Кинематограф ссср и россии

Кинематограф ссср и россии

«Жить в обществе и быть свободным от…»

«… общества нельзя». Эта вполне реальная ленинская цитата получила широчайшее распространение в отечественных школах — ею гвоздили тех, кто «противопоставляет себя коллективу». Примерно так:

— Марьиванна, а чё это я должен на субботник идти?

— Знаешь, Сидоров, вот Ленин говорил, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Все пойдут, и ты пойдёшь!

В эти слова Ленина был вложен один-единственный смысл: «Ты мне тут не умничай, а делай что тебе говорят». Между тем в своей статье 1905 года «Партийная организация и партийная литература» Ленин обращался вовсе не к несчастным школьникам, а к тем, кого сегодня принято называть деятелями шоу-бизнеса: «Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде “дополнения” к “святому” сценическому искусству? Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

«Мальчик из тихого городка». Ленин поменял мир, но не все это признают
Подробнее

Появление кинематографа в России

Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты — например, 6 (18) апреля 1896 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга В. И. Ребриков подаёт прошение в Министерство Императорского двора о разрешении кинематографической засъёмки коронационных торжеств. К тому же событию был приурочен приезд в Россию оператора из компании братьев Люмьер Камилла Серфа, прошение которого о разрешении киносъёмки коронации зарегистрировано 4 (16) мая 1896 года. В этот же день состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». 6 (18) мая 1896 года состоялись первые московские кинодемонстрации в театре Солодовникова.

В Москве синематограф братьев Люмьер был впервые официально показан на общедоступных сеансах в течение пяти дней, с 26 по 31 мая 1896 г., в театре летнего сада «Эрмитаж» (в Каретном ряду) по окончании спектаклей.

В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Значительная заслуга в пропаганде кинематографа у русской публики принадлежит французскому антрепренёру и авантюристу Шарлю Омону, который представил новое развлечение не только столичной, но и провинциальной публике на Нижегородской ярмарке в июне 1896 года. 4 (16) июля в газете «Нижегородский листок» появляется посвящённая кинематографу статья Максима Горького (опубликованная под псевдонимом «M. Pacatus»).

Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

«Кинематограф, называвшийся „Живая фотография“, открылся совсем незаметно, и посещали его преимущественно дети. Показали всего три картины. Первая, обошедшая все экраны мира,— это садовник, поливающий газоны, и мальчишка, наступивший на кишку. <…> Вторая картина — вид Невского проспекта с конкой и извозчиками. И, наконец, третья — прибытие поезда. <…> Музыкального сопровождения нет. Продолжительность сеанса — не более тридцати минут с двумя антрактами. Первый кинематограф в России быстро прогорел».

Первые собственно российские съёмки осуществил, видимо, работавший в московском театре Корша артист Владимир Сашин. Купив съёмочно-проекционный аппарат «витаграф», Сашин начал делать короткометражные фильмы, которые с августа 1896 года стали демонстрироваться зрителям после спектаклей театра (многочисленные свидетельства об этом сохранились в московских газетах того времени).

Расцвет советского кино

Самым плодотворным временем для советского кинематографа стали 1960-е и 70-е годы. В этот период было снято три фильма, заслуживших не только любовь на родине, но и мировое признание за ее пределами. В 1968 году «Война и мир» Сергея Бондарчука, в 1975-м «Дерсу Узала» Акиры Куросавы по произведению В.К. Арсеньева, а также в 1981-м «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова получили премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В список номинантов на эту премию попали два фильма одного режиссера – Станислава Ростоцкого – «А зори здесь тихие…» и «Белый Бим Черное ухо».

Съемки фильма «Москва слезам не верит»

Разнообразие жанров, появление множества талантливых режиссеров, операторов и актеров – все это привело к тому, что посещаемость кинотеатров в СССР в то время была едва ли не самой высокой в мире. Большинству наших соотечественников эти годы запомнились по прекрасным искрометным комедиям Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая и Георгия Данелия, однако спектр картин, предлагаемых к просмотру, выходил далеко за рамки комедийного жанра. В 1980 году на экраны выходит первый советский фильм-катастрофа «Экипаж», собравший более 70 миллионов зрителей только за первый год. Многие по нескольку раз приходили в кино, чтобы снова и снова увидеть подвиг советских пилотов. Любопытно, что «главный герой» этого фильма, горящий самолет, в реальности состоял из нескольких частей: его основная часть была отправлена на съемки из Киева, хвост – из Новосибирска, а макет воздушного судна для съемок общего плана – из Казани.

Кадр из фильма-катастрофы «Экипаж»

Отдельным видом искусства стал детский и подростковый кинематограф. Чего стоит один «Электроник», в котором за фантастическим повествованием и веселыми приключениями героев скрывается тема, интересная многим кинематографистам по сей день: как воспитать в себе доброту, ответственность и честность, что значит «быть человеком», могут ли роботы иметь душу и стать лучше нас самих, а если да, то, что останется делать людям? После выхода картины ее создатели получали благодарственные письма из разных стран, а некоторые киноведы, особенно впечатленные фильмом, даже защищали по нему диссертации в попытках объяснить феномен такой популярности.

Кадр из фильма «Приключения Электроника»

Государственное регулирование кино и цензура

В необходимых случаях в регулировании кинематографии принимает участие и государство. Например, в Москве организаторы кинопоказов должны были для получения разрешения обеспечить выполнение правил об устройстве и содержании кинематографов, принятых в 1912 году. Согласно этим правилам разрешалось открывать кинотеатры только на первых и вторых этажах каменных зданий, было запрещено устройство кинозалов непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами и москательными лавками. Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. Обязательны были запасные выходы на случай пожара. В каждом зале правила требовали устройства принудительной вентиляции.

Постепенно вырабатывались и цензурные ограничения для кинематографов. В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент. Отдельная категория запретов сущестововала для изображения в кинофильмах особ из царствующей династии (этот запрет снимался только в особых случаях — например, для фильмов, повящённых 300-летнему юбилею дома Романовых). По требованию Синода и существовавшей при нём Духовной цензуры был введён ряд частичных или полных запретов на показ в фильмах святых образов, церковных обрядов (включая крестное знамение) и процессий, а также богослужений любых христианских вероисповеданий. Некоторые из этих ограничений не были оформлены официально, однако игнорировать их кинопромышленники так или иначе не могли.

Период полураспада

Начало перестройки, фактически являясь периодом СССР, стало началом конца. После V съезда Союза кинематографистов в 1986 году было свергнуто руководство, после чего началась эпоха «перестроечного» кино. Темы, которые нельзя было затрагивать ранее, хлынули на экраны в самой острой форме. В это же время начали появляться первые коммерческие, «кооперативные» фильмы.

Но настоящий упадок начался в 1990-х. В кинотеатрах организовывались ярмарки, по телевизору крутили малобюджетные сериалы, гнусаво озвученными пиратскими кассетами с зарубежными фильмами торговали в подземных переходах. Развал СССР с монополией на производство кино привел к краху выстроенную систему. Каждый выкручивался, как мог.

Только в 2000-х помимо криминальных сериалов и мыльных опер отечественного производства начались съемки фильмов. На данный момент российского кино много, его средний уровень невысок, но тем не менее оно начинает выбираться из крутого пике. Русские фильмы возят на международные фестивали без ошеломляющих успехов. Но российское кино есть. И оно, возможно, возродится, как птица Феникс, несмотря ни на какие трудности.

Главные кинопары советского кино

  • Григорий Александров и Любовь Орлова
  • Иван Пырьев и Марина Ладынина
  • Александр Довженко и Юлия Солнцева
  • Михаил Ромм и Елена Кузьмина

Поделиться ссылкой

«Искусство принадлежит…

«…народу», ясное дело! И не какому-то там абстрактному, а конкретному, как сейчас говорят, «глубинному народу», о чём, собственно, свидетельствует продолжение речи Ленина: «Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими…»

Весь фокус, однако, в том, что это известно опять-таки со слов третьего лица — Клары Цеткин, которая написала свои «Воспоминания о Ленине». Причём на немецком языке. И в оригинале значилось, что искусство должно быть не «понятно массам», а «понято массами». Что, согласитесь, кардинально меняет смысл цитаты. Кстати, те, кто внимательно читал «Воспоминания» Цеткин, обязательно вспомнят, что Ильич ещё разок пройдётся по этой теме: «Для того чтобы искусство могло приблизиться к народу и народ — к искусству, мы должны сначала поднять общий образовательный и культурный уровень». То есть не идти на поводу у массы, а подтягивать её до сколько-нибудь приемлемой планки.

Но как быть, если ты чего-то по-прежнему не понимаешь? Надо ли заявить, что всё непонятное — ерунда и место ему на помойке, поскольку «народу это не нужно»?

Для Ленина вопрос решается просто, в рамках народной мудрости: «Не любо — не слушай»: «Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих “измов” высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости… Да, дорогая Клара, ничего не поделаешь, мы оба старые. Для нас достаточно, что мы, по крайней мере, в революции остаёмся молодыми и находимся в первых рядах. За новым искусством нам не угнаться, мы будем ковылять позади…»

  • Вольф мессинг цитаты и афоризмы

      

  • Наполеон о бородинском сражении цитаты

      

  • Игра престолов цитаты бейлиша

      

  • Умная женщина не может быть некрасивой цитата

      

  • Лем магелланово облако цитаты

Эпоха новаторства

Первый киносеанс в Российской империи состоялся в 1896 году. Он проходил в летнем увеселительном саду «Аквариум» в Петербурге. Через пятнадцать лет кинорежиссер Александр Ханжонков представляет зрителю первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя», а спустя еще год – первый в мире мультфильм, созданный в технике объемной анимации. После Октябрьской революции многие деятели российского кинематографа покинули страну, и в истории кино началась новая глава.

Кадр из фильма «Оборона Севастополя» (1911). В роли адмирала Нахимова – актер Андрей Громов

В 1919 году открывается ВГИК – единственная на тот момент государственная киношкола в мире. Для обучения в новом учебном заведении было выбрано всего 40 человек: руководитель ВГИКа Владимир Гардин стремился создать новый тип актера – человека, способного передать любую эмоцию во время съемок крупным планом. По требованию Гардина студенты репетировали постановки в бархатных рамах, имитирующих экран. В киношколе организовал курс и «отец русского кинематографа» режиссер Лев Кулешов. Помимо изучения традиционных дисциплин, необходимых будущим актерам, ученики мастера занимались акробатикой, ритмикой и даже боксом. Будучи смелым экспериментатором, Лев Владимирович разработал новый тип монтажа, вошедший в историю как «эффект Кулешова». Замысел режиссера заключался в следующем: сначала зритель видел лишь изображение актера, смотрящего вдаль. Затем были сняты другие кадры: тарелка супа, болезненный ребенок и девушка, сидящая на диване. Каждый из этих кадров поочередно склеивали с основным. Зрители пришли к удивительному выводу: выражение лица актера не менялось, а картина каждый раз приобретала новый смысл. Казалось, что в первом случае герой привлечен запахом супа и хочет есть, во втором – сочувствует ребенку, а в третьем – очарован прекрасной незнакомкой. Так Лев Кулешов впервые продемонстрировал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл предыдущего.

Афиша к фильму «Броненосец Потемкин»

В 1920-е годы взошла звезда выдающегося советского кинематографиста Сергея Эйзенштейна. Его картину «Броненосец “Потемкин”», посвященную одному из ярких и трагических эпизодов Первой русской революции, до сих пор называют одной из самых талантливых за всю историю советского и российского кино. Фильм был снят всего за три месяца: юбилейная комиссия ЦИК дала задание приступить к съемкам картины в августе 1925 года (к 20-летию восстания), а в декабре Эйзенштейн уже представил свой шедевр на суд публике. Благодаря фантазии режиссера «Броненосец “Потемкин”» иногда упоминается как первая цветная картина в СССР, однако это не совсем верно. На самом деле в фильме можно найти всего один цветной кадр, зато какой важный! Режиссер вручную раскрасил флаг, развевающийся на вершине мачты, красными чернилами. Так единственным цветным элементом черно-белой ленты стал символ революционной борьбы.

Военные фильмы

Культовых и достойных авторов в СССР было много. Но большими режиссерами в советское время считались именно те, кто снял военные фильмы. Это почти как в фигурном катании, в котором есть обязательная и вольная программы. Можно было сколько угодно снимать комедии, драмы и мелодрамы. Но оставить свой след в истории кино имели шансы в первую очередь те режиссеры, которые смогли снять картины о Великой отечественной войне.

Масштабные съемки и пронзительные сюжеты под силу многим. Но вылить на пленку всю боль многомиллионного народа удавалось не каждому. Впрочем, и прочувствовать такое кино могут лишь люди с большим сердцем. Например, понаблюдайте за знакомыми во время первого просмотра картины Сергея Бондарчука «Судьба человека». Если есть подозрения, что у этих людей нет сердца, отсутствие эмоциональной реакции или даже слез в финале только подтвердит эту догадку. Без медицинского обследования.

Примечания

  1. Ульянова А. И. Детские и школьные годы Ильича. — М.:Детгиз, 1962. — 40 с. — (Школьная библиотека. Для начальной школы)
  2. Удержат ли большевики государственную власть? = В. И. Ленин. Удержат ли большевики государственную власть? // «Просвещение» : журнал. — октябрь 1917. — № 1-2. // В. И. Ленин Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1981. — Т. 34. — С. 289—339.
  3. Троцкий, Л.Д. Сигнал тревоги // Бюллетень оппозиции. — 1933. — № 33 (март).
  4. Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» // Российская национальная библиотека.
  5. «То, что „важнейшим из всех искусств для нас является кино“, знали все советские люди. И лишь в годы перестройки и гласности они с удивлением обнаружили, что цитата, встречавшая их в каждом кинотеатре, не полностью отражает то, что Ленин сказал в 1923 году наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Мысль самого человечного человека в угоду руководителям кино извратили дважды. В исходном виде она звучала так: „Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк“.» — Светлана Кузнецова Отделение цирка от государства // Журнал «Коммерсантъ Власть» № 30 от 31.07.2006. — С. 52.
  6. Попятное направление русской социал-демократии // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1967. — Т. 4 — С. 269.
  7. Чехов А. П.. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. — М.: Наука, 1985. Т. 9.
  8. 1 2 Лучше меньше, да лучше. 2 марта 1923 г. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 391.
  9. Пять лет российской революции и перспективы мировой революции. (Доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г.) IV конгресс Коммунистического Интернационала 5 ноября — 5 декабря 1922 г. // Ленин В. И.. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 291, 293
  10. Планы доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна. Ноябрь, ранее 13, 1922 г. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 439.
  11. 1 2 .Наливкин Л. А., Соловьёва З. П. Так сказал Ленин // В. И. Ленин в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. Разлив, 22 апреля 2011 года / под ред. д-ра филос. наук М. В. Попова. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — С. 83-86. — 140 с. ISBN 978-5-7422-3053-3
  12. Задачи Союзов молодёжи (Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи. 2 октября 1920 г.) // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — Т. 41. Май ~ ноябрь 1920. — М.: Издательство политической литературы, 1981. — С. 298-318;Ленин В. И. Задачи союзов молодёжи / В. И. Ленин. Избранные произведения в двух томах. Издание четвёртое. Том II. — М.: Госполитиздат, 1946. — С. 644–658.}}
  13. Самарская газета, 1888, № 230, с. 2; выявлено О. В. Московским и опубликовано им в книге: Народное образование Самары: Хроника событий. 1851—1917.- Самара, 2002. Часть 1, стр. 58-59.
  14. А. М. Горькому // Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 48
  15. «На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов. Политбюро предложило Ф. Э. Дзержинскому, Н. И. Бухарину и Л. Б. Каменеву пересмотреть дела арестованных.» — Примечание № 42 к 51 тому Полного собрания сочинений В. И. Ленина // Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 385
  16. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 3. — С. 286. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00563-1.
  17. Письмо Центральному Комитету РСДРП. 25 августа (7 сентября) 1905 г. // Ленин В. И. . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 47 — С. 64.

Первые шаги

Кино в Российской империи полюбили сразу же. А после презентации Ханжонковым своего первого фильма царю Николаю II и получения от него одобрения пионер русского кинопроизводства вел свою деятельность вплоть до эмиграции в 1920 году. После возвращения на родину карьера Ханжонкова не сложилась из-за обвинения в финансовом преступлении, запрета на работу в области кинематографа и лишения политических прав.

Первый настоящий кинотеатр в Москве «Художественный» открылся в 1909 году

С 27 августа 1919 года началась эпоха советского кино. Именно в этот день, ныне отмечающийся как День кино, Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. Немой кинематограф 1920-х ассоциируется с именами Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова.

Легендарная сокращенная цитата Ленина о том, что кино является важнейшим из искусств, в итоге привела к созданию с 1923 года национальных киностудий в республиках СССР.

Еще до начала Второй мировой войны дружественная Германия с удовольствием принимала уже на первом Венецианском кинофестивале (1934 г.) советские фильмы. Годом позже, в 1935 году, прошел первый Московский кинофестиваль (тогда — Советский кинофестиваль в Москве), председателем жюри которого стал Сергей Эйзенштейн.

Но главным достижением советского кино 1930-х стало создание особого кинематографического языка, формирование традиций русского сценического искусства, известных в мире как система Станиславского.

ЮНЕСКО включило фильм Николая Экка «Путевка в жизнь» в список 10 лучших фильмов всех времен и народов. На первом фестивале в Венеции Экк получил приз зрительских симпатий за лучшую режиссуру. Картина была показана в 107 странах и принесла славу советскому кинематографу

Страна любила кино, и эта индустрия приносила государству большой доход. Многие фильмы того времени сегодня трудно смотреть из-за уклона в идеологию, но бриллианты со временем не тускнеют, и, например, комедии «Веселые ребята» и «Цирк» вызывают интерес и у современных зрителей.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

  • в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С. 19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
  • в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С. 10; опубликовано письмо полностью;
  • в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т. 44 — С. 579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино»

В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Также в качестве шутки употребляется вариант «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино».

Развитие

Зарубежные производители в течение долгого времени удерживали монополию на производство киноаппаратуры и фильмов, ограничивали их экспорт в Россию и принимали для проката только работы собственных операторов. Вплоть до 1908 года вклад российских предпринимателей в кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съёмками документальных короткометражных лент (обычно для местного показа). Исключением были документальные съёмки эпизодов из жизни царской семьи, которые начиная с 1897 года регулярно делались оператором Болеславом Матушевским, а с 1900 года — А. К. Ягельским, который получил Высочайшую монополию на создание и распространение таких кинолент. Однако в целом инициативой в организации съёмок хроникальных лент и поставкой зарубежных фильмов для показа в России владели московские отделения французских компаний «Братья Пате», «Гомон» и некоторых других. Значительный успех выпущенного фирмой «Бр. Пате» документального фильма «Донские казаки» (1908), который только в России сразу же разошёлся в 219 копиях, показал, что отечественная тематика будет пользоваться у российской аудитории большим спросом, и те же компании начали готовить на территории России съёмки художественных фильмов.

Приоритет в этой области, однако, достался короткометражному фильму производства петербургского киноателье Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 15 (28) октября 1908 года. Почти одновременно с Дранковым к съёмкам отечественных художественных фильмов приступает в Москве кинопромышленник Александр Ханжонков.

В 1907 году начинает выходить журнал «Кино» — первое российское периодическое издание, посвящённое кинематографу. Растущий интерес к синематографу вызывает появление множества тематических газет и журналов, большинство которых выпускались очень недолго.

«В Москве начала издаваться специальная газета „Почта Синематографа“, посвященная синематографическим театрам, которых в России насчитывается более 1200.»

— «Биржевые ведомости», 8 апреля (26 марта) 1908 года (вечерний выпуск)

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»).

Российское национальное кино удивительно быстро навёрстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до новаторских работ. Значительное число таких крупных достижений на счету киноателье Ханжонкова. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире сюжетный мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру первые звёзды русского кино Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, режиссёры Василий Гончаров, Пётр Чардынин и Владислав Старевич. Помимо множества художественных фильмов компания Ханжонкова занималась также созданием и распространением просветительского кино. В 1911 году при торговом доме был открыт «Научный отдел», который занимался производством научных, видовых и этнографических картин на темы географии России, сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности, зоологии и ботаники, физики и химии, медицины и так далее.

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?»(первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление.

Иногда данную фразу приписывают Троцкому, однако сам Троцкий авторство фразы отдавал Ленину: «Важнейшую задачу диктатуры Ленин видел в демократизации управления: „каждая кухарка должна научиться управлять государством“»

Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!Мы и кухаркукаждуювыучимуправлять государством!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: