Ранний этап жизни Эдуарда Васильевича Толя
Эдуард Васильевич Толь родился в $1858$ году в Прибалтике. Его предки были обрусевшими курляндскими немцами. Получив гимназическое образование, юный Толь становится студентом одного из старейших российских университетов – Юрьевского (Тартуского).
С успехом окончив курс обучения в университете, молодой человек совершил свое первое путешествие. Он сопровождает своего бывшего учителя, профессора зоологии М. Брауна, в научной экспедиции по Средиземному морю.
Под руководством столь знаменитого ученого Толь изучает растительный и животный мир Средиземного моря, знакомится с разнообразием геологического строением некоторых островов Средиземноморья.
Увлечение Эдуарда Васильевича Толля исследованием Сибири
Эдуард Васильевич, заинтересовавшись океанологией, в 1885−1886 годах участвовал в качестве помощника руководителя в экспедиции Российской Академии наук, организованной с целью изучения архипелага Новая Сибирь и океанического побережья (Северный Ледовитый о.). Руководителем был известный ученый-полярник Александр Александрович Бунге, пригласивший перспективного молодого коллегу в экспедицию. Толля интересовали особенности геологического строения земли, флора и фауна.
Весной 1886 года Толль был главой экспедиционного отряда, снаряженного для исследования островов Большого Ляховского, Фаддеевского, равнины, соединяющей его с островом Котельным (земля названа в честь Бунге), а также западной части Новой Сибири. Коротким, чуть более месяца, летом того же года ученый объезжал на нарах границы острова Котельный и недалеко от речного устья (Могур-урях), при ясном горизонте, отчетливо увидел контуры 4-х гор, соединявшихся на востоке с низменной землей — по убеждению Толля увиденное доказывало, что Земля Санникова — есть.
Опытный путешественник-полярник и купец Яков Санников предполагал, что к северу от Новосибирских островов есть неизвестная земля, т.к. наблюдал севернее острова Котельный большие горы. Многие полярные исследователи старались доказать или опровергнуть гипотезу Санникова.
Толль предполагал, что новооткрытая земля имеет базальтовое происхождение, идентичное базальтам других островов Новосибирского архипелага, и отстоит на 150-200 км к северу от ранее изученных островов.
В 1893 Толль, уже во главе новой экспедиции, отправился на раскопки мамонта, найденного у берега Восточно-Сибирского моря. Конечно, ученый предполагал, что результаты экспедиции будут более значительными и многообразными, и потому ходатайствовал (успешно) о расширении миссии группы по исследованию природы Северо-Востока России.
Таким образом через 7 лет после первой экспедиции группа Толля, продолжая геологические изыскания Черского (исследователя Сибири), оказалась на острове Котельный, где Эдуард Васильевич опять увидел загадочную землю. Потом, на материке, Толль исследует дельту Лены и побережье от Анабара до Оленека. Он с товарищами открывает кряж Прончищева, слегка подымающийся над Северо-Сибирской низменностью. Ученые сделали снимки пространства нижнего Анабара и уточнили нахождение Анабарской губы.
Экспедиция накопила богатые зоологические, ботанические и этнографические собрания, что было по заслугам оценено Российским географическим обществом. Толля наградили крупной серебряной медалью имени Пржевальского.
Академия наук направила Толля в Норвегию, где Эдуард Васильевич исследовал ледники покровного типа, типичные для Скандинавии. Вернувшись в Петербург, ученый сменил работу в Российской Академии наук на геологический комитет. Он уехал в Юрьев и принялся писать основательный научный труд о геологии исследованных Новосибирских островов.
Версии и теории
Карта Земли Санникова. (pinterest.com)
Более чем на два десятка лет поиски загадочной земли прекратились. И постепенно о ней стали забывать. Но в 1926 году в свет вышел роман академика Владимира Афанасьевича Обручева под названием «Земля Санникова» и угасший было интерес, разгорелся с новой силой.
В 1937 году советский ледокол «Садко» прошел по маршруту Толля, но никакой новой земли открыто не было. По личной просьбе Обручева в те места отправлялась даже арктическая авиация и… пилоты доказали, что Земли Санникова просто не существует.
В 1926 году вышла книга Обручева «Земля Санникова»
Некоторые ученые выдвигают теорию, которая состоит в следующем: вполне возможно, что Земля Санникова на самом деле существовала. Вот только она, как и многие из арктических островов, состояла не из скал, а из ископаемого льда, прикрытого слоем грунта. Постепенно этот лед просто растаял, и Земля Санникова повторила участь других исчезнувших островов — Семеновского, Диомида, Васильевского и так далее.
Например, остров Семеновский ушел под воду на глазах у полярников, о чем было рассказано очевидцами: «Загадка исчезающих земель раскрылась относительно недавно, когда на глазах полярников в пучину вод канул остров Семеновский, принадлежавший к Новосибирскому архипелагу. Многие из совсем не призрачных, крупных, нанесенных на современные карты островов оказались остатками древнего шельфового ледника. Они сохранились кое-где на отмелях, а последующие оледенения нанесли поверх толстый слой минерального материала, кое-где образующий невысокие горы. Но морская вода век за веком подтачивает основание острова, промывая во льду извилистые тоннели. И однажды под напором дрейфующих полей остров внезапно разваливается. Тяжелый камень тонет, а лед, отрываясь от дна, всплывает».
Еще раньше орнитологи доподлинно установили, что полярные гуси, а также другие птицы через Северный полюс добираются до Аляски и Канады. А там строят гнезда и выводят птенцов.
Есть и еще одна версия. То, что видел Санников и Толль — это всего лишь полярный мираж. Сторонники это теории утверждают, что если днем температура превышает +10°С, то недалеко от острова Котельный, с северной и западной сторон, можно действительно заметить очертания хвойного леса. Но это всего лишь оптический обман — мираж.
А на том самом месте, где когда-то видели неизвестную землю, современным ученым удалось обнаружить лишь отмель, которая получила название банка Санникова.
Промедление смерти
Корабль — бывший норвежский тюленебой «Харальд Прекрасноволосый», переименованный в «Зарю», — выше всех похвал. Команда отборная. Питание налажено. Приборы закуплены лучшие. Чего же не хватало барону?
Времени. Надо было успеть воспользоваться последним шансом, иначе Севморпуть перехватят другие. Но у спешки есть оборотная сторона. Вот что писал об этом лейтенант Колчак: «Одной из слабых сторон нашей экспедиции была крайняя сиюминутность её. Мы всё время торопились как на пожар, в очень многих случаях приходилось поступать, даже не думая о выборе: скорее, скорее. Эта черта, насколько я знаю, погубила многие экспедиции…»
Впрочем, поначалу «Заре» и её команде везло. Казалось даже, что цель близка. Так, на островах Новосибирского архипелага — Котельном и Новой Сибири — штатному геологу экспедиции Константину Воллосовичу удалось обнаружить угленосные отложения. Это был крупный успех. Если каменный уголь есть здесь, то почему бы ему не быть на той самой Земле Санникова? Тем более что она вроде бы совсем рядом. Во всяком случае, тот самый Яков Санников, по имени которого и названа таинственная земля, уверял в 1810 году, что с острова Котельный он сам наблюдал «высокие каменные горы и обширные леса к северу».
Гидрологическая лаборатория на яхте «Заря». Фото: Commons.wikimedia.org
Биография
Родился 2 (14) марта 1858 года в городе Ревель (современный Таллин), Российская империя.
Начальное образование получил в Домской школе.
В 1872 году семья (после смерти отца) перебралась в город Дерпт (современный Тарту). Он поступил в Императорский Дерптский университет на естественно-исторический факультет. Изучал минералогию, геогнозию, ботанику, зоологию и медицину.
Первая экспедиция проходила у берегов Северной Африки. В Алжире и на Балеарских островах он изучал фауну, флору, геологию. Вернувшись в Дерпт, защитил кандидатскую диссертацию по зоологии, был оставлен при университете.
Труды Э
Толля привлекли внимание знаменитого учёного-полярника А. А
Бунге. Он пригласил Э. Толля в экспедицию на Новосибирские острова. В марте — апреле 1885 года, проделав по реке Яна около 400 километров, прибыл в Верхоянск. Собрав много ценных материалов, вернулся в с. Казачье в Усть-Янском улусе и через пролив Лаптева перебрался на Новосибирские острова.
Оказавшись на севере Котельного острова, километрах в 150—200 он увидел (или ему показалось, что увидел) неизвестную землю. Э. Толль был уверен, что это — легендарная земля Санникова. Экспедиция завершилась в декабре 1886 года.
28 января 1887 года путешественники вернулись в Санкт-Петербург. Было составлено геологическое описание Новосибирских островов, собраны обширные коллекции ископаемых животных и растений — две с половиной тысячи экспонатов.
В 1889 году он женился на Эммелине Вилькон. Вышла в свет его книга. На IX Международной географической конференции[какой?] в Вене познакомился и подружился с Фритьофом Нансеном.
В 1889—1896 годах — учёный хранитель Минералогического музея Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
В 1893 год возглавил новую экспедицию. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос производил раскопки мамонта, на Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Ф. Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию нансеновского «Фрама». На севере Сибири описывал Хараулахский хребет, Чекановского и Прончищева кряжи, нанёс на карту Анабарскую губу, изучил Хатангскую губу и низовья реки Анабар. Производя маршрутные съёмки, исправлял и уточнял географические карты того времени. Основной же задачей экспедиции было найти останки мамонтов на реке Анабар, произвести там геологическое исследование.
В 1899 году участвовал под руководством С. О. Макарова в плавании на ледоколе «Ермак» к берегам Шпицбергена.
Экспедиция на шхуне «Заря»
В 1899 приступил к организации новой экспедиции, целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи — открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Э. Толль свято верил.
8 (21) июня 1900 года яхта «Заря» снялась с якоря в Санкт-Петербурге, обошла Скандинавский полуостров, прошла Баренцево и Карские моря. 13 (26) сентября 1900 года встала на зимовку в Таймырском проливе.
Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр и встала на вторую зимовку.
В мае 1902 года начинается подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта (один из островов Де-Лонга), и 5 июля 1902 года Э. Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова и Николая Дьяконова.
Планировалось, что «Заря» подойдет к острову Беннетта два месяца спустя. 13 июля партия Э. Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь. 3 августа на байдарах они достигли острова Беннетта.
Из-за тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьёзные повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси.
Догнать и перегнать!
На рубеже веков становится известно о планах канадцев, которые решают отправить в Арктику полярную экспедицию под руководством Бернье. Русскую полярную экспедицию было решено организовать незамедлительно, с размахом и с широким освещением в прессе. Специально для экспедиции было куплено норвежское китобойное судно, названное «Зарей». Из талантливых, молодых и многообещающих специалистов Толль лично сформировал команду, было закуплено лучшее снаряжение и аппаратура. «Заря» покинул Петербург 21 июня (по старому стилю) 1990 года. Толль в сопровождении Фридриха Зееберга, Василия Горохова и Николая Дьяконова отправляются на остров Беннетта, куда через два месяца должна была прибыть и «Заря». Однако из-за серьезных повреждений и тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к острову в назначенный срок. Не дождавшись «Зари», группа Толля решает пробиваться в сторону континента… В 1903 году экспедиция, которую возглавил Александр Колчак, обнаруживает место стоянки Толля на Беннетте, дневники и ценнейшие исследовательские материалы. Толль и его коллеги не найдены. Детальное описание путешествия представлено в дневнике барона, изданного сначала в Берлине в 1909 году, а затем в сокращенном виде, в 1959 году, и в нашей стране.
Память
В честь Э. В. Толля в 1893 году назван залив в Карском море.
На полярной станции острова Котельный имеется мемориальная доска:
В честь Э. В. Толля были названы корабли:
- 1972 — научно-исследовательское гидрографическое судно (г/с) «Эдуард Толль» (списано в 2010 году).
- 2017 — судно перевозящее СПГ «Eduard Toll», используется для доставки газа из порта Сабетта.
В честь Э. В. Толля названы два минерала:
- Эдтоллит (edtollite)
- Алюмоэдтоллит (alumoedtollite)
В честь Э. В. Толля были названы ископаемые организмы:
- Tollicyathus S.Tchemyscheva, 1960 — тип археоциат, нижний кембрий Восточного Саяна.
- Labirinthomorpha tolli Vologdin, 1931 — тип археоциат, нижний кембрий Восточного Саяна.
- Loculicyathus tolli Vologdin, 1931 — тип археоциат, нижний кембрий Восточного Саяна.
- Tollina Sokolov, 1949 — класс коралловых полипов, верхний ордовик Таймыра.
- Paratollaspis Kobayashi, 1943 — трилобит, средний кембрий севера Сибири.
- Tollaspis Kobayashi, 1943 — трилобит, нижний кембрий севера Сибири.
- Esseigania tolli Kobayashi, 1943 — трилобит, верхний кембрий севера Сибири.
- Pagetiellus tolli Lermontova, 1940 — трилобит, нижний кембрий бас. р. Лена.
- Proetus tolli Weber, 1951 — трилобит, нижний силур севера Сибири.
- Tollitia Abushik, 1970 — подкласс остракод, нижний силур о-ва Вайгач.
- Lesuewilla tolli Koken, 1925 — класс брюхоногих моллюсков, средний ордовик Прибалтики.
- Worthenia tolli Koken, 1925 — класс брюхоногих моллюсков, верхний ордовик Прибалтики.
- Buchia tolli Sokolov, 1908 — класс двустворчатых моллюсков, нижний мел Северной Сибири.
- Totlia tolli Pavlow, 1914 — головоногий моллюск, нижний мел Северной Сибири.
- Cardioceras tolli Pavlow, 1914 — головоногий моллюск, верхняя юра Северной Сибири.
- Cladiscites tolli Diner, 1916 — головоногий моллюск, верхний триас о-ва Котельный.
- Olenekites tolli Mojsisovics, 1888 — головоногий моллюск, нижний триас Северной Сибири.
- Passaloteuthis tolli Pavlow, 1914 — головоногий моллюск, нижняя юра Северной Сибири.
Участники
Во втором ряду Коломейцев, Матисен, Толль, Вальтер, Зееберг и Бялыницкий-Бируля. В верхнем ряду Колчак (третий слева над Толлем).
Барон фон Толль лично отбирал участников экспедиции, список был утвержден Академией наук в марте 1900 года.
В составе научного отряда экспедиции приняли участие :
- Барон Эдуард Густав фон Толль — руководитель экспедиции, геолог, зоолог.
- Николай Николаевич Коломейцев — поручик, командир Царя . Участник экспедиций на Белом море , в устье Енисея .
- Фёдор Андреевич Матисен — лейтенант, заместитель командира и старший офицер корабля . Картограф , минералог , метеоролог и фотограф экспедиции. Он участвовал в экспедиции на Шпицберген в 1899 году.
- Александр Васильевич Колчак — лейтенант, второй помощник шхуны « Заря» , гидрограф , гидролог , топограф и картограф. Он плавал в Тихом океане , проводил гидрологические и гидрохимические исследования в Японском и Желтом морях , сверяя карту течений.
- Алексей Андреевич Бялиницкий-Бируля — зоолог и фотограф, сотрудник Зоологического музея Императорской Академии наук . Участвовал в экспедиции на Шпицберген в 1899 г. Работал на Соловецкой биологической станции, изучал морскую фауну Белого моря.
- Фридрих Зееберг — астроном и магнитолог.
- Герман фон Вальтер — доктор медицины, бактериолог и второй зоолог в экспедиции. В 1899 году он участвовал в исследовательской экспедиции у Мурманского берега и Новой Земли .
- Константин Адамович Воллосович — геолог (в 1901 г.).
- Цынглинский О.Ф. — студент, политический ссыльный.
- Михаил Иванович Бруснев — инженер, политссыльный.
- В. Н. Катин-Ярцев — врач, политический ссыльный (заместил доктора Вальтера, в 1901).
Экипаж, управлявший кораблем (помимо Коломейцева, Матисена и Колчака, выполнявших функции командиров), состоял из 13 человек: Никифора Бегичева ( боцман ), Василия Александровича Железникова ( рулевой ), Эдуарда Червинского (второй лоцман), Алексея Семяшкина и Иван Малыгин, позже замененный Степаном Расторгуевым (матрос, рулевой и кажур ) и Петром Стрижевым ( кажур ); также: Иван Клуг, Гавриил Пузырев и Трифон Носов (кочегары), Эдуард Огрин, Семен Евстифеев, Николай Безбородов, Сергей Толстов и Фома Яскевич (повар).
Колчак во время гидрографических съемок
Примечания
- ^ 2002 .
- ^ , стр. 41-42 .
- , стр. 56-57 .
- ^ , с. 43 .
- ^
- ^ , с. 46 .
- , с. 47 .
- ^ , 1 , с. 87 .
- , с. 9 .
- , с. 60 .
- Зоологический музей РАН , на zin.ru. Проверено 14 апреля 2019 г.
- Погонщик упряжки собаки или оленя.
- , с. 48 .
- ^ , с. 52 .
- , 1 , с. 93 .
- Водитель снежных упряжек, запряженный собаками.
- , с. 82 .
- , с. 55 .
- ^ , с. 16 .
- , с. 56 .
- , 2 , с. 133 .
- , стр. 57-58 .
- ^ , на mapt4748.narod.ru . Проверено 20 апреля 2019 г. .
- , с. 65 .
- , 1 , с. 102 .
- , с. 62 .
- ^ , стр. 63-68 .
- ^ , с. 21 .
- , с. 23 .
- , 1 , с. 123 .
- ^ , с. 69 .
- , с. 70 .
- ^ , 1 , с. 130-131 .
- , с. 22 .
- ^ ( JPG ), на maps.vlasenko.net . Проверено 22 апреля 2019 г. .
- ^ , 1 , с. 128-129 .
- ^ , с. 23 .
- , 1 , с. 132 .
- , с. 93 .
- ^ , с. 76 .
- ^ , стр. 77-78 .
- , с. 67 .
- , с. 79 .
- , 1 , с. 150 .
- , с. 80 .
- , с. 25 .
- , с. 81 .
- , 1 , с. 154 .
- ^ , с. 82 .
- , 1 , с. 155 .
- , с. 83 .
- ^ , стр. 86-87 .
- , с. 94 .
- ^ , с. 93 .
- , с. 95 .
- , с. 26 .
- , с. 73 .
- , 1 , с. 275 .
Последний шанс
Тёплый остров посреди Ледовитого океана — так представляли тогда легендарную Землю Санникова — становился главной целью в освоении Севморпути. А уж если там есть каменный уголь, то обладатель острова становится монополистом — к нему на поклон будут ходить все, кто затеет там плавать.
Этим можно объяснить отчаянные нотки в словах остзейского барона и патриота Эдуарда Толля: «Я уверен, если мы не возьмёмся за это дело, то не пройдёт и двух-трёх лет, как отнято будет у нас последнее поле действий на Севере — от сибирского берега до Земли Санникова».
Только тогда власти поняли, что происходит
И на барона-энтузиаста внезапно посыпались очень большие деньги, административная помощь, внимание прессы, общественности, меценатов и благотворительных организаций
Надо сказать, что всем этим он распорядился с умом. Прежде всего занялся кадровым вопросом — именно так в экспедицию попал будущий адмирал, а тогда флотский лейтенант Александр Колчак. Ему будет суждено вернуться и рассказать о результатах экспедиции. Пока же он придумал нанять матросами поморов и не прогадал — помора Семёна Евстифеева барон Толль признал лучшим матросом.
Экспедицию готовили на совесть. О том, как заботился барон о личном составе, говорит один трогательный эпизод из его дневника: «Собаки повредили себе лапы, и одну из них пришлось взять на нарты, так как она не могла бежать. Я распорядился сшить собакам сапожки из парусины».
Не было даже привычной для нашего Отечества коррупции, когда поставщики продуктов гонятся за наживой, сбагривая откровенное гнильё. Нет — в этот раз всё было по высшему разряду, в чём убедились почти три четверти века спустя. В 1974 г. специальный отряд Минпищепрома СССР отправился в залив Гафнера, что на Таймыре. Согласно дневникам барона, там был сделан пищевой склад: «Ящик с 48 банками консервированных щей, запаянный ящик с 6 кг сухарей, запаянный железный ящик с 6 кг овсянки, запаянный ящик, содержащий около 1,6 кг сахару, 4 кг шоколада, 7 плиток и 1 кирпичик чаю».
Склад, так и не востребованный давней экспедицией, вскрыли. И вот что вышло: «За ужином попробовали сухари 1900 г. Они оказались прекрасными. Каша тоже оказалась прекрасной: со своей законной, чуть заметной горчинкой, тающая во рту, точно хорошая шоколадная конфета».
Эдуард Толль, 1902 год. Фото: Commons.wikimedia.org
Подготовка судна
На приобретение судна Российским правительством было ассигновано 60 000 рублей. В 1899 году в Норвегии был приобретён трёхмачтовый зверобойный барк «Харальд Харфагер» (норв. Harald Harfager). Это судно рекомендовал Толлю Фритьоф Нансен как подобное знаменитому «Фраму».
Шхуна экспедиции Толля «Заря» в Норвегии, 1899 г.
Заново проконопаченный и отремонтированный, обшитый новым противоледовым поясом барк переводят на верфь Колина Арчера в порт Ларвик. Здесь на «Заре» полностью перестроили все помещения, которые должны были быть приспособлены для проведения экспедиций в Арктике. Промежуточные межпалубные переборки были заменены новыми, а между фок- и грот-мачтами была возведена палубная надстройка с семью каютами для членов экипажа. С точки зрения отечественной океанологии «Заря» ознаменовала начало нового этапа в этой науке: это было первое в России научно-исследовательское судно для проведения морских комплексных исследований, полностью переоборудованное для выполнения специальных работ в арктических условиях.
В связи с тем, что в экспедицию снаряжались всего 7 палубных матросов, значительной переделке подверглось парусное вооружение, прямые паруса оставили лишь у фок-мачты. Уменьшилась площадь парусов и увеличилась зависимость судна от запасов угля. В итоге, после реконструкции парусному вооружению судно стало соответствовать типу шхуна-барк или баркентина.
Шхуна «Заря» совершила плавание под флагом Санкт-Петербургского яхт-клуба «Невский флот» вместо российского флага. Современный флаг Финляндии основан на этом флаге.
Поскольку «Заря» отправлялась в рейс под флагом Невского яхт-клуба, она получила статус яхты. После завершения работ в октябре 1899 года «Зарю» осмотрело норвежское бюро «Веритас» и выдало аттестат дальнего плавания на три года.
«А был ли мальчик?»
Земля Санникова. (pinterest.com)
Конечно, Санников мог пошутить или выдать желаемое за действительное. Но среди полярных исследователей и путешественников он пользовался авторитетом. Ведь до этого Яков открыл несколько новых островов, в том числе Столбовой и Фаддеевский. Поэтому в правдивости заявления зверопромышленника никто даже и не подумал усомниться.
Яков Санников заметил неизвестную землю в 1811 году
В головах ученых и путешественников засела мысль — Север скрывает в своих недрах никому не известную землю с теплым климатом! А как иначе? Ведь получалось, что именно туда, а не на юг, весной улетают птицы. А, соответственно, осенью возвращаются обратно, но уже с полноценным потомством. Понятно, что пернатые не могут выводить птенцов в условиях ледяной пустыни. Значит, где-то далеко действительно есть теплая земля.
Кадр из к/ф «Земля Санникова». (perepel.ru)
В то время подтвердить или опровергнуть сообщение Санникова было очень сложно, ввиду определенных «местечковых» трудностей. Ведь океан открыт для навигации лишь пару месяцев в году. А длинная полярная ночь исключала возможность полноценного исследования. И это еще больше подогревало интерес.
Арктические пилоты доказали — Земли Санникова не существует
В 19-м веке на поиски таинственной земли отправлялось несколько экспедиций на собачьих упряжках. Сам Яков Санников был участником одной из них. Но ничего не получилось — торосы и полыньи не позволили людям пройти по намеченному маршруту.
Даже известный геолог и полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль организовал экспедицию в те места. Он верил Санникову, поскольку и сам считал, что на Севере находится Арктида — неоткрытый континент.
Во время своей экспедиции Толль сделал запись в дневнике от 13 августа 1886 года: «…В направлении на северо-восток ясно увидели контуры четырех столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землей. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: «Земля Санникова».
Через семь лет Эдуард Васильевич еще раз прошел по тому маршруту. И вновь зафиксировал наличие гор.
Норвежец Нансен не смог найти полумифическую Землю Санникова
А вот норвежский исследователь Фритьоф Нансен, который в том же 1893 году, прошел на судне мимо Новосибирских островов никакой неизвестной земли обнаружить не смог. Хоть он не обвинял Толля во лжи, но, тем не менее, ученые и исследователи раскололись на два противоборствующих лагеря. Некоторые даже утверждали, что Нансен целенаправленно скрыл существование Земли Санникова, преследуя личные интересы.
Чтобы поставить точку в этом споре Эдуард Толль в 1902 году отправился в очередную экспедицию и… пропал без вести. Его лично искал тогда еще лейтенант Колчак, но найти так и не сумел.
Подготовка
Заря _
Экспедиционное судно было построено в 1873 году в Норвегии и затем использовалось для охоты на тюленей у Гренландии под именем Harald Harfager . Это было парусное судно с паровой машиной, похожее на « Фрам» и СС «Вега» . Она была куплена за 60 000 рублей по рекомендации Фритьофа Нансена и переименована по-русски в Заря ( Zarja ; по-итальянски «альба»). Он был отправлен на верфь Ларвика для модификации, чтобы противостоять льдам, и передан Колину Арчеру , известному норвежскому кораблестроителю, спроектировавшему и построившему « Фрам », который вернулся целым и невредимым из длительного дрейфа в полярных водах океана. в 1896 г. Аппаратура для гидрологических исследований была введена в эксплуатацию в Англии , Швеции и России .
У Толля была встреча с Нансеном, от которой он получил документы и материалы по Сибирской Арктике с координатами отдельных островов и зарисовкой бухты Колина Арчера (бухта Колина Арчера), неизвестной доселе, где скандинавы посоветовали Толлю перезимовать.
Из Ларвика корабль отплыл в Кристианию , а затем достиг Санкт-Петербурга.
29 мая царь Николай II посетил готовящуюся к отплытию шхуну , а через несколько дней покровитель экспедиции великий князь Константин Константинович Романов , президент Академии наук, также посетил корабль.
Битва за Север
В действительности цена главного приза была неизмеримо выше. К моменту старта экспедиции барона Толля уже почти 400 лет шла самая настоящая гонка крупнейших геополитических держав, выяснявших, кто первым застолбит и поставит себе на службу Северный морской путь — кратчайшую дорогу между Атлантическим и Тихим океанами, сулившую баснословные выгоды в торговле и эксплуатацию богатейших ресурсов всего арктического побережья Евразии.
В начале XVI в. дипломат Дмитрий Герасимов посетил папу римского Климента VII. Тот похвастался «варвару» путешествием Магеллана — дескать, нашли морской путь в Китай вокруг всего света. На что Герасимов возьми и скажи: «Океан на Севере имеет такое огромное протяжение, что, держась правого берега, до страны Китай из Белого моря можно дойти на кораблях».
В Европе прикинули, что этот путь короче чуть ли не втрое. И понеслось. Голландцы, англичане, шведы, норвежцы, а потом уже и американцы с канадцами — все рвались на Север. Но гонку всё-таки выигрывали наши. Поморы давно уже плавали к устью Оби. Семь отрядов Великой Северной экспедиции 1733–1743 гг. ценой многих жизней подтвердили, что путь, в общем, проходим. И что между Азией и Америкой есть пролив — проход в Тихий океан. Дело было за малым — освоить его по-настоящему.
И вот тут вперёд вырвались другие. Шведу Эрику Норденшёльду в 1878 г. удалось за одну навигацию пройти почти весь Севморпуть — он обогнул мыс Челюскин и зазимовал на Чукотке. В 1893 г. мыс Челюскин обогнул норвежец Фритьоф Нансен. Сибирь со всеми её богатствами медленно, но верно уплывала от русских, поскольку уже тогда было известно: кто контролирует морские пути, тот контролирует и побережье. А тут ещё подсуетился и канадский полярный мореплаватель Жозеф Бернье, заявив, что уже в следующей своей экспедиции сделает Землю Санникова опорной базой.
Участники экспедиции на борту шхуны «Заря». В верхнем ряду: 3 слева над Э. Толлем — А. Колчак. Второй ряд: Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен, Э. В. Толль, доктор экспедиции Г. Вальтер, астроном Ф. Зееберг, зоолог Бялыницкий. Фото: Commons.wikimedia.org
В поисках пропавшей группы Эдуарда Толля
В 1903 году начался поиск экспедиции Э,Толля под началом всем известного Александра Колчака. Была обнаружена добротно оборудованная зимовка смельчаков. Все вещи, документы были найдены, все, кроме людей. Куда подевались четверо опытных полярников осталось загадкой. Область вблизи Новосибирских островов была детально обследована, но людей не нашли. После тяжелейшей морской компании Колчак получил награду от Русского географического общества. Есть и остров в Карском море названный его именем.
Арктика в 30-х годах 20 века приобретает все большую известность. Труд полярников становится более романтичным. Эти годы стали своеобразным этапом в истории познания Арктики. В 1937 году проводили поиски Земли Санникова, используя авиацию. Но и воздушная разведка не дала результатов. Современные снимки из космоса сейчас подтверждают отсутствие суши в предполагаемом месте.
Льды в Арктике белые, немного пепельносерые, громадные по площади. Бескрайние просторы льда и снега, изломанные черные полосы разводий, расстилаются кругом на всей протяженности. В суровом океане дрейфуют огромные айсберги, площадь которых в поперечнике составляют несколько километров. Вероятно, что их дрейф обманул некоторых исследователей.
Известные ученые напрочь отбрасывают эту версию. Не может быть, чтобы громаднейшие горы видели в одном направлении, на протяжении почти столетия разные люди. Льды эти движутся, меняют свое местоположение, да и птицам лететь на север незачем. Многие острова в этом суровом океане теряют свои первоначальные размеры, размываемые морскими волнами и ледяными торосами.
Вероятно Земля Санникова стала жертвой такого процесса. Возможно виновато несовершенство человеческого глаза. Ведь на Севере помимо отсутствия теней, сказывается рефракция, влияние атмосферных явлений, необъятные просторы снега и льда — все это могло вызвать миражи. Ледяные горы с системой валов и ложбин в летний период, заполненных водой, могли вполне принять за материковую землю.
Не только советские полярники работали в приполюсном районе. Американцев также особо интересовали дрейфующие льды, которые хотели использовать гигантские ледовые странники, как непотопляемые, военные корабли. Их пилоты на экранах радаров также наблюдали огромные, предположительно материковые острова, но последующие облёты и исследования обнаружили движения таких «островов».
Яков Санников ошибся в своем открытии, зато многих людей повел в странствия на поиски, в неведомую даль Севера. В сложных условиях работали первооткрыватели. Ежедневно подвергали себя риску, часто погибали. Но их дела хранит история, это их доблестным трудом получены научные данные этого сурового края.
Рад буду любым комментариям.
Метки записи: группа Э.Толля, земля, погибла, полярная, полярники, экспедиция