Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство иван iv васильевич, прозванный грозным: как это было и каково значение обряда

Венчание на царство ивана 4 грозного – кратко о фактах и значении, дата события

Опричнина. Конец царствования[]

Файл:Vasnetsov Ioann 4.jpg

В. М. Васнецов Царь Иван Грозный, 1897

Измена Курбского и нежелание бояр-вотчинников участововать в борьбе против Польши и Литвы приводит царя к мысли об установлении личной диктатуры и разгроме боярства. В он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной. В опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену.

С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале , поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом, репрессии были обрушены, в первую очередь, на новгородскую купеческую знать, зависимую от западных торговых корпорации. По мнению Р.Скрынникова и других авторитетных историков, в Новгороде жертвами репрессий стало около 2-2,5 тыс. человек (в некоторых справочниках приводится цифра в 10-15 тыс., однако всё населения Новгорода после цепочки неурожаев (Великого Голода) и эпидемии чумы 60-х едва ли достигало такой численности).

В году царь отменяет опричнину, на что, по мнению некоторых историков, повлияло нашествие на Москву в крымского хана Девлет-Гирея — опричники-де показали свою военную несостоятельность. Впрочем, большая часть русского войска в то время находилось на западных границах и южная граница государства была оголена.

В результате крымско-татарского набега 1571, согласованного с польским королем, были разорены южные русские земли, погибли десятки тысяч людей, более 150 тысяч русских уведено в рабство; за исключением каменного Кремля была сожжена вся Москва. Летом следующего года нашествие повторилось; для решительного разгрома и покорения русского государства двинулась 120-тысячная крымскотатарская орда, поддержанная турецкой пехотой. Однако в многодневном сражении при Молодях враг был разбит русскими воеводами М. Воротынским и Д. Хворостининым (см. Русско-крымская война 1571—1572)

Пожар в Москве 1547

Это происходило в одном подмосковном сельце, где был на ту пору царь. В это время пришла к нему весть, что в Москве с одной колокольни сорвался большой колокол. Падение колокола считалось предвестием большой беды, и Иван Грозный поспешил в Москву. Было и другое предзнаменование. Жил в это время в Москве юродивый Василий Блаженный. Ходил он обнаженный, «как Адам первозданный», и в стужу, и в летний зной. Его чтил народ, как угодника Божия. В полдень 20 июня прохожие видели его у церкви Воздвиженья на Арбате, – глядел он на церковь и горько плакал…

– Это не к добру, чует он беду! – говорили в народе. Все были напуганы и в страхе ждали неведомого несчастия.

На другой день, 21 июня, в этой самой церкви вспыхнул пожар. В то время была такая буря, что выворачивало с корнем деревья, срывало крыши… Огонь ветром переносился с кровли на кровлю. Скоро запылала большая часть Москвы. Буря занесла пламя и в Кремль; загорелся верх соборной церкви, а потом занялись и царские палаты; погорели оружничая палата с оружием, постельная палата с казною. Митрополит Макарий, который молился в это время в соборе, чуть было не задохся от дыма и едва спасся через тайный подземный ход.

Сгорели в Кремле монастыри и много дворцовых зданий. Огонь добирался до пороховых погребов в кремлевских стенах; их разрывало с ужасным треском. Нередко бывали пожары в Москве; но такого еще не бывало!.. Большая часть города обратилась в пепел. В огне погибли, говорят, около 1700 взрослых людей и множество детей. Иван Грозный с семейством жил в это время в своем загородном доме, в селе Воробьеве. Отсюда, с Воробьевских гор, он мог видеть ужасный пожар.

Тысячи москвичей остались после пожара без крова и без хлеба. Многие не могли найти своих близких, пропавших без вести. Особенно плохо пришлось, конечно, бедному, простому народу. Пошли ходить слухи, что лихие люди напустили колдовством беду на Москву – и начались волнения. Народ особенно не любил правящую семью Глинских, которая всячески теснила его. Было много врагов у них и среди бояр. Когда Иван Грозный приказал произвести розыск, какие чародеи причинили беду, и бояре стали спрашивать народ, кто зажигал Москву, то в толпе закричали:

– Княгиня Анна Глинская волхвовала с детьми своими и людьми: вынимала человечьи сердца, клала в воду, да тою водою по Москве кропила – от этого Москва и выгорела!

Один из Глинских, князь Юрий, был в это время вместе с боярами на площади; почуял он беду, когда услышал такие речи в народе, и поспешил укрыться в Успенский собор; но враги Глинских натравили толпу на него. Разъяренная чернь ворвалась в собор, убила Юрия, выволокла труп и кинула на том месте, где казнили преступников. Расходившаяся толпа бросилась затем на двор Глинского, разграбила все имущество, людей его перебила. Но этого было мало. На третий день после убийства князя Юрия чернь толпами повалила в село Воробьеве, ко дворцу Ивана Грозного, и громкими криками требовала, чтобы царь выдал ей на расправу свою бабку, Анну Глинскую, и другого сына ее Михаила, которые будто бы спрятаны в царских покоях. Грозный был поражен этим страшным движением народа; однако не потерял решимости – велел разогнать мятежников выстрелами; испуганная толпа рассеялась. Но главные коноводы, которые направили ярость толпы на Глинских, остались невредимы. Напуганный Михаил Глинский уже и не думал о борьбе, он хотел было даже бежать в Литву.

Иван Грозный был, конечно, сильно потрясен всеми этими событиями: его правление только начиналось, а пред ним уже стояла разъярённая толпа народа, в котором была вся его сила и опора, которым по воле Божией он был призван править, и эта толпа совершила дикую расправу с его дядей; он, государь, своими ушами слышал грозные крики разъяренной черни, которая требовала от него, от своего владыки, выдачи остальных родичей! Было над чем задуматься!.. Не кара ли это небесная за тяжкие грехи?.. Не внушение ли это свыше ему – царю, пренебрегавшему делами правления забывшему о своем царстве? Такие потрясающие события не проходят даром в жизни человека… Иван Грозный словно очнулся. Совесть заговорила в нем.

Последний из Рюриковичей

Это царь Феодор Иоаннович, правление которого продолжалось только с 1584 по 1598 гг. Венчание его на царство ничем не отличалось от того, которое проходил отец. Новшества появились для следующего царя, Бориса Годунова – уже не Рюриковича, лишь одного из бояр, брата царской жены, волею судеб оказавшегося правителем страны. Вероятно, желая утвердить свою власть, новый царь ввел в число ее символов круглый шар, увенчанный крестом – «державу». Увы – удержаться у власти это ему совсем не помогло. Падения царя Бориса открыло эпоху, именуемую Смутой. А на престоле богоданных государей стали оказываться случайные люди.

Культурная деятельность[]

Файл:Russian imperiam.png

Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, интересовался описанием жизни великих царей прошлого. Иван Грозный был обладателем крупнейшей в Европе библиотеки. В ее состав входили византийские сочинения, античные и др. Иван IV был хорошим оратором.

Избранная рада

Сдружился царь в это время и с Алексеем Адашевым, случайно попавшим в число молодых людей, которых набирал к себе Иван для своих забав. Адашев был очень умный и высокочестный человек. Он и Сильвестр мало-помалу собирают вокруг Ивана Грозного лучших и способнейших людей того времени. Были в числе их знатные бояре: князья Воротынский, Одоевский, Курлятов, Андрей Курбский, Серебряный, Горбатый-Шуйский, Шереметев и другие. Адашев и Сильвестр возвышали и незнатных людей, но честных и способных, и давали им важные должности. Этот круг деятелей, начавший с помогать Грозному в делах управления получил название «избранной рады».

Эти лучшие люди стали управлять государством. Иван Васильевич без совещания с этой «избранной радой» ничего не делал.

Задумал юный царь, вероятно по внушению добрых советников «избранной рады», дело еще небывалое в Москве, – велел собрать к себе со всей земли выборых людей для того, чтобы этот «земский собор» обсудил разные дела.

Когда все излюбленные люди собрались, Иван Грозный в один воскресный день, после обедни, вышел из Кремля с духовенством, боярами и дружиною на Лобное место. Отслужили здесь молебен. Тогда царь обратился к митрополиту с такою речью:

– Молю тебя, святый владыка, будь мой пособник и наставник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Ведаешь сам, что я после отца моего остался четырех лет, а после матери – восьми; родственники обо мне не заботились; сильные бояре и вельможи не радели обо мне, правили, как хотели, и сами себе саны и почести давали именем моим. Много корысти, хищений и обид творили; я же по моей молодости и беспомощности, словно глухой, не слышал,  как немой,  не имел слова обличения против них. О нечестивые лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой ответ теперь дадите нам за то, что много из-за вас пролито слез и крови? Я чист от сей крови; вы же ждите воздания за нее…

Затем, поклонившись на все стороны, Иван Грозный обратился к народу:

– Люди Божий, дарованные нам Богом, молю вас ради Бога и любви к нам!.. Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, отпустите друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел. В этих делах и в новых я сам буду вам, насколько можно, судья и оборона; буду неправду уничтожать и похищенное возвращать.

Так каялся царь и такие обещания давал народу.

В этот же день он пожаловал одного из главных членов избранной рады, Адашева, в окольничьи и сказал ему при этом:

– Алексей!  Взял  я  тебя  из  нищих  и  самых  незначительных  людей. Слышал я о твоих добрых делах и взыскал тебя выше меры для помощи душе моей… Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и знатных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных. Не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым; но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь Суда Божия. Избери судей праведных от бояр и вельмож.

Под влиянием избранной рады власть стала заботиться о правосудии и законности, и народу стало гораздо легче, чем прежде.

Последний царь

Венчание Николая II – все там же, в Успенском соборе – отличалось особой торжественностью, стечением народа. Вот только молодой государь в какой-то момент церемонии потерял сознание – от тяжелого облачения? От духоты?

А потом была страшная трагедия – гибель людей на Ходынском поле, куда они пришли за подарками по случаю коронации. И погибли в давке… за что? Много говорят о вине властей, неорганизованности, растерянности молодого царя, его бездействии. Но что же сами пришедшие на Ходынку – осознавали ли они, как какой «церемонии» присутствуют, понимали ли суть монархии, отмечали ли духовное торжество, или… искали «что есть и что пить»? Ответ скоро, очень скоро будет дан – событиями 1917 г.

Наталия Сазонова

Узнайте также:

  1. Возможно ли восстановление монархии, или Когда в Росси будет царь православный
  2. Что значит венчаться на царство +чем православный обряд отличается от помазания: интересное из истории

Детство великого князя[]

После смерти отца 3-летний Иван («прямое имя» по дню рождения — Тит) остался на попечении матери, умершей в , когда ему было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Одним из сильных впечатлений царя в юности были «великий пожар» и Московское восстание 1547 года. После убийства одного из Глинских, родственника царя, бунтовщики явились в село Воробьево, где укрылся великий князь, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая ее, что их в Воробьеве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

В честь рождения Ивана была возведена Церковь Вознесения в Коломенском.

Священник Сильвестр

В это время подле юного царя является Сильвестр, священник Благовещенского собора. Это был человек умный, благомыслящий, проникнутый суровым благочестием, твердый нравом. Явился он к царю, быть может, в такуюминуту, когда тяжелое раздумие давило впечатлительную душу Ивана Грозного. Сильвестр говорил ему о несчастном положении Московской земли, указывал, что причина бедствий – нерадение и пороки царя; что кара Божия висит над ним; начал строго уличать его Священным писанием и заклинать страшным Божием именем, рассказывал ему о чудесах и знамениях. Видно, красноречиво говорил суровый обличитель: Грозный сам признавался потом, что речь Сильвестра сильно подействовала на него. (Есть мнение, что не речь, а послание Сильвестра произвело сильное впечатление на царя; но так было дело или иначе, сущность его от этого не изменяется.) Иван Грозный раскаялся, решился изменить свою жизнь и отдаться всей душой высоким обязанностям правления государством. Нуждался он в твердой опоре и совете – и Сильвестр стал главным его советником.

Иван IV и Сильвестр во время московского пожара 1547. Картина П. Плешанова

Реформы Ивана IV[]

С вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, священник Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии; в был принят новый судебник, который подтвердил право свободного перехода крестьян. В созван первый Земский собор, в Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В — Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.

Откупная грамота вводила выборные земские власти:

  • Излюбленные старосты
  • Излюбленные головы
  • Земские старосты
  • Выборные старосты
  • Излюбленные, выборные судьи

Наиболее удачно земская реформа прошла в северо-восточных русских землях, где преобладало черносошное (государственное) крестьянство и было мало вотчинников, хуже в южнорусских, где преобладали бояре-вотчинники.

Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком.

Боярское правление (1538-1547)

В возрасте 8 лет князь Иван Васильевич остался сиротой. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем

Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские

Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух».

На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране.

Боярское правление 1528-1547 годов

Первые «цари» – кто они?

Детство правителя, получившего впоследствии прозвище «Грозный», трудно назвать беззаботным. Отец Ивана Васильевича – Великий князь Василий III – скончался, когда ребенку было всего три года. Мать – Елена Глинская – внезапно ушла из жизни еще через пять лет. Иван Грозный был уверен, что ее отравили. С 1538 года монарх-сирота вынужден пребывать в постоянном противоборстве с боярами и по мере сил защищаться от их нападок и притязаний. Пытаясь найти внутреннюю опору в трудные времена, Иван Васильевич начинает живо интересоваться всем, что связано с происхождением царской власти. Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала – исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел. За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию.

Но что имел в виду Иван Грозный, когда говорил о «древнем обряде предков»? Дело в том, что на Руси царями уже именовали некоторых правителей. Впервые этот термин встречается в XI веке. В записи о смерти Киевского князя Ярослава Мудрого на стене Софийского собора его именуют царем в знак уважения и признания достижений. В годы княжения Ярослава Древняя Русь достигла вершины могущества, которое в дальнейшем будет подорвано усобицами. Титул царя был данью византийской традиции. В период татаро-монгольского владычества на Руси царями называли ордынских ханов. К середине XV века царственного от Золотой Орды осталось немного: некогда могущественное государство вступило в полосу раздробленности и распалось на несколько отдельных ханств. Печальная судьба ждала и Византийскую империю, павшую в 1453 году под ударами турок. Русские земли, наоборот, находились в процессе объединения. Московские князья включили в свою титулатуру слово «царь», но прибегали к нему лишь при составлении внешнеполитических документов. Иван III и Василий III стремились к диалогу «на равных» с зарубежными правителями – королями и императорами. На золотой печати, прикрепленной к тексту мирного договора с Данией в 1516 году, отец Ивана Грозного уже именуется как «царь и государь». Первое венчание на царство состоялось, впрочем, еще раньше. В 1489 году Иван III возложил бармы и шапку Мономаха на своего внука Дмитрия, который являлся его соправителем. В 1509 году первый венчанный на царство правитель скончался, и традиция почти на сорок лет была забыта.

Самостоятельное правление

Венчание Ивана IV (Грозного) на царство

Событие произошло в январе 1547 г. По официальной версии, за месяц до этого великий князь Иван Васильевич объявил о своем желании венчаться на царство митрополиту, после чего и начали готовить церемонию. У историков еще XIX в. были определенные сомнения по поводу того, что с инициативой венчания выступил именно Иван Васильевич.

В каком возрасте венчался первый русский царь?

Ему было только 17 лет. К этому времени его правление как великого князя продолжалось уже 14 лет – ведь он стал правителем после кончины отца, всего на 4 году жизни. Более 10 лет страной руководили сначала регент, мать великого князя, Елена Глинская, затем (когда она умерла при невыясненных обстоятельствах) – бояре, ни во что не ставившие юного Ивана.

Хотел ли он стать царем?

Потеря родителей, тяжелое детство – все это привело к душевным травмам, несовместимым не только с царской властью, но вообще с нормальной жизнью. Иван слыл нервным, гневным, грубым, жестоким до крайности. И лишь митрополит, по сути, заменивший мальчику потерянного отца, умел укрощать его гнев. Считается, что именно свт. Макарий и был тем, кто выступил инициатором венчания на Ивана – хотя официальная версия события и говорит, что « желание великого князя поддержал Макарий».

Костяной трон Иоанна IV выполнен в ренессансном стиле и украшен резными пластинами с изображениями эпизодов из жизни библейского царя Давида.Оружейная палата Московского Кремля.

Что значило венчание царя?

Что в Русском государстве появляется богоданный монарх, так что:

  • страна позиционирует себя как великая мировая держава;
  • внутри страны устанавливается единовластие, будут уничтожены остатки былой раздробленности; ведь абсолютная ответственность царя предполагает, разумеется, и такую же власть.

Сочетание того и другого образует самодержавие: суверенитет страны внешний и внутреннее полное подчинение ее царю, поставленному от Бога.

Как проходила церемония

Согласно историческим источникам, описывавшим священнодействие, она состояла из двух частей:

  • во время первой, на которой будущий царь стоял на особом возвышенном месте, свт. Макарий возложил на него знаки царского достоинства; кроме так называемой «шапки Мономаха», которую обычно возлагали и на великих князей, Иван получил скипетр – жезл, знак власти, и «крест от животворящего древа» (вероятно, с частицей Креста Христова); затем митрополит посадил его на особое «царское место» и сказал краткое поучение;
  • вторая часть чина открылась литургией; после «Херувимской песни» на Ивана была возложена золотая цепь; а после того, как во алтаре причастились митрополит и сослужащие ему священники, Иоанна пригласили к Миропомазанию; подобно тому, как это совершается после Таинства Крещения, свт. Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св. Таин – и с этого-то момента стал именоваться царем.

В Оружейной палате можно увидеть «свидетелей» этого события. Один из них – золотой крест с частицей Животворящего древа. Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста. Затем возлагалось оплечье – бармы, и только потом – Шапка Мономаха.

Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены. Россия, Москва, середина XVI — начало XVII вв. Музеи Московского Кремля

Христианский государь?

Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы –уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав. Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого. Царь воспринял идею своей абсолютной власти – но не идею ответственности за людей.

Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм) с последующей обработкой

Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины». А жизнь самого первого русского царя оказалась такова, что ему не было дано оставить по себе наследника, который бы правил многие годы.

Семья[]

Шаблон:Жёны Ивана Грозного
Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз (первый — в 16 лет). Среди историков нет согласия о количестве жен Ивана Грозного, по одним источникам было семь жён, по другим восемь, кто-то считал что было четыре или три жены, считая, что царь нарушил церковный обычай не иметь больше трех жён. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родилось три сына, Дмитрий (погибший во младенчестве), Иван и Фёдор. Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей — Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае был созван церковный собор, чтобы разрешить четвертый брак — с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в Анна Васильчикова, умершая в , шестой, вероятно, Василиса Мелентьева (упоминаемая в источниках как «женище»; по мнению ряда историков, с ней и с Васильчиковой Иван не венчался, а брал благословение на сожительство). Последний брак был заключен осенью с Марией Нагой. 19 ноября от этого брака родился младший сын царя — Дмитрий Иванович, погибший в в Угличе.

Венчание на царство и женитьба Ивана Грозного

Когда исполнилось Ивану Грозному 17 лет, он призвал к себе митрополита и заявил ему, что хочет жениться, и притом на русской.

– Если я возьму себе жену, – сказал он, – из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет, потому хочу жениться в своем государстве, у кого Бог даст, по твоему благословению!

По словам летописца, митрополит и бояре даже заплакали от радости, видя, что государь Иван так молод, а между тем так мудр, что ни с кем не советуется. Пожелал вместе с тем он торжественно венчаться на царство и принять царский титул. Венчание было совершено в Успенском соборе подобно тому, как происходило венчание Дмитрия, внука Иоанна III. Юного Грозного, очевидно, тешила мысль уподобиться и по власти, и по титулу царям Давиду, Соломону, Константину и другим, о которых он много читал. Так началось правление Ивана Грозного как царя.

Вскоре за венчанием на царство совершена была и женитьба Ивана Грозного. По всем областям к князьям и боярам была разослана следующая грамота:

– Когда к вам эта наша грамота придет, и у которых из вас будут дочери-девицы, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей-девиц у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас дочь-девицу утаит и к наместникам нашим не повезет, тому от меня быть в великой опале и казни. Грамоту пересылайте между собою сами, не задерживая ни часу.

Были собраны девицы со всего государства. Выбор Ивана Грозного пал на Анастасию Романовну, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. 3 февраля была отпразднована царская свадьба.

Итоги царствования[]

Файл:Ivan IV of Russia.jpg

А.Я. Головин Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912 г.

Конец царствования Ивана IV сложился крайне неудачно. Южные области государства были разорены крымско-татарскими нашествиями. Войска польского короля Стефана Батория в взяли Полоцк. Поляки, которых поддерживали наемники из многих европейских стран, взяли Сокол, Велиж, Усвят, Великие Луки, осадили Псков; во взятых крепостях уничтожались не только гарнизоны, но и русское население. Польские и литовские отряды разоряли Смоленщину, Черниговщину (тогда входившую в состав Московского государства), грабили русские земли вплоть до Ярославля. Шведы захватили большинство русских крепостей в Карелии и Ингрии, изгоняли русское население с побережья Невы и Ладожского озера.
Засуха и торговая блокада со стороны Ганзы, Швеции и Польши привели Русь к почти повсеместному голоду и эпидемиям. Конец 1560-х и начало 1570-х годов были ознаменованы страшными стихийными бедствиями. Три года подряд, с 1567 по 1569 погибал урожай; хлебные цены увеличились к 1570 в десять раз. В 1570 с Запада пришла эпидемия чумы. В начале 1570-х смертность от чумы в Москве достигала 600-700 человек ежеденевно, в Новгороде за один год умерло от чумы 10 тысяч человек. Чума свирепствовала даже на северных и восточных окраинах государства. Так в Устюге от эпидемии погибло 12 тысяч человек. Многие регионы, особенно западные и южные были полностью разорены польско-литовскими и крымскотатарскими войсками. Огромное число земель было заброшено. Даже в прежде богатом Московском уезде в году под пашней находилась лишь десятая часть от того, что было к 1566 году. В с целью предотвратить запустение имений царь ввел в некоторых регионах заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало усилению зависимости крестьян от своих владельцев. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Однако, вслед за покорением поволжских земель, с похода казачьего атамана Ермака, началось освоение Сибири. С царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании каялся в содеянном. Всего в синодики было внесено 4,2 тысячи имен. (Для сравнения, французский король Карл IX уничтожил за одну только Варфоломеевскую Ночь более 20 тысяч человек, английский король Генрих VIII казнил около 80 тысяч своих подданных, а Эрих XIV, король Швеции, привел на эшафот 20 тысяч шведов).

Файл:Ivans ivory throne.jpg

трон Ивана IV

Изучение останков царя Ивана, показало прижизненное превышение нормы содержания ртути в его организме в сотни раз (также как и у его матери Елены Глинской). Вне зависимости от причин ртутного отравления это неизбежно должно было привести царя к тяжелым психоматическим состояниям. Очевидно, из-за ртутной интоксикации царь не мог контролировать свое психическое состояние, страдал от сильных болей.

Файл:REPIN Ivan Terrible&Ivan.jpg

«Иван Грозный убивает своего сына», картина И. Репина

Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно [источник?] убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Фёдор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: