«великий государь» никон

«государственный человек xvii века»

Реформатор и «антихрист»

Церковная реформа, повлекшая за собой раскол, возникла отнюдь не на пустом месте. Столетия разъединения, политические потрясения и завоевания привели к тому, что к XVII веку Обряд русской Православной Церкви стал серьезно отличаться от греческого. Поскольку веру русские люди приняли из Византийской империи, Никон и задумал привести обрядность в Московском государстве в соответствие с греческой.

Исследователи говорят, впрочем, и о более далеко идущих замыслах Патриарха. Именно в ту пору окончательно утвердился тезис «Москва – Третий Рим», и Никон видел государя Московского новым императором, себя – Вселенским Патриархом, а Москву – центром православия, пришедшим на смену оскверненному турками Константинополю. Разумеется, для реализации такого замысла нужно было сделать русский церковный обряд ближе к греческому.

Помимо ревизии богослужебных книг и исправления в них ошибок, допущенных переписчиками, Никон покушается и на такие вещи, как «сугубая аллилуйя», направление движения крестного хода, одежду священства и, наконец, на крестное знамение. Для большинства русских людей богослужебные тексты были чем-то очень далеким и непонятным, по-настоящему против правки возмутились лишь несколько грамотеев из числа духовенства. Но ходить крестным ходом против солнца, хотя издревле ходили посолонь, но восклицать «аллилуйя» трижды, хотя всегда делали это дважды, и, наконец, креститься «троеперстно» — с этим смириться было невозможно. К тому же Никон переодел священство в одеяния греческого образца.

Может быть, наберись Никон и сторонники реформ терпения и начни внедрять новшества постепенно, все прошло бы более или менее мирно. Но вот как раз терпения Никону и не хватило. Поместный Московский собор под его председательством в 1656 году объявил всех, кто крестится двумя перстами, еретиками и придал анафеме. Этого было достаточно, чтобы сопротивление из глухого стало активным. Начался раскол. И если сторонников старого обряда назвали «еретиками», то они в ответ нарекли Никона «антихристом».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Почему Соборное уложение 1649 г. вызвало конфликт между «священством» и царством?

Ответ. Соборное уложение 1649 г. рассматривало власть царя как Богом данную. В нём осуждалась и жестоко каралась какая-либо критика в адрес церкви. В то же время отмечалось ограничение церковного землевладения, что свидетельствовало о подчинении церкви государству.

Из приведённых определений выберите то, которое касается мануфактуры.

  1. торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий
  2. большое предприятие с привлечением ручного труда наёмных рабочих и широким использованием разделения труда
  3. промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих, машинным оборудованием и производящее товары, как правило, не под заказ, а конвейерным способом
  4. крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции

Ответ. 2.

Запишите термин, о котором идёт речь.

Совокупность религиозных течений в рамках Русской православной церкви, не принявших церковные реформы патриарха Никона.

Ответ. Старообрядчество.

Поделиться ссылкой

Выдающиеся личности 20 века России. Писатели

Александр Островский

Выдающиеся личности России 19 века среди драматургов вряд ли когда-либо сформировались бы без наследия этого автора. «Русский Ибсен», автор пьес «Бесприданница», «Гроза», «Свои люди – сочтемся». Первый российский драматург, начавший вкладывать глубокий психологический подтекст в реплики персонажей.

Николай Гоголь

Драматург и писатель. Известен пьесами «Ревизор», «Женитьба», а также прозой – «Вий», «Шинель» и пр. Своеобразный родоначальник жанра «ужасов». Главная тема творчества – маленький человек и несправедливость мира по отношению к нему.

Федор Достоевский

Автор романов «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Глубокий психолог, навсегда изменивший традицию описания внутренней жизни персонажа. За мрачными фасадами Петербурга и хмурыми тучами всегда пытался оставить читателю надежду. Активно исследовал в своих произведениях взаимоотношения человека и Бога.

Лев Толстой

Автор, подаривший миру «Войну и мир» и «Анну Каренину». Писатель истинно русской души. Пацифист, всю жизнь активно выступавший против войны, что отразилось на его произведениях. Считал, что важнейшее условие счастья — единение человека с природой.

Антон Чехов

Анекдотист, вынужденный писать забавные рассказы, чтобы прокормить семью и получавший за это какие-то мелкие монеты. Выдающиеся личности России невозможны без этого самобытного «Человека без селезенки». Рос прямо на глазах у своего читателя, совершенствуясь и постепенно создавая важнейшие произведения для всей мировой литературы – рассказы «Тиф» и «Враги», пьесы «Чайка» и «Три сестры».

Антон Чехов — первый литератор, который осмелился заявить, что все человеческие проблемы от одного – бесконечной людской глупости.

Лучшие спортсмены

Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».

Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».

Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».

Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.

Русские учёные

Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».

Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.

Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.

Личная жизнь

Василий Голицын был дважды женат. Первая его жена Федосья Васильевна Долгорукова была бездетной. Женившись во второй раз на Евдокии Ивановне Стрешневой, он становится отцом шестерых детей: Ирины (родилась в 1671 году), Алексея (1665), Евдокии (1676), Петра и Иоанна (дата их рождения неизвестна) и Михаила (1689).

Известен из истории двоюродный брат Василия Васильевича Борис Алексеевич Голицын, который был приближенным Петра I и активно поддерживал его во время стрелецкого бунта. В дальнейшем его стараниями участь Василия Васильевича была немного смягчена, и он не был осужден как изменник и предатель и не был лишен княжеского титула.

«Ревнитель благочестия»

Будущий Патриарх родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина Мины в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. При крещении он получил имя Никита. В раннем детстве ему изрядно досталось от злой мачехи, и в 12 лет он сбежал из дома в Макарьевский Желтоводский монастырь. Никита оказался земляком Аввакума, с которым в молодости даже дружил и который впоследствии стал его главным идейным противником.

Пробыв несколько лет послушником в монастыре, Никита не принял постриг, поскольку умирающий отец попросил его вернуться домой. Никита женился, взял на себя заботы о хозяйстве. В 20 лет он был рукоположен в священники. Грамотный и строгий молодой поп глянулся московским купцам, и Никиту вызвали в столицу, где он стал настоятелем одного из московских храмов.

За десять лет супружества у священника Никиты один за другим умерли трое детей. Говорят, именно в этом он увидел знак Божий и окончательно решил стать монахом. Жену он так же убедил принять постриг. Для своего иноческого подвига Никита выбрал самый суровый из всех русских монастырей – Соловецкий. Там тридцати лет отроду он принял монашество под именем Никон и подвизался в Свято-Троицком Анзерском скиту монастыря.

Своим неуемным усердием он понравился начальному старцу скита Елеазару, и тот назначил Никона заведовать хозяйственной частью скита. Есть предание, согласно которому именно Елеазар предрек Никону, что тот станет Патриархом, поскольку старцу было видение Никона с омофором на плечах. В старообрядческой традиции, впрочем, в видении Никон был не с омофором, а с черным змием. Скоро неуемное усердие Никона стало причиной конфликта. Он обвинил братию и самого Елеазара в сребролюбии и сбежал из Анзерского скита. Никон был принят монахом в Кожеозерский монастырь, и через некоторое время братия избрала его своим игуменом.

В 1646 году он приехал в Москву для сбора милостыни. По тогдашнему обычаю Никон явился на поклон к царю Алексею Михайловичу. Его живой ум, образованность, благочестие произвели на 16-летнего государя такое впечатление, что он оставил его в Москве, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря. Никон стал наставником молодого царя и вошел в неформальное сообщество духовных и светских людей, которое в русской историографии называется кружком «ревнителей благочестия».

Своей задачей эти люди ставили оживление церковной жизни в стране и общее исправление нравов. Никон приходил к царю каждую неделю, беседовал с ним на духовные темы, обсуждал государственные дела и приносил просьбы от простых людей, которые жаловались на «неправды». Все это Алексею Михайловичу очень импонировало.

В огне раскола опальный Никон

На память приходит жуткая, напоминающая ведьму «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова, вознёсшая два перста в знак проклятия. Это Феодосия Морозова, дочь одного из царских приближённых. Даже под пытками она не отреклась от старого обряда — не могла отдать себя в руки антихристу и сгубить душу. Так сильна оказалась её вера. Феодосию и её сестру сослали в Боровск и через несколько лет заморили там голодом. Сестру Евдокию Суриков тоже изобразил на своём знаменитом полотне — подле саней.

Немало людей последовало примеру боярыни. А лидером приверженцев старой веры стал прежний друг патриарха протопоп Аввакум. Он верил, что «послушание выше поста и молитвы, но не выше истины». В своём автобиографическом сочинении «Житие протопопа Аввакума» он рассказывал, что его сердце озябло и задрожали ноги, когда он увидел всё беззаконие «книжной справы» Никона. Аввакум был человеком крутого нрава и строгого благочестия, истовым верующим. Он решился обратиться к царю и отправил ему гневную челобитную, за что оказался в заточении в подвале Андроникова монастыря, а после в ссылке в Тобольске. Затем Аввакума и вовсе отправили за реку Лену к нерчинскому воеводе Пашкову.

Тем временем Никон создавал третий Рим «огнём и мечом». По мнению ряда богословов, жестокость расправ с непокорными двоеперстцами лишила патриарха связи с Богом — Господь от него отступился. Поэтому превратить Россию в теократию Никону не удалось. Алексей Михайлович, хоть и прозван был Тишайшим, в действительности обладал монаршей волей, достаточной для удержания в своих руках всей полноты реальной власти. Не помогли ни обаяние патриарха, ни его ум. Ещё в 1649 году, до интронизации Никона, царь принял Соборное уложение, согласно которому монастырские доходы отныне собирал специальный «монастырский приказ», по сути — светский орган; а государевы суды начали рассматривать церковные дела. Безуспешно Никон пытался отстоять независимость церкви и увеличить её влияние.

К размолвке старых друзей привела, казалось бы, мелкая частная стычка — царский человек ударил слугу Никона. Патриарх решил в знак протеста уехать в Новоиерусалимский монастырь, но от Московской кафедры не отказался. Алексей Михайлович отсутствие Никона пережил легко, и более того — призвал восточных патриархов осудить его. Шесть лет ушло на организацию поместного собора в Москве, но царь умел ждать.

Реформы тем временем продолжались, дело опального патриарха жило. Монарх не имел ничего против возвеличивания русской церкви, правда, он видел его скорее в духе цезарепапизма — то есть считал, что светская власть так или иначе должна контролировать духовенство. Сын Алексея Михайловича Пётр I довёл этот процесс до логического завершения, когда упразднил патриаршество, формально возглавил церковь и основал для управления ею Святейший правительствующий синод — подчинённый императору.

В том, что касалось церковного раскола, Алексей Михайлович и сам оказался бескомпромиссным. Он, как и патриарх, с удивительной жестокостью подавлял сопротивление реформам. Староверов сжигали в их собственных домах, а пепел развеивали по ветру. Двоеперстцам отрезали языки, четвертовали их, подвешивали за рёбра на крюках, их казнили и пытали тысячами. Тех, кто сжалился над старообрядцами и укрыл их у себя, лишали имущества. Иноки Соловецкого монастыря продержались в осаде семь лет, но в конце концов и их в 1666 году усмирили царские войска. В том же году церковный собор лишил патриарха Никона его сана, а затем его заставили удалиться в изгнание в Ферапонтов монастырь — простым монахом.

Какой след оставил после себя

Историки часто называют Василия Голицына предтечей Петра I в области его многочисленных реформ. Он был сторонником европейского образования и образа жизни. Он, как и Петр I, много общался с иностранцами и покровительствовал им, перенимая от них передовые идеи во многих областях жизни.

Дипломатическая деятельность князя привела к тому, что отношения с Польшей – главным союзником (на тот период) России —  значительно улучшились. Были налажены дипломатические связи с европейскими государствами и Китаем, а «вечный мир» с Польшей считается его самой большой удачей.

Сам Василий Васильевич был очень хорошо образован, имел богатейшую библиотеку, причем пользовался ею не только в личных целях, а приглашал к себе молодых людей, чтобы заинтересовать их знаниями в различных областях науки. Его дом был одним их богатейших в Москве, обставленным по последним веяниям европейской моды. Приглашая к себе в гости иностранных послов и демонстрируя всю эту роскошь, давал им понять, что Россия не отсталая варварская страна, а держава, с которой можно и нужно иметь дело.

Внутренняя политика

Борис Морозов имел слишком сильное влияние на царя, это привело к плачевным результатам. В $1646$ г. ввели сильно завышенный налог на соль. Он заменил стрелецкие и ямские деньги. К налогу добавились слухи о пристрастии царя и боярства к западным традициям, а также злоупотребления царского тестя Милославского. Вспыхнул бунт, известный как Соляной. В Москве начались беспорядки, требовали выдачи Морозова, которого царь заблаговременно отослал. Пошлину пришлось отменить. Морозов доверие царя потерял.

После Соляного бунта было принято Соборное уложение, приводившее в порядок правовую систему государства, а также окончательное закрепившее крепостное право.

Неудачная денежная реформа, по которой серебряные деньги приравняли к медным, привела к Медному бунту в $1662$ г.

Новым советником стал митрополит Новгородский Никон, снискавший доверие за усмирение восстания $1650$ г. в Новгороде. В $1652$ г. Никон стал патриархом. В $1650-1653$ гг. прошла церковная реформа, направленная на исправление обрядов и книг. Вскоре Никон перешел границы, заявил о примате духовной власти над светской и потерял доверие царя. В $1666$ г. на церковном соборе по суду Никон был лишен сана, а затем заключен в монастырь. Также на соборе окончательно закрепили реформу и предали анафеме ее противников, что привело к расколу в церкви.

В $1648$ г. по опыту отца, создавшего «полки нового строя», царь Алексей провел военную реформу. Основу армии составили рейтарские, гусарские, солдатские и драгунские полки. На службу пригласили много иностранных специалистов.

В целом, $XVII$ в. часто называют «Бунташным». Крупнейшим стало восстание казаков и крестьян под руководством Степана Разина $1670-1671$ гг., окончившееся поражением повстанцев. Против церковной реформы выступило восстание Соловецкого монастыря, продлившееся с $1668-1676$ гг. и завершившееся падением обители.

Патриарх-реформатор

Идею величия церкви проще всего оказалось воплотить символически — в архитектуре. Волею Никона близ Москвы был построен «Новый Иерусалим» — так прозвали знаменитый Воскресенский монастырь на Истре. Евангельские топонимы перекочевали здесь на русскую почву. Истру величали Иорданом. Возвышенность, на которой расположился монастырь, досыпали, укрепили и нарекли Сионом. Восточнее неё появился Елеон, а севернее — Фавор. Главный собор повторял храм Гроба Господня. С восточной стороны к нему построили подземную церковь Константина и Елены наподобие иерусалимской, вырубленной в скале. Даже расположение ряда важнейших захоронений повторили в Воскресенском — Адама, первого ветхозаветного священника Мелхиседека, а также легендарных героев крестовых походов — первого христианского правителя Иерусалима Готфрида Бульонского (он себя называл «защитником Гроба Господня») и его брата и наследника, короля Иерусалима Балдуина Первого.

С исправлением церковных книг оказалось гораздо сложнее. Начало этой реформы Никон объявил в 1654 году на поместном соборе. Патриарх выбрал образцом не старые, а современные ему греческие книги. Казалось бы, что в этом плохого, но богословие тоже сильно зависит от политики и войн. К тому времени Константинополь давно пал под ударами турок (ещё в 1453 г.), и с тех пор многие православные священники учились в католических, а затем и в протестантских колледжах Италии и Германии. Это не могло не сказаться на их понимании Писания и других текстов. К примеру, Арсений Грек, один из тех, кто правил служебные книги, образование получил в Риме, Венеции и университете Падуи. В той же Венеции и печатали теперь греки свои книги. В результате православие подверглось некоторой латинизации.

Книги исправлялись не всегда грамотно и умело, ошибки оказались неизбежными. Перевод сопровождался утратой или затуманиванием изначального смысла некоторых фрагментов текстов. Паства и противники Никона встретили это в штыки. Они сочли оскорбительным и неприемлемым изменение краеугольного камня православия — символа веры, в которой святой дух лишился определения «истинный». На ошибки перевода в исправленных книгах не раз указывали критики Никона. В 1869 году даже пришлось создавать специальный комитет для исправления богослужебных книг и устранять все неточности, допущенные в XVII веке.

Однако самым спорным и болезненным преобразованием стала замена двоеперстия на троеперстие. Никон весьма неудачно решил начать свои реформы именно с этого. В канун Великого поста 1654 года он предписал верующим креститься отныне тремя перстами несмотря на то что прежде и греки крестились двумя, а восточные славяне в X веке просто переняли этот жест. Крестное знамение всегда имело сакральное значение, к нему прибегали в случае опасности для борьбы с нечистой силой. Реформа Никона казалась пастве губительной, народ боялся, что троеперстие не обладает чудодейственной силой и тот, кто осенит себя крестом таким образом, перед дьяволом окажется беззащитным.

Никон забыл о человеческой природе и совершил фатальную ошибку. Он попытался принудить непокорных к подчинению: московский поместный собор в 1656 году объявил еретиками всех, кто крестится двумя перстами, и предал их анафеме. Казус в том, что это уничтожало авторитет русских князей и святых, которые, конечно, на троеперстие уже перейти не могли. Получалось, что даже Сергий Радонежский еретик, раз старый обряд — ересь. Эта карательная мера привела народ в ужас, и многие восприняли её как знамение — пришёл антихрист. Так реформа крестного знамения вызвала болезненный раскол православной церкви. Разделение паствы на старообрядцев и никонианцев привело к многочисленным жертвам.

Новоиерусалимский монастырь. Истра

Принятие православия

После кончины близких людей Никите пришлось основывать собственное хозяйство и жениться (ученым не известно точно, в каких временны́х рамках это произошло, кто была его жена, как ее звали и какой была его семья). В монастырь уйти у него уже не было шанса, поэтому он принял православие и стал местным священником, не оставляя ни на миг мечту уйти от земной жизни.

Ученым известно только то, что семейная жизнь Никиты Минина совсем не удалась, оба супруга были несчастны в браке, к тому же его омрачила смерть всех детей в младенчестве. Понадобилось очень много времени на уговоры супруги, покинуть земную жизнь и податься в монастырь. В итоге, спустя очень долгие годы уговоров, он отправил супругу как послушницу в Московский Алексеевский монастырь и содержал ее там на собственные сбережения.

Оставив средства на содержание супруги, будущий патриарх в 30-летнем возрасте ушел в Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря и принял там постриг с именем Никон. С тех пор он обретает желанную свободу и полностью погружается в монашескую жизнь. Благодаря ответственности и благочестивой службе, Никон стал излюбленным воспитанником преподобного Елеазара Анзерского.

В дальнейшем он поручил Никону проводить тайные службы и руководить хозяйственной частью скита. Однако в 1639 году, по причине разногласий с преподобным Елеазаром (в одних источниках из-за денег, в других же из-за постройки новой церкви), Никон решил уйти из Анзерского скита. Будущий патриарх, сойдясь с каким-то богомольцем, покинул скит, удалился от ярости братии в Белое море на рыбацкой лодке.

Долгое время он скитался по просторам России и вскоре набрел на Кожеозерскую пустынь. Игумен и братия пустыни пригласили его в свою обитель. Там Никон стал напитываться духовной деятельностью и жить отшельником на отдельном острове, где выстроил собственную келью и занимался рыболовством. После смерти игумена Кожеозерской пустыни в 1643 году братия видела на этом посту лишь Никона, спустя долгие уговоры он согласился пойти в Великий Новгород и принять сан митрополита Аффония.

Патриаршая деятельность

В XVII столетии роль патриарха была одной из ключевых в государстве. В его функции входило принятие очень важных для страны решений. К ним относились помилования невинно осужденных людей, проведение консультаций с царем по поводу его действий, а также проведение судебных процессов, возникающих по тем или иным духовным вопросам.

Вследствие этого Алексей Михайлович постоянно выражал свое доверие и уважение Никону. Фактически патриарх стал соправителем Московского государства.

Таким образом российская церковь сумела вернуть ранее отделившиеся от нее православные епархии, относящиеся к Юго-Западной Руси. Через некоторое время подобный процесс произошел и с теми приходами, которыми располагались на территории современной Беларуси.

Патриарх Никон вошел в историю благодаря таким своим достижениям:

  • активизации церковного строительства по всей территории государства;
  • унификации обрядовых традиций с греческими нормами;
  • восстановление Украины с Россией и др.

В период правления Никона были возведены одни из наиболее крупных и богатых православных обителей. Многие монастыри государства были основаны именно в XVII столетии.

Государственные деятели России в 1985—2004 годах

Горбачев Михаил Сергеевич (родился 1931) — политический и государственный деятель. Окончил Московский гос. уннверснтет, юридический факультет в 1955г. На комсомольской и партийной работе в Ставропольском крае в 1955—1978 гг. С 1978г. — секретарь ЦК КПСС. Член Политбюро ЦК с 1980г. С марта 1985г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Вышел из КПСС в августе 1991г. С октября 1988г. по март 1990г. — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Верховного Совета СССР (с мая 1989г.). С марта 1990г. по декабрь 1991г. Президент СССР.

Ельцин Борис Николаевич (родился 1931) — государственный деятель. После окончания строительного факультета Уральского политехнического института (1955) работал в строительстве: мастер, прораб, начальник Свердловского домостроительного комбината. С 1968г. на партийной работе. В 1976—1985 гг. 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС. С апреля 1985 — г. в аппарате ЦК КПСС: зав. отделом, секретарь ЦК КПСС. С декабря 1985 г. по ноябрь 1987 г. 1 -й секретарь Московского горкома КПСС. С 19S6 г. по февраль 1988 г. кандидат в члены Политбюро ЦК. После выступления на Пленуме ЦК 21 октября 1987 г. освобожден, переведен на хозяйственную работу: 1-й зам. председателя Госстроя СССР. В марте 1989 г. избран народным депутатом СССР. В марте 1990г. избран народным депутатом РСФСР. 29 мая 1990г. избран председателем Верховного Совета РСФСР. В июле 1990 г. на 28 съезде КПСС вышел из партии. 12 нюня 1991г. избран Президентом России, переизбран 3 июля 1996 г. 31 декабря 1999 г. ушел в отставку. С ноября 1991г. по май 1992г. одновременно Председатель Правительства России.

Композиторы

Пётр Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Николай Римский-Корсаков – великий оперный композитор, опиравшийся на историю и сказки (оперы «Снегурочка», «Три чуда»). Думал, что музыкальные формы объединят слушателя с подлинной природой мира. В арсенале его выразительных средств: настоящая мелодика народных песен, частицы гармоний, позаимствованных у скоморохов. Был одарённым педагогом и дирижёром.

Дмитрий Шостакович – композитор советского периода, много экспериментировавший в музыке. Он работал во всех жанрах, и в стиле модерн. Однако, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» не одобрил глава государства И.В.Сталин, после чего композитор подвергся репрессиям. Творчество ограничили рамками «государственных» предпочтений. Но каждому слушателю ясен подтекст настроений и смыслов симфоний № 5 и № 7.

Юридическое оформление крепостного права

Продолжалась политика закрепощения крестьян. С 1581 г. существовали «заповедные лета», когда переход крестьян был запрещён и в Юрьев день. В это же время начинают составляться писцовые книги, появление которых упростило контроль феодалов над крестьянами. С конца XVI в. широкое распространение получили указы об «урочных летах», определявшие сроки сыска и возвращения беглых крепостных крестьян (от 5 до 15 лет).

С 1597 г., даже после выплаты всех долгов, лишили права на освобождение кабальных холопов, которые пожизненно закреплялись за своими кредиторами. Что касается добровольных холопов, то достаточно было полугода их работы на хозяина, чтобы они перешли в категорию полных холопов. Как вольные, так и кабальные холопы могли рассчитывать на свободу только после смерти своего феодала.

Уложением 1607 г., принятом при Василии Шуйском, сыск беглых крестьян устанавливался сроком в 15 лет. Этот документ также предусматривал серьёзные штрафы для тех, кто перепрятывал беглецов. В течение 1-й половины XVII в. ещё неоднократно издавались указы, предусматривавшие разные сроки розыска беглых крестьян (в 1619, 1637, 1642 гг.).

Окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное уложение 1649 г., отменившее «урочные лета», запретившее переходы крестьян от одного владельца к другому и установившее бессрочность сыска. Черносошным и дворцовым крестьянам также запрещалось покидать свои общины. Именно Соборное уложение 1649 г. юридически оформило крепостное право. Это привело к заметному обострению социальных отношений в Российском государстве.

Во 2-й половине XVII в. существовало две категории крестьян — крепостные и черносошные. Крепостные крестьяне вели свои хозяйства на вотчинных, поместных и церковных землях, за что отбывали целый ряд феодальных повинностей в пользу землевладельцев. Черносошные крестьяне принадлежали к разряду «тяглых людей». Они платили налоги и подати в казну государства. Контроль над этой категорией осуществлялся органами государственной власти. Количество черносошных крестьян постоянно уменьшалось, тогда как к концу XVII в. значительно возросло дворянское землевладение, проникшее в Поволжье и многие районы Дикого поля.

Промежуточное положение между двумя этими категориями занимали дворцовые крестьяне, которые обслуживали хозяйственные потребности царского двора.

Выдающиеся личности России начала 20 века. Выдающиеся личности в истории России

Ещё довольно рано определять, кто будет отнесён к выдающимся людям современной истории, ведь XXI век только начался. Но если вспомнить о знаменитых личностях прошедших времён, то можно предположить, что может дать новому столетию славянская раса.

Среди выдающихся личностей России встречаются известные государственные и политические деятели, художники, композиторы, поэты и великие умы. Чуть ниже коротко описаны достижения знаменитостей прошлых столетий.

Государственные и политические деятели

Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.

Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.

Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.

Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.

Российские писатели

Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:

  • «Свои люди – сочтёмся»;
  • «Бесприданница».

Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.

Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий» приобрели мировую известность. Зачастую сновным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе. Также он является отечественным прародителем жанра ужасов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: