По следам пугачевского бунта

По следам пугачевского бунта

Предистория

Пьеса (комедия) Николая Васильевича Гоголя в пяти действиях написанная им в 1835 году. Пьеса с самого начала была задумана Гоголем как социальная комедия широкого обобщения, разоблачающая самые болезненные язвы крепостнического общества. В своей «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Пьеса была начата писателем вскоре после того, как он приступил к написанию «Мертвых душ». Сюжет комедии, как впоследствии указывал сам писатель, был дан ему Александром Сергеевичем Пушкиным. 7 октября 1835 года в письме к Пушкину Гоголь писал: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и клянусь куда смешнее черта!». По словам прозаика Владимира Соллогуба в основе сюжета пьесы был рассказ Пушкина Гоголю про случай, бывший в городе Устюжине Новгородской губернии о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей и история самого Пушкина, который будучи в Оренбурге, узнал, что о нём получена губернатором графом В. А. Перовским секретная бумага, в которой губернатор предостерегался, чтоб был осторожен, так как история Пугачевского бунта была только предлогом, а поездка Пушкина имела целью обревизовать секретно действия оренбургских чиновников. По словам литературного критика Павла Анненкова Пушкин не совсем охотно уступил ему свою идею в «Ревизоре» говоря смеясь что: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя». Впервые напечатана в 1836 году в типографии А. И. Плюшара. 19 апреля 1836 года состоялась постановка «Ревизора», по словам литературного критика Павла Анненкова она вызвала большой общественный резонанс: «По окончании акта прежнее недоумение уже переродилось почти во всеобщее негодование, которое довершено было пятым актом… общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики был: «Это невозможность, клевета и фарс». Актёр Александр Храповицкий 19 апреля 1836 года писал в дневнике о первой постановке: «В первый раз «Ревизор». Оригинальная комедия в пяти действиях. Сочинение Н. Гоголя… Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пиеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество. Актеры все, особенно Сосницкий, играли превосходно». Актёр Пётр Каратыгин так же присутствовавший на этой премьере так вспоминал о нахождении в театре Императора: «Приехав неожиданно в театр, император Николай Павлович пробыл до окончания пьесы, от души смеялся и, выходя из ложи, сказал: «Ну пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»». В письме к актёру Михаил Щепкин от 29 апреля 1836 года, вскоре после выхода первого спектакля «Ревизора», Гоголь писал: «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия». Однако демократические круги приняли «Ревизора» восторженно, публицист Владимир Стасов вспоминал:

По словам Гоголя «Ревизор» не был бы никогда игран или напечатан если бы сам Государь (Николай I) не оказал своего высокого покровительства и заступничества. В году повесть вышла во втором издании «типографии Николая Степанова». В году повесть вошла в сборник «Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах» типографии А. И. Мамонтова; в году вошла в том первый сборника «Сочинения Николая Гоголя в пяти томах» издательства А. Ф. Маркса; в году вошла в «Полное собрание сочинений в одном томе» «издательства Вольфа». В последующем эта повесть была переведена на английский и белорусский языки.

Сюжет

Гости у городничего

Гости у городничего

Рисунок Николая Гоголя к последней сцене Ревизора. 1836

В небольшом провинциальном городке среди чиновников прошёл слух, будто к ним инкогнито приедет ревизор с проверкой. Эта новость не на шутку всполошила местное общество, и городничий Антон Антонович принялся в срочном порядке раздавать указания, чтобы не осрамиться перед проверяющим. В это же время в местной гостинице поселился некий Хлестаков, молодой человек без гроша за душой, но с весьма вызывающим поведением. Городничий тут же приказал облагородить улицы возле гостиницы, а сам отправился знакомиться с Хлестаковым, которого все приняли за ревизора. В приватной беседе молодой человек принялся описывать Антону Антоновичу свои злоключения. Городничий тут же предложил Хлестакову денег и пригласил погостить в своем доме. На приёме, специально организованном в честь столичного гостя, чиновники принялись делиться своими успехами в служении городу. Хлестаков, довольный приемом, отправился спать, а Анна Андреевна и её дочь Марья Антоновна принялись живо обсуждать, кто ему больше пришелся по душе. Тем временем собравшиеся на приёме чиновники стали советоваться, как бы задобрить ревизора. Все сошлись на том, что лучшее решение – дать ему взятку так ловко, чтобы при этом не попасться на взятничестве

Это важное поручение доверили судье Ляпкину-Тяпкину, но при виде Хлестакова он растерялся и обронил деньги. Однако бойкий «ревизор» не упустил этот случай и принялся просить взаймы у присутствующих: Шпекина, Земляники, Добчинского, Бобчинского, Хлопова

Не веря своей удаче, Хлестаков решил написать об этом случае другу-журналисту из Петербурга, чтобы тот непременно обыграл этот случай в фельетоне.
Случайно встретив Марью Антоновну, Хлестаков тут же пал перед ней на колени и признался в любви. За этой сценой наблюдала Анна Андреевна, которая прогнала дочь. Хлестаков попросил у неё благословения на брак с Марьей Антоновной. Городничий был вне себя от счастья от такого родства. Осип, поняв, что хозяин зашёл слишком далеко, принялся его уговаривать покинуть городок. Под благовидным предлогом Хлестаков немедленно уехал. Чиновники очень рады, как ловко всё приключилось с ревизором, однако всеобщее ликование было нарушено сообщением от почтмейстера, изъявшим письмо Хлестакова. После его прочтения все поняли, как ловко их обманули. Тут вошел жандарм и сообщил, что только что прибывший чиновник из столицы немедленно требует к себе городничего. Немая сцена…

Премьера

«в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками»Говорят, что, «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!».— Николай I, после премьеры «Ревизора» 

Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество.— Из дневника А. И. Храповицкого (инспектора репертуара русской драматической труппы)

Хлестакова«Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде… целой шеренги водевильных шалунов…»    — Н.В. Гоголь

Афиша первого представления комедии в Москве, где «лож вполовину менее, и публики также»«публика высшего тона», которую спектакль «не занял, не тронул, только рассмешил слегка»«Действие, произведённое ею , было большое и шумное. Всё против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».    — Собр. соч., т. 6, 1950, стр. 232.

Изображение народного восстания. Образ Пугачева

Гринев и Пугачев. Отношение автора к Пугачевскому восстанию. Тема русского бунта. Фольклорные мотивы. Роль эпиграфа «Капитанской дочки»

В сюжете повести «Капитанская дочка» важен символический план повествования. Не случайно первая встреча с Пугачевым связана с картиной снежного бурана. Странным показалось ямщику его появление, он привиделся словно оборотень, как «то ли волк, то ли человек», свалившийся ниоткуда, «как снег на голову». Пушкиным народный бунт уподобляется никому неподвластной смертоносной стихии, от которой Пугачев неотделим, он ее возглавляет, но ей же и подчиняется.

Наружность встреченного в пути человека показалась Гринёву после бурана уже не мистической, а «замечательною». Он был лет сорока, среднего роста, худощавого и широкоплечего телосложения, приятным лицом с черной бородой, живыми глазами с бегающим взглядом, с плутовской улыбкой.

В образе Пугачева представлена личность во многом противоречивая. Он человек со смекалкой, умный авантюрист, но может казаться простачком. Он мог проявить себя как беспощадный палач по отношению к дворянам и офицерам, но быть великодушным к Гриневу, проявляя благодарность и милосердие. Капитана Миронова и офицеров крепости хладнокровно обрекает на казнь, но, проявив благородство, оказывает помощь Петру в спасении капитанской дочери Маши. Гринев искренне благодарен человеку Пугачеву за помощь, пообещав каждый день поминать в молитвах о спасении его грешной души.Но в словах Гринева звучит авторская оценка трагических событий, связанных с деяниями Пугачева: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Пугачев умело играет роль самозванца царя, принимая важный вид, может лгать и дурачить людей. Но в отношениях с Гриневым Пугачев честен и искренен, доверяя ему больше, чем своему окружению. Он осознает свою обреченность и готов к предательству своих сподвижников, понимая, что они «свои шеи» выкупят «ценой его головы». Пугачев ограничен в своем волеизъявлении, сам говорит, что «улица моя тесна, все ребята мои воры», которые дают «воли мало». При встрече Гринева с Пугачевым в его «дворце»очевидно, какое огромное влияние имеют на «царя» его «генералы», беглые каторжники Белобородов и Хлопуша, настаивающие на пытках и казни дворянина. Несмотря на двойственность натуры Пугачева, его поступки продиктованы собственными, хоть и разбойничьими, представлениями о чести и морали.

Каждая глава «Капитанской дочки» начинается с эпиграфа, который можно считать небольшим намеком на дальнейшее развитие повествования. Эпиграф – краткая фраза, цитата, помещаемая перед последующим текстом с целью указать его идейное содержание, выразить отношение автора к описанным далее событиям.Это пословицы, строчки из народных песен и стихотворений поэтов екатерининской эпохи. Эпиграфом всей повести стала пословица: «Береги честь смолоду». Этим Пушкин определил основную идею, показав, что с юности свои поступки нужно соотносить с понятием чести.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

Примечания

  1. ↑ Гоголь без глянца : проект Павла Фокина / . — Санкт-Петербург : Амфора, 2008. — 429 с. — ISBN 978-5-367-00757-2
  2. «Русская старина», 1879, февраль, стр. 348
  3. П. В. Анненков Литературные воспоминания, «Academia», Л. 1928, стр. 69–70
  4. ↑ Михаил Семенович Щепкин. 1788-1863 : Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная / М.А. Щепкин. — Санкт-Петербург : т-во А.С. Суворина — «Новое время», 1914. — 396 с
  5. «Русская старина», 1881, кн. 2, стр. 417
  6. ↑ Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — : Изд-во АН СССР, 1937—1952
  7. ↑ Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского . — Москва : Гослитиздат, 1959
  8. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  9. . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  10. ↑ Ревизор : Комедия в 5 д. / Соч. Н. Гоголя. — Санкт-Петербург : тип. А. Плюшара, 1836. — 186 с
  11. Полное собрание сочинений / Пушкин; ред. ком. Максим Горький, С. М. Бонди и др.; Акад. наук СССР. — Ленинград : Изд-во акад. наук СССР, Т. 16: Переписка. 1835-1837 // общ. ред. Д. Д. Благой. — 1949. — 502 с. — С.113
  12. А. И. Герцен Собрание сочинений в 30 томах, АН СССР, т. V, стр. 60
  13. А. И. Герцен Былое и думы, Гослитиздат, М.Л.: 1946, стр. 134
  14. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т.VII, стр. 229
  15. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т.V, стр. 61
  16. Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., Гослитиздат, М. 1937, т. V, стр. 163
  17. «Современник», 1836, № 2, стр. 287
  18. А. В. Никитенко Дневник, Гослитиздат, М. 1955, т. I, стр. 183.
  19. «Библиотека для чтения», 1836, т. 16, ч. I, отд. V, стр. 43

Пушкин идеология, раскрывшая талант Гоголя

Гоголь, один из величайших русских писателей, нашел в лице Пушкина не только близкого друга, но и наставника, подсказавшего ему сюжет для одной из его самых известных пьес – «Ревизор».

Пушкин, сам не раз заслуживший звание гения литературы, сумел чутко почувствовать талант Гоголя и оказал значительное влияние на его развитие как писателя. Сюжет «Ревизора» был одной из особых подробностей, которые Пушкин поделился с Гоголем, и оказался весьма успешным для пьесы.

Под сильным влиянием Пушкина, Гоголь создал образ города, где коррупция и лицемерие царят настолько, что позволяют обманутому персонажу обмануть сам город и выразить его темные стороны. Именно такая идеология была раскрыта в «Ревизоре» и получила признание как одно из наиболее значимых произведений русской литературы.

Талант Гоголя расцвел на фоне Пушкинской идеологии, что подтвердило его способности и способствовало формированию его собственного литературного стиля. Однако, в своем произведении Гоголь умело смешал юмор и сатиру с глубокой психологией персонажей, воссоздавая сложность человеческой натуры и варварство общества того времени.

Таким образом, подсказка Пушкина о сюжете «Ревизора» значительно повысила потенциал Гоголя и помогла ему создать одно из самых ярких произведений национальной литературы. Талант и проницательность Пушкина сыграли важную роль в развитии Гоголя, позволив ему раскрыть свою творческую сущность и стать знаменитым писателем.

Роль Пушкина в творческом формировании Гоголя

Связь между сюжетом «Ревизора» и Пушкиным действительно имеется и довольно тесная. Гоголь много общался с Пушкиным в период творчества над этой пьесой и получал от него советы и подсказки. Хотя Пушкин не напрямую сказал Гоголю, какую именно историю использовать в своем произведении, но его реакция на одно из рассказанных им обстоятельств навеяла Гоголю идею о ревизоре, который внезапно появляется в провинции.

Правда, что Пушкин самостоятельно не придумал сюжет «Ревизора», однако его влияние на Гоголя было существенным. Пушкин был не только близким другом Гоголя, но и одним из ведущих литературных авторитетов своего времени. Его мнение имело большое значение для Гоголя и помогало ему развиваться как писателю.

Пушкин не только подсказал Гоголю идею о ревизоре, но и стимулировал его к созданию «Ревизора» в целом. Пушкин был впечатлен авторскими способностями Гоголя и уверял его в том, что Гоголь обязательно сможет создать замечательное произведение, которое будет интересным для публики.

Следует отметить, что помощь Пушкина в творческом формировании Гоголя была не только связана с идейными вопросами. Пушкин также оказывал материальную поддержку Гоголю, что позволяло ему сосредоточиться на работе над произведением и не беспокоиться о финансовых проблемах.

Влияние Пушкина на сюжет Ревизора

Говоря о влиянии Пушкина на сюжет Ревизора, можно сказать, что в этом вопросе существуют разные мнения. Однако, существуют подробности, которые говорят о возможности того, что Гоголь мог получить подсказки и вдохновение от Пушкина.

Во-первых, следует отметить, что в самом начале создания Ревизора, Гоголь обратился к Пушкину за советом и поддержкой. Это указывает на то, что Пушкин мог сыграть определенную роль в формировании сюжета и идей произведения.

Во-вторых, значения, которые пронизывают произведения обоих писателей, схожи. Оба автора затрагивают такие темы, как социальная несправедливость, коррупция и двойные стандарты. Ревизор и некоторые произведения Пушкина, такие как «Евгений Онегин», имеют схожие элементы и идеи.

Третья подробность, свидетельствующая о влиянии Пушкина на сюжет Ревизора, это то, что оба писателя экспериментировали с формой драматического произведения. Так, Пушкин в «Маленьких трагедиях» использовал живописные сцены и диалоги, а Гоголь в Ревизоре применил элементы комедии и фарса.

И, наконец, возможностей получить подсказки или советы от Пушкина, было немало. Пушкин и Гоголь поддерживали дружеские отношения, обменивались литературными идеями и регулярно общались друг с другом. Это создает предпосылки для того, что Гоголь мог получить от Пушкина некоторые указания и руководство при создании сюжета Ревизора.

Таким образом, можно сделать вывод, что хотя правда ли, что сюжет Ревизора Гоголю подсказал Пушкин, не может быть доказана однозначно, существуют подробности, которые говорят о возможном влиянии Пушкина на создание этого произведения.

Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика героев

Проблемы долга, чести, достоинства и нравственности в повести «Капитанская дочка»

Офицеры Гринев и Швабрин, выросшие в дворянских семьях, люди противоположные по своим качествам: благородству, честности и великодушию одного противопоставлены хитрость, приспособленчество и эгоизм другого. Когда Гринев познакомился со Швабриным, тот уже пятый год служил в крепости, сосланный туда за дуэль. Это был черноволосый человек со смуглым некрасивым лицом, с обостренным самолюбием, готовый ради достижения своих целей на клевету и ложь, которую не приемлет Гринев. Это стало причиной их дуэли, на которой Швабрин, коварно воспользовавшись появлением Савельича, нанес ранение своему сопернику. Швабрин умен, но свои способности он использует лишь для того, чтобы найти выход для собственного спасения. Он готов к предательству ради сохранения своей жизни, для Гринева такое поведение унизительно, он не мыслит себя изменником.

Швабрину чужды понятия чести и достоинства, которые дороги Гриневу. После падения крепости Швабрин, не раздумывая, переходит на сторону мятежников, нарушив присягу. Его заботят только собственные чувства, чужие ему безразличны. Машу, несмотря на отсутствие взаимности, он неволит к браку. Против человека, считавшего его своим другом, плетет интриги, пишет доносы, дает лживые показания на суде. Перед Гриневым Швабрин ведет себя вызывающе, но пред «императором» Пугачевым он труслив. Гринев, дорожа своей честью, ради сохранения которой готов был принять смерть, при виде дворянина, «валяющегося в ногах у беглого казака», испытывал чувство омерзения. Гринев, обладая внутренней свободой, способен противостоять обстоятельствам. Швабрин зависим от своих страхов и душевной подлости, он всегда будет подчиняться власти обстоятельств.

В образе Гринева, обладающего силой духа, нравственными качествами и честью, Пушкиным показана личность, являющаяся гражданской основой существования государства, в образе Швабрина – человек, обрекающий на крушение государственные основы.

Маленький человек высокого социального статуса

Неожиданным ревизором становился не только Пушкин. Похожая история в Бессарабии произошла с П.П. Свиньиным, издателем журнала «Отечественные записки». В общем, подобные случаи были тем самым «русским чисто анекдотом».

В литературе сюжет о самозванце также был не нов. До Гоголя уже существовала комедия масок «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г.Ф.Квитки-Основьяненко. Комедия не была опубликована к моменту написания «Ревизора», но распространялась в списках. Так что Гоголь вполне мог знать сюжет о самозванном ревизоре, одурачившем уездное чиновничество.

Многие писатели пользовались фабулой, когда маленький человек неожиданно получает необоснованно высокий статус («Халиф на час», «Принц и нищий» и другие произведения вплоть до «Собачьего сердца» М.А. Булгакова). Но Гоголь, воспользовавшись этой фабулой, абсолютно гениально кидает ее на почву российской действительности.

Пушкин в Оренбурге

Пушкин прибыл в Оренбург утром мл и в первой половине дня 18 сентября. Выехал из Оренбурга в Уральск утром 20 сентября. Пушкин остановился и жил у местного военного губернатора В. А. Перовского в его загородном доме (летней даче), стоявшем вне крепостных укреплений города (ныне ул. Казаковская, на мосте дома № 1). Служивший в Оренбурге в должности чиновника особых поручений, В. И. Даль знакомил Пушкина с городом, рассказывал о событиях восстания Е. Пугачева. 19 сентября Пушкин вместе с Далем ездил в Бердскую слободу — бывшую ставку Е. Пугачева с ноября 1773 по март 1774 г., где беседовал с современницей восстания Ириной Афанасьевной Бунтовой. Сохранилась пушкинская запись этой беседы. Даль познакомил Пушкина с директором Неплюевского военного училища Константином Демьяновичем Артюховым, поэт возможно был в Неплюевском училище и осмотрел находившийся там «музеум». Несомненно, но на очень короткое время, заходил он в архив Пограничной комиссии для ознакомления с хранившимися там делами по восстанию Е. Пугачева. По воспоминаниям оренбургского старожила генерала И. В. Чернова, Пушкин посетил приходское училище, учеником которого он в то время был. Так же, по преданию, Пушкин посетил врача Ивана Артемьевича Соколова, который занимался историей восстания Е. Пугачева. В Оренбурге Пушкин мог познакомиться с рядом лиц из ближайшего окружения В. А. Перовского, например с Г. Ф. Генсом, начальником Пограничной комиссии, и нанести визиты некоторым другим лицам, в частности, Екатерине Николаевне Карелиной, близкой подруге супруги А. А. Дельвига.

20 сентября Пушкин выехал в Уральск вниз по реке Урал. В районе с. Чесноковки он издали наблюдал меловые отложения, известные местному населению под названием «Белых гор». По имени этих гор названа в романе «Капитанская дочка» прияицкая крепость Белогорская.

20 сентября по дороге в Уральск Пушкин останавливался в с. Ннжнеозерном, бывшей Нижнеозерной крепости, и беседовал со старожилами, современниками событий восстания Е. Пугачева. Ими могли быть, среди прочих, казак Иван Степанович Киселев и казачка Марфа Сергеевна Пичугина.

Пушкин прибыл в Уральск вечером 21 сентября, выехал из Уральска 23 сентября. Во время пребывания в Уральске он знакомился с городом, его старинной частью — «куренями», беседовал с современниками и участниками восстания в частности, с 95-летним казаком, участником восстания, любимцем Пугачева Михаилом Денисовичем Пьяновым. Пушкин останавливался у атамана Уральского казачьего войска В. О. Покатилова.

На время путешествия Пушкина приказано было установить за ним секретный полицейский надзор. Однако бумаги об установлении секретного надзора не поспевали за Пушкиным.

Дорожные впечатления, наблюдения, беседы с современниками и очевидцами восстания Е. Пугачева отразились на страницах «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки».

Путешествие по Оренбургскому краю произвело большое впечатление на Пушкина.

Работа над «Современником»

Параллельно с борьбой против Булгарина и Греча, А. С. Пушкин пытался выпустить собственное издание, но все попытки были безуспешными. Лишь в 1836 году писателю удалось выхлопотать право на издание собственного журнала «Современник». Изначально он был чисто литературным и имел крайне ограниченные возможности. Кроме того, выпускался всего 4 раза в год.

Читатели возлагали большие надежды на пушкинский «Современник», который должен был продолжать традиции декабристского альманаха «Полярная звезда». Однако успеха у издания всё же не было в силу его серьезности.

Крайне небольшое число подписчиков сделало издание убыточным для Пушкина, поэтому два последних номера, выпущенных при жизни поэта, были практически наполовину наполнены его собственными произведениями. Хотя по замыслу планировалось расширить программу издания за счет привлечения в него В. Г. Белинского.

История создания

    …читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет — есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление.   — И.С

Тургенев
«… хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта. Ум и желудок мой оба голодают. »   — Из письма Н.В. Гоголя от 7 октября 1835 года. СПб

«Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжна Новгородской губернии (сейчас — Вологодской области) — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». 

    В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

Известные статьи

В статье «Мнение M. E. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной» Пушкин резко критиковал выпады Лобанова против передовой русской литературы. Писатель вскрыл сущность высказываний об усилении цензурного режима и доказал чрезмерную строгость уже действующих ограничений:

Невозможно обойти стороной еще одну очень интересную статью Пушкина «Российская академия». Именно в ней поэт перепечатал «Вопросы» Фонвизина, предназначенные для Екатерины 2. В статье писатель поместил ответы императрицы, которые он назвал «весьма остроумными». Однако читателю стал ясен хитрый ход поэта, который на самом деле применил это определение по отношению к вопросам Фонвизина, затронувшего самые важные политические вопросы.

А. С. Пушкин, как настоящий профессионал, строил большие планы на свой журнал. Но трагическая смерть писателя оборвала историю «Современника». При Александре Сергеевиче было выпущено всего 4 тома издания, пятый том был составлен поэтом, но так и не успел выйти в печать. После гибели А. С. Пушкина журнал еще существовал, но в 1866 году был навсегда закрыт по личному распоряжению Александра 2.

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: