Еда на столе крестьянина

Необычные награды: подборка самых необычных медалей в мире — орфографика. перевод звука в текст

Смерть

Иван Крузенштерн скончался в августе 1846 года, находясь в своем имении. Причина смерти оказалась вполне естественной: адмирал был в преклонном возрасте – 75 лет. По указу государя его похоронили в Ревеле, в таллинской Домской церкви.

Могила Ивана Крузенштерна

Оставленное им научное наследие служит основой для изучения морского дела в современных профильных вузах. Портреты путешественника сегодня можно найти в учебниках.

Его сын Павел и внук Павел Павлович пошли по стопам знаменитого родственника и также стали мореплавателями. Их заслугой оказалось исследование азиатского побережья, обского Севера, островов Печерского края и Каролинских островов.

Ледокол «Иван Крузенштерн»

Сегодня ледокол, названный в честь Ивана Крузенштерна, курсирует по водным путям между Санкт-Петербургом и Балтийским морем, очищая проход для судов.

Деликатесы моряка

Понятие деликатесы, как вы догадываетесь, в морском быту носит название весьма приблизительное. В первую очередь это был сыр. Со временем его научились делать похожим на современный пармезан, и он не тух, ужасно воняя. Поэтому сыр стали закупать на флотах уже в конце XVIII века.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Грог. Грог – мечта любого моряка с середины XVIII века. Придуманный английским адмиралом Эдвардом Верноном, он стал верным спутником экипажей кораблей более чем на сто лет вперед. Делали его просто: чистый ром разбавляли кипятком, для большего опьянения добавляли сахар и лимон, специи по вкусу. Новый напиток так полюбился морякам всех флотов мира, что быстро стал частью морского быта. А имя новый напиток получил по названию ткани «грогрен», из которой была сделана тёплая накидка старого адмирала.

Похлёбки. Всё, что можно назвать супом, было на всех флотах мира. В огромном котле делали русские морские щи, похлёбку английского морского флота или даже старонорвежский Лабскаус, который по легенде варили ещё викинги. Готовилось всё примерно одинаково: в разваренную в котле солонину добавляли рыбу, горох, чечевицу или бобы, смотря что было, специи — тоже если были. И вуаля – морская похлёбка готова, главное – это зажать нос перед едой.

Крысы. Не удивляйтесь, но корабельные крысы были отличным способом отведать свежего мяса. Причем некоторые моряки, отличавшиеся особой искусностью в их поимке, даже продавали их прямо на палубе. К концу похода цена на крысу могла быть весьма высока. Орды крыс, расплодившихся на вонючем камбузе вокруг котла и в трюме, нередко спасали экипаж своим мясом.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Потаж. Это слово заставляло содрогнуться любого моряка. На фоне потажа мятеж на броненосце «Потемкин» из-за некачественного мяса кажется детской прихотью. Потаж – это когда заканчивались почти все запасы, и всё что есть, от червивого мяса, солонины, галет с личинками до крыс и иногда кожаных изделий шло в котел. Эту ужасную жижу потом разливали в котлы, из которых питались матросы (да, индивидуальная посуда была редкостью, кроме ложки).

Засоленные лимоны. А этот вид пищи стал настоящим спасением для моряков. В середине XVIII века английский флотский врач Джеймс Линд придумал солить лимоны и раздавать экипажу как защиту от цинги. Смертность на флоте стала снижаться именно в те годы.

Перспективы

Экипаж корабля делят на машинную и палубную команду, также на судне присутствует обслуживающий персонал. Чтобы занять младшую должность, то есть стать матросом на судне, достаточно пройти специализированные курсы. Найти их можно при торговых портах или мореходных учебных заведениях.

Получив свидетельство по результатам обучения, новоявленный матрос может устроиться в порт и, наработав необходимую практику, присоединиться к экипажу одного из судов.

Чтобы стать офицером, придется поступить в мореходный вуз или училище. После получение образований будущий сотрудник может получить работу на круизном лайнере или торговом судне.

Перспективы профессии состоят еще и в том, что моряк может работать на российских судах или присоединиться к международной команде. Однако во втором случае он должен быть готов освоить иностранный язык.

Тех, кого интересует профессия военный моряк, также ожидает обучение. Например, в Нахимовском училище.

Если будущий специалист хочет стать частью команды торгового флота, нужно не только пройти обучение в вузе, но и получить опыт. Проработав в течение года обычным матросом, недавний выпускник будут допущен к экзаменам в квалификационной комиссии. При успешной сдаче таких экзаменов ему выдадут рабочий диплом. Параллельно с этим нужно будет получить несколько дополнительных сертификатов. На основании всех этих документов потенциальный кандидат получает возможность устроиться по специальности.

Овощи и другие «ествы»

Традиции русских солений хорошо известны и в наши дни. Репа, редька, свекла, капуста. Эти овощи были на столах практически всегда, причем в разном виде: пареные, вареные, жареные и сырые. Чаще всего, чтобы сохранить подольше, овощи солили, причем тем же способом, что и капусту, о которой мы говорили выше. «Довольно соли», мука, 7 дней в тёплой избе – и готова кадка солений.

Самым популярным овощем на столе до появления огурцов и помидоров была пареная репа (и она тоже стала именем нарицательным). Кстати, репа спела за 2 месяца, что позволяло снимать частые урожаи, поэтому ею засевали огромные площади. Крестьяне ее любили, и часто, кроме «щей да каши», была еще «репа, рыба да грибы». Популярной была и редька, резаная кружочками, с луком и соком (конопляным маслом). Да и сами лук и чеснок хранили здоровье наших крестьян, и присутствовали в рационе почти всегда.

Ествы – это еда для праздничных дней. Мы уже этой темы касались, теперь расскажем подробнее о том, что украшало стол. Мясные щи или похлебки (например, «варить баранину с луком, морковью или репой; и после подправить подпалкой»). Жареное мясо, студень, птица (разумеется, у состоятельных крестьян). Наконец, яичницы – простые, с ветчиной и так называемые «драчены».

Вот один из рецептов, можете взять себе на кухню:

«Разбить в чашку несколько яиц и, сбивши их, прибавить туда молоко и масло, и опять сбивать, подбавляя понемногу пшеничной или крупичатой (ржаной) муки до тех пор, покамест зделается наподобие блинного теста. После чего, немного осоля, поставить в печь в вольной дух».

В праздники крестьянки каши варили на молоке, готовили также сырники, оладьи, пироги – всё, о чем мы тоже упомянули.

Итак, краткий обзор материалов по крестьянской пище лишь подтверждает главную мысль о том, что в условиях суровой природы, с коротким земледельческим сезоном работ, весь быт, весь уклад жизни великорусского населения Европейской России носил четко выраженный «мобилизационно-кризисный» характер. Такой быт заставлял выбирать крайне рациональный тип питания. Прежде всего это обилие хлебопекарных изделий (их, кстати, заготовливали сразу на большой срок), преобладание в пище не скоропортящихся продуктов поварского мастерства (щи, каша, квас), обилие солений (солонина мясная, «коренные» сорта рыбы, то есть «крутого» соления, сушеная, вяленая рыба и т. п.), «дары природы» (лесные ягоды, грибы и т. п.). Существенную роль играли и выращенные в огороде овощи, и заготовки диких трав (серая листовая капуста, репа, редька, ботвиньи свежие и квашеные, щавель, сныть и т. д.). В целом рацион был весьма однообразен, но он же при этом способствовал поддержанию сил и здоровья населения. Сравнительно небольшой слой зажиточного крестьянства имел более разнообразную пищу, но и она всегда была далека от изысканности.

Обложка: В.Е. Маковский «Обед», 1875 год. Из собрания Третьяковской галереи

Что можно было получить в годы войны по продуктовым карточкам?

Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота

Война войной, а обед по расписанию: что ел советский солдат

Топ-5 блюд, которые подарил нам Советский Союз

Во славу русского флота

Крузенштерн сделал всё, чтобы его экспедиция стала не делом частной компании, а делом государственной важности. Корабли экспедиции вышли в плавание под защитой Андреевского стяга

Проект утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, а капитан-лейтенант Крузенштерн был назначен руководителем экспедиции. Капитаном другого судна был назначен капитан-лейтенант Юрий Лисянский, друг Ивана Фёдоровича, ездивший вместе с ним в Англию.

Знаменитый парусник названный в честь Крузенштерна

Вскоре из Англии пришли корабли. Это были два шлюпа: большой в 450 тонн был назван «Надежда», а малый в 370 тонн – «Нева».

Среди задач экспедиции было и поручение доставить в Японию первое русское посольство. Послом стал сам директор Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов.

7 августа 1803 года состоялось отплытие кораблей из Кронштадта, а уже 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. После мыса Горн корабли разъединились. «Надежда» пошла на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку и в Макао. «Нева» сразу пошла в Русскую Америку, а оттуда с грузом мехов – в Макао. В Макао корабли соединились и через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулись в Кронштадт.

Соленья и копчения

Вплоть до XIX века человечество не было знакомо с методом консервации продуктов путем их пастеризации. Поэтому запасы для дальних плаваний готовили простым вялением, соленьем и копчением. Получалось не очень долговечно и совсем не так вкусно, как можно было бы представить. В Средние века тот, кто решал связать свою судьбу с морем, заранее обрекал себя на многочисленные лишения.

Чтобы уберечь мясо от естественного разложения, его обильно просаливали. Солонина на флоте представляло собой огромные буквально окаменевшие от соли куски. Если запасы пресной воды позволяли, перед приготовлением солонину вымачивали, но чаще готовили так. Жутко пересоленная похлебка, практически лишенная вкуса мяса, после которой мучила жажда, была обычной едой не только простых моряков, но и офицеров.

Копченое и вяленое мясо портилось быстрее, поэтому надолго его не хватало. Чтобы снизить расход продуктов, корабельные экипажи нередко недоукомплектовывали. Это помогало растянуть паек на более долгий срок, но нередко питаться приходилось уже тронутым разложением копченым мясом. Выбор между голодом и несварением желудка — не самая лучшая альтернатива, перед которой зачастую оказывались сотни моряков.

Заметки и статьи коллекционера о необычных наградах

Главная / Необычные награды / Необычные награды

Большинством орденов и медалей СССР были награждены тысячи человек, но существуют и редкие награды, честь носить которые выпала на территории самого большого в мире государства лишь единицам. Достаточное количество редких наград — это нагрудные знаки, учрежденные во время перестройки. Например, награды, сопровождавшие получение звания заслуженного работника: заслуженный изобретатель, конструктор, мелиоратор, парашютист-испытатель и другие.

Были на территории государства, отделенного от остального мира «железным занавесом», и награжденные иностранными медалями и орденами. Большинство этих медалей вручались высшим советским военным и гражданским чинам за военную помощь странам Восточной Европы во время Второй мировой войны, а после нее за помощь в деле строительства коммунизма. Среди награжденных высшими государственными наградами Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польши и других стран можно упомянуть министра Обороны СССР маршала А.

Актуальные комплектации и цены Hyundai Santa Fe на сайте дилера.

Среди редких наград, которые можно встретить на просторах нашего государства есть группа наград, учрежденных неофициальной властью. Это отличительные знаки времен Гражданской войны. Нагрудные знаки, учрежденные генералами Корниловым, Бермонт-Аваловым и другими, украшали грудь белогвардейцев. Руководители партизанских отрядов, оказавшихся в окружении, уже во время Великой Отечественной войны тоже учреждали свои награды, например, отчеканенные в партизанской мастерской медали «За заслуги» и «За храбрость».

Каждая награда, врученная в СССР, вне зависимости от количества награжденных ею граждан — это интересная страница истории взлета и падения великого государства.

Данный раздел, посвящён коллекционерам, которых интересует история Советских времен и необычных наград. Здесь вы прочитаете интересные факты о нагрудных знаках, старинных значках, медалях и орденах бывшего СССР, а также бывших социалистических стран.

  • В ознаменование 25-летия с начала освоения целинных и залежных, земель

Ветеранам ОМСБОНа
Значок юный друг пограничника
Жетоны февраля 1917 года
Коллекционирование и кино
Награды после революции
Нагрудный знак «Заслуженный мелиоратор СССР»
Медаль Анри Дюнана
Медаль «Флоренс Найтингейл»
Медаль «Память о Берлине»
Медаль за дисертацию
Ордена и медали Болгарии
Ордена и медали Венгрии
Ордена и медали Польши
Ордена и медали Румынии
Ордена и медали Чехословакии
Орден ЧССР Клемента Готвальда
Памятные медали Октября

Память старых медалей
Партизанская медаль

Дорога к морю

Наш герой родился 19 ноября 1770 года в семье обрусевшего немецкого дворянина. В те времена для мальчика, мечтавшего о море, путь был один – в Морской кадетский корпус. Правда, учиться долго не пришлось, так как в 1788 году разгорелась очередная война со шведами. Только что испечённый 18-летний мичман сразу принял боевое крещение: будущий флотоводец участвовал в Гогландском сражении на корабле «Мстислав», затем были и другие победные сражения в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле.

Крузенштерн и Лисянский на мостике

Вскоре Ивана Фёдоровича производят в лейтенанты и в 1793 году отправляют в числе 12 лучших молодых флотских офицеров на стажировку в Англию. Крузенштерн в королевском флоте шесть лет набирался опыта у лучших моряков мира. За эти годы он успел побывать в Северной Америке, Индии, Китае, познакомиться со многими выдающимися людьми мира (в том числе, по одной из версий, с первым президентом США Джорджем Вашингтоном). Но самое главное – смог выявить караванные пути, которые помогли бы России развивать торговлю с восточными государствами.

В 1799 году в Россию вернулся опытный капитан, который сразу предложил императору провести исследовательскую экспедицию. Павла I проект не заинтересовал, а вот его сын Александр I через три года принял решение о реализации задумки. Крузенштерн на деле хотел доказать, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю намного быстрее и дешевле, чем по суше через Сибирь. Был ещё один момент, который также был выгоден России: все товары продавать в Макао, а не в Европе. Крузенштерн был мореплавателем, и его не очень интересовали барыши, но нужна была мощная финансовая поддержка для осуществления мечты – кругосветного путешествия. Такую поддержку оказала ему Российско-Американская компания. Воплощению в жизнь этих планов благоприятствовало и то, что новый император Александр I стал пайщиком Российско-Американской компании.

А что у врагов и союзников?

Немецкий солдат в годы Первой мировой, парадоксально, но питался хуже всех. Всевозможные «эрзацы» – от кофе до сахара – были его постоянными спутниками, а хлеб часто заменяли брюквой. В Германии был голод, унесший жизни до 700 тысяч мирных жителей, и так называемые «брюквенные зимы». А массовый забой свиней как потребителей картошки и неурожай самой картошки в 1916 году и вовсе выбили снабжение немецкой армии из колеи. У австро-венгров и турок ситуация была лучше, но ненамного – сказывалась в целом отсталость транспортной сети и логистики.

Подготовка обеда

Лучше всех дела шли у французов, которые все же смогли прийти к централизованному питанию, а развитая сеть дорог (как железных, так и грунтовых) позволяла легко подвозить продукты на фронт. Что уж там говорить, если к концу войны француз получал аж по 0,7 литра вина, пива или сидра в день. Англичане питались попроще, но единственные из всех получали лимонный и апельсиновый соки, что сводило риск распространения цинги к нулю. А вот американцы имели хоть и скудный набор продуктов, зато очень калорийный – больше 5 тысяч ккал, и могли похвастать уже привычным для нас и диковинным тогда растворимым кофе.

В целом питание Русской армии в годы Первой мировой войны можно назвать весьма цивилизованным. Командование всегда пристально следило за этим вопросом, и только в начале войны в Восточной Пруссии и во время «Великого отступления» наблюдались проблемы и перебои со снабжением. К примеру, приказ командующего 3-м кавалерийским корпусом графа Ф.А. Келлера от 25 января 1916 года гласил:

Полевая кухня гусарского полка

«Ввиду уменьшения выдачи мяса, предписываю начальникам частей принять все меры, дабы это не отозвалось на качестве пищи. Требую, чтобы борщ и щи были наваристы и густы, а каша была бы достаточно сдобрена салом, и кашица к ужину не была бы жидка. Начальникам частей своевременно озаботиться заготовкой в достаточном количестве запаса продуктов».

Вывод очевиден: вплоть до февраля 1917 года линейные части Русской армии снабжались пищей удовлетворительно, а наш солдат был сыт и накормлен.

Обложка: pinterest.ru

Основа сухого пайка: история консервов

Откуда пришел спам?

Война войной, а обед по расписанию: что ел советский солдат

Жареная рысь, павлины, рейнское вино… Чем потчевали на царском пиру?

Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота

Живые консервы

В плавание нередко брали с собой животных: кур, овец, коров. Но их тоже надо было чем-то кормить, поэтому с ними расправлялись в первую очередь. Далее свежее мясо появлялось в рационе от случая к случаю. Н. Вехов в статье «Где паслась стеллерова корова?» и Н. Е. Бобровская в книге «Жил-был дронт, или Книга о птице, которой больше нет» писали, что моряки пытались ловить рыбу, а популяции птицы додо и морской коровы попросту уничтожили и съели.

С открытием Галапагосских островов и обитающих там слоновых черепах обнаружилось, что эти гиганты неплохо выживают в условиях дефицита пищи и воды в темных трюмах кораблей. Черепах прозвали живыми консервами и часто возили с собой в качестве источника вкусного и питательного мяса. Этот обычай был настолько распространен, что черепаховый суп на флоте долгое время называли ухой.

Были и еще одни животные, которые к середине продолжительного плавания приобретали на корабле особую ценность – крысы. Отъевшиеся на сухарях грызуны нещадно отлавливались, потрошились и отправлялись на камбуз. Из них готовили похлебку для матросов, а иногда и мичманов. Конечно, эта практика не была массовой, так как уже в те времена знали, что крысы являются переносчиками опасных болезней.

Морские волки древности

Со времен Античности в мировой истории известны случаи крупных морских сражений или дальних морских переходов. Однако мало кто знает, что древние моряки чаще всего пользовались каботажным способом мореходства, то есть ходили вдоль берегов. На ночь древние мореходы обычно швартовались к берегу, спускались с судна, готовили себе горячую пищу и спокойно спали. А значит, их перемещения были ограничены берегами и удобными бухтами. Даже пересечение Средиземного моря – внутреннего моря известнейших древних цивилизаций — не представлялось столь сложным, если это делать по кратчайшему маршруту и при условии хорошей погоды. Такой стиль мореплавания позволял охотиться на берегу, рыбачить, собирать свежие фрукты и другие дары природы. Поэтому весьма парадоксально, но рацион и быт моряков в древнейшие и античные времена был значительно более приемлемым, нежели позже.

Камбуз на паруснике

С падением Римской империи наступили тёмные времена Средневековья. Но несмотря на общепринятую характеристику о падении общей культуры из-за варварских завоеваний или переселений народов, мореплавание активно развивается.

Моря покоряют отважные мореплаватели – викинги. Они ходят значительно дальше, чем их древние коллеги. Драккары с головами змей и драконов появляются у берегов Англии, а затем и по всему Средиземноморью. Для таких походов требовалась не только большая храбрость и смекалка, но и неплохой рацион: шутка ли провести в открытом море несколько месяцев на деревянном корабле. Помимо рыбацкой добычи в широкий обиход входят различные вяленые виды мяса, сушеные или до поры до времени свежие овощи. Основой рациона стал сушеный хлеб, постепенно принимая форму сухарей. А вода, которая зачастую портилась и тухла в ненадежных деревянных бочках, была заменена дешевым элем или более дорогим мёдом. Алкоголь значительно дольше хранился в бочках и реже портился. Интересно, что суровые скандинавские мореплаватели брали с собой в поход живую пищу: коз, овец, птицу – постепенно, по мере похода, она употреблялась в пищу. Готовили прямо на палубах.

Немногим отличался быт и рацион на более поздних кораблях: торговых коггах Ганзейского союза и новгородских купеческих ладьях и кочах на Балтике. Средиземноморские корабли рыцарей-иоаннитов, флоты итальянских морских городов-государств и бывший в ту пору могущественным турецкий флот жили приблизительно так же, с поправкой на местные и национальные продукты.

«Бессменное, всегда необходимое кушанье»

Автор цитаты

Серые щи варят из крошева (ки́слы) — заквашенных с ржаной мукой облегающих кочан зеленых капустных листьев. Вкусовую разницу между «белой» и «серой» капустой замечательно передал Иван Шмелев в «Лете Господнем»: «Ваша послаще будет, а мы покрепчей любим, с горчинкой, куда вкусней… и как заквасится, у ней и дух пронзей… самая знаменитая капуста наша, серячок-то». Щи, как пишет Василий Преображенский, ели с ржаными сухарями, приправляя по сезону и вкусу репчатым луком, зеленым луком, чесноком, хреном. В постные дни подливали ложку конопляного или льняного масла, в мясоед клали «ложку или две» сметаны.

Серые щи. Фото Влада Пискунова из книги «Кухня России: региональная и современная» (2015 год) издательства «Чернов и Ко»

Фото: Влад Пискунов

Картофельная похлебка могла готовиться с говядиной или солониной (соленой говядиной), с сушеными снетками или грибами. Преображенский не упоминает об этом, но такие рецепты приводит Екатерина Авдеева в «Ручной книге русской опытной хозяйки» (1-е изд. — 1842), в разделе «Кушанье для служителей».

Некоторые продукты бедные крестьяне могли позволить себе «только по праздникам». К ним относились православные годовые праздники; высокоторжественные дни (дни рождения и тезоименитства Императора, Императрицы и Наследника Цесаревича, а также день коронования); храмовый праздник (день святого или события священной истории, в память которого освящен храм) и другие деревенские праздники. Вместе с воскресеньями Преображенский насчитывает 95 таких дней, то есть собственно праздничными в году было около 43 дней.

Заготовка капусты на зиму, конец ХIХ века

Фото: humus.livejournal.com

Заключение

Итак, теперь мы знаем, что моряк — это общее наименование тех, кто служит морю. Море — это не профессия, это образ жизни. Весь ее смысл и вся любовь.

Моряк — человек, который работает на транспортнои или специальном судне или служит на корабле Военно-морского флота. Моряк это морская профессия.

Моряк — общее определение занятия. В зависимости от выполняемых функций или специализации моряки могут быть разделены на более точные профессии, например: капитан, штурман, лоцман, матрос и т. д. В зависимости от того, в какую команду (службу, часть) моряки входят на судне или корабле, они принадлежат к этой или нескольким командам, например, палубной команде.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы — занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Моряк должен уметь плавать. Насколько хорошо? Плавать нужно уметь так, чтобы плыть самому и буксировать своего потерявшего сознание товарища. Каждые пять лет это проверяется, причем засекается время, за которое надо переплыть бассейн.

Морякам нельзя быть безответственными: слишком многое им доверено.

Люди на судне работают по графику «6 часов работы — 6 часов отдыха».

В последние годы участились случаи пиратства и похищения людей — даже в Европе. Тем не менее оружие экипажам выдавать запрещено. Шланг для тушения пожара — это всё, что есть на судне из оборонительного арсенала.

Образование

Чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить годичный курс мореходной школы. Ее выпускники обычно попадают на работу на российские суда. Желающим работать под иностранным флагом необходимо удовлетворительное знание английского и опыт работы.

Те же, кто решил стать морским офицером, поступают на обучение в высшие мореходные учебные заведения, где учатся, набираясь опыта работы во время практики. Существуют также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. У выпускников морских вузов есть все шансы устроиться на работу прямо в иностранную компанию.

Английский в морских учебных заведениях изучают углубленно: именно этот язык признан международным языком во флоте. По-английски составляются все документы, ведутся радиопереговоры, происходит общение в смешанных экипажах, набранных в разных странах.

Моряков с плохим здоровьем в море не бывает: ни один врач не возьмет на себя такую ответственность — выпустить больного в рейс.

Работа в море традиционно считается мужской. И всё-таки, на какие должности в будущем могут рассчитывать девушки, желающие получить морское образование наравне с мужчинами? Традиционно это буфетчица, повар, дневальный (уборщица), но также это может быть, например, и штурман.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: