Городская реформа 1870 г

Содержание городской реформы

  1. Городское управление. Статьи данной главы вводили основные положения и принципы управления городами и страной в целом:

    • Внешнее благоустройство;
    • Продовольственное обеспечение;
    • Безопасность;
    • Строительство и введение дополнительных учреждений (бирж, банков, пристаней и пр.).

    Основной функцией избрания стал выбор один раз в четыре года гласных на места в городскую думу. В думу могли попасть любые избранные народом и наделенные избирательными правами граждане.

    Основное правило: избрание – 2/3 христиан в управлении, а городской глава в обязательном порядке должен был принять христианство.

    К задачам Городской Думы отнесли:

    • Назначение избранных к управлению;
    • Определение размера содержания Городской Думы и управляющих ей;
    • Определение размера городских сборов и налоговых платежей.

    Задачами Городской Управы назначались: составление смет и сбор данных для управления, отчет перед Думой в своих действиях и расходах.
    Управа могла посчитать решение думы незаконным, и в дела управления вступал губернатор.

  2. Проведение выборов в Городскую Думу.

    Определение 2

    Городская Дума – бессословный орган управления городом.

    Городские Думы введены в 506 городах России, что так же было зафиксировано в «Городском положении». Состав в Думу формировался один раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. Избирателями выступали подданные Российской империи старше 25 лет, обладающие собственным имуществом без задолженности по налогам и сборам.

    Избиратель не мог быть судим или проходить в следственных мероприятиях на момент выборов. Список избирателей сортировался по величине налоговых поступлений от горожан и утверждался Городской Думой перед проведением выборных мероприятий.
    Первую и вторую избирательную группу составляли плательщики 1/3 налоговых сборов, в третий избирательный разряд включали остальных плательщиков

    Городской глава избирался губернатором или министром внутренних дел из числа гласных тайным голосованием.

Когда произошла городская реформа Александра 2

Городская реформа начала реализовываться в 1870 году с введением в действие «Городового положения». Она являлась частью либеральных преобразований, которые осуществлялись в годы царствования Александра II.

Дата 1

«Городовое положение» Александр II утвердил 16 июня 1870 г. (28 июня — по новому стилю).

Первые выборы в органы городского самоуправления в большинстве крупных городов проводились в период с конца 1870 по 1873. Но были и исключения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Пример 1

В западных губерниях из-за Польского восстания 1863-1864 гг. власти сначала опасались проводить реформу

Она стала реализовываться здесь позже и с большой осторожностью. Городовое положение на территории Беларуси и Литвы стало действовать с апреля 1875 г

По мере внедрения городских преобразований в жизнь были выявлены многочисленные недостатки реформы. Их пыталась устранить так называемая «Кахановская комиссия», которая действовала с 1881 по 1885. Свое название она получила по фамилии своего председателя, статс-секретаря Михаила Семеновича Каханова.

Александр III взял курс на проведение контрреформ. Он досрочно распустил «Кахановскую комиссию», а в 1892 г. подписал новое «Городовое положение», которое было гораздо более консервативным, чем предыдущее.  Тем не менее основы городского самоуправления, заложенные в 1870-е гг., просуществовали с некоторыми изменениями вплоть до революции 1917 г.

Военная реформа 1861 – 1874 гг.

  • Сокращение личного состава армии на 40%.
  • Создание военных округов (во главе с главнокомандующими, они же – генерал-губернаторы) в целях совершенствования военного управления. 
  • Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров: 1863-1864гг. – учреждение юнкерских училищ, военных гимназий, академий.
  • Введение новых воинских уставов.
  • Осуществление перевооружения армии (нарезное скорострельное оружие, артиллерия, паровой флот).
  • Отмена рекрутской системы комплектования армии.
  • 1 января 1874г. – введение всеобщей воинской повинности, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста (с 1888 г. -21 года).
  • Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет – на флоте.

Существовала гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы.

Земская реформа 1864 г.

Причины про ведения реформы

Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства на местное управление  необходимость:

  • Привлечь к решению местных проблем все слои общества.;
  • Предоставить населению право решать вопросы местного характера;
  • Частично возместить дворянству утрату прежней власти.

Основные положения реформы

В основе реформы лежали следующие принципы:

  • отделение земств от административной власти;
  • всесословное выборное земское представительство.

В губерниях и уездах создавались система всесословных, выборных органов местного самоуправления – земств, которые решали вопросы местного хозяйственного значения:

  • строительство дорог,
  • школ, больниц,
  • обеспечение продовольствием,
  • развитие местной промышленности и т.д.

Недостатки земской реформы:

  • Избирательное право только у мужчин с 21 года;
  • Непрямые выборы для крестьян;
  • Губернатор может отменить любое решение земства;
  • Земствам запрещено заниматься политическими вопросами;
  • Территориальная ограниченность реформы.

Плюсы и минусы реформы

Несмотря на ограниченный характер проводимых преобразований, городская реформа имела много положительных последствий.

Главные плюсы:

  • развивала городское самоуправление;
  • позволяла проявлять инициативу неравнодушным жителям города;
  • появлялись средства на городские нужды;
  • создавала основу для реализации полезных проектов;
  • способствовала демократизации общества.

Вместе с тем у реформы имелся ряд недостатков, которые не позволили ей в полной мере реализовать задуманное.

Главные минусы:

  • сильная зависимость органов городского самоуправления от центральной власти;
  • сковывание инициативы бюрократическими преградами;
  • ограниченность городского бюджета и нехватка средств;
  • большой имущественный ценз для избирателей;
  • отсутствие значительной материальной поддержки со стороны государства.

Примечание 4

Деятельность гласных не оплачивалась, она считалась общественной обязанностью. Это приводило к низкой посещаемости заседаний дум — часто на них даже не набирался кворум.

Кроме того, несмотря на провозглашенный всесословный характер новых учреждений, выборы в думу были в значительной мере скованы имеющимися ограничениями. Например, в Москве только 3 % горожан обладали избирательными правами. Инициативно настроенные жители не всегда могли участвовать в городском самоуправлении, а обеспеченные купцы и мещане часто сами уклонялись от этого.

Причины реформ

К середине XIX века назрела настоятельная необходимость в реформировании городского управления. Городских поселений к этому времени в Российской империи насчитывалось уже более 700, но из них только 62 города имели население, превышающее 10 тысяч.

Города управлялись на основании «Жалованной грамоты», которую выдала городам еще в 1785 г. Екатерина II. Содержание этого документа во многом было прогрессивным, но фактически его положения не работали.

Причины проведения городской реформы:

  • прежнее городское самоуправление практически бездействовало;
  • у городских выборных отсутствовали реальные источники дохода;
  • плачевным было состояние городской инфраструктуры — дорог, мостов, уличного освещения и т.д.;
  • не хватало больниц и школ;
  • исполнительная власть в городах сосредоточилась в руках полицейских чинов, которые не справлялись с объемом возложенных на низ задач и были склонны к злоупотреблениям своим положением.

О необходимости проведения преобразований в городах задумывался еще император Николай I. В 1842 г. министр внутренних дел Лев Алексеевич Перовский подал ему докладную записку, в которой говорилось о бедственном состоянии городов. В качестве пробы в 1846 г. по проекту Николая Алексеевича Милютина было принято особое городовое положение для Санкт-Петербурга, по которому увеличивалось значение выборных органов. Но даже эти робкие преобразования столкнулись со значительным сопротивлением со стороны консервативно настроенных кругов. Самого Милютина прозвали «красным», несмотря на то, что по его проект предусматривал предоставление исключительных прав дворянам и купцам первой гильдии.

Ситуация изменилась с приходом к власти в 1855 г. императора Александра II, который решительно был настроен на перемены. В 1861 г. он подписал манифест об освобождении крестьян от крепостного права, в 1864 г. по его приказу стала проводиться земская реформа.

Городская реформа строилась во многом по тем же принципам, что и земская, но с некоторыми ограничениями. Также при ее проведении учитывался предыдущий опыт организации самоуправления в городах и мнение представителей городской общественности на местах.

Примечание 1

Для разработки предложений по проведению городской реформы учреждалось более пятисот комиссий, которые действовали в самых разных городах империи. В состав этих комиссий входили представители всех сословий.

Реформы в образовании и просвещении

  • Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали совершенствования народного образования.
  • Само осуществление реформ обусловило увеличение числа грамотных людей

1863 г. – университетский устав -> расширение автономии университетов -> создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы:

  • избрание ректора и преподавателей
  • утверждение сметы расходов
  • присуждение учёных степеней
  • назначение стипендии студентам.

1864 г. – Положение о начальных народны училищах:

  • ликвидация государственно-церковной монополии на образование;
  • разрешение открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам;
  • закрепление существования различных типов начальных школ: государственных, церковно-приходских, земских, частных, воскресных (срок обучения 3 года).

.

Увеличение числа женских гимназий (создаются с 1862 г.), открытие высших женских учебных заведений

Достижения реформы

  • Рост числа учебных заведений.
  • Повышение грамотности населения.
  • Демократизация образования.

Ограничения и недостатки реформы

  • Увеличение числа образованных людей в революционном движении и его усиление.
  • Большая часть населения по-прежнему неграмотна.

Закрепление

Итоги и значение

Результатом проведения реформы стало создание довольно эффективной системы городского самоуправления. Несмотря на ряд сложностей, прогрессивно настроенная общественность с большим энтузиазмом восприняла нововведения. Известны случаи, когда представители интеллигенции даже покупали приказчичьи свидетельства, чтобы стать избирателями и добиться представительства в думах.

Положительные итоги реформы:

  • к 1880 году бюджеты городов в среднем увеличились в 2,5 раза;
  • в 7,5 раз выросли расходы на образование и в 5,5 раз — на медицину;
  • было открыто большое количество новых начальных школ и приходских училищ;
  • расширилась сеть благотворительных заведений;
  • увеличилось число больниц и родовспомогательных заведений;
  • во многих городах было проведено газовое освещение;
  • были построены общественные купальни;
  • улучшилось водоснабжение.

Пример 2

Благодаря инициативе со стороны нижегородской городской думы были введены в эксплуатацию несколько лечебниц, на улицах появились газовые фонари, увеличилось количество учебных заведений, в том числе было открыто реальное училище. Кроме того, горожане получили новый водопровод, воду из которого можно было брать бесплатно.

Наиболее успешно реформа проводилась в крупных городах. В малых даже не везде получалось избрать думу и ее деятельность иногда была совмещена с управой.

После убийства императора к власти пришел Александр III, который был настроен гораздо более консервативно, чем его предшественник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: