Художник василий дмитриевич поленов (1844

6 интересных фактов из жизни художника, композитора, юриста василия поленова: «живопись – моя духовная жизнь»

Собственная усадьба

В 1890-м на Оке в Тульской губернии Поленов купил имение, в тиши сосен выстроил дом (проект обдумывался уже давно) и назвал усадьбу Борок (сосновый бор ласково). Василий Дмитриевич очень полюбил эти привольные места, перебрался сюда, что-то постоянно строил и обустраивал: то мастерскую с огромным окном, то класс, где занимался с сельскими ребятишками. В будущем мечтал превратить Борок в гнездо искусства, а затем и в музей, первый общедоступный в провинции. Близ усадьбы в селе Бёхово по проектам Поленова построены церковь, школа и народный театр – художник искренне радел за просвещение крестьян и воспитание у их детей художественного вкуса.

Сегодня усадьба носит имя художника – в Поленово дом-музей, он открылся ещё при жизни художника. Здесь сохранена обстановка и предметы быта тех времён. Первым директором дома-музея стал сын художника Дмитрий.

Восстание 1905 года

Пресня, декабрь 1905г.

Во время московского восстания 1905 года художник был свидетелем пожара Пресни и баррикад на Садовой улице, где он жил. В это время не разрешалось писать картины, отражающие революционные настроения, но все-таки несколько этюдов он написал и представил на  выставке передвижников. Цензура требовала, чтобы на баррикадах не изображали самих революционеров,  поэтому эти работы производили впечатление склада случайных вещей на улице.

Такой контроль искусства привел в итоге к тому, что художники пытались уйти от действительности, уходили в мир собственных переживаний или в ностальгию о прошлом, в формализм и декадентство. Главной темой Поленова безусловно стала тема жизни Христа, которую также пришлось защищать от цензуры. Исчерпав ее, Василий Дмитриевич начинает новый, последний этап своей плодотворной жизни.

Как три цензора картины Поленова смотрели

В.Д. Поленов, «На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888г. Холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея, Москва. Из серии «Из жизни Христа».

В 1899 году Поленов снова едет на Восток. На этот раз цель еще более глобальная. Художник задумал создать цикл работ «Жизнь Христа». В 1904 году цикл завершен.

Перед открытием выставки ее должны были посетить представители цензуры в трех лицах: цензор от градоначальника, военный цензор (в то время шла война с Японией и в искусстве, как и в печати требовалось разрешение военных властей) и цензор духовный, который отвечал за защиту религии.

Василий Дмитриевич не на шутку волновался – если хотя бы один цензор запретить выставку – она не состоится.

Военный цензор посчитал, что «Жизнь Христа» военной угрозы не представляет, а вот цензора от градоначальника очень уж возмутил вид Иисуса, у которого нет нимба, но есть головной убор. В это же время по выставке прогуливался духовный цензор, который пояснил, что Христос соединяет в себе два начала: божественное и человеческое. И что в образе «очеловеченного» Христа страшного ничего нет. Здесь цензор от градоначальника и отступился.

Заветная мечта Дмитрия Васильевича Поленова осуществилась. Серия картин «Жизнь Христа» была представлена зрителям. Выставка вызвала широкий резонанс и имела огромный успех, несмотря на то, что проходила в глухом месте на Васильевском острове.

В.Д. Поленов, «Привели детей», 1899г., Государственная Третьяковская галерея, Москва. Из серии «Из жизни Христа».

Посещали выставку и представители интеллигенции и учащиеся и рабочие. Краски Палестины, солнце, правдивые пейзажи переносили зрителей в далекие страны и погружали в библейские сюжеты.

Выставкой «Жизнь Христа» Василий Дмитриевич подвел итог своей выставочной деятельности, но при этом продолжал работать и дальше. Интересно, что Поленов постоянно ставил себе границы, определял срок для деятельности художника. Сначала до сорока лет, потом до пятидесяти, шестидесяти и далее, пока на своем опыты убедился, что невозможно отказаться от любимого дела, которое заполняло всю его жизнь.

Последние годы

Большую часть времени он проводит в усадьбе на Оке, где устраивает художественный музей. Этот проект вызвал восторг у местного населения – Василия Дмитриевича здесь очень любили и уважали. Об этом говорит тот факт, что после революции население хлопотало о том, чтобы усадьба осталась пожизненно за ним и его семьей, что и было согласовано ЦИКом. Поленов был счастлив.

Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок», 1908г. (ныне Поленово)

Его музей (ныне усадьба Поленово) стал очень популярен. Художник сам проводил экскурсии и принимал гостей. Здоровье начало подводить накануне 80-летия, но врачи сделали все возможное и в день рождения он принимал поздравления. Затем два еще два года он живет полной жизнью и работает. А в 1926 году Василий Дмитриевич Поленов умирает. Ему было 82 года. Его могила на высоком берегу Оки, и в обе стороны от нее расстилаются его любимые русские пейзажи.

Личная жизнь

До женитьбы серьёзный Поленов был увлечён лишь дважды: в Риме Марусей Оболенской, скоропостижно скончавшейся, позже в Москве Марией Климентовой. Обе пассии занимались оперным пением, имели одинаковое имя – это казалось художнику чем-то значимым. Но Климентова предпочла ему известного адвоката Муромцева, за которого вышла замуж.

С разбитым сердцем, Поленов старался отвлечься – подолгу гостил у Мамонтовых в Абрамцеве. Здесь собирались художники разных поколений, родня, друзья – всегда было много народу. Среди них Наташа Якунчикова, молоденькая родственница хозяйки. Она испытывала чувства к Поленову с самого момента знакомства, и старалась подавить их. Но любимый образ преследовал её всюду, не давал спокойно жить. Не в силах справиться с собой, Наталья первой открылась Поленову. Тот был изумлён и теперь взглянул на девушку иначе…

В 1882 году они обвенчались. Этот брак принёс счастье обоим супругам. У них родятся шесть детей: два сына (один из которых, первенец, умер младенцем) и четыре дочери. Наталья, которая сама хорошо рисовала и могла бы стать настоящей художницей, целиком посвятила себя семье. Когда дети подросли, она занималась общественными делами – режиссировала самодеятельные спектакли в построенном Поленовыми театре, занималась делами школы. «Пока смерть не разлучит» – это о чувствах, данных свыше, и о браке Поленовых длиной в 45 лет.

Краткая биография (подробно)

Русский живописец Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года. Его родным городом стал Санкт-Петербург. Сначала мальчик учился в гимназии Петрозаводска, а после поступил в Петербургский университет (1863), выбрав физико-математический факультет.

В 1867 году Поленов окончил петербургскую Академии художеств. Вскоре им были написаны такие картины, как «Иов и его друзья» (1869) и «Христос воскрешает дочь Иаира» (1871), принесшие молодому художнику первые награды.

В 1872 году Поленов отправился в путешествие по Европе. Там была создана одна из известнейших его картин — «Арест графини д’Этремон» (1876).

Вернувшись на родину, Поленов участвовал в русско-турецкой войне, после чего занимался созданием декораций для театра. В 1877 году художник переехал в Москву, а спустя год написал картину «Московский дворик», имевшую большой успех.

В начале 80-х Поленов путешествовал по Ближнему Востоку. Эта поездка вдохновила его на создание масштабного полотна «Христос и грешница» (1887). В период с 1882 по 1895 год Поленов занимался преподавательской деятельностью.

В 1899 году художник вновь отправился на Ближний Восток. На этот раз результатом поездки стала евангельская серия картин «Из жизни Христа», завершенная в 1909 году.

В последующие годы Поленов также много путешествовал, занимался творчеством и просветительской деятельностью. В 1924 году в Москве состоялась его первая персональная выставка. Через три года, 18 июля 1927 года, Поленов умер. На тот момент живописцу было 83 года.

­

Сочинения-описания картин Поленова:

­ «Бабушкин сад», Поленов

­ «Заросший пруд», Поленов

­ «Золотая осень», Поленов

­ «Московский дворик», Поленов

­ «Ока летом», Поленов

Товарищество передвижных выставок (ТПВ)

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

В 1878 году Поленов вместе с Репиным становятся участниками ТПВ (Товарищества Передвижных выставок). На VI выставке Передвижников Поленов показывает картину «Московский дворик», которая стала символом рождения нового жанра в живописи – «интимного пейзажа», который органически соединяет в себе пейзаж и жанровую картину.

Отношения с ТПВ Поленова очень интересные. С одной стороны, он был активным участником товарищества. Его картины пользовались большим успехом на выставках. Но идеология творчества Поленова была несколько иной. Всеми своими картинами он будто призывает нас любоваться красотой мира, очарованием природы и даже повседневности.

Он верил, что если наполнить красотой свой ум и сердце, то и ужасов в жизни станет меньше. Все ужасное, некрасивое, мещанское было противно натуре Поленова.

На этой почве у него часто случались расхождения с другими членами ТПВ касательно отбора работ для выставок, если те казались ему излишне натуралистичными и серыми.

Юность

Поленов, под влиянием своего учителя Чистякова увлекся рисованием, и решил поступать в Академию художеств, но категорически воспротивились этому его родители. Они считали, что юноша должен получить достойное и серьезное образование. С 1861 по 1863 гг. он провел в Олонецкой гимназии города Петрозаводска, где получил общие знания. После этого он сразу поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет, и стал студентом физико-математического факультета.

Помимо университетских занятий Поленов посещал художественные курсы при Академии художеств. Здесь у него открылся не только талант художника, но и музыкальные способности. Он сочинил несколько музыкальных композиций, пел в составе хора и был завсегдатаем оперного театра. «Призраки Эллады» – опера, написанная В.Д. Поленовым. В 1867 году он окончил курсы, и был награжден серебряной медалью за свои работы. В этом же году он поступил на юридический факультет все того же Императорского университета.

Василий Поленов в молодости

14.11.2019 Самый известный «Московский дворик»: история шедевра Василия Поленова

Василий Поленов — москвич 

В 1877 году Поленов, потомственный аристократ из Петербурга и блестящий выпускник Академии художеств, приезжает в Москву. Он уже пожил в Европе в качестве «пенсионера» — так называли медалистов, для которых Академия спонсировала учебные командировки в столицы искусств. Вена, Флоренция, Неаполь, Венеция, Мюнхен и, конечно, Париж.

Когда Василий Поленов вернулся в Россию, многие удивились: мол, с его-то дворянскими корнями и отцом-дипломатом было бы логичнее остаться в той же Франции. Но нет. Поленова тянет на Родину. А именно — в Москву.

Сиюминутная красота пейзажей

Василий Поленов, «Московский дворик», 1878

Поленов начал искать квартиру. И по одному из объявлений его ждало нечто большее, чем крыша над головой: он выглянул в окно и увидел тот самый пейзаж, которому суждено было стать золотой страницей в истории русской живописи. 

Еще во Франции художник узнал, что такое «работать на пленэре» (то есть на открытом воздухе) — за этим они с Ильей Репиным специально ездили в Нормандию. Метод, обожаемый импрессионистами, прекрасно лег в основу поленовских координат: он понял, как надо писать пейзажи, чтобы не расплескать сиюминутную красоту.

Как на «Московском дворике» появились люди

Храм Спаса на Песках с картины художника

С видом из окна потенциальной квартиры было именно так: сиюминутная красота. И Поленов тут же «сел и написал его». Поначалу это был безлюдный этюд: только зелень, белизна храма Спаса на Песках и сам воздух, ласково прогретый полуденным солнцем. Та версия «Московского дворика» была вертикальной, но потом Поленов перевернул картину и напитал ее жизнью, разбросав по холсту фигурки.

Вот женщина несет ведро — ей тяжело, это заметно по вытянутой в противовес руке. Чуть поодаль двое малышей резвятся на траве, а третий (или третья — на голове платочек) плачет, широко раскрыв рот и от досады сжимая кулачки. Тут же рядом — самый большой из детей и такой же светловолосый

Он чем-то увлечен, не замечает ни истошного рева, ни кудахтанья кур, ничего, что может переключить его внимание с заманчивого предмета в руках

С появлением женщины, детей и животных поленовский дворик стал по-настоящему «московским». Случайно схваченный кадр вот-вот оживет, и с полотна хлынет зной, звон, запах. Само мгновение, схваченное нежной кистью художника. 

Мнение художника о картине

А что думал о картине сам Поленов, который признавался в подражании французам, но хранил верность русским сюжетам в своей голове? Он… стеснялся «Московского дворика»! И когда посылал пейзаж на выставку передвижников, извинялся: мол, это «потерянное для искусства время».

Почтовая марка с изображением картины

На наше счастье, то была классическая история, когда создатель шедевра не верил в успех работы. Но работу заметили, в работу влюбились, работу вознесли на русский живописный Олимп. Павел Третьяков, великий собиратель отечественного искусства и большой друг передвижников, купил «Московский дворик» прямо на выставке.

Еще одна версия навсегда осталась в кабинете у Ивана Тургенева — подарок самого художника. Потом шедевр Поленова перекочевал на почтовые марки и стал символом Москвы. 

Чем нам мил «Московский дворик»?

Василий Поленов, фото

Не «колоритом» и «световоздушной средой», как сказали бы искусствоведы. Не контекстом, как заметили бы историки. Эта картина — манифест Поленова, воплощение его главной мысли: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». 

Василий Дмитриевич, будьте спокойны: ваша картина бесценна.

Значение личности художника

Уникальность личности В.Д. Поленова не только в его высочайшем мастерстве, как художника, но и в том, что он сочетал в себе этот дар с талантом архитектора, композитора, исполнителя, владеющего многими музыкальными инструментами, режиссера и педагога.

Совершенство его картин обеспечило ему славу крупнейшего представителя искусства 19 века. Он считается одним из мастеров, стоявших у истоков создания в России школы живописи. Разнонаправленность жанров Поленова показала, что наиболее ценными и важными в его творчестве были и остаются пейзажи, в которых автор запечатлел родную ему русскую природу.

Период творчества

Пенсионерская командировка (1872-1876)

Весной 1872 года вышло постановление об отправке Поленова на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве». С июня 1872 года началась командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен.

Затем Поленов путешествовал по Италии, посещая Венецию, Верону, Флоренцию. Свое восприятие итальянской природы он выразил позже в картине «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874). Поленов проживал в Риме, где познакомился с промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым. В Риме художник создал этюды для картины «Кто из вас без греха».

В 1873 году Поленов взял отпуск на несколько месяцев и возвратился в Россию. Осенью того же года для продолжения пенсионерской командировки Поленов выехал в Париж, где познакомился с Иваном Сергеевичем Тургеневым, Алексеем Петровичем Боголюбовым, который заинтересовал художника пленэрной живописью. На Весеннем салоне Парижской Академии изящных искусств Поленов представил картину «Право господина». В 1874 году по приглашению Репина Поленов остановился в городе Вёль (Нормандия). За полтора месяца с июля по сентябрь 1874 года Поленов написал здесь такие этюды, как «Белая лошадка» и «Рыбацкая лодка.», «Старые ворота».

В 1876-м, вернувшись в Россию, Поленов отправился добровольцем на Сербо-черногорско-турецкую войну. Получил награду «За храбрость» и золотой Таковский крест. В октябре 1877 — феврале 1878 года Поленов состоял художником при штабе цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александр III) на болгарском фронте Русско-турецкой войны. Награждён орденом Святого Станислава и медалью «В память Русско-турецкой войны 1877–1878».

Личная жизнь

В 28 лет художник впервые познал, что такое любовь. Будучи в Италии, он познакомился с молодой девушкой Марусей Оболенской, которая приехала обучаться оперному пению. Чувства настолько захватили Поленова, что он потерял покой и сон. К сожалению, робость так и не позволила ему сделать признание девушке. Через несколько месяцев она умерла от кори.

Маруся Оболенская

Во второй раз любовь посетила Поленова через 5 лет. В поезде он познакомился с начинающей оперной певицей, которую, по стечению обстоятельств, тоже звали Марией. Приняв это за знак судьбы, художник влюбился в молодую незнакомку. Девушка прохладно относилась к этим отношениям, а потом и вовсе вышла замуж за известного адвоката.

Его первой и единственной женой стала родственница Саввы Мамонтова Наталья Якунчикова. С ней Поленов прожил до конца жизни. У супругов родилось шестеро детей. Первый мальчик ушел из жизни еще в младенчестве, супруги Поленовы воспитали четырех дочерей и одного сына.

Наталья Якунчикова

Происхождение

Родился в Санкт-Петербурге 1 июня 1844 года в дворянской семье, известной в русском просвещённом обществе. Предки будущего художника занимались науками, юриспруденцией и внесли достойный вклад в развитие Отечества. Отец, Дмитрий Васильевич, был уважаемым дипломатом, в культурном плане разносторонним человеком, как и мать, Мария Алексеевна. Василий и Вера (двойняшки) были первыми детьми супругов Поленовых, в будущем семья станет многодетной: родятся ещё сыновья Алексей и Константин и дочь Елена.

Детство

Можно сказать, биография Поленова-художника началась с ранних лет – родители всегда внимательно относились к природным наклонностям детей, к тому же мать в молодости сама увлекалась живописью. Поэтому, видя явное дарование старшего сына, родители занялись его художественным образованием всерьёз, для него нанимались лучшие учителя. В будущем кроме него живописью увлечётся и младшая Елена, которая станет первой в России женщиной, владеющей профессией художника.

Из детских воспоминаний Василия Поленова наиболее яркие связаны с долгими месяцами, проведёнными с семьёй в имениях родственников (на Тамбовщине и Русском Севере). Именно здесь Василий, городской житель, сблизился с природой особенным образом, полюбил её и научился различать сотни неуловимых оттенков зелени, за которые и получит множество похвал в будущем. Игры детей тоже были непосредственно связаны с живописью: бабушка по материнской линии, женщина властная, но безгранично любившая внуков, устраивала для них конкурсы с наградами. В них, впрочем, всегда побеждал Вася.

Учёба

После окончания гимназии Петрозаводска в 1863 году Василий поступил в университет Санкт-Петербурга на физмат, а по вечерам ходил на лекции и практические занятия в Императорскую академию художеств. Кроме того, творчество Поленова распространялось и на музыку: он посещал музыкальные представления, пел сам и даже писал музыкальные пьесы.

Вскоре точные науки были на время вытеснены занятиями так манившей живописью. В 1867 году с серебряными медалями слушатель натурного класса Поленов закончил курс художественной академии. Затем он предпринял попытки заработать золотые медали по классу исторической живописи. Снова пришлось выделить время на университет (очень настаивали родители), с 1868 по 1872 год он изучает юриспруденцию и успешно защищается. В тот же период с победной наградой заканчивает Академию художеств.

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)

С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В.
Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки
восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин
казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как
живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить
полностью, но так было…

Поленов родился в интеллигентной и родовитой
дворянской семье. Отец — крупный чиновник и вместе с тем
историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын
унаследовал оба таланта — научный и художественный. В родительском
имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился
юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые
увидел «Явление Христа народу»
А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся
важнейшими в судьбе Поленова-художника.

Поленов был разносторонне одаренным и широко
образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском
университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и,
одновременно с И. Е. Репиным,
большую золотую медаль за конкурсную картину «Воскрешение дочери
Иаира». Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов
действительно обрел себя как художник.

Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве
пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но
все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе —
пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских
пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не
через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее
великую гармонию.

В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878
г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый «Московский
дворик». В этой наполненной солнцем картине художнику удалось
соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со
столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и
одновременно интимно-теплым ощущением мира. «Московский дворик» —
действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно
значимой и родной; в котором «сходятся» барская усадьба и жилища
бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и
словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах
маковками церкви. Человеческий мир здесь — часть
безбрежно-гармоничного мира природы.

Последующие работы Поленова — «Бабушкин сад»
(1878), «Заросший пруд» (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во
время поездки в Грецию и на Ближний Восток, — упрочили за ним славу
одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников,
первым в таком объеме ввел в русскую живопись «европейское влияние»
(А. М. Васнецов), то есть
принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные
тени, свободный мазок.

В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ.
Его учениками были И. И. Левитан,
К А. Коровин,
А. Е. Архипов,
А. Я. Головин и другие
известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника
настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди
бескрайнего пространства русской равнины («Ранний снег», 1891;
«Золотая осень», 1893, и др.). Это — Родина. Такой Поленов помнил ее
с детства. Пейзажи — лучшее в его наследии.

Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет
грандиозный замысел — хочет продолжить дело
А. А. Иванова:
«…создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и
совершающего свой путь среди народа». Иванову не удалось поехать в
Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж,
архитектуру, людские типы.

День рождения художника Василия Поленова

1 июня 2023—1 июня 2023

1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.) 

Родился в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Отец — Дмитрий Васильевич Поленов /1806–1878/, дипломат, страстно увлекался археологией и библиографией. Мать — Мария Алексеевна Поленова /1816–1895/, урожденная Воейкова, внучка архитектора Н. А. Львова, была детской писательницей и талантливой художницей.

Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. Первые уроки рисунка и живописи детям давала Мария Алексеевна, затем пригласили студента Академии художеств П. П. Чистякова, впоследствии выдающегося рисовальщика и педагога. В 1860 годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга — Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он закончил Университет со званием кандидата прав.

Осенью 1871 года В. Д. Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии.

За годы путешествия Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач.

«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70‑х годов «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой», — писал в ту пору Остроухов. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, дав жизнь лирическому пейзажу.

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.

80–е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В. Д. Поленова. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в т.ч. И. Левитана, К. Коровина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Иванова. Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.

Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки.

Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20–е годы он создал диораму — кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

Картины Поленова в Русском музееО Поленове на портале Culture.ruГосударственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова

Василий Поленов. 1892. Фото: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, Тульская область

Василий Поленов. 1910-е. Фото: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, Тульская область

И.Е.Репин. Портрет Поленова, 1877, Государственная Третьяковская галерея

Поленов-учитель

В.Д. Поленов, Портрет художника Ильи Репина, 1879г.

После возвращения из поездки в восточные страны, Поленов возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – И. Левитан, М. Нестеров, А. Головин, И. Остроухова и его «любимчик» К. Коровин. В то время говорили, что есть два великих учителя, которые управляют умами молодежи: Илья Репин и Василий Поленов. Но Репин, несмотря на такое признание, был недоступным идолом, Поленов же наоборот, любил и стремился общаться с молодежью, был не только учителем, но и вдохновителем. Он искренне радовался за учеников, за проявление их собственного «я». Учащиеся же в свою очередь, изучали каждый его мазок, следили за его красками и техническими приемами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: