Новости
19/01/2021. «Василий Осипович Ключевский: к 180-летию со дня рождения»
Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло,
а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
В. О. Ключевский
28 января исполняется 180 лет со дня рождения Василия Осиповича Ключевского, крупнейшего русского историка, заслуженного профессора Московского университета, академика, председателя Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете.
Ключевский – автор множества научных работ, в том числе фундаментального «Курса русской истории».
Национальная библиотека Карелии предлагает вашему вниманию книжную выставку прижизненных изданий ученого.
В 1865 году Ключевский окончил университет и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Сказания иностранцев о Московском государстве». За эту работу его наградили золотой медалью и оставили при кафедре «для приготовления к профессорскому званию». Эта работа, но изданная гораздо позже, в 1918 году, есть в нашем фонде (первое издание книги появилось в 1886 году).
В 1882 году Ключевский защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» и получил звание профессора.
Третье издание книги, прижизненное, также есть в редком фонде библиотеки.
В 1879 году Ключевский начал читать курс русской истории в Московском университете, а в 1882 стал профессором. Удивительно, что только в 1889 году вышло его «Краткое пособие по русской истории». Обобщающим трудом Ключевского стало издание его Курса лекций по русской истории, подготовленное по собственным планам и заметкам, а также по студенческим конспектам.
Таинственная книга, без указания автора, издательства и даже города, где она появилась на свет – одна из самых загадочных в редком фонде. Это Русская история, Т. 3 / . — , 1907.
В 1904 году вышел литографским способом напечатанный на пишущей машинке трехтомник «Русская история: Лекции, читанные в Московском университете». Перед заглавием стояло имя автора – Ключевский. В те времена это было излюбленным способом распространения студентами лекций любимых преподавателей. Текст нашей книги совпадает с текстом литографии, по этому поводу существует легенда. Она гласит, что в 1907 году какая-то подпольная типография выпустила в свет полюбившийся трехтомник, а деньги от его продажи поступили в семьи арестованных участников революции 1905 года. Не поэтому ли с 1908 года Ключевский издавал свой Курс лекций с указанием на титульном листе «Единственный подлинный текст»?
О непреходящей ценности трудов крупнейшего русского историка говорят и другие издания, вышедшие в свет уже после его смерти. Это три сборника работ разного характера, изданные в Москве в сложнейшей политической и социальной обстановке революционной России.
Ключевский, В. О. Опыты и исследования: первый сборник статей / В. О. Ключевский. — Петроград: Литературно-издательский отдел Комиссариата народного просвещения, 1918. — На обл. год изд.: 1919.
Ключевский, В. О. (1841 — 1911). Очерки и речи: второй сборник статей В. Ключевского. — Москва: Типография П. П. Рябушинского, .
Ключевский, В. О. (1841 — 1911). Отзывы и ответы: третий сборник статей / В. О. Ключевский. — Петроград: Литературно-издательский отдел Комиссариата народного просвещения, 1918.
В 1912 году московский журнал «Научное слово», в котором В. О. Ключевский был соредактором, выпустил в свет сборник «В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания». В него вошли статьи учеников и коллег историка, с восторгом отзывающихся о нем как о выдающемся преподавателе и неординарном человеке. Прекрасные фотографии, которыми снабжено это издание, позволяют нам увидеть В. О. Ключевского в различные периоды его жизни.
Особенность Ключевского заключалась в том, что ему удалось объединить в своем творчестве науку, литературу и искусство. Недаром он был почетным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
«Талантливый до гениальности лектор-чародей, …в нём удивительным образом сочетались сила научной мысли с художественной изобразительностью изложения и с артистическим искусством произнесения. … Ключевский был гениальным профессором, в котором органически слились глубокий учёный, тонкий художник слова и вдохновенный лектор-артист» (А. А. Кизеветтер).
С 18 января по 4 февраля приглашаем посетить выставку изданий В. О. Ключевского в секторе редких книг Национальной библиотеки Карелии.
«Власть вопреки общему благу — простой захват»
Послушаем Ключевского. Сущность и задачи государства: «верховная власть, закон, народ и общее благо»9. Идея народного русского государства «всею своею сущностью» отрицает вотчину, вотчинная схема заставляет «мыслить государя всея Руси не как верховного правителя русского народа, а только как наследственного хозяина, территориального владельца русской земли»10.
Что было в истории России? «Государство понимали не как союз народный, управляемый верховной властью, а как государево хозяйство… Поэтому народное благо, цель государства, подчинялось династическому интересу хозяина земли и самый закон носил характер хозяйственного распоряжения… устанавливающего порядок деятельности подчиненного… порядок отбывания разных государственных повинностей обывателями»11.
Повторим за Ключевским: народное благо — цель государства. Ключевая идея истории (любое время, любая власть, любой правитель, любая деятельность, объект которой народ) — увеличение «общего блага». История оценивается по его динамике.
Отсюда знаменитое мотто Ключевского — «империя пухнет, народ хиреет».
«У нас выработалась низшая форма государства, вотчина. Это собственно и не форма, а суррогат государства. Но, скажут, этой формой целые века жил великий народ, и ее надобно признать самобытным созданием народа. Конечно, можно, как «голодный хлеб» можно признать изобретением голодающего народа; однако это не делает такого хлеба настоящим»12.
«Голодный хлеб» — это хлеб из лебеды. «Петр I. Он действовал как древнерусский царь — самодур; но в нем впервые блеснула идея народного блага, после него погасшая надолго, очень надолго. Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага. Понимал только результаты и никогда не мог понять жертв».
«После Петра государство стало сильнее, но народ беднее»13.
В.О. Ключевский и студентки Высших женских курсов. 1886 год.
«Курс русской истории»
Самый известный научный труд Ключевского – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Он работал над ним более 30 лет, но решился к его публикации только в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории Ключевский считает колонизацию России, вокруг колонизации и развертываются основные события: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».
Ключевский разделил русскую историю на четыре периода:
I период — приблизительно с VIII до XIII в., когда русское население сосредоточивалось в основном на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь тогда политически была разбита на обособленные города, а в экономике господствовала внешняя торговля.
II период — XIII – середина XV в., когда главная масса народа переместилась в междуречье верхней Волги и Оки. Это по-прежнему раздробленная страна, но на княжеские уделы. Основу экономики составлял вольный крестьянский земледельческий труд.
Памятник Ключевскому в Пензе
III период — с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизирует донские и средневолжские черноземы; произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства.
IV период — до середины XIX в. (более позднее время Курс не охватывал) – время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей
Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя, самодержавие опирается на военно-служилый класс – дворянство. К крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.
«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Жизнь самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. По убеждениям он был умеренным консерватором, политические выступления его крайне немногочисленны. Но если они и были, то всегда отличались оригинальностью мышления и никогда не были в угоду кому-то. Позиция у него была только своя. Например, он произнес в 1894 г. «Похвальное слово» Александру III, которое вызвало возмущение революционного студенчества, настороженно отнесся к революции 1905 г.
“Исторические портреты” В. Ключевского
Его «Исторические портреты» включают ряд биографий известных людей:
Первые Киевские князья, Андрей Боголюбский, Иван III, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Иван Грозный, Царь Федор, Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Царь Михаил Романов, Царь Алексей Михайлович, Петр Великий, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета I, Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II.Созидатели земли русскойДобрые люди Древней Руси, Нестор и Сильвестр, Сергий Радонежский, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, К.Минин и Д.М. Пожарский, Патриарх Никон, Симеон Полоцкий, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын, князь Д.М. Голицын, Н.И. Новиков, М.М. Сперанский, А.С. Пушкин, декабристы, H.M. Карамзин, К.Н. Бестужев-Рюмин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский.
Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Могила Ключевского в Донском монастыре
Биография Ключевского
Василий Ключевский появился на свет 16 (28) января 1841 г. в селе Воскресеновка (Пензенская губерния). Он рос и воспитывался в семье бедного священника Осипа Васильевича. У историка было 2 сестры.
Детство и юность
Когда Василию было около 9 лет его отца постигла трагическая смерть. Возвращаясь домой глава семейства попал под сильную грозу. Испуганные громом и молниями лошади опрокинули повозку, после чего мужчина потерял сознание и захлебнулся потоками воды.
Стоит заметить, что именно Василий был первым, кто обнаружил мертвого отца. Мальчик испытал настолько глубокое потрясение, что на протяжении долгих лет страдал от заикания.
После утраты кормильца, семейство Ключевских обосновалось в Пензе, находясь на попечении местной епархии. Один из знакомых погибшего Осипа Васильевича предоставил им небольшой дом, где поселились сироты и вдова.
Начальное образование Василий получил в духовном училище, но по причине заикания не мог в полной мере освоить учебную программу. Юношу даже хотели исключить из него вследствие профнепригодности, однако мать смогла все уладить.
Женщина уговорила одного из студентов позаниматься с ее сыном. В результате, Василию Ключевскому удалось не только избавиться от недуга, но и стать прекрасным оратором. После выпуска из училища, он поступил в духовную семинарию.
Ключевскому предстояло стать священнослужителем, так как он был на содержании у епархии. Но поскольку ему не хотелось связывать свою жизнь с духовным служением, он решил пойти на хитрость.
Василий бросил учебу, ссылаясь на «плохое здоровье». В действительности, он просто хотел получить историческое образование. В 1861 г. юноша успешно сдал экзамены в Московский университет, выбрав историко-филологический факультет.
«Был ли кто беднее нас с тобой…»: юность и учеба в семинарии
Василий Ключевский родился 28 января 1841 года в селе Воскресеновка Пензенской области. Его отец, сельский священник, рано умер. Эта смерть стала таким потрясением для мальчика, что он начал заикаться и много лет не мог справиться с этой проблемой. Овдовевшая мать с тремя маленькими детьми (девятилетний Василий был самым старшим) перебралась в Пензу, где друг покойного мужа отдал ей для проживания небольшой дом. Содержание семьи взяла на себя Пензенская епархия. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», — писал позднее Ключевский сестре, вспоминая о тех временах.
Когда Василий Ключевский подрос, его отдали в духовное училище. Из-за сильного заикания Ключевский не успевал по многим предметам, учителя были им недовольны. В любой момент его могли отчислить за «профессиональную непригодность»: дефект речи не позволил бы ему стать священником или пономарем. Поэтому мать Ключевского уговорила одного из старших учеников заниматься с мальчиком постановкой речи.
Благодаря регулярным занятиям Василий Ключевский справился с заиканием. Его манера медленно и четко произносить окончания слов перестала быть речевым недостатком, а позже стала узнаваемой особенностью. «Для внимательного слушателя не мог пропасть ни один звук, ни одна интонация негромко, но необыкновенно ясно звучащего голоса», — писал о Ключевском профессор Алексей Яковлев.
В 1856 году Ключевский окончил духовное училище и поступил в семинарию. По условию Пензенской епархии, он должен был стать священником, но на последнем курсе решил бросить учебу и подать документы в Московский университет. Духовное начальство возражало против отчисления студента, который практически завершил обучение, однако за него вступился пензенский архиерей Варлаам: «Ключевский не совершил еще курса учения, и, следовательно, если он не желает быть в духовном звании, то его и можно уволить беспрепятственно».
«Самый плодотворный труд — свободный, безотчетный»
Есть ли еще верховные «фигуры», кроме Петра I, которых обсуждал Ключевский, — что случилось при них с «общим благом», «народным благом»? Уменьшилось или приросло?
Да, конечно. Это Екатерина II. Если не поминать конвейер войн («из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!»), если отставить в сторону четыре десятилетия «непрерывного военного напряжения»16, то именно в ее царствование в публичный обиход сверху, с самого трона были введены конструкты «блага», «добра» или даже «любви» как основы управления Российским государством. «Очень верное правило, это всегда иметь целью общественное благо»17.
Вот «Наказ» Екатерины II (1766 — 1767) для создания законодательной основы бытия России.
Статья 1 — «Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно».
Статья 13 — «Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра».
Статья 241 — Законоположничество есть не что иное, как «искусство приводить людей к самому совершенному благу или оставлять между ними, если всего искоренить нельзя, самое малейшее зло»18.
Итак, фундамент государства — взаимное добро, цель правления — не отнять у нас вольность, а направить к получению добра. Степень свободы, вольности — еще один оценочный критерий истории. «Самый плодотворный труд — это свободный, безотчетный»19. «Рабский труд не может равняться в энергии с трудом свободным»20. «Чтобы Россия могла стать богатой и могучей, нужна была свобода. Ее не видела Россия XVIII века. Отсюда… и государственная ее немощь» (1879)21. Лучшее, что можно пожелать — свобода мысли22. «Свобода — несомненный элемент общежития»23. «До половины XIX века внешнее территориальное расширение государства идет в обратно пропорциональном отношении к развитию внутренней свободы народа»24. «У нас по мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа все более стеснялась его внутренняя свобода… На расширявшемся завоеваниями поприще увеличивался размах власти, но уменьшалась подъемная сила народного духа»25.
И, наконец, согласие между частной свободой и общим интересом, как неизбежность.
«Энергия личного материального интереса возбуждается… стремлением обеспечить личную свободу, как внешнюю, так и внутреннюю, умственную и нравственную, а эти последние на высшей ступени своего развития выражаются в сознании общих интересов и в чувстве нравственного долга действовать на пользу общую. На этой нравственной почве и устанавливается соглашение вечно борющихся начал»26.
Еще одна идея, еще один урок, извлекаемый Ключевским из истории, — эволюция, своевременные реформы сверху, которые позволят увеличить народное благо, но без переворотов, восстаний, страданий. «Можно было бы избежать революции, если бы правительство полууступками и колебаниями не выпустило дела из своих законных рук и не отдало его на произвол незаконной силы»27.
Базовая идея: куда вы смотрите?! Скорее давайте народу добром минимум назревших, необходимых реформ, а то он вам покажет!28
Он и показал. «России «еще раз грозит бесцарствие, смутное время»29. Сказано было Ключевским в начале 1900-х. До 1917 года совсем недалеко.
Ф. де Мейс. Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году.
Краткая биография
- 1861 – на последнем курсе принимает решение забрать документы из семинарии и поступать в Московский университет. В течение года самостоятельно готовится к поступлению и, выдержав 16 вступительных экзаменов, поступает на историко-филологический факультет. Среди его преподавателей были крупнейшие ученые – С. Соловьев, Н. Тихонравов, Б. Чичерин, Ф. Буслаев. На оплату обучения зарабатывал репетиторством. В начале учебы Ключевского больше привлекала филология, но интерес к истории оказался сильнее.
- 1865 – окончание учебы и подготовка выпускной работы «Сказания иностранцев о Московском государстве». Исследование было выполнено на основании изучения 40 исторических источников 15-17 вв. и удостоено золотой медали, Ключевскому предложили остаться на кафедре русской истории для продолжения научной работы.
- 1871 – защита диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник». Основной целью работы было изучение роли монастырей в расширении русских культурных и хозяйственных территорий. В процессе исследования ученый изучил около 5000 житийных описаний, опубликовал шесть монографий. Одним из результатов изысканий был вывод, что жития отличает литературное однообразие. Написанные по шаблону, они не содержат действительных исторических деталей и не могут служить убедительным историческим источником.
- 1867-1900-е – преподавал историю в четырех высших учебных заведениях Москвы – был репетитором и читал курс.
- 1879 – начал читать курс русской истории в Московском университете. На тот момент это была самая престижная должность в русской исторической науке. Лекции Ключевского были невероятно популярны: на них приходили не только студенты гуманитарных специальностей, но и математики, физики, медики. Слушатели начинали занимать места в аудитории с утра. Стоило Василию Осиповичу начать говорить, как в переполненной аудитории наступала тишина. Отказавшись от хронологического изложения событий, ученый основывал лекции на большом количестве исторических источников и их научном анализе. По форме они отличались образным, ярким, артистичным, но ясным и запоминающимся изложением, а речь – остроумием и афористичностью. В Политехническом музее читал публичные лекции по русской истории, слушать которые приезжали даже из российской глубинки.
- 1882 – защитил докторскую диссертацию и получил профессорское звание. Исследование представляло собой развернутую характеристику боярского сословия и освещало деятельность Боярской думы от Киевской Руси до замены ее Правительственным Сенатом в начале 18 века. Диссертация вышла отдельной книгой и позже неоднократно переиздавалась.
- 1884-1890 – опубликованы труды историка, посвященные истории русского рубля, закрепощения крестьян, представительства земских соборов.
- 1887-1890 – занимал должности декана и помощника ректора в Московском университете.
- 1899 – издано «Краткое пособие по русской истории», ставшее основным гимназическим учебником.
- 1892-1895 – читал лекции по истории сыну императора Александра III Георгию.
- 1900 – избран академиком Императорской Академии наук.
- 1904 – выпущен первый том «Курса русской истории» в пяти частях. Это был результат тридцатилетней работы ученого. Историческое описание в нем заканчивается 1861 годом. Труд представляет собой курс лекций и создан на основе собственных планов, заметок и конспектов. В нем ученый изложил концепцию колонизации как основного фактора исторического развития России, выделил четыре периода ее истории. По Ключевскому периоды русской истории – это этапы колонизации с присущей для каждого из них формой политического и экономического устройства. Труд свидетельствует о блестящем лекторском даровании историка. При жизни Ключевского были изданы четыре части «Курса».
- 1906 – избран членом Государственного совета, но, убедившись в отсутствии свободы обсуждения государственных вопросов, вышел из состава верхней палаты парламента России.
- 1911, 12 (25) мая – умер в Москве. Был похоронен в Некрополе Донского монастыря.
Василий Осипович Ключевский
«Это последний царь…»
Для нас наступает минута задуматься. В чем состояла его жизнь? В ней, по совести говоря, не было громких событий, ее сюжет незамысловат, и она может быть сведена к нескольким словам: думал, писал, учил, много работал, по статусу своему влиял на умы, очень любил свой народ и пытался добиться для него лучшего. Искал в его истории не только факты, но и смыслы — почему все так сложилось в 1000-летней истории России, как добиться того, чтобы народное благо увеличивалось с каждым делением времени, как сделать, чтобы это происходило без потрясений, без смутных времен, в органическом развитии общества и государства.
Признавал ли он конфликты общественных классов? Да, конечно. Был ли скептичен в отношении той системы единоличной власти, которая сложилась в России? Очень. Ждал ли бед в будущем? Безусловно. Страшился ли потрясений? Кажется, что он их ненавидел, занимая в любом общественном конфликте примирительную позицию (особенно это было видно во время студенческих волнений). Внес ли вклад в нашу память, в нашу культуру, в наше понимание истории огромного народа? Да, блестящий вклад, детальный, в многотомных, легко написанных текстах, которые еще и показывают нам смыслы в истории — смотреть на все, что происходило, на жизнь народа, на крупнейшие личности, которых он порождал, с позиций «меры народного блага», «меры бедности» (стал ли народ беднее), «меры свободы», «меры принуждения», «меры смуты» — спокойны ли были времена или же полны анархии, дезорганизации, несчастий и бед.
И еще он дал пример прогноза, какой может дать только историк, обозревающий 1000-летнюю историю своей и других стран. «Это — последний царь. Алексей царствовать не будет»30.
Дом-музей В.О. Ключевского в Пензе.
Счастливый, в общем-то, человек, делавший в жизни именно то, что ему хотелось. Всеми любимый, особо не преследуемый, наоборот, даже вознагражденный властями, говорящий правду в самые сложные времена — с позиций «народного блага». Счастливый человек в переломную эпоху, когда общество было беременно реформами, а разрешилось, в конце концов, терактами, войной и смутой.
Можно ли быть счастливым, думая и проповедуя в обществе, в котором народ плохо устроен? Можно ли в нем остаться самим собой, не кривя душой? Мы уже знаем ответ, погружаясь в тома Ключевского, в его легкие, подвижные тексты. «Что такое счастье? Это возможность напрячь свои ум и сердце до последней степени, когда они готовы разорваться»31. Да, он сделал это, он получил свое счастье, дав образец на все времена.
Первые исследования
В 1865 году Ключевский завершил обучение в университете, написав кандидатскую работу под названием «Сказания иностранцев о Московском государстве» и получив золотую медаль за отличную учёбу. Его оставили стипендиатом при кафедре для подготовки к профессорскому званию.
Уже тогда Василий Ключевский всерьёз заинтересовался народным творчеством, фольклором, культурой и решил посвятить себя исследованию народной жизни.
Магистерскую диссертацию Василий Осипович посвятил теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Над этой научной работой он трудился на протяжении 5 лет, изучив за это время множество исторических документов. После блестящей защиты диссертации в 1871 году Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях страны.
«Поверенная души моей»: семейная жизнь Ключевского
В конце 1860-х годов Василий Ключевский познакомился со старшей сестрой одного из своих учеников, Анной Бородиной. Историк ухаживал за девушкой и сделал ей предложение, однако получил отказ: Анна дала обет не выходить замуж, пока не воспитает четырех осиротевших племянников. Василий тяжело переживал разрыв, но вскоре посватался к старшей сестре Анны — Анисье. Они поженились в 1869 году.
Анисья Бородина была на три года старше Ключевского, происходила, как и он сам, из духовного сословия. Она не стала для мужа-ученого, как это раньше бывало, ни секретарем, ни идейным вдохновителем, ни хранителем его архивов — гораздо ближе ей была роль радушной хозяйки и хранительницы домашнего очага. Всю жизнь супруги сохраняли глубокую привязанность друг к другу: Ключевский в переписке ласково называл жену «поверенная души моей».
В 1879 году у Ключевских родился сын Борис. Он был единственным ребенком, но семья воспитывала и племянницу историка — Елизавету Корневу. Девушка умерла в 1906 году от чахотки. Через три года не стало и жены Ключевского. И ученый, и его взрослый сын очень тяжело перенесли эти смерти. Ученик Ключевского Степан Веселовский писал о них: «остались осиротевшими, беспомощными, как малые дети».
Борис Ключевский стал домашним секретарем и помощником отца. Он окончил два факультета Московского университета, исторический и юридический, однако научная деятельность его никогда всерьез не увлекала. Ключевский-младший работал помощником присяжного поверенного, а в свободное время занимался спортом и пытался усовершенствовать разные модели велосипедов. Однако после смерти отца в 1911 году именно Борис составил архив его документов, публиковал его статьи, издавал и переиздавал книги.
В 1991 году в Пензе открылся Музей Василия Ключевского. Также именем историка названа одна из улиц города, а в 2008 году в Пензе установили первый памятник Ключевскому. С 1994 года авторы выдающихся научных работ по отечественной истории получают премию Ключевского…
Цитаты Ключевского Об истории:
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
Логика в истории что математика в естествоведении.
Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя.
Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения.
Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение.
О России
России больше нет: остались только русские.
В России центр на периферии.
Чтобы согреть Россию, некоторые готовы ее сжечь.
У нас нет ничего настоящего, а все суррогаты, подобия, пародии: quasi-министры, quasi-просвещение, quasi-общество, quasi-конституция, и вся наша жизнь есть только quasi una fantasia.
Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.
Это немцы учили нас исключительности. Наши же цели — вселенские.
Славянофильство — история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции.
В нашем настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас было поменьше истории.
Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.
В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.
В России все элементы культуры парниковые, казенные: все и даже анархия воспитано и разведено на казенный счет.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
«Календарь Истории» https://tunnel.ru
и сайта «Ключевский Василий Осипович (culture.ru)»
и сайта https://burido.ru/
Личная жизнь
В середине 1860-х Василий познакомился с сестрами своего ученика – Анисьей, Надеждой, Анной Бородиными. И впервые в жизни влюбился – в младшую, Анну. Их дружба длилась четыре года, но когда Василий сделал предложение, Анна отказала, мотивируя тем, что посвятит жизнь осиротевшим малолетним детям родственницы. Тогда Василий Осипович сделал предложение старшей из сестер, Анисье. В 1869 году они поженились, в том же году родился сын Борис. В семье Ключевских также воспитывалась дочь умершей сестры ученого – Елизавета Корнева, скончавшаяся от чахотки в 1906 году.
Жена Анисья с сыном Борисом
Анисья Михайловна занималась всеми практическими и хозяйственными вопросами жизни семьи. Хотя сфера научных интересов Василия Осиповича была ей далекой, вероятно даже чуждой, супруги прожили много лет в согласии и взаимной привязанности. В 1909 году Анисья Михайловна умерла.
Борис Васильевич окончил исторический и юридический факультет, помогал отцу в качестве домашнего секретаря. Сохранил его архив. В советские времена работал автослесарем, переводчиком, путевым обходчиком. Умер в 1944 году.
Цитаты[править | править код]
- «Наш народ поставлен был судьбой у восточных ворот Европы на страже ломившейся в них кочевой хищной Азии. Целые века истощал он свои силы, сдерживая этот напор азиатов, одних отбивал, удобряя широкие донские и волжские степи своими и ихними костями, других через двери христианской церкви мирно вводил в европейское общeство. Между тем Западная Европа, освободившись от магометанского напора, обратилась за океан, в Новый Свет, где нашла широкое и благодарное поприще для своего труда и ума, эксплуатируя его нетронутые богатства. Повернувшись лицом на запад, к своим колониальным богатствам, к своей корице и гвоздике, эта Европа чувствовала, что сзади, со стороны урало-алтайского востока, ей ничто не угрожает, и плохо замечала, что там идёт упорная борьба, что здесь в XVI в. образовался центр государства, которое наконец перешло в наступление на азиатские гнёзда, спасая европейскую культуру от татарских ударов. Так мы очутились в арьергарде Европы, оберегая тыл европейской цивилизации. …Сторожевая служба везде неблагодарна и скоро забывается, особенно когда она исправна: чем бдительнее охрана, тем спокойнее спится охраняемым и тем менее расположены они ценить жертвы своего покоя»
- «Упадок платёжных и нравственных сил народа едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию и даже пять Швеций»
- «…смысл 3-й и 4-й коалиций: Россия боролась за Германию, чтобы предупредить борьбу за себя, в и гг. хотела предотвратить 1812-й год»
- «Наполеон толкнул Александра на Швецию, чтобы петербургские дамы не слышали шведских пушек»
- «Чувство одиночества не только не пугает меня, даже доставляет эгоистическое удовольствие» (февраль )
- «В настоящее время зачастую встречаешь гимназиста, который идёт с выражением Наполеона I.., хотя в кармане у него бальная книжка, где всё двойка, двойка и двойка»
- «После Крымской войны р правительство поняло, что оно никуда не годится; после болгарской войны и р интеллигенция поняла, что её правительство никуда не годится; теперь в японскую войну р народ начинает понимать, что и его правительство и его интеллигенция равно никуда не годятся. Остаётся заключить такой мир с Японией, чтобы и правительство, и интеллигенция, и народ поняли, что все они одинаково никуда не годятся, и тогда прогрессивный паралич русского национального самосознания завершит последнюю фазу своей эволюции» (7 апреля )
- «Азия просветила Европу, и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещает спавшую Азию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой? Это зависит от европ партии анархии: если эта партия ввиду жёлтой опасности притихнет, Европа будет завоёвана жёлтыми пигмеями; если будет безобразничать… белая Европа одолеет жёлтую Азию. Победа возможна только при единодушии европ народов, а оно достижимо только на почве борьбы с анархией» (май 1904)
Увековечение памяти[править | править код]
- В год 125-летия со дня рождения В. О. Ключевского, в феврале 1966 года улица Поповка в Пензе, где будущий историк провёл детские и юношеские годы (1851—1861), была переименована в улицу Ключевского.
- В год 150-летия со дня рождения В. О. Ключевского Центром малых планет Смитсоновской астрофизической обсерватории (США) его имя было присвоено открытой в 1976 году малой планете № 4560.
- К 150-летию со дня рождения историка в 1991 году в Пензе, в доме № 66 на улице Ключевского, был открыт дом-музей В. О. Ключевского. Музей размещается в двух одноэтажных деревянных домах. Он включает в себя мемориальный дом, в котором В. О. Ключевский жил с 1851 по 1861 годы, и дом его соседей Шевирёвых, находившийся в непосредственной близости от первого. Оба дома были соединены внутренним переходом, позволившим создать единую музейную экспозицию. Экспозиция музея отображает быт семьи Ключевских в годы их жизни в Пензе.
- К 150-летию со дня рождения В. О. Ключевского в 1991 году в его родном селе Воскресеновка Пензенского района Пензенской области на территории сельской школы были открыты бюст и мемориальная доска.
- C 1994 Президиум Российской академии наук присуждает Премию им. В. О. Ключевского за работы в области отечественной истории.
- 11 октября 2008 года в Пензе был установлен памятник В. О. Ключевскому работы скульптора В. Ю. Кузнецова. Памятник представляет собой бронзовую статую, установленную на сборном постаменте.
- В год 175-летия В. О. Ключевского, 16 декабря 2016 года Законодательным собранием Пензенской области было принято решение о присвоении имени В. О. Ключевского средней школе № 28 г. Пензы.
- 14 ноября 2018 года в Пензе на здании бывшего духовного училища (улица Чкалова, 56), в котором В. О. Ключевский учился в Пензенской духовной семинарии (семинария временно размещалась в этом здании после пожара 1858 года), а ныне располагается факультет стоматологии Пензенского госуниверситета была открыта посвящённая ему мемориальная доска работы скульптора В. Ю. Кузнецова.
Дом-музей В. О. Ключевского в Пензе, открытый в 1991 году | Памятник В. О. Ключевскому в Пензе, открытый в 2008 году. Скульптор В. Ю. Кузнецов | Мемориальная доска В. О. Ключевскому в Пензе, установленная в 2018 году. Скульптор В. Ю. Кузнецов |