Башкиры

Отношение к «своим»: если признает себя башкиром, то назначают главой

— А как новая элита относится к «западным»?

— Если он признает себя «башкиром», ставят главой.

— То есть человек должен взять себе другую национальность, признать себя башкиром. Получается, отношение осталось таким же?

— Если он татароязычный, то должен признать татарский язык диалектом башкирского. Если он не скажет, что говорит на татарском языке, что родной язык у него татарский, и скажет, что он говорит на диалекте, — то претензий к нему нет.

— Тимур, вы считаете правильным существование такого явления в современном обществе? Если он хороший специалист, то может быть хоть русскоязычным татарином, хоть татароязычным татарином или русскоязычным башкиром.

— Да, вы правы. Если татарин – пусть будет татарином, татароязычный – пусть будет татароязычным. Нельзя человека ставить перед выбором: «Если я не назову свой язык диалектом башкирского языка, то мне не дадут расти и карьеры у меня не будет».

— Как думаете, надо ли остановить нападки в соцсетях, взаимные обвинения, ругань? И кто это должен сделать?

— Со стороны Казани надо придумать в отношении Башкортостана какую-то новую, но позитивную стратегию.

— Именно со стороны Казани?

— Да, это должна сделать Казань. Многие недопонимания идут от того самого устаревшего отношения. В Казани о башкирах говорят: «братья». У нас в Уфе давно не говорят «братья», а говорят «соседи». Вот это надо понимать. Не поддаваясь эмоциям, надо придумать новую, прагматичную стратегию.

Невозможно спрятаться от соседа, отмахнуться от него. Если его дом сгорит, значит, и твой дом загорится.

Сам я прагматик. К татарам каких-то горячих чувств нет, я не ощущаю их действительно своими кровными братьями. Но я прагматик, я только вижу пользу, которую они могут принести моему народу. Такого же прагматичного отношения я жду от Казани и призываю создавать в башкирах такое же прагматичное отношение к татарам.

— Но если новая стратегия так и не будет придумана, к чему могут привести это противостояние, взаимные обвинения в соцсетях?

— Это может привести к каким-то инцидентам. Если помните, когда во время исполнения башкирского гимна татарские фанаты шумели, башкирские фанаты это неправильно поняли. Случись такие непонятные ситуации, может возникнуть и драка. Эта ситуация может повториться, где-то этот скандал может перейти в рукопашный бой. Этого нельзя допустить.

— Но социальные сети очень сложно взять под контроль. Что в этом случае могут сделать власти?

— Больше вести разъяснительную работу.

Казань должна реализовать национальный университет

— Что Казань, татары делают неправильно? Что они должны делать, чтобы минимизировать этот конфликт, или, наоборот, чего не должны делать? Вы сказали, что необходима идеология. В чем она может выражаться? Казань должна перестать называть башкир братьями? Это убавит претензии со стороны башкир? Наша позиция «татары и башкиры – братские народы» – она злит башкир?

— Во-первых, что можно сделать Казани. Есть идея национального университета. Надо создать этот национальный университет и учитывать там также и башкирский фактор. Там должно быть именно башкирское место, они должны найти свое место. Чтобы не получилось так, что башкиры приезжают туда учиться, а им говорят: «Вы же татары».

— А разве есть такое?

— Есть. Это говорил Рафаэль Хакимов, то ли в 2001 году, то ли в 2002-м.

У нас есть общее наследие. Мы не говорим, что это татарское наследие, мы его изучаем. Альфрид Бустанов назвал это мусульманским наследием. Будет очень здорово, если удастся отойти от этой бинарной концепции. Это очень большой проект, на даный момент его создание кажется утопией. Как ученый, я советую больше изучить эту ситуацию. 30 лет к этому толком не было внимания, Башкортостаном татары особо не интересовались, а сейчас Татарстан начал формировать свою позицию по Башкортостану, кажется, идет отказ от прежних простых схем, разных стереотипов. Мне так ощущается.

Кажется, идет обдумывание новых концепций, такими, как Бустанов, другими. Мне кажется, началось какое-то движение. Надо изучать это, и, найдя позитивное отношение к башкирам, Башкортостану, реализовать национальный университет и другую общеязыковую среду, татаро-башкирскую языковую среду.

— А как создавать позитивное отношение, если татары видят, что в Башкортостане татарский язык объявляют диалектом башкирского, идет переписывание татар в башкиры? Здесь ведь наоборот, отношения только обостряются.

— Есть сила журналистов в «разжигании» этого. Если они акцентируют на этом, конфликт идет. Например, в 2005 году в Уфе очень богатый человек по имени Рамиль Бигнов строил для себя офис. С мэрией вышел конфликт, было решено снести его офис. А Бигнов пошел на очень хитрый шаг – говорит, что строит не офис, а гимназию. Был суд, здание начали сносить. Бигнов дает информацию в Казань, что рушат татарскую гимназию. Я сам по радио слышал — мол, в Уфе сносят татарскую гимназию. В Татарстане это услышали в таком виде. Это дезинформация.

— В свое время в западных районах Башкортостана звучало мнение о необходимости отделения. Как эти настроения удалось подавить? Муртаза Рахимов постарался?

— Они сами собой сошли на нет. Активные татары ушли из политики, и эта идея стала казаться утопией. Мне кажется, этот лозунг исчез естественным образом.

Интертат.Ру, перевод Алии Сабировой

Антропологические типы башкир

Сложность антропологического состава башкир неоднократно подчеркивалась исследователями ещё в XVIII—XIX веках. Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. Выделяют 5 основных антропологических типов:

  • понтийский (тёмный европеоидный)
  • субуральский (сублапоноидный)
  • светлый европеоидный
  • южносибирский
  • памиро-ферганский

Наиболее древними расовыми типами башкир считаются светлый европеоидный, понтийский и субуральский, а наиболее поздним — южносибирский. Южносибирский антропологический тип в составе башкир появился довольно поздно и тесно связан с тюрками-кочевниками кимако-кыпчакского времени IX—XII веков (находки из Старохалиловских, Мрясимовских, Муракаевских курганов), а также кипчаками Золотой Орды XIII—XIV веков. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии. В этот период происходит окончательное формирование антропологического состава народа в его современном виде.

Примечание

  1. Р.Г.Кузеев. Происхождение башкирского народа. М, Наука, 1974
  2. Янғужин Р.З. Башҡорт ҡәбиләләре тарихынан (Из истории башкирских племён). Өфө: “Китап”, 1995
  3. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья. М. Наука, 1985
  4. Decsy Gy. Einfuhrung in die finnisch-ugrische Sprachwissenschalft. Wiesbaden, 1965, стр. 149-150.
  5. М.И.Артамонов. История хазар. М.-Л., 1962, С.338.
  6. С.И.Руденко. Башкиры. М.-Л., Наука, 1955, с.351.
  7. К.Ф.Смирнов. Ранние кочевники Южного Урала//Археология и этнография Башкирии. Т.IV. Уфа, 1971. С.72.
  8. Р.М.Юсупов. Краниология башкир. — Л., Наука, 1989.
  9. Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и Древний Восток. М., 1992. С. 198-199.
  10. Галлямов С.А. Башкорды от Гильгамеша до Заратуштры. Уфа, РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 1999.
  11. Заки Валиди Тоган — Воспоминания, М. 1996
  12. Р.Г.Кузеев Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.Наука, 1974.
  13. Галлямов C. Великий Хау Бен (Исторические корни башкордско-английского языка и мифологии). Уфа, Госкомнауки РБ, 1997
  14. Башкорды от Гильгамеша до Заратуштры. — Уфа: РИО РУМНЦ РБ, 1998
  15. Бердин А.Т., Молоток для кривых зеркал. Уфа: Изд-во «Аэрокосмос и ноосфера», 2006.
  16. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа, Китап, 2009, ISBN 978-5-295-04960
  17. Муратов Б.А. Скифо-сарматский этнический компонент в истории и этногенезе башкир//Тезисы ХХХVIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции (31.01-03.02.2006). Астрахань: «Астраханский университет», 2006.
  18. Русские летописи на древнеславянском языке. Ч.II. СПб., 1816. С. 339
  19. Т. 5. СПб., 1836. С. 131
  20. Ethnologische Vorlesungen uber die altaischen Volker. Petersburg, 1857. С. 92
  21. Янгузин Р. Этногенез башкир.//Ватандаш. Уфа, 2002, №5, С.132–147.

Конфликт между двумя республиками может привести к северокавказскому сценарию

— Вы говорили, что возникновение конфликта между Татарстаном и Башкортостаном на руку определенным силам в Москве, в конечном итоге, при его обострении, управление может перейти к военным.

— Давно уже говорят об «ингушетизации». Есть вероятность того, что в результате возникновения какого-то конфликта наша политическая власть ослабеет, и военные или другие спецструктуры под предлогом начала «контртеррористической операции» могут поставить своих людей. Могут ввести комендантский час или что-то типа военного режима. Тогда уже населению житья не будет, применение силы очень возрастет. В свою очередь, это приведет к усилению радикализации, а это уже дополнительные плюсы пребыванию здесь военных. Военным – еще польше полномочий, новые звезды на погоны. Вероятность такого сценария политики не отрицают.

— В каком случае может развиваться описанный вами сценарий?

— В случае теракта, провокации, или продолжительного противостояния. Сначала вводится режим ЧС, а затем уже военные. Рецепт готов.

— Вот о чем еще хотел спросить. Каково отношение Москвы к ухудшению отношений между татарами и башкирами? Можно ли предположить, что там просто рады возникновению какого-то конфликта?

— Идеологи вроде Дугина так и объявили: нельзя допустить сближения Башкортостана и Татарстана, надо, чтобы между ними всегда был конфликт. К таким идеологам, как Дугин, власть прислушивается.

— А что должна предпринять власть, как успокоить людей?

— С одной стороны, руководство Башкортостана старается сопротивляться, чтобы его не вмешивали в эти дела. Но, с другой стороны, не понимая до конца, к чему этот конфликт приведет, занимается поддержкой подобных вещей. Видимо, власть еще не поняла, что ее ожидает.

— Как не допустить такого сценария, ваше мнение?

— Здесь должны быть народная дипломатия, совместная деятельность, например, какие-то экономические проекты. И надо создать условия, чтобы какая-то из сторон не могла извлечь из этого больше выгоды. Условно говоря, элита, которая обучает своих детей в Европе, не желает, чтобы Россия была закрытой страной, они хотят каждые выходные ездить к своим семьям. Поэтому они не хотят портить отношения с Европой. И здесь точно так же. Башкирская элита в управлении должна быть заинтересована в Казани. Какие-то экономические, гуманитарные проекты, совместные дела по разным направлениям. Например, образование. В таком случае ругать Казань будет считаться плохой привычкой. Допустим, у тебя в Казани квартира, бизнес — чего ругаешь, что не нравится?

Слышал, что в свое время Шаймиев предлагал создать объединение для более тесного сотрудничества «Башнефти» и «Татнефти», но Рахимов отказался. Я считаю это большим упущением с нашей стороны. Кто-то очень обрадовался, что у нас нет консорциума.

Например, колониальная Британская империя поддерживала экономические интересы своих колоний, защищала, ни перед кем не захлопывала дверей. И единая политическая структура Британского содружества все равно осталась существовать и в колониях нет никакого ненавистного отношения к британцам.

Поэтому нам надо закрыть страницу истории из противоречий, борьба за эти позиции осталась в прошлом.

— То есть для недопущения таких конфликтов надо создавать взаимные интересы – у Татарстана в Башкортостане, а у Башкортостана – в Татарстане.

— Действительно, у нас должны быть взаимные экономические контакты. Должна быть экономическая база, а над ней уже духовный аспект. Если нет базы, духовное единство тоже распадается.

Литература[править | править код]

  • Акманов А. И. Земельная политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XVI — начало XX вв.). Уфа, 2000.
  • Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий.— Уфа: Китап, 2009.
  • Биккузина А.Х. Башкирская община на Южном Урале в пореформенный период (1865-1900): монография. — Уфа: Изд-во БГУ, 2011.- 176с. с илл.
  • Демидова Н. Ф. Землевладение и землепользование в Уфимском уезде XVI—XVIII вв. //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Минск, 1964.
  • История башкирского народа: в 7 т.— Т.III.// гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. — Уфа.: Гилем, 2011. — 476 с.: ил.
  • Ишкулов Ф. А. Судебно-административная реформа в Башкортостане. Уфа, 1994.
  • Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир (родо-племенные организации башкир в XVII—XVIII вв.) Ч.1. Уфа, 1957.
  • Рахматуллин У. Х. Население Башкирии в XVII—XVIII вв. Вопросы формирования небашкирского населения. М., 1988.
  • Исхаков Д.М. Из этнической истории татар восточных районов Татарской АССР до начала XX в. // К вопросу этнической истории татарского народа. Казань, 1985.

Споры вокруг вотчинного права башкир[править | править код]

С критикой авторов «Татарской энциклопедии» и «Альметьевской энциклопедии» выступил башкирский историк А. З. Асфандияров. Однако в сторону российских историков и историков других стран, продерживающих такие же тезисы, как и авторы татарстанских энциклопедий, башкирский историк критику никогда не приводил. По его мнению, авторы татарстанских источников вторят за тезисами Д. М. Исхакова и считают башкир сословием, а не этносом и при этом слово башкиры берут в кавычки. В то же время Асфандияров указывает на то что сословия формировались на основе этносов, к примеру, у самих татар имелись свои сословия — ясачные, служилые, чемоданные, лашманные, торговые татары и они не были однокомпактными..

Башкирский историк И. Г. Акманов, разобрав идеи Исхакова, пришел к выводу о том, что они «научно несостоятельны, политически — реакционны».

В составе государств чингизидов[править | править код]

Башкиры платили ясак и несли военную службу в пользу тех государств, в состав которых они входили в XII — 1-й половине XVI веков (Золотая Орда, Казанское и Сибирское ханства, Ногайская Орда). Башкирские бии получали от ханов-чингизидов ярлыки на владение землями племен, границы которых определялись по тамге. Таким образом они со­хра­няли ав­тоно­мию на ро­до­вых зем­лях Южного Ура­ла. Предположительно по этой причине зем­ли башкир не во­шли в со­став ни од­но­го зо­ло­то­ор­дын­ско­го улу­са.

В случае, если в силу тех или иных причин человек или семья оказывались лишенными вотчинного права на землю, то они становились припущенниками на землях других башкирских родов (тептярами).

Вотчинное право башкир

Вотчинное право башкир — это система общеобязательных правил землепользования и землевладения населения, относящегося к сословию башкир, восходящая к нормам обычного права. Вотчинное право на землю было общей привилегией ясачного населения и данное население составляло отдельное сословие Российского государства, а башкиры представляли сословную группу в рамках этого сословия. А отношение населения к вотчинникам, определяло государство.

Обладателей вотчинного права именовали вотчинниками. Башкиры-вотчинники (или башкиры-асаба) имели исторически сложившиеся права владения, распоряжения и пользования своими землями. Вотчинное право башкир регулировало земельные отношения внутри башкирского общества, между башкирами-вотчинниками и государством, между башкирами-вотчинниками и различными категориями пришлого населения края (припущенниками). Башкирская община являлась коллективным собственником земли, при этом каждый общинник формально имел равные права на пользование общинной (вотчинной, волостной) землей. Условиями вотчинного права являлись ясак, уплату которого башкиры считали гарантией своих прав на землю, и военная служба.

По мнению башкирского исследователя Мурзабулатовп М.В., кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю. Однако, по мнению российских историков, в этническом плане в формировании башкир-вотчинников приняли участие различные этнические группы, проживавшие в Приуралье, в том числе иштяки, ногаи, татары, финно-угры и калмыки. После падения Казанского ханства, в звание «башкиры» стремилось записываться и пришлое население, которые ранее проживали на правах «припущенников» (тептярей), к этому способствовал высокий социальный статус башкир-вотчинников. А уже XVII–XVIII веках численность башкиров-вотчинников возросла за счет вхождения в нее выходцев из Среднего Поволжья (главным образом ясачных татар, а также мордвы, чувашей, марийцев и удмуртов). В результате этническое содержание термина «башкиры» в северо-западной части Южного Приуралья постепенно замещается сословным.

Русская администрация распространяла этноним «башкир» на всех вотчинников, вне зависимости от их происхождения, а сам термин все больше замещался сословным его значением. И к 1655 году, после административных реформ в Уфимской губернии, этнический смысл слова «башкир» в западном Приуралье был утерян. Таким образом, сословная общность башкир этнически была многокомпонентной, к нему относились не только башкиры, в современном его понимании, но и татары, ногайцы, финно-угорские народы Поволжья.

Кто такой Фаиль Алсынов?

Фаиль Алсынов, судебный процесс над которым мотивировал тысячи жителей Башкортостана выйти на протест, — один из самых известных лидеров башкирских националистов. Ему 37 лет, он женат и воспитывает четверых детей. По словам его соратников, Алсынов работает в небольшой частной строительной компании в должности прораба.

В паспорте фамилия активиста пишется через «ч» — Алчинов. Но в Башкортостане его знают как «Алсынова» — так фамилия произносится по-башкирски. Алсынов родился в башкирской деревне Юлдыбаево в Зилаирском районе. Учился на историка в Башкирском государственном университете, а после окончания вступил в национальную организацию «Кук буре» (в переводе с башкирского «Небесный волк»), где через несколько лет был избран заместителем председателя.

Фаиль Алсынов (в центре) с адвокатом в Баймакском районном суде в день объявления обвинительного приговора 17 января, Башкортостан. Фото: телеграм-канал Куштау Байрам.

Как вспоминает в своей книге «Записки башкирского националиста» соратник Алсынова Руслан Габбасов, «Кук буре» набирала в свои ряды молодых мужчин-башкир, не боящихся ездить на «стрелки, разборки». Драки, по воспоминаниям Габбасова, возникали в результате конфликтов с русскими националистами и уроженцами республик Кавказа. Одновременно «Кук буре» занималось политической деятельностью — устраивала акции в поддержку башкирского языка и защиту шихана Торатау. На таких митингах, как считает Габбасов, Алсынов «снискал славу среди башкирской общественности».

«Фаиль очень хороший оратор. Он прекрасно знает башкирский язык и всегда говорит с народом по-башкирски. Его речи всегда такие, что доходят до глубины души», — объясняет Габбасов «Вёрстке».

В 2014 году Алсынов ушёл из «Кук буре» и вместе с Русланом Габбасовым создал новую башкирскую национальную организацию «Башкорт», которая быстро стала популярной оппозиционной политической силой в республике, на её группу во «Вконтакте» было подписано свыше 60 тысяч человек.

Люди собрались у Баймакского районного суда в день оглашения обвинительного приговора Фаилю Алсынову 17 января, Башкортостан. Фото: специальный корреспондент «Вёрстки».

Как и «Кук буре», «Башкорт» делала ставку на башкирскую молодёжь, но не на городскую, а на сельскую. У «Башкорт» было несколько филиалов в разных районах республики, а на публичных йыйынах (собраниях по общественно-политическим вопросам), которые устраивали национальные активисты, собирались по несколько тысяч человек.

Под руководством Алсынова, у «Башкорт» была правая национальная и левая экономическая политика — активисты просили Кремль дать республике больше самостоятельности, требовали усилить меры по защите и популяризации башкирского языка, выступали за национальные квоты в правительстве республики (чтобы ключевые должности занимали башкиры по национальности) и национализацию ресурсодобывающих предприятий.

В 2020 году Алсынов стал одним из основных организаторов протестов на шихане Куштау — древнюю гору хотела срыть «Башкирская содовая компания». Тогда несколько тысяч человек со всей республики вступили в физическое противостояние с силовиками и убедили главу республики Радия Хабирова присвоить горе охранный статус.

Полиция в день оглашения обвинительного приговора Фаилю Алсынову в Баймакском районном суде 17 января, Башкортостан. Фото: специальный корреспондент «Вёрстки».

В том же году Верховный суд Башкортостана признал «Башкорт» экстремистской организацией и запретил её деятельность. Через несколько месяцев Руслан Габбасов, опасаясь уголовного преследования, уехал из России и получил политическое убежище в Литве, а Фаиль Алсынов остался в России. На протяжении последних двух лет, как рассказал «Вёрстке» Габбасов, Алсынов «старался публично высказываться так, чтобы у силовиков не было повода возбудить уголовное дело». После начала полномасштабного вторжения России в Украину Алсынова несколько раз задерживала полиция, но его быстро отпускали без предъявления обвинений.

«Это не наша война»: башкирские националисты создают вооружённое сопротивление.В республике поджигают офисы думских партий и военкоматы, мужчин призывают уходить в подполье и готовиться к борьбе.

Тексты

·

18 октября 2022

Язык и письменность

Национальный язык — башкирский. Относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основные диалекты: южный, восточный и северо-западный. Распространён на территории Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края, Республики Татарстан и Удмуртии, а так же в Казахстане.

По данным переписи 2002 года из 1 673 389 башкир в России 1 192 950 человек владеют башкирским языком (или 71,2 % от всего количества башкир), 524 399 человек владеют татарским языком (31,3 % от всего количества башкир). В Республике Башкортостан из общего количества башкир (1 221 302 человек) башкирским языком владеют 912 204 человек (74,69 % башкир в Республике Башкортостан), а татарским — 449 207 (36,78 % башкир в Республике Башкортостан).

Лучше, если башкир в Башкортостане окажется больше, чем татар

— Кого больше в Башкортостане – татар или башкир? Численность какого народа окажется выше по итогам переписи?

— Было бы лучше, если бы в Башкортстане численность башкир оказалось выше. Если татар окажется больше, то это станет причиной для еще большего обострения противостояния. Если двух народов окажется примерно одинаково, или башкир будет чуть больше, это позволит не допустить эскалации.

— Аппетит приходит во время еды, не получится ли так, что потихоньку всех татар в итоге запишут в башкиры?

— Это уже другая крайность. Этого делать нельзя, я думаю. Результаты переписи не должны сильно отличаться от итогов 2010 года. Как в ту перепись получилось примерно равное число, так, мне кажется, и должно сохраниться. Если так не будет, это глупость, мне кажется.

— Что будет глупостью — рост численности татар или башкир?

— Оба варианта, если один за счет другого.

— Что вы можете сказать, исходя из ваших наблюдений — какова реальная ситуация на самом деле? Кого больше, кого меньше? Не получится сказать? А на самом деле, неправильно же обсуждать «кого больше по результатам переписи», это ведь живые люди, у них есть свое мнение. Как же все обстоит на самом деле?

— Мне кажется, сейчас в республике численность примерно одинаковая.

— Башкир столько же, сколько и татар?

— Да, одинаково. Численность башкир может вырасти демографически. Смешанные браки составляют большую часть. Они тяготеют к башкирам. Они даже языка не знают, но этноним совпадает с названием республики, в обществе заметен башкирский язык, поэтому они начинают считать себя башкирами. Это просто закон психологии, ассимиляция.

Генетика башкир

Основная доля Y-хромосом в субпопуляциях башкир относится к мутациям R-M269, R-M73, SRY10831.2 и N-tatчто соответствует распространённой в Западной Европе и на Южном Урале гаплогруппе R1b (R-M269 и R-M73) и распространённым в Восточной Европе и Средней Азии гаплогруппам R1a (SRY10831.2) и N (N-tat). Частота гаплогруппы R1b варьируется в значительных пределах и достигает в отдельных субпопуляциях 86 %, что, очевидно, связано с присутствием кроманьонского дотюркского субстрата.

Митохондриальная ДНК

Большинство типов мтДНК башкир (60 %) соответствует линиям мтДНК Европы и Ближнего Востока, что свидетельствует об общих предковых линиях мтДНК, специфичных для европейцев. С другой стороны, уровень распространения линий мтДНК, специфичных для Восточной Евразии, также достигает больших значений (до 40 %). Высокая частота линий G, D, С, Z и F указывает на значительное участие сибирского и центральноазиатского компонента в этногенезе башкир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: