Черновик:бомбардировка дрездена 13-14 февраля 1945 года

Вопрос об отнесении к военным преступлениям

Согласно мнению ВВС США, Дрезден был легитимной целью бомбардировок. Город являлся седьмым по численности населения и третьим по величине транспортным центром Германии и к февралю 1945 не подвергся сколь-нибудь существенным бомбёжкам союзной авиации. На 110 промышленных предприятиях города, занятых производством военной продукции, трудилось около 50 тысяч человек. Также город находился в зоне ожидаемого соединения советских и американских войск (см. Встреча на Эльбе). Кроме того, потери среди гражданского населения при бомбёжках Дрездена примерно соответствовали потерям при налётах на другие немецкие города.Существуют различные мнения по поводу того, следует ли относить бомбардировки к военным преступлениям.

Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс и бывший редактор The Times Саймон Дженкинс (англ.) считают, что бомбардировки были военным преступлением. Дженкинс также относит бомбардировки к преступлениям против человечности.

Президент организации Genocide Watch (англ.) Грегори Стэнтон пишет, что наряду с холокостом бомбардировки Дрездена и ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки также были военными преступлениями и актами геноцида.

Американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс выразил мнение, что бомбардировки многих немецких жилых кварталов, служивших в качестве живых мишеней, проводились исключительно для того, чтобы новые экипажи самолётов могли отработать практику бомбометания. По его мнению, союзники сжигали немецкие города в 1944—1945 годах только потому, что в состоянии были это сделать.

В своей книге немецкий историк Йорг Фридрих (англ.) отметил что, по его мнению, бомбардировки городов были военным преступлением, так как в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью. В 2005 году Фридрих отметил, что «это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка», «акт ничем не оправданного террора, массового уничтожения людей и терроризирования беженцев». Немецкий историк Иоахим Фест также считает, что бомбардировки Дрездена не были необходимы с военной точки зрения.

Британская газета «The Daily Telegraph» в 2005 году привела мнение пастора церкви Фрауэнкирхе Штефана Фрица о сравнении бомбардировки с холокостом: «простые жители Дрездена ставят знак равенства между бомбёжками немецких городов и уничтожением евреев». Фриц добавил, что его сограждане вместе с тем считают бомбардировки «одним из эпизодов освобождения Германии от нацизма». «Дрезден не был невинным городом, он был нацистским городом, как и все прочие».Политики-националисты в Германии используют выражение Bombenholocaust(«бомбовый холокост») применительно к бомбардировкам немецких городов союзниками. Деятель Национал-демократической партии Германии Хольгер Апфель назвал бомбардировки «хладнокровно спланированным индустриально-массовым уничтожением немцев».

Вопрос отнесения бомбардировки Дрездена к военным преступлениям не имеет смысла без рассмотрения вместе с фактами бомбардировок таких городов как Вюрцбург, Хильдесхайм, Падерборн, Пфорцгейм не имевших никакого военного значения, совершенных по идентичной схеме, и так же практически полностью уничтоженных. Бомбардировки этих и многих других городов были совершены после бомбардировки Дрездена.

Бомбардировка[править | править код]

Такая тактика бомбардировки была неизбежна для сил RAF, которые после массированных потерь и, в меньшей степени, из-за отстутсвия прицелов подобных американскому Norden, были вынуждены перейти к технике ночных бомбардировок, при которых точность прицеливания была низкой и рассев бомб охватывал весь город.

В противоположность этому, доктрина USAAF предусматривала прицельное бомбометание. Однако из-за условий европейского театра (атмосферной дымки, наземных пожаров и противодействия ПВО, а также ошибок дальней лучевой навигации) круговое вероятностное отклонение рассева бомб (КВО/CEP) составляло 1-2 км. Крайне характерно, что одна из посланных для бомбардировки Дрездена сил USAAF из-за навигационной ошибки отбомбилась по Праге (река в Праге делает извив крайне похожий на извив реки в Дрездене).

До этого город Дрезден не бомбился и считался безопасным местом. В результате бомбардировок возник огненный смерч, создававший температуру, при которой плавился металл, а от человека оставалось только темное пятно, поэтому точное число погибших определить не представляется возможным.

Доктрина бомбовой войны против гражданского населения была сформулирована ещё во время Первой мировой войны британским маршалом авиации Хью Тренчардом и являлась общим местом европейских авиа-бомбадировочных теорий, включая советскую. Однако вопреки распространённым заблуждениям, RAF вовсе не руководствовались этой доктриной. Из-за противодействия немецких ПВО и из-за отсутствия у RAF флота дальних тяжёлых истребителей сопровождения, RAF уже в самом начале воздушной войны начали нести катастрофические потери (до 20% на вылет), угрожавшие моментальным исчезновением сил RAF, и были вынуждены перейти к тактике ночных бомбардировок, при которой выбор стоял перед бомбардировкой города в целом и отсутствием бомабрдировок вообще. RAF и британское правительство сделали выбор в пользу бомбардировок. Целью при этом являлся военно-промышленный и военный потенциал Германии, а поражение морали противника выступало бонусом к основной цели — если оно будет, то хорошо, а если нет, то нет.

Английские бомбардировки германских военно-промышленных и транспортных центровы сыграли решающую роль в ходе WW2. По свидетельству Шпеера, бомабрдировки RAF уже к 1942-43 гг., ещё до начала бомбардировок USAAF, нанесли бОльший ушерб способности Германии к ведению войны, чем поражения на воточном фронте, включая Сталинградскую битву:

«The real importance of the air war consisted in the fact that it opened a second front long before the invasion of Europe. That front was the skies over Germany. The fleets of bombers might appear at any time over any large German city or important factory. The unpredictability of the attacks made this front gigantic; every square metre of the territory we controlled was a kind of front line. Defense against air attacks required the production of thousands of anti-aircraft guns, the stockpiling of tremendous quantities of ammunition all over the country, and holding in readiness hundreds of thousands of soldiers, who in addition had to stay in position by their guns, often totally inactive, for months at a time.

in 1943 I estimated that the air war was costing us — in terms of production for the Eastern Front — the equivalent of more than 10,000 heavy guns of more than 7.5 centimeters caliber, and approximately 6,000 medium-heavy and heavy tanks.

As far as I can judge from the accounts I have read, no one has yet seen that this was the greatest lost battle on the German side. The losses from the retreats in Russia or from the surrender of Stalingrad were considerably less. Moreover, the nearly 20,000 anti-aircraft guns stationed in the homeland could almost have doubled the anti-tank defences on the Eastern Front…»

(Albert Speer, «Spandau: the Secret Diaries», Macmillan Publishing, 1976, стр. 340, запись за 12 августа 1959)

Позднейшие исследования Unites States Strategic Bombing Survey заключали, что «The strategic bombing campaign forced Germany to divert 40 percent of its industry to aerial defense, 2 millions of its workers to manufacturing supplies and equipment for air defense, 2 million of its soldiers to manning ground defenses, and 2.5 million laborers to cleaning up the damage» (Stephen L. McFarland, «A Concise History of the U.S. Air Force» // Air Force History and Museums Program, 1997, стр. 33).

Трагедия Дрездена

Деяния Черчилля и Харриса хорошо иллюстрирует трёхдневная бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года, хотя никакой военной необходимости бомбить город не было. В отличие от Эссена и Гамбурга, Дрезден, хотя и был сравним с ними по размеру, не имел каких-либо предприятий тяжёлой промышленности, и в мирное время жизнь города основывалась на отраслях, выпускающих продукцию массового потребления, его театрах, музеях и культурных учреждениях

Даже к концу 1944 года было трудно назвать какой-нибудь один завод, действительно имевший важное значение, если не считать расположенного в 40 километрах к северу от Дрездена — в Руланде предприятия по производству синтетического горючего

waralbum.ru
Вид с городской ратуши на руины Дрездена после англо-американских бомбардировок в феврале 1945 года.

Тогда же, в январе последнего года войны, советские танки вышли к Одеру. А 15 февраля из Москвы поступило сообщение: «Сегодня днём наши танковые колонны находились в 80 километрах от Дрездена». Но погода расстроила планы Черчилля, бомбардировка произошла уже после окончания конференции, когда было принято решение, что Дрезден войдёт в советскую зону оккупации. И Черчилль решил: так не доставайся ты никому…

«Когда в конце налёта мы прибыли в район цели, было видно, что город обречён, — вспоминал пилот «Ланкастера» из 3-й авиагруппы, который был повреждён зенитным огнём над Хемницем и задержался. Он должен был подойти к Дрездену за пять минут до окончания атаки, но теперь опаздывал на десять минут. Наверное, это был последний появившийся над саксонской столицей бомбардировщик. — По моему мнению, море огня покрывало площадь размером примерно 40 квадратных миль (больше ста квадратных километров). От этой печи внизу поднимался жар, который ощущался в кабине моего самолёта. Небо переливалось оттенками ярко-красного и белого цветов, а свет внутри самолёта был светом мрачного осеннего заката. Мы были настолько поражены ужасом при виде этого чудовищного пламени, что ещё долго в одиночестве летали над городом. Совершенно подавленные, представляя себе то, что творилось внизу, мы повернули на обратный курс. Ослепительно яркий свет этого холокоста был виден за тридцать миль».

waralbum.ru
Жертвы бомбардировки Дрездена, 20 февраля1945 г.

В Дрездене погибло свыше 40 тысяч мирных жителей, из которых 28 736 были захоронены на кладбище Хейдельфридхоф. Британский историк Дэвид Ирвинг писал:

Бомбардировки

Берлин 4 339 000 67 608

Гамбург 1 129 000 38 688

Мюнхен 841 000 27 111

Кёльн 772 000 44 923

Лейпциг 707 000 11 616

Эссен 667 000 37 938

Дрезден 642 000 7101

Более того, как показывает таблица ниже, к февралю 1945 года город практически не бомбился.

Дата Цель Кто проводил Участвовало самолётов Тоннаж сброшенных бомб Фугасных Зажигательных Итого

07.10.1944 Сортировочная станция ВВС США 30 72,5   72,5

16.01.1945 Сортировочная станция ВВС США 133 279,8 41,6 321,4

14.02.1945 По городским площадям Королевские ВВС 772 1477,7 1181,6 2659,3

14.02.1945 Сортировочная станция ВВС США 316 487,7 294,3 782,0

15.02.1945 Сортировочная станция ВВС США 211 465,6   465,6 02.03.1945 Сортировочная станция ВВС США 406 940,3 140,5 1080,8

17.04.1945 Сортировочная станция ВВС США 572 1526,4 164,5 1690,9

17.04.1945 Промзоны ВВС США 8 28,0   28,0

Операция должна была начаться с авианалёта 8-й воздушной армии ВВС США 13 февраля, однако плохие погодные условия над Европой помешали участию американских самолётов. В связи с этим первый удар нанесли самолёты британской авиации.

Спустя три часа состоялась вторая атака, проведённая 1, 3, 5 и 8-й группами британских ВВС, последняя обеспечивала наводку стандартными методами. Погода к тому времени улучшилась, и 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб между 01:21 и 01:45.

5 февраля американская авиация сбросила 466 тонн бомб

Часть американских истребителей P-51 получила приказ атаковать движущиеся по дорогам цели, чтобы увеличить хаос и разрушения на важной транспортной сети региона. Есть данные, что спасающиеся от огня мирные жители были атакованы американскими истребителями

Историк Гёц Бергандер оспаривает достоверность этих сообщений. Во время рейда американских ВВС происходили воздушные бои между истребителями прикрытия и немецкими самолётами. Не исключено, что некоторые из них могли быть приняты за атаки на мирных жителей.

После этого американские ВВС провели ещё две бомбардировки. 2 марта 406 бомбардировщиков B-17 сбросили 940 тонн фугасных и 141 тонну зажигательных бомб. 17 апреля 580 бомбардировщиков B-17 сбросили 1554 тонн фугасных и 165 тонн зажигательных бомб.

Бомбардировки осуществлялись по принятым в то время методам: сначала сбрасывались фугасные бомбы, чтобы разрушить крыши и обнажить деревянные конструкции зданий, затем — зажигательные бомбы, и снова — фугасные для затруднения работы противопожарных служб. В результате бомбардировок образовался огненный смерч, температура в котором достигала 1500 °C.

Реакция

В Германии Роберт Лей и Геббельс первоначально хотели использовать бомбардировки в качестве предлога для отказа от соблюдения Женевских конвенций на Западном фронте. Однако в итоге руководство Германии ограничилось эксплуатацией этой темы в пропагандистских целях. Немецкие дипломаты распространяли в нейтральных странах фотографии разрушений, погибших людей, детей, получивших сильные ожоги. По случайному совпадению за день до налётов на Дрезден немецкое дипломатическое ведомство направило в нейтральные страны документ, где Артур Харрис назывался «главным врагом Европы» и сторонником «бомбового террора».

16 февраля был выпущен пресс-релиз, где немецкая сторона заявила, что в Дрездене не было предприятий военной промышленности, он был местом расположения культурных ценностей и госпиталей. 25 февраля вышел новый документ с фотографиями двух обгоревших детей и с заголовком «Дрезден — бойня беженцев», где говорилось, что число жертв составило не сто, а двести тысяч человек. 4 марта в еженедельной газете Das Reich вышла статья, посвящённая исключительно разрушениям культурно-исторических ценностей.

Историк Фредерик Тейлор отмечает, что немецкая пропаганда имела успех, не только сформировав позицию в нейтральных странах, но и достигнув британской Палаты общин, где Ричард Стоукс (англ.) оперировал сообщениями немецкого информационного агентства.

На брифинге для прессы, проведённым Верховным штабом союзных экспедиционных сил представитель британских ВВС Колин Маккей Грирсон (англ.) заявил журналистам: «Прежде всего, они являются центрами, куда прибывают эвакуируемые. Это центры коммуникаций, через которые осуществляется движение по направлению к русскому фронту, и с западного фронта к восточному, и они располагаются достаточно близко к русскому фронту для того, чтобы продолжать успешное ведение боёв. Я считаю, что эти три причины вероятно объясняют проведение бомбардировки». Один из журналистов спросил, в чём заключалась основная цель, во внесении беспорядка в проведение эвакуации или в уничтожении коммуникаций, служащих для военных нужд. Грирсон ответил, что главной целью ударов были коммуникации, чтобы помешать их использованию и остановить движение во всех направлениях, если возможно. Он также добавил, что авианалёт помог уничтожению «остатков немецкого морального духа». Позже военный корреспондент Associated Press Говард Коэн в своём газетном материале заявил, что союзники прибегли к помощи террора. Данная тема была освещена в редакционных статьях, и противник бомбардировок немецких городов Ричард Стоукс поднимал этот вопрос на заседаниях Палаты общин.

Черчилль, ранее поддержавший проведение бомбардировок, дистанцировался от них. 28 марта в проекте меморандума, отправленного телеграммой генералу Гастингсу Исмэю, он сообщил: «Мне представляется, что наступил момент, когда следует пересмотреть вопрос о бомбардировках немецких городов, проводимых под разными предлогами ради возрастания террора. В противном случае мы получим под свой контроль полностью разорённое государство. Разрушение Дрездена остаётся серьёзным предлогом против проведения бомбардировок союзниками. Я придерживаюсь мнения, что впредь военные цели должны определяться более строго в наших собственных интересах, нежели в интересах противника. Министр иностранных дел сообщил мне об этой проблеме и я считаю, что необходимо более тщательно сосредоточиться над такими военными целями как нефть и коммуникации непосредственно за зоной боевых действий, нежели над явными актами террора и бессмысленных, хотя и впечатляющих, разрушений».

Ознакомившись с содержанием телеграммы Черчилля, 29 марта Артур Харрис направил ответ в министерство авиации, где заявил, что бомбардировки были стратегически оправданы и «все оставшиеся немецкие города не стоят жизни одного британского гренадера». После протестов со стороны военных Черчилль 1 апреля написал новый текст в смягчённой форме.

Зарождение доктрины

Само использование самолета как средства ведения войны стало в начале XX века поистине революционным шагом. Первые бомбардировщики представляли собой неуклюжие и хрупкие на вид конструкции, и долететь на них до цели даже с минимальной бомбовой нагрузкой было для летчиков непростой задачей. О точности попаданий говорить не приходилось. В Первой мировой войне самолеты-бомбардировщики не снискали большой славы в отличие от истребителей или от наземного «чудо-оружия» танков. Тем не менее у «тяжелой» авиации появились сторонники и даже апологеты. В период между двумя мировыми войнами, пожалуй, самым известным из них был итальянский генерал Джулио Дуэ.

В своих трудах Дуэ неустанно доказывал, что войну может выиграть одна авиация. Сухопутные силы и флот должны играть по отношению к ней подчиненную роль. Армия удерживает линию фронта, а флот защищает побережье, пока авиация добывает победу. Бомбить следует прежде всего города, а не заводы и военные объекты, которые относительно легко передислоцировать. Причем города желательно уничтожать за один налет, чтобы гражданское население не успело вывезти материальные ценности и спрятаться. Необходимо не столько уничтожить как можно больше людей, сколько посеять среди них панику, сломить морально. В этих условиях вражеские солдаты на фронте будут думать не о победе, а о судьбе своих близких, что, несомненно, скажется на их боевом духе. Для этого нужно развивать именно бомбардировочную авиацию, а не истребительную, морскую или какую-либо еще. Хорошо вооруженные бомбардировщики сами в состоянии отбиться от самолетов противника и нанести решающий удар. У кого авиация окажется мощнее, тот и победит.

«Радикальные» воззрения итальянского теоретика разделяли совсем немногие. Большинство военных специалистов считали, что генерал Дуэ перестарался, абсолютизировав роль военной авиации. Да и призывы к уничтожению мирного населения в 20-е годы прошлого века считались откровенным моветоном. Но, как бы там ни было, именно Джулио Дуэ в числе первых понял, что авиация дала войне третье измерение. С его «легкой руки» идея неограниченной воздушной войны прочно поселилась в умах некоторых политиков и военачальников.

Потери в цифрах

В Германии от бомбежек погибло, по разным оценкам, от 300 тыс. до 1,5 млн. мирных жителей. Во Франции 59 тыс. убитых и раненых, в основном от налетов союзников, в Англии 60,5 тыс., включая жертвы от действий реактивных снарядов «Фау».

Перечень городов, в которых площадь разрушений составила 50% и более общей площади построек (как ни странно, на долю Дрездена пришлось только 40%):

50% Людвигсхафен, Вормс 51% Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум 52% Эссен, Дармштадт 53% Кохем 54% Гамбург, Майнц 55% Неккарзульм, Зоэст 56% Ахен, Мюнстер, Хайльбронн 60% Эркеленц 63% Вильгельмсхафен, Кобленц 64% Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм 65% Дортмунд 66% Крайльсхайм 67% Гисен 68% Ханау, Кассель 69% Дюрен 70% Альтенкирхен, Брухзаль 72% Гейленкирхен 74% Донаувёрт 75% Ремаген, Вюрцбург 78% Эмден 80% Прюм, Везель 85% Ксантен, Цюльпих 91% Эммерих 97% Юлих

Общий объем развалин составлял 400 миллионов кубических метров. Было полностью уничтожено 495 архитектурных памятников, 620 повреждены настолько, что восстановление их было либо невозможно, либо сомнительно.

Михаил Максимов

Американская трагедия

Сразу трём американским бомбардировщикам из-за возникших технических проблем пришлось вернуться обратно, тогда самолет под управлением Брауна получил команду — выдвинуться вперёд. Экипаж справился со своей задачей и, что называется, «отбомбился»: бомбы попали в цель. Правда, перед этим точно выпущенная зенитная ракета попала в носовую часть самолета — сразу два двигателя вышли из строя, из-за чего бомбардировщик сильно замедлился. Следующий залп повредил левое крыло, еще один двигатель — уже третий — получил серьёзные повреждения. Осколками убило некоторых членов экипажа: хвостовому стрелку, например, оторвало голову. Практически каждый был серьезно ранен, к тому же из строя вышла рация — сообщить о катастрофическом положении было невозможно.

Сам Браун, кислородный баллон которого пробило пулей, едва удерживал самолет в воздухе. Носовое остекление, естественно, разлетелось вдребезги, температура за бортом составляла примерно -60 градусов. В какой-то момент, когда пилот из-за нехватки кислорода потерял сознание, бомбардировщик даже стал падать, однако в итоге Браун всё-таки пришёл в чувство и вновь вцепился в штурвал. В его плече уже зияла рана от вражеской пули.
Немецкие истребители, как стервятники, кружили над «Старым пабом». Буквально за десять минут бомбардировщик подвергся атаке не менее 12 самолетов противника. Все важнейшие системы американского B17-F уже вышли из строя, более того — из-за низкой температуры в аптечках замерз даже морфий, который нужен был для обезболивания. Экипаж обсудил возможность выпрыгнуть из самолета с парашютами, однако выяснилось, что один из членов команды не сможет сделать этого из-за полученной травмы. Было решено оставаться внутри бомбардировщика, который в то время пролетал над Ольденбургом — вражеской территорией.

Связанные события

Имя / событие Дата Язык
1 Minhenē, netālu no dzelzceļa stacijas, 2. Pasaules kara bumbas sprādzienā ievainoti vismaz trīs cilvēki 01.12.2021 lv
2 Под Иркутском разбился АН-12. Погибли 7 человек 03.11.2021 ru
3 A Russian air force LET L-410 UVP (RF-94603) crashed during a parachute exercise flight in Kemerovo, Siberia. 9 killed, 11 injured, state news reports. 19.06.2021 en
4 ASV Senāts otrā impīčmenta prāvā attaisno Trampu 13.02.2021 lv
5 В Краснодарском крае разбился вертолёт Ми-28 11.12.2019 lv, ru
6 Munīcijas noliktavas eksplozija Ačinskas tuvumā, Krievijā 05.08.2019 lv
7 2 взрыва произошли на оборонном заводе по производству тротила в Дзержинске 01.06.2019 lv, ru
8 В Нижегородской области произошел пожар на НПЗ «Лукойла». Пропали пять человек 05.10.2017 ru
9 German evacuation for WW2 bomb disposal in Augsburg 25.12.2016 en, lv
10 Tikai ar 18 balsu pārsvaru Vācijas Bundestāgs nolemj pārcelt Vācijas galvaspilsētu no Bonnas atpakaļ uz atbrīvoto Berlīni 20.06.1991 lv, pl
11 Трагедия на «Хиллсборо» 15.04.1989 en, fr, lv, pl, ru
12 Начало англо-аргентинского вооружённого конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов (по 14 июня). 02.04.1982 lv, pl, ru
13 СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны 26.05.1972 pl, ru
14 Пожар в казино на концерте Фрэнка Заппы и песня Smoke on the Water 04.12.1971 de, en, lv, ru
15 The American U-2 spy plane, piloted by Francis Gary Powers, was shot down over the Soviet Union 01.05.1960 en, lv
16 Чарльз Гинсберг (англ. Charles Ginsburg), Чарльз Андерсен (англ. Charles Andersen) и Рэй Долби (англ. Ray Dolby) продемонстрировали своё изобретение — первый видеомагнитофон (в трёх экземплярах). 14.04.1956 lv, pl, ru
17 В ходе XX съезда КПСС Хрущёв выступает с докладом о разоблачении культа личности Сталина 25.02.1956 en, lv, pl, ru
18 За «подрывную деятельность» запрещена компартия США. 24.08.1954 en, lv, pl, ru
19 Īles kauja 17.03.1949 lv
20 Hermann Goering, founder of the Gestapo, poisoned himself just hours before his scheduled execution 15.10.1946 en, pl

Потери англо-американской авиации

Потери Королевских ВВС во время двух рейдов на Дрезден 13—14 февраля 1945 года составили 6 самолётов, кроме того, 2 самолёта потерпели крушение во Франции и 1 в Англии.

В доступных источниках приводятся подробности потери 8 самолётов (в том числе пяти британских, одного австралийского, одного канадского, одного польского):

  • «Ланкастер» NF932, 550-я эскадрилья, столкнулся с «Ланкастером» PA185 над Линкольнширом вскоре после взлёта. Взорвался при попытке совершить аварийную посадку в поле. Все 7 членов экипажа погибли.
  • «Ланкастер» PA185, 300-я (польская) эскадрилья, столкнулся с «Ланкастером» NF932 над Линкольнширом вскоре после взлёта. Все 7 членов экипажа погибли.
  • «Ланкастер» LM682, 103-я эскадрилья, сбит зенитным огнём и разбился в районе Винтеркастена. Все 7 членов экипажа погибли (включая одного австралийца).
  • «Ланкастер» NG234, 463-я эскадрилья Королевских Австралийских ВВС, сбит зенитным огнём. 6 членов экипажа погибли (4 австралийца и 2 британца), 1 попал в плен.
  • «Ланкастер» NG353, 186-я эскадрилья, сбит немецким ночным истребителем. Все 7 членов экипажа погибли (включая одного австралийца).
  • «Ланкастер» PB183, 405-я эскадрилья Королевских ВВС Канады, столкнулся в воздухе над Германией с «Ланкастером» PD232. 7 членов экипажа погибли, 1 попал в плен.
  • «Ланкастер» PD232, 576-я эскадрилья, столкнулся в воздухе над Германией с «Ланкастером» PB183. Все 7 членов экипажа погибли
  • «Ланкастер» PB686, 115-я эскадрилья, разбился на территории Франции. 6 членов экипажа выжили, 1 погиб.

Людские потери Королевских ВВС в ходе налёта точно не известны. Обобщение вышеприведённых данных показывает, что по крайней мере 49 лётчиков погибли и 2 попали в плен.

Американская авиация в ходе налёта на Дрезден и дополнительные цели безвозвратно потеряла 8 бомбардировщиков B-17 и 4 истребителя P-51. Людские потери составили 56 лётчиков погибшими или пропавшими без вести

Таким образом, суммарные потери союзников составили около 20 самолётов и свыше 100 лётчиков убитыми, пропавшими без вести и пленными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: