Беломорско-балтийский канал

Беломорканал: месторасположение, история его строительства, протяжённость, функции, сколько строило человек

Стройка

Идея строительства Беломорско-Балтийского водного пути витала в воздухе еще со времен первых путешествий английских купцов, торговавших с Великим Новгородом в середине XVI века. Им приходилось добираться до цели, огибая Скандинавию с севера.

Самая яркая страница в истории вопроса — это, конечно, Петр Первый и его Осударева дорога. Водного пути от Белого моря до Онежского озера не было, и по указу царя в 1702 году меньше чем за месяц через леса и болота прорубили дорогу. Тридцатилетний Петр с двумя полками прошел от Нюхчи до Повенца за восемь дней. В результате столь непредвиденного маневра одержал первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд» взял Нотебург, обеспечил выход в Балтийское море. И подарил мечту о северном водном пути всем будущим российским государям.

И в XVIII, и в XIX веке проекты канала предлагались не однажды. Но реализованы не были — всё упиралось в деньги, строительство обещало обойтись в миллионы рублей.

К началу XX века ученый-гидротехник Всеволод Тимонов разработал очередной проект Беломорско-Балтийского водного пути. Он предполагал устройство морских портов на Ладожском и Онежском озерах. На Парижской всемирной выставке в 1900 году проект удостоили золотой медали.

Но ни тогда, ни даже в начале Первой мировой, когда канал весьма пригодился бы российскому флоту, к строительству так и не приступили.

Строительство канала началось при Сталине в 1931 году. Отец народов хотел поразить мир грандиозной стройкой, соизмеримой разве что с возведением пирамид. К слову, орудия труда на строительстве ББК были не современнее египетских: лопата, деревянная тачка и деревянная же платформа с четырьмя колесами для перевозки крупных валунов. Рабочие фактически вручную валили лес, копали и бурили землю, долбили скалу.

Это была первая большая советская стройка с использованием рабочей силы заключенных. Под лозунгом «перековки» на строительство канала направлялись десятки тысяч осужденных по самым разным статьям.

Власть пробовала силы, устанавливала правила: не выполняешь норму — получаешь меньше еды (то есть меньше сил, меньше шансов выжить). За перевыполнение могли дать кило хлеба. За уклонение от работ или приписки (то есть «туфту» — еще одно слово, появившееся в русском языке благодаря ББК) увеличивали срок заключения. Или расстреливали.

— Без туфты и аммонала не построили б канала, — говорит Константин Гнетнев, автор пяти книг о ББК, — такая была поговорка. Но вообще-то ББК — это еще и пример отлично организованного трудового процесса. Блестящий пиар, и внутренний, и внешний. Работал мощнейший пропагандистский аппарат, соревнование шло без дураков. И бОльшая часть рабочих искренне верила, что участвует в стройке века и после завершения их ждет совсем другая жизнь.

Регулярно выходила газета, называлась «Перековка» (большим форматом, как «Правда»). Только в типографии работали 50 человек. Писали не об одних достижениях, печатали критические материалы заключенных строителей на бригадиров и руководителей, которые «мешали делу».

Зимой 1932 года на завершении строительства канала был объявлен «штурм». Со всех участков стройки сюда отправляли передовые бригады и лучших специалистов, тридцать тысяч заключенных работали круглые сутки. Вдоль котлована была проложена узкоколейка, по ней ходила дрезина с духовым оркестром на платформе, который играл день и ночь — для духоподъемности.

Из подручных палок

При строительстве Беломорканала не экономили на рабочей силе, зато экономили на всем остальном: на питании, на технике и на строительных материалах. Металл и цемент старались попридержать. А вот торф, грунт, песок, дерево, камни — все, что можно было добыть здесь же, на окрестных болотах, — использовали по-максимуму. Тяжело передвигать огромные валуны? Подъемный кран не нужен, можно ведь собрать из подручных деревяшек самопальный «журавль». Трудно таскать «на горбу» песок? — Пожалуйста, набери дерева, сколоти тачку с деревянными колесами, поставь на деревянные рельсы, и — вперед! Таких тачек на стройке насчитывалось до семидесяти тысяч. Счастье, если дадут кувалду, лом, лопату, топор, а так — у наших людей золотые руки! Справятся!

Пайка на день — 500 граммов непропеченого, липкого как пластилин малосъедобного хлеба, который лагерники называли «аммонал» из-за сходства с веществом для взрывных работ, и баланда из морских водорослей. Выполняешь норму — получаешь норму, перевыполняешь — можешь даже «премиальное блюдо» получить, например, 75-граммовый пирожок с капустой, а не справляешься — пайку урезают. А не справляться можно было по разным причинам, из которых лень — где-то в конце списка. Например, болезнь за «уважительную причину» не принималась. Больным норму питания урезали, и из такой больничной диеты запросто можно было не выкарабкаться. «Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала» («ТУФТА» на арестантском беломорканальском жаргоне — это «Техника Учета Фиктивного Труда»).

Работа с оркестром. Фотография А. Родченко. 1933

Зато с политинформацией и поддержанием морального духа на Беломорканале все было в порядке. На каждом участке выходила газета «Перековка», где клеймили отстающих и поощряли передовиков. Типография газеты даже выезжала на круглосуточные смены, когда на стройке объявлялся так называемый «штурм» — ударный труд лучших бригад без перерыва. Зимой 1932 года на таком «штурме» рядом с местом работ проложили узкоколейку и пустили по ней дрезину с духовым оркестром, опять-таки, для поддержания боевого духа каторжных.

4

Меньше, чем за два года

Знаменитый на весь мир Суэцкий канал длиной 160 км строился десять лет, а Беломорканал длиной 227 км был пробит в скальных породах меньше чем за два года. Правда, для этого понадобилось привлечь к работам заключенных: Беломорканал стал первой великой лагерной стройкой СССР.

Решение о прокладке канала, который соединит Белое море и Онежское озеро, было принято в 1930 году. Руководство строительством было поручено Объединённому государственному политическому управлению при Совете народных комиссаров СССР, а на базе Соловецкого исправительно-трудового лагеря был организован Беломорско-Балтийский ИТЛ. 16 октября 1931 года скальные и земляные работы начались одновременно на всем протяжении будущего судоходного пути – от поселка Повенец на берегу Онежского озера до селения Сорока (сегодня это город Беломорск) на Белом море. Около 280 тыс. заключенных ГУЛАГа прокладывали канал вручную, без какой-либо строительной техники. По различным оценкам, от тяжелого труда и невыносимых бытовых условий погибли от 50 до 200 тыс. человек.

Беломорканал оставил свой след и в русском языке: именно здесь в жаргон вошло слово «зек». Изначально аббревиатура расшифровывалась как «заключенный каналармеец». Поскольку канал был проложен раньше срока, за ударную работу многих заключенных освободили досрочно. Среди тех, кто завоевал свободу непосильным трудом, был будущий академик Дмитрий Лихачев.

Мечта русских императоров от Петра I до Николая II

Частично сухопутный, частично водный путь из центра страны на север, к Белому морю был хорошо известен уже в XVI – XVII веках. Им пользовались новгородцы, москвичи и даже жители далекого Киева. По этому же пути двигались богомольцы к святыням Соловецкого монастыря. Но в те времена купцы и мореплаватели могли только мечтать о прямом водном пути между Белым морем и Онежским озером. Это позволило бы значительно сократить стоимость транспортировки грузов по воде, так как не нужно было бы обходить Скандинавию через Баренцево, Норвежское, Северное и Балтийское моря.

Впервые смелая идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала царю Петру I. Ведь в 1702 году при его личном участии из Белого моря на Онежское озеро, частично волоком, были доставлены два фрегата.

В конце XVIII века проблема развития водных коммуникаций приобрела особую остроту и актуальность. В правительство поступили сразу два проекта: одно – от петрозаводских промышленников и руководства Олонецких горных заводов, другое – от купцов. Для проверки их предложений была отправлена экспедиция, которая прошла по всем указанным маршрутам, составила их описание и схему будущего грандиозного гидротехнического сооружения. Однако после смерти императора Павла I проект был забыт. Вплоть до начала XX века предпринималось еще шесть попыток вернуться к этому вопросу. Были составлены новые чертежи и карты, детально осмотрены маршруты, проведено их описание, но ни один из проектов не был реализован. А при Николае II проект строительства канала, при всей его привлекательности, и вовсе был признан экономически нецелесообразными. Для перевозки грузов решено было строить железные дороги. В 1898 году Северная железная дорога дошла до Архангельска, а в 1916 году была закончена Мурманская железная дорога.

И только после революции и окончательной победы большевиков было решено осуществить амбициозный проект строительства нового водного канала.

История строительства

История строительства Беломор канала богата событиями и представляет собой удачное инженерное достижение. Начало ее пришлось на начало XX века и имеет множество интересных моментов:

1

Идея и запуск проекта (1910-1915 годы). Идея создания канала, соединяющего Белое море с Балтийским морем, впервые появилась в начале XX века. Основной мотивацией ее авторов было желание обеспечить северные регионы России более удобным способом транспортировки товаров и поставок. По инициативе инженера В.А. Кучерена были проведены первые исследования и разработан проект канала.

2

Пауза разработки (Первая мировая война и Гражданская война). Строительство было временно приостановлено из-за сложных экономических и политических условий, включая Первую мировую и Гражданскую войны в России.

3

Возобновление строительства (1920-1933 годы). Серьезные усилия по ускорению релизации проектов были приложены в 1920-х годах. В 1922 году было принято решение о строительстве Беломорского канала, а в 1923 году была создана специальная специальная организация — «Канальное управление». Строительство вновь началось в 1929 году и продолжалось до 1933 года.

4

Сложности. Строительство канала было упрощено из-за суровых климатических условий, географической изолированности и ограниченной доступности. В процессе строительства приходилось преодолевать многие трудности, такие как снегопады, морозы и наводнения.

5

Завершение проекта. Беломорский канал был завершен и введен в эксплуатацию в 1933 году. Это стало решающим моментом в истории России, который обеспечил более удобную транспортировку и пересылку товаров между северными регионами и другими частями страны.

История строительства Беломорского канала отражает не только инженерные и технические достижения, но и настойчивость и усилия людей, работавших в сложных условиях, ради реализации этого срочного проекта. Канал продолжает играть решающую роль в современной транспортной системе России и является частью древней истории страны.

Побег Солоневичей

Единственным удачным побегом из Беломорлага стал знаменитый побел Солоневичей. В начале октября 1934 года в белоэмигрантской газете «Последние Новости» была напечатана информация о бегстве за границу из Беломорско-Балтийского лагеря НКВД заключенных Солоневича Ивана Лукьяновича и Солоневича Юрия Ивановича (отца и сына) и из Свирских лагерей НКВД заключенного Солоневича Бориса Лукьяновича (брата Ивана Лукьяновича).

Иван Лукьянович Солоневич — русский публицист, мыслитель, спортсмен, тренер, исторический писатель, общественный деятель — родился в Белоруссии. Был одним из основоположников самбо, участвовал в Белом движении и антисоветском подполье. Был арестован вместе с семьей 1933 году после нескольких неудачных попыток бежать из СССР. Скитался по лагерям, наконец оказался на Беломорстрое, сумел занять пост спортивного инструктора, а его брат Борис работал доктором в Свирьлаге. По протекции старых знакомых по спортивному прошлому он попал в лагерное общество «Динамо». Планируя побег из лагеря, Солоневич представил начальству план проведения «вселагерной спартакиады» и взялся за ее организацию, попутно собираясь и прорабатывая маршрут побега. Оформил для прикрытия командировки себе и сыну, скоординировал действия с братом и 28 июля 1934 года вместе с Юрием покинул лагерь.

Иван, Борис и Юрий Солоневичи в Финляндии после побега. 1935 г. Фото с сайта solonevich.ru

Встретились в условном месте и из окрестностей станции Кивач Мурманской железной дороги двинулись в направлении села Койкири на реке Суне. По дороге пережили множество драматических и опасных приключений. На шестнадцатый день побега отец и сын перешли на территорию Финляндии. Его брат Борис вышел к финнам на два дня раньше.

Советская власть, разумеется, отомстила: их брата Евгения и семью отца расстреляли. Побег Солоневичей вызвал большой резонанс в среде русской эмиграции. Иван Солоневич выступал по всей Европе с лекциями, печатал статьи и очерки, издавал собственную газету, написал несколько книг с рассказами о лагерной жизни, в том числе известную книгу «Россия в концлагере».

5

Что не нарисовали на пачке папирос

В мае 1933 года Генрих Ягода доложил Сталину о готовности Беломорканала.

В 1931 году, только по официальным данным, в БелБалтЛаге умерло 1438 заключенных, в 1932 году — 2010 арестантов, в 1933 — 8870 человек. В день умирало до 700 человек. После окончания строительства освобождено было 12484 человека, сроки сократили 59516 заключенным.

Самые массовые в СССР папиросы, которые начали выпускать в 30-е годы ХХ века, получили название «Беломорканал». В сороковые годы на обложке папиросной пачки изображалась карта, где кроме Беломорского размещались Суэцкий и Кильский каналы. Таким образом производители демонстрировали превосходство «социалистического гидросооружения» над «капиталистическими».

В июне 1933 года по всему Беломорканалу от начала до конца первым прошел пароход «Чекист». Сталин во время прогулки по Беломорканалу вместе с Ворошиловым и Кировым называл канал мелким, узким, бессмысленным и никому не нужным. Вождь был прав: желая отчитаться в срок, начальство часто «гнало туфту», занималось приписками, канал выстроили мельче и уже, чем планировали, в нем с трудом расходились два больших теплохода, а развернуться вообще было невозможно.

6

История строительства Беломорско-Балтийского канала

Путь, по которому был проложен канал, использовался начиная с XVI века. Сама же идея строительства судоходного неглубокого канала впервые серьезно рассматривалась Петром I в начале XVIII века. Было создано четыре проекта, однако все они имели слишком высокую стоимость. Технологии тех времен делали такую стройку очень дорогой и сложной.

Тем не менее, водный путь был необходим, поэтому к идее его строительства вернулись в XX века. Решение о начале проектирования и строительства Беломорканала было принято 3 июня 1930 года, а месяц спустя на бумаге уже появились первые проекты. Чуть позже начались проектные работы уже непосредственно на местности. Не смотря на то, что финальный проект был утвержден только в феврале 1932 года, фактически строительство началось в конце 1931 года.

Строительство Беломорско-Балтийского канала одновременно печальная и удивительная история. Построен он был в рекордные сроки – 21 месяц. За это время было проложили 2500 километров железнодорожных путей, создано около ста инженерных сооружений. Кроме того, строительство осуществлялось практически без современной техники (тех времен), то есть, большинство работ были выполнены вручную.

Строительство

В строительстве в основном участвовали заключенные ГУЛАГа – это и есть печальная и трагичная сторона строительства Беломорско-Балтийского канала. Их одновременная численность на работах на всем протяжении строительного участка не превышала 125-126 тысяч человек, однако всего в стройке приняло участие около 250 тысяч. Все дело в том, что страна практически никак не помогала в строительстве, заключенные работали в очень тяжелых условиях, часто гибли и заболевали, поэтому была постоянная ротация. Всего на строительстве Беломорканала по некоторым оценкам погибло до 13 тысяч человек. Некоторые говорят, что канал «построен на костях» — в этом выражении есть смысл.

В строительстве сооружений использовались строительные материалы, которые можно было достать на территории Карелии – торф, камень, дерево. Строителей ББК по аналогии с красноармейцами называли «каналоармейцы», да и в целом здесь пытались создать атмосферу приближенную к армии. Курировали стройку Герних Ягода и Матвей Берман.

Краткая справка:

После окончания строительства сроки заключения «за хорошую работу» сократили для почти 60 тысяч человек, в 12485 был освобождены. Канал получил название «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». В июле 1933 ода Киров, Ворошилов и Сталин совершили поездку на катере по ББК. Как свидетельствуют очевидцы, Сталин был не слишком доволен увиденным. Он счет канал узким и мелким и счел его никому не нужным.

Беломорско-Балтийский канал был открыт 5 августа 1933 года, открытие сопровождалось большим количеством пропагандистских статей в советской прессе. Были написаны несколько книг, в основном также пропагандистского толка. Так, писатель Александр Авдиенко писал, что рабочие жили в прекрасных условиях, а их столы буквально ломились от сытной пищи. Разумеется, ничего общего с действительностью это не имело.

17 августа 1933 был организован Беломорско-Балтийский комбинат, в задачи которого входила эксплуатация канала, а также освоение районов, которые окружали канал. Всего комбинат отвечал за территорию в 2,8 миллиона гектар. На комбинате трудились до 85 тысяч человек – в основном также заключенные, также в его состав входил 21 специальный поселок, в котором жили тридцать тысяч человек. Это были люди из  семей раскулаченных крестьян, большинство их которых привезли из других регионов. До 1936 года комбинат не платил никаких налогов и сборов в государственный бюджет.

Строительство Беломорско-Балтийского канала положительно сказалось на многих районах Карелии. Был дан толчок к развитию промышленности, выросли города Беломорск, Сегежа, Медвежьегорск, появились новые поселки.

Во время войны в районе ББК были ожесточенные бои, также он подвергся значительным разрушениям. После того, как Великая Отечественная война закончилась,  все поврежденные объекты инфраструктуры отремонтировали и 28 июля 1946 года канал заработал и по нему пошли первые суда.

В дальнейшем были две реконструкции Беломорканала. Первую провели в 50-х годах, тогда электрифицировали все механизмы и сооружения, а в 70-х годах канал был углублен в среднем на 40 сантиметров.

Происхождение зэков

Слово «зэк» родилось здесь, на Беломоркаторге. По лагерной легенде, 23 марта 1932 года на стройку приехал Анастас Иванович Микоян. Начальник Беломорстроя Лазарь Коган посетовал главе Наркомата снабжения, дескать, «…есть проблема: не знаю, как обращаться к… контингенту. Придумал вот вариант — „каналоармеец“. Как, одобрите?» Микоян одобрил. Получилось полностью — «заключенный каналоармеец», а сокращенно — «зэка». В документах можно еще короче: «з/к». Кстати, мысль собрать заключенных в «армию» («-армеец») пришла Когану неспроста: строительству пытались придать военизированную форму — использовали слова «штаб», «рота» и тому подобное.

Рабочие на стройке Беломорканала, 1930-1933 годы

Арестантский фольклор подхватил начальственную инициативу и придумал свою расшифровку аббревиатуры «з/к» — «Захар Кузьмич». А позже, когда официально было объявлено, что за Уралом и на Дальнем Востоке на больших стройках вкалывали не заключенные, а комсомольцы, «зэка» превратились в «зауральских» и «забайкальских комсомольцев».

3

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: