Крестовый поход на русь

Крестовые походы на русь

Русско-половецкие отношения

Византийские дипломаты возлагали надежды не только на западную помощь. Они искали поддержку и ближе. Используя давнюю вражду между степными народами, они натравили половцев на печенегов. Кроме того, как считал историк-византинист Фёдор Успенский, византийский император обратился и к русским князьям.

Русско-половецкие отношения представляли собой обычные отношения между близкими соседями, то есть их войны перемежались тесным союзничеством. Несмотря на частые набеги половцев на Русь, русские князья часто объединялись с половецкими отрядами против своих соперников-князей, а также заключали династические браки с половецкими ханами. В рассматриваемое время (1094 г.) на дочери половецкого хана Тугоркана, наречённой в крещении Еленой, женился великий князь киевский Святополк Изяславич. Это был первый известный по историческим источникам брачно-династический союз между русскими и половцами, но не исключено, что такие союзы имели место и раньше.

События, в которые вовлекались половцы, всегда касались Руси.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Святые витязи

А. С. Хорошев, долгое время единственный наш специалист по истории канонизации русских православных святых, пишет, что местное церковное почитание преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби было установлено вскоре после преставления монахов-воинов в конце XIV века.

Между тем частенько люди недоумевают, отчего монахи, сражавшиеся в битве как простые воины, что кажется теперь, мягко говоря, непривычным, отмечены святостью. Современный отечественный археолог и богослов А. Е. Мусин специально рассмотрел вопрос об участии древнерусского духовенства в битвах. Оказалось, что духовные лица ходили в военные походы ещё со времён св. князя Бориса (первая четверть XI века), а ко временам Пересвета, к XIV в., это стало делом обычным и повсеместным: «… очевидно, что духовенство в средневековой Руси принимало участие не только в боевых походах в качестве пастырей, но и в боевых действиях в качестве воев».

Показательна в связи с этим редактура, внесённая древнерусскими переписчиками в текст ответов Константинопольского патриаршего собора на вопрос сарайского (т. е. ордынского) православного епископа Феогноста (12 августа 1276 г.): «Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служити?» Однозначный ответ, что священнику-воину запрещено святыми канонами совершать церковную службу, древнерусские книжники исправили на прямо противоположный: «Не удержано есть святыми канонами…»

Однако, и в самой Византии в 1453 г., когда турки штурмовали Константинополь, часть городских стен обороняли православные монахи, которым удалось даже отбить турецкий десант со стороны Мраморного моря. Что касается Руси, то и в последующие века монашествующие принимали непосредственное участие в ратных трудах. Так, среди награждённых царём Борисом Фёдоровичем Годуновым за оборону в 1604—1605 гг. Новгорода-Северского от войск Лжедмитрия I есть «Новагородка Северскаго Спасскаго монастыря» чернец Ферапонт, который «из пушок» стрелял, и старец Васка слепой, «который ходил к литовским людем в полки», т. е. на разведку…

Как бы историки и судьба не разводили жизненные пути духовных витязей Куликова поля, тела Пересвета и Осляби упокоились друг подле друга в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. на юговосток от Москвы племянником преподобного Сергия Радонежского св. Феодором, духовником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского, а с 1388 г. Ростовским архиепископом (вспомним ростовское предание о пострижении Пересвета). Около 1379 г. монастырь перенесли на новое место, неподалёку от прежнего. Это последнее стали с тех пор называть Старым Симоновым. Интересно, что первым, известным историкам, имущественным вкладом в Симонов монастырь стало само Куликово поле и стоящее на нём село Рожествено, пожалованные обители Дмитрием Донским на помин душ иноков Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби.

Первый, деревянный, храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы выстроил в Старом Симонове по преданию сам преподобный Сергий Радонежский. На кладбище этого храма и были похоронены монахи-воины. В 1509 г. деревянный храм в Старом Симонове разобрали и выстроили на его месте каменный, дошедший до наших времён. В 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел «над благоверными великими отцы над иноком Александром да над иноком Иродионом построить над их гробы палату каменную».

По сообщению любителя древнерусских древностей профессора И. М. Снегирёва (1793—1868), «в царствование Анны Иоанновны, при разобрании старой колокольни (храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове. — Прим. авт.) и при копании рвов для новой каменной трапезы открыт был кирпичный склеп, покрытый надгробными камнями без надписей, длиной 1 ар<шин> 14 вер<шков>. Когда сняты были сии камни, тогда увидели через отверстие гробы духовных витязей».

В 1794 году над находившимися теперь внутри храма могилами Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби установили плиту белого камня с надписью. 22 апреля 1900 года храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове посетили Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Феодоровна, великий князь Сергий Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Мученики новых времён пришли к преподобномученикам времён прежних…

Разгром печенегов

Летом 1090 года печенеги расположились на расстоянии дневного перехода от Константинополя. Столица империи была, по сути, в осаде. Малоазиатский берег был захвачен турками. Кроме того, турецкий пират Чаха, знакомый с греческим флотоводческим искусством, снарядил флот для действий против Константинополя на море, где империя раньше всегда была неуязвимой. Корабли Чахи усеяли воды Мраморного моря и прервали всякое сообщение столицы империи с внешним миром.

Весна 1091 года принесла империи облегчение. Византийский флот нанёс поражение Чахе, после чего этот предводитель поссорился с сельджукским султаном и был им убит. А 29 апреля 1091 года у села Левунион неподалёку от Константинополя союзное войско византийцев и половцев полностью разгромило печенегов.

После победы византийцы устроили геноцид побеждённых, истребив не только взятых в плен печенежских мужчин, но и многих захваченных в плен женщин и детей этого народа. Остатки печенежской орды были, однако, приняты на военную службу императором.

Часть 2. Тайна битвы на Чудском озере

Эпизоды Невского и Ледового сражения с крестоносцами не всегда были визитной карточкой борьбы русских княжеств с Западом. Сегодня мало кто об этом знает, но в русские учебники оба сражения попали лишь в 30-х годах ХХ века благодаря Иосифу Сталину. До этого в Киевском Синопсисе XVII века (обзора исторических событий) немецкого монаха Гизеля, который был взят за основу при составлении последующих версий русской истории и выдержал десятки переизданий, сведений об этих битвах не было совершенно!

Да и зачем бы немцам — историкам рассказывать нам об их провалившейся попытке католической экспансии? Для чего им давать русским знания о наших героических предках — чтобы мы ими гордились? Нет, они писали нам историю совсем не для этого…

В землях Северной Словении

Между тем, в землях Новгородских происходили не менее важные события. Немцы и шведы ломились в Новгородские земли не наобум, у них были свои подкупленные бояре, желающие подороже продаться гансам. После победы Александра Ярославича над десантом шведов, продажная партия бояр смогла выгнать князя из Новгорода. В то же самое время, немецкие рыцари подкупом смогли взять Псков, оставить там свой гарнизон и значительно укрепиться на его землях, готовя плацдарм для атаки на Новгород. Дело шло к развязке и даже простые новгородцы понимали, чем она закончится.

По давлением народного вече, новгородские бояре снова пригласили Александра. Силами дружины и ополчения в 1241-ом году Псков был отбит, а опорные пункты ливонских рыцарей ликвидированы. Для закрепления успеха требовался решительный, завершающий удар по вражеской территории, однако для него не хватало сил. Огромное количество воинов было рекрутировано ханом Батыем для отражения надвигавшейся опасности с Запада. Русские княжества были обескровлены и не могли помочь. Именно поэтому, Александр вынужден был обратиться через своего отца за помощью к союзникам — Чингизидам.

сравнение боевого снаряжения противников не оставляет вариантов: если бы рыцари стали проваливаться под лёд, русские всадники от них бы не отставали

Александр Ярославович

Молодой новгородский князь , женатый на дочери полоцкого князя, не понаслышке знал механизм оттеснения от моря и перехвата влияния. Понимал он и суть накатывающих на Русь событий: в 1231-ом году папа Григорий IX выдвинул Владимирскому князю ультиматум о принятии католичества. В 1232-ом году он же издал буллу с призывом обратить оружие против «неверных русских», но крестоносцев тогда побил отец Александра — князь Ярослав Всеволодович. В 1233-ем году раздражённый неудачами папа Римский, в своём послании прямо назвал русских врагами, а в 1237-ом году повторно призвал к крестовому походу против Новгорода.

На северо — западе от русских границ, папскими посланцами была срочно сформирована необычная коалиция: шведские, немецкие и датские рыцари единственный раз в истории объединились — для похода против русского Новгорода. Поэтому, когда князь Александр получил известие от морской стражи (союзного племени ижора) о прибытии 100 шведских кораблей в устье реки Ижоры, он не сомневался ни секунды. Пока гонец мчался в Новгород, пока наскоро собирали ополчение и шли к месту высадки шведского десанта, прошло около 2 недель. За это время шведы успели поставить стан и обрыть его укреплениями, то есть пришли всерьёз и надолго, явно намереваясь идти по Рижскому сценарию.

Шведы значительно превосходили новгородцев силами: 5000 рыцарей против малой дружины Александра и небольшого ополчения — 1500/2000 воинов. Но Александр не зря считается Великим военачальником: используя свой козырь неожиданности и лучников, он смог прижать шведов к воде и не дать им взойти на суда. После этого поражения он надолго отбил желание у шведов посягать на русские земли. Но они, как вы помните, были далеко не единственными желающими поживиться на Востоке. И удар немцев не заставил себя долго ждать.

князь Александр Невский поражает ярла Биргера копьем в лицо, что подтверждено исследованием останков ярла

Убийство половецких ханов

В 1095 году появилась необходимость обсудить размер откупа от половцев. Тогда ханы Итларь и Китан приехали в город Переяславль на переговоры к Мономаху.

Боярин Славята, прибывший в город в это же время, узнал о приезде ханов и предложил убить их. После недолгих колебаний Владимир согласился. В эту же ночь был зарезан хан Китан и все его войны. На утро следующего дня хана Итларя заманили в ловушку вместе с его дружиной и тоже убили.

После этого Святополк организовал очередной поход на половцев. Застав кочевников врасплох, русское войско одержало легкую победу и вернулось домой с богатой добычей.

Звенья одной цепи

На курултае Чингизидов, состоявшемся в 1235-ом году в Монголии, было принято решение защитить земли своих союзников от агрессии Запада и предотвратить обращение Руси в католичество. Дать отпор псам Ватикана поручили хану . Пройдя по Русской равнине и образумив тех кто был настроен поддаться тлетворному влиянию Запада, он тем самым обезопасил тылы, создал базы снабжения для армии, а также провел в 1238 / 1241 годах первый набор рекрутов на территории русских и половецких земель. Об этом походе, имевшем важнейшее значение для независимости Руси, я вам расскажу в следующей статье.

хотели завершить окатоличивание, рвались на Восток

Следует лишь упомянуть, что старший брат Батыя хан Орду, провёл свою часть западной армии через Смоленск, где к нему (по сведениям из булгарской летописи) присоединился 10 000-ый отряд князя Михаила Ростиславовича, а также дружина русско — литовского князя Оскола. В 1241-ом году эти витязи, в составе войск Чингизидов, сыграли решающую роль в разгроме крестоносцев в битве при Легнице, приняв на себя главный удар немецких рыцарей. Они же по возвращении из похода, присоединятся к русским войскам перед Ледовым побоищем.

Князь Василько Ростиславич

В спасении Константинополя от турок и печенегов в 1091 году наше внимание привлекает прежде всего колоритная фигура злосчастного князя-авантюриста Василька Ростиславича. Больше всего он был известен в русской истории своей печальной судьбой

В 1097 году его коварно захватили в плен Святополк Изяславич и волынский князь Давыд Игоревич, по приказу последнего он был ослеплен. Правда, после того Василько прожил ещё 27 лет и сыграл немаловажную роль в политических событиях Руси.

А до этого злополучного случая Василько прославился многими своими военными кампаниями, проведенными совместно с половцами. Так, в 1092 году Василько ходил вместе с половцами против Польши. Его внешнеполитические амбиции распространялись весьма далеко. Он пытался стать Галицко-Волынским князем и установить свою власть до территории Дуная.

Близкие связи с половцами возникли, вероятно, ещё у отца Василька – тмутараканского князя Ростислава. О супруге Василька ничего не говорится в исторических источниках, но, возможно, что она была половчанкой.

Первый поход

Первый совместный поход против половцев русские князья совершили еще в 1103 году, Мономах планировал напасть по весне пока половцы еще не освоили пастбища, а их кони еще не отъелись и были не подготовлены, но Святополк тогда возразил Мономаху, не хотел губить своих лошадей и отрывать их от весенних работ.

Мономах выступил с таким обращением:

Речь Мономаха развеяла все споры и сомнения.

Рисунок 1. Мономах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В русское войско, вошли дружины всех русских князей, а также пешие полки, все участники похода выступили в весеннюю степь. Главная битва с половцами, которые вели кочевой образ жизни между Днепром и Азовским морем, произошла близ урочища Сутень, рядом с побережьем Азовского моря. На стороне половцев в битве участвовали около 20 видных ханов. Летописцы и очевидцы событий после записали:

Но, как и предполагал Мономах, не было силы у половецких коней, не смогли половцы нанести свой знаменитый стремительный удара. Русские воины бесстрашно понеслись навстречу половцам. Половцы не смогли сдержать такой натиски, бросились бежать. Их войско было полностью рассеяно, большая часть ханов пала от русских мечей. Русские дружины пошли по половецким «вежам», освобождая пленённых, захватывая богатую добычу, угоняя к себе стада лошадей.

В 1105 г. половцы снова начали делать набеги на русские земли, с каждым годом они приходили все чаще, разоряя земли и города, объединенное войско русских князей ответным ударом разгромило их на реке Хорол. В итоге чуть не был пленен хан Шарукан, также был захвачен большой половецкий обоз. Но большая часть половцев ушла восвояси, после чего они ненадолго притихли, но русские князья не собирались ждать их появления и сами пошли на них походом.

«…Так умрем же с мужеством»

Вернувшись в Болгарию, Святослав надеялся править ею как своей вотчиной, но болгары неожиданно собрали большое войско и напали на него. Упорное и ожесточенное сражение уже клонилось к победе противника, когда князь обратился к своим воинам со словами: «Здесь нам и умереть, так умрем же с мужеством!» Это так мотивировало русов, что они вновь разгромили болгар!

Остатки вражеской армии отступили в Переяславец, но Святослав с ходу взял его штурмом. Череда непрерывных побед князя вдохновила находившегося при нем Калокира, возмечтавшего занять императорский престол Византии. На фоне частых дворцовых переворотов это вовсе не казалось несбыточной мечтой. Он хорошо говорил по-русски и стал просить Святослава помочь ему в осуществлении дерзкого замысла. Идея показалась князю достойной того, чтобы рискнуть. Ведь успех делал его фактическим властелином империи!

wikipedia.org
Картина Клавдия Лебедева «Свидание киевского князя Святослава с византийским императором Цимисхием».

Никифор Фока к тому времени был свержен и убит Иоанном Цимисхием, не успевшим еще ничем себя проявить в качестве императора. Святослав счел момент подходящим. На его призыв охотно откликнулись тысячи венгров, печенегов и болгар, составившие конницу. С ними и русской пехотой князь сначала опустошил Фракию, а затем двинулся к Константинополю.

Видя смятение в глазах дружинников, Святослав сказал им: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим, должны сражаться. Так не посрамим земли русской, ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут! Станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

Завязалось ожесточенное сражение. В решающий момент Варда Склир ввел в бой спрятанный в лесу резерв. Он должен был принести грекам победу, но противником Склира был великий воин! Русские выдержали натиск, и только лишь ночная темнота остановила жестокую сечу.

stagrad.by
Византийская тяжёлая кавалерия.

Даже византийский историк Скилица, многократно преуменьшивший число убитых «ромеев», признавал, что «ранены были почти все». Однако и войско Святослава понесло тяжелые потери, поэтому, взяв откуп, князь отказался от продолжения похода к Константинополю и ушел зимовать в Болгарию.

Имя, вселявшее страх

Обстоятельства, однако, все же заставили князя вернуться на время в Киев. Коварные печенеги, будучи, очевидно, недовольны тем, что вволю пограбить в Болгарии Святослав им не позволил, и зная, что грозный воитель с армией далеко, решили захватить русскую столицу.

Их многочисленное конное войско стремительно приблизилось к Киеву и обложило его со всех сторон, лишив жителей доступа к днепровской воде. Запастись продовольствием киевляне из-за внезапности нападения тоже не успели. На это и рассчитывали печенеги. Штурмовать мощные укрепления они даже не думали, но взяли город в плотное кольцо, чтобы одолеть его защитников измором.

Престарелая княгиня Ольга с тремя малолетними сыновьями Святослава оказалась в страшной опасности. У нее не было никакой возможности хотя бы сообщить о своем отчаянном положении воеводе Претичу, стоявшему с небольшим отрядом лагерем на другом берегу Днепра. Ситуация казалась абсолютно безвыходной, но оставшийся безымянным для истории молодой герой вызвался спасти родной город.

wikipedia.org
Картина Андрея Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Зная язык печенегов, он с наступлением темноты незаметно вышел за стену с уздечкой в руках и стал громко у всех спрашивать, не видал ли кто его коня. Вражеские дозорные приняли его за соплеменника. Так юноша добрался до берега Днепра, сбросил с себя одежду и прыгнул в воду. Печенеги, осознав свою оплошность, подняли гвалт и начали стрелять в беглеца из луков, но на помощь ему с противоположного берега поспешила лодка…

Княгиня Ольга отправила к сыну гонца со слезными просьбами вернуться и упреком: «Ты, князь, чужой земли ищешь и чужую землю соблюдаешь, а от своей совсем отрекся. Чуть было нас не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми!» Святослав с частью войска поспешил в Киев и совершил поход в Степь, отогнав печенегов далеко от русских границ. После этого он сообщил матери, что намерен жить в завоеванной Болгарии, и даже вскоре последовавшая смерть Ольги не удержала князя в Киеве.

Потомки монахов-воинов

Что касается потомков Осляби, то митрополиту всея Руси Фотию служил около 1425 г. боярин Акинф Ослебятев, который, по мнению С. Б. Веселовского, мог быть сыном героя Куликовской битвы. И всё же известнейший из потомков Пересвета и Осляби — это, конечно, Иван Семёнович Пересветов, русский политический писатель первой половины XVI века, «идеолог опричнины». Этот человек говорил о своём родстве в Большой челобитной, переданной царю Ивану Грозному в годовщину Куликовской битвы, 8 (21) сентября 1549 г.: «…11 лет минуло, служачи тебе, благоверному великому царю верно, поминая своих пращур и прадед, как служили верно государем, русским великим князем, твоим пращуром, Пересвет и Ослябя в чернцех и в схиме со благословением Сергия чюдотворца на Донском побоищи при великом князе Дмитрие Ивановиче за веру християнскую и за святыя церкви и за честь государеву пострадали и главы свои положили».

Исследователь текстов И. С. Пересветова, А. А. Зимин, начинал искать корни древнерусского публициста в Брянском уезде, где в начале XVII в. находились земли некоего Захара Пересветова. В целом же фамилия Пересветовых была хорошо известна на московской Руси XVI—XVII вв., ветвь Пересветовых была даже причислена к шведскому дворянству. А в литовской Руси, у г. Слонима, было имение Пересвет. Существовал также литовский дворянский род Пересвет-Солтанов (прозвище Солтан носил на рубеже XV—XVI вв. смоленский епископ, а потом Русско-литовский митрополит Иосиф). Существует также польский герб этого имени. Продолжены были и воинские традиции славного рода: 26 ноября 1802 г. полковнику Григорию Дмитриевичу Пересветову был Высочайше пожалован орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Среди последних Пересветовых в Брянске — казначея Петропавловского женского монастыря монахиня Флавиана и не имевший чина Николай Алексеевич Пересветов, служивший в 1912 г. помощником конторщика на брянском Казённом № 4 винном складе (ныне Брянский спиртзавод)…

Поход на хазарский каганат

Готовясь к походу против хазар, Святослав все тщательно продумал. Вначале он решил разгромить столицу – город Итиль. Обойдя степь стороной, его дружина сплавилась по Оке и неожиданно оказалась у стен города. Решительный и внезапный штурм увенчался успехом. Город лежал в руинах.

Дальше путь Святослава лежал на Терек, к городу Семендер (первая столица Хазарии). Хорошо укрепленный город долгое время был недоступен арабам. Но русичи без особого труда взяли и эту крепость.

По дороге домой была разрушена стратегически важная цитадель Саркел. Она служила форпостом для прикрытия отхода хазар после регулярных нападений на русские земли. Крепость, имеющая несколько оборонительных линий, казалась неприступной. В ней укрылся царь Иосиф вместе с гарнизоном и личной охраной. Он надеялся отсидеться в безопасном месте. Недолгая осада и быстрый штурм – крепость пала. Назвав Белой Вежей и укрепив, Святослав расположил в ней постоянный русский гарнизон.

Еврейская диаспора, фактически правящая Хазарским каганатом, была уничтожена. Само государство еще существовало некоторое время, но больше не было опасно для Руси.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: