Русская машина судного дня

А что у них?

Стоит сказать пару слов о развитии стратегической авиации на Западе, у наших заокеанских «партнеров».

На вторую половину 40-х годов ситуация была парадоксальной: у СССР- Ту-4, у США — В-29. Разница, как мы выяснили, — минимальная. Затем на вооружение ВВС США принимаются самолеты Convair В-36 «Peacemaker» и Boeing B-47 «Stratojet».  B-36 имел аж 10 двигателей (6 винтовых и 4 реактивных двигателя).

Схема получила официальное прозвище: «Шесть крутят, четыре жгут» (six turning, four burning). Двигатели отличались редкостью пожаров и повышенной надежностью. Ну действительно, самолет взлетал почти каждый раз, а вот пожары случались не каждый вылет. Ходят слухи, что был самолет, на котором не было пожаров аж 8 вылетов подряд. Экипажи в процессе эксплуатации применили новую мнемоническую формулу для описания двигателей: «Два вертят, два горят, два перекуривают, два травят анекдоты, а еще два в списках не значатся» (англ. two turning, two burning, two smoking, two joking, and two more unaccounted for).

Летный комбинезон и гермошлем американского образца. Знаки различия — командующего ДА ВВС России генерал-лейтенанта Опарина М.М

В 1955 году на вооружение принимают новейший самолет Boeing B-52 Stratofortress. На этом история развития Дальней авиации США заканчивается, и начинается история эволюции В-52, которые до сих пор стоят на вооружении ВВС США. Самый новый из них (B-52H, серийный номер 61-0040) выпущен 26 октября 1962 года. Для сравнения, самый старый из Ту-95, стоящих на вооружении ВВС России, выпущен никак не ранее 1979 года (Ту-95МС). Очередная авиа-ирония по коду НАТО Ту-95МС — Bear-H.

Где-то в конце 50-х был затеян амбициозный проект North American XB-70 Valkyrie, бомбардировщик со скоростью до 3М, но не срослось. После того, как первый прототип разбили о самолет сопровождения на испытаниях в 1964 году, тема была аккуратно свернута. Ну и советский Миг-25 тоже помог, сведя на нет всё преимущество ХВ-70 в скорости.

В 1980-х В-52 показался мал-мала устаревшим, и его решили поменять (в очередной раз). Менять решили на сверхзвуковой Rockwell International B-1 Lancer, имея задумкой создать самолет прорыва ПВО на малых и сверхмалых высотах. Получился единственный на сегодня самолет ВВС США с изменяемой геометрией крыла (после того, как в 2006 с вооружения снят F-14 Tomcat). 

B-2 «Spirit» — самолет «невидимка»

Ну и пару слов про «самолет-невидимку» Northrop B-2 Spirit. Практически невидим для радаров, но дорог до крайности. На 1998 год стоимость одного B-2 без учёта НИОКР составляла 1,157 млрд. долларов, с учётом НИОКР — 2,1 млрд. долларов. Всего было построено 20 машин, одна потеряна. Машина не сверхзвуковая, несет всего 27 тонн бомб. На авиасалоне в Ле-Бурже в 1995 году во время демонстрационных полетов он был уверено захвачен и сопровождался радарами и теплопеленгаторами французских ЗРК, которые по мнению самих французов «не очень».

Элементы экипировки летчиков Дальней авиации

Вообще, на сегодня полноценной Дальней авиацией — с традициями, опытом, и самолетами межконтинентальной дальности, обладают ровно две страны: США и Россия. У Китая на вооружении стоит модифицированный много раз Ту-16. Англия отказалась от стратегической авиации в 1984 году, списав Avro Vulcan. Франция обладает некоторым количеством Mirage 2000N, но это, скорее, машины фронтовой авиации, по размерностям и характеристикам близкие даже не к тяжелым истребителям типа F-15 и Су-27, а к легким Миг-29 и F-16. ВВС Германии пребывают примерно в таком же грустном положении, как и наши ВВС в 1990-е годы. ВВС Индии, несмотря на вполне представительный парк фронтовой авиации (одних только 220 Су-30 МКИ, на секундочку, столько же у Франции и Германии всего боевых машин), не обладает каким-либо дальними бомбардировщиками.

Некоторые элементы аварийного запаса

Окончание: Рязань. Музей Дальней авиации. Часть 4: стоянка самолетов

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Военная доктрина

Военная доктрина Советской Армии была определена как оборонительная, исходила из мирной политики Советского Союза, и определяла задачи по подготовке Вооружённых Сил и страны в целом к борьбе с агрессором. В советских военных доктринах предусматривался только ответный ядерный удар.

Начиная со школы, на обязательном для всех предмете преподавания НВП (начальная военная подготовка), все граждане СССР обучались строевой подготовке, приёмам разведки и защиты от ОМП (оружия массового поражения — ядерного и химического), ознакомлению со структурой и видами Вооружённых Сил СССР, обращению со стрелковым оружием разборка-сборка на время и чистка автомата Калашникова, ознакомлению с тактико-техническими характеристиками (ТТХ) стрелкового оружия, основамГражданской Обороны. Для мальчиков проводились трёхсуточные полевые сборы на базе ближайших воинских частей с обучением основным тактическим приёмам в бою, с занятиями по инженерной подготовке (оборудование одиночных окопов) и занятиями по огневой подготовке (практические стрельбы по мишеням).

Одной из главных основ Советской военной доктрины являлась всеобщая воинская обязанность, обеспечивавшая на случай крупномасштабной войны мощный мобилизационный резерв.

Считалась возможной и вполне вероятной третья мировая война. Потенциальными противниками считались армии США и стран НАТО. Союзниками в возможной войне считались армии стран Варшавского договора, а также, некоторое время, армия КНР. Основными силами, важными в потенциальной третьей мировой войне считалисьРакетные войска стратегического назначения, Космические войска, Стратегическая авиация, танковые части и военно-морской флот.

Полеты в кресле

Катапультное кресло

Военные самолеты по отношению к количеству вылетов падают в несколько раз чаще, чем гражданские. Связано это в первую очередь не с тем, что надежность военных ниже (дескать: «А, люди найдутся, не те, так другие!»), а с критическими и закритическими режимами работы как людей, так и техники. Гражданский самолет должен взлететь, выйти на эшелон и n часов по нему лететь, потом аккуратно зайти на посадку и сесть, причем большую часть пути самолет идет на автопилоте и под контролем диспетчеров. Другое дело — самолет боевой. Перегрузки в несколько g, когда каждая деталь самолета весит в два, четыре, шесть раз больше, чем на земле (заметим, что это верно и для пилота)!

Помимо этого, особенности проектирования боевых самолетов ставят безопасность полета где-то на четвертое-пятое место, после боевых и летных характеристик. Например, почти все истребители четвертого поколения и новее, неустойчивы в воздухе. И летят только благодаря тому, что их всё время «подруливает» компьютер. Сделано это для того, чтобы в любой момент самолет мог сорваться в фигуры уклонения от вражеской ракеты или снаряда. А ещё под крыльями и фюзеляжем частенько висит что-то (баки, бомбы, ракеты). Да и летают военные самолеты в любую погоду: дождь, туман, сильный боковой ветер… Ну и такую вещь, как противодействие противника, не стоит забывать.

Экспозиция самолетного оборудования

Самолет стал настолько сложной машиной, что на обучение летчика требуется от четырех лет напряженного обучения. И на сегодняшний день подготовленный летчик стоит для государства куда дороже самолета, на котором он летает

Поэтому с чисто прагматической, экономической точки зрения, оснащение самолета средствами спасения пилота — задача первостепенной важности

После того, как Котельников изобрел парашют, тысячи летчиков покинули свои поврежденные аэропланы попросту перевалив через борт. Но в начале 50-х скорости самолетов возросли настолько, что это стало невозможно. Воздух на скорости 600-700 км/ч не дает пошевелить ни рукой, ни ногой, прижимает к самолету, не дает покинуть кабину. А если пилоту каким-то чудом это удается, то его подстерегает другая опасность — киль машины и раскаленный выхлоп двигателя. Хорошо, если можно снизить скорость до приемлемой и тогда уже покинуть самолет, а если нет? Вот тут-то и приходит на помощь катапульта.

После того, как летчик дернет рычаг, специальные приспособления зафиксируют его ноги и руки, непрозрачный щиток прикроет лицо, и кресло под воздействием пиропатронов отправится в самостоятельный полет. А если фонарь кабины заклинило, то вышибать его будет не голова пилота, а массивный оголовок кресла. Затем кресло удалится от самолета на безопасное расстояние и раскроются парашюты. Современные российские катапульты обеспечивают спасение летчика даже «с двух нулей» (скорость «0», высота «0») и из режима висения (для самолетов вертикального взлета и посадки).

Причины, по которым переучивали

Урок в советской школе / Фото: zen.yandex.ru
 
Первое, что повлияло на такое решение – советская политика. В это время все должны быть одинаковыми. Нельзя было допустить, чтобы кто-то выделялся из общей массы. «Не такими» считались не только левши, но и хиппи или «стиляги». В тот или иной период к ним относились презрительно, их не воспринимали.

Школьница пишет чернильной ручкой / Фото: esquire.kz
 
Третья причина особо не озвучивалась, хотя и имела место быть. Это армейская служба. Автоматные затворы находятся справа, и в эту сторону вылетают гильзы после стрельбы. Левше гильзы будут лететь в лицо. Это существенно усложнит человеку службу в армии, а, возможно, и исключит ее вовсе.

Жидкое топливо

В марте 1926 года совершила первый удачный полет жидкостная ракета Годдарда. Сообщения об этом ускорили разработки жидкостных двигателей во всех странах. В тех же США такие работы вела группа исследователей Гуггенхеймовской экспериментальной лаборатории Калифорнийского технологического института (GALCIT).

Летом 1930 года в Германии в Государственном химико-технологическом институте прошел испытания двигатель Оберта, а в марте 1931 года близ Бреслау поднялась в воздух первая в Европе жидкостная ракета Винклера, в мае близ Берлина — ракета «Репульсор» Общества межпланетных сообщений. В августе 1933 года в Нахабино под Москвой запущена жидкостная ракета «ГИРД-09» бригады М.К. Тихонравова, а в ноябре — «ГИРД-X» бригады Ф.А. Цандера.

Энтузиасты понимали, что жидкостные двигатели проявят себя при достижении больших высот и дальностей. Согласны с этим были не все. Британские эксперты еще в 1943 году отказывались опознать в «сигарах» на аэрофотоснимках германского полигона ракеты дальнего действия, потому что двигатель на бездымном порохе был бы слишком тяжел.

Германские военные заинтересовались дальними ракетами очень рано. Такой интерес объясняется, возможно, жесткими ограничениями, наложенными Версальским договором на развитие военной авиации и сверхдальнобойной артиллерии. Беспилотные ракеты были средством законно обойти их, к тому же могли служить для «доставки» боевых отравляющих веществ. Задолго до прихода к власти нацистов рейхсвер подготовил почву для нового оружия.

Верхом на огненной струе

6 августа 1945 года мир перевернул новую страницу истории: впервые было применено атомное оружие. Бомбардировке подвергся город Хиросима. Ядерное оружие навсегда изменило баланс сил. На следующие 30 лет основным средством доставки ядерного оружия стала бомбардировочная авиация. Изменился и сам бомбардировщик.

Первым реактивным бомбардировщиком стал германский Arado Ar 234 Blitz, совершивший первый боевой вылет 2 августа 1944 года. Целью вылета была разведка зоны высадки западных союзников в Нормандии. Однако к этому моменту для Германии война, по сути, была проиграна, и чуть больше двух сотен бомбардировщиков Ar 234 и чуть меньше, чем две тысячи истребителей Ме-262, Не-162 Ме-163, пусть даже реактивных и скоростных, ничего не могли противопоставить авиации союзников. После войны наработки немецких инженеров активно использовались как СССР, так и США.

Первым серийным советским самолетом с турбореактивным двигателем стал истребитель Миг-9 (первый полет 24 апреля 1946 года). Первым бомбардировщиком — фронтовой Ил-28 (первый полет 8 июля 1948 года). Если пристально посмотреть на Ил-28, то видно, что сходства с любым бомбардировщиком прошедшей войны куда больше, чем различий. То же прямое крыло, похожие на Ил-4 формы, только и разницы, что под крыльями не поршневые моторы, а пара турбореактивных ВК-1 (РД-45Ф).

Зал, посвященный современной Дальней авиации

Совсем другое дело — Ту-16. Тут и стреловидное крыло, и другие очертания, и мотогондолы не свободно висящие под крылом, а прижаты к корпусу. А прошло всего четыре года с момента первого полета Ил-28 (первый полет Ту-16 состоялся 27 апреля 1952 года). Именно этому самолету предстояло на долгие года стать основой Дальней авиации СССР.  Впрочем, про него мы уже более подробно писали в первой статье из данного цикла.

Всё по «Периметру»

Не меньше «Сарматов» на Западе известна система «Периметр», которую там называют «Мёртвая рука» (англ. — dead hand) или «Машиной Судного дня». Но это всё эмоции. На самом деле речь идёт о комплексе автоматического управления массированным ответным ядерным ударом, который был создан в СССР в разгар холодной войны, а сейчас используется Россией (индекс УРВ РВСН — 15Э601).

Комплекс предназначен для гарантированного доведения боевых приказов от высших звеньев управления (Генштаб ВС РФ, штаб РВСН) до командных пунктов и стоящих на боевом дежурстве пусковых установок стратегических ракет в случае чрезвычайного положения — когда линии связи могут быть повреждены (кстати, в США существовал похожий по предназначению комплекс передачи приказа о запуске ракет под названием «Аварийная система ракетных коммуникаций». Но, подчеркнём, существовал…).

Упрощённый принцип действия системы «Периметр» выглядит так. При успешном ядерном нападении противника на Россию стартует командная ракета, которая несёт не боеголовку, а радиоэлектронную аппаратуру. Во время полёта над территорией страны эта ракета раздаёт команды на старт баллистическим ракетам, оставшимся в строю. Первые испытания системы «Периметр» были проведены в 1979 году. Головная ракета успешно пролетела заданную траекторию в 4500 км на высоте 4 км. Всего в НИИП-5 (Байконур) с 1979 по 1986 год было проведено 7 пусков (6 успешных, 1 — частично успешный). В 1985 году «Периметр» поставили на боевое дежурство.

mil.ru
Командная ракета 15А11 системы «Периметр».

«Это капитализьм»

События развивались стремительно. Имеющиеся 8500 народных заводов и комбинатов ГДР были разбиты Treuhandanstalt на 13 тысяч отдельных предприятий, которые потом разбили еще раз на 15 тысяч частных предприятий. Инвесторы, добро пожаловать! Понятно, что в роли инвесторов почти без исключения выступали приезжие «весси» — у «осси» просто не было капитала.

Несправедливо? Но ничего не поделаешь. «Это капитализьм», как говаривал еще Никита Сергеевич Хрущев, значительно подняв палец. От распродаж народной собственности планировалось получить 600 млрд. марок – увы, в итоге в кассе оказалось лишь 60 млрд. Их не хватило даже на покрытие административных и прочих расходов Treuhandanstalt! Проторговались?

Уже через три месяца после начала деятельности Treuhandanstalt в Восточной Германии насчитывалось 150 тысяч безработных, полмиллиона населения работали лишь неполный рабочий день. Когда в 1994 году «верные руки» бесславно свернули свою деятельность, 64% трудящихся в новых федеральных землях уже потеряли рабочие места…

Какие приемы для переучивания использовались

Переучивание левшей в СССР / Фото: vogazeta.ru.
 
Переучить левшу, заставить его писать, рисовать, что-то делать правой рукой, а не левой, не так уж и просто. Методы в образовательных учреждениях (школах) были разными. Все зависело от педагогов, работающих с такими детьми. Чаще всего оказывалось моральное воздействие на ученика, но могли быть применены и более радикальные меры, например, левую руку привязывали к стулу. Так она не могла быть задействована в работе. Бывало, что особенно непослушные, которые не реагировали на замечания учителей и продолжали писать «не той» рукой, получали указкой по пальцам.

Учительница / Фото: gazeta-pedagogov.ru.

Родителей тоже заставляли принимать в этом участие. Учителя предлагали во время выполнения домашнего задания одеть на левую руку ребенку варежку и не позволять ее снимать. Второй прием можно назвать «варварским» – пальцы на левой руке рекомендовали забинтовать.

Германские ДБ-3Ф

В начале войны в руки немцев попало несколько неисправных самолетов ДБ-3Ф. Самолеты были брошены отступающими советскими войсками на аэродромах. Самолеты предварительно выводились из строя, но не всегда успешно. Немцы сумели отремонтировать кое-что из попавшей в их руки матчасти.

Благодаря финнам, немцы успели ознакомиться с ДБ-3 до начала операции «Барбаросса». Финны предоставили немцам для изучения и оценочных испытаний трофейный ДБ-3М (VP-13) 12 мая 1941 г. До середины сентября 1941 г. самолет проходил испытания в Рехлине, затем немцы вернули его финнам.

Компоненты неисправных ДБ-3Ф также были доставлены в Германию, в Берлин-Адлерсхоф, для изучения специалистами DVL, германского авиационного исследовательского института. Процесс изучения не прерывался всю войну, так как немцы постоянно находили что-нибудь новое на сбитых или захваченных Ил-4.

Единственный ДБ-3Ф использовался для летных испытаний. Немцев не особенно заинтересовал самолет с низкими летными характеристиками и массой конструктивных недостатков. Этот самолет никогда не использовался для проведения боевых операций в составе секретного KG-200, эксплуатировавшего трофейную технику — бомбардировщики В-17 и В-24.

Заправка в небе, или керосин до полного бака. Первый шланг-конус

Система дозаправки в воздухе. Тип «шланг-конус»

После окончания Второй Мировой войны вопрос боевого радиуса стал для  ДА ВВС СССР весьма остро. Лучшая машина ДА СССР того времени — Ту-4 могла преодолеть без посадки всего 6200 км с нагрузкой 3000 кг или же 4100 км при 9000 кг бомб. Практическая дальность Ил-28 была и того меньше — всего 2370 км. Да и Ту-16 не мог претендовать на межконтинентальную дальность (практическая дальность — 5925 км). А межконтинентальная дальность была ох как нужна.

В конце 40-х годов советские ученые, инженеры, рабочие совершили подвиг. В разоренной войной стране была всего за 4 года разработана, создана и испытана ядерная бомба. (В скобках отметим что и разведка постаралась на славу, но одно дело знать как, другое — уметь). Игра США в одни ворота на геополитической арене закончилась. Началась ядерная гонка. Но мало иметь ядерное оружие, надо его ещё доставить до цели. Если цель в Европе — проблем нет, но тратить ядерные бомбы, которых было всего-ничего, туда, где бы прекрасно справились танковые клинья? Да и жить потом рядом с целями ядерной бомбардировки как-то не хотелось. Цель, яснее ясного, — Северная Америка.

«Стоп, — скажет внимательный читатель, — но можно же достать её через полюс, даром что ли Чкалов летал?» Не всё так просто. Одно дело — рекордный полет. Старт с наклонной горки, мирное небо, вся нагрузка — бензин и экипаж, лететь можно и нужно строго по прямой. Другое дело — вылет боевой. Подъем с вероятностью почти единица по боевой тревоге, на борту — ядерная бомба (чуть больше 3-х тонн весом). А впереди — прорыв глубоко эшелонированной системы ПВО, истребительные заслоны, да и вернутся обратно неплохо было бы.

Топлива надо много. А лучше два раза по много или три. А что если дозаправляться прямо в воздухе от летающего танкера? Именно такое решение проблемы дальности и было принято как в СССР, так и в США. Самолет-заправщик либо встречал ударную машину на обратном пути, либо заправлял её на пути к цели, тем самым компенсируя топливо, потраченное на полет над своей территорией, либо оба варианта сразу. Системой дозаправки в воздухе были оборудованы уже Ту-4.

Легко сказать — дозаправка в воздухе. Найти танкер, аккуратно подойти к нему, уравнять скорость, поймать штангой конус дозаправки и, пока в баки идет горючее, держать всю эту конструкцию в одном положении. Недаром дозаправка в воздухе считается сложнейшим элементом летной подготовки летчиков. А корни этого, опять же, в 30-х годах. Помните авиаматки? Этот опыт пригодился при разработке систем дозаправки.

Реконструкция кабины дальнего бомбардировщика

Дальняя бомбардировочная

Недавно появившейся дальнебомбардировочной авиации выпало совершить первые боевые вылеты в первый же день Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года, когда она отправилась на бомбежку скоплений немецких войск непосредственно на государственной границе СССР. После этого советские дальние бомбардировщики наносили удары по целям на территории оккупированной Польши, Румынии и самой Германии. А в конце лета 1941 года впервые бомбили вражескую столицу — Берлин. Тяжелые бомбардировщики Пе-8 и Ер-2 из состава 81-й дальней бомбардировочной дивизии вылетели с аэродрома Пушкин под Ленинградом 10 августа и той же ночью обрушили свой бомбовый груз на столицу Германии, а с середины сентября такие налеты летчики дальнебомбардировочной авиации стали выполнять регулярно. Бомбардировки Берлина группой Евгения Преображенского в 1941-м продолжались целый месяц. Сейчас РВИО создает музей Героя Советского Союза генерал-полковника Преображенского на его родине, в городе Кириллове Вологодской области. /p>

Но обстановка на советско-германском фронте в первый период войны и существенные потери авиатехники вскоре привели к тому, что дальнебомбардировочная авиация стала использоваться не по своему прямому назначению, а фактически в роли фронтовой. В этом смысле показателен знаменитый эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мертвые», где тройка тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 вынуждена была бомбить мост непосредственно у переднего края днем и без прикрытия истребителей. Таких примеров было немало, и стоит ли удивляться, что уже к августу 1941 года потери в дальнебомбардировочной авиации достигли 65%.

В этот момент Ставка Верховного главнокомандования пошла на радикальные меры: дальняя бомбардировочная авиация была переформирована и 5 марта 1942 года превратилась в Авиацию дальнего действия (АДД), сохранив подчиненность непосредственно ставке. При этом она превратилась в самостоятельный род войск, который уже нельзя было использовать как попало, в угоду обстановке.

Командующим Авиацией дальнего действия стал уникальный человек — генерал-майор Александр Голованов, один из тех людей, кто накануне войны ратовал за создание дальнебомбардировочной авиации. Это человек пользовался уникальным доверием со стороны Сталина, что позволило ему после назначения на новую должность быстро превратить АДД в эффективный боевой инструмент. И не только боевой: тяжелые бомбардировщики авиации дальнего действия были единственными машинами в Советском Союзе, способными преодолевать трансконтинентальные и трансокеанские маршруты. Поэтому именно они выполняли многие политически значимые полеты, такие, например, как доставка советской делегации во главе с Иосифом Сталиным на Тегеранскую конференцию в 1943 году или полет главы Наркоминдела Вячеслава Молотова в Англию и США по вопросам союзнической поддержки летом 1942 года.

Примечательно и то, что в том же 1942 году в состав АДД вошел, например, Гражданский воздушный флот — «Аэрофлот», многие летчики которого выполняли совсем не гражданские задания, доставляя грузы партизанам, перебрасывая советских военных советников и военные грузы в Южную и Восточную Европу. Вероятно, на том, чтобы активно использовать гражданский флот и включить его в состав Авиации дальнего действия, настоял сам Александр Голованов, который до начала 1941 года работал именно в ГВФ и даже заслужил титул «летчика-миллионера», то есть имевшего налет в миллион километров.

Серия «А»

В 1932 году Общество межпланетных сообщений вело под руководством Рудольфа Небеля довольно бессистемные работы на «ракетодроме» близ Берлина. А двадцатилетний Вернер фон Браун, свежеиспеченный инженер, тем временем установил контакты с полковником Беккером из Управления вооружений сухопутных сил, и дело пошло быстрее.

Работы разворачивали с германской основательностью. Вальтер Ридель получил армейский заказ на двигатель для сравнительных испытаний различных видов топлива. Рейхсвер купил также патенты Небеля. На артиллерийском полигоне в Куммерсдорфе в 28 километрах от Берлина организовали испытательную станцию «Куммерсдорф—Запад», где с ноября 1932 года фон Браун начал опытные работы под контролем капитана артиллерии Вальтера Дорнбергера, впоследствии ставшего генералом. Вскоре к фон Брауну присоединилась группа Риделя. Фон Браун получил средства, смог привлекать различных специалистов и крупные фирмы.

В 1933 году была готова 150-килограммовая жидкостная ракета, названная из соображений секретности «Агрегат-1» (А-1). Она взорвалась при старте, и фон Браун совместно с Риделем и Рудольфом начал разработку варианта А-2 с силовым гироскопическим стабилизатором. В январе 1934 года две ракеты А-2 с двигателями тягой 300 кгс запустили с острова Боркум в Северном море, достигнув высоты 2,2 километра.

Начинка для «Калибров»

В прошлом году американский журнал National Interest опубликовал статью, где было сказано: «Российская военная доктрина рассматривает тактические ядерные боеголовки как преграду против НАТО — не только как средство сдерживания, но и как одно из единственных средств выравнивания игрового поля в случае нежелательного события тотальной войны». Далее отмечалось, что «тактические ядерные боеголовки являются и, вероятно, будут оставаться для Москвы экономически эффективным способом компенсировать угрозы в этой области».

mil.ru
Работают «Калибры».

По некоторым данным, дальность поражения наземных целей ракеты «Калибр» (кодификация в НАТО «Sizzel» — «Пекло») достигает 2600 км, ракеты «Калибр-М» — до 4500 км. А мощность термоядерной боевой части «Калибра» равна 50 килотоннам в тротиловом эквиваленте.

Носителями гиперзвукового ракетного комплекса Х-47М2 «Кинжал» являются истребители-перехватчики МиГ-31К (недавно три истребителя прибыли для несения боевой службы в Калининградскую область) и дальние бомбардировщики Ту-22М3М. При использовании с МиГ-31К дальность поражения «Кинжала» составляет 2000 км. С учётом того, что «Кинжал» является авиационным вариантом комплекса «Искандер», мощность ядерной боевой части его гиперзвуковой ракеты тоже оценивается примерно в 50 килотонн.

Ракетный комплекс наземного базирования «Искандер-М» (кодификация в НАТО SS-26 «Stone» — «Камень»), который широко используется в ходе специальной военной операции, имеет дальность поражения аэробаллистической ракетой до 500 км, а мощность его ядерной боевой части всё те же 50 килотонн. Кроме ядерной боевой части, комплекс может использовать широкий набор обычных боевых частей и вести стрельбу квазибаллистическими и крылатыми ракетами. Для использования ТЯО также могут применяться 152-мм САУ «Мста-С».

***

В октябре 2019 года президент России Владимир Путин посетил ВГИК

«Немаловажно, что ваши специалисты работают как у нас в стране, так и за рубежом; вы обучаете студентов из-за рубежа. И это все, с учетом качества образования ВГИКа, является такой серьезной, как сейчас модно говорить, мягкой силой российской», — заявил он

Остается надеяться, что вслед за заявлением Кириенко Россия осознает важность «компьютерной» мягкой силы и явит публике много хороших полноценных игр, которые и продвинут образ и историю страны за рубежом, но и не превратятся в «Call of Duty наоборот». Россия явно достойна лучшего.

«Прометей» и «Нудоль» — стратегическая парочка

Сегодня даже западные «партнёры», от которых доброго слова не дождёшься, признают, что Стратегические оборонительные силы (СОС) России более совершенны, чем зарубежные аналоги. Их основа — силы и средства Войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС России, включающие в себя Систему предупреждения о ракетном нападении, Систему контроля космического пространства, а также Системы противоракетной, противокосмической и противовоздушной обороны, которые постоянно совершенствуются.

topwar.ru
С-500 «Прометей».

И такой факт. Только Россия имеет эффективную систему стратегической ПРО А-135. На смену ей уже идёт система А-235 «Нудоль», которую в Министерстве обороны США называют противоспутниковым оружием. По мнению американских специалистов, российский комплекс с условным обозначением PL-19 нацелен на коммуникационные спутники, аппараты для орбитальной фотосъёмки и другие космические объекты США. Испытания системы, по сообщению Минобороны РФ, состоялись 15 ноября 2021 года — ракетой «Нудоль» был уничтожен не функционировавший космический аппарат «Космос-1408», выведенный на орбиту в 1982 году.

Нынешнее время во всех отношениях неспокойное, поэтому столкновение с Западом вполне реально. И хотя Россия неоднократно заявляла, что не намерена отступать от принципа недопустимости вооружённого конфликта между ядерными державами, не учитывать политическую неадекватность Запада было бы опрометчиво. Так что ядерный оборонный потенциал в арсенале России совсем не лишний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: