традиционных методов политической коммуникации, которые в своей совокупности интегрированы в понятие «жесткой силы».

Продолжая свою мысль, автор писал о том, что США необходимо обратиться к новой форме силы, которая бы позволяла государству изменить ситуацию таким образом, чтобы другие страны развивали предпочтения или определяли свои интересы так, чтобы они согласовывались с его собственными интересами. Выстраивая свою концепцию, исходя из вышесказанного, Дж. Най дает следующую трактовку «мягкой силе»:

Действительно, «мягкая сила» представляет собой крайне специфическую, порожденную условиями современного мира, концепцию, понимание которой невозможно без обращения к исследованиям о трансформации «силы» как политического явления в конце XX – начале XXI веков.

«Мягкая сила», «жесткая сила», «умная сила»

Чтобы ответить на все эти вызовы, современным государствам необходимо не только использовать «мягкую силу», но и грамотно сочетать ее с «жесткой». В связи с этим особое место занимает концепция «умной силы» как обоснования определенных действий в конкретных политических условиях. Это явление постепенно становится политической стратегией, уже применяемой рядом государств.

В любом случае суть заключается в том, что «умная сила» находится за пределами «жесткой» и «мягкой» сил и действует не как третий вариант, а как метод и подход к применению силы, что позволяет лидерам выбрать оптимальный вариант для решения проблемы. Действия в рамках «умной силы» подразумевают наличие четко определенной повестки дня.

«Умная сила» направлена на достижение важнейших целей, которые Най относит к категории «глобального общественного блага». То есть, согласно теории, цель «умной силы» – расширить и легитимировать влияние конкретного государства. Как определяет Най, «умная сила» есть универсальная концепция, поскольку предполагает:
1. выявление ресурсов власти;
2. анализ того, как еще можно использовать силу;
3. выявление рамок, в которых «умная сила» наиболее эффективна;
4. анализ целей, достижимых с помощью «умной силы».

Понятие «умная сила» возникло в официальной риторике российской внешней политики в середине 2012 года. Формирование и эффективное функционирование российской версии «умной силы» базировалось на следующих тезисах:

  • появление новых форматов взаимовыгодного сотрудничества;
  • создание Евразийского экономического Союза и его успешное развитие на постсоветском пространстве и в международном масштабе;
  • увеличение гуманитарного участия России в так называемом «глобальном» развитии, включая предоставление экономической, гуманитарной, образовательной, медицинской и технологической поддержки наиболее нуждающимся государствам и регионам;
  • сегодня Россия поставляет гуманитарную помощь населению, оказывает экономическую поддержку партнерам и союзникам в рамках ЕАЭС, развивает технологическое сотрудничество со странами третьего мира;
  • инвестирование в человеческий капитал;
  • инновации в политике, насыщенность технологий, утверждение нравственности в общественной жизни, акцент на справедливости в системе правосудия.

В существующих реалиях движение в этом направлении, к сожалению, поставлено на паузу.
Таким образом, можно заключить, что стратегии субъектов мировой политики по применению «мягкой силы» в современных международных отношениях претерпевают значительные изменения. Параллельно совершенствуются инструменты и методы ведения такой политики, резко расширяется область их применения. Наряду с традиционными все чаще применяются как военно-технические, так и экономические и культурно- цивилизационные методы воздействия. Комплексный характер применения такой стратегии значительно облегчает многим странам достижение их внешнеполитических целей.

Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России

Процент иностранных студентов, обучающихся в нашей стране, продолжает расти. Данное направление для России является одним из приоритетных, но для привлечения иностранных студентов необходимо модернизировать сферу образования.

Помимо студенческой мобильности достаточно давно действует академическая мобильность, то есть движение ученых. Сегодня появляются новые формы мобильности в сфере образования. Это дистанционное обучение. Также появляются выездные формы образования, когда известные мировые вузы проводят реализуют образовательные программы на базе своих факультетов за рубежом.

Россия считается образованной страной. Больше половины нашего населения имеет высшее образование. Еще с советских времен РФ привлекает большое количество иностранных студентов. Но после распада СССР доля России на международном рынке образования существенно снизилась. Это негативно влияет на экономику и политическое влияние страны в мире.

При содействии МИД РФ проводятся ежегодные съезды:

  • Форум молодых лидеров,
  • Школа руководителей молодежных объединений сферы науки и образования стран Содружества,
  • Селигер,
  • Балтийский Артек.

Российская политика «мягкой силы» в сфере образования и культуры делает отдельный упор на развитие спорта, проведение историко-мемориальной работы, правительство оказывает поддержку туризму.

Привлекательность образования создается еще и за счет того, что на базе университетов создаются исследовательские центры, которые могли бы быть интересы иностранным ученым

При этом важно помнить, что не все направления востребованы и интересны на текущий момент, поэтому упор должен делаться на дисциплины актуальные для текущего рынка труда и науки. В российском образовании для иностранных студентов наиболее привлекательными являются естественные науки

Важной составляющей экспорта образования являются рейтинги вузов. Поэтому государство занимается вливанием средств в сферу образования, чтобы университеты страны могли конкурировать высшими учебными заведениями развитых стран

На сегодняшний день потенциал российских вузов остается не до конца раскрытым.

«Мягкая сила» культурной и публичной дипломатий

Часто большая разница в культуре, а также историческая память о старых и еще не разрешенных конфликтах мешает народам трезво оценивать ситуацию и подталкивает к взаимным обвинениям и враждебному отношению друг к другу.

В связи с этим появился термин «культурная дипломатия». Это понятие зародилось в 1930-х гг. и первоначально носило пропагандистский характер, поскольку характеризовало соответствующую политику, проводимую в то время Советским Союзом. И в самом деле, в 1920–1930-е гг. советское руководство было крайне заинтересованно в создании позитивного имиджа СССР на Западе.

Индустриализация, начавшаяся в стране, подразумевала инвестиции иностранного капитала и внедрение современных технологий. Для реализации внешнеполитических целей советское руководство, наряду с другими средствами, широко использовало методы культурной дипломатии. В этот период широкое распространение получила практика культурных обменов, когда в СССР приглашалась элита западной интеллигенции – философы, писатели, общественные деятели, которые стремились увидеть своими глазами государство «великого социального эксперимента».

Однако следует отметить, что часто под такой формулировкой скрывается культурно-идеологическая экспансия.

Наряду с культурой в качестве важной составляющей внешней политики все более важную роль играет публичная дипломатия. Это крупномасштабная деятельность по взаимодействию с гражданским обществом и внешней аудиторией

В связи с этим появляются уникальные возможности для расширения государственных связей с международным сообществом, несмотря на то, что такие шаги требуют значительных материальных затрат.

Если у классической дипломатии есть свои учреждения – министерство иностранных дел, посольства, консульства и международные организации со своими сотрудниками – госслужащими, – то публичная дипломатия состоит из почти неограниченного количества акторов. Таковыми могут выступать транснациональные и неправительственные организации, образовательные учреждения, художественные союзы и т.д., одним словом, представители различных сфер жизнедеятельности общества, а также отдельные публичные деятели. Функционирование классической и публичной дипломатий зависит от структуры конкретного государства и уровня его политической культуры.

Умелое сочетание двух видов дипломатии позволяет использовать более широкий спектр возможностей, которые делают внешнюю политику гибкой и разнообразной.

«Мягкая сила» на международной арене, по сути, схожа с авторитетом личности в обществе. Уважаемый и популярный человек, скорее всего, будет позитивно воспринят и услышан в противоречивых ситуациях, в отличие от людей с плохой репутацией. Последние воспринимаются негативно, даже если выражают верную точку зрения. Таким образом, общественная дипломатия в современном мире направлена на формирование позитивного образа государства. Вместе с тем следует отметить, что хотя пропаганда и может завуалировать изъяны, эффект будет лишь временный. В конечном счете мнение о стране складывается с учетом ее достижений и того, чем она выделяется среди других.

Определение «мягкой силы»

Существует несколько терминов, которые так или иначе связаны с целенаправленным и ненасильственным продвижением тех или иных идей: «гибкая власть», «умная сила», «мягкая власть». Однако чаще всего в теории управления используется такое понятие, как мягкая сила. Считается, что первым этот термин употребил американский политолог Джозеф Най в 90-е годы прошлого века. Все исследователи этого явления указывают на то, что мягкая сила является альтернативой «грубой силы», то есть оказываются инструментом ненасильственного внедрения в сознание социума определенных идей через медиа, искусство, культуру и т.д. «За более чем двадцатилетний период Дж. Най неоднократно разъяснял выдвинутую им концепцию “мягкой силы”. При этом ключевым моментом в его концепции оставалось понятие привлекательности для других тех или иных положений, феноменов, образов действий и т.п. Именно привлекательность он противопоставляет методам принуждения, силового давления, шантажа» (1).

«В США направление государственной деятельности, связанное с развитием межкультурных связей и работой с международным общественным мнением, получило название “публичной дипломатии”. Впервые определение публичной дипломатии было сформулировано Эдвардом Гуллионом в 1966 г.» (2).

Концепция «мягкой силы» закреплена и в основополагающих документах Российской Федерации. Например, такое пояснение этому термину дается в Концепции внешней политики Российской Федерации: “Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» – комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии. Вместе с тем усиление глобальной конкуренции и накопление кризисного потенциала ведут к рискам подчас деструктивного и противоправного использования «мягкой силы» и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации там обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой прав человека, за рубежом” (3).

То есть мы видим, что здесь обозначаются не только преимущества, но и угрозы, которые несет в себе мягкая сила, в этой связи она сопрягается с таким понятием, как «гибридная война».

Современные тенденции

Современные тенденции развития международных отношений таковы, что роль «мягкой силы» во внешней политике стремительно растет. Это неизбежно, т. к. в нынешних условиях даже самые сильные государства больше не в состоянии решать свои задачи и реагировать на вызовы исключительно принуждением. В результате тесной интеграции экономик большинства стран мира применение оружия, особенно ядерного, может привести к глобальной катастрофе.

При этом не исключено, что суть понятия «сверхдержава» будет утрачена, а понятие «передовое государство» будет наполнено новым содержанием. В начале XXI столетия подавляющее большинство государств лишилось своего потенциала абсолютного доминирования и начало ставить акцент на управление по сетевому принципу.

В настоящее время «мягкая сила» – это многоплановая и сложная система, которая дает возможность тому или иному государству решать свои стратегические задачи на международной арене, действуя как на официальном, так и неофициальном уровнях. Эта система оказывает влияние на определенную аудиторию, тем самым реализуя его национальные интересы.

Справедливости ради надо отметить, что рост глобальной конкуренции и нарастание напряженности способствует злоупотреблению и даже незаконному применению «мягкой силы», направленной на вмешательство во внутренние дела другой страны, дестабилизируя внутриполитическую ситуацию и манипулируя общественным мнением и сознанием.

Так «мягкая сила» предстает как один из важнейших инструментов для решения внешне-политических проблем и реализации национальных интересов. Объектом скрытого управления становятся международные процессы и отношения, а также широкие слои населения конкретных государств и регионов.

Более того, в условиях глобализации она все больше актуализируется. При этом есть ряд факторов, которые ограничивают эффективность ее применения. При многополярной системе международных отношений любая страна, вне зависимости от своего положения в глобальной иерархии, грамотно используя свои ресурсы, в состоянии оказывать влияние на процессы и явления, как в своем регионе, так и в мире.

Заключение

Сегодняшний мировой кризис, замешанный на переформатировании однополярного мира, в корне меняет все представления и догмы. Однако рано или поздно, переформатировавшись, изменив некоторые территориальные претензии и амбиции, мир вновь сядет за стол переговоров.

От «военной или жесткой силы» придется неизбежно возвращаться к исконным ценностям и вековым традициям культуры, истории. Придется налаживать вновь взаимоотношения через культурные совместные проекты и решения современных вызовов для человечества. «Умная сила» или «мудрая» просто необходима в сегодняшнее время. Мир балансирует на «лезвии бритвы» ядерного конфликта, и очень хочется надеяться, что разум восторжествует!

Статья подготовлена: Иван Филимонов

Изображение на заставке: on Freepik

Поделиться в сетях:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: