Созданный в ссср ту-144 поразил мир и летал быстрее звука. но успех резко оборвался

Гений воздушного боя

Первые стратегические бомбардировщики появились после войны

B-36 носили термоядерные и ядерные бомбы. А одна из модификаций предполагала ядерную силовую установку

Послевоенный мир развивался семимильными шагами: именно тогда на смену B-29 воздушные войска США начали получать колоссальные Convair B-36 с издевательским названием Peacemaker — «Миротворец».

Шестимоторные колоссы производства Convair получил дальность полета в 11 тысяч километров при высоте полета до 16.

Именно он считается первым «полноценным» стратегическим бомбардировщиком.

Он же стал первым реактивным, получив 2 внешних мотогондолы со спаренными турбореактивными двигателями J47 (на них же летали F-86 Sabre и ряд других самолетов).

B-52 активно эксплуатируются с момента выпуска, участвуя во всех локальных конфликтах

Компоновка B-36 легла в основу рекордсмена Boeing B-52 Stratofortress. Этот самолет, впервые взлетев в 1954 году, до сих пор в строю и обгоняет все известные типы по количеству рекордов.

Машины первых модификаций смогли совершить полет дальностью 27000 километров. Последующие неоднократно совершали кругосветные путешествия, облетая земной шар.

Боевой радиус действия B-52 позволял стратегическим силам НАТО в Европе при необходимости дотянуться до целей в европейской части СССР вплоть до Москвы с запасом до 31 тонны бомб в грузолюке.

Поздние модификации «Стратокрепости», в том числе стоящие на вооружении B-52H, летают на дальность до 17 тысяч километров при аналогичной высоте полета.

Симметричным ответом СССР должны были стать перспективные проекты Туполева и Мясищева, разрабатывавшиеся с 1948 года.

Работа привела к появлению проекта «95», первый опытный образец которого совершил полет в 1952 году. Уже через 2 года самолет пошел в серию под названием Ту-95.

Ту-95 на многие годы стал основой дальней авиации СССР и России. И не только

С тех пор он непрерывно модернизируется, продолжая находится на боевом дежурстве России численностью 68 самолетов (примерно столько же в войсках США находится B-52).

Несмотря на устаревшие технологии, недостаточные технические характеристики в сравнении с более современными машинами, оба самолета более чем достаточны для основной своей задачи — удаленной доставки ядерного заряда.

Старые, проверенные самолеты легко обслуживать и модернизировать, а большой парк машин на стоянке позволяет снимать целые узлы для проведения быстрого ремонта.

Патрульную модификацию легко узнать по локатору внизу и характерной антенне на “спине”

Однако, поздние модификации принципиально отличаются от первых: обновленная авионика позволяет B-52 и Ту-95 использовать современное высокоточное вооружение (включая крылатые ракеты).

Вот только даже их чуть не уничтожило собственное оружие: ракеты.

Маловысотные сверхзвуковые бомбардировщики

Период 60-х годов в США отметился постоянными подготовками и исследованиями в области тяжелой авиации. Такую необходимость руководство ВВС выявило после получения данных о советских ПВО, характеристики которых на тот момент были самыми лучшими. Временным решением стало принятие на вооружение бомбардировщика FB-111, модификацию тяжелого ударного тактического самолета F-111.

В СССР решили сделать аналог американского фронтового бомбардировщика – Су-24, который поднялся в воздух в январе 70-го года. В отличие от американского руководства Союз решил не отказываться от высотности. Все усилия были брошены на создание новых многорежимных самолетов. Ту-22М – один из таких проектов, который впервые поднялся в небо в августе 1969 года. В то же время в США начали разрабатывать новый многорежимный бомбардировщик – В-1А. По предварительным расчетам он должен был заменить В-52, однако в 77-м году после ряда летных испытаний проект решили закрыть. Помимо этого, необходимость в малозаметных самолетах для прорыва ПВО противника исчезла после удачных разработок технологии «Стелс».

Почему сверхзвуковой самолёт больше не эксплуатируют

Сверхзвуковой самолет Туполева часто называют «потерянным поколением». Межконтинентальные рейсы признаны неэкономичными: за час полета сверхзвуковой самолет сжигал в восемь раз больше горючего, чем обычный пассажирский. По той же причине не оправдали себя дальние перелеты — в Хабаровск и Владивосток. Нецелесообразно использовать сверхзвуковой «Ту» в качестве транспортного лайнера из-за его небольшой грузоподъемности. Правда, пассажирские перевозки на нем все же стали престижным и прибыльным делом для Аэрофлота, хотя билеты считались по тем временам очень дорогими. Даже после официального закрытия проекта, в августе 1984 года, руководитель Жуковской летно-испытательной базы Климов, начальник конструкторского отдела Пухов и заместитель главного конструктора Попов при поддержке энтузиастов сверхзвуковых полетов восстановили и ввели в строй два лайнера, а в 1985 году добились разрешения выполнять полеты для установления мировых рекордов. Экипажами Аганова и Веремея установлено более 18 мировых рекордов в классе сверхзвуковых самолетов — по скорости, скороподъемности и дальности полета с грузом.

16 марта 1996 года в Жуковском началась серия научно-исследовательских полетов Ту-144ЛЛ, который положил начало разработке второго поколения сверхзвуковых пассажирских лайнеров.

95-99 годы. Сверхзвуковой самолет с бортовым номером 77114 был использован американским НАСА как летающая лаборатория. Получил название Ту-144ЛЛ. Основное предназначение – исследования и испытания американских разработок для создания собственного современного сверхзвукового самолета для пассажирских перевозок.

Поистине великий ас

Согласно официальным данным, Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 в группе. Эти сведения многократно оспаривались как в сторону увеличения числа сбитых самолетов противника (более сотни), так и в сторону их занижения. Так кто же прав?

Кроме того, в отличие от практики люфтваффе, близкой по сути к известному анекдоту о том, что «джентльменам верят на слово», нашим истребителям засчитывали каждую победу только после ее достоверного подтверждения незаинтересованными свидетелями (главным образом наблюдателями с земли). Ведь за сбитый самолет полагалась немалая денежная премия! Так что не все одержанные победы шли нашим асам в зачет.

Сам Александр Иванович в беседе с наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым определил число своих личных побед так: «Примерно 90». Это, скорее всего, наиболее близкое к истине значение. Характер Покрышкина не позволил бы ему хвастливо приврать. В этом нет никаких сомнений.

Надо еще учитывать, что с 1944 года Александр Иванович занимал довольно высокие командные должности и не мог уже, как прежде, совершать вылеты столь же часто, как в начале войны. Иначе и официальный счет сбитых лично им самолётов был бы, наверное, гораздо большим. Ибо воевал он отчаянно смело.

Соцсети
Знаменитый бой над Большим Токмаком.

Вот краткое описание одного боя. В 1943 году над городом Большой Токмак Запорожской области, во втором за день боевом вылете Покрышкин во главе четверки истребителей обнаружил группу «юнкерсов». Начав стремительную атаку, он в последний момент усомнился в том, что это бомбардировщики врага, обогнал их, и только разглядев на крыльях чёрные кресты, совершил резкий разворот полупетлёй и выстрелил из пушек в немецкого ведущего.

Бомбардировщик взорвался. «Аэрокобра» Покрышкина пролетела через облако взрыва, но осталась неповрежденной, зато другой немецкий самолет повредило осколками взорвавшегося. А Покрышкин снова разворачивается и атакует еще один самолет, который попытался спастись в крутом пике, но не смог сбежать от нашего аса. Это потрясающее «авиашоу» наблюдали сотни людей с земли.

Максимально же за один день Покрышкин сбил 7(!) вражеских самолетов. Это произошло в ходе двух его боевых вылетов над Кубанью 12 апреля 1943 года. Так воевать мог только поистине великий ас.

mil.ru
Маршал авиации.

И еще нюанс. Уже после начала войны с СССР, несмотря на нехватку пилотов, Хартман два года учился. Учился до тех пор, пока полностью не прошел всю обширную программу подготовки. Наших же молодых летчиков часто в бой бросали после двух-трех месяцев обучения, с минимальным налетом. Они, конечно, не могли сразу составить достойную конкуренцию опытным летчикам люфтваффе.

При всем том в отношении числа побед к числу воздушных боев Хартман оказался хуже другого нашего прославленного аса — Ивана Кожедуба (352/825 и 64/120 соответственно)!

Что же касается Александра Ивановича Покрышкина, то он закончил войну всенародным любимцем и героем, но из-за своего независимого характера оказался в немилости у ревнивых к славе Василия Сталина, Павла Батицкого и Евгения Савицкого. Справедливость, однако, в конце концов восторжествовала: в 1972 году Покрышкину было присвоено звание маршала авиации!

litart.ru
Памятник А.И. Покрышкину на родине героя в Новосибирске.

Однако гораздо значимее всех высоких званий и наград то, что Покрышкин остался в памяти нашего народа настоящим человеком-легендой. В истории военной авиации гениев, внесших подобный вклад в теорию и практику воздушного боя, можно пересчитать по пальцам одной руки!

Сухой Су — 35

Wikimedia Commons

Су-35 — один из самых современных истребителей-бомбардировщиков в арсенале России. Это истребитель четвертого поколения, в котором четыре десятилетия совершенствовались по сравнению с одним из первых истребителей-бомбардировщиков Су-24. Во многих случаях его позиционируют как лучший, чем американский F-35. Однако F-35 — истребитель пятого поколения.

  • Самолет: Сухой Су-35
  • Рекорд скорости: 2,25 Маха
  • Двигатель: 2 * ТРДД Сатурн АЛ-41Ф1С форсажный
  • Мощность двигателя: 31900 фунтов (142 кН) каждый
  • Установлен рекорд скорости: 2008
  • Всего построено: 96
  • Статус: в активной службе

Однако Су-35 фактически предназначались для экспортного рынка, но на данный момент большая часть их обслуживает россиян. Интерес проявили многие страны, 14 из них уже проданы.

Convair B — 58 Hustler

Wikimedia Commons

Это был один из первых действующих бомбардировщиков, способных развивать скорость 2 Маха, и был разработан американским производителем самолетов Convair. Хотя первый полет был в 1956 году и он поступил на вооружение в 1960 году (примерно тогда XB-70 был почти историей), он руководствовался тем же набором аргументов, что и XB-70, из-за непригодности на большой высоте из-за Советские ракеты земля-воздух. Поэтому ожидалось, что он будет летать на малой высоте, что снизило его эксплуатационные возможности в сочетании с тем фактом, что он был слишком мал для бомбардировщика.

  • Самолет: Convair B — 58 Hustler
  • Рекорд скорости: 2 Маха
  • Двигатель: 4 * General Electric J79 — GE — 5A Turbojet
  • Мощность двигателя: 15600 фунтов (69,3 кН) каждый
  • Установлен рекорд скорости: 1954 г.
  • Всего построено: 116
  • Статус: на пенсии

У B-58 была чахлая эксплуатационная карьера, проработав всего десять лет с 1960 по 1970. Есть один рекорд B-58, который все еще стоит, и это самый продолжительный сверхзвуковой полет. B-58 сделал это между Токио и Лондоном, на расстоянии ~ 8000 миль, примерно на 1,5 Маха. Этот рекорд еще не побит ни для одного типа самолетов.

Появление сверхскоростных стратегических бомбардировщиков из титана

Программа XB-70 стала самой дорогостоящей в международной авиации

Уже во время Вьетнамской войны и переходных Ту-22 с B-58 появились дальние зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина», которые практически свели на нет все старания инженеров.

Дальность и скорость полёта ракет ПВО, а так же серьезно увеличившаяся дальность баллистических ракет в шестидесятые годы заставила военных пересмотреть доктрины.

Стратегические бомбардировщики должны были стать самолётами, прорывающими оборону противника на запредельной высоте и скорости.

Самым известным американским проектом стал North American XB-70 Valkyrie — цельнометаллический самолёт с невероятной компоновкой и тысячами прорывных конструктивных идей.

Движущийся на высоте больше 20 километров при скорости в 2 тысячи километров в час XB-70 гарантированно был недостижим для любых наземных средств обороны.

Цена оказалась велика: самолёт стал самым дорогим авиационным проектом за всю историю. И это без учета косвенных расходов, а так же выплат по результатам нескольких катастроф с погибшими.

Несмотря на трудоемкость и стоимость изготовления, Т-4 оказался удачной машиной

Но Штаты были не единственными, кто ошибался: в СССР разрабатывали аналогичный цельнотитановый бомбардировщик прорыва Т-4, разработанного КБ Сухого, с постоянной скоростью в 3000 километров в час.

Он получил меньшую дальность, поскольку предназначался для поиска и уничтожения авианосцев противника, став попыткой догнать США, активно развивавшей авианосный флот.

Этот проект, как и ряд других, пал жертвой политики и переменчивых военных доктрин

«Валькирию» закрыли в 1969, как и Т-4: невероятная стоимость, резкое улучшение характеристик ракетных систем закрыли проекты.

Какое-то время обе страны пытались продолжить идеи в более простых схемах, дешевых и проверенных. Однако все они не вышли за рамки бумажных проектов: сверхзвуковые перехватчики МИГ-25 с крейсерским сверхзвуком заставили отказаться от концепции.

Актуальный лидер – и не только по «пьянству»

Не следует, впрочем, сбрасывать со счетов и выигрышные характеристики советского сверхзвукового монстра. А таковых немало.

Рекорд самолетной скорости 60-летней давности остается недосягаемым и по сей день. В 1962 году на дистанции протяженностью в 500 километров МиГ-25 сумел разогнаться в среднем до 2981,5 км/ч.

В общей сложности машина установила 29 мировых рекордов по скорости и высоте.

«Пьяный» летательный аппарат способен достигать рабочей высоты в 23 километра, а также оснащен ракетами Р-40 (воздух-воздух), обладающими высочайшими убойными свойствами, а также дальностью полета до 30 километров.

Прежде МиГ-25 был крайне востребован по всему Земному шару: в период с 1969 г. по 1985 г. Горьковский авиазавод выпустил 1186 единиц данного истребителя, они были приняты на вооружение в 14 странах мира. С середины 1990-х годов 25-е МиГи, правда, стали постепенно снимать с вооружения. Хотя Запорожский АРЗ до сих пор продолжает выполнять ремонт этих машин для Индии и арабских стран, что свидетельствует о том, что старый конь до сих пор еще в строю.

Скоростные бомбардировщики Сталина СБ и Ар-2.

 

О книге: Скоростные бомбардировщики Сталина СБ и Ар-2

   В истории этот самолет наиболее запомнился своим коротким названием СБ, которое было образовано от заглавных букв словосочетания — Скоростной Бомбардировщик. Впервые он появился на мировой сцене во время гражданской войны в Испании в 1936 году и, как оказалось, полностью соответствовал своему названию и назначению. СБ действительно летал быстрее всех участвующих в первой фазе конфликта летательных аппаратов — он легко обгонял не только вражеские бомбовозы, но и истребители. Хотя боевое использование СБ практически сразу выявило достаточный перечень многочисленных его недоработок, сам факт его первенства является неоспоримым. Советский СБ явился первым в мире двухмоторным боевым монопланом нового поколения, построенным в достаточных количествах и успешно использованным в реальной обстановке.
    Появлению СБ предшествовал более чем 10-летний опыт проектирования и постройки самолетов в Центральном Аэрогидродинамическом институте (ЦЛГИ) в Москве. Этот институт, организованный известным русским теоретиком авиации профессором Н.Е.Жуковским в 1918 г., предназначался для проведения теоретических и экспериментальных исследований в области аэродинамики с последующим использованием полученных знаний в практических областях. Между тем, именно практическая деятельность в первый период существования института оказалась наиболее успешной. В 1922 г. авиационный отдел ЦЛГИ, которым с первого дня руководил Андрей Николаевич Туполев, приступил к созданию самолетов, название которых начиналось его инициалами — АНТ. Конструкция самолетов АНТ, вплоть до появления семейства СБ, представляла собой пространственную ферму из труб, с обшивкой всех наружных поверхностей листовым гофрированным дюралюминием.
    В сентябре 1925 г. коллектив, возглавляемый Туполевым, определяется как конструкторский отдел и получает наименование АГОС (Авиация, гидроавиация, опытное строительство). Осенью того же года начинаются испытания двухмоторного самолета АНТ-4, ставшего впоследствии распространенным бомбардировщиком ТБ-1. В 1929 г. специально подготовленный АНТ-4 с именем собственным «Страна Советов» прославился тем, что под командованием летчика С.А.Шестакова совершил дальний перелет Москва — Нью-Йорк общей протяженностью более 21000 км. Интересно, что спустя несколько лет после этого перелета в США построили пассажирский самолет DC-2, удивительным образом напоминающий размерами, очертаниями в плане и соотношениями рулевых поверхностей советский АНТ-4.
    Книга «Скоростные бомбардировщики Сталина СБ и Ар-2.», ведущего историка авиации впервые восстанавливает справедливость, воздавая должное одному из самых недооцененных и незаслуженно ославленных советских самолетов, а также созданному на его базе пикировщику Ар-2.

Год издания: 2010Страниц в книге: 208Качество: Отсканированные страницыФормат: PDFРазмер файла: 275 Мб

 

Скриншоты страниц:

Скачать книу:
Скоростные бомбардировщики Сталина СБ и Ар-2

Другие книги этой серии:

«Спитфайр». Лучший истребитель Союзников.

«Аэрокобра» Американский истребитель для сталинских соколов.

Ненавистная «Рама» Fw 189.Лучший самолет-разведчик Второй Мировой.

«Зеро». Лучший палубный истребитель.

Убийца «МиГов». Истребитель F-4 «ФАНТОМ» II.

Библиография

  • Air International, SB: The Radical Tupolev, Vol 36, No 1. 1989. Bromley, UK: Fine Scroll, ISSN 0306-5634, стр. 44–51.
  • Air International, SB: The Radical Tupolev, Том 36, № 2. Бромли, Великобритания: Fine Scroll, ISSN 0306-5634, стр. 77–89.
  • Air International, SB: The Radical Tupolev, Vol 36, No 3. UK: Fine Scroll, ISSN 0306-5634, стр. 148–155.
  • Иллюстрированная энциклопедия авиации, Vol. 12 . Барселона: Дельта. 1984. ISBN  84-7598-020-1 .
  • Ганстон, Билл; Энциклопедия российской авиации 1875–1995 гг. «Оспри» . Издательство Osprey, Лондон, 1995. ISBN 1 85532 405 9 .
  • Джексон, Роберт. Самолеты Второй мировой войны — Разработка — Вооружение — Технические характеристики . Лондон, Amber Books, 2003. ISBN 978-18-5605-751-6 .
  • Мартинес, Луис Гарсия. Катюшки . Бромли, Великобритания: Pilot Press, 1987. ISSN 0143-5450.
  • Маслов, Михаил. База данных: Бомбардировщики Туполева С.Б., Самолет, Том 35, вып. 1 , 2007.

Сухой Т — 4

Wikimedia Commons

Это был один из бомбардировщиков, разрабатывавшийся Сухим в ответ на ХВ-70. Его дизайн победил, несмотря на конкурирующие модели от Туполева и Яковлева. По иронии судьбы этот самолет, который должен был противостоять XB-70, постигла участь XB. Хотя четыре были выпущены для испытаний, он так и не стал популярным, и программа была официально закрыта в 1975 году. По сравнению с XB, Т-4 был менее известен только из-за различных приоритетов в то время. Это очевидно из того факта, что, хотя XB-70 все еще хорошо отзывается, не многие знают о Т-4 .

  • Самолет: Сухой Т — 4
  • Рекорд скорости: 3 Маха
  • Двигатель: 4 * ТРД Колесов РД-36-41
  • Мощность двигателя: 157 кН (35000 фунтов силы)
  • Установлен рекорд скорости: достигнуто 1,3 Маха. После этого программа была отменена
  • Всего построено: 4
  • Статус: на пенсии

Ожидалось, что Т-4 будет лететь со скоростью 3 Маха, а не только на рывках со скоростью 3 Маха. Это требование означало, что необходимо было провести много конструкторских исследований, испытаний и разработок. В отличие от XB, который вышел из строя из-за того, что предполагаемый противник поправился, этот произошел из-за внутренней политики и конкуренции со стороны Ту-22М. Интересно, что Ту-22М сохранился до сих пор и является одним из стратегических бомбардировщиков России.

Ссылки

Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Самолёты компаний Airco и de Havilland
По фирменному обозначению
  • Biplane No.1
  • Biplane No.2
  • DH.1
  • DH.2
  • DH.3
  • DH.4
  • DH.5
  • DH.6
  • DH.9/DH.9A/DH.9C
  • DH.10
  • DH.11
  • DH.12
  • DH.14
  • DH.15
  • DH.16
  • DH.17
  • DH.18
  • DH.19
  • DH.20
  • DH.21
  • DH.22
  • DH.23
  • DH.24
  • DH.25
  • DH.26
  • DH.27
  • DH.28
  • DH.29
  • DH.30
  • DH.31
  • DH.32
  • DH.33
  • DH.34
  • DH.35
  • DH.36
  • DH.37
  • DH.38
  • DH.39
  • DH.40
  • DH.41
  • DH.42
  • DH.43
  • DH.44
  • DH.45
  • DH.46
  • DH.47
  • DH.48
  • DH.49
  • DH.50
  • DH.51
  • DH.52
  • DH.53
  • DH.54
  • DH.55
  • DH.56
  • DH.57
  • DH.58
  • DH.59
  • DH.60
  • DH.61
  • DH.62
  • DH.63
  • DH.64
  • DH.65
  • DH.66
  • DH.67
  • DH.68
  • DH.69
  • DH.70
  • DH.71
  • DH.72
  • DH.73
  • DH.74
  • DH.75
  • DH.76
  • DH.77
  • DH.78
  • DH.79
  • DH.80
  • DH.81
  • DH.82
  • DH.83
  • DH.84
  • DH.85
  • DH.86
  • DH.87
  • DH.88
  • DH.89
  • DH.90
  • DH.91
  • DH.92
  • DH.93
  • DH.94
  • DH.95
  • DH.96
  • DH.97
  • DH.98
  • DH.99
  • DH.100
  • DH.101
  • DH.102
  • DH.103
  • DH.104
  • DH.105
  • DH.106
  • DH.107
  • DH.108
  • DH.109
  • DH.110
  • DH.111
  • DH.112
  • DH.113
  • DH.114
  • DH.115
  • DH.116
  • DH.117
  • DH.118
  • DH.119
  • DH.120
  • DH.121
  • DH.122
  • DH.123
  • DH.124
  • DH.125
  • DH.126
  • DH.127
  • DH.128
  • DH.129
  • DH.130
По назначению Истребители DH.1 DH.2 DH.5 DH.77 Mosquito Hornet Vampire Venom Sea Venom Sea Vixen Бомбардировщики DH.4 DH.9 DH.10 Oxford Okapi Mosquito Пассажирские DH.9C DH.16 DH.18 DH.34 DH.50 Giant Moth Hercules Fox Moth Dragon Express Dragon Rapide Albatross Flamingo Dove/Devon Comet Heron Trident Спортивные DH.51 DH.88 Hawk Moth Humming Bird Moth Puss Moth Leopard Moth Hornet Moth Учебно-тренировочные Tiger Moth Don Moth Minor

Туполев Ту — 22М Backfire

Wikimedia Commons

Ту-22М входит в состав российской стратегической бомбардировочной группировки, два других — Ту-160 и Ту-95. 22М был разработан на основе Ту-22, который, в свою очередь, имел прямые корни в пассажирской версии Ту-144. До Ту-160 это был один из самых быстрых бомбардировщиков в российском арсенале.

  • Самолет: Туполев Ту-22М Backfire
  • Рекорд скорости: 1,88 — 2,05 Маха
  • Двигатель: 2 * Кузнецов НК — 25 ТРД
  • Мощность двигателя: 55100 фунтов-силы (247,9 кН)
  • Установлен рекорд скорости: 1982
  • Всего построено: 497
  • Статус: в эксплуатации

Ту-22, предшественник 22М, был сопряжен с множеством проблем. В то время, когда Туполев ожидал разрешения правительства на производство 22М, он столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны Сухого, который разрабатывал Т-4 (это также охватывалось Т-4). Однако многие аспекты оказались в пользу 22М, включая сохранение лица с точки зрения отказавшего самолета Ту-22, что привело к одобрению 22М в качестве усовершенствования и закрытия программы Т-4.

На «дипломатическом» фронте

Дизайн и разработка

Напоминает экспериментальный многоместный двухмоторный истребитель Туполев АНТ-21 ( МИ-3 ) 1933 года и истребитель с пушечным вооружением Туполев АНТ-29 ( ДИП ) , первый прототип Туполева АНТ-40 (СБ) (буквы SB расшифровывался как быстрый бомбардировщик) совершил свой первый полет 7 октября 1934 года с двумя радиальными двигателями Wright Cyclone . Модернизированный советскими Туманскими М-87, он был перестроен после аварии при посадке и был сильно модифицирован. Второй и третий прототипы имели двигатели Hispano-Suiza , большую хорду крыла, больший дрейф и руль направления, а также измененную форму элеронов. Эти самолеты летали в октябре 1934 г. и сентябре 1935 г., и дальнейшие изменения привели к окончательной конструкции, которая была запущена в производство в 1935 г. Первый серийный самолет, получивший обозначение SB , сошел с конвейера до конца 1935 г., а его предшественник АНТ-40 уже выполнил программу испытательных полетов. Самолет начал серийное производство в 1936 году, до 1941 года выпускался на 2 государственных авиазаводах: заводе № 22 в Москве и заводе № 125 в Иркутске . ]

SB представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом и экипажем из трех или четырех человек. Первые серийные самолеты были оснащены 750-сильными линейными V-образными двигателями Климов М-100 (производство по лицензии Hispano-Suiza 12Ybrs), но они были первоначально заменены 860-сильными М-100А и в конечном итоге (в модели СБ-бис , которая совершил первый полет в октябре 1936 г.), более мощным М-103 мощностью 1000 л.с.

Производство СБ было прекращено в конце 1941 г., им на смену пришел петляковский Пе-2 . Всего до немецкого вторжения в 1941 году на московском заводе было построено 5 695 самолетов, к которым добавляются 1 136 самолетов, построенных на Иркутском заводе , , а « Аэро Водоходы » и « Авиа » построили в Чехословакии 45 и 66 самолетов соответственно. . Всего было построено 6945 самолетов.

Военно-техническое сотрудничество СССР и Чехословакии

В марте 1937 г. между СССР и Чехословакией было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого Советский Союз получал лицензию на производство 76,2-мм горной пушки «Шкода С.5», а Чехословакия — всю необходимую документацию, необходимую для серийного производства скоростного бомбардировщика СБ 2М-100А. В Чехословакии эта машина получила обозначение В-71 и была запущена в серийное производство на авиазаводах «Аэро», «Авиа» и «Летов». С целью облегчения освоения серийного производства новой машины чехословацкой стороне были проданы также 20 серийных самолётов, выпущенных на авиазаводе №22. Уже 17 апреля 1937 г. первый из них совершил испытательный полёт на аэродроме испытательного центра военно-технического авиационного института ВТЛУ (VTLU). Нельзя не отметить, что поставка бомбардировщиков СБ в Чехословакию, являвшуюся одной из наиболее развитых в промышленном отношении стран Европы, без сомнения, явилась крупным успехом молодого советского государства, показавшего всему миру, что созданная практически на пустом месте авиапромышленность СССР уже в состоянии выпускать вполне современную боевую технику, по ряду своих показателей не только не уступавшую лучшим западным образцам, но и превосходящую их.

Однако, как известно, в любой бочке мёда имеется своя ложка дёгтя. Не стал исключением и туполевский скоростной бомбардировщик, к выпуску которого приступили авиазаводы Чехословакии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: