Сергий радонежский основал троице-сергиев монастырь

Житие святого сергия радонежского, описание иконы и в чем помогает

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 6 классе.
  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Подмена

Ночью они пришли в Троицкий собор, помолившись перед ракой прп. Сергия, с помощью копья отделили голову святого и поменяли ее на голову князя Трубецкого, некогда упокоенного в лавре.

Сначала глава святого хранилась в ризнице, но потом граф Олсуфьев положил ее в ковчег и стал хранить дома в Павловом Посаде.

В 1928 году, опасаясь ареста, он закопал этот ковчег в своем саду. В 1933 году отца Павла арестовали, Олсуфьев успел убежать в Нижний Новгород. Там он рассказал свою историю Александру Голубцову — будущему епископу Новгородскому — владыке Сергию. Тот через время смог отыскать ковчег в саду и переместить его в Николо-Угрешский монастырь, где он хранился до окончания ВОВ.

Голубцов, вернувшись с войны, ковчег со святыней передал приемной дочери Олсуфьева, Е. Васильчиковой, которая потом в 1946 году тайно отдала ее Патриарху Алексию I. И по его благословению глава святого была возвращена в Троице-Сергиеву лавру, которая вновь была открыта. Святые мощи до сих пор хранятся в Троицком соборе.

Под сенью Святой Троицы

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей Кириллович) был сыном ростовского боярина Кирилла, который переселился с семьей из разоренного при Иване Калите Ростовского княжества в город Радонеж в Московском княжестве. «Житие» описывает два мистических события, предопределивших покровительство Святой Троицы. Одно произошло еще до рождения святого – в материнской утробе младенец трижды возгласил во время литургии. Другое событие относится к детским годам. Отрок Варфоломей, которому с большим трудом давалась грамота, по благословению некоего таинственного старца сверхъестественным образом обретает способность к книжному учению и постижению догматов богословия.

ХотьковоМаковец

Так преподобный Сергий Радонежский начинает на Руси традицию посвящения храмов Святой Троице. Вряд ли это случайно. Учение о Троице, представляющей в троичности единую сущность – «едину силу, едину власть, едино господство», было своеобразным религиозным воплощением идеи единства, которое ощущалось современниками как насущная потребность общественной жизни.

Троицкий соборАндреем РублевымДаниилом Черным

По старой дороге – интереснее

Возле самого Пушкино шоссе раздваивается. Влево – старая дорога, вправо – новая. По новой – быстрее (для того и построена), по старой – интереснее. Проблема в том, что, когда старое шоссе соединится с новым, из-за разностороннего движения придется немного вернуться обратно, до поворота на другую сторону шоссе. Крюк для такого случая не особо великий. Я вам советую смело сворачивать на старую дорогу, поскольку неизвестно, хватит ли на нее настроения на обратном пути.

У развилки стоит на горке пятиглавый Никольский храм: белые стены, синие купола. Освящен 17 июня 1694 г. Чуть подальше (по старой дороге) – Новая Деревня, а в ней деревянный, очень уютный Сретенский храм. Более 20 лет служил здесь известный священник Александр Мень. Здесь он и похоронен: 9 сентября 1990 г. его убили возле станции Семхоз (она по нашей дороге впереди у Посада). Убийство так и не раскрыто. От шоссе Сретенскую церковь загораживает большой крестильный храм, построенный на пожертвования почитателей отца Меня.

Далее – Братовщина. С 1623 г. стоял здесь путевой царский дворец. В начале XIX в. его по ветхости разобрали, а камень, взятый из фундамента, пошел на строительство Благовещенской церкви (1815). Место сие для России и Православной Церкви историческое: в 1613 г. московское духовенство и бояре встречали здесь «умоленного на царство» юного Михаила Романова – первого из царской династии Романовых. Здесь одно время служил будущий Патриарх Тихон.

Встречались мне сообщения, что на кладбище возле церкви похоронен князь Голицын, один из героев романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом» (1835). Два раза приезжал на кладбище, искал ту могилу. Так и не нашел.

Вскоре старая и новая дороги вновь повторяют фокус с разделением, и снова мы продолжим путешествие по старой магистрали. Впереди у нас – Талицы. В конце минувшего тысячелетия, когда я постукивал посошком на этой дорожке, здесь стояла старая полуразрушенная часовня – бывшее подворье Стефано-Махрищского монастыря. Часовню только что освободили проживавшие в ней четыре семьи, поэтому вид у нее был соответствующий.

К 2002 г. каменная часовня была полностью отреставрирована и освящена в честь Новомучеников и Исповедников Российских. На подворье начались регулярные богослужения. В 2007 г. стали реставрировать местные пещеры, и через три года был освящен пещерный храм в честь великомученика Димитрия Солунского. В 2009 г. на подворье началось строительство нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Кто он? Краткая биография

Годом рождения святого считается 1314 г. Родители преподобного Сергия Радонежского, Кирилл и Мария жили в селе Варницы, под Ростовом (отец служил у Ростовского князя). Угодник Божий был крещен с именем Варфоломея. Рассказывают, что уже с детства многие видели на нем как бы некую печать Благодати Божией:

  • еще младенцем он отказывался от материнского молока по постным дням; не принимал его также, если мать ела мясную пищу;
  • семи лет, начав учиться грамоте, сперва был очень неуспешен, но затем неожиданно освоил чтение по молитве некоего встреченного им старца-инока.

Михаил Васильевич Нестеров«Видение отроку Варфоломею. 1889—1890Холст, масло. 160 × 211 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Можно полагать, что для родителей не стало неожиданным, когда, возмужав, Варфоломей решил выбрать путь монашеской жизни. Впрочем, он оставался мирянином до кончины отца и матери. Лишь похоронив  их (незадолго до кончины принявших иночество), Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном уходят на уединенное жительство. Местом поселения братьев стал холм, где ныне находится Троице-Сергиева лавра. Ее именование происходит от первого храма, который братья возвели вместе, посвятив Св. Троице.

Через время Стефан, не вынеся трудностей пустынной жизни, ушел к Москве. Варфоломей остался один. Об этом времени его жизни почти ничего не известно: сам преподобный, видимо, говорил об этом скупо, а свидетелей его подвигов не осталось. Известно лишь, что однажды его нашел некий игумен Митрофан, Варфоломей был пострижен во иночество 7 октября 1337 г. Так как то была память мучеников Сергия и Вакха, нового монаха нарекли Сергием.

Читайте подробнее:Современный анализ. Реконструкция биографии Сергия Радонежского: факты и предположения

Со временем близ подвижника начинают собираться братия. Первоначально, как говорит предание, их было только 12 – причем, если кто-либо из братии умирал или оставлял общежительство, обязательно приходил новый подвижник, как бы восполняя это число. Рост будущего монастыря начался лишь через несколько лет. Именно тогда братия уговорили, почти заставили, смиренного Сергия стать их игуменом – поначалу он всячески отказывался, желая прожить жизнь простым монахом. Но не такова была Божия воля.

Скоро монастырь Святой Троицы становится самым известным, почитаемым на Руси. К его настоятелю приходят за духовным советом, поддержкой во время трудностей. Духовные дарования преподобного проявляются исцелениями больных, прозорливостью. Известно, что частыми гостями обители были князья, особенно Московский, Дмитрий Иванович. Молитва преподобного отца сопровождала князя во время Куликовской битвы 1380 г.

А через 12 лет преподобный оставил этот мир, перейдя в вечные обители – но предстательствует пред Богом о каждом, кто приходит поклониться его мощам.

  • «По мощам и елей?»: Когда мощи святых становятся чудотворными
  • Откровения современного монаха: почему я ушел в монастырь

Почитание преподобного не смогли уничтожить ни годы безбожной пропаганды, ни прямое кощунство по отношению к его мощам. Ведь не посмертным нетлением тела определяется святость, но – чудесами милости Божией, являемыми по молитвам Его угодника, духовным утешением, которое получает каждый молящийся с верой.

Наталья Сазонова

Молитва прп. Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу

Млитва

О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́меннаго жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь. Перевод: О священная глава, преподобный и богоносный отче наш Сергий! Ты молитвою своею, и верою, и любовью к Богу, и чистотою сердца еще на земле обителью Пресвятой Троицы душу твою соделал, и общения с Ангелами, и посещения Пресвятой Богородицы удостоился, и дар чудодейственной благодати принял; по отшествии же твоем от земных особенно к Богу приблизился, и Небесной Силы приобщился, но и от нас духом любви своей не отступил и честные твои мощи, как сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставил. Великое дерзновение имея ко Всемилостивому Владыке, моли о спасении рабов Его, обитающей в тебе благодати Его верующих и к тебе с любовью притекающих. Испроси нам у богатого дарами Бога нашего всякий дар, всем и каждому потребный: веры непорочной соблюдение, городов наших утверждение, мира умиротворение, от голода и мора избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим – утешение, недужным – исцеление, падшим – восстание, заблуждающимся – на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся – укрепление, творящим доброе – в делах благих успех и благословение, младенцам – воспитание, юным – наставление, незнающим – вразумление, сиротам и вдовам – защиту, отходящим от сего временного жития к вечному – благое приготовление и напутствие, отошедшим – блаженное упокоение, и всех нас сопровождая твоими молитвами сподоби в день Страшного Суда от участи стоящих слева избавиться, а сделаться общниками правой стороны и тот блаженный глас Владыки Христа услышать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь.

Реставрация Лавры

Сразу же после завершения активных военных действий 1917-1918 гг. в прилежащей к лавре местности большевики создали комиссию для защиты древних ценностей, которые хранились в монастыре, а также организации по проведению реставрационных работ. Но велись эти работы из рук вон плохо, поскольку какого-либо единого представления о том, как должна выглядеть новая лавра, и зачем она вообще необходима, не было.

Два года ушло у Трофимова на подготовку справки о музее и проекта реставрационных работ. 1 февраля 1940 г. лавру и прилегающие территорию объявили Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Трофимова же назначили главным архитектором, выделив на реставрацию 6 млн. рублей.

Завершению ее помешала война. Но несмотря на военные действия и послевоенную разруху, разрушения лавры удалось избежать. Часть памятников была восстановлена, а часть возведена почти с нуля.

Восстановление лавры – это первостепенная и главнейшая задача, которую поставило перед Трофимовым правительство. В 1950 гг. дело Трофимова продолжил его ученик — архитектор В.И. Балдин. В 1963 г. к делу подключился А.Г. Устинов, настаивавший на комплексном восстановлении ансамбля лавры. К началу 1970 гг. большая часть реставрационных работ была выполнена, но на этом восстановление лавры не прекратилось.

Дело первых архитекторов продолжило молодое поколение. Многие части монастыря сейчас можно увидеть именно благодаря труду архитекторов Ю.Д. Беляева и Ю.Н. Шахова.

В 1990-2000 гг. лавре был возвращен изначальный дореволюционный облик, перекрашены некоторые стены, воссоздана прежняя роспись, отремонтирована колокольня. В 2004 г. на колокольню вернулся Царь-колокол. Его пришлось отливать заново, поскольку прежний был расплавлен.

Храм на торжище

На другом конце Сретенки, у самого Садового кольца стоит церковь Троицы Живоначальной в Листах. Почему «в Листах»? Дело в том, что жившие неподалеку печатники в XVIII столетии изготовляли кустарным способом бесхитростные лубочные картинки, которые, как и гравюры, назывались тогда листами. У Троицкой церкви образовался стихийный рынок этих картин, которыми продавцы завешивали всю церковную ограду. В 1671 г. жившие в этом месте стрельцы вместе с начальником своим Василием Пушечниковым вернулись из похода на Астрахань, где смирили взбунтовавшихся казаков и привели в Москву их атамана Стеньку Разина. Как сказано в Писцовой книге, царь Алексей Михайлович «за услугу и труды их тогда же пожертвовал 150 тыс. казенного кирпича для строительства Троицкого храма». В 1930 г. храм был закрыт и вновь начал действовать с 1991 г.

На Сухаревской площади заканчивается важный и насыщенный этап нашего пешеходного паломничества. Дальнейшее движение на север лучше уже точно продолжить на машине – расстояние между храмами увеличивается и терпения для их посещения требуется больше.

Почитание

По мнению академика Голубинского, преподобный Сергий Радонежский «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы» . Документальных известий о том, когда и как началось его почитание, нет.

Житие святого написано в году прп. Епифанием Премудрым.

Имя преподобного Сергия Радонежского встречается также в календаре Англиканской церкви .

Рака прп. Сергия Радонежского

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м:/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло украше́н еси́./ Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посе­ща́я чад твои́х,// Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.

Ин тропарь, глас 8

От ю́ности восприя́л еси́ Христа́ в души́ твое́й, преподо́бне,/ и па́че всего́ вожделе́л еси́ мирска́го мяте́жа уклони́тися,/ му́жески в пусты́ню всели́лся еси́,/ и ча́да послуша́ния в ней, плоды́ смире́ния, возрасти́л еси́./ Тем быв Тро́ице вселе́ние,/ чудесы́ твои́ми всех просвети́л еси́, приходя́щих к тебе́ с ве́рою,/ и исцеле́ния все́м подая́ оби́льно./ О́тче наш Се́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас тот же

В чистоте́ жития́ исто́чник слез твои́х,/ испове́дания трудо́вныя по́ты совокупи́л еси́,/ и купе́ль духо́вную источи́л еси́, свяще́нный Се́ргие, преподо́бне,/ омыва́еши сугу́бстве, творя́щим любо́вию па́мять твою́,/ скве́рны обоя́мы душе́вныя и теле́сныя./ Сих ра́ди, ча́да твоя́ су́ще, вопие́м ти:// моли́, о́тче, Святу́ю Тро́ицу о душа́х на́ших.

Тропарь на обретение мощей, глас 4

Днесь пресве́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́,/ я́ко светолу́чными заря́ми, мо́лниями чуде́с твои́х осия́емь,/ всю вселе́нную созыва́ет похвали́ти тя, Богому́дре Се́ргие,/ пречестна́я же и сла́вная оби́тель твоя́,/ ю́же во и́мя Святы́я Тро́ицы мно́гими труды́ твои́ми созда́л еси́, о́тче,/ иму́щи в себе́ стада́ учени́к твои́х,/ весе́лия и ра́дости исполня́ется./ Мы же, пра́зднующе пресла́вное обре́тение честны́х моще́й твои́х, в земли́ со­крове́нных,/ я́ко цвет благоуха́нен и кади́ло благово́нно,/ любе́зно я лобыза́юще, разли́чная исцеле́ния прие́млем/ и твои́ми моли́твами грехо́в проще́ния сподобля́емся,/ о́тче преподо́бне Се́ргие,// моли́ Святу́ю Тро́ицу спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак на обретение мощей, глас 8

Днесь я́ко со́лнце пресве́тло,/ возсия́вши от земли́ честны́я мо́щи твоя́, нетле́нны обрето́шася,/ я́ко благоуха́нный цве́т,/ мно́жеством чуде́с сия́юще,/ и все́м ве́рным источа́юще разли́чная исцеле́ния,/ и веселя́ще избра́нное твое́ ста́до,/ е́же му́дре собра́в и до́бре па́ствил еси́,/ о ни́хже и ны́не Тро́ице предстои́ши моля́ся,/ да вси вопие́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.

Троицкая осада

Рассказывая о защитнике земли русской, надо обязательно напомнить о том, какой глубокий духовный, экономический и политический кризис постиг Россию на рубеже конца XVI и начала XVII века. Наступил период великой смуты — прекращение властвования династии Рюриковичей и избрание на престол Бориса Годунова. Противостояние между боярами и дворянами обострились. В России — страшный голод. В народе — мнение, что правление Годунова не благословлено Богом. Возле Москвы стали образовываться шайки разбойников. В Польше появился самозванец, выдававший себя за цесаревича Димитрия. Король Польши Сигизмунд III идет войной за русский престол. Лжедмитрий I вступил в Россию, в июне 1605 года его убивают в результате боярского заговора.

К власти приходит боярин Василий Шуйский. Однако опять появляются слухи, что в Польше все еще жив цесаревич Димитрий. Польша разрабатывает тактику, в которой предлагалось соединить Русь с Польшей и подчинить Русскую Церковь Папе Римскому.

Войска Лжедмитрия II расположились в Тушино, Москва оказалась в осаде, Троице-Сергиев монастырь стал стратегическим объектом, через который правительство Шуйского поддерживало связь с другими городами и получало от них подкрепление. Троицкие иноки стояли на стороне законной власти и призывали народ противостоять врагу. Монастырь стал оплотом гражданской и религиозной свободы.

23 сентября 1698 года поляки под командованием панов Сапеги и Лисовского подошли вплотную к стенам монастыря.

Высоцкий монастырь. Серпухов, Московская область

Монастырь на окраине Серпухова – одна из главных достопримечательностей древнего города. Его основал в 1374 году местный князь Владимир Храбрый, но для выбора места и его освящения позвал Сергия с учеником Афанасием, который и остался за игумена. Монастырь невелик, но красив: стены с башнями XVIIвека, изящная надвратная колокольня (1831), Зачатьевский собор времен Бориса Годунова и еще несколько церквей и корпусов. Но более всего обитель славится иконой «Неупиваемая Чаша», избавляющей от алкоголизма, наркомании и прочих пагубных пристрастий.

« Зачем на русской свадьбе невесту заставляли подметать

Современное положение монастыря

Сейчас это – ставропигиальный монастырь, что означает его подчинение непосредственно Патриарху. Он же согласно Уставу – священноархимандрит обители, и руководит ею через назначаемого наместника.  Настоятель Лавры всегда имеет сан епископа. С 1897 г. лавра управляется духовным собором. Он состоит из наместника, духовника, благочинного храмов, казначея, а также наиболее духовно опытных уважаемых братий.

Интересный факт
Сейчас здесь подвизаются около 200 насельников, что примерно в 2 раза меньше, чем было до революции. Тем не менее, лавра – самый большой мужской монастырь России.

Здесь расположены

  • духовные учебные заведения (семинария и Академия);
  • издательство.

Монастырь несет большое социальное служение:

монахи окормляют детский дом для слепоглухих детей Сергиева Посада; первоначально здесь была домовая церковь прп. Сергия, позже возвели больший по размеру храм Явления Божией Матери св. Сергию (с 2010 г.); иноками созданы адаптированные тексты богослужения; для лучшего обеспечения всей этой работы действует фонд имени основателя лавры. 

  • с конца 1990-х в городе работают православная гимназия имени прп. Сергия, а также школа-интернат, одним из учредителей которых является монастырь;
  • с 1995 г. создан детский военно-патриотический клуб «Пересвет».

И все же главное служение обители совершается тогда, когда приходящий сюда прикасается к ее святыням, посещает храмы, где чувствуется незримое присутствие множества служивших здесь угодников Божиих. И это действительно изменяет душу, жизнь, дарует живую веру.

Это интересно: Все монашеские Лавры России и Украины

От Никольской до Большой Лубянки

Когда-то вдоль Никольской улицы располагались иконные ряды. Здесь в изобилии торговали свечами, лампадным маслом, церковной утварью, различного письма иконами. Поэтому Спасский монастырь, основанный здесь в 1600 г. царем Борисом Годуновым, стали называть Заиконоспасским. С 1665 г. в монастыре работала школа для подготовки чиновников правительственных учреждений, которую возглавлял известный просветитель Симеон Полоцкий (его захоронение – в монастырском соборе). На основании этой школы в 1687 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, ставшая первым в России высшим учебным заведением. В 1814 г. ее переименовали в духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву Лавру. До нашего времени сохранился главный храм монастыря – Спасский собор (1660) – и часть окружающих его монастырских построек. Собор закрыли в 1929 г. и возвратили Церкви в 1992 г.

Через два дома от Спасского собора направо уходит Богоявленский переулок, получивший название от находившегося здесь некогда Богоявленского монастыря. Это второй по древности московский монастырь после Даниловского. Основан в 1296 г. московским князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского. От Богоявленского монастыря остался лишь Богоявленский собор, построенный в 1696 г.

Одним из первых настоятелей Богоявленского монастыря был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Здесь принял иноческий постриг будущий московский митрополит Алексий. В 1568 г. сюда заточили митрополита Филиппа (Колычева) за его открытое осуждение политики и действий царя Иоанна Грозного. Разгневанный царь велел впустить к нему в темницу голодного медведя, но, ко всеобщему удивлению, зверь не тронул узника. Опального митрополита отправили на север, в Соловки, где он и погиб (!!!в тверской Отроч Успенский монастырь, где год спустя, в 1569 г., он и принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова!!!) (статья о святителе Филиппе – см. «Покров» №6, 2012).

Никольская улица невелика и заканчивается у Лубянской площади. Когда-то здесь располагались переселенцы из Новгорода, и некоторые специалисты считают, что название «Лубянка» пошло от новгородцев – была у них улица Лубяница. Но есть и другое мнение: название это местного происхождения – от луба, которым крыли мелкие лавочки.

Если у края площади посмотреть направо, то невдалеке легко увидеть красного кирпича храм апостола Иоанна Богослова под Вязом. Построен в 1837 г. Огромный вяз рос у его алтаря до 1775 г. В 1925-м храм закрыли. С 1934 г. в нем разместился Музей истории Москвы. Несмотря на давние решения, музейщики держались до последнего и съехали только 31 декабря 2011 г. По сути, сегодня это самый молодой православный храм в Москве.

Перебравшись через площадь, попадаем в «ущелье» между «Детским миром» и новым зданием КГБ (по-нынешнему ФСБ). Это – улица Большая Лубянка.

Сразу же за «Детским миром» на Пушечной улице – возрожденная церковь Софии Премудрости Божией, выстроенная в 1692 г. Появление ее также связывают с новгородскими переселенцами. Проложенная здесь улица называлась поначалу Софийкой, а в 1922 г. ее переименовали в Пушечную по находившемуся здесь некогда Пушечному двору – государственному заводу, изготовлявшему пушки и колокола.

Скиты

Это – места уединенного подвижничества монахов. Обычно сюда запрещен, либо сильно ограничен вход мирянам. Сейчас при лавре действует четыре скита

  • Гефсиманский; он существует с 1844 г. примерно в 6 км от лавры; его главная святыня – Черниговская икона Богородицы; скит не только открыт для паломников, но несет даже социальное служение: например, при нем работает детская воскресная школа;
  • Параклит, который находится близ Гефсиманского; он также действует с середины XIX в., закрывался во время гонений советских лет, возрожден с 1990-х; подвизается здесь только несколько монахов, но идут ежедневные богослужения, на которые могут приезжать миряне;
  • Покровский; он находится в с. Сабурово, еще с XVII в. принадлежавшем обители; скит образовался с начала 1990-х, когда несколько монахов занялись возрождением местного храма, поселившись рядом;
  • Сергиевский в с. Благовещенье; первоначально, с конца 1980-х, здесь было подсобное хозяйство медленно возрождающейся лавры; ныне это скит с примерно 20 насельниками, живущий по Афонскому уставу; миряне допускаются на службы, включая ночные, которые начинаются около 2 ч.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: