Константиновское артиллерийское училище

Пётр великий и его забытая гвардия

XX век (до 1918 г.)

В 1906 году срок действительной солдатской службы сокращается до 3 лет. Социальный состав солдат: 62% крестьяне, 15% ремесленники, 11% чернорабочие, 4% заводские рабочие. Эта система комплектования Русской Армии сохранилась до Первой Мировой войны. В августе-декабре 1914 года прошла всеобщая мобилизация. В армию было призвано 5115000 человек. В 1915 году было сделано шесть наборов новобранцев и ополченцев старших возрастов. В 1916 тоже самое. В 1917 году успели провести два набора новобранцев. Людские ресурсы страны были истощены к середине 1917 года.

К началу войны в армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Резерв офицеров и военные училища не смогли обеспечить офицерскими кадрами мгновенно выросшую армию и с 1 октября 1914 года училища перешли на ускоренную подготовку прапорщиков (3-4 месяца). До этого времени юнкера выпускались в армию подпоручиками. Открылся ряд школ прапорщиков (К 1917 году их было 41). За 1914-1917 годы в армию поступило таким образом 220 тыс. офицеров.

Огромные потери офицерского состава в годы войны привели к тому, что к 1917 году в армии насчитывалось офицеров, получивших нормальное военное образование до 1914 года всего 4%. Из числа офицеров к 1917 году 80% были крестьяне, половина офицеров не имели среднего образования.

Неудивительно, что армия положительно отнеслась к падению самодержавия в феврале 1917 года, неудивительно, что армия более чем на три четверти состоявшая из крестьян, так легко поддавалась агитации со стороны эсэров и большевиков и не стала защищать демократическое Временное правительство, не противилась разгону большевиками Учредительного собрания.

Однако армия была продуктом прежнего государства и с гибелью государства погибла и она сама.

В ходе гражданской войны в стране рождалась новая армия, создавались новые системы комплектования армии, но это было уже иное государство и иная армия.

Литература

1. Л.Е.Шепелев. Титулы, мундиры, ордена

2. М.М. Хренов. Военная одежда русской армии

3. О.Леонов и И.Ульянов. Регулярная пехота 1698-1801, 1801-1855, 1855-1918

4. В.М.Глинка. Русский военный костюм VIII-начала XX века.

5. С.Охлябинин. Честь мундира.

6. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира

7. Л.В.Беловинский. С русским воином через века.

8. Приказ МО СССР № 250 от 04.03.1988г.

9. О.В.Харитонов. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918-1945 гг.)

10. С.Дробяко и А Кращук. Русская освободительная армия.

11. С.Дробяко и А Кращук. Гражданская война в России 1917-1922г. Красная Армия.

12. С.Дробяко и А Кращук. Гражданская война в России 1917-1922г. Белые армии.

13. С.Дробяко и А Кращук. Гражданская война в России 1917-1922г. Армии интервентов.

14. С.Дробяко и А Кращук. Гражданская война в России 1917-1922г. Национальные армии.

15. Сборник приказов ВМ СССР «Пособие работнику военкомата» -М. 1955г.

16. Справочник офицера Советской Армии и Военно-Морского флота. -М: Военное издательство, 1964г.

Потешные полки — от игры к гвардии

Важной частью становления первых петровских полков стали манёвры и сражения, разыгрываемые царём в это время. Будущие гвардейцы постоянно проводят время в поле, где Гордон и его офицеры преподают им азы тактики, строевых приёмов, инженерного и осадного искусства

Венцом этих упражнений стали походы и битвы 1690−1694 гг., в которых наравне с семёновцами и преображенцами участвуют бутырцы и лефортовцы (солдаты бывшего Первого выборного полка), формировавшие отборную, элитную часть царского войска. Во время похода осени 1691 года под Москвой был разыгран целый бой, где «гвардейцы» проявили себя наилучшим образом. Венцом этих упражнений стали Кожуховские манёвры 1694 года, в которых приняли участие более 15 000 человек, разделённых на две армии. В ходе этих масштабных учений была проведена правильная осада крепости, специально построенной по такому случаю, а полк Гордона снова снискал похвалу царя. Познав азы военного дела, Пётр решил действовать и предпринял поход на Азов, в котором, конечно же, приняли участие и бутырцы. И хотя в контексте первых петровских кампаний обычно говорят о будущих гвардейских полках, выгодно отличавшихся от остальной массы войск, это утверждение более чем справедливо и для бутырцев, героически сражавшихся под Азовом.

Кожуховский поход на миниатюре первой половины XVIII века. (Pinterest)

У этого полка были все шансы стать если не первой, то третьей гвардейской частью, однако не всё было так просто. В чём же дело? Загадка кроется в самом принципе комплектования и развёртывания полка. Если преображенцы и семёновцы получают со временем чёткую организацию постоянных полков, перенимая у бутырцев скорее технические аспекты несения службы, то полк Патрика Гордона оставался мобилизационной базой, из которого развёртывалось сразу несколько полков. И если для краткосрочных кампаний такая система ещё была применима — в конце концов в одиночный поход можно было взять только генеральскую тысячу, слегка усилив её подмосковными дворянами, то с началом затяжной войны система дала сбой. В нарвскую кампанию полк остался в Москве на доформирование, которое, однако шло так медленно, что когда войска князя Репнина, главную часть из которых составляли собственно бутырцы, отправились в октябре 1700 года к Нарве, было слишком поздно. Репнин должен был привести около 10 000 человек, включая обученные и закалённые в боях бутырские роты, на появление которых царь очень рассчитывал, осаждая город. Это в корне изменило его отношение к полку, тем более что главный вдохновитель и сподвижник петровских преобразований Патрик Гордон умер в ноябре 1699 года. Со смертью командира бутырцы утратили свой исключительный статус, выполнив главную задачу — обучить и подготовить первые по-настоящему регулярные полки. Так Бутырский полк остался простой линейной частью, а преображенцы и семёновцы стали не только гвардией, но и школой для всей новой русской армии.

Константиновское военное артиллерийское училище

ИСТОРИЯ УЧИЛИЩА:

14 марта 1807 года начал свою педагогическую деятельность Волонтерный корпус, через год переименованный в Дворянский полк. Это учебное заведение было создано в преддверии Отечественной войны 1812 года, когда резко встал вопрос о некомплекте офицеров в армейских пехотных и кавалерийских полках. Дворянский полк сформировали при 2-ом Кадетском корпусе.

В формировании этого военно-учебного заведения большую роль сыграл брат Императора Александра I — Великий князь Константин Павлович, в честь которого 17 апреля 1858 года Дворянский полк был переименован в Константиновский кадетский корпус и через 4 года — в Константиновское военное училище.

В 1894 году Константиновское военное училище после переформирования и перепрофилирования было преобразовано в Константиновское артиллерийское училище.

С 1903 года контингент училища составлял 450 юнкеров (по 150 юнкеров в младшем, среднем и старшем классах). Небольшое количество выпускников училища направлялось для службы в артиллерийские казачьи батареи.

ПЕСНЬ ДВОРЯНСКОГО ПОЛКА.

В 1838 году Император Николая Павлович, желая закрепить в Российской Армии, давно уже перешедшей во второй век своего существования, память о прежней боевой службе и подвигах, установил: присвоение «старшинства» войсковым частям и заведениям со дня их сформирования, празднование их юбилеев, награждение частей и военно-учебных заведений пожалованием новых знамен и юбилейных лент на знамена, а также и занесение имен павших офицеров на черные мраморные доски в церквах воспитывавших их Кадетских Корпусов и Военных училищ.

В том же году, при установлении этих «нетленных скрижалей» в церкви «Дворянского Полка» (Константиновское Военное, с 1894 года — Артиллерийское, Училище) «Дворянами» была исполнена впервые, сочиненная к этому дню, особая «песнь»:

Братья! Все в одно моленье

Души Русские сольем,

Ныне день поминовенья

Павших в поле боевом.

Но не вздохами печали

Память храбрых мы почтим:

На нетленные скрижали

Имена их начертим.

Вот каким дееписаньем

Царь-Отец нам повелел

Сохранять воспоминанья

Православных ратных дел!

Вот нетленные уроки!

Братья! Мы-ль их не поймем?

К этим строкам новы строки

Мы не все ли принесем?

Братья! Все в одно моленье

Души Русские сольем,

Ныне день поминовенья

Павших в поле боевом.

С тех пор, до наших дней, эта заветная «песнь» поется хором всеми кадетами и юнкерами перед торжественными панихидами в Дмитровскую Субботу, накануне корпусных и училищных праздников и в иных случаях торжественных поминовений «положивших душу свою за друзей своих» (Ин. XV—13).

О истории училища (скачать):

Скачать файл: konsstantinovskoe-uchilische-istoriya.pdf (cкачиваний: 7)
Посмотреть онлайн файл: konsstantinovskoe-uchilische-istoriya.pdf

Скачать файл: konsstantinovskoe-uchilische-v-emigracii.pdf (cкачиваний: 7)
Посмотреть онлайн файл: konsstantinovskoe-uchilische-v-emigracii.pdf

XVIII век

С 1703 года вводится единый принцип комплектования армии солдатами рекрутский набор , который просуществует в Русской Армии вплоть до 1874 года. Рекрутские наборы объявлялись нерегулярно указами царя в зависимости от потребностей армии.

Первоначальное обучение рекрутов производилось непосредственно в полках, но с 1706 года вводится обучение на рекрутских станциях. Срок солдатской службы не определялся (пожизненно). Подлежащий призыву в армию мог выставить себе замену. Увольняли только полностью непригодных к службе. Довольно значительное число солдат получалось в армию из числа солдатских детей, которых всех с малолетства отдавали в школы «кантонистов». Из их числа в подразделения поступали цирюльники, лекари, музыканты, писаря, сапожники, шорники, портные, кузнецы, ковали и др. специалисты.

Унтер-офицерами комплектовали армию за счет производства в унтер-офицерские чины наиболее способных и расторопных солдат. Позднее много унтер-офицеров давали школы кантонистов.

Офицерами армию первоначально комплектовали за деньги (добровольный принцип) из числа иностранных наемников, но после поражения при Нарве 19.11.1700 года Петр I ввел принудительный набор в гвардию солдатами всех молодых дворян, которых после прохождения обучения выпускали в армию офицерами. Гвардейские полки, таким образом, играли и роль учебных офицерских центров. Срок службы офицеров также не определялся. Отказ от офицерской службы влек за собой лишение дворянства. 90% офицеров были грамотные.

С 1736 года срок службы офицеров был ограничен 25 годами. В 1731 году было открыто первое учебное заведение для подготовки офицеров — Кадетский корпус (впрочем, для подготовки офицеров артиллерии и инженерных войск была открыта «Школа пушкарского Приказа» еще в 1701 году). С 1737 года запрещено производить в офицеры неграмотных.

В 1761 году Петр III издает Указ «О вольности дворянства». Дворяне освобождаются от обязательной военной службы. Они по своему усмотрению могут выбирать военную или гражданскую службу. С этого момента комплектование армии офицерами становится чисто добровольным.

В 1766 году издается документ, упорядочивший систему комплектования армии. Это было «Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут и о порядках, какие при наборе исполняться должны». Рекрутская повинность кроме крепостных и государственных крестьян была распространена на купечество, дворовых людей, ясачных, черносошных, духовных, иностранцев, лиц приписанных к казенным заводам. Денежный взнос вместо рекрута разрешалось вносить только мастеровым и купцам. Возраст рекрутов был установлен с 17 до 35 лет, рост не ниже 159 см.

Дворяне поступали в полки рядовыми и через 1-3 года получали звания унтер-офицеров, а затем по открытии вакансий (свободных офицерских должностей) получали звания офицеров. При Екатерине II широко расцвели злоупотребления в этой области. Дворяне сразу по рождении записывали своих сыновей в полки рядовыми, получали для них отпуска «для образования» и к 14-16 годам недоросли получали офицерские звания. Качество офицерского состава резко снизилось. Например, на 3.5 тысячи рядовых в Преображенском полку числилось 6 тысяч унтер-офицеров, из коих реально в строю находилось не более 100. С 1770 года при гвардейских полках создали кадетские классы для подготовки офицеров из числа реально служивших молодых дворян.

Павел I после восшествия на престол решительно и жестоко сломал порочную практику липовой службы дворянских детей.

С 1797 года в офицеры можно было производить лишь выпускников кадетских классов и училищ, и унтер-офицеров из дворян, прослуживших не менее трех лет. Унтер-офицеры из недворян могли получить офицерский чин после 12 лет службы.

Результаты реформы

Таблица — военная реформа Александра 2

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

Патрик Гордон — фаворит Голицына и учитель Петра

Пётр Иванович Гордон, как его официально именовали в России, не планировал связывать свою судьбу с Москвой, надеясь достичь большего при дворе более просвещённых правителей. К 1661 году, когда он попал в Россию, шотландец уже побывал на шведской и польской службе, имел богатый боевой и строевой опыт, обширные знания самых разных отраслей военной науки и владел несколькими языками, включая латынь, однако сколько-нибудь заметного продвижения по службе ему удалось достичь только в конце 1670-х, когда в ходе Второй Чигиринской осады Гордон проявил себя как смелый и толковый командир. Новое царствование открыло перед иноземцем блестящие перспективы: он был одним из главных инициаторов вступления России в Священную лигу против Турции и организации походов в Крым. Даже эти неудачные для русской армии операции не прервали его восхождения — в 1687 году он был назначен командиром Второго выборного полка и произведён в генералы. Нужно сказать, что в разгар подготовки к походу в Крым Гордон едва не сорвался домой, когда узнал, что на английский престол взошёл король Яков II. Сам Пётр Иванович был яростным католиком, оттого задумал вернуться на родину и попытаться ухватить удачу за хвост, однако Голицын уговорил того остаться, так как Гордон был одним из главным вдохновителей и организаторов похода.

Кремлёвский смотр полка Гордона. (Pinterest)

Долгое время Гордон был преданным слугой Голицына, а значит и Софьи, и в этом смысле был скорее противником Петра, а не его наставником. Да и сам царь относился к генералу довольно холодно, понимая на чьей стороне тот выступает. Только кризис августа-сентября 1689 года, бегство Петра в Троицкий монастырь и последующее низложение его сестры изменили баланс сил и заставили Гордона примкнуть вместе с другими офицерами-иноземцами к «партии Петра». Тот не только не сместил Гордона, но, ценя опыт шотландца, сделал его своим главным консультантом по военным (и не только) вопросам. Бутырский полк, в свою очередь, стал образцом для подражания в обучении потешных войск Петра — будущих Преображенского и Семёновского полков. Примечательно, что ещё в 1687 году Бутырский полк участвовал в смотре в Кремле, где произвёл неизгладимое впечатление на молодого царевича, так что на часть были возложены и сугубо церемониальные функции, дотоле выполнявшиеся стрельцами Стремянного полка. Начинается эпоха бутырцев.

Русское царство — поиски пути

Создание регулярной армии и опыт внедрения последних достижений европейской военной мысли справедливо связывают с именем Петра Великого, преобразовавшего Россию в самых разных областях жизни. Именно при первом императоре военная организация Русского царства приобрела ярко выраженный западный характер, что позволило решить целый ряд внешне- и внутриполитических задач и заложить основы дальнейших успехов русского оружия в XVIII веке. Однако это не значит, что при предшественниках Петра Алексеевича не предпринимались попытки перенять и усвоить заграничные модели, особенно в военной сфере. Широко известен факт найма в годы Смуты целого шведского корпуса под командованием Делагарди, однако и после воцарения новой династии практика привлечения иностранцев на русскую службу не только не исчезла, но даже стала набирать обороты. Закономерным итогом тесного знакомства с военным делом Европы стало появление полков нового строя, сражавшихся на европейский манер.


Солдат второго солдатского выборного полка в 1660−80 гг. (Pinterest)

Первые такие части были сформированы уже в конце 1620-х, когда страна ещё толком не оправилась от последствий интервенции и гражданской войны, что свидетельствует о том значении, которое правительство Михаила Фёдоровича придавало созданию боеспособных частей, способных противостоять, прежде всего, польским регулярным войскам. Экзаменом для этих полков стала Смоленская война 1632−1634 годов, где они не без успеха сражались с неприятелем. Здесь же были выявлены их слабые стороны -главным недостатком (помимо слабо налаженного взаимодействия между офицерами-иностранцами и солдатской массой) была дороговизна содержания, что и стало причиной их фактического роспуска после окончания войны. Русская экономика еще не восстановилась и не могла себе позволить содержать такую массу войск, несмотря на всё превосходство их организации по сравнению с поместной конницей и стрелецкими полками. Надо сказать, что практика увольнения большей части личного состава при сохранении ядра подразделения, из которого в случае войны можно было развернуть полнокровную часть, не была чем-то необычайным даже в XVII веке — знаменитые испанские терции формировались именно по такому принципу, да и во Франции, законодательнице военной моды в ту эпоху, набор полков по патентам был вынужденной обыденностью.

Причины военной реформы Милютина

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Причины военной реформы Милютина

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под  контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: