Святой равноапостольный князь киевский владимир: 65 фактов из жизни правителя древней руси

Таблица «войны и походы великого князя владимира i святославича»(святой | креститель | красно солнышко)

До прихода к власти[править | править код]

Сын князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Существует поздний, возможно, легендарный, рассказ о том, что Владимир родился в деревне Будутино под Псковом, куда беременную Малушу сослала разгневанная Ольга. По летописям, он был третьим по старшинству (после Ярополка Святославича и Олега Святославича), но выдвигалась также гипотеза, что он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в году престижный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде был его дядя по матери Добрыня. Будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провел детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к Владимиру, у которого служил ее брат Сигурд, но по дороге были захвачены пиратами, жившими в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

Вскоре после гибели Святослава в начале г. вспыхнула междоусобная война между его тремя сыновьями. Хронология летописи здесь условна, но известно, что на начальных этапах конфликта Олег погиб в борьбе с киевским князем Ярополком, а новгородский князь Владимир при этом известии бежал в Скандинавию к королю Норвегии Хокону II Могучему в году, где набрал вместе с Добрыней варяжское войско, взял перешедший на сторону Киева Полоцк и насильно взял в жёны дочь местного правителя Рогнеду, просватанную за Ярополка; отец Рогнеды, Рогволод Полоцкий, был убит. Наконец, Владимир при помощи варягов захватил Киев и занял престол предательски убитого в Родне под Киевом Ярополка. Согласно «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха, это случилось 11 июня г. Древнерусские летописи дают дату ; из ряда хронологических соображений кажется более вероятным, что дата правильная, а дата получена при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта.

Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
Святослав
Ярополк
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый
Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

Перемены на Руси

После этого на Руси произошло чудесное перерождение. Начали строиться православные храмы. На горе, где раньше стоял главный идол, и приносились ему жертвы, выстроили храм в честь святого Василия, имя которого носил князь. На месте мученической кончины Федора и Иоанна построили храм Успения Пресвятой Богородицы.

Киевская митрополия стала относиться к Константинопольскому патриархату.

После крещения киевлян православие приняли в других русских
городах:

  • в Пскове;
  • в Смоленске;
  • в Полоцке;
  • в Чернигове и др.

После принятия православия характер князя полностью изменился. Он стал намного добрее, покладистей. Народ стал за это его звать «Красное солнышко». После литургии князь устраивал богатые угощения для простого народа. Он перестал воевать, стал миролюбивым. Народ тоже менялся с князем вместе. По всей Руси распространялась письменность, все больше людей становились грамотными.

Чудо спасения от печенегов

Однажды Владимир чуть не погиб. Он построил новый город Василев, а на него напали печенеги. Князь спрятался под мостом и молился Богу об избавлении от врагов. В благодарность он обещал построить новый храм в честь праздника дня. Так и произошло, когда печенеги оставили его в живых, проехав мимо моста и не заметив князя. Поскольку тогда был праздник Преображения Господня, то в Василеве был построен храм в честь этого праздника.

Были построены князем другие новые города:

  • Владимир;
  • Переяславль;
  • Белгород.

Правление сыновей князя

В новых городах он поставил княжить своих сыновей. Киевский престол он завещал любимому сыну Борису. Старший сын, Святополк, воспротивился воле отца и устроил заговор против него. Он был раскрыт, и Святополка было приказано заточить в темницу. Владимир решил идти войной против него, но этому помешала его кончина. После его смерти Святополк «окаянный» приведет в исполнение свой коварный план, убьет своих братьев Бориса и Глеба.

Скончался князь 28 июля (по новому стилю) 1015 года. Этот день принято считать днем памяти святого князя Владимира. Тело его было положено в Десятинной церкви. Она была разрушена монголами, саркофаги Владимира и его супруги Анны тоже были осквернены. На сей момент местонахождение мощей святого неизвестно.

Канонизация равноапостольного Великого князя Владимира

Точная дата канонизации святого неизвестна, но в четырнадцатом веке он уже почитался как святой. В 19 –м веке в Киеве был воздвигнут памятник князю. Святой Владимир почитается и в католичестве. По всей Руси и на Украине множество храмов воздвигнуто в его честь. Заслуга этого святого для русского народа велика.

Протоиерей Андрей Ткачев о равноапостольном Великом князе Владимире

Борьба с печенегами

Основной проблемой на юго-востоке Руси оставались печенеги, которые, по свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, кочевали всего на расстоянии одного дня пути от границы. Степняки с 988 года совершали регулярные набеги на приграничные территории, разоряя города, уводя людей в плен.

Битва на реке Трубеже

Дата военного похода (официальная хронология) Противники Причина Итог
992 Печенеги Очередной набег печенегов на южные русские земли Победа дружины киевского князя.

Битва с печенегами под Василевом

Дата военного похода (официальная хронология) Противники Причина Итог
996 Печенеги Очередной набег печенегов, попытка прорваться к Киеву Поражение войска князя и его чудесное спасение, в честь которого была возведена церковь Преображения в Василеве.

Осада печенегами Белгорода

Дата военного похода (официальная хронология) Противники Причина Итог
997 Печенеги Очередной набег печенегов, попытка  воспользоваться отъездом князя Владимира в Новгород (князь хотел нанять варягов для борьбы с печенегами) Длительная осада Белгорода.

Дальнейшие столкновения с кочевниками

Дата военного похода (официальная хронология) Противники Причина Итог
1000 год Печенеги Попытка захвата Киева в отсутствии князя Владимира. Печенеги были разбиты киевским воеводой Александром Поповичем.
1013 год Печенеги, поляки После поражения Болеслава I печенеги уходят с территории Руси.
1015 (не подтвержденные данные) Печенеги Смерть Бориса Владимировича на реке Альте (возможно, что весть о вторжении  – провокация со стороны Святополка, попытка удалить княжескую дружину из Киева).

Торговый договор с Волжской Булгарией

Дата военного похода (официальная хронология) Противники Причина Итог
1000 год (совместно с Византией) Армения Выполнение союзнических обязательств (киевский князь предоставил шеститысячное войско) Военная добыча.
1000 год Дунайская Болгария Разведка, попытка возвращения территорий, завоеванных Святославом. Захват Переяславца, военная добыча и заключение мирного договора.

В 1006 году Владимир перезаключил договор с Волжской Булгарией. По этому договору:

  • обеими странами гарантировалась безопасность волжского торгового пути;
  • русские купцы могли беспрепятственно торговать на территории Волжской Булгарии;
  • купцы из Булгары могли посещать любые русские города, но торговать – только с купцами, а не напрямую с местным населением.

Конфликт с Болеславом I Храбрым и заключение мира

Дата военного похода (официальная хронология) Противники Причина Итог
1013 год Сын Мешко I Болеслав I Храбрый в союзе с печенегами Попытка поляков вывести города Червенской  Руси из-под контроля Киева. Поражение поляков и печенегов. Заключение мирного договора и династического брака: сын Владимира, Святополк, женился на дочери Болеслава.

Назначение сыновей на княжения

Еще при жизни князь Владимир назначил своих многочисленных сыновей на княжения в различные города Руси. Эту традицию он перенял от отца Святослава. Его дети занимали престолы следующих городов:

  • Вышеслав – Новгород (до 1010 года);
  • Святослав – Туров;
  • Изяслав – Полоцк (до 1001 года, потом Полоцком самостоятельно от Киева правили его наследники);
  • Ярослав – Ростов (до 1010 года), Новгород;
  • Всеволод – Владимир-Волынский;
  • Мстислав – Тмутаракань, Чернигов;
  • Станислав – Смоленск;
  • Судислав – Псков;
  • Святослав – Искоростень;
  • Борис – Ростов;
  • Глеб – Муром.

Поступая таким образом (отправляя на княжение сыновей, а не ставя наместников), Владимир хотел обеспечить себе полный контроль над территорией государства.

Личная жизнь и дети[править | править код]


Картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде.

Владимир был до крещения известен как «великий распутник» (лат. fornicator maximus, по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского), имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё). Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.

После крещения Владимир состоял в двух последовательных христианских браках — с уже упоминавшейся византийской царевной Анной и, после её смерти в , с неизвестной нам по имени «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в году (Н. Баумгарден считал её дочерью графа Куно Йонингенского).

Дети:

От «чехини» (по Татищеву — варяжки Оловы):

Вышеслав, князь новгородский, по-видимому, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.

От гречанки (по Татищеву Юлии), вдовы Ярополка Святославича (жена с ок.):

Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. ):

  • Изяслав, князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
  • Мстислав; если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, см. ниже), то, скорее всего, умер в младенчестве.
  • Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — киевский.
  • Всеволод, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в году.
  • Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
  • Премислава (ум. ), по некоторым источникам с г. жена венгерского принца Владислава (Ласло) Лысого (ум. ).
  • Мстислава, в г. среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.

От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

  • Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в , не оставив наследников.
  • Станислав, князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны).
  • Судислав, князь псковский, в — в заточении, умер в , пережив всех братьев.

От Мальфриды (по поздним данным; однако Малфредь действительно упоминается среди умерших членов княжеского семейства под годом, а Татищев считал её другой «чехиней», женой Владимира; такая реконструкция родства достаточно правдоподобна):

Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.

От «болгарыни»:

  • Борис, князь ростовский.
  • Глеб, князь муромский.

Неизвестно, от какой жены:

  • Позвизд
  • Добронега-Мария (ум. ) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) — женой короля Польши, Казимира I Восстановителя.

Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум.).

Князь Владимир Святославович

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы всего русского народа.

Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава Игоревича († 972). Мать его, Малуша († 1001) (ставшая христианкой вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде) была дочерью князя древлян, того самого племени, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря, дела Владимира. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. Вскоре Владимира вернули в Киев, где он и воспитывался при дворе своей бабки княгине Ольги.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями (от разных жен). В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде — Владимир. В междоусобной войне, которую развязали Олег и Ярополк, победил Владимир, в 978 году захватив Киевский престол.

Став единодержавным князем Руси, Владимир осуществил несколько военных удачных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгар, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

По слову летописца, «побежденный вожделение», страстный, сильный, любящий войны и походы, безудержный в пирах и забавах, Владимир был сыном своего отца Святослава — язычником не столько по убеждению, сколько по образу жизни. В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Уподо́бился еси́ купцу́ и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в, богоспаса́емаго Ки́ева,/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому Гра́ду уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер Христа́,/ избра́вшаго тя́ я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную, вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще:// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .

Ин тропарь, глас 1

Я́ко нача́льнику Креще́ния/ и ко́реню ве́ры Боже́ственныя,/ и́долов разруши телю,/ блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти́:/ сла́ва вразу́мльшему тя́ Христу́ Бо́гу,/ сла́ва освяти́вшему тя́ Креще́нием Свои́м,// сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю́ страну́ Ру́сскую.

Ин тропарь, глас 8

Правове́рия наста́вниче/ и всея́ Руси́ просвети́телю,/ благочести́вый вели́кий кня́же Влади́мире,/ святы́м Креще́нием все́х просвети́л еси́/ и це́ркви мно́ги сла́вны украси́л еси́,/ о прему́дре Васи́лие,/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Монахиня Иулиания (Соколова). Киевские чудотворцы (фрагмент иконы Всех святых в земле Российской просиявших, кон. 1920-х — нач. 1930-х гг.). Ризница Троице-Сергиевой лавры

Тропарь Собора Киевских святых, глас 8

Насади́теля ве́ры и князе́й Ки́евских верхо́внаго/ дне́сь собо́р святы́х Ки́евских я́ко первонача́льника своего́ восхваля́ет,/ апо́стола Андре́я во благове́стии подража́теля,/ Кири́лла и Мефо́дия трудо́в о просвеще́нии продолжа́теля,/ блаже́нных Аско́льда со О́льгою прее́мника во правове́рии ./ Те́мже и вси́ лю́дие воспева́ют отца́ своего́, ве́рно вопию́ще:/ Христа́ Бо́га моли́ ми́р оте́честву на́шему дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу, в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся́, я́ко младе́нческая, мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния, оста́вль,/ я́ко му́ж соверше́нный, украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею,/ и ны́не,Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .

Ин кондак, глас 8

Изря́дному воево́де и правове́рному,/ благода́рственная воспису́ет ти́ вся́ Ру́сь, Васи́лие,/ иму́щи тя́ нача́льника и засту́пника,/ я́ко изба́вил еси́ на́с от вся́кия скве́рны и ле́сти,/ те́мже ти́ вопие́м:// ра́дуйся, вели́кий кня́же Влади́мире преблаже́нне.

Ин кондак, глас 4

Оте́ческу пре́лесть, и́долы, я́ко су́етни, отве́рг,/ Христа́, все́х и́стиннаго Бо́га, Царя́ и Благода́теля, позна́л еси́./ Те́мже и лю́ди, изря́дны Тому́, святы́м Креще́нием просвети́л еси́,/ пресла́вне Влади́мире. / Сего́ ра́ди почита́ем тя́,/ я́ко Тро́ице служи́теля,// Христа́ моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Величание

Велича́ем тя́,/ святы́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире,/ и чти́м святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю́ Росси́йскую зе́млю святы́м Креще́нием просвети́вшаго .

Крещение[править | править код]

Файл:VelKnVladimirByEggink.jpg Великий князь Владимир избирает религию. Картина XIX в.

Крещение Руси летопись считает результатом сознательного «выбора вер» Владимиром: к его двору якобы вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, пока Владимир после беседы с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда. Несмотря на агиографический трафарет, в этом повествовании есть и историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом нужно видеть отсылку к событиям года, когда германский император присылал епископа и священников Ольге; не принятые на Руси, они «еле спаслись». Об этих контактах Ольги с императором известно только из западных источников; таким образом, указание летописи на то, что при Владимире велись какие-то переговоры с западными христианами о крещении Руси, достоверно. Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.

Непосредственным толчком к Крещению стало требование Владимира дать ему в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну в обмен на поддержку русских войск в борьбе с узурпатором Вардой Фокой. Императоры согласились, но потребовали от Владимира крещения. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город в Крыму Херсонес (Корсунь) и лишь после этого состоялся брак.

Детали хронологии — на каком именно этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или в Корсуне, одновременно ли крестился Владимир и его народ — были неясны уже во времена составления «Повести временных лет» в начале XII века. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Обычно датой Крещения Руси считают год, но аргументированно предлагались также и другие даты — практически все годы в диапазоне от до г. В крещении Владимир принял имя Василий (в честь византийского императора Василия II, очевидно, исполнявшего роль заочного крёстного отца, согласно практике политических крещений того времени).

Крещение Владимира.Фреска В. М. Васнецова.

вятичей

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата, епархия была создана ещё как минимум в Новгороде (а по некоторым данным — также в Белгороде Киевском, не путать с современным Белгородом, Переяславле и Чернигове). При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому, недолговечная.

Вместе с православными миссионерами на Русь чрезвычайно рано проникали и сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в году Новгородского кодекса явствует, что в году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.

Военные походы

В 981 году князь «Красно Солнышко» отправляется в поход на Волынь, которая находилась под гнетом поляк. В результате этого военного похода к владениям Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Кроме того, для укрепления собственного влияния в этом регионе победитель закладывает город, который назвали Владимир-Волынский. Этим походом начались многочисленные войны для укрепления и расширения границ собственного государства. В 981 году случились новые походы, на этот раз на вятичей. Дважды в течении годы выдвигалась в наступление дружина Киевской Руси, пока не была одержана победа. Следующий год ознаменовал походами на ятвягов, которые покорились Руси и обязались платить дань Киеву. После этого настал черед другого постоянного противника — Волжскую Булгарию. По результатам этого похода было подписано мирное соглашение между булгарами и русичами. Немногим позже Волжская Булгария была завоёвана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Покорителем булгар стал Хан Батый. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань. В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где сумел покорить племена хорватов.

Князь Владимир и его деяния

О чем просят великого князя

Он считается покровителем МВД России, просить этого святого стоит:

  • о покровительстве и защите страны от врагов;
  • о принятии верного решения, даровании мудрости;
  • о справедливом и честном правителе для государства;
  • о становлении справедливости в стране.

Князь считается покровителем властей, но он также помогает защитить веру, придает сил. Но все чаще встречается упоминание о том, что просить стоит не конкретного святого, веруя в силу иконы, как чудотворного лика. Обращение должно быть чистым, искренним и исходить от человека, который всем сердцем радует за Господа, верит в его силу. В таком случае обращение будет услышанным.

Итоги правления

Языческий Владимир – это лидер, созвавший в юном возрасте многотысячное войско; это многоженец и сластолюбец; это идолопоклонник, приносящий человеческие жертвы. Это варвар, завоёвывающий новые земли с большой жестокостью. Но Владимир после принятия христианства – это муж одной жены; правитель, заменивший смертную казнь денежным оброком; ярый противник язычества и безграмотности.

Перерождение Древней Руси, объединение её и становление государственного строя, а также признание Киевского Княжества как достойного соперника и союзника невозможно без реформ и политических свершений Владимира. Крещение князя, как и крещение всего народа, положило начало всеобщему образованию, развитию зодчества и русской культуры как отдельного пласта мирового наследия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: