Изобретение глеба котельникова

Глеб котельников – отец ранцевых парашютов, создавший революцию в авиации – русский альянс

Ранцевый парашют

Нельзя сказать, что парашют – это изобретение только Глеба Котельникова. И раньше были попытки создания подобных устройств. Ещё Леонардо да Винчи думал над этим. Но к 1910 году прототипы парашютов представляли собой неудобные и тяжёлые конструкции из льняной ткани. Их привязывали сбоку или снизу к воздушному шару. Это было очень неудобно: пока приведёшь его в рабочее состояние, встречи с землёй не избежать. Котельников изобрёл крепкое, лёгкое и надёжное средство спасения.

Парашют Котельникова

И отличий от предыдущих вариантов было много. Парашют Глеба Евгеньевича Котельникова убирался в небольшой заплечный ранец. Вместо тяжёлого холста изобретатель стал использовать лёгкий шёлк. Внутри находилась специальная полка с пружиной, которая моментально выбрасывала парашют наружу, как только выдёргивалось стопорное кольцо. Первый парашют получил название «Русский, Котельников, модель 1», а сокращённо РК-1. Первое его испытание прошло 9 ноября 1911 года. Потом было ещё несколько удачных опытов с манекеном, и конструкция была предложена военному ведомству. И вот здесь срабатывает исконное русское «зачем». Военные не испытывали восторгов по поводу изобретения, а один из великих князей вообще назвал его вредным для авиации. Он посчитал, что лётчики при первой опасности будут спасать в первую очередь себя, а не самолет. Машина казалась в ту пору ценнее человеческой жизни.

Глеб Котельников с манекеном-испытателем

Тем не менее Котельников продолжил свои работы над изобретением, и уже во время Первой мировой войны оно стало востребованным. Сам изобретатель был мобилизован и отправился на фронт.

Биографический очерк

Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 января 1872г. в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики Е. Г. Котельникова, автора популярного в те годы «Элементарного курса механики» и ряда других работ.

Родоначальником семьи Котельниковых был первый русский профессор математики Семён Котельников, учёный и сподвижник великого Ломоносова. Увлечение точными науками и техникой в семье Котельниковых было традиционным, но не единственным.

Е.Г. Котельников был разносторонним человеком. Помимо механики и математики, он увлекался вопросами механизации сельского хозяйства и выступил в этой области с рядом конструкторских предложений. В то же время он страстно любил музыку и любительский театр. Его сын был еще более талантливым человеком. Уже в детстве Глеб обнаружил большие способности к пению, игре на скрипке и других инструментах. Изобретение первого легкового автомобиля не прошло для него бесследно. Именно после этого события Г.Е. Котельников стал проявлять огромный интерес к автомобилестроению и авиации.

В 1889г. Г. Котельников поступил в Киевское военное училище, которое окончил с отличием и стал офицером артиллерии. Обстановка в царской армии была ему не по душе, поэтому он вскоре, вышел в отставку и поступил в Акцизное ведомство. Обязанности акцизного чиновника тяготили его ещё больше, чем служба в гарнизонах Польши.

Г.Е. Котельников, всюду он организовывал любительские театральные кружки, играл на сцене, режиссировал, создавал народные дома, выступал в концертах в качестве чтеца и скрипача.

Наряду с этим у него проявлялись и склонности к изобретательству. В 1902г. он изобрёл укупорочную машину для винокуренных заводов.

В 1910г. Г.Е. Котельников оставил службу в Акцизном ведомстве и перебрался в Петербург, где стал артистом Глебовым – Котельниковым. Многочисленные рецензии отмечали его крупные сценические удачи, о нем говорили как об артисте большого дарования и широкого диапазона.

Живя в Петербурге, он часто посещал ипподром за Каменным островом, где в то время проходили полеты аэропланов. 6 октября 1910г. Котельников стал свидетелем гибели летчика Л. Мациевича. Потрясенный этой смертью, Г.Е. Котельников задался целью создать спасательное устройство для авиаторов и решению этой задачи посвятил большую часть своей жизни.

Великая Отечественная война застала Г.Е. Котельникова в родном Ленинграде. Несмотря на сильно ослабевшее перед войной зрение, он принял активнейшее участие в работе постов ПВХО, мужественно переносил все лишения блокады. В конце 1941г. его в тяжелом состоянии эвакуировали в Москву. Там, несмотря на ослабевшее здоровье, Глеб Евгеньевич продолжал свою изобретательскую и творческую деятельность. Уже в 1943г. в Москве вышла его первая книга, под названием «Парашют», а чуть позже – более общее исследование «История парашюта и развитие парашютизма».

В январе 1944г. Г.Е. Котельников был удостоен высокой правительственной награды — ордена Красной Звезды, который ему вручили как «старейшему русскому конструктору парашютов». Воодушевленный этим изобретатель начал ряд новых работ в области совершенствования парашютов, но планам не суждено было осуществить. 22 ноября 1944г. Глеб Евгеньевич Котельников скоропостижно скончался.

Глеб Евгеньевич Котельников был удивительным изобретателем. За короткий срок, с февраля 1929г. по июль 1930г., он подал 12 заявок на изобретения, на 9 из которых он получил авторские свидетельства. Изобретения Г.Е. Котельникова раскрывают нам насколько многообразна была его изобретательская мысль и каким широким кругозором он обладал.

В филиале РГАНТД на государственном хранении находится 17 заявочных материалов на изобретения Г.Е. Котельникова. Каждое из этих нововведений является интересным и уникальным.

Семья[править | править код]

Мемориальная доска в честь Г. Е. Котельникова (Полтава, 2014 год)

  • Отец, Евгений Григорьевич Котельников (1843—1889), — родился в Полтаве в семье учителя математики. Окончил Полтавский кадетский корпус, в 1861 году поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет, по окончании которого написал кандидатскую диссертацию. В 1868—1873 годах преподавал математику и механику в петербургских Земледельческом училище и Технологическом институте. В 1873—1883 годах преподавал в Херсоне в сельскохозяйственном училище, затем в Минске, в Вильно и в Житомире был директором местных учительских институтов. В 1883—1889 годах преподавал в С.-Петербурге. Автор популярных учебников по элементарной механике для средней школы. Умер в Полтаве в декабре 1889 года.
  • Мать, Екатерина Ивановна Котельникова, — дочь бывшего крепостного, ставшего известным художником, — преподавателя рисования Полтавского кадетского корпуса Ивана Зайцева; превосходно играла на фортепиано, обладала мелодичным голосом.
  • Братья: старший брат Борис (1865 г.р.); младший брат Евгений, — участник Первой мировой войны, титулярный советник, интендант штаба 11-й армии, кавалер ордена Святой Анны 3-й степени.
  • Жена, Юлия Васильевна Котельникова (1878—1951), — дочь статского советника, известного полтавского художника Волкова Василия Алексеевича, художница, работавшая в манере резьбы миниатюр на кости.
  • Дети: сын Анатолий (1899—1964), дочь Тамара (умерла в детстве), сын Юрий (умер в младенчестве).

Из актёров – в конструкторы

Так вот, 24 сентября (по старому стилю) 1910 года в Санкт-Петербурге проходил первый праздник воздухоплавания. Стояла замечательная безветренная погода. Публика зачарованно следила за тем замечательным действом, которое происходило в воздухе, до тех пор, пока в полете не начал разваливаться один из самолётов. 400 метров высоты не оставили лётчику шансов остаться в живых. Погибшим пилотом был 33-летний капитан Лев Мациевич – один из первых русских авиаторов. Трагическое событие потрясло присутствующих, а один из них сделал ещё и вывод, что такое в будущем не должно повторяться. Этим человеком оказался Глеб Котельников, который на тот момент был актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне.

Котельников Глеб Евгеньевич

Правда, актёрство Глебу необходимо было больше для души, а истинным призванием он считал всё-таки изобретательство. Тем более, что родился Котельников в семье профессора высшей математики и механики Петербургского земледельческого института. В детстве Глеба интересовали больше различные технические устройства, и эти мальчишеские интересы в дальнейшем привели его в военное училище. Окончил его он в Киеве, стал офицером-артиллеристом, но уже в 1897 году подал в отставку. За время службы Котельников познакомился с устройством и работой военного наблюдательного аэростата. В отставке он жил тихой, обеспеченной и размеренной жизнью акцизного чиновника, помогал в организации драматического кружка, а иногда и сам играл. В 1910 году 38-летний Глеб Евгеньевич переехал в Петербург.

Парашют Да Винчи

На праздник воздухоплавания пришёл актёр Глеб Котельников, а ушёл – дерзкий и увлечённый изобретатель. Здесь необходимо отметить, что в то время все авиаторы летали без каких-либо спасательных аппаратов, падали, получали увечья, гибли. Статистика этих трагедий была удручающей: за 1911 год пилоты всех стран недосчитались 82 человек, а в 1912 году число погибших составило 128 человек.

Заслуги русских изобретателей

С течением времени было придумано много версий парашютов, но все они имели существенные недостатки – вес и габариты. Эти нюансы решил Глеб Котельников. Помогло ему в этом несчастье.

Деревянный ранец с парашютом

Однажды Глеб стал свидетелем трагедии: разбился лучший лётчик того времени – Лев Мациевич. Его воздушное судно практически рассыпалось в воздухе. Котельников так был поражён увиденным, что твёрдо решил построить прибор, сохраняющий жизнь пилота в таких ситуациях.

Год с лишним он работал над изобретением, пытаясь сделать его прочным, невесомым и компактным, чтобы парашютист всегда мог носить с собой. Тогда он сможет воспользоваться им с любого участка самолёта. В качестве ткани был выбран тонкий непрорезиненный шёлк.

Глеб Котельников с женой Юлией

Его можно было сложить в маленький ранец (изначально планировалось убирать в каску, но была высокая вероятность, что она слетит, а то и вовсе оторвёт голову человека). Специальная пружина толкала парашют из ранца, который сначала был деревянным, а затем алюминиевым. Котельников также предложил делить стропы на две группы.

К сожалению, ранцевый парашют не оценили на родине. Попытку Котельникова снабдить им лётчиков отклонили, сославшись на смехотворную причину – при намёке на опасность лётчики будут покидать самолёт и соответственно оставлять его без управления, как следствие – машина разобьётся.

Котельников смог запатентовать своё изобретение лишь во Франции. А с началом Первой мировой оно вдруг пригодилось и Котельникова позвали поучаствовать в выпуске семидесяти экземпляров.

Испытание парашюта. Перед подъёмом у корзины аэростата. Лётчик Горшков (х) и В. Ломач (хх) / Из книги Глеба Котельникова «История одного изобретения»

Вытяжной парашют

Немалый вклад в совершенствование парашютов внесли ещё одни русские изобретатели – братья Доронины. Однажды десантники массово высаживались с парашютами Д-1, которые уже больше года служили верой и правдой. Но в этот день десять парашютов дали сбой: многие из них порвались, запутались в жгут и нанесли ощутимые повреждения парашютистам.

Доронины всерьёз были обеспокоены этим фактом. Они разработали схему постепенного введения в работу десантных парашютов. Благодаря ей вытяжные парашюты больше никоим образом не могли попасть в базовые стропы и закрутиться в жгут. А стропы вытяжного парашюта уже не цеплялись за части тела и снаряжение десантника.

Братья Доронины

Кроме того, динамическая нагрузка, уменьшенная в три раза, гасила скорость падения плавно. Парашютист же больше не кувыркался в воздухе, а как только оказывался вне самолёта, сразу же оказывался ногами вниз, благодаря чему мог удобно ухватиться за вытяжные кольца основного и дополнительного парашютов, а также всё прекрасно видел.

Таким образом, за несколько веков было придумано довольно много вариаций парашютов, но оптимальные и достойные варианты принадлежат именно изобретателям из России. Именно благодаря их стараниям в наше время многие лётчики до сих пор живы.

Память[править | править код]

Мраморная мемориальная доска в Санкт-Петербурге,14 линия Васильевского острова

  • Деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, 1 августа 1949 года была переименована в Котельниково.
  • Недалеко от полигона, где в 1911—1912 годах проводились испытания ранцевого парашюта, сооружён памятный знак с изображением парашюта.
  • В Санкт-Петербурге имеется аллея Котельникова.
  • В Иванове 26 ноября 2019 года, по инициативе АО «Полёт» Ивановский парашютный завод, изобретателю первого ранцевого парашюта Глебу Котельникову установлен памятник.
  • В Полтаве, на фасаде здания, где в 1889—1890 годах жила семья Котельниковых, Глебу Котельникову установлена мемориальная доска.

«Автоматическая песочница для трамвайных вагонов»

Заявление на данное изобретение Г.Е. Котельников подал в Комитет по делам изобретений при ВСНХ СССР 14 января 1929г.

После подробного изучения предоставленных чертежей, а также всех относящихся к делу документов, 14 августа 1929г. I Секция Комитета по делам изобретений при ВСНХ СССР постановила выдать патент на «Автоматическую песочницу для самодвижущихся повозок (трамваев)». (Ф.Р-1, Оп. 1-5, Д. 14441, Л. 11.)

«Предлагаемый аппарат основан на применении центробежного регулятора, заставляемого открываться в нужный момент (при буксовании колёс) клапан трубы подающей песок из резервуара. Данное устройство состояло из регулятора снабженного пружиной, и двух муфт к которым были прикреплены грузы на шарнирных полосках из обоймы с шариковым подшипником, которые в свою очередь были присоединены к другой подвижной муфте, и пластиковому клапану, который имел отверстия для подачи песка. Посредством воронки с двумя отверстиями для подачи, песок направляется под колёса. Как сила пружины, так и передача рассчитывается так, что бы клапан открывался лишь в том случае, когда число оборотов рабочей оси значительно превысит скорость вращения её во время допускаемого хода вагона, то есть, например, при буксовании колёс, когда они вращаются практически в холостую, это может происходить при крутом спуске». ( Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 14441. Л. 6.)

«Автоматическая песочница для трамвайных вагонов», изобретенная Г.Е. Котельниковым, применяется и по сей день в работе трамваев.

Спасение для авиаторов

Новая жизнь парашюта

После революции Глеб Котельников остался на родине и продолжил работать над своим главным детищем. В 1923 году появился на свет новый доработанный парашют РК-2, а вслед за ним и РК-3. Именно РК-3 и используется по сей день (только с некоторыми доработками). В 1924 году был изготовлен и испытан грузовой парашют с куполом диаметром 12 метров, который выдерживал груз в 300 кг.

Почтовая марка в память об изобретателе

Вскоре изобретатель узнал, что в США тоже изобрели ранцевый парашют и наладили его массовое производство. Мало того, все американские лётчики в обязательном порядке должны были летать с парашютом. Советскому Союзу тоже пришлось купить у американцев 2000 парашютов, прежде чем изобретение Котельникова пошло в серию.

А в 1930 году в СССР появились войска, для которых изобретение Котельникова стало определяющим, – воздушно-десантные. Парашютные подразделения с самого дня создания и на протяжении всей своей истории нацелены на выполнение непростых боевых задач. Их ратный труд в годы Великой Отечественной войны овеян славой. «Песня парашютистов» Л. Афанасьева на слова Е. Аграновича прекрасно передаёт весь пафос этого труда:

Великую Отечественную войну изобретатель Котельников встретил в Ленинграде, пережил первую блокадную зиму и был эвакуирован, но вскоре, в ноябре 1944 года, умер в Москве.

Прыжки с парашютами в наши дни

На Новодевичьем кладбище в Москве есть могила, вокруг которой стоят деревья с привязанными к веткам шёлковыми ленточками – парашютными затяжками. Так лётчики, десантники и просто парашютисты выражают светлую память и уважение к человеку, который и после своей смерти продолжает спасать их жизни. Это могила Глеба Евгеньевича Котельникова.

Обложка: pinterest.ru

Вековая история парашюта

Свой путь парашют ведёт с XIII века. Именно тогда Роджер Бэкон впервые высказал предположение, что можно держаться за воздушные потоки, используя вогнутую поверхность.

Спустя столетие с лишним Леонардо да Винчи изображает эскиз парашюта, обозначая его как купол, позволяющий благополучно спуститься с высоты и контролируемый сгибом/разгибом рук. Но сам он побоялся проверять предмет, да и сильной необходимости в этом не было, поэтому идея канула в лета, в надежде на возвращение.

Рисунок парашюта. Леонардо да Винчи

Первые парашюты стали проектировать лишь в конце XVI века. Например, Фаусто Веранцио из Венеции опубликовал свой проект – холст в форме квадрата, натянутый по периметру рамы, от углов которой к парашютисту идут верёвки. В 1617 он сам опробовал своё изобретение с приличной высоты.

Аналогичное изделие опробовал на себе и Фауст Вранчич хорват по происхождению. В 1597 году на глазах у толпы людей он спрыгнул с высоты в 87 метров и удачно приземлился, за что был прозван «летающим человеком».

Фауст Вранчич «Рисунок модели парашюта», 1616 год

Прыгнуть, чтобы жить

В тестировании парашютов были замешаны даже заключённые. Например, Лавен воспользовался подобием парашюта в начале XVII века. В своё время его заключили в крепость, а он захотел сбежать. В угоду этому он сшил простыни, примостив их к пластине и верёвкам. Держась за верёвки, он прыгнул с крепости в реку, протекающую неподалёку, и остался жив.

Другой арестованный – Жан Думье – был приговорён к смерти, но получил шанс жить, если опробует летающий плащ Дефонтажа. Он тоже прыгал с тюремной башни и приземлился живым.

Часто для испытаний использовали животных вместо людей. Так, парашют, изобретённый братьями Монгольфье, опробовала на себе овца. К слову сказать, она не пострадала. А в 1785 году с высоты в 0,3 км собака удачно приземлилась на парашюте Жан-Пьера Бланшара. После проложенного пути и сами изобретатели отваживались прыгать со своими творениями. Однако не всем смельчакам так везло, и они оставались в живых.

Перелёт Бланшара через Ла-Манш в 1785

Рекорды и неудачи

Гарнерен Андре-Жак, испытывая свой парашют в 1797 году, вывихнул ногу, так как огромным «зонтом» с прикреплённой корзинкой было очень сложно управлять, и он двигался хаотично. На время он отложил испытания, а в 1799 году их продолжила его жена Женевьева, ставшая первым парашютистом женского пола в мире.

А в 1802 году и он сам отважился на ещё один прыжок, отважно бросившись с высоты в 2500 метров и установил рекорд на тот момент. К сожалению, Гарнерен погиб, испытывая очередную версию парашюта

Трагичная судьба постигла и Шарля Леру. Его изобретение выглядело как огромный зонт с двенадцатью клиньями, которые были связаны со стропами и поясом на теле человека. Изделие фиксировалось сбоку от летательного аппарата за счёт верёвки с пружиной, которая распрямлялась во время прыжка человека, и парашют откреплялся. Шарль Леру погиб, совершая очередной прыжок.

Первый парашют Жака Гарнерена, который он испытал на себе в парке Монсо, Париж, 22 октября 1797 года (рис.1 Купол парашюта, рис.2 Положение парашюта в момент вылета (с земли в воздух), рис.3 Парашют, раскрытый в момент отделения от воздушного шара)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: