Непревзойдённые достижения в области авиации
1. Разработка и испытания истребителя МиГ-21
Марина Попович приняла активное участие в разработке и тестировании истребителя МиГ-21, одного из самых успешных и популярных самолётов в истории. Её вклад в совершенствование и улучшение данной модели был огромным.
2. Женщина-испытатель в военном авиаинституте
Марина Попович стала первой женщиной-испытателем в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. Её работа заключалась в испытании различных авиационных конструкций и оборудования, что сделало её одной из ведущих специалистов в области авиации.
3. Рекорд по продолжительности полёта на истребителе МиГ-21
Марина Попович установила рекорд по продолжительности полёта на истребителе МиГ-21, продержавшись в воздухе 18 часов и 2 минуты. Этот рекорд до сих пор остаётся непобитым и является свидетельством её непревзойдённого мастерства и выносливости.
4. Участие в космических программах
Марина Попович также принимала участие в космических программах, особенно в разработке и испытаниях новых космических аппаратов и ракет. Её опыт и знания были фундаментом для многих инноваций в области космической технологии.
5. Лауреат множества наград | 6. Автор ряда научных работ |
---|---|
Марина Попович была удостоена множества наград за свой вклад в развитие авиации и космонавтики. Её заслуги были признаны не только в СССР, но и за её пределами. Она была удостоена звания Героя Социалистического Труда, а также множества других высоких отличий. | Марина Попович также является автором ряда научно-популярных и научных работ. Она активно делилась своим опытом и знаниями в области авиации и космонавтики, и заслуженно входит в число именитых экспертов и учёных. |
7. Временная приостановка строительства МКС
В 1983 году Марина Попович временно остановила строительство Международной космической станции (МКС) в политически сложное время. Это решение было сделано на основании её выдающегося профессионализма и знаний в области космонавтики.
Награды, общественная деятельность
За свою жизнь Марина Попович написала 14 книг, из которых наиболее значимы «НЛО над планетой Земля» (удостоена премии М.В.Ломоносова) и «Я — лётчик. Воспоминания и размышления», она член Союза писателей России, а также является автором сценариев к фильмам «Букет фиалок» и «Небо со мной».
Книга Марины Попович с автографом
Попович награждена орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», Золотой авиационной медалью ФАИ, является Заслуженным мастером спорта СССР, лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия».
Марина Попович — обладатель множества наград
Попович являлась участницей женского движения « Надежда России» и была активисткой КПРФ. В интервью «Советской России» в 2010 г. Попова объяснила свою деятельность такой причиной:
Также Марина Лаврентьевна была вице-президентом Международного Центра Рерихов, занимала пост проректора НОУ ВПО «Институт управления», являлась действительным членом нескольких академий наук.
Кстати, Попович увлекалась уфологией, утверждала, что трижды сама встречалась с НЛО, всерьез изучала эту тему.
Личная жизнь Марины Поповой
Во время учебы в Новосибирске Марина знакомится с курсантом Павлом Поповичем, будущим космонавтом и своим мужем.
Поженились они только в 1955 году, через год родилась дочь Наташа, в 1967 г. — Оксана.
Семья Поповичей
Интересно, что Попович вплоть до четвертого месяца беременности не прекращала полетов. С первым мужем Марина прожила 30 с лишним лет и развелась. Он ревновал ее к успеху, хотя сам был Героем Советского Союза, конечно, это не могло не сказаться отрицательно на личной жизни. Две эти сильные и амбициозные личности, хотя договорились не мешать друг другу, все же расстались.
Марина с дочкой
Их дочери Наталья и Оксана обе окончили МГИМО, Попович бабушка двух внучек и внука. Марина охарактеризовала себя как мать так:
Второй муж, Борис Александрович Жихорев, тоже летчик, генерал авиации в отставке, начальник разведки армии, вдовец, добивался брака с Мариной довольно долго, он был моложе Попович на 17 лет.
Попович и Жихорев
В предисловии к книге Марины «Я-летчик» Б. Жихорев написал:
Они поженились, когда Попович было 55, это был счастливый брак.
Примечания[править | править код]
- РБК, 30 ноября 2017. Умерла летчик-испытатель Марина Попович. Дата обращения: 30 ноября 2017. Архивировано 26 октября 2020 года.
- Попович Марина Лаврентьевна // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 489. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
- ↑ . Дата обращения: 2 декабря 2017.
- ↑ . // Сайт admin-smolensk.ru. Дата обращения: 1 января 2011.
- ↑ . // Современный музей спорта. Дата обращения: 10 октября 2011.
- . // Подмосковье-Неделя, № 30, С. 11 (17 октября 2001). Дата обращения: 10 октября 2011.
- ↑ Блинова, Екатерина. . // pressmk.ru. Дата обращения: 1 января 2011.
- ↑ Черных, Евгений. . // KP.RU (12 июля 2012). Дата обращения: 21 ноября 2015.
- ↑ Колесавина, Наталья. Марина Попович: Миг длиною в жизнь // Аргументы и факты : газета. — 2014. — № 50 (1779) за 10 декабря. — С. 45.
- ↑ . // ИТАР-ТАСС Урал (20 июля 2011). Дата обращения: 15 июля 2012.
- ↑ . // Сайт «Космическая энциклопедия ASTROnote». Дата обращения: 13 августа 2010.
- (недоступная ссылка) (Дата обращения: 21 ноября 2015)
- Астахов Р. . // Русская сила. Современное оружие. Дата обращения: 15 июля 2012.
- . Дата обращения: 3 декабря 2017.
- Платова, Галина. . // Советская Россия (15 мая 2010). Дата обращения: 13 августа 2010.
- Колыско, Татьяна. . // Гудок, № 194 (24 октября 2003). Дата обращения: 10 октября 2011.
- . Дата обращения: 5 апреля 2022.
- . Дата обращения: 4 декабря 2017.
- . Дата обращения: 27 июня 2013.
- . Дата обращения: 27 июня 2013.
- . // Сайт www.bgshop.ru. Дата обращения: 10 октября 2011.
- . Дата обращения: 7 мая 2018.
- . Дата обращения: 3 декабря 2017.
- . Дата обращения: 3 декабря 2017.
«Можем в этой жизни не меньше мужчин…»
Если в годы Великой Отечественной войны немало женщин освоили самолеты, в том числе боевые, то с конца 40-х годов, когда авиация стала реактивной, повысились не только скорости, но и требования к физическим кондициям пилотов. В итоге женщин перестали брать в летные училища.
Марине для осуществления мечты пришлось проявить немало упорства и даже, в хорошем смысле, наглости. Девушка, из-за малого роста все еще похожая на девочку, добилась приема у маршала Ворошилова, на тот момент Председателя Президиума Верховного Совета СССР, т.е. официального главы советского государства.
«Еду к Ворошилову. Не принимают, — вспоминала она позднее тот визит в Москву. — Ночую в парке. Одну ночь, вторую. На третий день Ворошилов принял: «Что у вас?» — «Хочу быть профессиональным летчиком». — «Для чего?» — «Хочу отомстить фашистам. Знаете, как они нас бомбили, сжигали!» Климент Ефремович опешил: «Фашисты давно повешены, расстреляны». — «Родятся еще». — «Убедили! А сколько вам лет?» — «22». — «На вид — 16. Ладно, летай!» И написал: «Направить в училище, если есть соответствующие данные…»
Благодаря старому маршалу Марина оказывается в Саранске, столице Мордовии. Там в 1954 году в числе лучших выпускников она заканчивает летно-техническую школу по специальности «инструктор-летчик». Все преподаватели саранской школы были пилотами-фронтовиками, совсем недавно прошедшими великую войну. С их помощью Марина стала отличным пилотом или, как шутил ее муж, — пилотессой.
Брак с Павлом Поповичем они как раз оформили в том же 1954 году. Через два года у них родилась первая дочь, Наташа, а еще через два года целеустремленная молодая мать начала работать летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе СССР имени Чкалова — готовила, как бы сейчас сказали, продвинутых авиаторов-любителей и воздушных спортсменов.
Павел и Марина Попович с дочерью Натальей Валентин Соболев/ТАСС
С 1960 года Марина — уже не Васильева, а Попович — летает и на реактивных самолетах, затем пытается подняться даже выше неба — пробует попасть в отряд космонавтов как раз в том году, когда состоялся эпохальный полет Гагарина. Но в космонавты Марину не взяли — вероятно, сказалось, что туда уже был зачислен ее муж Павел, а на любую семейственность в СССР смотрели косо.
Уже в августе 1962 года Павел Попович станет четвертым после Гагарина покорителем околоземного пространства, а Марина Попович, спустя несколько месяцев после встречи мужа из космоса, наконец станет летчиком в рядах вооруженных сил. Правда, как женщину, ее не сразу допустят к боевым самолетам — начинать придется с военно-транспортной авиации. Как-то спустя десятилетия Марина Лаврентьевна ответит на фразу журналиста, что, мол, «женщина и военный самолет — это нонсенс», весьма емкими словами:
Мы, женщины, можем в этой жизни не меньше мужчин. Просто нам все время некогда: дом, семья, дети…
Биография Марины Попович
Марина с детства играла на цимбалах — отец научил, и все были уверены, что она свяжет жизнь с музыкой. Попович вспоминала:
Но началась Великая Отечественная, и Марина испытала ужас бомбежек, зверства оккупантов, видела смерть близких людей…
Коллаж из фото Марины Попович
Без вести пропал на фронте любимый отец, двоюродные браться 9 и 12 лет ушли в партизаны, и Марина решила тоже бить фашистов.
Марина Попович на летном поле
Но не успела — к моменту ее взросления война закончилась, однако желание летать осталось. Семья эвакуировалась в Новосибирск, Марина там окончила школу и поступила на сварочное отделение в Новосибирский авиационный техникум, а потом перевелась на самолетное отделение.
Марина на Ан-24
Но в аэроклубе заниматься Марине не дали — она была слишком маленького роста, всего 145 см., ноги не доставали до педалей в самолете.
И девушка решила «удлинить» себя — подолгу висела вниз головой на турнике, бегала и в конце концов вытянулась до 160 см.
Начала с прыжков с парашютом, потом, в 1948 г., совершила первый полет на УТ-2, который запомнила на всю жизнь.
102 рекорда в небе
По окончании техникума она работает инженером-конструктором на заводе, затем Марина становится летчицей-спортсменкой, но мечтает о карьере военного летчика. И тут загвоздка — после войны главной обязанностью женщин стало деторождение, слабый пол в небо не пускали. Марина Васильева с трудом добилась аудиенции Климента Ворошилова, и тот дал согласие.
Попович в кабине истребителя
Новый поворот в биографии — с 1960-х годов Попович осваивает реактивные самолеты, в 1964 г. становится единственной в СССР женщиной — военным летчиком-испытателем 1-го класса. В течение нескольких лет она установила более сотни мировых рекордов в авиации, причем несколько — на самолете Ан-22 «Антей», на котором не летала ни одна женщина.
Могла бы стать и космонавтом
В 1962 г. Марина Попович проходит медкомиссию для зачисления во II отряд космонавтов, но ее кандидатуру не согласовывают — вроде как обнаруживается повышенный кислородный обмен, что странно для летчицы, преодолевавшей 18 км. высоты и сверхзвуковые скорости. Она продолжает испытывать самолеты, причем ее не отвращают от неба даже внештатные ситуации: в время одного из полетов у самолета загорелся двигатель, машина упала, замок кабины заклинило, и только чудом ей удалось выбраться из горящего самолета. В другой раз отказала система кислородного обеспечения на ЯК-25РВ, Марина Попович подключила аварийную и потеряла сознание, падая с 17 тысяч метров. На высоте 8000 м. Марина очнулась и выровняла машину, практически благополучно приземлившись. Попович представили к званию Героя Советского Союза, но главком ВВС Кутахов был против:
В 1969 г. Попович защитила кандидатскую диссертацию «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».
Марина Попович — преподаватель
У нее был 2-х летний перерыв в летной карьере, вернуться в небо помог Олег Антонов, генеральный конструктор ОКБ, и она незамедлительно согласилась.
Попович и Антонов
У Антонова Попович работала в 1979—1984 гг., подбирала девушек-авиаторов специально для полетов на рекорды, и женский экипаж под руководством Попович установил 71 мировой рекорд в небе. В 53 года Марина Попович завершила лётную карьеру.
Первая женщина, участвовавшая в космических программах
Марина Попович, известная также как «Мадам МиГ», была первой женщиной, которая активно участвовала в советских космических программах. Она не только успешно справилась с испытаниями на земле, но и показала свои навыки в космосе.
Попович начала свою карьеру в 1963 году, когда была принята в отбор на космонавтов. В 1964 году она стала запасным экипажем для миссии Восход-3, но в итоге не попала в космос. Однако здесь она проявила свою выдающуюся работоспособность и умение быстро принимать решения, что сыграло важную роль в дальнейшем ее карьерном росте.
В 1966 году Попович совершила свой первый космический полет на корабле Восход-5. В этом полете она была вторым пилотом и выполнила ряд важных задач, таких как проведение экспериментов и контроль работы системы корабля. Ее работа была высоко оценена, и после этого полета ее карьера только продолжала развиваться.
В 1974 году Попович стала первой женщиной-командиром космического корабля. Вместе с ее командой она полетела на борту корабля Союз-19. Этот полет был особенным, так как это был первый полет для международной космической программы «Аполлон-Союз». В ходе полета команда Союз-19 успешно сотрудничала с американским экипажем на корабле Аполлон. Этот полет стал важным шагом в развитии международного сотрудничества в космических программах.
За свою карьеру Попович совершила два космических полета и накопила более 30 дней на орбите Земли. Она стала одной из самых известных и почитаемых женщин-космонавтов и получила множество наград и званий за свои достижения. Ее вклад в развитие космической науки и женской роли в ней остается неоценимым.
«Только на самолете можно прогнать фашистов…»
Марина Васильева родилась 20 июля 1931 года на меленьком хуторе близ городка Велиж, ныне это земли Смоленской области. Простая и обычная крестьянская семья. Впрочем, не совсем обычная — отец страстно увлекался музыкой, сам мастерил балалайки и скрипки.
«Мой папа был скрипачом, — вспоминала позднее Марина, — с детских лет я с ним выступала на концертах (играла на маленьких цимбалах), а дядя Карп на баяне. Такой был у нас семейный инструментальный ансамбль. Поэтому родители и родственники были уверены: мое будущее — музыка…»
Ее младшая сестра, Валентина, действительно в будущем окончила консерваторию и стала дирижером. Зато будущим Марины стала вовсе не музыка. Ее будущим стало небо!
Музыку для нее заслонила война. Страшный 1941 год навсегда остался в памяти десятилетней девочки: «Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… Помню, как на моих глазах фашисты на самолетах стреляли и гонялись за девочкой, которая несла воду в ведрах на коромысле, ужас… И я захотела стать летчиком, думая, что только на самолете можно прогнать фашистов. Шло время. Нас эвакуировали в Сибирь. Пока росла, война закончилась, фашистов не стало, а желание научиться летать осталось…»
Родные дяди Марины, мамины братья — Григорий и Константин, — в годы Великой Отечественной войны стали летчиками. Словом, роковые и героические для всей страны 1941–1945 годы навсегда определили ее жизненный выбор.
Вскоре после победы в Новосибирске, куда в ходе войны была эвакуирована семья, Марина попыталась поступить в аэроклуб. Но 15-летней девочке не хватило роста. «Мои ноги не доставали до педалей, — вспоминала она, — тогда я поставила себе цель вытянуть ноги. Нашла альпинистские «цапли» и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате то ли я подросла, то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 м и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать…»
В 1948 году она впервые взлетела в небо на тренировочном УТ-2, небольшой крылатой машине с открытой кабиной. Переживания первого полета запомнились ей навсегда:
Не передать словами, что чувствуешь, когда самолет подчиняется твоей воле, — это ни с чем не сравнимо, это магия неба, от нее просто невозможно отказаться
Первая женщина-лётчик-испытатель советских самолётов
Марина Попович была первой женщиной-лётчиком-испытателем советских самолётов. Она родилась 20 июля 1931 года в Сосновом Бору, Ленинградская область, и с самого детства мечтала стать лётчиком.
Попович окончила Херсонское высшее авиационное училище имени Петра Ивановича Нестерова в 1953 году. Сразу после окончания училища она стала лётчиком-истребителем в ВВС Советского Союза.
В 1959 году Марина Попович стала испытывать воздушные суда на Салютном полигоне в подмосковном городе Жуковский. Она испытывала такие самолёты, как МиГ-21, МиГ-23, МиГ-24 и другие. Благодаря своей опытности и мастерству, Попович сделала значительный вклад в разработку и улучшение советских истребителей.
Марина Попович также принимала участие в космической программе Советского Союза. Она была одним из кандидатов на полёт в космос, но по сложившимся обстоятельствам не смогла осуществить свою мечту.
Помимо своих достижений в авиации, Марина Попович была также активным членом общественных организаций и занималась научно-исследовательской деятельностью в области психологии и парапсихологии.
Детство и юность
Родиной прославленной летчицы Марины Лаврентьевны Попович стал маленький хутор Леоненки Велижского района на Смоленщине. Летним днем 20 июля 1931 года в семье Лаврентия Коровкина-Васильева увидела свет вторая дочь. Малышке дали имя Марина. Мать девочки Ксения, в девичестве Щербакова, занималась домашним хозяйством. Отец был большим любителем музыки, отлично играл на скрипке. Любовь к музыке он стремился привить детям. Что бы жена и дети ни в чем не нуждались, отец работал сплавщиком плотов по реке Двине
Семья Васильевых была многодетной. После трагической гибели старшей дочери Зои, два брата и сестра росли вместе с будущей летчицей. Два брата были летчиками, что в немалой степени определило выбор Марины. Младшая дочь Валентина воплотила в жизнь мечты отца. Окончив консерваторию, работала дирижером в театре.
Война внесла существенные коррективы в спокойную жизнь большой семьи. Натерпевшись ужасов в первые военные дни, они эвакуируются в Новосибирск.
Окончив Новосибирскую среднюю школу, Марина твердо решила посвятить свою жизнь небу. Но попытка поступить в авиационное училище с треском провалилась. Ее не взяли в училище из-за роста в 150 сантиметров. Она не могла летать на самолетах, не дотягивалась до педалей управления. Минимальный рост требовался 160 см. Трудно сказать, что сыграло решающую роль, то ли специальные упражнения по вытягиванию тела, то ли девушка была еще молодой и продолжала расти, но через год она добилась увеличения роста. Путь в авиацию был открыт.
Начала его Марина с прыжков с парашютом в аэроклубе. Судьбоносным стал 1948 год. Молодая летчица впервые подняла в воздух спортивный самолет.
«Второй любовью после неба…»
Но жизнь «мадам Миг» наполняли не только самолеты и семья. Она была женщиной романтичной, увлекающейся и разносторонне талантливой. Помимо ста и одного авиарекорда у нее вышел ряд книг — и не только о летчиках, но и сборники стихов. Марина стала и автором сценариев к двум кинофильмам об авиаторах Великой Отечественной войны — «Небо со мной» и «Букет фиалок». Первый фильм вышел на экраны в 1974 году, второй — в 1983-м.
После четверти века совместной жизни они расстались с Павлом Поповичем. Так в жизни бывает. Однако бывшие супруги до конца сохраняли приятельские, добрые отношения. Вторым мужем Марины в 80-е годы стал Борис Жихарев, заметно младше нее, но тоже военный летчик, генерал-майор авиации.
Перестав с возрастом летать, Марина Лаврентьевна осталась очень деятельной женщиной. Вела активную общественную работу, выступала с лекциями, увлекалась различными тайнами науки и даже за граню наук — занималась изучением «торсионных полей» и НЛО, неопознанных летающих объектов.
«Малоизученные аномальные явления стали моей второй любовью после неба», — отвечала она на недоуменные вопросы журналистов и поясняла, что еще Циолковский предсказал не только космические полеты, но и возможное присутствие в космосе иного разума и развитых цивилизаций. «Циолковского современники считали фантастом. Но люди поднялись в космос… Если пророчество Циолковского о космических полетах сбылось, почему не поверить в зрелых существ Вселенной?..» — поясняла Марина Попович.
До конца жизни с нею оставалась семья, дочери и внуки. Уже в нашем XXI веке она так отвечала журналистам на вопросы о семье и воспитании детей:
Я отношусь к тем родителям, которые уверены, что лучшее воспитание — собственный пример… Я счастливая бабушка, с радостью наблюдаю, что и у третьего нашего поколения нет беспомощных инфантов
Марина Лаврентьевна Попович ушла из жизни в конце 2017 года. С нами навсегда остались воспоминания о полетах «мадам Миг» и строки ее стихов. Ими, простыми, но трогательными, хотелось бы закончить этот рассказ:
Ромашки на краю аэродрома,
Простые и нарядные.
Я снова на Земле, я снова дома,
Мои вы ненаглядные.
Нет, не сомну, не наступлю ногой,
А к вам склонюсь, счастливая,
И проведу по лепесткам рукой —
Какие вы красивые!
Сорву три солнечных цветка,
Поставлю в тихой комнате.
И, засыпая, трону вас слегка,
Вы детство мне напоминаете.
А утром, снова уходя в полет,
Возьму вас в небо ясное.
Взгляд на ромашки упадет,
И станет мир прекраснее…
«Я пришла не щи летчикам варить!..»
В том же году окрыленная во всех смыслах, но все еще наивная Марина отправилась поступать в Новосибирский авиационный техникум. Успешно сдала экзамены и услышала для нее непонятное: «Вы зачислены на сварочный факультет!»
— Я пришла не щи летчикам варить, а летать! — возмутилась растерявшаяся девушка. И наверняка не сдержавший улыбки директор техникума терпеливо пояснил ей: «Мы здесь не щи варим. И не летаем. Мы строим самолеты, а летать учат в летных училищах…»
В итоге юная Марина Васильева так и не стала в Новосибирске летчиком. Зато именно там познакомилась с одним пилотом, изменившим ее дальнейшую жизнь и подарившим фамилию, под которой она вскоре войдет в историю мировой авиации. Весной 1951 года на выпускной вечер в техникум Марины пригласили курсантов военного авиаучилища. Среди них оказался и 22-летний Павел Попович. Позднее он так шутил про начало их романа — «три года разлуки и полный чемодан писем».
Марина тоже оставила воспоминания об их первых свиданиях: «Павел часто писал мне, хотел встретиться. Мне же все было некогда. И все-таки в один из июльских вечеров наша встреча состоялась. Уложив косы короной, нарядившись во все самое красивое, что удалось собрать в общежитии, я отправилась на свидание… Боясь опоздать, я побежала. На привокзальной площади увидела Павла, нервно прохаживающегося вдоль трамвайной линии, то и дело поглядывающего на часы. Он был в новой курсантской форме, в начищенных до блеска сапогах, казалось, в них отражается солнце. Подойдя к нему сзади, я громко сказала: «Здравия желаю, товарищ истребитель!» Он резко повернулся, хмурое лицо его расплылось в улыбке: «Здравия желаю, товарищ пилотесса». Прошли годы, но в минуты хорошего настроения он по-прежнему называл меня пилотессой…»
В скором будущем Павел Попович станет одним из первых космонавтов СССР. И космос тоже приобщится к их любви. Как вспоминала Марина: «На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал или некогда было. А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек — собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой».
Павел Попович Владимир Сычев/ТАСС
Но в самом начале их романа были те самые «три года разлуки и полный чемодан писем». Павла отправили служить на Дальний Восток, а Марина по окончании техникума в 1951 году более двух лет проработала технологом сварочного производства на Новосибирском заводе имени Коминтерна, где производили радиостанции и локаторы для военно-воздушных сил (сегодня это одно из крупнейших предприятий радиотехнической отрасли России).
Завод был тесно связан с небом, но Марине самой мечталось и хотелось летать. И вот с этим возникла, казалось бы, непреодолимая проблема.
Личная жизнь
Первым мужем Марины Попович стал Павел Попович, достигший космических высот, будучи космонавтом-4 в Гагаринском отряде. Познакомились они в Новосибирске, когда Павел был простым летчиком. После двух лет испытаний любви, проведенных молодыми в разных уголках страны, они поженились в 1955 году. Первая дочь Наташа родилась в семье в апреле 1956 года.
С первым мужем Павлом и дочерью Натальей
Вторую дочь Оксану, Марина родила в октябре 1968 года. Родители позаботились о хорошем образовании своих дочерей, они закончили МГИМО.
Марина и Павел прожили в браке 30 лет, и супругов развела не любовница, а зависть. По словам Марины, муж постоянно говорил, что заслуги жены преувеличены и не мог пережить ее успех в СССР. В конце 80-х годов супруги развелись.
Вторым супругом летчицы стал снова человек, связанный с авиацией – Борис Жихорев. Борис был военным летчиком, генерал-майор авиации. Однако, пара долго не расписывалась, Марина подозревала мужа в меркантильности. До ЗАГСа они дошли только через 12 лет знакомства. Поженились в 1986 году. Совместных детей у них не было.
Со вторым мужем Борисом
У Марины Попович 3 внука: Татьяна, Александра и Майкл.
Заключение
Так многогранны судьбы русских женщин и так радостно, когда в череде карьерных взлетов и увлечений, находится место, чтобы быть мамой. Марина Попович – единственная в мире женщина – военный летчик-испытатель (реактивных самолетов), да еще и 1 класса. Профессия, с которой и не всякий мужчина справится. А на счету советской летчицы не только испытательные полеты, но и 102 рекорда.
Через десятки лет мало кто вспомнит имена тех, кто сейчас постоянно мелькает на страницах интернета и экранах телевизоров. Но сменившие нас поколения всегда будут помнить имена истинных Героев России, таких как Гагарин, Королев, Жуков, Чкалов и десятки других
В этом списке наверняка найдется место и для отважной летчицы 20-го столетия Марины Лаврентьевны Попович
Марина Лаврентьевна уникальная женщина, она золотыми буквами вписала свое имя в историю авиации России.