История новогоднего праздника в россии от петра 1 до наших дней

О поведении со знатными чинами

«Увидев на ассамблее даму знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней».

«Замечено, что жены и девицы на ассамблеях являются не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Надев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных.

Указываю впредь перед ассамблеей мыться с мылом в бане со тщанием, и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподним также следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских».

Кот – музейный смотритель

Как отмечали Новый год на Руси?

Невозможно доподлинно установить, когда на Руси впервые отпраздновали Новый год — даже точная дата, на которую он раньше приходился, сейчас неизвестна. По разным версиям, славяне отмечали Новый год на Масленицу, в день весеннего или зимнего равноденствия.

Когда могли отмечать Новый год на Руси?

  • 22 марта (день весеннего равноденствия) — в честь пробуждения природы от зимней спячки;
  • Масленица — в день проводов зимы;
  • 22 декабря (день зимнего солнцеворота) — самый короткий световой день в году, в честь языческого божества холода Трескнуна.

После принятия христианства на Руси у Нового года появилась единая дата празднования — 1 марта. В 988 году в стране была принята византийская система летоисчисления, согласно которой годом «сотворения мира» считался 5508 год до нашей эры. На протяжении следующих пяти столетий Новый год праздновали в первый весенний день.

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

В конце XV века дату торжества официально перенесли на осень по приказу царя Ивана III Васильевича — в течение следующих двухсот лет Новый год отмечали 1 сентября. Этот праздничный день сопровождался массовыми гуляньями и торжествами, а в Московском Кремле проходила церковная служба.

Год за 4 месяца

Первый зимний Новый год прошел ярко и шумно. В полночь в Москве раздался праздничный грохот пушек. Семьи, у которых пушек не было, стреляли в воздух из ружей и мушкетов, а при дворе состоялся грандиозный фейерверк. Петр встретил праздник в Лефортовском дворце на Яузе, а потом присоединился к народным гуляньям. Всем людям, пришедшим к стенам Кремля, раздавали царское угощение.

Статья по теме
Таким образом, 1699 год в России прошел всего за 4 месяца. Поэтому ни в исторических документах, ни в мемуарах, ни в литературе нельзя найти упоминания о лете или весне 1699-го: их попросту не было! Год начался в сентябре и завершился в декабре, а те, кто не успел отпраздновать день рождения, вынуждены были прибавить к своему возрасту один год.

С каждым годом Петр не уставал придумывать новые затеи, и постепенно атрибутами Нового года стали фейерверки и маскарады. Позже люди уже не просто украшали еловыми ветвями дома, а срубали целые ели и наряжали их. При Екатерине II стало принято дарить друг другу новогодние подарки.

Весенний или зимний?

На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для того, чтобы получить богатый урожай, в этот день совершали еще и обряд «посевания». Рано утром дети обходили дома и рассыпали там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны – периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.

Приказ веселиться и ставить ели

Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.

Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.

Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.

Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.

С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев. После Октябрьской революции новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.

Обложка: А.Ф. Чернышев «Рождественская ёлка в Аничковом дворце», 1848 год.

Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов российских государей

«Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России

Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза

Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал

Баня, ртуть и капустный сок: как лечились на Руси

Интересные исторические факты о необычных указах Петра I (правил с 1682 по 1725)

Царь-реформатор Петр I ввел немало новшеств. Об одном из них мы уже рассказывали — о медали «За пьянство» (при том, что сам Петр весьма любил выпить!).

Запрет ходить по деревянным мостовым в подбитой железом обуви (1715 год)

Вроде, идея хорошая и смысл ее ясен — русский государь заботился об уличных мостовых и желал продлить срок их службы, с тем чтоб нерадивые горожане в подбитых гвоздями башмаках не расковыряли деревянный настил. Но Петр не только запретил ходить в такой обуви по выше озвученным дорогам — он в принципе не разрешил подбивать ее железом. В ней нельзя было ходить и по земле, а хозяева лавок с того момента не могли торговать скобами и гвоздями. За ослушание грозило суровое наказание: торгаши отправлялись на каторгу, а гражданам в подбитой обуви грозил крупный штраф. Сначала люди испугались, а городские улицы опустели. Обычно других башмаков у народа не имелось, а выходить на улицу нужно, и указ царя перестал исполняться.

Петр I

Правила поведения на светских мероприятиях

Цитаты из указа:

«Места эти пропускать нельзя, приходить туда надо мыту и бриту тщательно, чтобы вонью и гадкой щетиной не причинить вред даме…»

«На трезву голову ознакомься, где в доме уборная, и положи сие сведение в той части мозга, каковая воздействию вина менее подвержена…»

«Есть нужно в меру, дабы еда не становилось препятствием для танцев. А пить можно вдоволь, не боясь плохого конца. Ибо на Руси всегда такая смерть считалась почетной…»

«На красу женскую смотри не жадно и открыто, а исподтишка, но так, чтобы дамы сие видели, — им приятно, и ты наглецом не прослывешь. Руки не распускай, иначе получишь по морде…»

«Дамы же часто бывают одеты яко кикиморы. Одев одежды из белого атласу на загаженное исподнее белье, особы сильно потеют и распространяют вонь, пугая гостей заморских. Посему указываю им мыться в бане с мылом и надевать не только чистое верхнее платье, но и свежее исподнее…»

О Сенате

«Указую господам, избранным в Сенат, публичную речь говорить не по писанному на бумажке, а тока своими словами, чтоб всякий слушатель видел его дурь…»

Очень мудрый указ!

Об отношениях подчиненного и начальника

«Подчиненный, стоя перед высокой особой, должен принять придурковатый вид, чтобы не казаться умнее ее…» Хотя, как мне кажется, неплохо, если бы высокопоставленные особы на самом деле были неглупыми. Но должность и происхождение  не гарантируют наличие ума у их обладателя…

Указ о рыжих и косых

Людей с рыжими волосами и косыми глазами запрещалось ставить на государственные должности. Возможно, Петр когда-то сталкивался с человеком с такими внешними данными, и встреча оказалась неприятной…

Указ для моряков флота российского

«В чужих державах негоже напиваться, дабы не позорить державу и флот. За подобное положено наказание. Но если моряк, напившись, упал и лежит головой к своему кораблю, наказывать его не следует, ведь он хотел дойти до судна, но не смог…»

Указ переплавить колокола на пушки

Переплавка колоколов на пушки

За достоверность этих сведений не ручаюсь.

Шла Северная война (1700 — 1721) между Швецией и другими европейскими странами за выход в Балтийское море. Не хватало металла для пушек, и Петр выпустил указ, предписывающий церквям отдать колокола на переплавку. Русский государь обещал, что после окончания войны пушки вновь переплавят на колокола. Война закончилась, а церкви так и не получали обещанное царем. Тогда их служители написали Петру письмо, где напомнили ему об этом. Петр якобы дал священникам короткий письменный ответ: «Х…й вам».

Указ о наказании за ношение слишком пышного испанского платья, а не скромного немецкого

«Нами замечено, что по Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету регламенту штиля, в гишпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко.

Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же на вопли наказуемых».

Наконец, самый замечательный свод указов «О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ», который касался правил поведения на балах, до того момента неизвестных российскому обществу.

Ёлка в Сокольниках

В советской России сразу после революции продолжали отмечать новогодние праздники. Более того, большевики отменили запрет Николая II следовать этой традиции.

В рассказе «Ёлка в Сокольниках» его автор Александр Кононов описал события 6 января 1919 года. В этот день председатель Совнаркома, вождь пролетарской революции Владимир Ленин вместе с сестрой Марией Ульяновой и руководителем издательства ЦК РКП (б) «Коммунист» Владимиром Бонч-Бруевичем приехал в школу в Сокольниках, где решили организовать для детей новогодний праздник. По его воспоминаниям, веселье удалось на славу. Ленин смотрел подготовленные ребятами концертные номера, принимал участие в играх, вместе с детьми водил хороводы.


Фото: Википедия

«Они отбили его от взрослых. Потащили его с собой пить чай, угощаться, накладывали ему варенье… а он им давал орехи, наливал чай из горячих стаканов и зорко следил за всеми, точно все они были его семьёй… С детьми ничего нельзя было поделать. Они завоевали Владимира Ильича совершенно», – вспоминал Бонч-Бруевич.

По некоторым сведениям, когда Ленин ехал на ёлку, на него было совершено нападение. На дороге машину остановили налётчики московского бандита Якова Кошелькова. Они обыскали Ленина, забрали деньги, документы. Бандит не узнал Владимира Ильича и забрал его машину. Позже, поняв, кто был в его руках, жалел, что не взял в заложники, чтобы потребовать в обмен выпустить всю Бутырку.

Празднование Нового года после революции то запрещали, то разрешали. Не будем вдаваться в политическую подоплёку таких решений. Окончательно праздник был установлен в конце 1935 года, после того как в газете «Правда» была опубликована статья второго секретаря ЦК КП (б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку». Так в 1937 году была возрож­дена традиция наряжать ёлку в канун Нового года. С тех пор из рождественской она окончательно превратилась в новогоднюю.

Новый год в Государстве Российском

После Крещения Руси к нашим предкам пришел византийский календарь, согласно которому празднование Нового года приходилось на 1 сентября. В этом тоже была своя логика: когда сельскохозяйственные работы завершены и урожай собран, можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. Кроме того, считалось, что именно в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали дважды: официально – осенью и по старым обычаям – весной. В XV веке, когда Русь освободилась от ордынской зависимости, Московский государь Иван III приказал установить единую дату, и празднование Нового года перенесли на сентябрь как для русской церкви, так и для мирян.

С 1495 года 1 сентября в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, которое проходило под звон колоколов. В XVII веке эту традицию дополнили: теперь монарх, его свита и бояре выходили к народу в нарядных одеждах и поздравляли с праздником. После торжественной церковной службы в домах Новый год отмечали песнями, плясками и угощениями, но называли его тогда иначе – «Первый день в году».

Перепись населения

Равно, как и указ о престолонаследии Петра 1, данное положение было просто необходимо для государства. Ввиду постоянного проведения военных кампаний страна постоянно нуждалась в финансах для обеспечения армии. Поэтому и был издан императором приказ о проведении подворной переписи населения.

Но эта мера не дала должного результата. Помещики не желали платить налоги «неизвестно куда», так как страна уже устала от постоянной войны. Поэтому Петру Алексеевичу пришлось проводить такую перепись несколько раз, так как с каждой новой количество дворов уменьшалось.

Предыдущие результаты переписи были датированы 1646 и 1678 годами. Данные же за 1710 год уменьшились на двадцать процентов. Поэтому после очередной попытки указом «взять сказки у всех, и чтобы правдивые принесли (срок дать год)», подворное налогообложение было заменено подушным.

По следам «Великого посольства»

Тем временем Петр Великий подготовил для дворянских детей новое «испытание»: их следовало отправлять на учебу за границу, причем вопреки сопротивлению родителей. В Амстердаме, Лондоне, Тулоне и других европейских городах будущие офицеры и государственные деятели обучались морскому делу, астрономии, фортификации, а также художествам и этикету. Царский указ многие восприняли как наказание и несчастье: все зарубежное казалось подданным чужим и непонятным. К тому же для успешной учебы в Европе нужно было приложить немало усилий, а дети дворян к усердному труду не привыкли.

Петр I в Голландии

К неудовольствию Петра I обучение за казенный счет пошло на пользу далеко не всем, на родине нерадивых школяров сурово наказывали и с позором отправляли домой. Совершенно не стесненные в средствах дворянские дети посещали игорные дома и театры, пренебрегали занятиями и при любой возможности отказывались от морских плаваний. От подобных новостей Петр Алексеевич приходил в ярость, приказывал немедленно разжаловать прогульщиков в матросы и отправлять на самые тяжелые работы. Об успешной карьере им приходилось забыть, зато талантливые и прилежные по возвращении получали высокие должности и царскую похвалу.

Галина Питулько: пять потешных указов Петра Первого

С именем первого российского императора связаны не только серьезные преобразования в государственной и общественной жизни, но и некоторые забавные распоряжения. Доцент кафедры международных отношений Северо-Западного института управления РАНХиГС, кандидат исторических наук рассказала о самых интересных и неоднозначных его указах

Не сносить вам… бороды

Самый широко известный указ из разряда потешных был издан Петром Первым почти сразу после его возвращения из Великого посольства в сентябре 1698 года и касался бритья бород. Одна из причин появления подобного распоряжения была вполне весомой. Такая инициатива была связана с борьбой со старым московским боярским бытом, несмотря на то что бороды носило все мужское население страны. Так, государь повелел брить бороды всем взрослым мужчинам, за исключением духовенства и жителей деревень. Крестьяне при въезде в город должны были платить налог на бороду. Существовала целая система штрафов за ношение бороды: в 1705 году царевы слуги за право носить бороду платили по 600 рублей год, богатые купцы – по 100 рублей, простые горожане – по 30 рублей. Народ же активно сопротивлялся этому нововведению. Тем не менее за неуплату простых граждан могли сослать на принудительные работы, например, на уральские заводы, а купцов и прочих состоятельных подданных насильно брили и отдавали на поруки.

По Петербургу – на цыпочках

К одному из забавных царских указов относится распоряжение Петра Великого о запрете использовать гвозди или железные скобы при починке и ношении кожаной обуви. Этот указ действовал в Петербурге, где были уже и брусчатка, и пороховые предприятия. Вероятно, поэтому в новой столице была под запретом кованная металлом обувь. Считалось, что при ходьбе из-за наличия металлических деталей из-под ног могли вылетать искры, что создавало явную угрозу для возгораний и пожаров. В связи с этим на пороховых предприятиях был принят специальный указ носить мягкую обувь, то есть тапочки, а позднее это предписание стало обязательным и для других предприятий.

Модный приговор

Государь, без всякого сомнения, заботился о внешнем виде своих подданных. Это касалось не только определенной моды на платье, но и заботы о чистоте тела. Так, в январе 1700 года Петр Первый повелел всем носить венгерское платье, а несколько позже боярам и дворянам вменялось в обязанность одевать по будним дням немецкое, а по выходным – французское одеяние. Более строгий регламент в отношении одежды и этикета касался мужчин и женщин, которые посещали дворянские ассамблеи, введенные царем с 1718 года.

Банный вопрос

Что касается вопроса о банях, то в 1704 году в Санкт-Петербурге была открыта специальная банная канцелярия. Вслед за этим появилась целая серия указов о банях и косвенных налогах, которые взимались не только с домашних бань, но и, например, с плотов и прорубей. Это было связано с народной традицией полоскать выстиранное белье с плотов и в прорубях. Государем был одобрен и внедрен так называемый «банный налог» на право иметь домашние бани: чиновники и купцы платили по 3 рубля, простые горожане – по 1 рублю, а крестьяне – по 15 копеек. По тем временам эти суммы были весьма ощутимы для народа, что заставляло подданных всячески приспосабливаться.

Награда за пьянство?

Несмотря на то сам царь вряд ли мог быть отнесен к трезвенникам, он, как Отец Отечества, заботился и воспитывал тех, кто злоупотреблял винопитием. Хорошо известно, что по специальному указу Петра Великого флотским людям была положена чарка водки. При этом государь по-своему боролся с пьянством. Так, по его распоряжению в 1714 году была введена «медаль за пьянство», которая весила примерно семь килограммов. Такую «награду» следовало носить на шее круглосуточно в течение семи дней. Стоит признать, что подобная мера была очень наглядной и действенной.

Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года

20 декабря 1699 года издан указ Петра I о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января

Весенний или зимний?

На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь.

Новый год в Государстве Российском

После Крещения Руси к нашим предкам пришел византийский календарь, согласно которому празднование Нового года приходилось на 1 сентября. В этом тоже была своя логика: когда сельскохозяйственные работы завершены и урожай собран, можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. Кроме того, считалось, что именно в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали дважды: официально – осенью и по старым обычаям – весной. В XV веке, когда Русь освободилась от ордынской зависимости, Московский государь Иван III приказал установить единую дату, и празднование Нового года перенесли на сентябрь как для русской церкви, так и для мирян.

С 1495 года 1 сентября в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, которое проходило под звон колоколов. В XVII веке эту традицию дополнили: теперь монарх, его свита и бояре выходили к народу в нарядных одеждах и поздравляли с праздником. После торжественной церковной службы в домах Новый год отмечали песнями, плясками и угощениями, но называли его тогда иначе – «Первый день в году».

Приказ веселиться и ставить ели

Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.

Предписания Петра Великого на этом не заканчивались.

Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.

Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.

С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев. После Октябрьской революции новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней.

Обложка: ruspekh.ru

Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов российских государей

«Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России

Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза

Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал

Баня, ртуть и капустный сок: как лечились на Руси

Модный диктат

Отдавая распоряжения, импульсивный Петр Алексеевич часто не задумывался о том, как люди смогут их выполнить. В случае с запретом на башмаки, подбитые гвоздями, царь «перегнул палку»: подданные не имели права ходить в таком виде не только по дереву, но и по земле. А поскольку выбор обуви был невелик, многие просто перестали выходить на улицы. Особенно жителей Санкт-Петербурга беспокоило суровое наказание за нарушение запрета. Торговцы, продающие подбитые сапоги, отправлялись на каторгу, а покупатели – платили крупный штраф.

Закладка Петербурга. Художники В. Серов и Н. Корчагин

Кстати, похожая ситуация возникла и после принудительного «переодевания» представителей знати в европейское платье. Вернувшись из Великого посольства, Петр I вдохновился западной модой, однако не учел одной маленькой детали: в России такой одежды не шили даже на заказ, и вельможам приходилось отдавать немалые суммы для изготовления новых предметов гардероба за границей.

Неожиданные последствия царского указа

Как было замечено, рекомендации Петра I относительно украшения хвойными деревьями были основательно забыты. Но современная исследовательница Е.В. Душечкина в фундаментальной работе «Русская ёлка: история, мифология, литература» подметила одно забавное последствие петровских нововведений.

Елки почему-то сохранились в декоре питейных заведений. Хозяева кабаков и трактиров продолжали украшать ими накануне Нового года дворы и помещения. Дерево привязывали к колу, укрепляли на крышах, втыкали у ворот. Необязательно таким деревом была ель, встречались и сосенки.

Таким образом, ёлки стали в какой-то степени символами, опознавательными знаками питейных заведений. Они стояли до следующего Нового года, когда их заменяли на новые. В литературе при описании кабаков и трактиров постоянно встречаются эти детали – в убранстве заведений авторы подмечают хвойное дерево. Обычай, возникший в связи с петровским указом, продолжали исполнять на протяжении XVIII-XIX веков.

Более того, слово «ёлка» приобрело новое и совсем неожиданное значение. Дело в том, что тема алкоголя в России часто раскрывается с помощью эвфемизмов. Например, «сообразить на троих», «хряпнуть», «дерябнуть», «хорошо сидим» и т. д. Так же произошло и нашем случае. Вместо слов «кабак» или «пьяный» часто говорили «ёлка». Например, «пойдем в ёлку», «ёлка упала», «быть под ёлкой» и другие.

Царь-экзаменатор и нерадивые студенты

Известно, что Петр I любил присутствовать на экзаменах, которые держали вернувшиеся в Россию молодые люди, и даже лично проверять их знания. Вопросы царь задавал каверзные и оценивал экзаменуемых строго. Выдержать подобную проверку могли даже не все прилежные ученики, а ленивые и бесталанные – и подавно.

Петр I встречает дворян, прибывших из Европы

В числе первых дворянских детей, отправленных постигать морские науки (еще до 1714 года), был некто Максим Спафариев. Сначала царь рекомендовал ему обучение в российский Навигацкой школе, но сердобольные родители оградили ребенка от таких «страданий» и отдали в Славяно-греко-латинскую академию. Увы, Максима это не спасло: разгневанный Петр I в назидание приказал юноше учиться за рубежом, подальше от излишне заботливой семьи. В Европе Максим Спафариев от праздного образа жизни не отказался, и вместо себя на занятия отправлял своего ровесника слугу-калмыка. И тут случилось нечто невообразимое: слуга настолько влился в образовательный процесс, что не просто ходил на занятия, а стал усердно штудировать учебники Спафариева, а затем даже выходил вместо своего барина в море!

По возвращении в Петербург Максим Спафариев должен был вместе с остальными дворянскими отпрысками пройти экзамен в Навигацкой школе. Разумеется, с собой юноша вновь взял слугу, который подсказывал ему правильные ответы. Но и на этот раз Максиму Спафариеву не удалось провести царя: Петр Алексеевич заметил калмыка, приказал ему подойти ближе и начал экзаменовать уже обоих молодых людей. Быстро выяснив, в чем дело, государь предложил калмыку ответить на самые сложные вопросы. Когда слуга блестяще выдержал экзамен, царь произвел его в мичманы, а вот провалившегося Максима Спафариева отправил на корабль простым матросом. «Спасли» его, как водится, родители спустя несколько месяцев тяжелого труда. Любопытно, что один из потомков Спафариева все же отметится в области морского дела и станет строителем маяков. Что касается слуги, то по распоряжению Петра Великого он получил фамилию Калмыков и дворянский титул, а после смерти государя смог дослужиться до контр-адмирала и создал «Генеральные сигналы» для кораблей – руководство по обмену условными знаками при помощи флажков и вымпелов.

Петр Алексеевич лично экзаменует дворян

Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал

«Великое посольство» Петра Первого: от турок к шведам

Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов русских государей

«Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России

Путешествие престола из Петербурга в Москву: маленький каприз самодержавного отрока

Кот-правитель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: