Машина

Имя из энциклопедии. как механикус ползунов прославил барнаул | культура | аиф барнаул

Компьютер — Горохов

Историю появления компьютера стоит начать с изобретения счетов абак, появившихся в Древнем Вавилоне еще за 3000 лет до н. э. Затем уже Леонардо да Винчи создал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства. Далее в течение пяти столетий велась длительная работа по постепенному усовершенствованию вычислительных приборов и машин.

Однако история изобретения именно персонального компьютера начинается только со второй половины ХХ века, а именно с появления интегральной схемы в 1964 году. Путём уменьшения габаритов, усложнения программируемых калькуляторов и снижения стоимости начинался процесс перехода от больших устройств ЭВМ, используемых в научно-исследовательских институтах, к микро-ЭВМ.

Авторское свидетельство № 383005 по заявке № 1445033 с приоритетом от 18 мая 1970 г.
Автор изобретения: ГОРОХОВ Арсений Анатольевич

В 1968 году Арсением Анатольевичем Гороховым был запатентован «программирующий прибор». Прибор в чертежах включал в себя: монитор, отдельный системный блок с жестким диском, материнской платой, памятью, видеокартой и прочей начинкой. Он имел устройство для решения автономных задач и персонального общения с ЭВМ. Сам же автор назвал его «интеллектор».

Изобретение в соответствии с Международной патентовой классификацией было названо: «Устройство для задания программы воспроизведения контура детали». На промышленный образец изобретатель денег не получил, однако, описание устройства было опубликовано в открытом доступе в бюллетене «Изобретения, открытия, промышленные образцы, товарные знаки», доступном и за рубежом. С учетом того, что в западных университетах принято отслеживать сведения о значимых открытиях и изобретениях по всему миру, возникает вопрос не опирались ли Стив Джобс и Стив Возняк, собравшие первый персональный компьютер Apple I, именно на труды Горохова…

Борьба за приоритет

Ещё в первом веке до нашей эры древнегреческий учёный Герон Александрийский в трактате «Пневматика» описал две машины, использовавшие энергию тепла. Одна из них – эолипил (шар Эола), вращающийся вокруг своей оси под действием выходящего из него пара, – фактически явилась прообразом будущих паровых турбин. Ещё одно замечательное устройство учёного – привод дверей храма, открывающихся под действием зажжённого на алтаре огня, – чем не первый паровой насос?!

Бум паровых машин пришёлся на XVII век. Одним из первых создал действующий прообраз паровой машины француз Дени Папен, правда, в виде набросков и модели.

Строго говоря, датой рождения парового двигателя следует считать 2 июля 1698 года, когда английский военный инженер Томас Севери получил патент на сконструированную и изготовленную им «пожарную установку». В шутку он называл своё детище другом рудокопа, поскольку это был первый паровой насос, способный откачивать воду на угольных шахтах. При этом устройство оказалось громоздким, небезопасным, поскольку трубопроводы иногда взрывались из-за высокого давления пара, с крайне низким КПД и высоким потреблением угля.

В 1712 году появилась паровая машина англичанина Томаса Ньюкомена, которая не изменила предназначения двигателя и сохранила его громоздкие размеры и низкую эффективность.

1763 год стал прорывным в развитии паровой машины: одновременно три человека в разных странах пришли к выводу о принципиально ином использовании пара. Русский Иван Ползунов в Барнауле, англичанин Джеймс Уатт (Ватт) в Глазго и француз Никола Кюньо в Париже. Первый заменил одноцилиндровый двигатель Томаса Ньюкомена на двухцилиндровый, построив такую машину в 1766 году. Второй усовершенствовал паровую машину Ньюкомена, снабдив её в 1765 году конденсатором и соорудив в 1782 году универсальную машину. Третий, сконструировав паровую повозку для перевозки артиллерийских снарядов, построил трёхколёсный прообраз будущего автомобиля в 1769 — 1770 годах.

8 учеников в подмогу

Статья по теме

«Спичка» раздора? Власти и активисты спорят о том, кто восстановит памятник

Детали для машины изготавливали на Барнаульском сереброплавильном заводе и поднимали вверх по Барнаулке на плотах. Ползунов просил сделать котёл из чугуна или хотя бы из толстой меди. Но в Барнауле с чугуном не работали, а с Урала котёл невозможно было привезти из-за огромного веса. Для работ Ползунов просил 76 человек, но ему дали только 8 учеников.

Статья по теме

Барнаул, откройся! Архитектор Быков о будущем Сереброплавильного завода

Значимость изобретения Ползунова очень велика. Он превзошёл современных ему английских теплотехников и уж точно первым в России сделал паровую машину. Причём создал не просто машину, а именно производство, не зависимое от наличия водоёма.

Но в ноябре машина из-за серьёзной поломки остановилась и десять лет простояла без дела. В 1778 году было принято решение её разобрать.

Память[править | править код]

Мемориальная доска на здании Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова

Мемориальная доска в Барнауле

Мемориальная доска в Барнауле, на доме где работал Ползунов

Улица Ползунова в Барнауле


Иван Ползунов в Великом Новгороде

  • Имя И. И. Ползунова носит Алтайский государственный технический университет, напротив главного корпуса которого установлен памятник изобретателю.
  • В Астрахани, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Иркутске, Йошкар-Оле, Барнауле, Рубцовске, Змеиногорске, Новосибирске, Томске, Туле, Вязьме, Воронеже и Чите, а также в Киеве, Харькове, Полтаве (Украина) и Усть-Каменогорске (Казахстан) именем Ползунова названы улицы.
  • Первое учебное заведение Екатеринбурга — горнозаводская школа — теперь называется Уральским государственным колледжем имени И. И. Ползунова.
  • В 1970 г. Международный астрономический союз присвоил имя И. И. Ползунова кратеру на обратной стороне Луны.
  • 6 июня 2011 года в Великом Новгороде открыт памятник И. И. Ползунову — создателю первой паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.
  • Его именем названо научно-производственное объединение «ЦКТИ» (Центральный котлотурбинный институт) в Санкт-Петербурге.
  • В его честь в Алтайском крае назван камнерезный завод — «Колыванский камнерезный завод имени И. И. Ползунова»[источник не указан 3322 дня].
  • В Ревде (Свердловская область) есть техникум имени Ивана Ивановича Ползунова.
  • Именем Ползунова назван один из городских переулков в городе Рудном (Казахстан, Костанайская обл)
  • Имя Ивана Ползунова носило рефрижераторное судно Латвийского Морского Пароходства.

В искусстве

Марк Юдалевич посвятил изобретателю пьесу в стихах «Ползунов», поставленную на сцене краевого драматического театра в 1954 году. Спектакль стал первым обращением театра к истории Барнаула.

7 октября 2016 года к 250-летнему юбилею со дня смерти изобретателя прошла мировая премьера мюзикла «Ползунов» в Алтайском государственном театре музыкальной комедии (г. Барнаул)

Интересно, как сложились судьбы великих новаторов?

Иван Ползунов не дожил ровно неделю до первого испытания своего детища, а его машину, проработавшую три месяца и три дня, через 15 лет до основания разобрали.

Джеймс Уатт стал состоятельным человеком, заработав на своём изобретении неплохие деньги. Он также сконструировал ртутный манометр, водомерное стекло в котлах, индикатор давления. И получил общественное признание, став членом Эдинбургского и Лондонского королевских обществ, Парижской академии наук. Это он предложил в качестве единицы мощности лошадиную силу, но в 1882 году Британская ассоциация инженеров решила присвоить единице мощности имя самого изобретателя – мы её знаем со школьной скамьи как ватт.

Повозка для перевозки артиллерийских снарядов Николы Кюньо двигалась всего 12 — 15 минут, после чего вынуждена была останавливаться на такой же период. А тот самый прообраз автомобиля, сооружённый им в конце 1760 годов, пугал жителей Парижа тем, что налетал на дома, разрушая стены, поскольку был неуправляемым.

Но если говорить о времени изобретения постоянно действующей паровой машины, то, бесспорно, приоритет за Иваном Ползуновым, нашим земляком.

Тетрис — Пажитнов, Герасимов

Одна из самых популярных игр за всю историю компьютерных приложений была создана советским программистом Алексеем Пажитновым 18 июля 1985 года на компьютере Электроника-60.

А. Пажитнов

А для IBM PC игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым.

______________________

Это лишь малая часть достижений человечества, история создания которых рождает в душе чувство глубокого патриотизма. Приятно осознавать, что наши соотечественники — ученые, новаторы, изобретатели, а порой и просто талантливые люди внесли огромный вклад в развитие современной цивилизации. И хотя иногда становится грустно от того, что порой, опережая своё время, их идеи не нашли поддержки у современников, но всё же, хочется заметить — они были первыми!

Уже не раз было сказано, что без памяти о прошлом у страны не может быть достойного будущего. Именно с этой памяти начинается вера в себя, появляется осознание своей принадлежности к сильному, могучему и мудрому народу. Ведь величие страны начинается не с её географического положения, а с величия людей её населяющих!

Автор текста: Руслана Лебедева

Зерноуборочная машина — Власенко

В июле 1868 года русский агроном А. Р. Власенко изобрел машину под названием «конная зерноуборка на корню». Состояла она из трех частей: косилки для срезания колосьев, вынесенной вправо от машины, планчатого транспортера, подающего колосья в барабан молотилки, и молотилки, позади которой находится деревянный ларь для ссыпания обмолоченного зерна вместе с мякиной. По сравнению с применением серпа и цепа для обмолотки производительность машины Власенко была выше в 20 раз, а по сравнению с американской жнейкой «Мак-Кормик» — в 8 раз.

По существу, это была первая в мире зерноуборочная машина типа комбайна — жнея-молотилка. Увы, но в царской России она не нашла своего применения.

Только спустя одиннадцать лет пришла весть о том, что в Америке появилась первая подобная машина. При равной производительности машин потери у дорогостоящей американской новинки оказались гораздо существеннее — до 4,5 центнеров с 1 га. Помимо этого, комбайн Власенко обслуживался двумя лошадьми, а управлял им один человек, в то время как американскую зерноуборочную технику должны были таскать 24 мула, а её обслуживанием занимались семь работников.

Самолет — Можайский

В 1876 году русский офицер Александр Федорович Можайский, работая над усовершенствованием планера, встроил в аппарат специальные винты с часовой пружиной для создания тяги, которая помогала бы ему оторваться от земли. Но полеты были кратковременные и требовали доработки. Позже Можайский установил в аппарат паровую машину, которая приводила винты в движение.

4 июня 1880 г. Можайский обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» и получил его 3 ноября 1881 г. Это был первый в мире патент на самолет. К сожалению, смерть помешала Александру Федоровичу закончить начатую работу.

Братья Райт

Спустя два десятилетия, в 1903 году американские изобретатели братья Райт: Орвилл и Вильбур, увлекающиеся аэронавтикой, осуществили успешный взлет и посадку аппарата — прототипа самолета. Изучив конструкцию самолёта Можайского, они заменили паровой двигатель на бензиновый мотор и создали систему управления самолётом по трём осям с помощью тросов, которая давала возможность постоянного контроля поворотных, наклонных и вращательных движений деталей летательного аппарата. Благодаря этой системе аппарат уже не боялся встречного ветра.

Другие изобретения

После неудачи с внедрением электрического омнибуса Ипполит Владимирович занялся другими, не менее интересными проектами. В 1900 году он сконструировал подвесную дорогу на электрической тяге в Гатчине (провинциальный город в сорока километрах от центра Петербурга). Романов был не первым, кто предлагал подобные решения. Ранее к этой теме обращались американские и немецкие инженеры, построившие подобные сооружения в своих странах.

Однако Романов внес свой вклад в развитие этой технологии.  В 1897 году он продемонстрировал модель подвесной электрической дороги, которая имела колоссальный успех и была высоко оценена Императорским Русским Техническим обществом. Это побудило изобретателя заняться разработкой настоящей дороги, которую он решил соорудить в Гатчине.

В основе конструкции монорельса Романова лежала решетчатая путевая балка, которая крепилась к «Г-образным» опорам. На нее были помещены две двухосные тележки, к которым с помощью пружинных амортизаторов подвешивался трамвайный вагон. Каждая тележка (вагончик) опоясывала балку с трех сторон. На их боковых частях в горизонтальном положении одно над другим были смонтированы два направляющих колеса, что позволяло им прочно удерживаться на балке. На верхней площадке тележек устанавливался электродвигатель мощностью 6 кВт, а также бегунковые и ходовые колеса.

Вес одного вагона составлял 1,63 тонны, а с балластом в два раза больше. Тележка могла перемещаться со скоростью 15 км/ч, при этом расстояние от ее днища до земной поверхности было 75 см. Электродвигатели питались от контактного провода, который крепился на изоляторах путевой балки, при этом обратным проводом выступала непосредственно сама балка.

Первая в России подвесная железная дорога (Гатчина). Вагончики передвигались при помощи электрических двигателей

Линия монорельса длиной около 200 метров была проложена на участке между Гатчинским дворцом и Балтийским вокзалом. Она проходила по прямой, но на концах была оборудована поворотными кольцами. Во время испытаний, организованных в июне 1900 года, вагон показал себя с наилучшей стороны – двигался плавно, без срывов и резких замедлений. Это вдохновило Романова создать проект монорельса, связывавшего Москву с Петербургом и Нижним Новгородом, а также предложить идею постройки кольцевой дороги вокруг столицы, однако отсутствие интереса со стороны деловых кругов поставило крест на этих начинаниях. Через несколько лет конструкция Ипполита Владимировича была демонтирована.

Последние дни жизни Ипполит Владимирович Романов провел в Нью-Йорке (США) — скончался 19 января 1944 года в возрасте 79 лет.

Лампа накаливания — Петров, Шпаковский, Чиколев, Лодыгин, Яблочков

История создания электрической лампочки занимает целое столетие и представляет собой длинную череду открытий, многие из которых были сделаны нашими русскими изобретателями. Судите сами.

В 1800 год ознаменовался изобретением вольтова столба (итальянский ученый А.Вольт), а уже в 1802 году В. В. Петров открыл электрическую дугу, которую предложил использовать для освещения.

В 1856 году изобретатель А. И. Шпаковский создал осветительную установку с одиннадцатью дуговыми лампами, снабженными оригинальными регуляторами. Именно эта установка освещала Красную площадь в Москве во время коронации Александра II.

Лампа накаливания А. Н. Лодыгина

В 1869 году еще один русский изобретатель В. И. Чиколев применил к дуговой лампе дифференциальный регулятор и использовал его в мощных морских прожекторах.

С 1872 года в Петербурге А. Н. Лодыгин начал опыты по электрическому освещению. Построенные им лампы накаливания с угольным стержнем в 1874 году были использованы для освещения петербургского Адмиралтейства. Дальнейшие усовершенствования лампы продолжили в 1875 году В. Ф. Дидрихсон и в 1876 году Н. П. Булыгин, тоже русские ученые.

Значительный вклад в переход от опытов по электричеству к массовому электрическому освещению внёс русский электротехник П. Н. Яблочков. В 1876 году он представил свое достижение на Лондонской выставке, а год спустя, благодаря предприимчивому французу Денейрузу, лампы Яблочкова появились в самых посещаемых местах Парижа. Однако вскоре свечу Яблочкова начала вытеснять более дешевая и долговечная лампа накаливания.

В конце 70-х годов лейтенант русского флота А. Н. Хотинский показал русские лампы изобретателю по имени Томас Эдисон, который в то время тоже работал над проблемой электрического освещения. На тот момент изобретение уже было запатентовано во Франции, России, Бельгии, Австрии и Великобритании.

Никаких особых изменений в лампочку Лодыгина изобретатель не внес, но он создал надсистему для этой лампы и поставил ее производство на поток, сделав электрическое освещение массовым и доступным.

В 1890 году Лодыгин запатентовал в США лампу с металлической нитью из тугоплавких металлов — осьмия, иридия, родия, молибдена и вольфрама. И на парижской выставке 1900 года выставленные им образцы с молибденовой нитью имели большой успех. А через несколько лет, в 1906 году американская компания «General Electric», организованная Томасом Эдисоном, купила у него этот патент, после чего заочный спор великих изобретателей был исчерпан.

Парашют — Котельников

В 1910 году в Санкт-Петербурге во время Всероссийского праздника воздухоплавания трагически погиб лучший в то время летчик Л. М. Мациевич. Исполняя пожелание великого князя Александра Михайловича увидеть авиационное достижение, он поднял свой самолёт на небывалую для того времени высоту — 1000 м от земли. После чего самолёт неожиданно стал разваливаться, а лётчик вслед за обломками своей машины разбился на глазах у зрителей.

Эта смерть так потрясла русского изобретателя — очевидца тех событий — Глеба Евгеньевича Котельникова, что он немедленно приступил к разработке парашюта и достиг своей цели уже через год. Так, в 1911 году появился первый ранцевый парашют — РК-1. Его купол был изготовлен из шелка, а стропы разделялись на 2 группы. И купол, и стропы укладывались в ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец-конверт для укладки парашюта. По неясным причинам в России, даже после проведения успешных испытаний с манекеном весом в 80 кг, отказались пустить изобретение в производство.

20 марта 1912 года уже другой изобретатель во Франции получил на него патент.

Тем не менее, первый в истории прыжок с парашютом был все же совершён русским — 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории В. Оссовский успешно прыгнул в Руане с моста через Сену с высоты 60 м.

А об изобретении Котельникова в России вспомнили только в первую мировую войну.

Тени облика новатора

Почти всё, что связано с именем русского изобретателя, обросло легендами, мифами, домыслами – от даты его рождения, облика и других биографических подробностей до утверждений о «недоучке», «забытом изобретателе», «кознях начальства» и «борце за народные права». Как это часто бывает, недостоверные сведения перекочёвывают из одной публикации в другую, обрастая новыми, порой невероятными подробностями.

Сотрудник Главного управления Алтайского округа краевед Пётр Чупин предполагал, что «годом рождения механика надо принимать либо 1730 год, либо какой-нибудь из смежных с ним, но который именно, сказать не можем».

Поныне в «Википедии» значится, что Иван Ползунов появился на свет 14 марта 1728 года, другие справочные издания сообщают общо: 1728 год. На этой дате настаивал и биограф изобретателя Виктор Данилевский, неверно прочитавший архивный документ: «Механической ученик Иван Ползунов, от роду 14 лет в службу вступил в 1742 году апреля с 19 дня в механические ученики, из солдатских детей, поместья не имеет».

В 1955 году уральский историк Анатолий Козлов привёл архивный документ, сообщавший, что отец привёл Ваню Ползунова в школу в 1736 году. В те годы в школу принимали с семи лет. Получается, что будущий изобретатель родился в первой половине 1729 года. Именно эта дата и считается официально принятым временем рождения Ивана Ползунова.

Имеются попытки показать, что наш земляк был «недоучкой», неспособным к новаторскому поиску.

Бывший научный сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР Гелий Салахутдинов, с треском уволенный из науки, в статье «Мастер паровых дел» (журнал «Инженер», 2000 г., № 2, с.12-14) рассуждал: «Изучив зарубежные чертежи, алтайский рабочий Ползунов решил: да что же мы совсем уже тюхи-матюхи, да неужто не построим такую же машину, какую англичане сделали?! Умные люди ему говорили: это невозможно сделать в России, поскольку здесь нет необходимых технологий. Но у Ползунова было шесть классов образования, про технологии он мало чего понимал…»

Оставим на совести автора его непозволительный тон, но зачем же передёргивать факты?! Ползунов был не рабочим, а горным офицером. За 20 лет службы на Колывано-Воскресенских заводах много чего понимал «про технологии» и машину всё-таки построил! А шесть лет его учёбы в школе плюс постоянное самообразование и практическая работа на горнорудных предприятиях – чем же плохи его университеты XVIII века?!

Также несостоятельны утверждения, что «начальство строило козни» изобретателю. Ему благоволили, продвигали проект губернатор Андрей Порошин, директор Монетного двора Иван Шлаттер и императрица Екатерина II. И вовсе не забыт Иван Ползунов ни современниками, ни потомками. Долгое время было принято считать, что первая публикация о «совершенно забытом барнаульском механикусе» горного инженера Воейкова состоялась в журнале «Русская старина» лишь в 1884 году. Но, по подсчёту алтайского краеведа Якова Кривоносова, это была уже 17 публикация о Ползунове и его изобретении. Сейчас его имя носят улицы, заводы, вузы на Алтае и в других регионах страны.

Трансплантация органов — Демихов

Великий русский ученый-экспериментатор Владимир Петрович Демихов — основоположник мировой трансплантологии — оставил в хирургии след из целого ряда достижений. В 1937 году он изобрел первое в мире искусственное сердце. В 1946 году впервые в мире им было успешно пересажено собаке второе сердце. Затем ученый добился того, что смог полностью заменить сердечно-легочный комплекс. Через два года Демихов начал эксперименты по пересадке печени, а еще через несколько лет впервые в мире заменил сердце собаки на донорское. Это доказывало возможность проведения подобной операции на человеке.

Владимир Демихов

Интересно, что Кристиан Бернард — первый в мире хирург, выполнивший трансплантацию сердца человеку, перед своей операцией дважды посещал лабораторию В. П. Демихова — в 1960 и 1963 годах — считая его своим учителем.

Паровая машина[править | править код]

В 1759 году Иван Ползунов получил первый обер-офицерский чин. Изучал книги по металлургии и минералогии. В 1763 году разработал «огненный» (паровой) двигатель и был произведён в «механикусы» с чином и жалованием инженерного капитан-поручика.

Проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с. Ползунов разработал в 1763 году. В январе 1764 года он приступил к созданию действующей «огнём» машины. В Центральном Государственном историческом архиве СССР хранятся подлинные чертежи паровой машины с его личной подписью («механикус Иван Ползунов»). К чертежам приложена пояснительная записка, составленная автором в декабре 1765 года, когда Ползунов закончил постройку паровой машины.

Паровая машина Ползунова была первым в мире двухцилиндровым двигателем с работой цилиндров на один общий вал, что впервые в мире позволило двигателю работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть, в том числе на совершенно безводном месте, что было огромным шагом вперёд по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода. Однако это была всё ещё пароатмосферная машина, то есть пар использовался только для подъёма поршня, который опускался под влиянием атмосферного давления.

Проект был послан Екатерине II, и она наградила Ползунова 400 рублями и повысила в чине на две ступени (до капитан-поручика). Президент Берг-коллегии И. А. Шлаттер при этом оценил проект словами: «за новое изобретение почесть должно», однако, очевидно, недостаточно вник в его суть, так как предложил объединить новый двигатель с водяными колёсами в соответствии с британским опытом.

В —1766 годах Ползунов сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей. Двигатель имел рекордную для своего времени мощность 32 л. с. и впервые позволил отказаться от водяных колёс в реальном заводском производстве.

Новизну установки и её достоинства оценил Э. Г. Лаксман, посетивший в 1765 году Барнаул. Он писал, что Ползунов — «муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской».

Ползунов умер 16 () мая 1766 года от чахотки за неделю до пробного пуска машины, — по всей видимости, напряжение работы сыграло в этом свою роль. Могила была утрачена в советское время.

Модель паровой машины была взята в Кунсткамеру, сама же машина была испытана учениками Ползунова, окупила себя и успела даже принести прибыль. Однако, вследствие поломки после трёх месяцев работы была разобрана и заменена на обычный гидравлический привод.

Действующая модель машины Ползунова хранится в Алтайском государственном краеведческом музее в Барнауле. В 1906 году её подробное описание сделал инженер М. И. Южаков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: