Про рюрика

Рюрик

Государство Киевская Русь: периоды и этапы формирования

Процесс формирования Киевской Руси включает в себя несколько важных этапов, которые привели к укреплению государства и его расцвету в средние века.

В IX-X веках славянские племена, населяющие территорию современной Украины и Беларуси, начали создавать первые древнерусские государства. Одним из таких государств стало Великое княжество Киевское, основанное представителями династии Рюриковичей. Этот период считается началом формирования Киевской Руси.

В X веке государство Киевская Русь достигло своего развития и укрепления под княжением Владимира Святославича, известного как Владимир Великий. Он провел серию военных походов и завоеваний, расширив границы государства и укрепив его позиции в международном сообществе.

В 988 году Киевская Русь приняла христианство, что имело огромное значение для формирования государства и его дальнейшего развития. Крещение Руси привело к установлению тесных связей с Византией и другими христианскими государствами, а также способствовало культурному и духовному просветлению.

Однако в следующие столетия государство Киевская Русь столкнулось с множеством внутренних и внешних проблем. Междоусобные войны, раздробленность княжеств, конфликты с варяжскими и другими народами привели к упадку Киевской Руси. В начале XIII века произошло нашествие монголов, которое дало финальный удар государственному устройству Руси.

В XV веке Киевская Русь попыталась возродиться, однако войны и внутренние конфликты продолжали ослаблять государство. В XVII веке Русь раскололась на два государства — Московское и Западно-Русское.

Основными городами в ядре Киевской Руси были Киев, Новгород, Полоцк и другие. Именно в этих городах велась государственная деятельность, проводились торговые и культурные связи.

В результате, государство Киевская Русь прошло через множество этапов своего формирования и развития. Со временем оно утратило свою самостоятельность, однако его влияние на историю России и других славянских народов было огромным.

Ссылки

  • Рюрик — статья в Циклопедии

  Правители России

Древняя Русь  РюрикОлег ВещийИгорь I СтарыйОльга МудраяСвятослав I ХрабрыйЯрополк IВладимир I СвятойСвятополк I ОкаянныйЯрослав I МудрыйИзяслав IВсеслав I ЧародейСвятослав IIВсеволод IСвятополк IIВладимир II МономахМстислав I ВеликийЯрополк IIВсеволод IIИзяслав IIЮрий I Долгорукий
Владимирская Русь  Андрей I БоголюбскийВсеволод III Большое ГнездоКонстантин I МудрыйЮрий II ВладимирскийЯрослав ВладимирскийАлександр НевскийЯрослав ТверскойВасилий КостромскойДмитрий ПереяславскийАндрей ГородецкийМихаил ТверскойЮрий МосковскийДмитрий ТверскойАлександр Тверской
Московская Русь  Иван I КалитаСимеон I ГордыйИван II КрасныйДмитрий I ДонскойВасилий IВасилий II ТёмныйИван III ВеликийВасилий IIIЕлена ГлинскаяИван IV ГрозныйФёдор I БлаженныйБорис I ГодуновФёдор II ГодуновВасилий IV ШуйскийМихаил I РомановАлексей I ТишайшийФёдор III РомановЦаревна Софья
Российская Империя  Пётр I ВеликийЕкатерина IПётр IIАнна I СтрогаяЕлизавета IПётр IIIЕкатерина II Великая • Павел I • Александр I • Николай I • Александр II ОсвободительАлександр III • Николай II • Временное правительство
Советская Россия  Владимир ЛенинИосиф СталинГеоргий МаленковНикита ХрущёвЛеонид БрежневЮрий АндроповКонстантин ЧерненкоМихаил Горбачёв
Современная Россия  Борис Ельцин • Владимир Путин • Дмитрий Медведев

Главные события правления Рюрика

Проблема возникновения государственности

Несмотря на большое количество проведенных археологических, источниковедческих, историографических и прочих исследований, историки до сих пор не пришли к общему мнению о причинах появления на территории проживания восточнославянских и финно-угорских племен государственности. Существуют три теории появления Древнерусского государства: норманская, антинорманская и центристская.

Норманская теория

Сущность ее заключается в том, что государственность на территорию Древнерусского государства была привнесена извне приглашенными на княжение скандинавами. Эта теория была сформулирована в XVIII веке немецкими историками Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером на основе «Повести временных лет» монаха Нестора. По их мнению, восточные славяне пригласили братьев Рюрика, Синеуса и Трувора (существование двух последних подвергается сомнению) править ими. Рюрик впоследствии основал Новгород, объединил все местные племена.

Норманизм получил свое развитие в XIX веке – историк В.О. Ключевский считал, что первичным государственным образованием было киевское княжество Аскольда и Дира, вокруг которого и началось объединение восточнославянских племен.

Данную теорию подтверждают многие археологические находки:

  • могилы русов под Ладогой соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах;
  • в Рюриковом городище обнаружено большое количество снаряжения, характерного для викингов, и предметов скандинавского типа;
  • предметы с изображением сокола, которое могло стать гербом Рюриковичей – трезубцем.

Антинорманская теория

Основными положениями являются невозможность привнесения государственности извне и образование государства в результате внутреннего развития общества. Основоположник антинорманизма — М.В. Ломоносов, а его предположения о возникновении государства в ходе социального развития основываются на отсутствии в русском языке элементов скандинавских языков, упоминании Перуна в верованиях роксоланов и сомнениях в трактовке понятия «варяги» (так могли называться и шведы, и представители западнославянских земель, а также выходцы из Финляндии, Пруссии или иной части Прибалтики).

Центристская теория

Содержание центристской, наиболее распространенной на сегодняшний день, теории сводится к компромиссу между крайностями норманской и антинорманской теорий и признании политизированности их противопоставления. Сторонники теории (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие) связывают происхождение Древнерусского государства с развитием общества при политикоформирующем влиянии варягов. Иными словами, государственность начала формироваться на территории Киевской Руси еще до прихода норманов, однако завершился этот процесс именно с их помощью. Более конкретно образование государства связывают с завоеванием Киева князем Олегом и объединением Киевской и Новгородской земель.

Аргументы в пользу:

  • приглашение славянами скандинавов на княжение свидетельствует о том, что первым уже была известна такая форма власти;
  • население тех территорий представляло собой разрозненные племена, находившиеся в состоянии конфликта друг с другом, поэтому за отсутствием значительной политической воли и харизматичного лидера они не могли завершить процесс создания государства самостоятельно;
  • Рюрик вполне мог быть не приглашенным правителем, а завоевателем, который пришел к власти (захватив Новгород) в той форме, в которой она существовала у ильменских словен;
  • существование Рюрика как реальной исторической личности ставится под сомнение некоторыми учеными;
  • внешнее происхождение правящей династии – обычный для Средневековья феномен, не подтверждающий неспособность народа к созданию института монархии.

Правление Рюрика новгородского

Летописцы сообщают, что Рюрик княжил с 862 по 879 год. Известно о нем немного, часть историков считают его вымышленной фигурой. В 862 году его и двух братьев – Синеуса и Трувора пригласили на трон представители славянских и финно-угорских племен северо-запада древнерусского государства – чудь, кривичи, весь и ильменские словене.

Рис. 1. Князь Рюрик.

Синеус стал князем в городе Белоозеро на территории современной Вологодской области. Трувор стал правителем в Изборске, а Рюрик занял наиболее важный престол в Ладоге или Новгороде. События 862 года получили в историографии название “Призвание варягов”.

Рюрик отправил своих наместников в города, которые ему подчинялись:

  • Муром – центр племени мурома.
  • Белоозеро – племя весь.
  • Ростов Великий на озере Неро – племя меря.
  • Полоцк – племя кривичей.

В 1862 году скульптором Микешиным в Новгороде Великом был установлен колокол-памятник “Тысячелетию России”. Одной из ключевых фигур на нем является Рюрик, на его щите написано “Лета 6370 года”, то есть 862 год по христианскому летоисчислению.

Рис. 2. Русь при Рюрике.

В 864 году Рюрик подавил восстание в Новгороде. Предводителем восставших был некий Вадим Храбрый. Об этих событиях сообщает Никоновская летопись. Согласно данным археологов, резиденция Рюрика находилась в 2 километрах от центра современного Новгорода. Это место сейчас называется Рюриково городище. Братья Рюрика – Синеус и Трувор умерли в 864 году и следующие 15 лет, до 879 года, он правил значительной, по меркам Европы того времени, территорией между Изборском на западе и Белоозером на востоке, Полоцком и Муромом на юге и Ладогой на севере. Расстояние от Мурома до Ладоги составляет около 1000 километров.

Среди сподвижников Рюрика в летописях упоминаются Аскольд и Дир. Летописцы называют их боярами. Вместе со своими дружинами они совершили поход на Киев, где закрепились и продержались около 20 лет. Они же организовали поход на Константинополь в 866 году. После смерти Рюрика князем Руси стал Олег. В 882 году он совершил поход на Киев и захватил там власть, тем самым взяв под свой контроль торговый путь от Балтики до Черного моря.

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами. Адам Бременский свидетельствует.

Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами — «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствии автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины. Подтверждением версии о происхождении имени «Рюрик» от западнославянского обозначения сокола могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола. Однако в таком случае герб Рюриковичей возможно указывает на датское (или смешанное датско-венедское) происхождение Рюрика, так как похожее изображение сокола (или ворона Одина) отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941 гг.). Сокол в скандинавских языках не назывался словом близким к имени «Рюрик», поэтому имя могло быть заимствованным.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. Переход формы «ререг»/«рарог» в «рерик» характерен для славянских наречий бодричей. В древанском зафиксировано woatrik вместо «отрок» и rik вместо «рог».

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов:

«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»

Первый русский князь Рюрик: биография пионера

Существует два документа, которые свидетельствуют о прибытии нового князя из варягов на Русь. Речь идет об Ипатьевской и Лаврентьевской, в которых можно найти даже точный год этого события. В этих бумагах говорится о восстании северных народов, которые долго платили дань варягам, но однажды возмутились. Они взяли в руки оружие и прогнали захватчиков прочь. Однако никакой пользы это никому не принесло. Если раньше ссориться меж собой не было никакой возможности, приходилось упорно трудиться, чтобы оплатить непосильную дань, то сейчас началась серьезная междоусобица. Каждый пытался потянуть одеяло на свою сторону, что не всегда заканчивалось мирно и полюбовно.

Важно

Ильменская летопись гласит, что, помучившись некоторое время, освободившиеся племена решили отыскать себе князя. Недолго думая, они отправились к варягам-руси, так как возможности, ум и прозорливость этих людей они точно знали. В свою очередь, Новгородская летопись называет 854 год прихода первого Рюрика. При этом она упоминает также, что все вышеозначенные события происходят как раз в то время, когда в Киеве заседают Кий, Щек и Хорив.

Призвание варягов: Рюрик едет в Новгород

В варяги, как тогда говорили, было отправлено посольство, то есть делегация, просить их правителей прийти и княжить. На месте точно знали, о чем речь, ведь перед этим они долго время ходили туда за данью, потому не раздумывая согласились. Три родных брата, бывшие мощными, смелыми и воинственными мужчинами, Рюрик, Трувор и Синеус, решили отправиться в путь и помочь северным народам привести свою страну в порядок.

Достоверных данных о том, куда именно прибыли варяжские князья, в какие города пришли первым делом, нет, видимо, летописец не придавал таким общеизвестным мелочам значения. Ипатьевская летопись говорит, что именно Рюрик основал Ладогу, где и поселился. Его братья поехали немного дальше, Трувор обосновался в Изборске, а Синеусу досталось Белоозеро. Так как сами варяги называли себя русами, то земли их с тех самых пор стали называть Русью.

Однако лаврентьевская летопись опровергает это. В ней сказано, что первый Рюрик отправился прямиком в Новгород, где и сел княжить. Списки же летописей новгородских гласят, что сперва к ним пришли все три брата-руса в сопровождении многочисленной и сильной дружины. Они, будто, разделились позже, а потом и вовсе умерли.

Если же доверять Ипатьевским писаниям, то там говорится, будто варяги пришли в Ладогу, но спустя два года Синеус и Трувор заболели какой-то непонятной болезнью и отправились к праотцам. После этого горюющий князь пошел к озеру Ильмень, на котором и срубил совсем новый город, в честь погибших безвременно братьев, назвав его Новгородом. Чаще всего годами правления Рюрика называют 862-879, но об этом мы поговорим позже.

Возникновение государства Русь

Существуют две теории образования Руси: норманнская и антинорманнская. Согласно первой, наиболее популярной теории, словене ильменские долго жили в зависимом положении от варягов (они же норманны или скандинавские племена). В середине IX века словене одерживают победу над норманнами и изгоняют их за море.

Однако после этого в рядах ильменских словен начинаются распри. С целью прекращения ссор они решаются пригласить варяг обратно, но уже на официальное княжение. Так, в 862 году варяжский князь Рюрик взошел на престол и стал правителем Древней Руси. Он правил до 879 года.

Норманнская теория опирается на несколько исторических фактов:

  • записи из «Повести временных лет»;
  • записи в «Бертинских анналах» о руссах, как свеях (т. е. шведах);
  • факты о том, что в центрах Руси правили варяги: Рюрик в Новгороде и его соратники Аскольд и Дир в Киеве.

Содержание антинорманнской теории возникновения Руси берет начало в учениях М. В. Ломоносова. Он считал, что государство образовалось без участия Рюрика, по своему пути развития. Еще одним сторонником этой теории был Б. А. Рыбаков. Стоит отметить, что согласно их теории варяги и скандинавы — это разные племена.

Особенности славянской государственности

Замечание 1

Появление и развитие Древнерусского государства занимает период со второй половины $IX$ века до начала $XII$ века.

Складыванию государственности у славян способствовали множество внутренних и внешних, социально-экономических и политических аспектов.
Развитие земледелия на территории сложного климата Северо-восточной Европы не привело к появлению излишков продуктов, как это было в более благоприятных условиях.

Далее крупные семьи, успешно освоившие пахотное земледелие, стали полностью обеспечивать себя продуктами питания. Так образовалась земледельческая семейная община. По составу семейная община от родовой не отличалась, также состояла из родственников. Но по сравнению с родовой семейная община была более крупной, в ней возросла роль самых опытных и умелых ее членов, ставших старейшинами. Пахотная земля была поделена на наделы; отдельные крупные семьи обладали орудиями для обработки земли и скотом, что привело к имущественному расслоению. Однако социального расслоения еще не было.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

С политической точки зрения развитие и усложнение внутриплеменных отношений, и рост столкновений между племенами повлияли на формирование государства. Такая ситуация позволяла возникнуть княжеской власти, которая становилась арбитром в спорах и гарантом защиты от чужих племен. Наиболее сильное племя выбирало предводителя, и далее уже появлялись более крупные межплеменные объединения – «племенные княжения». Князья же стремились придать своей власти дополнительный авторитет, отстаивал свои интересы более, чем интересы выбравших его людей, а главное – зачастую пытался сделать свою власть наследственной. В случае военных успехов и развития стабильности внутри племени, а также в связи со спецификой религиозных представлений князьям передавали все больше полномочий, олицетворяли с их фигурой процветание, приравнивая, таким образом, князя к племенному оберегу. Развивающая в таком ключе ситуация способствовала разложению общины и появлению государственных отношений.

Влияние хазаров и норманнов на образование государства славян также не подвергается сомнению. Стремясь контролировать торговые пути, соединяющие Запад, Юг и Восток, они ускоряли формирование княжеских дружин, которые включались в торговые отношения. Собирая дань, князья предпочитали серебро и прочие драгоценные товары. У купцов пленные обменивались на дорогой товар. Так происходило дальнейшее углубление власти над племенами. В результате контактов с более развитыми народами были заимствованы некоторые виды общественно-политической жизни. Например, из-за контактов с хазарами, вероятно, некоторое время князья назывались «каганами». Византийская империя была для многих идеалом политического устройства.

Замечание 2

Некоторые советские исследователи долго время считали внутренние социально-экономические процессы катализатором формирования государственности, другие во главу ставили внешние факторы. На самом деле, очевидно, что рассматривать предпосылки следует в их симбиозе.

Предпосылки возникновения государства

Внутренние предпосылки:

  • Экономические факторы: разделение труда на производительный и военно-управленческий, развитие земледелия, формирование земледельческих общин и неравномерное экономическое развитие племенных союзов.
  • Развитие ремесла и отделение его от земледелия.
  • Развитие торговли, что привело к усовершенствованию орудий труда и появлению новых способов производства.

Духовные предпосылки:

Общая языческая религия, обычаи и традиции, которые объединяли различные племенные союзы.

Внешнеполитические предпосылки:

  • Защита торговых путей от хазар и норманнов, что способствовало формированию управленческой группировки, связанной с торговлей.
  • Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  • Установление института наследования княжеской власти.

Предпосылки образования Древнерусского государства могут быть разделены на внутриполитические и внешнеполитические факторы.

Внутриполитические предпосылки включают:

  • Экономический аспект, связанный с развитием земледелия, сельского хозяйства, ремесла и торговли. Процессы разделения труда, повышение продуктивности и расширение хозяйственных связей способствовали формированию более сложных социально-экономических отношений.
  • Духовные факторы, такие как общая языческая религия и общие традиции, играли важную роль в объединении различных племен и создании общности менталитета и ценностей.

Внешнеполитические предпосылки можно разделить на внутренние и внешние:

  • Внутренние внешнеполитические предпосылки связаны с возникновением крупных племенных объединений, таких как Новгород и Киев, и заключением межплеменных союзов. Эти союзы способствовали укреплению политической организации и созданию основ для будущего государственного образования.
  • Внешние внешнеполитические предпосылки возникли из необходимости защиты от внешних врагов. Важным аспектом была защита торговых путей, таких как «путь из варяг в греки», от хазар и норманнов, что стимулировало формирование управленческих структур, связанных с торговлей и обороной.

В отношении возникновения государства у восточных славян существует несколько теорий и версий, которые исследователи рассматривают и анализируют.

Возникновение государства у восточных славян

Примечание

Все даты, относящиеся к истории Древней Руси, имеют приблизительный характер и часто оспариваются современными историками, так как данные в известных источниках часто противоречат друг другу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Основным источником, который дает представление об истории формирования Древней Руси является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке. В соответствии с документом появление государственности у восточных славян относится к 862 г., когда на княжение в северные земли (Новгород и окрестности) были призваны варяги. С этого момента начинается существование Государства Рюрика.

В «Повести…» также упоминается некое догосударственное формирование, имевшее форму конфедерации. Считается, что некоторые племена этой конфедерации платили дань варягам, но затем их изгнали.

Непосредственно Древняя Русь сформировалась в 882 г. в результате успешного похода князя Олега на Киев. Киев был захвачен, и туда была перенесена столица государства. Это событие считается альтернативной точкой отсчета существования Древнерусского государства.

Примечание

Происхождение князя Олега доподлинно неизвестно. Историки предполагают, что он мог быть шурином Рюрика или же просто его соплеменником. Олег выполнял функции регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Общие сведения

Древняя Русь (Киевская Русь, Древнерусское государство) – государство в Восточной Европе, сформировавшееся в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен под властью династии Рюриковичей и существовавшее в IX-XIII веках.

Предпосылки появления государства

  1. Общественное разделение труда. С развитием социума и под давлением внешней среды на территории Древнерусского государства стали меняться источники средств существования. Соседство с недоброжелательными кочевниками способствовало развитию военного дела как профессии. Параллельно аналогичным образом продолжали развиваться земледелие и ремесла.
  2. Развитие экономики. Технологическое развитие вело к тому, что люди могли возделывать большие посевные площади. Соответственно, развивалась торговля и углублялись взаимоотношения с соседними племенами. Это порождало необходимость искать новые модели сосуществования.
  3. Потребность в появлении руководящего института. На определенном этапе развития общества государство как политическая организация стало необходимостью для племен и племенных союзов. Появлялись конфликты, которые могли быть эффективно разрешены только с участием третьей стороны (судебная функция), которой и должно было стать государство.
  4. Территориальное расположение. Финно-угорские и восточнославянские племена имели возможность активно контактировать между собой, так как зачастую селились по берегам судоходных рек. В данном случае племенные поселения располагались вдоль важнейшего в средневековой Европе торгового пути «из варяг в греки».

Главной причиной образования Древнерусского государства считается потребность населения совместно защищать свои территории от набегов кочевых народов.

Распределение восточных славян: различные теории

Существуют дискуссии в исторической науке относительно идентичности восточных славян и их происхождения. Существует множество теорий о происхождении восточных славян, которые в основном делятся на миграционные (восточные славяне как «пришельцы») и автохтонные (восточные славяне как коренной этнос Восточной Европейской равнины).

Теории происхождения восточных славян:

  • Миграционные теории.
  • Автохтонные теории.

В центре повествования Нестора находится объединение племен полян, которые обитали в центральной части Поднепровья вокруг Киева. Согласно рассказам Нестора, в VI веке этими землями правили три брата: Кий, Щек, Хорев, и их сестра Лебедь. Среди различных теорий происхождения восточных славян наиболее распространенной и широко признанной является миграционная теория, известная также как Дунайская или Балканская теория. Именно этой теории придерживался Нестор, первый русский историк и автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерской лавры.

Поляне, после подчинения северян (с центром в Чернигове), создали протогосударство в виде «союза племенных объединений». Нестор, хотя являлся прокиевским историком, также упоминает о втором древнерусском центре — на севере. Этот центр формировался вокруг Ильменских словен, проживающих в районе Новгорода. Самым могущественным союзом племен, который подчинил словен, были кривичи (с центром в Смоленске). Они контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцы платили дань угро-финским племенам.

Всего было тринадцать союзов восточнославянских племен: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне и бужане.

Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, поскольку каждое из них претендовало на главенство. Нестор отмечал: «Наша земля велика и обильна, но в ней нет порядка». В 862 году новгородцы приняли решение пригласить трех братьев из варяжского племени Русь — Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они стали править. В тот же год Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Сегодня уже известно, что Рюрик пришел править не с братьями, а со своим родом («sine hus» — «свой род») и верной дружиной («thru varing» — «верная дружина»).

Таким образом, согласно Нестору, возникло государство — Новгородская Русь.

Развитие российской державы в X веке: торговые и культурные связи

Российская держава, или Киевское государство, основанная примерно в 862 году, прошла через множество этапов формирования и развития. В периоды междоусобных войн и политической раздробленности, характерных для древнерусской истории, основной акцент внимания был сфокусирован на различных княжествах, играющих значимую роль в управлении земельной площадью и городами. В это время княжение велось одновременно несколькими представителями рюриковичей, и каждое из них имело политическое и военное правление над своей землей.

Одновременно с этим периодом, в X веке, происходили важные события, воздействующие на развитие русской державы. Важным событием было крещение Руси в 988 году, которое привело к укреплению и консолидации древнерусского государства под властью киевских князей.

Продолжительное правление княжества Киевского способствовало развитию торговых и культурных связей не только внутри Киевской Руси, но и с другими государствами и народами. В данном контексте особый вклад в развитие российской державы исходил от договоров, заключенных русскими князьями с Византией, крупной империей того времени.

Основные этапы развития российской державы свидетельствуют о значительных достижениях и грандиозных событиях того времени. Съезд в Любече в 911 году стал важным моментом в истории древнерусского государства, объединив разнородные славянские племена. Битва на реке Игоре в 911 году во время правления князя Игоря Олеговича отразила героическую борьбу русских князей за землю.

Во векам разделенной власти и политической раздробленности, характерной для древнерусского государства, Киевская Русь продолжала развиваться и процветать. В этот период были заложены основы мудрого правления князей, известных как рюриковичи, которые играли важную роль в становлении и укреплении государства.

Развитие российской державы также было связано с развитием городов и торговых центров. В X веке были заложены основы крупных городских политических и культурных центров, таких как Киев, Новгород и Псков, которые стали примерами развитого общества и культуры того времени.

Обращение к истории российской державы в X веке позволяет лучше понять основные этапы формирования и развития Киевской Руси, а также основные причины, которые легли в основу разделения и раздробленности древнерусского государства

Однако важно отметить, что в этом периоде русская держава уже имела сильные корни и позиционировалась как значимое государство в регионе, что обеспечило ей дальнейшее развитие вплоть до XIII века и формирование целостной России

Теории образования Древнерусского государства

В XVIII веке немецкие ученые А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер предложили Норманскую теорию, согласно которой немецкие варяги, в частности Рюрик и его приближенные, сыграли ключевую роль в формировании Древнерусского государства. Однако эта теория вызвала негативную реакцию многих русских деятелей того времени, и в ответ была выдвинута Антинорманская (Славянская) теория. Защитником этой теории стал М.В. Ломоносов, который утверждал, что государство не может быть привнесено извне, и что славяне сами создали свое государство, которое возникло в результате внутренних предпосылок. Антинорманнисты также считали варягов «родственниками» славян.

В настоящее время общепринятым является мнение о том, что образование Древнерусского государства было результатом взаимодействия как внутренних, так и внешних предпосылок. Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юргановой подчеркивает этот комплексный подход, считая, что как внутренние, так и внешние факторы оказали значительное влияние на формирование государственности Древней Руси.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: