С чего начинался подводный флот россии?

Первая русская подводная лодка

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”

По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.

В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.

Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.

Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).

 Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.

Современная 3D-модель лодки Дреббеля 

Слайд 7Комиссия, получившая отдельную секретную комнату в помещении Опытового судостроительного бассейна,

приступила к работе и 3 мая 1901 года представила проект

«миноносца № 113» (класса подводных лодок в Военно-морском флоте России еще не существовало). 5 июля проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку. Строителем «миноносца № 113» назначили И. Г. Бубнова.В основу создания подводной лодки были положены следующие соображения:
1. Принцип наименьших затрат, исходя из которого водоизмещение подводной лодки должно было быть минимальным.
2. Надводная скорость лодки должна быть достаточной для нападения на суда, проходящие мимо нее, либо стоящие на якоре, либо двигающиеся у входа в гавань малым ходом.Составление рабочих чертежей было поручено (под руководством комиссии) конструкторскому бюро Балтийского завода, которое несколько позже было преобразовано в отдел подводного плавания («Подала»). Сменив последовательно ряд названий и претерпев многочисленные преобразования, это старейшее подводное бюро существует и в настоящее время — это Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Комиссия была привлечена в «Подпла» к разработке деталей и руководству при постройке лодки.

Применение в Первой мировой войне

Первого настоящего успеха удалось добиться подводным лодкам в период Первой мировой войны. Вначале субмарины появились в Германии. Эта страна не могла сравняться по силе флота со своими ключевыми соперниками – Францией и Англией. Именно поэтому Германия решила применять субмарины в качестве рейдеров в морских коммуникациях противников.

Особенных успехов подлодкам удалось добиться в «Первой битве за Атлантику». Именно тогда была придумана концепция так называемой неограниченной подводной войны. При этом все суда врагов топились вне зависимости от особенностей грузов. В сентябре 1914 года подводная лодка, которой командовал Otto Weddigen, за 3 часа уничтожила 3 крейсера Cruiser Force C.

В период Первой мировой войны подводные лодки воюющих стран потопили 160 боевых судов разных типов. Также им удалось уничтожить большое количество торговых судов, которые имели общий грузовой тоннаж до 19 миллионов регистровых тонн. Благодаря применению подлодок Германия едва не победила Англию.

Слайд 1918 июня к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран

и лодка была поднята. После ремонта 15 ноября 1904 года

ПЛ «Дельфин» была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне. Первый выход в море (из-за опоздания с присылкой торпед) состоялся 28 февраля 1905 года. «Дельфин» совершил несколько выходов в море, но так и не встретился с японскими кораблями.5 мая 1905 года на «Дельфине» произошла серьезная авария. Для устранения неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. Людей удалили из лодки и начали вентилировать ее переносными вентиляторами. На следующий день лодку продолжали вентилировать под наблюдением двух вахтенных. В гости к вахтенным пришел знакомый («земляк») с миноносца и попросил разрешения на осмотр лодки. Вахтенный минер и «земляк» спустились в лодку, после чего произошел взрыв, вахтенный успел выскочить из лодки с сильными ожогами, а его знакомый остался внутри лодки. Последовал второй взрыв, после которого лодка затонула (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки.

Слайд 14В марте 1902 года «миноносец № 113» был зачислен в

списки флота как «миноносец № 150».В мае 1903 года ПЛ

была спущена на воду и в октябре этого же года были закончены ходовые испытания. Дату окончания испытаний 14 октября 1903 года и принято считать днем рождения подводных сил России. Назначенный ее командиром М. Н. Беклемишев докладывал:
— возможность подводного плавания при скорости 5 узлов обеспечивается с точностью до 1 фута;
— скорость по поверхности 8,5 узлов можно увеличить установкой винта с поворотными лопастями;
— практическая дальность плавания под электромотором определилась в 60 миль при скорости 5,2 узла, причем в течение 4-х дней производилась варка свежей пищи, вентиляция и освещение;
— возможность заряжания аккумуляторов от мотора практически проверена много раз;
— не только командование, но даже несколько человек мастеровых, работающих на лодке, переносят подводное плавание спокойно…До 11 марта 1906 года подводные лодки России числились в классе миноносцев, 31 мая 1904 года всем русским подводным лодкам-миноносцам по Высочайшему повелению были присвоены имена и «миноносец № 150» стал называться «Дельфин».

Очередной этап развития подводного флота России — лодка «Дельфин». 1904 г.

Знаменитый адмирал Степан Осипович Макаров осуществил идею атак миноносцами турецкого флота во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Он же впервые в мире использовал самодвижущуюся мину-торпеду. Наверное, он не знал, что Россия — страна отсталая, и в ней изобретений не случается.

А еще Россия — родина подводной лодки. То есть придумывали подводные лодки во многих странах Европы, но было в этих изобретениях нечто очень отличное от русского опыта.

Первые опыты такого рода случайны, значительно отдалены друг от друга по времени и не имеют последствий. Отдельные искорки. Такова лодка голландца ван Дреббеля, построенная в 1620 году в Лондоне, Д. Буш-нелла — в 1776 году в США, Р. Фултона — в 1801 году во Франции… Ни одна из них никогда не применялась в деле, хотя теоретически готовилась для боевых действий.

Такова и подводная лодка изобретателя-самоучки Ефима Никонова, построившего ее в Петербурге в 1724 году. Но Ефим Никонов пытался поставить на этой лодке паровой двигатель… Безуспешно, разумеется.

В отличие от подводных лодок европейцев в России идея подводной лодки продолжала жить и развиваться. То, что было для Европы забавным экспериментом, который и не должен непременно иметь последствия, в России стало проектом, который хотят осуществить. В 1834 году построена подводная лодка по проекту военного инженера К. А. Шильдера.

Эксперименты продолжались: в 1866 году создана подводная лодка по проекту И. Ф. Александровского. Это первая подводная лодка с механическим двигателем, родоначальница современного подводного флота.

В 1879 году подводная лодка Александровского усовершенствована С. К. Джевецким. Теперь у русской подводной лодки есть система очистки воздуха, перископ, электрические аккумуляторы, система удержания глубины на подводном ходу.

Русские инженеры и к делу подводные лодки приставили. В 1912 году по проекту М. П. Налёто-ва создана подводная лодка «Краб»: первый в мире подводный минный заградитель. Был и проект разведки Ледовитого океана с помощью подводной лодки. Предполагалось пройти подо льдами и выяснить, что же делается на северном полюсе? Проект в конце концов отложили, сочтя слишком рискованным для участников.

Теперь вспомним блестящий фантастический роман Жюль Верна о подводной лодке «Наутилус» и загадочном капитане Немо.

У этой подводной лодки есть все, что у русской. Разве что скорости хода и способности долго находиться в подводном состоянии Жюль Верн несколько преувеличил. Так сказать, заглянул в будущее. Почти что в российское настоящее.

И капитан Гаттерас у него рвется к северному полюсу, как и капитан Немо. Но у мечтателя Жюль Верна, у кабинетного теоретика, тратившего силы и время на вымыслы, все это происходит в некой выдуманной им, сконструированной реальности.

Русские традиционно сами себя считают отрешенными от жизни романтиками, мечтателями, а европейцев — людьми практичными и приземленными. Но вот факты: это Жюль Верн мечтал и фантазировал. Придумывал подводную лодку — но в фантастическом романе.

А у практичных, деловитых русских те же самые события — дело не вымысла, не отвлеченной игры ума, а дело составления проекта и перехода от теории к практике.

Просто удивительно, сколько усилий приложено для того, чтобы навести тень на плетень и свалить все с больной головы на здоровую — чтобы представить отсталую Францию, тешащую себя сказками Жюль Верна, технически передовой страной. А передовую, динамичную Россию, которая на практике осуществляла французские мечтания, представить страной отстающей в развитии… Но как раз на примере подводной лодки хорошо видно: все наоборот!

Испытания судна

На первых испытания присутствовал лично Петр I, они состоялись в 1724 году, но прошли неудачно. Дно конструкции сильно ударилось о грунт и проломилось. Император постановил, что корпус должен быть усилен обручами из железа. Он не рассердился, напротив, приободрил создателя, а также предупредил чиновников, чтобы Никонова ни в чем не обвиняли. Первый провал царь назвал “конфузом”, он был настроен на дальнейшую работу, так как осознавал перспективность начинания.

В следующем году подлодку опять спустили на воду, но она не смогла погрузиться из-за открывшейся течи. Третье испытание произошло уже спустя два года, в 1727 году. Вскоре Петра I не стало, в связи с чем конструктор попал в немилость. В 1728 году его разжаловали до рядового плотника, а затем вовсе сослали в Астраханскую область.

Современные кораблестроители оценивают, что несмотря на неудачи лодка Никонова стала прототипом современной подлодки. Это было непросто, но конструктор все-таки доказал, что подводное плавание — это возможно. Теория была доказана еще на стадии создания модели, которая дважды успешно погрузилась в Неву и всплыла.

Что касается “Морель”, ее назвали “Потаенным судном” и какой-то период хранили на Галерном Дворе. Без ухода лодка разрушилась, поэтому сейчас мы уже не можем посмотреть на нее. Но мы можем увидеть камень с памятной доской в том месте, где в 1721 проходили первые испытания. Там же стоит макет судна, не очень реалистичный, но красивый. Цена первой ПЛ — жизнь конструктора Никонова Ефима Прокопьевича.

Слайд 15Надо отдать должное тщательности, с которой Беклемишев подбирал экипаж для

«Дельфина», — он выбирал «людей технически образованных, здорового сложения, хорошего

поведения, некурящих», а также желающих служить на этой подводной лодке.Первая и до осени 1904 года единственная русская подводная лодка «Дельфин» стала школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить на подводных лодках.16 июня 1904 года производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Врио командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине ок.7 м (22 фут).После команды «наполнить цистерны» крышка рубочного люка была закрыта с опозданием и в лодку хлынул каскад воды. Один из испугавшихся членов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чем увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чина погибли.

Слайд 28Состояние подводного флота того времени полностью отражает отношение высшего руководства

флота к новому типу корабля. В официальную классификацию кораблей и

судов Русского Императорского флота, утвержденную 30 декабря 1891 года, класс подводных лодок внесен лишь 6 марта 1906 года, а до этого они числились в разряде миноносцев. Правда, некоторые русские офицеры уже тогда понимали особую силу нового оружия. Вильгельм Карлович Витгефт оценивал подводное оружие. Еще в 1889 году в чине капитана 2 ранга он был направлен в длительную командировку за рубеж для изучения подводного флота и минного оружия. В 1900 году контр-адмирал Витгефт обратился с докладной запиской к командующему морскими силами Тихого океана. Он писал, что хотя подлодки еще не удовлетворительны в боевом отношении, они уже являются оружием, оказывающим сильное нравственное влияние на противника, раз он знает, что такое оружие имеется против него. Витгефт просил в порядке опыта установить на старых лодках Джевецкого с педальным приводом постройки 1881 года торпедные аппараты и прислать их на Дальний Восток. Причем доставку предлагалось осуществить на пароходе Добровольного флота с обязательным заходом в Японию, так, чтобы лодки были замечены японцами. В конце года пароход «Дагмар» доставил «посылку». Расчет адмирала оправдался: в апреле 1904 года у Порт-Артура на минах подорвались броненосцы «Ясима» и «Хацусе», японцы же посчитали, что их атаковали субмарины, и вся эскадра долго и яростно стреляла в воду.

Так и не случившийся триумф изобретателя из низов

Едва подводная лодка Никонова погрузилась под воду, как случилась неприятность. Скорость её погружения была слишком велика. За считанные секунды деревянная подлодка погрузилась на дно. В её днище образовалась огромная пробоина. Не иначе как чудом Никонову и помощникам удалось выбраться из подлодки и всплыть самим. Казалось, всё кончено.

Но Пётр I был снисходителен. Он сказал Никонову, что удачи не приходят сразу и в крушении он не виноват. Воодушевлённый Ефим Прокопьевич взялся за строительство второго потаённого судна. Кстати, император тогда дал ему дельный совет. Послушавшись его, Никонов опоясал вторую подлодку железными обручами. Но и второе, и третье испытания успехом не увенчались. Подводная лодка времён Петра I никак не хотела нормально функционировать. К тому же, сам император начал часто болеть и уделял всё меньше внимания Никонову.

Вскоре после смерти благоволящего к неграмотному изобретателю Петра I за верфи взялась Екатерина II. Но до неё дошли слухи о растратах Никонова, да и в Адмиралтейств-коллегии были им недовольны. В 1728 году все работы над русскими подлодками были прекращены. Ефима Никонова разжаловали в плотники и отправили в Астрахань под стражей.

Еще:

  • Запрещённые имена: как нельзя было называть детей на Руси?
  • Метро-2: где находятся секретные тоннели и можно ли в них попасть?
  • Советский компьютер, работавший на воде
  • Как проходил первый в истории СССР конкурс красоты
  • По какому принципу в российских тюрьмах дают клички

Слайд 26*)Малые подводные лодки №1, №2 и №3, построечные по проекту

27-В американской фирмы Голланд на Невском заводе, предназначались для защиты

морских крепостей.ПОДВОДНЫЕ МИНОНОСЦЫ: боевой дебютРусские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.ПЁТР БОЖЕНКОФото предоставил Э. Игнатьев(Второе издание этой статьи — «Техника и вооружение» № 9 2000 г. прим. ВВС)Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой придали участие подводные лодки — новый гип корабля. Отдельные попытки использовать подводные аппараты в военных целях отмечались и ранее, однако только к концу XIX века развитие науки и техники позволило создать полноценную подводную лодку.Лодка американского изобретателя Дж.П. Холланда — в русском правописании того времени Голланда — Голланд N9 стала одной из первых удачных конструкций. Флот США принял ее на вооружение 11 апреля 1900 года. Корабли этого типа закупали и строили по лицензии многие страны — Англия, Австро-Венгрия, Швеция, Япония, Голландия и другие. В 1900 году и русское морское ведомство провело переговоры с Голландом о приобретении его лодок. Однако поставленное им условие — купить не менее 10 кораблей оказалось неприемлемым. Сделка не состоялась.

Подлодки во Второй мировой войне

По результатам Первой мировой войны были сделаны выводы о том, что подводные лодки должны более тесно взаимодействовать с надводными кораблями. Это создало потребность в совершенствовании надводных тактико-технических параметров

Несмотря на улучшения конструкций и использование новых решений подлодки преимущественно оставались ныряющими. Это означает, что они могли только на короткий срок погружаться для атаки или уклонения от преследований. Однако после этого субмаринам требовалось всплывать, чтобы зарядить аккумуляторы. Это приводило к атакам из надводного положения. При этом использовались палубные орудия.

Самым значимым эпизодом работы подлодок в период Второй мировой войны стала «Вторая битва за Атлантику», которая произошла в период с 1939 по 1941 годы. Активность так называемых волчьих стай «папаши Деница» сделали практически невозможным любое судоходство в Атлантическом океане.

Наиболее успешным этапом в сфере конструирования подлодок, которые использовались во время Второй мировой войны, стал момент, когда изобрели немецкую субмарину типа VII. В общей сложности был сделан заказ на 1050 лодок этой серии. Из них 703 экземпляра было введено в эксплуатацию.

В 1944 году на немецких подлодках типа VII стали массово применять шнорхель. Этим термином называлась труба, которая использовалась для забора воздуха с поверхности в момент нахождения лодки под водой.

К концу Второй мировой войны Германия придумала и сконструировала первые лодки типа XXI. Они стали первыми субмаринами, которые в большей степени были пригодны для ведения боевых действий под водой, нежели над водой. Такие конструкции имели очень большую глубину погружения – до 330 метров. Также они отличались высокой автономностью и практически не издавали шума.

В период ведения боевых действий подлодки воюющих государств уничтожили 4430 транспортных судов, грузоподъемность которых достигала 22,1 миллиона тонн, и 395 военных кораблей, включая 57 подлодок.

Конструкция лодки Никонова

Судно было деревянным, шести метров длиной и около пары метров в ширину. Снаружи корпус был обшит жестью. Чтобы обеспечить погружение, конструктор разработал особую систему. Она состояла из оловянных пластинок с огромным количеством отверстий. Система располагалась в области днища. При подъеме с глубины накопившаяся вода стекала в цистерну через отверстия в олове, а затем откачивалась поршнями и уходила за борт.

Изначально Никонов планировал, что на судне будет оружие, но затем занял место шлюзовой камерой. Через этот шлюз водолаз в специальном костюме мог покинуть лодку, находящуюся под водой. Предполагалось, что этот водолаз сможет разрушать вражеские корабли снизу.

Кстати, первый скафандр — это тоже творение Никонова.

Лодка вмещала экипаж из четырех человек, двигалась на двух парах весел. Оружие на борту все-таки было, это простенькие огнеметы, которые тогда называли огненными трубами. Помпа тоже была ручной. Судну дали название “Морель”, и оно было готово к испытаниям.

Челобитная о потаённом судне

При Петре I русский флот достиг небывалого величия

Чего только стоили корабли, сходившие с архангельских верфей! При этом император уделял большое внимание развитию военного дела. Во времена его правления учёным и изобретателям давали зелёный свет на самые смелые эксперименты

Вот и безграмотному плотнику Ефиму Никонову удалось продвинуть свою смелую идею о «потаённом судне».

На стол Петра I в 1719 году легла челобитная от Ефима Прокопьевича Никонова из Подмосковья. Писать сам тот не умел, поэтому заплатил писарю, чтобы тот изложил его идею императору. В челобитной говорилось об «угодном военному делу» судне, способном топить чужие корабли. Рассказывал Ефим Прокопьевич и о том, что судно будет «потаённым» и сможет пробираться к кораблям под водой. Охочий до всего нового Пётр I вызвал Ефима Никонова в Петербург.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: