Как испанские дети в xx веке жили на обнинской земле и спасались от войны

Потомки испанских коммунистов, прославившиеся в ссср - ретроspectra

Историческая память

— Дети войны в Испании очень любят Россию, помнят свою историю. Интересные судьбы, в основном трагичные. Есть дети войны, которым 95-98 лет. Они в светлой памяти и готовы делиться своими историями, — говорит заместитель председателя Координационного совета Союза организаций российских соотечественников в Испании Елена Александрова. 

Дети войны в Испании ежегодно поддерживают акцию «Бессмертный полк». Шествие с портретами родственников, воевавших против фашизма, они устраивают в воскресенье, ближайшее к 9 мая. В этом году «Бессмертный полк» в Мадриде насчитывал 2 тысячи человек. Столицу поддержали 11 испанских городов, говорит Ирина Чистякова, член Координационного совета Союза организаций российских соотечественников в Испании. 

Представители международной организации, готовящие книгу про обнинскую жизнь испанских детей, сами посетили наукоград в день его 62-летия. Гостей встречала депутат Законодательного Собрания области Татьяна Баталова. При этом работа над подготовкой нового издания книги Мануэля Арсе Порэса о России уже завершена.

— К декабрю-январю мы её издадим. Мы хотим устроить большой праздник, так как перевод книги готовили дети из испанской школы имени Сервантеса и московской школы №1252. Мы хотим пригласить посла Испании в России, а также представителей ветеранских организаций, — пояснила Ирина Чистякова.

Эмблемы[]

Файл:Flag of the Red Crystal.svg

Красный кристалл, религиозно нейтральный символ Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца

Файл:Timbre Turquie Croissant rouge 1928.jpg

Почтово-налоговая марка Турции. Сбор в фонд Красного Полумесяца (1928, 1 пиастр).

Первая эмблема МККК — красный крест на белом фоне — изначально не имела религиозного смысла, представляя собой негативную копию (инверсию) швейцарского флага (вместо белого креста на красном поле — красный цвет на белом). Однако во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов Османская империя отказалась использовать эту эмблему, заменив её красным полумесяцем, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами.

Женевская конвенция 1929 года признала красный полумесяц в качестве второй защитной эмблемы. В Индонезии (самой большой мусульманской стране мира) национальное общество использует эмблему красного креста, а не красного полумесяца, чем подтверждается её религиозно нейтральный статус.

Также статус официального символа получил знак красного льва и солнца, повторяющий использовавшийся до 1980 года государственный герб Исламской Республики Иран.

В декабре 2005 года, после отвергнутого предложения об использовании красной звезды Давида как одного из символов, в результате усилий израильских дипломатов и представителей Американского Красного Креста появился проект третьей, религиозно-нейтральной эмблемы — красный кристалл.

Красный крест с 1906 года является также зарегистрированной торговой маркой фирмы «Johnson & Johnson», сама же эмблема начала использоваться фирмой с 1887 года. В 1905 году Конгресс США запретил использовать символ красного креста любым организациям, кроме Красного Креста. Так как J&J зарегистрировала свою эмблему раньше, для неё было сделано исключение.

Красный крест является защитной эмблемой и зарегистрированным знаком Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, поэтому использование этой символики другими организациями запрещено международным законодательством. Женевская конвенция 1949 года. закрепила правовой статус МККК, поэтому знак Красного Креста (и Красного Полумесяца) охраняется во всем мире.

В Советском Союзе, а позже и в странах СНГ красным крестом стали обозначать всё, что имеет отношение к медицине. Такое использование символа незаконно. Более того, символ имеет отношение только к военному времени. На Украине в 2002 году был принят закон, официально запрещающий вольное использование символа. В связи с этим, красный крест исчез с машин скорой медицинской помощи, а на дорожных знаках сервиса «Пункт первой медпомощи» и «Больница» красный крест заменили на белый крест на зелёном фоне или зелёный крест на белом фоне.

Испанцы учились по методике, которую разработали специально для них, — и она давала результаты

В основном прибывшим детям было от 6 до 12 лет, а это значило, что им нужно было ходить в школу. В правительстве СССР народному комиссару просвещения РСФСР Андрею Бубнову дали 15 дней, чтобы разработать учебные планы и методику работы с испанцами. У него получилось: беженцам составили семилетнюю программу, и ребята начали учиться уже в сентябре 1937 года.

Обучение проходило в самом детском доме. Уроки были на испанском языке. А те учителя, которые его не знали, общались с детьми через переводчиков.

Учебников на испанском не хватало, поэтому нарком просвещения срочно организовал перевод советских пособий. Постепенно в программу стали вводить уроки русского языка. В первый год его преподавали всего час в неделю.

Методика давала результаты: уровень знаний у испанских детей стал даже выше, чем в среднем у детей такого же возраста в СССР. Сотрудница краеведческого музея истории Обнинска Ирина Ефимова в своей книге «Школа-колония “Бодрая жизнь”. Испанский детский дом» приводит статистику: за первое полугодие 1939 года 46% воспитанников детдома учились на отлично и только 13% — посредственно.

Детям преподавали основы советской идеологии, принимали их в пионеры и рассказывали о задачах коммунистической партии. В результате ребята писали письма в прессу, которые прославляли Сталина, и рассказывали, как плохо им жилось на родине и как хорошо живётся в СССР.

Когда испанцы заканчивали учиться в семилетней школе, у них были такие же возможности, как у советских детей. Они могли пойти в ремесленное училище или отучиться ещё три года в школе имени Шацкого, чтобы потом поступить в университет.

Кроме учёбы, у детей были и развлечения — к ним приезжали знаменитости. Например, 12 июля 1938 года на самолёте, раскрашенном под крокодила, к детям прилетели лётчицы Марина Раскова и Валентина Гризодубова. Судно сделало несколько кругов, а потом с него сбросили коробки с конфетами, кукол и модели самолётов. В память об этом напечатали 500 открыток.

Слева — самолёт «Крокодил» и лётчица Гризодубова с испанскими детьми. Справа — фотооткрытка в память об этом событии. Источник — Ефимова И. Л. «Школа-колония “Бодрая жизнь”. Испанский детский дом»

Испанские дети

08.11.2019

98

Прошло уже более полувека, а он все еще от­четливо помнил тех, с кем когда-то свела его судьба. Это был 1943 год. Маленький городок Кировской области Молотовск, ныне Нолинск.  Средняя школа №1. Сейчас он ветеран педагогического труда Виктор Сергеевич Путинцев, а тогда ученик седьмого класса и просто Витька.  

За каждой партой не два, а три человека: классы, как и всю школу, пришлось уплотнять из-за эвакуированных. Отличник Боря Кочкин – он местный из деревни Зубари, — сидел рядом с мурманчанином Иваном Головановым. На задней парте в углу — воспитанники Ле­нинградского детского дома, брат и сестра Рябчиковы. На первой пар­те, у входной двери, неистощимый на выдумки еврей Гриша Кнох. А вот за ним — Витя Путинцев. Соседями у него были испанец Альварес Лопес и сын профессора географии Борис Силищенский. И тут в класс входила учительница – Юлия Иосифовна Полевая, жена автора «Повести о настоящем человеке». Вот это да! Вот это времена были!

Зима. Окна в классе плохо пропускают свет, потому что заледенели. От дыха­ния – пар. Все сидят в пальто. А на переменах стараются как-нибудь разогреться. Была такая игра – в «полено»: ребята брались за руки, образуя замкну­тую цепь вокруг чурки, поставленной «на попа», и начинали водить хоровод, в котором каждый старался не задеть и не столкнуть полено, а вот помочь другому было можно и нужно, уронивший чурку, сразу выбывал.

Хорошо согревались и в «боях за табуретки», которые всегда стояли при учительских столах, но не в каждом классе. Эти «бои» никогда не имели характера драки: если табурет не удавалось унести незаметно, его перетягивали, как канат. Испанцы сражались за табурет азартнее всех. Но ярче всего их спортивный азарт проявлялся на футбольном поле. Летом 1943 года они не раз встречались на городском стадионе с местны­ми подростками и всегда побеждали. Полуголодные местные, жалея обувь, играли босиком и не шли на риск быть «подкованными» ботин­ками соперника, потому и проигрывали. И еще, воспитанники испанского детского дома всегда играли постоянным составом, а их соперники – «сбродной» командой.

– Антонио, пас!.. Фернандо!… – то и дело разносилось над стадио­ном.

Фернандо Фернандес играл напористее других и чаще всех пора­жал ворота. А в спортивном зале лучшим был Луис Родригес. Кон­цертные программы школьных вечеров заканчивались тогда, как пра­вило, выступлениями гимнастов, которые выстраивали многоэтажные пирамиды и демонстрировали мастерство на параллельных брусьях. Главным его конкурентом тогда стал широкоплечий и широколицый Аркадий Киселев из Слободки. Но Луис, все-таки, был лучшим, поэтому и поступил впоследствии, уже после войны, в Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта, окончил его, а потом ярко проявил себя на партийной работе, став одним из секрета­рей ЦК Компартии Испании.

Молотовск в те трудные годы окружил испанцев заботой и внимани­ем, дал возможность учиться, заниматься спортом, развиваться физи­чески и духовно, приобщиться к великой русской культуре, не забывая свою. Они знакомили одноклассников и жителей района со своей музыкой, песнями и танцами, давая концерты в школе и в Доме культуры. Всем запомнился их хор в три яруса, огненный танец худенькой воспитательницы детдома, исполняющей под звуки кастаньет тарантеллу.

Эти воспоминания о суровых годах войны где-то в российской глубинке, о прекрасных человеческих чувствах любви и дружбы между испан­цами и русскими сохранились до наших дней.

Даже спустя десятилетия испанцы будут писать письма в родную школу, в маленький городок Нолинск, бывший Молотовск, приютивший и со­гревший детей Испании в суровые годы Второй мировой войны. Писать письма и даже приезжать в гости, чтобы опять окунутся в прошлое, — суровое, военное, но свое.

(с) Купарев Андрей Сергеевич

По материалам ГАСПИ КО. Ф. Р-6810. Оп. 1. Д. 95. Л. 1-2об,   в рамках подготовки экспозиции Музея Победы «Подвиг народа»

Августин Гомес (1922-1975) — футболист

Августин Гомес

Августин Гомес был 15-летним мальчишкой, когда попал на корабле в Одессу. К тому времени он уже мог гордиться своими достижениями в спорте, Августин был капитаном юношеской сборной родной Басконии по футболу. Его уважали даже совершеннолетние товарищи по команде и ждало блестящее будущее, но успех пришел уже в другой стране.

Гомес никогда не унывал. Когда ему исполнилось 18 лет, устроился на завод, где сколотил футбольную команду, которую заметили даже в Москве. Однако пришла война и Августин продолжал трудиться в тылу во благо Победы, но это было лишь прикрытием. Вскоре он был завербован разведкой и отправлен в Латинскую Америку под вымышленным именем. Этот факт его биографии долгое время был засекречен.

По окончании войны Гомес продолжил футбольную карьеру уже в Москве, сначала в «Крыльях Советов», а потом и в «Торпедо», где впоследствии получил капитанскую повязку и выиграл Кубок страны. В возрасте 34-х лет Августин завершил карьеру и уехал назад в Испанию — тогда, в 1956 году, появилась такая возможность. Но счастья он там не снискал…

Он начал быстро продвигаться по партийной линии, однако коммунистов в его родной стране недолюбливали и вскоре по очередному неудачному стечению обстоятельств Гомес попал в полицейский участок, где подвергся пыткам. Тогда советскому правительству потребовалось немало усилий, чтобы вызволить своего секретного агента из беды.

Августин вернулся в Москву и продолжил работу в разведке. Однако травмы, полученные тогда в Испании, стали причиной его раннего ухода из жизни в возрасте 52 лет.

В годы Великой Отечественной войны

Война с фашизмом, от какой бежали дети, уже скоро пришла и в Советскую Россию. Выпускники детдомов отправлялись на фронт сразу после достижения призывного года. 412 человек из них погибли от немецкой пули – а кто-то, возможно и от испанской, поскольку Франко отправил в помощь Гитлеру добровольческую Лазурную дивизию в составе 18 тысяч человек.

Поскольку основная часть детдомов находилась на западных территориях СССР, с начином наступления Вермахта дети второй раз в своей жизни были эвакуированы – вглубь России, в Грузию и Среднюю Азию. Тут условия их жизни оказались гораздо тяжелее первоначальных – наряду с другими юные испанцы терпели холод, голод и лишения. Паёк был так урезан, что, по воспоминаниям некоторых, им приходилось есть древесную кору. Эвакуированные старшеклассники работали в колхозах. Однако детские кончины все же были единичными.

Отец красного Креста

8 мая — это еще и день рождения Жана Анри Дюнана, которому и принадлежала идея создания МККК. Он родился в 1828 году в богатой женевской семье. Выбрав профессию экономиста, Дюнан с юности занимался благотворительностью. После занятий в университете он посещал местную тюрьму, чтобы утешить заключенных в ходе беседы. В 18 лет присоединился к евангелистской организации «Пробуждение».

В 1853 году, познакомившись с американской писательницей Гарриет Бичер Стоу (автором известного романа «Хижина дяди Тома»), он включился в борьбу против рабства. Когда ему было 26 лет, он стал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии, но параллельно продолжал активно заниматься благотворительностью.

24 июня 1859 года произошло событие, радикально изменившее его жизнь. Он стал случайным свидетелем одной из самых кровопролитных битв XIX века – сражении при Сольферино, в котором погибло 40 тысяч человек и примерно столько же было раненых. «Это была рукопашная, невыразимо ужасная, – напишет позже Дюнан в своей книге «Воспоминание о Сольферино». – Австрийские и союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками. Бой перешел в бойню, схватку диких зверей, обезумевших от ярости и опьяневших от крови». В распоряжении раненых было всего 2 врача и они физически не успевали помогать страждущим. Дюнан тут же влился в ряды добровольных помощников в импровизированном госпитале. Однажды он стал свидетелем того, как итальянские солдаты собирались сбросить раненых австрийских пленных со ступеней церкви Кьеза Маджоре в Кастильоне. «Остановитесь, – закричал он, – не делайте этого! Они ваши братья!» Солдаты прислушались к его словам, а позднее выражение «Sono fratelli» («Они – братья») стало девизом МККК.

Книга Дюнана «Воспоминание о Сольферино», в финале которой он предложил создать международную организацию помощи жертвам войны, вызвала большой резонанс. На идею Дюнана откликнулось Женевское общество благоденствия – гуманитарная организация, состоящая из наиболее именитых граждан. 26 октября 1863 г. 39 делегатов из 16 стран (в числе которых были и такие знаменитости, как Виктор Гюго, Чарлз Диккенс и Флоренс Найтингейл) встретились в Женеве и выработали проект договора о гарантиях нейтралитета для тех, кто оказывает помощь.

Увы, заботясь о развитии МККК, Дюнан забросил бизнес и обанкротился. Его родные от него отвернулись, а своей семьи он так и не создал. В последние годы своей жизни он был вынужден странствовать по деревням Швейцарии, не имея денег на кров и хлеб.  В 1892 г. он поселился в Хайденском приюте. Узнав об этом, вдовствующая русская императрица назначила ему скромную пенсию, а в 1901 году Дюнан стал первым человеком в мире, кому присвоили Нобелевскую премии мира. Но даже средства, полученные от Нобелевского комитета, Дюнан завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции, а также учредил бесплатную койку для бедных в Хайденском приюте, в котором он и скончался в 1910 году. Надгробие над его могилой украшено изображением коленопреклоненного человека, подающего воду раненому солдату.

Родились в Испании – «сделаны в СССР»

В книге наверняка будет сказано о том, что о первых испанских жителях главного здания ФЭИ сотрудникам научного центра теперь напоминает памятная доска. В феврале её открыли в присутствии губернатора области Анатолия Артамонова и посла Испании в России.

— Прошло уже больше 80 лет, но я, как посол, должен еще раз выразить благодарность от всей Испании за тот тёплый приём, которого были удостоены испанские дети в Советском Союзе. Это очень хороший пример тех превосходных отношений, которые связывают народы Испании и России, — сказал тогда Игнасио Ибаньес.

Зимний визит посла Испании в Обнинск – не первый. В прошлом году он возглавил многочисленную делегацию гостей наукограда, приехавших сюда по случаю 80-летия испанского детского дома №5.

— Наши испанские друзья приехали сюда с детьми и внуками. Этим они показали, что Обнинск и Россия стали для них вторым домом. Мы должны помнить нашу историю и дорожить этой дружбой, — пояснил глава обнинской администрации Владислав Шапша. 

Завершая встречу в городском музее, представители обеих стран тогда исполнили песню «Катюша», которую многие воспитанники помнят до сих пор. 

Далёкие и близкие Обнинску испанцы не собираются забывать о своей второй родине и приезжают сюда уже с внуками. Они любят повторять, что родились в Испании, но «сделаны в СССР». 

Екатерина ЗАМАХИНА.

В Обнинском детдоме испанцам давали даже чёрную икру и осетрину

Беженцев разместили в четырёхэтажном кирпичном здании детского дома № 5 — сейчас это главный корпус Физико-энергетического института. В центре главного корпуса был большой зал и столовая. А в корпусах поменьше — классы, спальни и медкабинеты. Чтобы всем прибывшим испанцам хватило места, некоторые учебные классы пришлось переоборудовать под спальни. Из Москвы для ребят привезли мебель, бельё и одежду.

Испанцы напротив главного корпуса детдома. Источник — Музей истории города Обнинска

На территории детдома было всё необходимое: 

  • маленькая электростанция, 
  • водонапорная башня, 
  • столовая для персонала, 
  • медицинский изолятор,
  • канцелярия,
  • домики для педагогов.

Готовиться к встрече испанцев помогали ученики школы им. С. Т. Шацкого — той самой, которая когда-то называлась «Бодрая жизнь». Они прибирались, расставляли мебель и готовили спальные места. В знак поддержки беженцев многие дети носили «испанки» — пилотки с кисточками.

Пилотка-«испанка». Источник — Музей Москвы

Когда первые испанские дети прибыли на станцию Обнинское, их усадили в машины по пять-шесть человек и отвезли в парк недалеко от детдома. Там для ребят развесили гамаки, расставили лавочки, накрыли столы и подали завтрак: какао, пироги, печенье, бутерброды и испанские апельсины.

Так станция Обнинское выглядит сейчас. Источник — Wikipedia

Когда все дети прибыли, их отправили на медосмотр. А после разделили на три возрастные группы:

  • от 3,5 до 6,5 лет,
  • от 6,5 до 12 лет, 
  • от 13 до 16 лет.

Многие испанцы были худые, болели анемией или всё время кашляли, поэтому с июня по ноябрь 1937 года детдом выполнял функции санатория. Ребят лечили, помогали адаптироваться к новым условиям. На 467 воспитанников приходилось 243 сотрудника — дети всегда были под присмотром.

«Среди работников детдома были простые русские люди. Очень хорошо помню нашу уборщицу. Относилась она к нам как мать к своим детям, мы её любили, наверное, так же. Было у неё трое или четверо детей. Жила она очень бедно, муж был пьяница и самодур. Нам её было очень жалко, и мы решили помогать ей. Начали таскать из столовой для её ребятишек всё, что могли: фрукты, икру, сладости. Отдавали всё тайком. Она не хотела принимать от нас гостинцы — очень боялась. Мы убеждали её взять наши подарки, и она сдавалась. Она ведь была матерью и хотела накормить своих детей. Потом мы стали приносить свою одежду

Доброта этой женщины оказалась очень нужной и важной для нас, оторванных от мам ребят». 

Альберт Фернандес, воспитанник Испанского детского дома № 5 в Обнинском

В столовой детей всегда кормили досыта: давали свежие овощи, фрукты, зелень, осетрину, а также красную и чёрную икру. Но многие продукты испанцы не ели: например, они скидывали на пол и топтали макароны, потому что те ассоциировались с итальянскими фашистами. А чай вообще не пили, потому что просто не знали, что это такое. В Испании этот напиток был доступен только богатым людям.

Руководство детдома приняло решение организовать подопечным более привычный рацион. Из Москвы привезли чечевицу, фасоль и треску — дети ели их с удовольствием.

Первое время ребята скучали по дому и грустили, особенно после отбоя. Однажды на вечерней линейке обнаружили, что двое воспитанников сбежали из детдома. Детей нашли на Киевском вокзале, где они признались, что хотели вернуться в Испанию. Беглецов вернули в детдом, и больше подобных случаев не было.

История[править | править код]

Испанские дети на занятиях в школе. Конец 1930-х. Фото С. Струнникова

В 1937—1938 годах из Испании было эвакуировано более 34 тысяч детей из семей республиканцев с целью спасти от военных действий. Число испанских детей по странам прибытия:

  • Франция — около 20 тысяч человек;
  • Бельгия — 5 тысяч;
  • Великобритания — 4 тысячи.

Всего в СССР в составе четырёх партий прибыло 2895 детей.

Большая часть детей происходила из Страны Басков, Астурии и Кантабрии, районов, отрезанных на севере мятежниками от остальной страны. Возраст детей был от 5 до 12 лет. С детьми поехала небольшая группа взрослых в качестве воспитателей. Позже, уже в детских домах, с детьми работало около 1400 учителей, воспитателей, врачей, среди них 159 человек были испанцы.

Из воспоминаний Хотиной Гертруды Александровны — учительницы школы № 1 (ныне № 500) в 1935—1941 годах об обучении испанцев в советской школе:
«В 1937 году в разгар борьбы патриотов Испании с фашистами советские школы, верные интернациональному долгу, гостеприимно открыли двери испанским детям. Наша пушкинская школа была в числе первых, где были организованы классы для испанских детей».

Елена Висенс, касаясь данной темы, в частности упоминает: «К концу 1938 года в СССР было 15 детских домов для испанских детей: десять в РСФСР (среди которых один — N10 в городе Пушкине под Ленинградом — специально для дошкольников), а пять других — на Украине. В России детские дома в основном были сосредоточены под Москвой и Ленинградом и для их создания были использованы дома отдыха ВЦСПС, старые дворянские особняки. Так, в подмосковном Солнечногорске для размещения был использован профсоюзный дом отдыха в бывшем живописном поместье фабриканта Кноппа на озере Сенежское, упоминаемом с тех пор и до настоящего времени не иначе как „дом испанцев“(!). На Украине эти детские дома создали в Одессе, Херсоне, Киеве и Харькове. Во время Великой Отечественной войны большинство „испанских детских домов“ было эвакуировано в Среднюю Азию, Башкирию, Поволжье, на Северный Кавказ и в Грузию. Весной 1944 года более тысячи детей вновь были привезены в Подмосковье, часть осталась в Грузии, Крыму, Саратове.».


Учетная карточка воспитанника советского детского дома Майо Табоссо

Большинство привезённых детей поместили в детские дома, деятельность которых курировал специально созданный «Отдел детских домов специального назначения» при наркомате просвещения СССР.

  • Одним из детских домов, в котором размещали прибывших из Испании детей, был детский дом № 5 на станции Обнинское Калужской области.
  • В 1937—1938 годах в Тишковский Дом Отдыха из Испании прибыла группа детей сирот, которые осели на подмосковной земле. В дальнейшем многие из них работали на московских заводах.

Детей, вывезенных в Бельгию, Великобританию, Францию, Данию, Швейцарию и Мексику, разместили в семьях. Основная часть этих детей была репатриирована в Испанию в 1939 году. Вывезенные в СССР дети оставались здесь достаточно продолжительный период времени. Часть из них возвратилась в Испанию между 1956 и 1959 годами, часть выехала на Кубу, но многие остались в СССР.

В 1957 году между советским и испанским руководством был подписан договор о возвращении «детей» на родину. 21 января, при посредничестве Красного Креста советский пароход «Крым» привез в Испанию 412 испанцев.

Повзрослевшие дети испанских коммунистов и революционеров приняли участие в Великой Отечественной войне советского народа, получив многочисленные награды и став героями (Рубен Ибаррури и другие).

Судьбы испанских детдомовцев

Двуязычная система воспитания и образования привела к тому, что общий уровень освоенных детдомовцами знаний оказался невелик. Многие из испанцев столкнулись с большими трудностями при поступлении в техучилища и другие учебные заведения. Впрочем, большинство в итоге сделалось первоклассными специалистами своего дела – врачами, учителями, инженерами. Между прочим, по одной из версий, из Испании происходил популярный детский писатель Сергей Козлов (автор «Ёжика в тумане») – он оказался в «национальном» детдоме на Таганке и впоследствии был усыновлён московской семейством Козловых. Об этом факте его биографии рассказывал, например, литературный критик Дмитрий Шеваров на страницах «Российской газеты»..

Существовавшие в Советском Союзе испанцы получили возможность свободно вернуться на родину после смерти диктатора Франсиско Франко в 1975 году. Несколько сотен уехали туда еще ранее – в 1950-е. Другие эмигрировали на испаноязычную Кубу. В России осталось лишь 3% от общего числа «испанских детей» – они впустили здесь корни и обзавелись семьями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: