Святые благоверные князья борис и глеб

Житие благоверных князей бориса и глеба

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный

С высоты снизшел еси, Благоутробне,/ погребение приял еси тридневное,/ да нас свободиши страстей,// Животе и воскресение наше. Господи, слава Тебе.

Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, — жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Кондак воскресный

Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси,/ и Адама воскресил еси,/ и Ева ликует во Твоем воскресении,/ и мирстии концы торжествуют// еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.

Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

Тропарь благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду

Правдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти,// и сыновом Российским спастися.

Перевод: Истинные страстотерпцы и верные последователи Евангелия Христова, целомудренный Роман с кротким Давидом, не восставшие против своего врага, бывшего вам братом, убившего тела ваши, но не могущего прикоснуться к душам (Мф.10:28). Пусть покается злой любитель власти, вы же, радуясь в собрании ангельском, предстоя Святой Троице, молитесь о государстве соотечественников ваших, чтобы ему быть угодным Богу, и сынам Российским спастись.

Кондак благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду

Возсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.

Перевод: Воссияла сегодня прославляемая память ваша, благородные страстотерпцы Христовы, Роман и Давид, созывающие нас к прославлению Христа Бога нашего. Потому, приходя к раке с мощами вашими, принимаем дар исцеления по вашим молитвам, святые, ибо вы божественные врачи.

Молитва благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду

О, двоице священная, братие прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровми своими, яко багряницею украсившиися и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом воздвизаемую от ближних и чуждых. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением всех чтущих святую память вашу во веки веков. Аминь.

христианское служение

Христианский подвиг братьев заключается в том, что они отказались лишить жизни и пролить кровь, хотя и были названы, но братом, ибо по канонам православия убийство считалось смертным грехом. Они сознательно стали страстотерпцами, возложив свою жизнь на алтарь христианской любви. Борис и Глеб не нарушили постулата христианства, гласящего, что всякий, кто клянется любить Бога, но в то же время ненавидит ближнего, — лжив.

Святые Борис и Глеб – первые на Руси, показавшие своим примером христианское смирение. На Руси, бывшей прежде во мраке язычества, кровная месть была возведена в доблесть. Братья продемонстрировали, что нельзя отвечать злом на зло, и что кровопролитие можно остановить, только отказавшись отвечать тем же.

Верные христианскому учению, Борис и Глеб следовали его главному постулату, говорящему не бояться убивающих тело, ибо душа им недоступна.

Как пишут историки того времени, Господь наказал властолюбивого и кровавого тирана. В 1019 году братоубийственная дружина была наголову разбита войском Ярослава Мудрого. Князь, которого современники называли Окаянным, бежал в Польшу, но не нашел ни надежной гавани, ни спокойной жизни на чужбине. В летописях говорится, что от могилы братоубийцы исходил смрад.

А на Руси, как пишут Апокрифы, воцарился мир и поутихли междоусобицы. Кровь, пролитая Борисом и Глебом, укрепила единство и остановила войны. Сразу после его смерти началось почитание мучеников. Службу Борису и Глебу совершил митрополит Киевский Иоанн I.

Ярослав Мудрый нашел непогребенные останки Глеба и перевез их в Вышгород, где положил рядом с мощами Бориса. Когда храм сгорел, мощи святых братьев остались нетронутыми пламенем.

Сохранились свидетельства чудотворности святых мощей. Описано исцеление юноши из Вышгорода: братья явились подростку во сне и перекрестили его больную ногу. Мальчик проснулся и пошел, не хромая.

Услышав о чудесном исцелении больного, Ярослав Мудрый повелел построить на месте явления отроку святых пятиглавый храм, который митрополит освятил в день убиения Бориса (память 24 июля) в 1026.

На Руси построены тысячи церквей и монастырей, названных в честь святых, где совершаются богослужения. Иконам мучеников поклоняются миллионы православных христиан по всему миру.

Бориса и Глеба называют святыми, которые покровительствуют России, оберегая ее от врагов. Святые явились во сне перед Ледовым побоищем и во время сражения на Куликовом поле в 1380 году.

Описаны сотни случаев исцелений и других чудес, связанных с именами Бориса и Глеба. В истории образ братьев сохранился до наших дней. О святых мучениках написаны стихи и романы, жизнь которых описана в легендах и апокрифах, сняты фильмы.

Икона Бориса и Глеба

Борис и Глеб, крещенные именами Роман и Давид, стали первыми русскими святыми, канонизированными как мученики-страстотерпцы. Эти два князя были младшими сыновьями Владимира Святославича, великого князя киевского, и пали жертвами борьбы за власть.

Житие Бориса и Глеба

Князь Владимир был крестителем Земли Русской. Сам он всей душой был предан вере Христовой и младших сыновей своих воспитал в праведности и приверженности истинной вере. Оба брата были хорошо образованы, много времени посвящали изучению Священного Писания и богослужебных книг, помогали сирым и убогим в соответствии с христианскими заповедями.

Князь Владимир, чуя приближение смертного часа, завещал киевский престол Борису и отдал дружину под его командование, Глеб же, младший, получил во владение Муромские земли.

После смерти князя Владимира в 1015 году, хотя он изъявил перед кончиной свою волю, началась междоусобная борьба. Борис, ставший по завещанию отца князем киевским, находился в походе против печенегов, и в это время киевский престол самовольно занял его старший брат Святополк. Однако Борис даже не попытался бороться за власть, поскольку слишком велико было его уважение к старшему брату и святости кровных уз.

Тем не менее Святополк, опасаясь брата, решился на его убийство. Хотя Борис знал о его страшном замысле, он не попытался бежать и 24 июля 1015 года был заколот копьями во время молитвенного бдения.

Но на этом Святополк не остановился и отправил своих верных людей в Муромскую землю, где княжил его младший брат Глеб. Глеб также знал о злокозненных умыслах брата, но считал братоубийственную войну невозможной, и в итоге убийцы настигли его поблизости от Смоленска, у реки Смядыни.

В древних летописях Святополка стали именовать Окаянным, под этим прозвищем он и вошел в историю. Его княжение в Киеве оказалось недолгим. Его единокровный брат Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, вступил со Святополком в борьбу за власть и разбил его войско. Он не убил Святополка, а лишь изгнал его.

Остаток жизни Святополка, всеми ненавидимого и гонимого, прошел в бесконечных скитаниях. Ярослав же, брат и убийцы, и безвинно убиенных, разыскал останки Бориса и Глеба и поместил их в церковь Василия Великого в Вышгороде, где их мощи прославились благодаря чудесным исцелениям и чудотворным явлениям.

Описание иконы «Святые Борис и Глеб»

Хотя Борис и Глеб с христианским смирением приняли свою смерть в разных местах и в разное время, в православной традиции их имена неразрывно связаны и всегда упоминаются вместе; на иконах они также изображаются вместе, примером чему служит икона «Борис и Глеб», 14 век.

Обычно икона «Борис и Глеб» изображает братьев в полный рост в богатом облачении, с мечом в одной руке и крестом в другой как символом их приверженности христианской вере и принятых ими мучений. Несколько позже появилась икона «Борис и Глеб» на конях, где на святых взирает сам Христос.

В народном сознании братья навсегда остались страстотерпцами, которые сохранили верность христианским заповедям даже при угрозе их жизни, а православная церковь прославила их как покровителей земли Русской и небесных помощников русских князей. Известно, что иконе «Святые Борис и Глеб» молились воины Александра Невского перед битвой на Чудском озере, а перед Донским побоищем – войско князя Дмитрия Донского.

В чем помогает икона

Борис и Глеб – одни из наиболее почитаемых православных святых, их икона считается заступницей государства Российского. Молитва перед ней помогает исцелить недуги, примирить враждующих, спасти душу от нечистых помыслов, восстановить мир и спокойствие, сохранить крепость веры.

Праздник 15 мая и 6 августа.

Значительно реже встречается икона одного только святого благоверного князя Бориса. Икона «Святой Борис» станет покровительницей мальчика или мужчины, носящего это имя, внесет в жизнь семьи мир и взаимопонимание. Ей молятся об исцелении от болезней, особенно опорно-двигательного аппарата, о защите от врагов, о мирной семейной жизни. Хотя на иконе изображен один страстотерпец Борис, в молитве обращаются сразу к обоим братьям.

Праздник 18 сентября.

Смерть Глеба

В то время Святополк послал гонцов к Глебу, который княжил в Муроме. Гонцы сообщили Глебу, что князь Владимир тяжело заболел и зовет сына в Киев проститься перед смертью. На самом деле и Владимир, и Борис были уже мертвы. Этой хитростью Святополк пытался выманить из Мурома своего брата, чтобы расправиться и с ним. Глеб поверил гонцам и отправился в дорогу.

Неподалеку от Смоленска Глеба нашли другие вестники. Они были посланы четвертым сыном Владимира — Ярославом, который хотел сообщить брату, что отец их мертв, Борис убит, а жизнь Глеба находится в смертельной опасности. Глеб не пожелал верить этим ужасным словам. У него была возможность вернуться в Муром, окружить себя дружиной, переждать. Однако, как и его брат Борис, он не пожелал противиться злу и поехал навстречу своей гибели.

Смерть настигла Глеба на Днепре, в устье речки Медыни. Ладья убийц догнала ладью Глеба, и через несколько мгновений юный князь пал с перерезанным горлом. В летописях сказано, что тело убитого было брошено на берегу «между двумя колодами».

Память

  • Память святых Бориса и Глеба празднуется три раза в год. 15 мая — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу 1115 года, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде, 18 сентября — память святого князя Глеба, а 6 августа — совместное празднование святых.
  • В честь Бориса и Глеба были названы города Борисполь в Киевской области, Даугавпилс в 1657-1667 годах носил имя Борисоглебск, Борисоглебск Воронежской области, село Борисоглебское в Ярославской области, село Борисоглебское в Мурманской области.

  • Борис Тумасов («Борис и Глеб: Умытые кровью»), Борис Чичибабин (стихотворение «В черниговскую ночь с Араратских гор…»), (стихотворение «Эскиз», Леонид Латынин (романы «Жертвоприношение» и «Берлога «) писал о Борисе и Глебе
  • В 1095 году частицы мощей святых князей были перенесены в чешский Сазавский монастырь.
  • В армянскую Чети-Минею 1249 года «Сказание о Борисе и Глебе» включено под названием «История святых Давида и Романа».

Икона князя Бориса является отражением великого князя Бориса.Имена Борис и Глеб были первыми канонизированными святыми Русской Православной Церкви. Они были сыновьями князя Владимира. При крещении святой Борис был назван Романом, а Глеб — Давидом.

После смерти их отца в 1015 году престол должен был перейти к Борису, но он не оспаривал своего права и передал власть пасынку Владимира Святославу. Борис отослал посла со словами: «Ты будешь мне отцом, ты мой старший брат». Святослав подсылает к Борису убийц. Дождались окончания молитвы, которую произнес Борис, обратившийся к Господу: «Даждь мне принять страдания не от врагов, но от брата моего», и легли спать. В постели убийцы пронзили его копьем. Рана оказалась не смертельной, и он умолял своих мучителей закончить свою работу. После смертельного удара копьем Борис испустил дух.

Святослав не удовлетворился убийством брата и вызвал к себе Глеба. В сообщении Святослав говорит, что умирает отец, который на самом деле умер. По пути к Святославу Глеб встретил гонца, посланного его братом Ярославом Новгородским, который сообщил о смерти Бориса. Он предупреждает Глеба о готовящейся засаде. Глеб решил остановиться и помолиться, чтобы успокоить душу умершего брата. В это время Глеба настигают вооруженные убийцы. Смертельный удар нанес его повар. Бездыханное тело Глеба бросили в реку. В том самом месте возникло чудесное сияние, и зазвучала ангельская песня.

В 1019 году были обретены нетленные мощи Глеба и перенесены в Киев, где было погребено тело святого Бориса.Брат Бориса и Глеба, Ярослав Мудрый, просил причислить мучеников к лику святых, но власти Константинополя отказались сделать это, так как, по их мнению, Россия еще не просвещена светом Христовым и не могло быть не будьте там святыми Божьими. В 1078 году произошло православие умерших братьев. Это произошло, когда мощи Бориса стали переносить из старого гроба в новую раку, и в церкви появилось чудесное благоухание. Митрополит Георгий, выступавший против прославления святых мучеников, был поражен происходящим. Когда Святослав, сын Ярослава Мудрого, который был очень болен, прикоснулся к святым мощам, он исцелился. После этого в Киеве была построена церковь в честь братьев. До 1240 года в той церкви хранились мощи братьев.

Подвиг братьев заключается в том, что они не защищали свою власть, не боролись за свою жизнь, склонили головы под мечом убийц. Они как бы повторили подвиг Христа, не устоявшего и не сошедшего с креста, поэтому Борис и Глеб безмолвно принесли себя в жертву брату и стали исполнителями закона евангельского.Братья Глеб и Борис стали святыми, почитаемыми христианским народом.

Сегодня, 6 августа, Православная Церковь и все верующие отмечают день памяти первых русских святых, русских князей Бориса и Глеба, младших сыновей святого князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси, они были воспитаны в православной вере и в крещении носили имена Роман и Давид.

И их вера была так велика, они были так поражены образом Христа, что, когда к ним пришли убийцы, они не сопротивлялись злу и проливали кровь, а приносили себя в жертву. Поэтому они прославляются как святые мученики. Это было 1003 года назад. А их старший брат Святополк, опасавшийся, что они бросят вызов великокняжескому престолу, и потому отдавший приказ убить их, с тех пор остался в истории под прозвищем «Окаянный».

Молитвы святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Тропарь святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость.

Тропарь — Перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба

Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.Кондак святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

глас 4

Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: радуйтеся, заступницы теплии.

Молитва перваясвятым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

О, двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми вашими яко багряницею украсившиися, и ныне со Христом царствующии!
Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте, юныя убо во святей вере и чистоте, повреждены от всякаго прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую.
Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте и правителем нашим к победе на враги, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада.
Снабдевайте заступлением вашим град сей (или весь сию) и вся чтущия святую память вашу во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

Нет умения и сил прославить вас, святии братие! Вы небеснии люди и земнии ангелы, столпы и утверждение земли нашей. Помогите своему отечеству, вознесите молитву о всей земли Русской, о блаженное вместилище, приявшее ваши телеса честныя, как многоценное сокровище, блаженная церковь, в которой стоят ваши святые раки! И не только нашему племени дано было Богом спасение, но и всей земли. От всех стран туда приходят и безмездно получают исцеление.
О, блаженнии страстотерпцы Христовы, не забывайте отечества, где пожили вы телесно, не оставляйте его посещением, и в молитвах всегда молитесь о нас, чтобы не постигло нас зло и чтобы не коснулась болезнь телес ваших рабов. Ибо вам дана благодать молиться за нас. К вам прибегаем, умоляем вас, припадая к вам со слезами. Но надеясь на вашу молитву, возопием ко Спасу: Господи, поступи с нами милосердно, помилуй нас, ущедри, заступи молитвами пречестных Твоих страстотерпцев, не предай нас в поношение, но излей милость Твою на овец пажити Твоей, ибо Ты — Бог наш, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Возвеличим чудотворцы и мученики, звезды незаходимыя, сыны великаго князя Владимира, блаженнии Романе и Давиде, иже на земли ангелы и на небеси человеки Божий, кровию бо вашею всю землю Российскую освятисте. О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Духовный подвиг страстотерпцев

Православная церковь утверждает: отдав свои жизни, святые братья совершили духовный подвиг во имя любви и Родины. Погибшие князья-мученики сумели предотвратить политическую раздробленность. Благодаря этому в последующие века в Древней Руси стала крепнуть и развиваться государственность.

Поступок страстотерпцев был не всем понятным в те далекие времена, когда люди привыкли к кровной мести. Своим духовным подвигом Борис и Глеб были прославлены на всей русской земле и напомнили, что на совершенное зло не нужно отвечать тем же. Они показали полное соответствие своих деяний главной христианской заповеди – «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Братья безропотно выбрали смерть в знак искренней веры во Христа в подражание его страданиям на кресте.

На всех иконах, в литературных памятниках князья изображаются кроткими и смиренными. Святость Бориса и Глеба заключается в принятии страданий без сопротивления, в молитвах за своих недоброжелателей, в прощении тех, кто лишил их жизни.

Благоверные князя были умелыми воинами, имели большую дружину и были способны противостоять Святополку, своевольно захватившему отцовский престол. Вместо этого они отказались поднимать руку на брата и разжигать междоусобную войну, способную унести множество жизней.

Впоследствии Господь справедливо покарал Святополка Окаянного, совершившего убийство Бориса и Глеба. В 1019 г. Ярослав Мудрый, также являвшийся сыном Владимира Киевского, собрал большое войско и разбил дружину преступного брата. Когда времена правления Святополка завершились, он бежал в Польшу. Здесь братоубийца жил в нищете до конца своих дней, а его могила долгое время источала нестерпимое зловоние.

Где находятся мощи Бориса и Глеба

После того как Святополк покинул Киев, Ярослав Мудрый занялся поисками останков Глеба. Тело юного князя в течение нескольких лет оставалось непогребенным, однако вскоре обрело свое пристанище в Вышгороде, в храме Св. Василия. Здесь уже находились останки старшего брата Бориса.

Спустя некоторое время в вышгородском храме произошел пожар, в результате чего он почти полностью сгорел. Мощи страстотерпцев при этом остались невредимыми. Благодаря им происходили многие чудеса, исцелялись больные люди. От могилы, где покоились святые, исходило неземное пламя.

Бориса и Глеба начали почитать вскоре после их гибели. В память об убитых братьях князь Ярослав Мудрый повелел возвести из камня высокий храм, который летом 1026 г. освятил Киевский митрополит Иоанн.

Канонизация убиенных сыновей Владимира Киевского состоялась в 1072 г. Спустя несколько десятилетий после причисления братьев к лику святых, в 1115 г., князь Изяслав Ярославич повелел перенести их мощи в новый собор-усыпальницу. Этот храм также был возведен в Вышгороде.

Иконография[]

Файл:Boris and Gleb (Dionisius, 1502–1503).jpg

Борис и Глеб (фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Дионисий 1502—1502 годы)

О первом факте написании образа святых братьев сообщает Нестор в своём «Чтении о святых Борисе и Глебе» и связывает это с указанием Ярослава Мудрого:

повелѣ же и на иконѣ святою написати, да входяще вернии людии въ церковь ти видяще ею образъ написанъ, и акы самою зряще, ти тако с верою и любовию покланяющеся има и целующе образъ ею.

Однако исследователи отмечают, что до 1070-х годов иконография святых не выработалась, их образов нет в Софийском соборе Киева, не сохранились печати с их изображениями. Среди произведений XI — первой половины XII веков образы Бориса и Глеба сохранились на произведениях «малых форм» (кресты-мощевики и т. п.), что связывают с почитанием князей как целителей и покровителей заказчика изделия.

Файл:Boris and Gleb (XV c).jpg

Борис и Глеб (икона Ростово-Суздальской школы, XV век)

Святые братья обычно представлены на иконах вдвоём, в полный рост. Их изображают в княжеских одеждах: круглых шапках, отороченных мехом, и плащах, в руки помещают мученический крест или крест с мечом, указывающий на их происхождение и воинскую славу. Данные о внешности Бориса сохранились в Сказании о Борисе и Глебе, написанном не позднее 1072 года:

Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был.

О внешности Глеба таких сведений нет, и его, как младшего брата, изображают юным, безбородым, с длинными волосами, спадающими на плечи. На иконах XV—XVI веков традиционным становится изображение святых во фронтальных одинаковых позах, на некоторых иконах фигурам предают излишнюю удлинённость, чтобы подчеркнуть внешнюю хрупкость. Также братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, изображая их беседу.

В 1102 году раки с мощами святых братьев по указанию Владимира Мономаха покрыли серебряными позолоченными пластинами. После перенесения мощей в новую церковь он повелел украсить их рельефными изображениями святых: «Исковав бо сребрьныя дъскы и святыя по ним издражав и позолотив» — эти изображения стали основой для редких одиночных изображений Бориса и Глеба.

Житийные иконы Бориса и Глеба известны со второй половины XIV века: в их клеймах иконописцы подчёркивают смирение и кротость братьев, их христианскую любовь к ближним, готовность к мученичеству, а также помещают изображения чудес, приписываемых им. Академик В. Н. Лазарев, описывая житийную икону Бориса и Глеба московской школы XIV века, пишет:

Файл:Boris and Gleb (XVIII c).jpg

Святые князья Борис и Глеб (вторая половина XVIII века)

В после монгольский период в иконографии Бориса и Глеба появляется позднеантичная и византийская традиции изображения святых на конях, возникшая под влиянием образов святых Сергия и Вакха, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и других. В этом проявляется заступническая и воинская функция культа этих святых.

Известны иконы, отражающие представление о Борисе и Глебе как о защитниках и покровителях городов (например, икона начала XVIII века, написанная в память о спасении от пожара города Каргополя, приписываемому заступничеству братьев). Для них характерно изображение святых в молении к облачному Спасу (образу Иисуса Христа в небе). На одной из таких икон второй половины XVIII века одежда братьев прорисована киноварью, символизирующей как пролитую ими кровь, так и багряницу Христову.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: