Победа над Византией
Несмотря на свое поражение на Босфоре, Игорь не оставляет мысли о завоевании Византии. Государству нужны новые земли, требуется развитие торговых отношений — все это может дать победа над греками.
944 год ознаменовывается вторым походом на Константинополь. Древнерусское войско, кроме славян, состоит из половцев, угров и печенегов. Выступают двумя путями — по суше и морю. До византийского императора Романа I, доходят слухи о мощи русского войска. Значительная часть армии греков, находится далеко от своих земель, ведя военные действия с сарацинами. Понимая бесполезность сопротивления, император встречает Игоря на Дунае и предлагает мир. Он откупается от русичей золотом и серебром.
Два государства подписывают взаимовыгодный торгово-политический договор. Это была крупнейшая победа Киевской Руси под предводительством князя Игоря. В документ были включены статьи о военном сотрудничестве и торговые соглашения. Впервые он подписывается на двух языках, один из которых русский.
Сын Рюрика — соправитель Олега
Игорь родился не позднее 879 года — более точную дату указать невозможно из-за отсутствия надёжных источников о тех далёких от наших дней веках. Он был наследником Рюрика, однако по причине малолетства его воспитанием занялся Олег, чьё происхождение по сей день вызывает споры в среде учёных. Так или иначе, малолетний Игорь был свидетелем того, как его попечитель огнём и мечом ковал Киевскую Русь и ждал, когда он сможет руководить созданным воспитателем государством самостоятельно.
Вещий Олег. (Pinterest)
Административные навыки Игоря, по всей видимости, начали развиваться довольно рано. Олег проводил достаточно много времени в военных походах, оставляя своё детище фактически без правителя. Современные исследователи выдвинули гипотезу, что в это время, в частности, во время походов на Византию, Игорь оставался «за старшего» в Киеве и ведал текущими государственными делами. Таким образом, на рубеже 9−10 веков в Киевской Руси сложилось своеобразное «двоевластие», но Олег всё же оставался признанным лидером.
Смерть «вещего» князя в 912 году позволила Игорю сосредоточить власть в своих руках. В это время он уже был женат на Ольге, уроженке псковской земли и скандинавке по происхождению.
Единство восточных славян
Как все другие, данная группа не была единым народом. Изначально они предпочитали жить родовыми общинами. Причин этому было несколько, но основная заключалась в различном климате и условиях проживаний у каждой общины. Любая семья могла обрабатывать землю своего родового гнезда десятками лет. Но развитие славян не стояло на месте, поэтому многие из них уже начали подумывать о формировании государственности. Данный процесс у других народов мог длиться несколько веков, но везде он заключался в одном простом этапе. Первым шагом на пути образования государственности было формирование союзов.
Момент начала образования племен у восточных славян точно не известен. Но большинство историков считают, что это началось с 6 века. Несколько небольших родовых общин объединялись в одно племя. Один из родов выбирался главным. Именно название главной общины становилось названием племени.
Также немаловажным становится то, что восточные славяне объединялись по территориальному принципу. Это связано с довольно обширными территориями, которые они занимали. Каждое племя находилось на определенной географической зоне, имело свои обычаи и традиции.
Роль великих князей
В процессе формирования Киевской Руси и объединения восточнославянских племен и княжеств существенную роль играли великие князья. Они были названы «великими», так как они возглавляли княжества самого высокого уровня и обладали значительной властью.
Великие князья выступали в качестве политических лидеров и военачальников. Они руководили войсками, организовывали оборону от нападений и вели военные кампании для расширения территории княжества. Также они устанавливали союзы и договоры с соседними племенами и княжествами.
Однако наряду со своей военной и политической ролью, великие князья также были лидерами внутренней жизни княжества. Они решали спорные вопросы, разрешали конфликты и поддерживали социальную и экономическую стабильность. Они назначали и контролировали владельцев земельных участков, сборщиков налогов и судей, обеспечивая исполнение законов и управление правосудием.
Особую роль великие князья играли в формировании духовной и культурной жизни населения. Они активно поддерживали постройку православных храмов, создание монастырей и распространение христианства. Великие князья также способствовали развитию образования, поддержке художественных мастеров и культурных мероприятий.
Своей проницательностью и политическими действиями, великие князья создали благоприятные условия для объединения восточнославянских племен и княжеств в единое государство – Киевскую Русь.
Словене — предки новгородцев
Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8-го века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.
От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений — длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.
Антропологический облик ильменских словен. (Wikimedia Commons)
Впоследствии в летописях термин «словене» стал синонимом слову «новгородцы». Историки считают, что большая часть этого восточнославянского союза племён стала влиятельной аристократической прослойкой в Великом Новгороде. Этому способствовала и поддержка словенами сначала Владимира, а затем Ярослава Мудрого в междоусобных войнах 10−11 веков.
Предки восточных славян в полиэтнических племенных союзах[править | править код]
Борьба с печенегами
В непосредственной близости от границ русского государства кочуют дикие печенеги. По летописям тех лет, налеты их орд описывают, как молниеносный удар и такое же мгновенное исчезновение. Враждебные отношения между Киевом и кочевниками складываются от самого начала.
Постоянные набеги на русские селения, грабежи и угон плененных жителей, ослабляют Киевскую Русь. Караваны купцов, везущих товар, не могут пройти к городу, не подвергшись разграблению. Создаются большие трудности для торговли между городами.
В 915 году, узнав, что Игорь разбит хазарами, кочевники огромными силами направляются к Киеву. Их цель поживиться добычей в богатом городе. Но оправившийся после неудачного похода князь, успевает собрать новое войско.
Князь Игорь, первый из древнерусских правителей, который победил дикие племена. Печенеги подписывают пятилетний договор с Русью о ненападении. Действительно, до 920 года они соблюдают подписанные условия. Затем вновь начинают совершать набеги на русскую землю.
Решив окончательно покончить с врагом, Игорь выступает в поход. По свидетельству «Повести временных лет», Русь впервые не защищается, а ведет наступательную войну с печенегами. Противостояние заканчивается полной победой русичей. Кочевники становятся вассалами и в течение четырех десятилетий не поднимают головы в сторону русского государства.
Святая Ольга у истоков государственной религии
Конец правления князя Игоря
Согласно записям в летописях, в ноябре 945 года Игорь собрал дружину и двинулся к древлянам для сбора дани. Собрав дань, он отпустил большую часть войска и с небольшой дружиной отправился в город Искоростень. Целью этого визита было требование дани лично для себя. Древляне были возмущены и задумали убийство. Вооружив войско, они двинулись в путь навстречу князю с его дружиной. Так произошло убийство киевского правителя. Его тело было погребено недалеко от Искоростеня. По легенде убийство отличалось крайней жестокостью. Его привязали по рукам и ногам к склоненным деревьям. Затем деревья отпустили… Так завершилось правление князя Игоря…
Внешняя и внутренняя политика Игоря
Источники и дополнительный материал по теме:
- ««Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: источниковедческие и историко-культурные проблемы» — Горский А.А. Москва, 1992.
- ««Слово о полку Игореве» и культура его времени» — Лихачев Д.С. Ленинград, 1978
- «Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве»» — Рыбаков Б.А. Москва, 1972
Общественный строй восточных славян
Период расцвета
В результате междоусобной войны между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром, к власти приходит младший, Владимир (980-1015 гг.). Его княжение считается периодом расцвета Киевской Руси.
Владимир продолжает объединение племен, совершая походы на вятичей, радимичей, ятвягов, хорватов. При нем растет Киев, возводятся укрепления, защищающие от кочевников. При этом развиваются и отдельные города-центры союзов племен, что приводит к отделению их от Киева. Владимир пытался предотвратить этот распад, организовав языческое капище с единым пантеоном богов. Однако это не помогло, и тогда он обращается к альтернативному способу объединения – христианской религии. Владимир крестился сам, а в 988 г. начал крещение Руси. Принятие христианства оказало большое влияние на развитие культуры – на Русь пришли новые виды изобразительного искусства, начала развиваться письменность. Также, это укрепляло положение страны на международной арене – Русь становилась наследницей Византии.
После правления Владимира 12 его сыновей начали междоусобную войну за киевский престол. В этой войне одержал победу Ярослав (княжение в Киеве в 1035-1054 гг.), который потом получит прозвище «Мудрый». В 1019 г. он стал княжить в Новгороде, с 1035 г. – в Киеве.
Ярослав продолжает предпринимать действия по возведению укреплений от набегов кочевников.
При нем активно развивается зодчество: в 1030-1050-х гг. в Киеве возводится Софийский собор, монастырь святых Георгия и Ирины, Золотые ворота. Софийский собор стал главным храмом Киеве. Это был большой пятинефный храм, построенный мастерами из Византии по крестово-купольной системе, покрытый внутри фресками и мозаиками. Благодаря распространению христианства, на Руси развивается образовательная деятельность. Центрами учености становятся монастыри, крупнейшим из которых был Киево-Печерский. В нем пребывали самые значимые фигуры русской культуры того времени: Антоний, Феодосии, Никон, Нестор, Иларион. Последний написал произведение «Слово о законе и благодати», являющееся одним из древнейших памятников древнерусской литературы.
Успешной была и внешняя политика князя. Ярослав широко пользовался практикой династических браков.
- сам Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа;
- его сестра Мария-Доброгнева вышла замуж за польского князя Казимира;
- сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира Гертруду;
- дочь Ярослава Анна вышла замуж за французского короля Генриха I;
- дочь Ярослава Анастасия была выдана замуж за сына венгерского герцога Ласло, а Елизавета за норвежского принца Гаральда, а после его смерти – за датского короля Свена;
- сын Ярослава Всеволод женился на Марии, дочери византийского императора Мономаха.
Благодаря этому развивались контакты Руси с европейскими странами, а вот с Византией в 1043 г. разразился военный конфликт, который закончился поражением Руси и заключением договора.
Замечание 1
Кроме того, Ярослав известен созданием древнейшего русского свода законов «Русской Правды». Этот документ содержит 43 статьи по уголовному, частному и процессуальному праву. Обычай кровной мести в нем еще сохранялся, но в ряде случаев была заменен денежной выплатой – вирой.
Ссылки
Древляне, печенеги и византийцы
Самостоятельное княжение Игоря началось с недовольства племён своим подчинённым положением. Видимо, почувствовав ослабление центральной власти, свои даннические отношения с Киевом разорвал союз древлян, присоединённый ещё Олегом. Игорь смог подчинить нелояльные племена, наложив на них дань, значительно превышавшую прежнюю. Впоследствии напряжение между древлянами и Киевом ещё сыграет свою роль в биографии молодого киевского князя.
Тем временем на границах государства появилась новая напасть — кочевые племена печенегов. Однако до вторжения дело не дошло. Игорь смог заключить со степняками мир, после чего те продолжили своё движение на юг, вторгнувшись в пределы Византийской империи. Учитывая, что после смерти Олега в связи со сменой князя Русь находилась в несколько разобранном состоянии, такой шаг Игоря кажется логичным.
Знатный печенежский воин и его вооружение. Приблизительная реконструкция. (Pinterest)
Видимо, уже через несколько лет печенеги всё же нарушили спокойствие Киевской Руси — в 920 году Игорь начал военную кампанию против беспокойных соседей. Этот конфликт стал лишь эпизодом в глобальном противостоянии в южной части Восточной Европы между кочевниками, Русью и Византийской империей. К сожалению, о результатах похода из письменных источников ничего не известно.
В 930-е годы Игорь в ответ на просьбу византийцев, подкреплённую дарами, начал поход против хазар, угрожавших в то время крымским владениям ромеев. На Керченском полуострове славяне во главе с неким Хальгой, которого современные исследователи называют одним из воевод Игоря, смогли захватить хазарскую крепость Самкерц. Но военная удача вскоре отвернулась от Хальги — хазарский полководец Песах разорил византийские владения, почти взял Херсонес и разгромил древнерусские войска, заставив воеводу вернуть награбленное добро, заключить мир и пообещать напасть на Византию.
Развалины Херсонеса. (Wikimedia Commons)
В кино и литературе[править | править код]
- Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Игоря Александр Денисенко.
- О.Панус, Властью единые (ISBN 978-5-9973-3679-0, изд. Спутник+, 2016).
- Страницы Российской истории. Земля предков (мультфильм; 1994; Россия) Режиссёр Александр Гурьев.
- Никитин Ю. А. «Ингвар и Ольха» (1998)
- «Крещение Руси» (2018; Россия) — докудрама, режиссер Максим Беспалый. В роли Игоря — Александр Денисенко.
- В сериале «Викинги» (—), в роли юного Игоря — Оран Глинн О’донован.
- «Рюриковичи. История первой династии»(2019; Россия) — докудрама, режиссер Максим Беспалый. В роли Игоря — Владимир Кузнецов.
Вятичи — на фронтире славянского мира
Вятичи отличались строптивым нравом, и их интеграция в единое Древнерусское государство растянулась на долгие годы. Этот племенной союз считается самым восточным из всех известных восточных славян, долгое время он находился в подчинении у Хазарского каганата. Именно с этим фактом связан первый поход киевских князей против вятичей — тогда войска, шедшие в первую очередь на Хазарию, возглавлял Святослав Игоревич.
Антропологическая реконструкция вятичей. (Wikimedia Commons)
Вятичи жили в лесах на территории современных Московской, Калужской, Рязанской областей и довольно активно торговали со своими соседями разными «дарами леса». Они долгое время сопротивлялись подчинению Киеву — пока Владимир Святой окончательно не установил над ними свой контроль. Христианизация восточного фронтира Киевской Руси тоже проходила очень тяжело — вплоть до 12-го века вятичи оставались язычниками и даже убивали присылаемых из Киева христианских миссионеров.
Наверное, тогда мало кто мог бы подумать, что именно эти земли спустя долгое время станут «ядром» нового «собирания русских земель» — сначала с центром во Владимире, а потом и в Москве.
Развитие культуры и религии
Под влиянием славянской культуры и приходом христианства, Киевская Русь имела своеобразную систему мировоззрения и культурные традиции. Основными чиновниками, которые носили не только административную функцию, но и были образцом культуры и нравственности, были князья. Культура в этот период активно развивалась, и основными ее составляющими были литература, искусство, архитектура и религия.
Литература в Киевской Руси стремительно развивалась. Возникали хроники, в которых фиксировались важные исторические события. Самым известным литературным памятником того времени стала «Повесть временных лет», которая описывает историю Киевской Руси с древних времен до 1119 года. Кроме того, в это время появилось и духовное письмо, в том числе основанное на библейских текстах.
Искусство в Киевской Руси было тесно связано с религией. Художественные произведения служили мощным средством пропаганды христианства. Особенно значимыми являются иконописные школы, которые создавали изображения святых и богослужебных сцен. Многие надписи на иконах были написаны на церковнославянском языке и являются ценными памятниками древнерусского письма.
Архитектура Киевской Руси также развивалась под влиянием религии. Были построены множество церквей и монастырей, сохранившихся до наших дней. Одним из самых знаменитых сооружений того времени является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037 году. Собор является главным символом Киевской Руси и одним из крупнейших памятников древнерусской архитектуры.
Религия в Киевской Руси стала одним из главных элементов культуры. Христианство было принято при князе Владимире в 988 году и стало государственной религией. Церковь играла важную роль в жизни общества и оказывала сильное влияние на мировоззрение и мораль граждан. Христианство также стимулировало развитие образования и культуры, поскольку церковь была основным образовательным учреждением того времени.
Таким образом, развитие культуры и религии в Киевской Руси было тесно связано друг с другом. Литература, искусство, архитектура и религия являлись важными элементами культурного наследия этого периода и сыграли огромную роль в формировании идентичности восточнославянских народов.
Этапы объединения
Объединение восточнославянских племен и княжеств в Киевскую Русь происходило на протяжении нескольких этапов.
Первый этап — формирование предварительных основ объединения. В VI-VIII веках на территории Восточной Европы существовало множество восточнославянских племен, которые не имели централизованной власти и вели войны друг с другом. Однако некоторые из этих племен начали ощущать необходимость в объединении для сопротивления внешнему врагу и обеспечения мирного сосуществования.
Второй этап — формирование первых княжеств. В IX веке появилось несколько княжеств, которые стали играть важную роль в процессе объединения восточнославянских племен. Одним из таких княжеств стало Киевское княжество, основанное Рюриком.
Рюрик был варягом по происхождению и приглашен восточнославянскими племенами для установления порядка и защиты от внешних врагов.
Он создал династию, которая правила Киевской Русью вплоть до конца XIII века.
Третий этап — укрепление Киевской Руси. В X-XI веках Киевская Русь стала мощным государством и оказывала влияние на соседние земли. В этот период происходило соседство и взаимодействие с другими княжествами, такими как Новгород, Полоцк, Чернигов. Во время правления Владимира Святославича и его сына Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла наивысшего расцвета.
Четвертый этап — разделение Киевской Руси. В конце XI века начал процесс раздробления Киевской Руси на разнообразные княжества и феодальные владения, что привело к дальнейшей деградации и распаду государства.
Этот процесс обусловлен, в частности, борьбой за власть между потомками Ярослава Мудрого и появлением новых политических и экономических центров в Руси.
Война с Византией и смерь Игоря
Основным событием его внешней политики стала война с Византией в 941-944 годах. Византийские хроники того времени явно преувеличивают численность рати князя Игоря, так как сообщают, про 10 тыс. судов в походе на Константинополь 941 года. Лиутпранд Кремонский, который был посолом королевства Италии в Византии, в 949 году сообщил, что у Игоря войско приплыло на 1000 кораблей. Самого князя этот автор назвал “королем русов”.
В том же 941 году византийцы смогли уничтожить флот князя Игоря “греческим огнем”. Пороха и артиллерии в X веке еще не существовало, поэтому морское сражение можно было выиграть только абордажем, перестрелкой лучников или использованием горючих смесей.
Рис. 2. Русь при князе Игоре.
В 943-944 Игорь совершил поход одновременно по морю и по суше. В нем приняли участие:
- Варяги.
- Печенеги (тюрки).
- Славяне (кривичи, тиверцы, поляне).
Император Византии Роман I Лакапин откупился от них дарами. В 944 Игорь заключил договор с ним. Это событие вошло в историю, как второй русско-византийский договор. В нем упоминается сам князь, его жена Ольга и сын Святослав. Также в летописях есть сообщение о христианской церкви в Киеве, которая существовала за 40-50 лет до принятия христианства. Ее посещали варяги-христиане.
Ольга отомстила древлянам за убийство мужа и навела порядок в деле сбора налогов, поделив подвластные земли на административные единицы и установив там княжескую администрацию.
Рис. 3. Княгиня Ольга.
Основные события правления князя Игоря
Княжил Игорь долго – 33 года, однако сохранилось не так уж много сведений о его правлении. Их можно почерпнуть не только из русских, но также из византийских, арабских и некоторых других зарубежных источников.
В 914 году Игорь привел к покорности древлян, которые после смерти Олега попытались выйти из подчинения Киеву. Наложенная на них новая дань была «больше Олеговой». Игорь (руками своего воеводы Свенельда) подчинил также уличей и обложил их данью, но назвать точный год этого события не получится.
Рисунок из Радзивилловской летописи, посвященный походу князя Игоря
Примерно тем же периодом (913-914 гг.) в арабских источника датируется так называемый «поход русов» на Каспий. Удару подверглись города западного и южного побережий – Абаскун, Ширван, Арран, Дейлем, Гилян. Русы (имевшие множество кораблей) подвергли эти города разорению, взяли большую добычу, но на обратном пути были уничтожены хазарами и волжскими булгарами. Имя предводителя этого похода не называется, но в принципе Игорю ничто не мешало отправить на Каспий кого-то из приближенных.
В 920 году Игорь предпринял поход против печенегов, незадолго перед тем появившихся на русских землях. Это было первое крупное столкновение русичей с этими кочевниками.
Далее византийские, западноевропейские и русские источники говорят о походе Игоря на Византию в 941 году. Основная сила шла морем, и многие корабли были уничтожены «греческим огнем». Этот поход закончился неудачей.
Однако уже в 943 году (летопись называет 944-й, но историки уточнили дату) Игорь предпринял новый поход на Византию, на сей раз успешный. Войны как таковой не было – Византия сразу предложила дань, и был подписан договор.
Под этим же годом в арабских источниках значится «поход русов на Бердаа» — очередной набег на прикаспийские земли и в частности город Бердаа, столицу Кавказской Албании. Предводителя похода арабский историк называет Олегом. Но Игорь вполне мог отправить на Каспий какого-то воеводу, а сам идти на Византию.
В 945 году Игорь отправился к древлянам собирать дань. Предположительно, он желал таким способом улучшить положение своей дружины (древляне не участвовали в византийском походе, и из-за этого могли стать объектом для княжеских поборов). Далее летопись свидетельствует, что, собрав дань с применением жестоких методов, Игорь отправил часть дружины в Киев, а с оставшимися дружинниками снова пошел к древлянам – за дополнительной данью. Однако древляне возмутились, восстали, перебили немногочисленных спутников Игоря и казнили его самого. Так закончилось правление этого князя.
Выводы
Необходимо отдать должное восточнославянским общинам, которые сумели в достаточно короткие сроки объединиться в одни племена. Уже тогда они знали, что единство означает силу, мощь, а также благополучное развитие.
Объединение общин в 15 восточнославянских племен стало предпосылкой к развитию технологий, а также позволило им выжить в жарких степях и суровых северных лесах. Княжества, образовавшиеся в результате объединения, смогли не только устоять перед многочисленными набегами кочевников, но и выстоять перед претендующими на их территории другими государствами.
Таким образом, примитивные и мелкие княжества впоследствии стали единой и могучей страной.