История создания[править | править код]
Вопрос соотношения чинов был предметом внимания Петра I задолго до учреждения табели о рангах. В записке Петра I от 18 () декабря года указывалось: «Выписать из шведских и прочих порядок градусов всех чинов, кроме воинских».
Пётр лично принимал участие в редактировании указа, в основу которого легли заимствования из «расписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Указ рассматривался также в Военной и Адмиралтейской коллегиях, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В работе над окончательной редакцией указа принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.
Наказание из-за несоответствия рангу
Для каждого чина был определен четкий набор положенных привилегий и обязанностей. За требование к себе почестей не положенных по рангу, а также за оказание почестей низшим рангам нарушитель обязывался выплатить штраф в размере двухмесячного денежного довольствия. Две трети штрафа уходили на нужды госпиталей, остальная треть доставалась дворянину, заметившему и доложившему о нарушении. Также каждый чин накладывал обязательство иметь экипаж и ливрею, положенную по занимаемой должности. Каждый дворянин должен иметь не только честь и заслуги перед отечеством, но и внешне полностью соответствовать своему рангу.
В «табели о рангах» были оговорены и условия, при которых могла произойти утрата полученного ранга. К таким условиям относилось совершение тяжких преступлений, перенесенные публичные наказания и пытки. Как мы видим, основную роль для продвижения по службе стали играть роль честь и репутация. Ранг можно не только утратить, но и восстановить. Чтобы очистить свое имя, необходимо получить ходатайство самого императора, выдаваемое за особые заслуги.
Прекращение действия[править | править код]
Придворные чины
Де-факто прекратили существование после Февральской революции. Вопрос о дате упразднения придворных чинов де-юре остаётся открытым, поскольку об издании соответствующего нормативно-правового акта сведений не имеется.
Гражданские чины
Прекратили существование с 12 () ноября года — даты вступления в силу Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Военные чины
На территории Петроградского военного округа прекратили существование с 3 () декабря года на основании приказа по округу.
В армейских частях на остальной территории Российской республики, подконтрольной Совнаркому, прекратили существование с 17 () декабря года — даты вступления в силу принятого Совнаркомом «Декрета об уравнении всех военнослужащих в правах».
Во флоте прекратили существование с 12 () января года — даты вступления в силу «Декрета о демократизации флота», подписанного наркомом по морским делам П. Е. Дыбенко и управляющим Морским министерством М. В. Ивановым.
На территориях, подконтрольных белому и казачьим правительствам, применялись до октября 1922 года.
Дальнейшее развитие идеи
В XIХ веке в Табель о рангах были внесены некоторые изменения, направленные на то, чтобы затруднить получение дворянства служащими неблагородного происхождения. В 1830-1850 гг. была установлена номенклатура должностей государственной службы по классам, каждая должность соответствовала определенному классу, который вносился в штатные расписания ведомств и учреждений. Определение на должность зависело от класса должности и чина. Разрешалось иметь чины на 1 класс выше или на 2 класса ниже, чем занимаемая должность в центральных учреждениях. На низшие должности (12-й и 14-й классы) разрешалось назначать лиц, не имевших чина. Должности полицеймейстеров, исправников, а также по удельному управлению и ряду других ведомств разрешалось занимать без соответствующих чинов. С 1845 года получить личное дворянство на государственной службе можно было только достигнув звания IX класса, а наследственного – до V класса. В 1856 году планка потомственного дворянства была поднята до IV класса. от этого Петр хотел полностью отказаться от этих стандартов, так как возможность получить дворянский титул считалась важным стимулом к государственной службе.
После реформы 1861 г. ведомства стремились получить право назначать служащих на все более широкий круг должностей, не обращая внимания на чин.
В XIХ веке в Табель были внесены изменения: высокопоставленный придворный с высоким чином больше не мог получать равное армейское звание.
Классные чины используются и в современной России. По Указу Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. №113 была создана таблица соотношения классных чинов прокурорских работников, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, классных чинов юстиции, воинских и специальных званий.
Плюсы «табели о рангах»
- Дворяне, служившие в армии, получали больше преимуществ по сравнению с гражданскими, тем самым выросло число офицеров среди дворян.
- Дослужиться до офицера могли только самые образованные, грамотные и порядочные солдаты. Благодаря чему в российской армии появилось множество высококомпетентных офицеров, что в разы повышало ее боеспособность.
- На государственной службе также возросло количество квалифицированных кадров
- Появилась простая и понятная система, регулирующая взаимоотношения между разными классами общества
- Почти у каждого возникла возможность самореализоваться, стать дворянином и дослужится до высоких чинов
Табель о рангах[править | править код]
Класс | Чины гражданские (статские) | Чины военные | Чины придворные |
---|---|---|---|
I |
|
|
Нет |
II |
|
|
|
III |
|
|
|
IV |
|
|
|
V |
|
|
|
VI |
|
|
|
VII |
|
Нет | |
VIII |
|
||
IX |
|
|
|
X |
|
Нет | |
XI | Нет | ||
XII |
|
|
|
XIII |
|
|
Нет |
XIV |
|
Нет |
I — II | III — IV | V | VI — VIII | IX — XIV |
Ваше высокопревосходительство | Ваше превосходительство | Ваше высокородие | Ваше высокоблагородие | Ваше благородие |
Военные чины выше табели о рангах
- Генералиссимус
Военные чины ниже табели о рангах
- Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
- Фельдфебель, вахмистр, кондукто́р.
- Старший унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
- Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).
Основные характеристики Табели о рангах
Табель о рангах получила свое название потому что она была представлена в виде таблицы с тремя столбцами: придворные, военные и гражданские чины, которые были разделены на 14 рангов или классов. Военные чины также делились на:
- морские,
- сухопутные,
- артиллерийские,
- гвардейские.
Таким образом, было установлено соответствие разрядов трех видов государственной службы. Это означало, что лицо с определенным воинским званием, переходящее на гражданскую службу, могло претендовать на получение равного звания, что также предполагало равную денежную заработную плату. В то же время введение денежной заработной платы было неотъемлемой частью всей реформы управления
Важно отметить, что само регулирование государственной службы через табель и введение денежной заработной платы стали важнейшими предпосылками формирования российской бюрократии как особого социального слоя. При составлении табели использовался европейский опыт, в частности прусский, шведский и французский
Табель о рангах давала лицам недворянского происхождения возможность получить дворянство, служа на государственной, придворной или военной службе. Это сделало русское дворянство открытым сословием, что привело к увеличению числа безземельных и мелкопоместных дворян, что в свою очередь негативно отражалось на сословном самосознании дворян.
Социальная значимость Табели о рангах связана не столько с изменением социального статуса государственного служащего, сколько со значением понятия «чин». В целом социальная реформа Петра Великого была связана с разрушением московской чинной системы и инициированием процесса образования сословий европейского типа. Отныне социальное положение каждого подданного империи определялось не только принадлежностью к определенному классу и материальным положением, как это было в большинстве европейских стран, но и чином, который играл важную роль.
Суть «Табеля о рангах»
Всего введено 14 гражданских и 14 военных рангов. Самым статусным считался I ранг, а самым низшим XIV. Ранг присваивался за добросовестное исполнение обязанностей на службе. Чтобы считаться дворянином, нужно дослужиться до XIV ранга. Дети каждого дворянина имели шанс начать службу с самого низшего ранга при условии получения патента и образования. Остальные начинали прохождение службы не получая никаких преимуществ. Тем не менее шанс получить высокую должность и статус дворянства у крестьян был. Отдельно существовали ранги для военных и гражданских служащих. При этом ранги военных получали больше привилегий, чем госслужащих. Например, при встрече капитана и титулярного советника (оба 9 ранг) больше почестей и привилегий получал первый. Так большинство дворян стремились попасть именно на военную службу. В свою очередь из-за необходимости постепенного продвижения по службе и возрастания конкуренции в армии увеличилось количество грамотных и компетентных офицеров.
Причины и предпосылки создания Табели о рангах
4 февраля 1722 года Петр I утвердил Табель о рангах – закон, который регулировал порядок государственной службы в Российской империи и определял соответствие гражданских, военных и придворных чинов. Документ устанавливал:
- порядок чинопроизводства,
- старшинство должностей.
Замечание 1
Табель оказала существенное влияние как на процесс государственного строительства, так и на систему общественных отношений, гарантируя приоритет государства перед обществом и личностью.
В допетровской Руси структура органов власти была относительно простой. Органы центральной власти (московские приказы) совмещали в себе функции территориального, отраслевого и сословного управления, иными словами, власть многих приказов распространялась не на всю территорию страны, а только на определенные территории. Второй уровень управления был представлен местными учреждениями, которые представляли собой канцелярии управлявших уездами воевод.
Статья: Табель о рангах
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Реформы Петра привели, с одной стороны, к переосмыслению самой концепции государства, которое больше не воспринималось как великая царская вотчина, а как средство достижения «общего блага», а с другой стороны, к умножению и усложнению функций самого государства. Преобразование системы административного управления государством продолжалось практически на протяжении всего правления Петра I, что выражалось в следующих событиях:
- создание Консилии министров,
- создание Ближней канцелярии,
- губернская реформа,
- основание Сената.
Реформа о чинопроизводстве основывалась на доктрине камерализма, согласно которой функции как каждого структурного подразделения государственного аппарата, так и каждого служащего должны строго регламентироваться. Согласно новой идеологии каждый человек рассматривался как винтик в большой государственной машине, вносящий вклад в «общее благо», которое, по сути, было слито с самим государством. В связи с этим с точки зрения государства была необходима и полезна любая служба: военно-морская, военная, придворная, государственная, что нашло отражение в Табели о рангах 1721 года, которая вместе с Генеральным регламентом, принятым годом ранее, стала основополагающим документ по организации государственной службы, определяющей и регулирующей карьерный путь каждого служащего.
Армия
Пехота | Кавалерия | ||||||
1722 | 1730 | 1798 | 1884-1917 | 1730 | 1798 | 1884-1917 | |
I | Генерал- фельдмаршал | Генерал- фельдмаршал | Генерал- фельдмаршал | Генерал- фельдмаршал | |||
II | Генерал от инфантерии | Генерал-аншеф | Генерал от инфантерии | Генерал от инфантерии | Генерал-аншеф | Генерал от кавалерии | Генерал от кавалерии |
III | Генерал- лейтенант | Генерал- поручик | Генерал- лейтенант | Генерал- лейтенант | Генерал- лейтенант | Генерал- лейтенант | |
IV | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор |
V | Бригадир | Бригадир | Бригадир | ||||
VI | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник |
VII | Подполковник | Подполковник | Подполковник | Подполковник | Подполковник | Подполковник | Подполковник |
VIII | Майор | Майор, с 1767г премьер-майор и секунд майор | Майор | Капитан | Майор | Майор | Ротмистр |
IX | Капитан | Капитан | Капитан | Штабс- капитан | Ротмистр | Штабс- ротмистр | |
X | Капитан- лейтенант | Капитан- поручик | Штабс- капитан | Поручик | Штабс- ротмистр | Поручик | |
XI | |||||||
XII | Лейтенант | Поручик | Поручик | Подпоручик | Поручик | Корнет | |
XIII | Унтер- лейтенант | Подпоручик | Подпоручик | Прапорщик запаса | |||
XIV | Фендрик | Прапорщик | Прапорщик | Корнет |
Литература[править | править код]
- Алексушин Г. В. Партикулярная Россия: Справ. пособие / Г. В. Алексушин; Под ред. Александра Владимировича Горожанина; М-во юстиции России. Самар. юрид. ин-т. — Самара: Самарский юридический институт МВД России, 2001. — 105 с. — ISBN 5-901465-04-0
- Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. — Т. II. — СПб., 1862. — С. 564—568.
- Придворные чины и придворное ведомство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Раскин Д. И. СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1992. — Т. 2 : Г—К. — С. 593—613. — 623 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 60 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8. — ISBN 5-85270-064-9 (т. 2).
- Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство—СПб., 1999. — 479 с. — ISBN 5-210-01518-1.
- Шепелёв Л. Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. — М.—СПб.: Центрполиграф; МиМ-Дельта, 2005. — 423 с. — ISBN 5-9524-1046-4.