Электронная книга война и мир

Русская литература. 10 класс

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

За кого вышла замуж княжна Марья Болконская?

Ответ. Марья Болконская вышла замуж за Николая Ростова.

Кто из героев романа исповедует теорию непротивленчества?

Ответ. Платон Каратаев. Этот герой является народным носителем идеи непротивления, что, по мнению автора, свидетельствовало, что философия непротивления злу насилием — в природе русского человека. На Пьера Безухова знакомство с Платоном Каратаевым производит огромное впечатление.

Как повлияло на князя Андрея сражение под Аустерлицем?

Ответ. Князь понял, что слава и власть не имеют никакого значения по сравнению с человеческой жизнью.

Поделиться ссылкой

Действующие лица

Андрей Болконский — князь, презирающий лицемерный свет, но вынужденный бывать там. Мечтал о славе, но во время Аустерлицкого сражения понял, как незначительна слава в масштабах всей жизни. Был влюблён в Наташу Ростову. Погиб в Бородинской битве.

Наташа Ростова — юная графиня, очаровательная и яркая, одарённая в музыкальном отношении. В начале романа Наташе 12 лет, поэтому читатель видит взросление героини. Была помолвлена с князем Болконским, но в его отсутствие хотела бежать с Анатолем Курагиным. Тяжело пережила смерть князя Андрея, искала себя в религии. Стала женой Пьера Безухова и посвятила себя материнству.

Пьер Безухов — граф, незаконный сын Кирилла Безухова, массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках. Женится на Элен Курагиной, впоследствии расстаётся с ней. Увлекается масонством (тайное общество со своей философией) и даже входит в масонскую ложу, но потом разочаровывается. Влюбляется в Наташу Ростову. Участвует в военных действиях (в частности — в Бородинском сражении). Некоторое время пребывает в плену у французов. Все эти события сильно меняют его: Пьер обретает собственные взгляды на жизнь. Женится на Наташе Ростовой.

Илья Андреевич Ростов — граф, хороший семьянин. Любит жену и четверых детей — Веру, Николая, Наташу и Петю. Очень плохой хозяин, поэтому финансы семьи Ростовых всё время в плачевном состоянии.

Наталья Ростова — графиня, жена Ильи Ростова, мать четверых детей. Очень любит свою семью. Тяжело переживает гибель сына Пети. Памятуя о сложном финансовом положении семьи Ростовых, препятствует женитьбе Николая на бесприданнице Соне.

Николай Ростов — граф, невысокий кудрявый мужчина, старший сын Ростовых, честный, доброжелательный и искренний. Сначала стремится к славе, поэтому хочет на войну, но после Шенграбенского сражения и Аустерлицкой битвы его мировоззрение меняется: Николай противится войне как таковой. Женится на Марье Болконской.

Соня Ростова — милая девушка, племянница Ильи Ростова. Верная, преданная, готовая пожертвовать собой. Влюблена в Николая Ростова, поэтому отказывает в чувствах Фёдору Долохову. Когда выясняется, что Николай Ростов любит Марью Болконскую, Соня беспрекословно его отпускает.

Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный мужчина, любящий отец (своей любви к детям стесняется и старается чувств не выказывать). В ходе действия романа умирает от удара.

Марья Болконская — княжна, некрасивая, но с удивительно прекрасными лучистыми глазами девушка. Образованна, религиозна, склонна к самопожертвованию. Ухаживает за отцом и племянником, впоследствии выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям.

Элен Курагина — княжна, дочь князя Василия, блистательная красавица, любимица света, мечта множества мужчин. Не умная, но ловкая. Вышла замуж за Пьера Безухова. Умерла от болезни.

Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и аморальный. Устраивал попойки и дебоши. Увлёкся Наташей Ростовой и хотел украсть девушку и обвенчаться с ней, хотя уже был женат.

Фёдор Долохов — офицер, светлоглазый мужчина среднего роста. Циничен, жесток и склонен к авантюрам. Храбр, искренен, нежно любит мать. Состоял в любовной связи с Элен Безуховой, женой Пьера, из-за чего дрался с Пьером на дуэли. Хотел жениться на Соне Ростовой, но получил от неё отказ.

Основные персонажи романа «Война и мир»

О произведении

«Война и мир» — это один из самых знаменитых романов в мировой литературе, написанный Львом Толстым в 1865-1869 годах. Роман включает в себя описание исторических событий Наполеоновских войн и развитие российского общества в начале 19 века. Произведение состоит из четырех томов и включает более 500 персонажей, каждый из которых развивается в течение романа.

«Война и мир» описывает не только события войны, но и общественные отношения, моральные проблемы и психологию персонажей. Роман включает в себя множество философских исторических рассуждений, которые помогают читателю понимать мир того времени.

Страна в послевоенное время

Ужасная и жестокая война завершилась, и спустя семь лет начинаются события эпилога. Л. Н. Толстой рассказывает о том, как повлияли движущие силы на историю России. Особенно его интересует воздействие великих полководцев Александра I и Наполеона. Толстой разграничивает понятия «случай» и «гений», потому что у них нет точного определения и конкретного обозначения.

Дальше следуют рассуждения на тему движения народов Европы. Автор говорит о Наполеоне, который в результате случайного стечения обстоятельств смог сыграть основополагающую роль в судьбе России, хоть руководствовался только подлостью.

Какое место занял Александр I в историческом процессе? Народу не нужен был предводитель, когда началась битва. Однако военные действия, затрагивающие всю Европу, выдвинули Александра I вперед.

Философские взгляды автора

В древности историки считали, что события народной жизни напрямую зависят от свободной воли Бога. Однако как тогда объяснить, что люди, исповедующие любовь к ближнему своему, во время войны начали друг на друга нападать?

Автор рассуждает о том, что может повлиять на управление народом. Он спорит с историками, которые сформировали вывод, что сила власти открыта только отдельным личностям. Суть в том, что нет истинного объяснения, на чем держится власть. Какая сила управляет волей персонажей романа, что они подчиняют народы, и это приводит к великим событиям? Дальше Л. Н. Толстой развивает мысль, что в тяжелое время власть постепенно переходит к разным партиям и людям. Значит, народная воля тоже, скорее всего, хаотично меняется.

Жизнь людей — это не судьба одного конкретного человека или исторической личности, наделенной властью. Например, войска рассматриваются как сплоченные единой идеей люди. У них есть цель, которая формирует сильное сообщество. Автор задумывается об отношениях начальства и подчиненных во время войны.

Самые грандиозные события истории совершены не одним человеком, а обществом. Чаще всего это люди-исполнители, которые стоят ниже всех, но крайне важны. К ним относятся солдаты и обычный народ. Вожди только распоряжаются всеми, хотя историки отдают им главную роль.

Сначала происходит действие, а уже затем ему пытаются придумать объяснение или оправдание.

Важным для исторического процесса становится вопрос о свободе воли человека или общества. Толстой приходит к выводу, что эти качества сильно ограничиваются, потому что на них влияет множество факторов:

  • нужды внешнего устройства мира;
  • определенный исторический период;
  • личные свойства людей, их характер и наклонности.

Свобода воли в случае этих ограничений не может стать настоящей. Но человек — это личность, которая не живет по принципу подчинения законам. Людей всегда мотивировало желание хотя бы немного быть свободными.

Толстой проводит границу между устаревшим и новейшим видением исторического процесса. Личность в истории зависима от окружающей обстановки, ею движут причины и время.

Война и мир

История создания «Войны и мира». Это произведение было результатом «безумного авторского усилия», которому Л. Н. Толстой отдал почти семь лет, едва ли не самых лучших, из своей жизни. Роман переписывался семь раз полностью (в этом классику помогали его домочадцы, особенно жена), сохранилось более 5 тысяч страниц, исписанных с обеих сторон, исследователи насчитали 34 варианта начала произведения. Всё это указывает на титанический труд, огромные силы, отданные писателем своему детищу. И результат превзошёл все ожидания: И. С. Тургенев, самый популярный в то время прозаик, признал, что «с появлением “Войны и мира” Толстой стал на первое место между всеми нашими современными писателями», потому что «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем». И. А. Гончаров скаламбурил в письме к И.С.Тургеневу так: «Он, т. е. граф, сделался настоящим львом литературы».

  Замысел романа возник в 1856 году после встречи с декабристом С. Волконским и его женой, которые вернулись из сибирской ссылки. Впечатление от этих людей было громадным, и Толстой решает написать роман о декабристе, вернувшемся в 1856 году из ссылки и оценивающем себя и своих единомышленников в 1825 году и современный облик России. Так были созданы три главы романа под названием «Декабристы» (1860). Однако самому писателю главный герой был не совсем понятен: почему он имеет право выносить приговор всему обществу и почему ему можно верить? Поэтому время действия произведения несколько раз меняется. Сначала Л. Н. Толстой обращается к 1825 году — эпохе «заблуждений и несчастий» своего героя. Но и в этот период герой не был понятен автору, так как это был уже сформировавшийся человек. Лишь затем писатель переходит к 1812 году — времени, когда формировались характеры и идеалы декабристов. Так появляются наброски к роману «Три поры» (1863), указывающие, что классик задумал трилогию о декабристе, охватывающую 1812, 1825 и 1856-й годы. Но личность главного героя отступила на второй план, интерес писателя привлекли другие персонажи, временные рамки и содержание произведения вновь расширились: «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе против наполеоновской Франции, не описав наших неудач и нашего срама. Итак, от 1856 г. возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести даже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1812, 1825 и 1856 гг.». В 1864 году был написан отрывок «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805 год. Часть 1. Глава 1». Здесь главным героем был ещё декабрист и его семья, хотя чётко прослеживается авторский интерес к эпохе наполеоновских войн. Толстой интенсивно изучает в Румянцевском архиве исторические документы, масонские книги, акты и рукописи 1810—1820-х годов, мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских. В роман вводятся реальные исторические фигуры — Александр I и Наполеон, усложняется жанровая структура произведения, оно выходит за рамки семейно-бытовой хроники. Заголовок «1805 год» становится рабочим названием произведения, под которым с 1865 года роман частями появляется в печати. В 1866—1867 годах, после публикации первых двух частей, писатель делает наброски последних частей романа, назвав его «Всё хорошо, что хорошо кончается», где должен быть счастливый финал, где оставались в живых Андрей Болконский и Петя Ростов. Но Толстого заинтересовала «мысль народная» в истории войны 1812 года. Писатель изучает многочисленные русские и зарубежные источники об Отечественной войне 1812 года, встречается с её участниками, а в сентябре 1867 года посещает Бородинское поле, составляет карту сражения. Именно в этот период возникло нынешнее название произведения — «Война и мир», а сам роман получил окончательное оформление, соединив черты многих жанров. Бородинская битва становится кульминацией романа.

  Произведение печаталось частями, по мере их написания, в журнале «Русский вестник» в 1865—1869 годах. После его завершения Л. Н. Толстой, готовя роман к отдельному изданию, перерабатывает его ещё раз. Меняется структура произведения (вместо шести томов, останутся четыре, часть философских размышлений переместится в эпилог). Автор проводит стилистическую правку: под влиянием критики Н. Н. Страхова, В. Г. Черткова, И. С. Тургенева переводит французский текст на русский язык (впоследствии от этого изменения отказался).

  Поскольку роман вызвал колоссальное число откликов, Л. Н. Толстой пишет несколько статей о своём детище: «Наброски предисловия к “Войне и миру”» (1867), «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”» (1868). В них писатель разъясняет некоторые вопросы жанра, структуры, стиля своего произведения, даёт характеристику своим героям.

Смысл названия

Когда говорят о названии романа «Война и мир», принято вспоминать, что в дореформенном русском языке слово «мир» означало отсутствие войны, а «мiр» — человеческое общество. Лев Толстой в названии своего романа употребил слово «мiр», а значит, его следует понимать как «Война в жизни людей».

Сам граф Толстой видел эту ошибку в первом издании, но не счёл нужным её исправить

Автор действительно уделяет пристальное внимание жизни общества в военное время, но при этом тема осуждения войны также очень значима в романе

Не будем забывать и о том, что «миром» называется и вся Вселенная с её законами, а философский пласт в «Войне и мире» очень значим.

В общем, можно сказать, что название этого романа — такое же многоплановое, как и его содержание.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман-эпопея.

Жанровые особенности: в жанровом отношении роман «Война и мир» чрезвычайно сложен. Его можно было бы назвать историческим романом, ведь в нём описывается война 1805-1807 гг. и война 1812 г. Слово «война» даже вынесено в название романа; в нём описываются конкретные исторические лица (Наполеон, Кутузов, Александр I). Однако исторические события — только часть той общей картины, которую создал Толстой.

Можно было бы отнести «Войну и мир» к семейно-бытовым романам, ведь в нём описывается судьба нескольких поколений дворянских семейств (Ростовы, Безуховы, Курагины, Болконские). Но значительный ряд персонажей не вписывается в концепцию семейного романа.

В романе поднимаются вопросы справедливого социального устройства, и поэтому его можно было бы назвать социальным. Но «Война и мир» шире этого определения. Это ещё и философский, и психологический роман. Широкий масштаб и глобальность проблематики позволяют нам сказать о «Войне и мире» только то, что это роман-эпопея, включающий все варианты романного жанра.

Время и место действия: действие романа «Война и мир» происходит в России в период с 1805 по 1813 годы (в эпилоге описывается 1820 год).

Суть эпилога

Состоит окончание из двух частей. Первая повествует о великих полководцах и их роли в жестокой войне. Писатель затрагивает философию и рассказывает, чем обернулись для героев эти исторические события. Особенно подробно он описывает жизнь Ростовых и Болконских. Люди в эпилоге женятся, воспитывают детей, строят семейные отношения.

Вторая часть о философии. В ней писатель поднимает важные темы свободы и власти.

Л. Н. Толстой раскрыл в эпилоге итоги всех поступков героев, представив читателям также описание событий после 1821 года, когда военные действия завершились, и люди мирно продолжают жить. Автор здесь поднимает множество вопросов:

  1. Роль человека в историческом процессе.
  2. Влияние одной личности на весь ход событий.
  3. Роль императора Александра I и французского полководца Наполеона в истории страны.

Толстой подводит читателя к мысли, что произошедшие события в рамках истории имеют субъективный характер, потому что только время покажет, к лучшему ли разрешилась война.

Вторая часть эпилога уже не взаимосвязана с судьбами героев. Это скорее размышления автора, ставшие отдельным художественным элементом. Структура этой части кроет в себе основную идею романа «Война и мир».

Конец произведения помог раскрыть ценность семьи и описать судьбоносные события того времени. Философские вопросы затрагивают политические перемены сложного десятилетия. Это история, увековеченная самими героями произведения. Толстой старался охватить перелом в человеческом сознании и судьбе России, он изобразил все настолько реалистично, что роман стал многосторонним и разноплановым.

Тематика заключительной части романа

Идейный смысл всего произведения передает эпилог. Основными темами становятся личность и семья в истории. Духовные каноны семейных отношений — это внешняя форма единства людей. Семья становится важным фактором крепкой взаимосвязи персонажей.

Первая часть эпилога показывает изменения в судьбах героев после страшных событий того времени, то, как они смотрят на мир. Автор делает акцент на тех, кто успел поучаствовать в военном движении. Страна чувствует, что переворот скоро наступит, и общество недовольно удалением государя от дел. Пьер согласен с их негодованием, он точно знает, что такой переворот необходим стране для завершения событий.

Николай Ростов искренне верит в государя. Он представитель совершенно другой позиции. Писатель показывает, как сильно противопоставляются взгляды героев. Через персонажей Толстой рисует картину общественного недовольства в жизни народа.

  1. Народная мысль.
  2. Реакция общества на происходящее в стране.
  3. Изменения жизни и ориентиров людей после боевых действий.
  4. Значение понятий война, свобода и власть.

Конец эпилога наполнен философскими вопросами. Автор рассказывает, что значит исторический процесс в рамках нашей страны

Он уверен, что отдельный человек не в силах понять важность этих событий, но народные массы, руководствуясь общим настроем и поведением, способны изменить жизнь и повлиять на ход событий

В эпоху новых технологий с кратким содержанием эпилога к роману «Война и мир» можно ознакомится онлайн. Оно пригодится для читательского дневника.

Вторая часть эпилога

Вторая часть посвящена рассуждениям автора об истории жизни человека и народа; что такое власть и она ли движет народами или существует иная сила, управляющая историей и о том, что приказывающий человек меньше всего участвует в событиях. Толстой упрекает историков в неверном указании истинных причин исторических событий, которые на самом деле не зависят от воли одной личности.

Заключение

Автор в эпилоге обобщает свои мысли о семейных ценностях, политических переменах тех десятилетий и философских размышлениях о нарядах и государствах. В нём читатель узнаёт конечный пункт духовного и нравственного становления главных героев, каждый из которых изменился во время событий романа.

Жизнь продолжается

Пьер и Наташа поженились. Это прекрасное событие принесло много радости родным. Однако граф был уже очень болен из-за печальных событий войны, поэтому покинул этот мир после свадьбы дочери. Николай нашел свой путь в гражданской службе сразу после отставки. У него тоже материальные проблемы, но герой старается содержать Соню и мать. Николай чувствует, что многим обязан девушке, однако никогда не полюбит ее. В его голове формируются планы: либо богатая наследница в женах, либо смерть мамы. Решение он принять не может.

В гости к Ростовым наведывается княжна Марья, чтобы поддержать героя, однако тот принимает ее равнодушно, после чего девушка уезжает расстроенной. Через некоторое время Николай и сам наносит ей визит, герои говорят об изменениях. Любовь побеждает, персонажи женятся и уезжают в Лысые горы.

Николай и Марья Болконская живут вместе уже 3 года. Ростов смог избавиться от всех долгов. Он ведет переговоры, чтобы выкупить имение Отрадное. Их брак поначалу спокойно развивается, но Николай иногда в силу своего вспыльчивого нрава распускает руки на подчиненных.

В Лысые горы постепенно съезжаются гости в связи с кануном Николина дня. Замужество сильно поменяло Наташу. В эпилоге «Войны и мира» повествуется о том, что героиню увлекла семейная жизнь, заботы о муже и маленьких детях. Будучи дома, Пьер полностью попал под опеку своей жены, которая была готова стать ему первой помощницей.

Гости радуются появлению супругов Безуховых. Особенно прибытие Пьера и Наташи волнует Николеньку Болконского. Безухов, как обычно, привез много подарков, не забыв даже о графине Ростовой, которая находится в глубочайшем расстройстве, хоть она очень любима окружающими.

Пьер разговаривает с графиней, делится новостями из Петербурга, а затем покидает комнату, чтобы поиграть с детьми. Николай ведет беседу с Безуховым в своем кабинете. Пьер делится опасениями по поводу будущего России: император странно ведет себя, страна подвергается упадку, народ недоволен. У него давно возникли мысли, что зреет переворот, поэтому необходимо создать тайное сообщество. Ростов не может согласиться с Пьером, он считает, что в стране все тихо и ничего не происходит, все это лишь выдумки. В беседу встревает Николенька.

Уже позже Николай разговаривает с женой и делится с ней мнением по поводу Пьера. Он с ним не может согласиться. Княжна беспокоится за Николеньку, боится, что ребенок слишком серьезно отнесется к словам Безухова.

Пьер тоже беседует с женой по поводу ее брата. Наташа пытается перевести разговор в другое русло. В это время Николеньке снится сон, где он слышит одобрение отцом замыслов Пьера. Мальчик решает посвятить себя учению, чтобы вызвать гордость у окружающих.

Герои произведения

Пьер Безухов — неуклюжий и неопытный юноша, который унаследовал большое состояние и вступает в общество высшего класса, чтобы найти своё место в жизни.

Наташа Ростова — красивая и эмоциональная девушка, которая живёт вместе со своей семьёй в Москве. Она влюбляется в нескольких мужчин и в итоге выходит замуж за Андрея Болконского.

Андрей Болконский — умный и решительный офицер, который решил принять участие в войне 1812 года, несмотря на желание его жены остаться в Москве.

Анатоль Курагин — красивый и привлекательный молодой человек, который влюбляется в Наташу Ростову и пытается сбежать с ней.

Марья Болконская — сестра Андрея Болконского, которая живёт на имении в сельской местности. Она влюбляется в Николая Ростова, сына графа Ростова.

Николай Ростов — молодой офицер, который служит в армии и участвует в битвах 1812 года. Он женится на Марье Болконской и возвращается домой после войны.

Анна Павловна Шерер — высокопоставленная дама общества, организует вечеринки, на которых обсуждаются последние новости о политике и войне. Она взаимодействует со многими героями романа и считается одним из ключевых персонажей.

Илья Ростов — отец Николая Ростова и Марьи Болконской, богатый и уважаемый граф, который старается держать свою семью вместе и помочь им в любой ситуации.

Лиза Болконская — жена Андрея Болконского, которая остаётся в Москве во время войны и заботится о своей маленькой дочери. Она испытывает много эмоциональных трудностей, когда Андрей умирает в конце романа.

Петр Безухов — отец Пьера Безухова, богатый и эксцентричный человек, который на протяжении романа пытается помочь своему сыну найти свою жизненную цель.

Анна Михайловна Друбецкая — подруга Наташи Ростовой, которая помогает ей заново влюбиться в Андрея Болконского, после того как она пережила разочарование в любви к Анатолю Курагину.

Платон Каратаев — крестьянин, у которого Андрей Болконский жил во время войны. Он символизирует духовное просвещение и духовную силу русского народа, а его философия жизни оказывает сильное влияние на Андрея.

Василий Курагин — богатый и эгоистичный аристократ, который пытается жениться на Наташе Ростовой и свести её с ума своими обещаниями. Он является примером многих отрицательных качеств аристократии того времени.

Марья Дмитриевна Ахросимова — богатая и общительная вдова, которая старается помочь героям романа и часто действует как своеобразный меценат.

Анатоль Курагин — брат Василия Курагина, непостоянный и жестокий человек, который пытается завоевать сердце Наташи Ростовой, но в конце концов бросает её ради другой женщины.

Николай Болконский — брат Андрея Болконского, молодой офицер, который становится близким другом Николая Ростова и женится на Марье Болконской.

Долохов — друг Николая Ростова, бравый офицер, но иногда слишком склонный к азартным играм и аморальному поведению.

Марья Николаевна Болконская — сестра Андрея Болконского, интеллигентная и чувствительная женщина, которая помогает Наташе Ростовой во время её трудностей.

Пьер Безухов — главный герой романа, сын богатого купца, который страдает от своей неопределенности и ищет своё место в жизни. Он оказывается втянут в войну и становится свидетелем многих исторических событий.

Наполеон Бонапарт — французский император, который является центральной фигурой второй половины романа и в итоге побеждает Россию в войне.

Каждый из этих героев имеет свои сильные и слабые стороны, и их истории взаимодействуют друг с другом, создавая сложный и интересный портрет общества России в начале XIX века.

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

История создания

Художественный эпос Льва Николаевича Толстого (1828-1910) — это целый мир, в котором, совсем как в реальном мире, но все-таки поэтически преображенно, движутся в потоке истории целые народы и отдельные человеческие судьбы, а мироздание и душа человеческая соприкасаются в поисках гармонии бытия.

Несомненно, что для Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение этапное и центровое. От него расходятся круги и вперед во времени, и назад. Как заметил Г. В. Краснов, «жизненные и творческие истоки «Войны и мира» нельзя ограничить только относительно узким отрезком времени 1860-х годов, когда Толстой писал роман. Весь его литературный и жизненный опыт подготавливал “Войну и мир”».

Толстые — старинный дворянский род, не очень знатный, несмотря на графский титул, но находящийся в родстве со многими известными дворянскими фамилиями. Бабушка Льва Николаевича по линии отца — урожденная Горчакова, дочь старшего из князей Горчаковых. Дед Илья Андреевич закончил морской кадетский корпус, служил на флоте, потом в Преображенском полку, дослужился до бригадира (чина, среднего между полковником и генерал-майором). Живя с семьей после отставки в Москве, он прославился хлебосольством — это ускорило разорение, довершенное пожаром 1812 года. Дед по линии матери, генерал-аншеф князь Волконский, был уволен в отставку еще при Павле I, при новом царе возвращен на службу и направлен губернатором в Архангельск, но прослужил там недолго. Умный, независимый, язвительный, угрюмый, он сорока шести лет окончательно вышел в отставку и почти не покидал своего имения, Ясной Поляны, которое затем как приданое перешло к его дочери, Марии Николаевне. Нетрудно заметить, что характерные черты жизни и личности обоих дедов Лев Николаевич много лет спустя воплотил в героях «Войны и мира» — в образах графа Ильи Ростова и старого князя Болконского.

«Войну и мир», прежде всего «семейные сцены», подготавливала автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» (1852, 1854, 1857), военные — «Севастопольские рассказы» (1855)

Важное место в замысле «Войны и мира» сыграло также небольшое произведение «Люцерн» (1857)

В 1860 году Л. Н. Толстой начал писать повесть «Декабристы», первая мысль о которой возникла еще в 1856 году. Эта повесть рассказывала о возвращении после 30-летней ссылки декабриста Петра Лабазова с женой Натальей (будущие Пьер и Наташа «Войны и мира») и взрослыми детьми. В центре повести писателю виделся контраст между двумя поколениями. История декабризма живо и душевно интересовала Л. Н. Толстого. Но работая над повестью о декабристах, писатель должен был объяснить истоки этого явления. 1856 год — год, к которому относится замысел повести, — это год возвращения из Сибири выживших после изгнания декабристов. Описывая события, явления и людей этого времени, необходимо было понимать, что же произошло в 1825 году. Но восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года не было бы, не будь событий 1812 года. Но тогда следует обратиться к самому началу Наполеоновских войн — 1805—1807 годам. Таким образом, в процессе творческого замысла Л. Н. Толстой хотел написать роман-эпопею, охватывавшую все четыре даты: 1856 — 1825 — 1812 —1- 1805.

Действие канонического текста романа начинается 1805 годом (князь Андрей Болконский отправляется на войну в поисках своего Тулона), освещены события Отечественной войны 1812 года, а время событий эпилога — 1824 год. Особенность толстовского произведения такова, что финал его открыт. Эпилог «Войны и мира» является своего рода прологом другого произведения, не столько подводит итоги событиям и судьбам, сколько намечает их перспективу, то есть парадоксально совмещает в себе функции эпилога и пролога. Ведь из него с очевидностью следует, что Пьер примет участие в восстании декабристов и, значит, будет сослан в Сибирь, а Наташа последует за ним; что Николай Ростов окажется в числе его ярых противников: «И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду».

Непосредственно к написанию «Войны и мира» JI. Н. Толстой приступил в конце 1863 года, закончив работу над повестью «Казаки». В 1869 году роман был написан; опубликован в толстом журнале М. Н. Каткова «Русский вестник».

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Первая часть эпилога

В первых главах части Лев Толстой рассуждает о влиянии отдельных личностей, Александра 1 и Наполеона, на ход истории и движение народов. Далее повествование переходит на судьбы главных героев: в 1813-м году Наташа Ростова выходит замуж за Пьера. В это же время умирает граф Илья Андреевич Ростов, оставляя сыну разорённое имение и долги. Николай переезжает с матерью и Соней в маленькую квартиру и продаёт за полцены имение, чтобы не попасть в долговую яму. Привыкшая к роскоши графиня тратит последние деньги сына, пытающегося откладывать часть своего жалования на погашение кредитов. Осенью 1814 года Николай женится на Марье Болконской и переезжает с семьёй в Лысые горы и за три года выплачивает все долги его отца. Он становится зажиточным помещиком, крестьяне уважают его за справедливость и поддержку крестьянских семей.

Спустя шесть лет Безуховы гостят у Ростовых и обсуждают текущее тяжёлое положение России. Пьер рассказывает о том, что состоит в каком-то секретном обществе, вероятнее всего декабристов. Его размышления о революции осуждает Николай, говоря, что революция будет быстро подавлен. Далее описывается Наташа, повзрослевшая статная женщина, у неё уже четверо детей, о которых она сама заботится. Они живут с Пьером в любви и согласии. Марья и Николай кроме трёх своих детей воспитывают и пятнадцатилетнего Николеньку, сына покойного Андрея Болконского. Первая часть эпилога заканчивается его сном: они с Пьером, чьи слова о предстоящем перевороте так взволновали его, ведут войско к славе — и размышлениями об отце.

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

Заключение

«Война и мир» — это грандиозный эпический роман, который по праву занимает свое место в истории мировой литературы. Лев Толстой создал множество глубоких и многомерных персонажей, которые искренне взаимодействуют друг с другом и отражают многие аспекты человеческой жизни.

В своем романе Толстой не только описывает войну и ее последствия, но и показывает, как она влияет на жизнь людей. Роман охватывает широкий спектр тем, таких как любовь, семья, дружба, вера, политика и война, и обращается к вечным вопросам жизни и смерти, морали и справедливости.

«Война и мир» — это не только один из величайших романов в истории литературы, но и важное свидетельство исторических событий. Роман является источником информации о жизни в России в начале XIX века, о битвах и сражениях во время войны 1812 года, а также о взаимоотношениях России с другими европейскими странами

В целом, «Война и мир» продолжает оставаться одним из наиболее влиятельных и уважаемых литературных произведений в истории, которое до сих пор вдохновляет читателей и оставляет незабываемые впечатления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: