История отечественной анимации

Международный день анимации

Современный период

В декабре 1989 года возникает первая частная анимационная студия «Кристмас Филмз», созданная специально для работы над международным проектом «Шекспир: Великие комедии и трагедии»; при этом штат студии составили опытные сотрудники «Союзмультфильма», «Мульттелефильма», «Арменфильма» и Свердловской киностудии.

C конца 2000-х годов студия «Союзмультфильм» постепенно начала возвращаться к жизни: возобновились съёмки популярного мультжурнала «Весёлая карусель», сериала «Простоквашино», были запущены в производство полнометражные фильмы «Гофманиада» (2018) и «Суворовъ» (2019). С этого же периода частная студия «Мельница» развернула выпуск полнометражных рисованных мультфильмов с реалистической прорисовкой фона, другие частные киностудии развернули выпуск полнометражных компьютерных анимационных фильмов, по оценке журнала «Техника кино и телевидения» первый из которых в России («Созвездие льва») был выпущен Юрием Агаповым ещё в 1996 годуВстреча с режиссёром и художником компьютерной графики и анимации Юрием Агаповым (неопр.). www.it.mgppu.ru. Дата обращения: 13 декабря 2015.</ref>.

Одновременно начался ренессанс отечественной телевизионной мультипликации. После ликвидации РГТРК «Останкино» (последнего преемника Гостелерадио СССР) в 1995 году производство отечественных короткометкометражных мультипликационных телефильмов прекратилось, другие отечественные телеорганизации тоже практически не заказывали производство мультипликационных телефильмов, исключением являлся многосерийный мультфильм Приключения в Изумрудном городе, снятый по заказу НТВ-Кино в 1999 году. В настоящий период производится небольшое количество детских полнометражных мультипликационных телефильмов и мультсериалов по заказу таких телеорганизаций как «Первый канал» (рисованные полнометражные мультфильмы «Незнайка и Баррабасс» и «Про Федота-стрельца, удалого молодца», ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (полномежтражные анимационные фильмы «Белка и Стрелка. Лунные приключения», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», анимационные телесериалы Бумажки, Ми-ми-мишки, Паровозик Тишка) акционерного общества «Цифровое телевидение» (анимационные телесериалы «Герои Энвелла», «Катя и Эф. Куда-угодно-дверь», «Лео и Тиг», «Сказочный патруль. Хроники чудес», акционерного общества «СТС» (анимационные телесериалы «Три кота», «Царевны»). Большую популярность на родине и за рубежом обрели мультсериалы «Смешарики» и «Маша и Медведь».

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, «Мультиматограф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999), «Собачья дверца»). При этом ежегодно на мультипликацию в России из бюджета выделяется 800 млн рублей (2017), эта сумма, по заявлению министра культуры Владимира Мединского, несопоставима даже с бюджетом мультфильма «Шрек».

Между тем, пока российская мультипликация не справляется с зарубежной конкуренцией: в России в год снимаются около 20-30 часов мультфильмов (2009), во Франции — 350, на Западе и в Китае — тысячи часов, в Японии и США — десятки тысяч. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300—400 экранных часов, нынешний период в истории русской мультипликации можно назвать кризисом.

Самобытные 40-е

Тот яркий стиль советской анимации, который уже было начал формироваться в 1920-е, на время был утерян. Однако и в эти годы появляются интересные самобытные работы — например, фильмы Владимира Сутеева («Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Колобок», «Дядя Степа»).

Кадр из мультфильма «Шумное плавание». 1937 год

Кадр из мультфильма «Почему у носорога шкура в складках». 1938 год

Кадр из мультфильма «Дядя Степа». 1939 год

Первым же фильмом, выпущенным «Союзмультфильмом», стал «В Африке жарко» режиссера Бабиченко про обезьяну и моржа, которые везут зверям в Африку мороженое с Северного полюса. Это был первый опыт Сергея Михалкова в анимации в качестве сценариста. Тогда же выходит еще одна лента по сценарию Михалкова — «Здесь не кусаются» Пантелеймона Сазонова, экранизация Шарля Перро «Красная шапочка», сказки «Заяц-портной» и «Ивашко и Баба-яга» сестер Брумберг, «Волшебная флейта» Александра Иванова, «Котофей Котофеевич» Иванова-Вано, «Маленький Мук» Ходатаевой.

Все эти фильмы черно-белые, хотя с 1937 года, когда вышел первый цветной мультфильм («Сладкий пирог» Дмитрия Бабиченко), многие картины выпускались сразу в двух вариантах.

1939–1941 годы, пожалуй, становятся самыми продуктивными для «Союзмультфильма» того периода. На экраны выходит теперь уже классика отечественной мультипликации: «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, «Мойдодыр» Ивана Иванова-Вано, «Муха-цокотуха» Владимира Сутеева. Эти мультфильмы все меньше походят на диснеевские, в них четко прослеживается авторский почерк художников. Именно с них берет начало самобытная советская школа мультипликации.

С началом Великой Отечественной войны мультипликаторы, те, что не ушли на фронт, переключаются на съемки агитационных киноплакатов. Производство детских мультфильмов идет крайне медленно — материалов не хватает, эвакуация в Самарканд и обратная реэвакуация в Москву отнимает много сил и времени, в какой-то момент студия даже занимается выпуском пуговиц и гребней из кинопленки. Тем не менее в эти годы выходят «Ёлка» и «Телефон» Михаила Цехановского, «Краденое солнце» Ивана Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» и «Синдбад-мореход» сестер Брумберг, «Лиса, Заяц и Петух» Ольги Ходатаевой, «Киноцирк» Леонида Амальрика и Ольги Ходатаевой.

Кадр из мультфильма «Лимпопо». 1939 год

Кадр из мультфильма «Бармалей». 1941 год

Кадр из мультфильма «Мойдодыр». 1939 год

К концу войны в советской анимации намечается свой киноязык, который впоследствии будет развивать не одно поколение художников.

Примечания[править | править код]

  1. Ивано-Вано И. П. Кадр за Кадром. — М.: Искусство, 1980. — С. 23—41, 81. — 239 с.
  2. Ирина Марголина, Эдуард Назаров. «Анимация от А до Я», выпуски 22—23. REN-TV, 1997 год.
  3. Капков С. В. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм-книга, 2006. — С. 14—17, 315—316, 615—616, 687—688. — 813 с. — ISBN 5-9265-0319-4
  4. Асенин С. В. Мудрость вымысла: мастера мультипликации о себе и своем искусстве / сост. С. В. Асенин. — М.: Искусство, 1983. — С. 20. — 207 с.
  5. Ирина Марголина, Эдуард Назаров. «Анимация от А до Я», выпуски 5, 23. REN-TV, 1997 год.
  6. С. М. Хентова Шостакович в Петрограде-Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — С. 110—115. — 301 с.
  7. Волонихин И. «Шапокляк — это полный антипод моей тещи» // Огонек. — 2020. — № 30 — 34. — С. 50.
  8. Лариса Малюкова. Кристмас Филмз. А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира? // Сверхкино. Современная российская анимация. — Спб.: Умная Маша, 2013. — С. 44—51 ISBN 978-5-9904193-1-5
  9. М. Терещенко «Россия между двумя „Винни-Пухами“», «Как до Китая»

«Союзмультфильм» (1930—1960)[править | править код]

Заставка мультфильма про Микки Мауса, восхитившего Ф. Хитрука

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был мультипликатором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера «Дух Гения». Он был абсолютно поражён плавной сменой кадров, очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея.


Кадр из м/ф «Снегурочка» (1952)

В 1936 году на волне этого интереса была основана студия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов с разных студий («Мосфильма», Межрабпомфильма, а также Экспериментальной мультипликационной мастерской (т. н. студия Смирнова)), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.

В 1941—1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы.

По словам художника Леонида Шварцмана (работал на «Союзмультфильме» с 1948 года) советская послевоенная мультипликация была основана на мультфильмах Уолта Диснея:

Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры (multiplan — камера, укрепленная над многоярусным съёмочным станком, позволяющая делать глубинные наезды и фокусировать либо размывать разные планы). Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые: например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» в 1953 году. Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер», например в «Пропавшей грамоте» 1945 года, «Каштанке» 1952 года. Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность, например, «Федя Зайцев» и «Часовые полей». В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева» (1957).

Стилевой перелом (1960—1990)[править | править код]

Марки Почты России с героями советских мультфильмов

Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Ещё в 1953 году на «Союзмультфильме» приняли решение возродить объединение кукольных фильмов, а через год вышел мультфильм Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса — весёлые охотники». В процессе работы над ним Мигунов фактически с нуля разработал и собрал всю техническую базу, которой затем пользовались другие мультипликаторы на протяжении многих лет.

Объединение стало полигоном для ряда начинающих режиссёров-экспериментаторов: Бориса Степанцева, Владимира Дегтярёва, Вадима Курчевского и Николая Серебрякова. Фильм «Влюблённое облако» (1959) Романа Качанова и Анатолия Карановича сочетал в себе техники «перекладки», кукольной и рисованной мультипликации и завоевал ряд престижных премий на международных фестивалях. В дальнейшем Качанов вырос в одного из ведущих режиссёров-кукольников, поставив такие картины как «Варежка» (1967) и «Крокодил Гена» (1968).

В 1957 году Евгений Мигунов снял рисованный сатирический фильм «Знакомые картинки», выполненный в условной карикатурной манере, что стало возможным благодаря участию в фильме Аркадия Райкина, чей стиль юмора не укладывался в рамки реалистичного рисунка. Этой работой Мигунов проложил путь другим режиссёрам-новаторам. Вскоре свет увидели «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1958) Александры Снежко-Блоцкой, «Ключ» (1961) Льва Атаманова, «Дикие лебеди» (1962) супругов Цехановских и другие. Начались эксперименты с различными техниками.

В 1962 году Иван Иванов-Вано и Иосиф Боярский поставили первый кукольный широкоформатный мультфильм «Летающий пролетарий» по мотивам произведений В. Маяковского, где впервые были применены бумажные «горельефные» куклы. Одной из самых влиятельных работ стала «История одного преступления» (1962) Фёдора Хитрука, выполненная в технике «перекладок» и завоевавшая ряд международных наград. Картину отличал необычный монтаж, ритм и визуальный ряд: художник-постановщик Сергей Алимов выстраивал картинку подобно пентамино или тетрису.

В «Песне о соколе» (1967) Борис Степанцев впервые в СССР применил технику живописи по стеклу (целлулоиду), а в дилогии про «Малыша и Карлсона» — технологию электрографии. Начинаются эксперименты в компьютерной мультипликации. В 1968 году группой математиков под руководством Николая Константинова был создан первый компьютерный мультфильм под названием «Кошечка», запрограммированный на БЭСМ-4.

Почтовые марки 1988 года с героями популярных советских мультфильмов студии «Союзмультфильм»

Советская мультипликация стала регулярно участвовать в зарубежных фестивалях и занимать призовые места («Варежка», «Балерина на корабле» и другие). На этот же период пришлось создание многих известных короткометражных мультфильмы с общими основными персонажами (мультфильмы киностудии «Союзмультфильм» о Маугли, о Винни-Пухе, о Малыше и Карлсоне, о бременских музыкантах, о Дяде Фёдоре, коте Матроскине и псе Шарике, о слонёнке, мартышке, удаве и попугае, об обезьянках, мультфильмы Киевской студии научно-популярных фильмов о казаках), мультфильмов состоявших из нескольких короткометражных выпусков («Ну, погоди!», «Возвращение блудного попугая», «Котёнок по имени Гав», «Баба-яга против!», «Боцман и попугай», «Контакты… конфликты…», «На задней парте», «Самый маленький гном») и мультфильмов-альманахов («Светлячок», «Калейдоскоп»), а также мультипликационного киножурнала «Весёлая карусель», автором которого стал Анатолий Петров.

Петров вошёл в историю как один из самых одарённых мультипликаторов 1970-х годов: работая в изобретённой им технике фотографики, он с помощью обычной рисованной мультипликации создавал объёмные реалистичные фильмы, лучшими из которых считаются «Полигон» (1977) и «Геракл у Адмета» (1986). Одновременно на Свердловской киностудии (впоследствии студия А-Фильм) развивались направления песочной анимации («Сказочка про козявочку») и живописи по стеклу («Добро пожаловать!», «Корова»). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров.

Наши дни

В двадцать первом веке мультипликация продолжает развиваться в самых разных направлениях. Пока Pixar продолжает продвигать трехмерную анимацию, конкурируя с Dreamworks, подарившей зрителям «Шрека», «Кунг-фу панду» и «Мадагаскар», широкое распространение продолжают получать и другие школы и направления.

На весь мир, во многом благодаря творениям Хаяо Миядзаки и Макото Синкая, известно аниме. Объемную анимацию (симбиоз пластилиновой и 3D) продвигают британцы из Aardman Animations, творцы «Уоллеса и Громита», «Побега из курятника» и «Барашка Шона». А французы тем временем создают рисованные шедевры вроде «Трио из Бельвиля».

В 2002 году Американская академия киноискусства, наконец-то, созрела и стала ежегодно вручать «Оскара» полнометражным мультфильмам. Причем, в зависимости от общего количества выпущенных анимационных картин зависит и число номинантов – оно колеблется от трех до пяти. И за последние пятнадцать лет в число претендентов на золотую статуэтку попало двадцать девять компьютерных, семнадцать рисованных и восемь кукольных лент.

Лидером по количеству «Оскаров» пока что остается Pixar. Работы студии номинировались девять раз и восемь из них удостаивались престижной награды. Но кто знает, вдруг совсем скоро новые талантливые аниматоры сумеют побить этот рекорд? В любом случае, зрителей ждет еще множество красочных и интересных мультфильмов!

Когда вышел самый старый (аниме) — мультфильм в мире?

Аниме — является частью культуры Японии и очень популярно среди детей, подростков и взрослого населения во многих странах мира. Мультфильмы этого стиля выпускаются в разных жанрах. К сожалению, не установили автора, который создал самое старое японское аниме в 1907 году. Оно было смонтировано из рисованных картинок. Движущийся мальчик выкладывает из иероглифов слово «кино» и снимает шляпу перед зрителями. Длительность этого аниме 3 секунды.

Предшественником аниме считается Манга. Данное слово появилось в 1814 г. благодаря художнику Кацусике Хокусаю. Это чёрно-белые эскизы, рисованные тушью. Истории в картинках, в последствии комиксы. «Марумару Тимбун» — журнал впервые опубликовал комиксы на японском языке с европейским акцентом в 1877 году.

Многие считают первопроходцем в японском аниме Дэкотэна Симокаву, который в 1917 году делал с помощью мела зарисовки на доске и пытался их оживлять, при этом — записав на плёнку. Его работы не сохранились. Первые фильмы были не более 1-5 минут, их создавали художники (одиночки) стараясь применить уже имеющиеся знания, опыт и технику западных мультипликаторов.

Namakura Gatana (создан 30 июня 1917) считается одним из первых чёрно-белых аниме. Это маленький, двухминутный мультик был создан на японской студии Кобаяши Шокай. Переводится название, как «Тупой меч самурая». Это фильм рассказывает о некомпетентности самурая, который купил тупой меч. Затем, чтобы отомстить за своё унижение, он вернулся к продавцу разрешить конфликт.

К одним из первых аниме относится фильм — сказка о крабе и мартышке, которые также являются сказочными самураями. Сюжет фильма в том, чтобы отомстить подлой мартышке. Мартышка предала краба. Детки убитого краба мстят и убивают мартышку. Этот мультик, под названием «Как краб отомстил мартышке» — поставлен по старой японской сказке и имеет определённый смысл.

Каждый аниматор на восходе японской мультипликационной культуры внёс свой вклад в появление различных направлений и стилей японского аниме. Даже большие глаза героев Диснея в последствии будут преобладать над героями японского аниме. Только с 1958 года аниме в искусстве было признано официально.

https://youtube.com/watch?v=xUDVv92Fwxk

Если же говорить не только о Японии, то есть спорное мнение, что самый первый европейский мультфильм был создан и отснят на киноплёнку с помощью камеры Эдисона, Блэктоном в 1906 году «Комические фазы весёлых рожиц».

Нарисован французским художником-карикатуристом Эмилем Коля. Назывался он «Фантасмагория». Понадобилось 700 рисунков, сделанных на белом бумажном фоне чёрными линиями. Всё это перепечатали на негатив, получив эффект рисунка мелом.

Студия «Пилот»[править | править код]

В 1986 году было создано ВТПО «Видеофильм», ставшее осуществлять запись отечественных кино- и телефильмов на видеокассеты, а также производство фильмов-концертов и заказ производства художественных фильмов, а в 1988 году при ней возникает «студия Пилот» осуществляющая производство мультфильмов для их последующей записи на видеокассеты. В данную студию перешли ряд сотрудников Студии мультипликационных телефильмов Творческого объединения «Экран». Ею также производились короткометражные мультфильмы или циклы короткометражных мультипликационных фильмов (такие как «Лифт»). Вследствие полного отсутствия на отечественном видеорынке каких-либо правовых норм и неподписания Россией Бернского соглашения о защите авторских прав, ВТПО «Видеофильм» (реорганизованное в 1991 году в АОЗТ «Корпорация „Видеофильм“») в 1993 году отказалось от производства и тиражирования видеопрограмм и занялось телевизионным вещанием, приватизирована также оказалась и студия «Пилот». В последующие периоды различные частные анимационные студии произвели несколько мультфильмов для просмотра на видеокассетах, самым знаменитым из которых стал мультфильм «Незнайка на Луне», снятый частной анимационной студией «FAF Entertainment» в 1997—1999 годах и имевший телевизионную версию, которая фактически представляет собой 12-серийный мультипликационный телефильм (каждая версия с титрами, в версии для видеокассеты деление на 12 серий также присутствовало но не играло никакой роли, а титры шли только после окончания кассеты).

Любимые мультики в детских образовательных учреждениях

Создание мультипликационного фильма — дело непростое: чтобы «заставить» мультяшного героя всего лишь поднять руки, нужно не менее сотни изображений. Для мультипликационной картины в 10 минут таких рисунков надо около 15 000!

Международный день анимации в ДОУ — подходящий повод дать детям представление о том, как создаются мультики. Это не только увлекательное занятие для детворы, но и творческий процесс, который оказывает благотворное влияние на способности ребёнка.

Самый простой вариант мультика можно сделать с ребёнком самостоятельно: на каждом листе толстого альбома наносятся рисунки. Например, чтобы изобразить раскрывающийся бутон, на первой странице нужно нарисовать его полностью закрытым, на последней — полностью открытым, а на промежуточных страницах — различные этапы этого процесса. При быстром пролистывании разрисованного альбома ребёнок увидит «ожившую картинку» — это и есть простейший мультик. Опытные педагоги в садах и школах используют для создания мультипликационных произведений самые разнообразные технологии:

  • рисунок;
  • оригами;
  • аппликацию;
  • пластилин.

Любой материал подойдёт для путешествия в увлекательный мир анимации — нужно лишь добавить немного фантазии!

История праздника[править | править код]

Анимация Рейно

Дата празднования «международного дня анимации» была выбрана не случайно. Именно в этот день в 1892 году художник и изобретатель из Франции Эмиль Рейно продемонстрировал почтенной парижской публике, которая собралась в зале «Кабинета фантастики» музея Гревен, «светящиеся пантомимы» — движущиеся изображения, воспроизведенные на экране (проще говоря — мультфильмы).

Анимация знала разные времена. В 1894 году о рисованных картинках на время забыли, но после того, как идею движущихся рисунков соединили с изобретением братьев Люмьер, они вернули себе популярность. Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране — «живое» кино или анимированное.

«Международная ассоциация анимационного кино» (англ. The International Animated Film Association, ASIFA) или «АСИФА» (конкретно — её парижское отделение) в 2002 году учредила этот праздник в честь 110-летия первой публичной демонстрации Эмилем Рено своего изобретения.

Накануне международного дня анимации художники-аниматоры практически со всего света обмениваются программами своих фильмов и устраивают премьерные показы своих творений. В настоящее время подобные анимационные киносеансы одновременно проходят уже в 104 странах мира, включая и Российскую Федерацию.

Исторически правильнее обратить внимание на более раннюю и, что важно, документально подтвержденную дату рождения анимации (мультипликации). Французы как родоначальники этого вида искусства считают днём рождения мультипликации 30 августа 1877 года. Именно в этот день было запатентовано изобретение праксиноскопа французским изобретателем-самоучкой Эмилем Рейно (фр

Emile Reynaud). Немногим ранее, 20 июля 1877 года, Эмиль Рейно представил доклад перед членами Французской академии и продемонстрировал праксиноскоп (англ. praxinoscope) — аппарат, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур.

Именно в этот день было запатентовано изобретение праксиноскопа французским изобретателем-самоучкой Эмилем Рейно (фр. Emile Reynaud). Немногим ранее, 20 июля 1877 года, Эмиль Рейно представил доклад перед членами Французской академии и продемонстрировал праксиноскоп (англ. praxinoscope) — аппарат, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур.

Таким образом, искусство мультипликации почти на 20 лет старше жанра кино. Несколько сайтов анимационной и детской тематики выступили с инициативой ввода в России нового профессионального праздника «День мультипликации» именно в эту дату (30 августа). Инициатива была единодушно поддержана руководством Союзом Кинематографистов РФ, ведущими мастерами и студиями российской анимации, рядом СМИ, администрациями десятков интернет-сайтов и их многотысячной аудиторией, было собрано более 1000 подписей в поддержку праздника. Министерство культуры РФ при определённых условиях выразило готовность содействовать вводу Дня мультипликации в России.

История анимации

Мы уже говорили о том, какое событие положило начало развитию анимации. Однако в истории данного явления было много как взлетов, так и падений. Уже спустя 3 года после демонстрации Эмилем Рейно движущихся картинок лидирующую позицию занял возникший стараниями братьев Люмьер кинематограф, где вместо изображений использовались фотографии. Это был мощный удар по вступившей на тропу развития анимации. На какое-то время о последней просто забыли по причине открывающихся перспектив игровой кинематографии, но уже в 1898 году вновь обратились к данному изобретению. Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э.Смит применили принцип движущихся картинок во время съёмок своего первого кукольного фильма под названием «Цирк лилипутов». И пошло-поехало. Через год мир увидел шедевр Брайана Купера «Спички», главными героями которого стали, разумеется, спички, но одушевленные. В начале XX века Старт Блэктон открыл принцип покадровой мультипликационной съемки, заключающийся в том, что один поворот ручки киносъемочного аппарата создавал одно изображение. Свою технологию он применил в фильме «Отель с привидениями». Вообще у Блэктона было много анимационных творений: это и Волшебная автоматическая ручка», и серия «Комические фазы смешных лиц» и пр. – весьма примитивные, но популярные.

Правда, истинно анимационной мультипликации все еще не было. Ее придумал Эмиль Коль в 1907 году – французский художник-карикатурист, обладавший к тому же талантом литератора.

Он использовал метод Блэктона «один поворот, один кадр», но применил его к своим рисункам – попросту «оживлял» их. Так появился в 1908 году фильм «Фантасмагория или Кошмар фантоша», полный гротеска, фантазий. Анимационная мультипликация Эмиля Коля отличалась простотой графики, но вместе с тем трансформацией линий изображений. Позже он стал комбинировать рисованные шедевры с фотографиями. Именно Эмиль Коль придумал соединить художественный игровой фильм с кукольным. В сюжетном смысле творения француза всегда были злободневными, актуальными и, в некоторой степени, юмористическими.

Значительную роль в развитии анимационного кино сыграл испанский оператор Сегундо де Шомон. В частности его авторству принадлежало эффектное складывание из беспорядочно разбросанных букв в кадре надписей, иначе – «эффект живых надписей». Существенной заслугой австрийских братьев Флейшер являлось изобретение ими в 1915 году ротоскопа, — этот прибор позволял раскладывать движения людей на несколько фаз.

Революционером в мире аниме стал Уолт Дисней – известный американский режиссер-мультипликатор
, создавший Микки Мауса и Дональда Дакка. Нельзя не упомянуть японскую анимацию. Работа специалистов Страны восходящего солнца велась в этом направлении еще с 1913 года, первые фильмы появились спустя 4 года. Мультипликаторы экранизировали народные сказки: китайские и японские — выработали оригинальный стиль «аниме», создали так называемую «сюжетную» анимацию.

Что касается нашей страны, то родоначальником советской анимации считается Владислав Александрович Старевич. Он разработал технологию съемки объёмных кукольных мультфильмов и не только. Ну, а самым громким событием в мире отечественной анимации стало создание специальной студии по производству рисованных детских фильмов «Союзмультфильм». Деятельность ее прочно связана с именами режиссеров Бабиченко, Брумберга, Пащенко, Полковникова, Котеночкина — автора серии мультиков «Ну, погоди!» — и многих других.

Восстановление фильмов[править | править код]

В 1992 году компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР. Это вылилось в крупную, получившую неоднозначную оценку, работу по реставрации фильмов и издание серии Masters Of Russian Animation. Мультфильмы были переозвучены, однако качество музыкального и речевого озвучивания в новом варианте значительно уступает оригинальному. 3 сентября 2007 года права на распространение были выкуплены Алишером Усмановым и переданы российскому государственному телеканалу «Бибигон».

В 2000 году ряд советских мультфильмов 1940—1950 годов (главным образом «Чужой голос», «Кукушка и скворец», «Машенькин концерт», «Лев и заяц», «Золотая антилопа», «Гуси-лебеди», «Мойдодыр» и другие, всего 37 мультфильмов) были отреставрированы и переозвучены ООО «Студия АС» и выпущены ООО «Детский сеанс 1» в 2001 году. В новых версиях была полностью заменена фонограмма (вместо классической музыки звучал синтезатор), к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукооператорах и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества. Руководство «Союзмультфильма» заявило о непричастности «Союзмультфильма» к переозвучке.

В настоящее время восстановлением отечественных лент в России занимается кинообъединение «Крупный план»[источник не указан 649 дней].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: