«в «коммуне» остановка»

Лента новостей

В Севастополе не могут справиться с застройкой горы Аскети

Будет ли в Армении антироссийская цензура?

Прифронтовые зоны: как жить дальше

Национализированный пансионат в Крыму уйдёт с молотка

«Война – это много работы» – боец элитного подразделения про СВО и «Севастопольские письма»

Боррель предложит потратить 90% доходов с активов России на оружие ВСУ

В Севастополе осудили членов промышлявшей разбоями и вымогательством ОПГ

Как премьер Венгрии Орбан ведёт двойную игру с Трампом

Депутаты предложили отменить транспортный налог. Почему это недопустимо?

Браконьер из Крыма ответит по закону за 10-миллионный улов

Река и открытый храм скоро появятся на территории «Нового Херсонеса» в Севастополе

Во время строительства экскаваторщик сделал неожиданную археологическую находку

Президент Путин поручил ФСБ поименно искать и наказывать предателей из ДРГ

Жители респектабельного ЖК пожаловались на нашествие бомжей

В Севастополе облегчат жизнь брошенным собакам

Названы страны, которые сильнее всего сидят на антидепрессантах

Примечания[ | ]

Комментарии

  1. Фрегат USS Constitution , спущенный на воду в 1797 году, до сих пор находится на плаву и числится в боевом составе Военно-морских сил США, но в бою он в последний раз участвовал в 1814 году. Парагвайский артиллерийский катер Р 01 Capitán Cabral, спущенный на воду в 1908 году, используется преимущественно в качестве стационера на реке Парана.

Источники

  1. 12 РГА ВМФ.
  2. 1234 Спасательное судно «Коммуна»(неопр.) .www.kchf.ru . Дата обращения 22 июля 2020.
  3. 123Виталий Юрганов. Спасательное судно «Коммуна». 100 лет в составе ВМФ России(неопр.) .Флот — XXI век . Blackseafleet-21.com (16 июля 2015). Дата обращения 4 февраля 2020. Архивировано 2 августа 2020 года.
  4. Николай Долгачёв. У спасателей Черноморского флота России появилась «Пантера»(неопр.) .Вести.ру (19 декабря 2010). Дата обращения 20 декабря 2010.
  5. Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — С. 73. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7.
  6. Марина Сизова. Вечная «Коммуна» несёт вахту в Чёрном море уже более 100 лет / Марина Сизова ; Анна Мельникова // Комсомольская правда : газ. — 2019. — 20 февраля. — ISSN 0233-433X.
  7. Энциклопедия отечественного подводного флота: АГ-15. Тип «АГ» (Holland-602F).
  8. Энциклопедия отечественного подводного флота: Единорог (тип «Барс»).
  9. Бойко В. Н. Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР.
  10. «Меридиан Севастополь»: Старейшее военное судно отметило столетие. 18.11.2013.

История[ | ]

Идею строительства специализированного спасательного судна для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки «Кефаль» Сибирской флотилии В. А. Меркушов. В своей докладной записке он в качестве примера ссылался на немецкое судно «Вулкан», характеристики которого ему стали известны ранее, во время службы на Балтике, из литературы и от офицеров принимавших подводные лодки типа «Карп» на немецкой верфи Germaniawerft

в Киле. Прототип: немецкое спасательное судно «Вулкан» (нем. SMS Vulkan) в 1908 году. Идею заметили, и к 1911 году на Путиловском заводе разработали проект, который оказался лучшим из представленных на конкурс. 5 мая 1912 года c Обществом Путиловских заводов был подписан контракт на строительство судна, и в 1915 году построенное на Путиловской верфи судно, получившее имя «Волхов» (устар. «Волховъ»), вошло в состав Российского императорского флота. В некоторых источниках утверждается, что при строительстве использовалась особая ковкая корабельная сталь, прозванная «путиловской», метод изготовления которой впоследствии якобы был утрачен, и благодаря этой стали даже через сто лет после спуска на воду корпусные конструкции корабля находятся в отличном состоянии. Однако по данным специалистов Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ), данные утверждения не имеют никаких оснований. В процессе строительства «Волхова» использовалась стандартная на то время сименс-мартеновская сталь (сегодня принято называть ее просто мартеновской, хотя процесс получения данного типа литой стали был предложен Сименсом и Мартеном). В результате проведённых экспертами Роскосмоса исследований было установлено, что с большой долей вероятности, высокие антикоррозионные свойства стали корпуса «Волхова» были получены в результате её воронения в ходе строительства судна.

Спуск на воду спасательного судна «Волхов» (Путиловская верфь, 17 ноября 1913 года).

Первым местом базирования судна стал Ревель, где «Волхов» использовался как плавучая база подводных лодок, транспортируя до 10 запасных торпед, 50 тонн топлива, а также предоставляя каюты для размещения до 60 подводников.

Впервые «Волхов» был применён в июне 1917 года при подъёме подводной лодки АГ-15 (проекта «Американский Голланд») у Аландских островов.

24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорог» (типа «Барс»).

31 декабря 1922 года судно «Волхов» было переименовано в «Коммуну».

В 1928 году «Коммуной» (командир — С. И. Рябков) была поднята подводная лодка L-55.

В годы Великой Отечественной войны служило в составе Балтийского флота, обеспечивало ремонт подлодок, в том числе докование субмарин типа «Малютка».

В конце ноября 1956 года судно вновь заступило на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем подводная лодка М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята подводная лодка М-256.

В 1967 году «Коммуна» была передислоцировано из Кронштадта в Севастополь.

В 1973 году переоборудовано в носитель подводных аппаратов. Оснащено аппаратом (автономным снарядом) АС-6 типа «Поиск-2».

В 1977 году «Коммуна» занималась подъёмом со дна потерпевшего крушение самолёта Су-24.

В 1984 году были планы по передаче судна в ведение академии наук, однако они не были осуществлены, и «Коммуна» была переоборудована для выполнения первоначальных функций судна-спасателя.

17 ноября 2013 года исполнилось 100 лет со дня спуска судна на воду. 14 июля 2020 года в Севастополе торжественно отметили вековой юбилей со дня подъёма Андреевского флага на уникальном судне-спасателе.

В 2020 году на время ремонта СС «Саяны», оборудовано спасательным глубоководным аппаратом АС-28 (проекта 1855 «Приз»).

Тавры, живущие разбоем и войной

Еще одним опасным для мореплавания районом Понта Эвксинского был в античную эпоху Южный берег Крыма, и не только из-за частых штормов и опасных прибрежных рифов, но прежде всего из-за населявших его тавров. Уже Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V веке до н. э., сообщал, что «тавры живут разбоем и войной» и что они приносят в жертву своей богине всех «потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Основу пиратского промысла тавров составляло нападение на корабли, плывущие близко от побережья или причалившие к скалистому берегу в надежде найти укрытие от бури, а также разграбление потерпевших крушение судов.

Так, в 49 году н. э. часть римского войска, помогавшего боспорскому царевичу Котису захватить престол, после успешного окончания военной кампании возвращалась на кораблях в месту постоянной службы. Как сообщает Тацит, у Южного берега Крыма флотилия попала в сильный шторм:

Примечательно, что в 1980-х годах при раскопках таврского святилища на горном перевале близ Ялты археологи обнаружили детали римского вооружения и воинского снаряжения, а также монеты и металлические статуэтки, изображающие римских божеств: такие фигурки вместе с портативными алтариками римские легионеры брали с собой в поход. Судя по всему, в святилище тавры приносили в жертву своему божеству не только пленников, но и часть захваченной добычи.

«Трофей: более 150 поднятых подлодок и кораблей»

У «Коммуны» славное как прошлое, так и настоящее. До 1985 года на судне был чисто военный экипаж, в команду входила группа водолазов. Сейчас экипаж — смешанный, в штате 41 человек. Подводный аппарат АС-28 обслуживают военнослужащие, остальные — гражданские специалисты.

— Смешанные экипажи на флоте не редкость. Такие суда есть, например, в гидрографии, — говорит штурман Олег Евдокимов.

— Мы несем службу, дежурим на случай экстренной ситуации. Экипаж делится на две смены: смена капитана и смена старпома. Готовность к выходу в море — один час, — говорит Геннадий Логвиненко, у кого за плечами 31 год флотского стажа.

Каждый в команде «Коммуны» — настоящий, просоленный всеми ветрами морской волк. Сергей Ильченко, например, работает на судне уже 30 лет.

— В 1986 году после школы поехал учиться в Кронштадт, в 42-ю мореходную школу ВМФ, получил специальность электрика. И попал по распределению в бригаду спасательных судов на СБ «Орион», — рассказывает Сергей Викторович. — Год проработал, судно уходило в море, визы у меня тогда еще не было. И я перевелся на «Коммуну», которую называли кузницей кадров. Через «Коммуну» прошли все, кто попадал в бригаду. Потом уже их распределяли по буксирам.

Сергей Ильченко застал времена, когда «Коммуну» хотели сделать научно-исследовательским судном, передать в ведение Академии наук. На борту работали ученые, в бочку, покрытую специальной оболочкой из резины, ставили записывающую аппаратуру и опускали ее на глубину 2 тысячи метров.

— Макет имитировал малошумную подлодку

Ученым важно было, чтобы акустика ее «не брала», — объясняет электрик

За 30 лет работы на «Коммуне» ему довелось участвовать во многих спасательных операциях. Но особенно Сергею Викторовичу запомнилась та, что проходила в 1991 году.

— Из Балаклавы тогда буксировали списанную подводную лодку проекта 613. Канаты оборвались, и она затонула. Для обследования подлодки и отработки учебно-тренировочной задачи с судна «Михаил Рудницкий» спустили два подводных аппарата: АС-4 и АС-5. Один удачно всплыл, а другой запутался в пропиленовых канатах. К тому же на маршевый винт у них намотался капроновый сигнальный конец. Произошла разгерметизация, в отсек стала поступать забортная вода. Спасательному отряду была объявлена боевая тревога. Мы подошли на «Коммуне». Опустили подводный аппарат АС-32. С помощью манипулятора, в котором был закреплен резак, удалось перерезать канаты и освободить из «плена» подводников. Вся операция заняла около часа. Когда красно-белый корпус АС-4 появился на поверхности, раздалось дружное «ура!».

Штурман Олег Евдокимов ходит по морям 27 лет.

— В Каспийском высшем военно-морском училище, которое я заканчивал в 1972 году, на стене висел плакат: «Штурман, в морях твои дороги». Смысл его до конца понял, когда сам стал прокладывать курсы кораблей, — говорит Олег Александрович. — В 1995 году начали делить Черноморский флот. Надо было принимать украинскую присягу, я написал рапорт и уволился. Службу заканчивал в училище имени Нахимова. Был заместителем начальника кафедры. В 2011 году меня на даче в Фиоленте встретил Анатолий Ишинов, кто был тогда капитаном на «Коммуне», и предложил идти к нему штурманом.

Сейчас в ведении Олега Евдокимова — уход за материальной частью, корректировка карт и пособий. Гидрография выпускает извещения мореплавателям. Всю информацию, которая касается безопасности плавания, нужно нанести на карту.

Весной 2020 года «Коммуна» участвовала в поиске и спасении аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. С борта был спущен обитаемый поисково-спасательный аппарат АС-28, который успешно состыковался с дизель-электрической подлодкой «Старый Оскол».

В январе 2018-го экипаж «Коммуны» вновь отрабатывал взаимодействие с командой подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата. АС-28 тогда производил стыковку с макетом комингс-площадки подводной лодки (специальное устройство на корпусе субмарины в районе выходных шлюзовых камер. — «АС»), который располагался на глубине около 40 метров.

Недавно судно выходило на полигон для измерения магнитных полей. А сейчас экипаж готовится к доковой операции. У «Коммуны» будут зачищать и красить подводную часть корпуса.

907 г.

Морской поход Киевского князя Олега в ВизантиюЛетопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников — «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» — и «на конях и на кораблях» «приде к Царюграду». Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, «а в корабли по 40 мужь». Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

«Создал в кубрике Свято-Никольский собор»

Когда я уже собираюсь сойти на берег, меня останавили: «Вы еще не видели нашу судовую церковь». Мы спускаемся по нескольким трапам в трюм. Здесь, в одном из кубриков, и располагается корабельная церковь Николая Чудотворца.

— Была ли ранее на «Волхове» судовая церковь — доподлинно не известно. Старый циркуляр был утерян, — говорит ветеран поисково-спасательной службы Черноморского флота Анатолий Ишинов. — Но еще во время боевой службы в 80-х годах на морском тральщике «Харьковский комсомолец» в Персидском заливе я подумал: если вернусь благополучно домой, воздам Господу за наше спасение. Во время «танкерной войны» нам пришлось заниматься боевым тралением — уничтожением мин.

За эту операцию Анатолий Ишинов получил орден Красной Звезды. А когда стал капитаном «Коммуны», создал на судне, по собственному выражению ветерана, маленький Свято-Никольский собор. На службу сюда приходит помощник благочинного Севастопольского округа отец Стефан.

По трапу вслед за мной идут хвостатые «члены экипажа» — черная, как смоль, собака Блэк и рыжая Вишня. На палубе, в укромном уголке, у них есть свой «кубрик» — крепко сбитая будка.

Чем дальше я удаляюсь от «Коммуны», тем больше мне хочется остановиться и оглянуться. Судно, построенное еще в императорской России и пережившее со страной немало потрясений, притягивает как магнит. Не удивительно, что стаж работы у многих на «Коммуне» — по 20–30 лет. «Живая история «на ходу», — говорит, прощаясь, старпом Геннадий Логвиненко.

Роковая ошибка кока

Корабль был наречён «Волхов», в честь реки, протекающей на Русском Севере. А после революции судно переименовали, дав ему громкое имя «Коммуна». Его спроектировали и построили не только как корабль-спасатель, но и как плавучую базу для подводных лодок. Поэтому в каждом из двух корпусов катамарана размещались по 10 запасных торпед, по 50 тонн топлива, а также запасы воздуха высокого давления и оборудование для зарядки аккумуляторных батарей. Таким образом, далеко в открытом море он становился для терпящей бедствие подводной лодки не менее желанным, чем родной причал. На «Волхове» были комнаты отдыха, где с комфортом мог разместиться весь экипаж субмарины, лазарет, запасы продовольствия, а также мастерские, где лодку можно было подремонтировать. С 1915 по 1985 год на судне постоянно служили 250 моряков. В команду входила группа из нескольких десятков водолазов, готовых в любую минуту отправиться на морское дно. Сейчас на корабле всего 50 «штатских» сотрудников. Но каждый из них — патриот «Коммуны». За долгую жизнь корабля на нём сложились свои династии и… легенды, большинство которых на поверку оказываются былью. Одна из них рассказывает о первой субмарине, которую довелось поднимать. Была она, кстати, американского производства и называлась АГ-15. Катастрофа произошла в 1917 году у Аландских островов по нелепой случайности: судовой кок зазевался и спалил поджарку для борща. Опасаясь, как бы ему не попало от командира, он тайком открыл кормовой люк подлодки — проветрить. И в этот самый момент командир решил провести учебное погружение. Лодка с открытым люком камнем ушла на дно! Погибли много моряков. Несмотря на сильный шторм, около часа ночи спасатели подняли злополучную субмарину, буквально вырвав её из илистого грунта, отбуксировали в Ревель, где силами собственных мастерских отремонтировали — и через месяц подводная лодка вновь вышла в море…

1667 г.

Закладка первого Русского военного корабля «Орел»До этого для военных целей при необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами. Петр I высоко оценивал постройку первого военного корабля, отмечая в «Уставе морском…», что это «намерение отеческое… достойное оно есть вечного прославления: понеже… от начинания того, аки от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское».

Технические характеристики: Длина 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка 1,5 м, водоизмещение около 250 т. Вооружение: 22 пищали 6- и 3-фунтового калибра. Экипаж 22 матроса и 35 «солдат корабельных».

Морские победы флота Петра I

Первый раз русский регулярный флот проявил себя при взятии Азова. Но в данном случае говорить о реальных морских баталиях не приходится. Азовская флотилия лишь блокировала бухту и обстреляла крепость с моря.

Корабли же Балтийского флота, построенные в России, прямо со стапелей отправлялись на Северную войну, на деле доказывая свою эффективность и оправдывая вложенные в них средства. После Полтавы основные боевые действия были перенесены на море. Наиболее значимыми победами флота отображены в таблице.

Дата Основные события
май 1703 года Капитан П. Романов и поручик Д. Меньшиков с тридцатью лодками взяли на абордаж два шведских корабля с семнадцатью орудиями на борту; за эту победу государь и его ближайший сподвижник были удостоены орденами Св. Анны.
1704 год Балтийский флот во главе с флагманским кораблем «Штандарт» занимался обороной строящегося Санкт-Петербурга, а также Петропавловской крепости и Адмиралтейства.
1705 год К. Крюйс во главе эскадры из 23 судов (всего 226 орудий) отразил нападение шведской эскадры под командованием адмирала Анкерстерна (всего 660 орудий) на Кронштадт.
1706 год М. И. Щепотьев взял на абордаж адмиральский бот и бот сопровождения Швеции, захватив их.
май 1708 года 9 скампавей и 7 бригантин высадили десант у города Борго (город был взят, все корабли, стоящие на рейде, уничтожены).
1710 год При непосредственном участии флота были взяты города Рига, Аренсбург, Пернов, Ревель.
1713 год Были взяты крепости Борго, Або, Гельсингфорс.
1714 год Одержана первая большая победа у мыса Гангут.
1717 год Была проведена успешная высадка русского десанта на острове Готланд.
 1719 год Капитан А. Н. Сенявин разбил шведскую эскадру Врангеля (Эзельский бой), что явилось первым большим эскадренным сражением для русских кораблей в открытом море под командованием капитана, прошедшего обучение в России.
1721 год Русская эскадра одержала победу у острова Гренгам.

Модернизации и переоборудования

Капитальный ремонт, 1954г., Голландия, Флиссинген.

Первый капитальный ремонт на «Комунне» провели в 1954 году в Голландии, Флиссинген. Кроме устранения полученных за время службы повреждений, были заменены главные дизели на голландские Werkspoor ТАМ 336 аналогичной мощности.
Следующая модернизация была проведена уже на новом месте службы, в Севастополе. По проекту ЦКБ «Черноморец» судно было переоборудовано в носителя автономных подводных аппаратов. Работы проводились на «Севастопольском морском заводе им. С.Орджиникидзе» с апреля 1970г. по апрель 1973г. Вместо судоподъёмных механизмов было установлено главное спускоподъёмное устройство для подводных аппаратов, между корпусами установлена перемещаемая по рельсам специальная подвижная платформа для базирования подводных аппаратов весом до 100 тонн. Была установлена гидроакустическая станция звукоподводной связи «Кама». Заменён вспомогательный паровой котёл на «КВВА 2,5/5», установлена новая мощная электростанция. Были установлены новые мачты ферменной конструкции.
Очередной ремонт и переоборудование начались на судне в 1979 г. В планах было передать судно Академии наук СССР. Было смонтировано оборудование для глубоководных испытаний экспериментальных отсеков подводных лодок. Ремонт затянулся, но в 1985 году, когда были установлены новые отечественные дизели Коломенского завода 6ДР30/50 (мощностью также по 600 л.с.), судно вернулось в строй.

Мостик телеуправляемого аппарата Saab Seaeye Panter Plus

В апреле 2009 судно было подготовлено для работы с Saab Seaeye Panter Plus. Был оборудован управляющий мостик подводного аппарата (оборудование мостика норвежского производства), загружен на борт сам аппарат.

Спасать своими силами

История «Волхова» начинается с того, что российский флот стал в массовом порядке обзаводиться подводными лодками. По одной из версий, идею постройки специального судна для спасения подлодок, затонувших на небольшой глубине, подал Морскому генеральному штабу офицер-подводник Василий Меркушов. Было это в 1909 году, когда один из первых русских моряков подплава командовал на Дальнем Востоке подлодкой «Кефаль» типа «Окунь», построенной по американскому проекту. Мичман Меркушов, ссылаясь на доступную ему информацию товарищей, участвовавших в приемке построенных на немецких верфях лодок, предложил перенять опыт германского флота, где судно-спасатель «Вулкан» вступило в строй в 1908 году.

Идея нашла поддержку в Морском генеральном штабе, и там объявили конкурс на разработку проекта судна-спасателя подводных лодок. Он шел год с лишним, только в конце 1910 года объявили победителя – Путиловский завод. Там здраво подошли к задаче и не стали мудрить, изобретая нечто совершенно новое, а пошли по немецкому пути и предложили строить катамаран. Такая конструкция обеспечивала возможность ровного подъема затонувшей подлодки, не давала кораблю слишком наклоняться и не требовала сложных систем уравновешивания. К тому же катамаранная схема позволяла установить на спасателе более мощные козловые краны.

 

30 декабря 1911 года Путиловский завод получил наряд-задание Главного управления кораблестроения, а контракт с Обществом Путиловских заводов подписали 5 мая 1912 года. 12 ноября того же года состоялась закладка нового судна, получившего имя «Волхов»: по тогдашней традиции русского флота, вспомогательные суда получали, как правило, имена русских рек. Примечательно, что по требованию морского командования все оборудование для судна должны были поставлять российские производители, за рубежом можно было приобретать только то, чего в России не делали совсем. 600-сильные дизельные двигатели для «Волхова» делали на рижском заводе Фельзера, в поставщиках числились Общество Сормовских заводов, санкт-петербургский Механический завод Роберта Круга, Русское общество Всеобщая компания электричества (Рига), Общество Русских Смеловских Заводов и другие отечественные предприятия.

С постройкой «Волхова» связана еще одна любопытная легенда. Долгая служба корабля, корпус которого сохранился в очень хорошем состоянии, объясняют особой маркой стали, которую якобы использовали путиловцы. Дескать, это была кованая сталь чуть ли не ручной работы, особо вязкая и потому стойкая к коррозии. Правда, добавляют сторонники этой версии, рецепт производства такой стали был утерян в годы Гражданской войны и теперь никому неизвестен.

 

По данным же Российского Государственного архива Военно-морского флота, никакой «суперстали» для «Волхова» никто не катал и тем более не ковал. На него пошла стандартная мартеновская сталь, рецепт которой был описан еще в 1897 году: судно строили в строгом соответствии с нормами и требованиями Морского министерства. А высокую живучесть корпуса «Волхова» специалисты Роскосмоса, не так давно получившие образец материала для анализа, объяснили воронением, которое сделали на Путиловском заводе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: