Встреча с николаем алексеевичем. начало

Воспевал женскую красоту

– Николай Некрасов для будущих поколений остался только в своих произведениях? У него же не было наследников?

– Два сына Некрасова и Авдотьи Панаевой, которая была его гражданской женой около 20 лет, умерли в младенчестве. Зато у младшего брата поэта Фёдора Алексеевича была многодетная семья. Одного из его старших сыновей, Александра, Николай Некрасов хотел усыновить. Например, он позаботился, чтобы мальчика отдали в одну из лучших московских гимназий. Вместе с Сашей Некрасовым здесь учились сыновья Льва Толстого и Александра Островского, у которых он гостил «в отпуску». 

Поэт завещал право на издание своих стихотворений в прижизненное пользование сестре Анне Буткевич, а после её смерти – Александру Некрасову. 

Ни московским, ни столичным жителем Александр Некрасов так и не стал, а вернулся в Ярославль. В 1908 – 1917 годах избирался рыбинским уездным предводителем дворянства. Известно, что в марте 1917 года его арестовали, но, видимо, вскоре отпустили. Возможно, опасаясь дальнейших репрессий, в начале 1920-х он вместе с семьёй переехал в Калугу. Сложное материальное положение заставило его продать антиквару часть вещей из родного дома. Скончался племянник великого поэта в 1941 году.

– Но Панаева была не единственной сердечной привязанностью поэта. Он не скрывал своей связи с французской актрисой Селиной Лефрен. Не странно ли, что поэт, воспевавший красоту русской женщины, простой крестьянки, в жизни предпочитал дам из богемной литературно-театральной среды? Давала о себе знать дворянская кровь?

– С дворянской кровью не всё так однозначно. Например, дед поэта Сергей Алексеевич Некрасов женился «на отпущенной своей девице Марье Степановой дочери». 

Родные дядья поэта Сергей Сергеевич и Дмитрий Сергеевич по окончании военной службы вернулись в своё родовое имение в Ярославскую губернию и женились на приглянувшихся им крепостных крестьянках. 

И великий поэт в своих сердечных привязанностях не был снобом. Так, в конце 1860-х фактически на содержании Николая Некрасова несколько месяцев находилась упомянутая выше Прасковья Николаевна – молодая вдова ярославского губернского механика Виктора (Карла) Мейшена, дочь простого солдата. Справедливости ради отметим, что за время краткого сожительства поэт ни в чем ей не отказывал. Женщина оказалась довольно практичной: требовала от Николая Алексеевича материальной поддержки и после того, как их близкие отношения прекратились, а она вышла замуж. На эти средства она развернула строительство в центре Ярославля на участке вокруг дома, который ей достался от первого мужа. Ярославский архитектор Андрей Михайлович Достоевский, брат великого писателя, позже вспоминал, что Мейшен надоедала ему «кляузными прошениями на своих соседей по дому, потом ходатайствами о дозволении противузаконных построек».

После того, как скончался ее третий муж, Мейшен, Прасковья с 1904 года как приживалка поселилась у Островских… Примечательно, что этой женщине Некрасов не посвятил ни одной поэтической строки. В отличие от Панаевой и Зинаиды Николаевны – так называл поэт Фёклу Викторову, которая скрасила последние месяцы его жизни и о происхождении которой до сих пор мало что известно. Как и об обстоятельствах их знакомства. Она была то ли дочерью рядового, зарабатывавшей себе на жизнь трудом праведным, то ли обитательницей «весёлого дома», то ли содержанкой богатого купца.

– К юбилею Николая Некрасова в Москве и Ярославле вышло немало книг. Но, судя по всему, читатели откроют для себя много нового и в вашей энциклопедии. Как они могут с ней познакомиться?

– Презентация «Некрасовской энциклопедии…» пройдёт в декабре в Ярославле в педуниверситете и областной библиотеке, уже полвека носящей имя Н. А. Некрасова.

«Неповторимый сын России»: к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова

2021 год — год 200-летнего юбилея Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося русского поэта.

Некрасов продолжил раскрытие традиционной для русской лирики темы поэта и поэзии, и в то же время его идейно-эстетические взгляды воспринимались в качестве программы целого направления — гражданской, демократической поэзии.

Личное и гражданское неразделимы для поэта. Народная тема, образ России являются центральными в его творчестве. Он горячо любит Родину, русский народ. Вместе с тем Некрасов ненавидит социальные пороки общества, обличает их, с горечью пишет о страданиях обездоленных и несчастных. Сам поэт очень точно определил свою музу как «Музу мести и печали».

Реалистические взгляды на творчество, стремление к правде жизни и социальной остроте обусловили появление в поэзии Некрасова новых тем, проблем, героев. Народная жизнь стала главной. Некрасов не просто освещает проблемы народа, занимает народную позицию, а «говорит народом» и для народа. Поэт активно использует фольклорные элементы, пропитывая свое творчество народно-песенной стихией.

Гражданская позиция, демократические взгляды Некрасова привели к новой трактовке вечных тем поэзии. Темы природы, любви, смысла человеческой жизни раскрываются классиком в единстве с социальной, общественной проблематикой.

Н. А. Некрасов расширил содержательные, художественные границы гражданской поэзии. Его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии 19-го и 20-го века.

В честь юбилея великого поэта Национальная библиотека Чувашской Республики объявляет республиканскую литературную акцию «Поём Некрасова». Название акции связано не только с песенным началом творчества Н.А. Некрасова, но и стремлением воспеть его художественный дар.

Акция предполагает ряд разноаспектных мероприятий:

— Республиканский литературно-музыкальный марафон «Я песни Родине слагал…»; — Республиканский литературно-творческий конкурс «21 век: кому на Руси жить хорошо»; — Литературно-музыкальный перфоманс «Стихи мои! Свидетели живые» и церемония награждения победителей акции.

Сводный план мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения Н.А. Некрасова в Чувашской Республике

Интернет-ресурсы:

из фондов:

Редкие и ценные издания из фонда Национальной библиотеки Чувашской Республики

Произведения Н.А. Некрасова на чувашском языке из фонда Национальной библиотеки Чувашской Республики

о Некрасове Н.А.:

музеи:

Жизнь в Петербурге

Отец не хотел, чтобы сын заканчивал образование и отправил его в столицу для обучения в дворянском полку. В этом крылось и ещё одно желание отца литератора, чтобы тот вступил на путь карьеры военного. Некрасову было 15 лет, он со своей тетрадкой стихов один отправляется в Санкт-Петербург.

Почти уже зачислившись в полк, юный Некрасов встречает знакомого из Ярославской губернии, который учился в Петербургском университете. Приятель вместе с другими студентами отговаривает Николая от карьеры военного и предлагает поступать в вуз.

Литератор принял решение поступать в университет. Узнав об этом, отец разозлился не на шутку и отказал сыну в финансировании. Юноше было 16, он так и остался в Петербурге лишь с теми вещами, с которыми туда приехал. Николай занимался языками с преподавателем и успешно сдал экзамен по латыни, а вот с физическими науками дела у него обстояли много хуже, в результате чего этот экзамен он не сдал. Впрочем, сам ректор посоветовал Некрасову стать вольнослушателем, коим он и стал с 1839 по 1841 год.

В.Г.Белинский оказал огромное влияние на творчество Н.А.Некрасова

Жизнь в столице во время обучения была для Николая не сладкой. Ему еле хватало денег на пропитание. Он занимался репетиторством, писал для журнала, но работа была не всегда. По словам Некрасова он три года жил впроголодь и даже заболел на этой почве.

Врачи предполагали, что молодой человек не выживет, но его организм справился, но, как считает сам писатель, эта болезнь оставила след на всю жизнь, и под конец её вызвала то серьезное заболевание, от которого и почил литератор.

Нездоровье подорвало и без того сложное материальное положение Николая Алексеевича, он много задолжал за жилье, которое снимал. Однажды, почувствовав себя много лучше, Некрасов отправился навестить друга и задержался у него, а когда вернулся домой, то ему сообщили, что его комната уже занята.

В качестве оплаты долга хозяева забрали скудное имущество писателя, на которое он написал им расписку, будучи больным, так как они переживали, что он умрет и денег они не получат вовсе. Так, ещё не совсем пришедший в себя юноша оказался на улице, один, без средств к существованию.

Так вспоминал об этом происшествии Некрасов. В итоге один нищий пригласил бедного юношу с собой ночевать в деревянный домик на Васильевском Острове, где собирались бездомные.

Молодому нищему провинциалу помог Григорий Францевич Бенецкий, преподававший в дворянском полку, в который так и не стал зачисляться Некрасов. Этот человек содержал подготовительный пансион для поступающих, устроил он туда и Николая, помог писателю издать сборник детских стихов, что к 1840 году исправило бедственное положение юноши. С 1841 года молодой литератор стал посещать всевозможные кружки и салоны, в частности, конечно, и литературные, главным из которых в судьбе писателя, становится кружок Белинского.

Иллюстрация к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / В. Бескаравайный / aria-art.ru

Восхождение новой звезды и её закат

С 1856 года дела некрасовского «Современника» стали идти гораздо лучше, увеличивалось число подписчиков. В период расцвета журнала, у Некрасова случился и расцвет творчества. Именно в это время были написаны самые знаменитые произведения писателя, и по мнению критиков, самые лучшие.

Среди них: «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети», «Коробейники», «Размышления у парадного подъезда» и другие. Довелось Некрасову в этот период времени тяжело заболеть. Врачи опять прочили ему скорую кончину, но спасла его Авдотья Яковлевна, найдя квалифицированного врача, который назначил верное лечение.

Страстный любитель охоты Некрасов со своей охотничьей собакой

После 1866 года появляются такие сильные произведения как «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо» и прочие. С этим периодом жизни писателя связано и его увядание. Его одолела более тяжелая и по тем временам неизлечимая болезнь – рак, который начал проявляться с 1875 года.

Был с Некрасовым один случай на охоте, которую он очень любил с детства. Болезнь уже очень мучила писателя и держа в руках ружье, он сказал дворовому мужику, шедшему с ним, что хотел бы застрелиться и покончить всё разом, на что мужик отнял ружье у барина, не позволив свершить сказанное.

И.Н.Крамской «Н.А.Некрасов в период «Последних песен», 1877-1878 гг.Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

К этому времени Некрасова уже хорошо знали не только в литературных, но и в общественных кругах. Писателя лечил доктор Боткин, когда он был в Крыму, но несмотря на это, вернувшись в Петербург, Николай Алексеевич слег. Ему становилось всё хуже, но в моменты, когда боль немного отпускала его, он продолжал писать и следить за литературной жизнью страны. В последние месяцы жизни Некрасов писал дневник, отражая на его страницах свои последние мысли и ощущения.

Со всей страны неравнодушные люди слали любимому писателю письма. Эти письма пробудили в Николае Алексеевиче желание писать свою биографию. Он надиктовывал текст своим брату и сестре, когда приступы болезни ненадолго оставляли его. В этот период Некрасов издал «Последние песни», написал поэму «Мать» и стихотворение «Баюшки-баю». 8 января (или 27-го декабря по старому стилю) Николай Алексеевич ушел из жизни, ему было 56 лет.

Когда писателя не стало, проводить его пришло большое количество людей, почитавших его творчество, несмотря на мороз, который стоял в это время. У Некрасова был особенный талант, он умел писать трагично и в то же время иронично. Николай Алексеевич создавал свои произведения с использованием простой народной речи обычных крестьян, что стало новшеством его эпохи. Именно он умел сочетать в одном тексте и трагедию, и иронию, и лирику.

Усадьба Некрасова, музей-заповедник в Карабихе / yarreg.ru

Несомненно, Некрасов ушел слишком рано. В литературу его вклад бесценен. Если бы не болезнь, забравшая много сил у писателя, мучая его болью, он мог бы создать ещё множество удивительных произведений и, возможно, внести ещё немало новшеств в литературную среду. Можно осуждать Некрасова за его личную жизнь, за какие-либо произведения, но нельзя не восхищаться его творчеством.

Творческий союз с Панаевыми, можно сказать, открыл Николаю Алексеевичу большую литературную дорогу. Благодаря им он открыл журнал, написал первые прозаические произведения в соавторстве с Авдотьей Яковлевной. Даже на смертном одре писателя не покидало желание творить, так проявляется настоящий литературный талант у человека. Начав писать в самом раннем возрасте, он не переставал этого делать до самой смертельной агонии.

Происхождение писателя

Мальчик Николай, родившийся 10 декабря 1821 года у Алексея Сергеевича Некрасова и Елены Андреевны Закревской в городе Немирове, стал продолжателем обедневшего помещичьего рода, который был когда-то довольно богат. Отец служил военным, ему периодически приходилось ездить по разным городам Российской Империи.

В одной из таких поездок он и познакомился с матерью будущего писателя. Отец невесты был богатым польским магнатом и свадьбу дочери с военным не поддерживал, поэтому молодым пришлось жениться втайне.

Николай Алексеевич был развитым ребенком, он не то, чтобы рано начал писать и читать, а в семилетнем возрасте уже начал слагать стихотворения. Пускай они и были ещё совсем детскими, но в них проявился явный талант литератора. Стихи малолетнего поэта начинались так:

Своё начальное образование мальчик получил на дому. К нему приходили нанятые родителями учителя, которыми были местные семинаристы. В 1832 году Николай уже пошел в Ярославскую гимназию, ему было 11 лет на тот момент. Семья к тому времени уже переехала в родовое имение отца в Ярославской губернии, а сам Алексей Сергеевич вышел в отставку.

Хотя маленький Некрасов и был способным мальчиком, но обучение не давалось ему легко. Особенно он отставал по древним языкам. В гимназии юный поэт продолжал заниматься своим творчеством. При этом он писал и шутливые стихи про своих товарищей и гимназическое начальство.

Эти сатирические произведения Некрасова пользовались популярностью у гимназистов, но, естественно, руководству гимназии они совершенно не нравились, особенно те, что были написаны про них. Доучившись до 5-го класса гимназии, Николай вынужден покинуть её стены.

Дом в Немирове, где родился Николай Некрасов / kostromka.ru

Панаевская история

Поначалу знаменитый критик считал, что из Некрасова ничего не выйдет, кроме хорошего сотрудника журнала. Мнение Белинского изменилось, когда Николай Алексеевич показал ему свое стихотворение «На дороге». Критик после прочтения воскликнул: «Да знаете ли Вы, что вы поэт и поэт истинный!». С тех пор Белинский много говорил и восхищался своим новым другом, что придавало ему значимости и известности.

В 1842 году Некрасов на встрече одного кружка познакомился с четой Панаевых. Он сдружился с Иваном Ивановичем Панаевым – известным критиком и литератором, с котором в последствие создаст новый журнал «Современник».

Внимание Николая Алексеевича не обошло и жену Панаева Авдотью Яковлевну, которая тоже была писательницей. Она заинтересовала Некрасова не только как интересный собеседник и коллега, но и как женщина

Замужество Авдотьи Яковлевны и дружба Николая Алексеевича с Панаевым, не помешало им иметь любовные отношения на протяжение двадцати лет.

Авдотья Панаева – большая любовь Некрасова

Будут в жизни Некрасова и другие женщины и официальная жена под закат жизни. Ей станет Фекла Викторова – простая деревенская девушка, которой Николай Алексеевич даст образование, венчается с ней и присвоит новое имя Зинаида Николаевна.

Тем не менее, в завещании писателя говорилось о том, что самая сильная и настоящая любовь была у него к Авдотье Яковлевне Панаевой. С ней у Некрасова родилось двое детей, которые умерли в младенчестве. Добиваться внимания Авдотьи литератору пришлось долго, но после совместного путешествия втроем с её мужем, она призналась во взаимности чувств, и Некрасов поселился в доме Панаевых.

Иван Иванович Панаев не был верным мужем, имел множество романтических связей на стороне. Возможно, поэтому и получилась шведская семья в его доме. Иван Иванович не противился увлечению своей жены, с Некрасовым вел литературные дела и журнал. Союз с Авдотьей Яковлевной был для Николая Алексеевича плодотворен не только в любви, в соавторстве они написали два романа «Три страны света» и «Мертвое озеро». Панаева работала под псевдонимом Станицкий.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Некрасова

Интересные факты

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

Все интересные факты из жизни Некрасова

  1. /13

    Вопрос 1 из 13

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Биография Гоголя

Некрасов, какого вы еще не знаете

15 июня в выставочных залах Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля в Трубниковском переулке, 17, открылась долгожданная выставка «Некрасов и его современники», приуроченная к 200-летию со дня рождения поэта и редактора.

Директор ГМИРЛИ имени В. И. ДаляД. П. Бак на вернисаже говорил о том, что, несмотря на все сложности и пандемию, этот грандиозный межмузейный проект удалось воплотить в жизнь. Фигура Некрасова, по словам директора музея, очень многогранна, и цель выставки — не осветить всю его биографию, а показать поэта как редактора журнала «Современник», поразмышлять о неоднозначности образа Некрасова и перечитать его тексты без привычного идеологического пафоса, навязанного советской критикой.

Как подчеркнул С. А. Архангелов, директор Государственного музея Л. Н. Толстого, не случайно Лев Николаевич первое свое произведение — повесть «Детство» принес именно в некрасовский «Современник». И чуткий редактор сразу же по достоинству оценил талант писателя, который станет для миллионов и учителем жизни, и заступником за безгласных и приниженных. Известно, что письма Некрасова, адресованные молодому писателю на Кавказ и в Севастополь, помогали его творческому росту и направляли Толстого по пути реалистического искус¬ства. Позже Толстой именно в «Современнике» опубликовал свои «Севастопольские рассказы», подвергнутые царской цензуре.

Куратор выставки, заместитель директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по научной работе Э. Д. Орлов благодарил всех, кто помогал ее делать, всех, кто предоставил экспонаты, поддерживал советами и консультациями. «Для меня создание этой экспозиции было, безусловно, вызовом самому себе и стало, надеюсь, вызовом закоснелому представлению о Некрасове и его окружении. Ведь мы обратились не только к историко-литературному материалу, но и к современности», — прокомментировал он задумку экспозиции.
Директор Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ имени Ф. И. Тютчева» А. Е. Богатырев говорил на выставке об огромной творческой дружбе Некрасова с Тютчевым. В «Современнике» были напечатаны почти все самые известные стихи поэта, и здесь же вышла некрасовская статья, где о Тютчеве было впервые сказано как о великом лирике.

Несмотря на пандемию, специально из Саратова в Москву на выставку приехала директор Музея-усадьбыН. Г. ЧернышевскогоЕ. Н. Манова. «Чернышевский настолько любил и уважал своего друга Некрасова, что и через три десятка лет в подробностях описал их первую встречу в редакции журнала и то, как Некрасов помог ему обустроиться в Петербурге», — поделилась Елена Николаевна. «Замечательно, — сказала она, — что на выставке представлен не только Чернышевский, но и многие другие литераторы, друзья Некрасова, они помогают зрителю составить полный портрет Николая Алексеевича».

Завершая торжественную церемонию открытия выставки, доцент факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» А. В. Вдовин напомнил, что сейчас готовится к выходу новое дополненное собрание сочинений Некрасова, где выверяются все его тексты, пишутся расширенные научные комментарии. «Работа ведется огромная, но вы первый в Москве музей, который посвятил великому поэту такую масштабную персональную выставку. Я уверен, что она подогреет не только читательский, но и исследовательский интерес к творчеству Некрасова, и в печати появится много новых научных трудов о нем», — подвел итоги А. В. Вдовин.

Во время работы выставки в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля пройдут лекции и круглые столы с участием историков литературы, кураторские показы и спектакли.

Текст: Константин Чупринин

Фото: Тимур Голдман

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: