Операция рельсовая война

Рельсовая война. разработка и реализация самой масштабной операции партизанского движения концерт — твой новосибирск

Подготовка операции

Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу. Было проведено массовое обучение партизан минно-подрывному делу. Однако из-за ухудшения метеоусловий советская авиация смогла доставить партизанам только 50 процентов запланированных грузов к 19 сентября. Из-за этого начало операции было перенесено на 25 сентября.

См. также

События
11.01.2024, 19:18 21Кто организовал Варфоломеевскую ночь?

События
18.01.2024, 02:33 17Кто возглавлял Брестский мир?

События
11.02.2024, 03:09 12Что произошло 6 июня 1944 года?

Ход операции

Некоторые партизанские бригады вышли на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесли удары по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Операция «Концерт» была прекращена из-за отсутствия взрывчатки.

Результаты операции

В ходе операции «Концерт» было подорвано около 150 тысяч рельсов, что составляло значительную часть из 11 миллионов рельсов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года. Белорусские партизаны взорвали около 90 тысяч рельсов, разрушили 72 железнодорожных моста и разгромили 58 гарнизонов. Пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40 процентов, что затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

Операция «Концерт» имела огромное значение в ходе Великой Отечественной войны. Партизаны активно участвовали в уничтожении железнодорожных коммуникаций противника, создавая хаос в его тылу и ослабляя его возможности для сопротивления. Это позволило советским войскам успешно продвигаться и освобождать оккупированные территории. Операция «Концерт» стала одним из ярких примеров героической борьбы советских партизан против фашистской агрессии.

Литература[править]

Партизанское движение по регионам СССР

Белоруссия •
Карелия •
Латвия •
Литва •
Молдавия •
РСФСР (Калмыкия, Крым, Северный Кавказ) •
Украина •
Эстония

Партизанские формирования

«Неуловимые» •
«Победители» •
«Соколы» •
«Ходоки» •
Сумское соединение •
Черниговско-Волынское соединение •
Партизанская искра

Операции и рейды партизан

Западный рейд •
Карпатский рейд •
Операция «Зимний концерт» •
Операция «Концерт» •
Операция «Пустыня» •
Операция «Рельсовая война» •
Рейд за Днепр •
Рейд к Южному Бугу •
Рейд на Сан и Вислу •
Степной рейд •
Неманский рейд

Руководители и командиры партизанского движения (Герои Советского Союза)

С. А. Ковпак • А. Ф. Фёдоров П. М. Машеров • К. П. Орловский А. Д. Бондаренко •
Б. А. Булат •
Н. Г. Васильев •
С. А. Ваупшасов •
П. П. Вершигора •
А. И. Волынец •
А. В. Герман •
А. М. Грабчак •
М. И. Дука •
Д. В. Емлютин •
К. С. Заслонов •
В. З. Корж •
Н. Ф. Королёв •
И. Д. Кудря •
В. А. Лягин •
Д. Н. Медведев •
Е. И. Мирковский •
В. А. Молодцов •
М. И. Наумов •
В. Л. Неклюдов •
К. П. Орловский•
Ф. И. Павловский •
Г. Ф. Покровский •
Н. П. Покровский •
Н. Н. Попудренко •
Н. А. Прокопюк •
М. С. Прудников •
А. М. Рабцевич •
В. Д. Ревякин •
М. П. Ромашин •
С. В. Руднев •
А. Н. Сабуров •
В. П. Самсон •
С. И. Сикорский •
Ф. М. Синичкин •
Ф. Е. Стрелец •
И. Ф. Титков •
В. А. Тихомиров •
Б. В. Урбанавичус •
Е. Ф. Филипских •
В. З. Царюк •
В. Е. Чернышёв •
Г. И. Шелушков •
А. Н. Шихов •
М. Ф. Шмырёв •
А. М. Щербак •
В. М. Яремчук И. А. Колос

Партизанские края и зоны

Брянские леса •
Вадинский партизанский край •
Дорогобужский партизанский край •
Дятьковский партизанский край •
Зыслов остров •
Кличевский партизанский край •
Ленинградский партизанский край •
Любанский партизанский край •
Октябрьский партизанский край •
Полоцко-Лепельская партизанская зона •
Северо-Западный партизанский край •
Спадщанский лес •
Суражский партизанский край •
Хинельские леса •
Цуманские леса •
Южный Ельнинский партизанский край •
Южный Брянский партизанский край

Разное

Витебские ворота •
«Партизанская поляна» •
Партизанский парад в Минске
Рельсовая война •
Центральный штаб партизанского движения •
Украинский штаб партизанского движения •
Партизаны и подпольщики — Герои Советского Союза и России •
Список партизан и подпольщиков Украины — Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации •
Операция «Белый медведь»

Подготовка к операции

К началу рельсовой войны Великая Отечественная война продолжалась уже более 2 лет. За это время партизанские соединения существенными операциями не запомнились. Связано это прежде всего с тем, что Ставка долгое время рассматривала понятие «Партизаны» как атрибут Войны 1812 года: крестьяне с вилами и лопатами. Только к к началу 1943 года стало очевидно, что огромное количество военных подразделений и гражданского населения, оказавшихся на оккупированной территории, представляет собой большую силу, способную оказать существенное влияние на ход событий.

Партизанский отряд времен ВОВ

При обсуждении планов рельсовой войны на период август-сентябрь 1943 года было 2 основных плана:

  1. Уничтожение рельс. Данную идею поддерживал генерал Пономаренко, который совсем недавно получил генеральский титул и по решению Сталина возглавил Центральный Штаб партизанские соединения. Основная его идея заключалась в том, что нужно наносить удар исключительно по рельсам. Уничтожаем рельса, уничтожается железнодорожное полотно, а значит у противника нет возможности по нему передвигаться.
  2. Уничтожение паровозов и эшелонов. Данную идею поддерживал полковник Старинов, известный ещё по организации подрывной и партизанской работы в Испании. Старинов говорил о том, что уничтожение полотна является бессмысленным, а основной удар нужно нанести по паровозам. Во-первых, у немцев их не хватает, а во-вторых уничтожение паровоза автоматически выводит из строя железнодорожное полотно на 500-600 метров.

Оба пути по своей сути были разумными, но они должны были учитывать реальности того времени. Как показало время, Старинов был прав и его путь мог причинить германской армии колоссальный урон. У Германии не было проблем с рельсами, а с паровозами были. Пономаренко же убедил Сталина, что в Германии есть острая нехватка в рельсах, а значит нужно проводить именно войну на уничтожение рельсов, не трогая паровозы. Сталин поддержала своего генерала, а Пономаренко отправил Старинова к украинским партизанам, которые практически не участвовали в рельсовой войне 1943 года (на территории Украины в это время шла реализация идея Старинова — подрыв паровозов и эшелонов.

14 июня в Москве было окончательно принято решение о проведении рельсовой войны и партизанским соединением стали активно перебрасывать взрывчатку и специалистов, которые должны были их обучить то взрывчатку устанавливать.

Партизаны минируют рельсы

«Охота» партизан на эшелоны

Но, тем не менее, за время проводимой операции было выведено из строя 215 тысяч рельсов. Немцы достаточно быстро приспособились налаживать разрушенные пути – они использовали так называемый «мостик» – рельсу, которая позволяла быстро «латать» поврежденный участок пути.

Кроме того, в распоряжении фашистов были железнодорожные полотна всей Европы – в ход пошел рельсовый материал из Голландии, Бельгии, самой Германии.

Более эффективным оказалось «охота» партизан именно на эшелоны. Чтобы нанести врагу двойной ущерб – разрушить полотно и пустить под откос состав, полковник Старинов изобрел специальное устройство, позаимствовав идею именно у немцев – которые применяли в боях морскую неконтактную мину.

Достаточно слабый заряд взрывчатки, который партизаны укладывали под рельсы, немцы научились нейтрализовывать еще в 1942 году, пуская вперед платформу с запасным материалом для ремонта этого самого поврежденного полотна – рельсами, крепежом, шпалами. Она была легкая, потому состав под откос не уходил, дорога латалась, и поезд шел дальше. Особого ущерба эта тактика не приносила. Старинов предложил другой вариант – над самой миной устанавливалась легкая веточка, которую присоединяли к храповику.

Приближающийся поезд начинал колебать ее, а храповик включал счетчик колебаний. Таким образом, взрыв производился под самим составом, разрушая и его, и железную дорогу.

Эта хитрость была не единственной, которую применяли украинские партизанские отряды. Под руководством полковника их действия были более эффективными, нежели в других регионах.

Что представляла собой операция «Рельсовая война», проведенная партизанами в 1943 г.?

— Это была крупная операция по нарушению железнодорожных коммуникаций противника на временно оккупированной советской территории. План операции, получившей условное название «Рельсовая война», разработал Центральный штаб партизанского движения по согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования. 14 июля 1943 г. партизанские соединения получили задачу: «одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельсов на железных дорогах врага». Первый налет предусматривалось осуществить по сигналу ЦШПД в одно и то же время.

Такое время, по решению Ставки, наступило в период контрнаступления советских войск под Курском, когда противник под их ударами вынужден был в спешном порядке перебрасывать свои резервы то на один, то на другой участок фронта. Чтобы парализовать железнодорожные перевозки гитлеровцев, в ночь на 3 августа 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». Она развернулась по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

В операции приняли участие около 100 тыс. партизан и десятки тысяч советских людей, не входивших в партизанские формирования. В первую же ночь они уничтожили свыше 42 тыс. рельсов, а затем последовал еще ряд ударов партизан по коммуникациям противника. К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214 705.

Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу ЦШПД началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она являлась продолжением «рельсовой войны» и преследовала те же цели. К ее участию ЦШПД дополнительно привлек партизанские отряды, действовавшие в Прибалтике, Карелии и Крыму. Общее количество участников операции составляло около 120 тыс. партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148 557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август — декабрь 1943 г. партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Помимо разрушения железнодорожного полотна партизаны осуществляли также уничтожение подвижного состава, мостов, станционного хозяйства. В частности, белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского Союза.

Такие действия партизан оказали неоценимую помощь наступающим частям Красной Армии. Это вынужден был признать и противник. «Последовательный подрыв железных дорог,- отмечалось в дневнике военных действий верховного командования вермахта 3 октября 1943 г.,- впервые привел к непосредственному оперативному ущербу».

Некоторые из буржуазных фальсификаторов советского партизанского движения утверждают, что «рельсовая война» не дала ощутимых результатов, поскольку железные дороги в тылу немецко-фашистских войск не были парализованы, а процент потерь эшелонов с войсками якобы был небольшим. Но эти «исследователи» явно не в ладах с фактами, которые говорят о том, что гитлеровцы испытывалит огромные трудности в перевозках войск по железным дорогам. Вот лишь один из фактов: если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц.

Фашисты были вынуждены отвлекать значительные силы для охраны железных дорог. Однако существенных успехов в борьбе с партизанами они не добились. Своими героическими действиями в тылу врага, массовыми диверсиями на железных дорогах советские партизаны и подпольщики внесли большой вклад в достижение успеха операций советских войск в 1943 г.

Подготовка операции

Операция длилась полтора месяца – с 3 августа по 15 сентября 1943 года. Всего в ней участвовало 167 партизанских бригад. При планировании «Рельсовой войны» у советского командования возникли разногласия.

Концепцию операции разработал один из лучших в мире специалист-подрывник полковник И.Г. Старинов. Он делал упор на подрыв именно вражеских эшелонов, приводя в качестве аргумента тот факт, что подрыв состава сразу невосполним, а рельсы враг может легко снова привести в рабочее состояние. Но ему противостоял генерал-лейтенант Пономаренко К.П. В качестве аргумента с его стороны звучал тот факт, что партизаны располагают слишком малым количеством взрывчатки для подрыва столь тяжелых объектов.

Также было выдвинуто ошибочное предположение, что у противника существует нехватка рельсов. По итогу спора между двумя командирами руководством было принято решение сосредоточить усилия подрывников именно на железнодорожных путях. И Старинов И.Г. отправился руководить штабом на Украину, а Пономаренко возглавил операцию.

Проведение операции

Приказ о начале проведения рельсовой войны был отдан ночью 3 августа 1943 года. Основной удар партизаны должны были нанести по территории, на которой располагались германские войска группы армии Север и Центр. Всего в рельсовой войне приняло участие порядка 100 тыс партизан. В общей же сложности речь идет о подрывной деятельности на территории по фронту более 1000 км.

Массовый партизанские действия поставили немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время они не могли эффективно бороться со взрывами рельс. Достаточно сказать, что только в первую ночь проведение данной операции было уничтожено 42 тыс рельс. В целом же за весь период рельсовой войны было уничтожено немногим менее 215 тыс рельсов. В качестве цифры, которая подтверждает значимостью поврежденной операции в истории Второй мировой войны заключается в том, что только по территории Белоруссии перевозка немецких грузов и армии сократилось на 40%. Если же рассматривать отдельные участки железных дорог, то в результате подрывной деятельности на некоторых из них движение было приостановлено на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были настолько сильными, что на ликвидацию последствий ушло порядка месяц.

К сожалению для советских партизан у Германии не было проблем с рельсами, но даже если бы такие проблемы были, то рельсы свободно могли демонтироваться в других оккупированных странах и перебрасывается в Советский Союз. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши.

Взорванный партизанами поед в 1943 году

Чтобы понять насколько опасной была ситуация на многих участках немецкого тыла (в том числе и где не проводилась операция «рельсовая война») обратимся к историческим документам.

Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей. Идет целенаправленный удар по эшелонам и тягловым паровозам. Если подобная картина сохранится в ближайшее время то под удар будет поставлено все железнодорожное сообщение. В частности речь идет об угрозе срыва снабжения всех фронтовых операций

Действий партизан становятся все активнее. Они постоянно нападают на железнодорожные пути. Все вокзалы переполнены, поскольку ж/д линии невозможно использовать в полном объеме. Эшелоны, идущие с фронта, приходится надолго задерживать. Многие поезда уничтожены или покалечены минами.

Финальный аккорд

Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Но самым важным эффектом от партизанской «музыки» стало уничтожение почти полутора тысяч немецких эшелонов и свыше сотни железнодорожных мостов. Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти

Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата

Результаты операции

В ходе операции «Концерт» было подорвано около 150 тысяч рельсов, что составляло значительную часть из 11 миллионов рельсов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года. Белорусские партизаны взорвали около 90 тысяч рельсов, разрушили 72 железнодорожных моста и разгромили 58 гарнизонов. Пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40 процентов, что затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

Операция «Концерт» имела огромное значение в ходе Великой Отечественной войны. Партизаны активно участвовали в уничтожении железнодорожных коммуникаций противника, создавая хаос в его тылу и ослабляя его возможности для сопротивления. Это позволило советским войскам успешно продвигаться и освобождать оккупированные территории. Операция «Концерт» стала одним из ярких примеров героической борьбы советских партизан против фашистской агрессии.

История партизанского «Концерта»

19.09.2022

4448

Партизанское движение в Крыму во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Партизаны закладывают взрывчатку под железнодорожное полотно. Фото: Израиль Озерский / РИА Новости

Партизанское движение в Крыму во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Партизаны закладывают взрывчатку под железнодорожное полотно. Фото: Израиль Озерский / РИА Новости

19 сентября 1943 года на оккупированной советской территории началась масштабная партизанская операция по подрыву железных дорог в тылу немецких войск под кодовым названием «Концерт».

«Концерт» стал продолжением «Рельсовой войны», прошедшей летом 1943 года, когда советским командованием было принято решение подорвать железные дороги и эшелоны, тем самым затруднив противникам поставки боеприпасов и продовольствия на оккупированные территории на Украине и в Беларуси.

Подготовкой операции занимался центральный штаб партизанского движения. Подорвать предстояло 272 тысячи рельсов, из них 140 тысяч были расположены на территории Республики Беларусь.

Согласно плану, снабжение и взрывчатку партизанам должны были доставлять на самолетах. За неделю до начала операции из-за погодных условий и сокращения количества авиарейсов, к 19 сентября партизаны получили чуть более половины необходимого объема взрывчатки. Частично операцию удалось начать вовремя.

Ночью 19 сентября в немецком тылу загромыхали взрывы, под откос были пушены первые эшелоны. Немецкое руководство в оккупированном Минске забило тревогу: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».

Основная часть партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября.

По оценкам военных специалистов, действия партизан были в 11 раз эффективнее налетов немецкой авиации в тот же период. В ходе операции было уничтожено около 150 тысяч рельсов, пущен под откос 1041 эшелон с оружием и продовольствием. Но самым болезненным для противника стало уничтожение свыше семидесяти железнодорожных мостов. На восстановление одного моста уходило несколько дней, а потеря каждого паровоза и вагона для немецкой промышленности была практически невосполнимой. Пропускная способность железных дорог упала до 40%.

В тылу у немцев наступил хаос.  Командованию приходилось идти на крайние меры для усиления охраны дорог: из Германии начали перебрасывать железнодорожные батальоны, снимать части с фронта.

Кроме материального ущерба, операция «Концерт» нанесла фашистским захватчикам тяжелый психологический удар. Немецкие солдаты писали, что не могут спать, потому что «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь».  Ни пополнение, ехавшее на фронт, ни отпускники, мечтавшие о доме, не могли быть уверены в том, что благополучно доберутся до пункта назначения. Моральный дух немецких солдат был сломлен.

Из-за нехватки взрывчатки операция завершилась в конце октября 1943 года.

Операции «Концерт» стала второй масштабной «Рельсовой войной» на оккупированной советской территории. Ее основной целью было нарушение железнодорожных коммуникаций противника с тем, чтобы помешать ему отразить осеннее наступление Красной Армии на Смоленск и Гомель и обеспечить выход к берегам Днепра и Десны.

#мп_ик

Итоги и результаты рельсовой войны

С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение. Одна из причин, почему рельсовую войну приписали к Курской дуге, заключается в том, что сама война и уничтожение рельс не имели той эффективности, как об этом часто говорят

В частности это связано еще и с тем, что в истории СССР часто принято акцентировать внимание только на положительных военных событиях, а о спорных или отрицательных либо не говорили вообще либо затрагивали вскользь. Рельсовая война стала однозначно положительным событием в советской историографии

Однако если более детально разбираться с этим вопросом, там в этой операции были как плюсы так и минусы.

Рельсовая война — партизаны устанавливают взрывчатку

Очевидные минусы рельсовой войны:

Уничтожение собственного имущества

Многие историки сегодня акцентируют внимание, что отступающая немецкая армия нанесла меньший урон железнодорожному полотну, чем партизаны.
В приказе на проведение операции не указывалось какие железные дороги нужно подрывать. В результате партизаны очень часто уничтожали запасные железнодорожные пути, которые вообще не использовались немцами.
Огромные приписки

Часто партизаны показывали абсолютно нереальные цифры в уничтожении рельс. Одна из причин была в том, что реально проверить какое количество рельс было уничтожено — невозможно. Поэтому часто в партизанских отрядах заявляли о перевыполнении плана на 200% или даже на 300%. Проверить это было невозможно, а потому верили «на слово».
Большая часть железных дорог контролировалась и охранялась немецкими войсками, и партизанам приходилось вступать в бой для того чтобы отбивать участки местности с железной дорогой для последующего уничтожения рельс.

Если говорить о позитивных моментах данной военной операции, то несомненно нужно отметить следующее:

  • Советскому командованию было показано, что партизанские соединения являются значительной силой, которую незаслуженно игнорировали первые годы войны.
  • Безусловно, подрыв рельс оказал влияние на переброску немецких войск, а значит на ход всех военных операций, в том числе и на Курскую дугу.

Для демонстрации того, что рельсовая война была спорными, можно привести цитаты из различных автобиографий немецких командующих, которые впоследствии писали, что события августа 1943 года буквально спасли немецкую армию. Дело в том, что в июне-июле партизаны уничтожали немецкие паровозы, а с августа переключились на рельсы. Выше уже отмечалось, что у немцев недостатков в рельсах не было, а вот в паровозах были. связано это с тем, что если рельсы можно было демонтировать в Европе и перебросить в СССР в случае необходимости, то с паровозами так сделать было нельзя, поскольку они не обладали другими характеристиками и передвигаться по советским железным дорогам не могли из-за разного размера колеи.

Поезд, взорванный партизанами

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: