Царь-колокол

Царь колокол

Литература

Памятники Царь-колокол | Царь-пушка | Памятник Александру II † | Памятник великому князю Сергею Александровичу ≠± | Памятник В. И. Ленину ± Площади и сады Большой Кремлёвский сквер | Соборная площадь | Ивановская площадь | Тайницкий сад | Сенатская площадь Соборы и монастыри Успенский собор | Архангельский собор | Благовещенский собор | Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов | Церковь Ризоположения | Верхоспасский собор и теремные церкви | Собор Спаса на Бору † | Чудов монастырь † | Вознесенский монастырь † | Колокольня Ивана Великого | Церковь Рождества Богородицы на Сенях | Церковь святых Константина и Елены † | Церковь Благовещения на Житном дворе † | Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору † Достопримечательности Стены Московского Кремля | Башни Московского Кремля | Гербовые ворота † | Некрополь у Кремлёвской стены | Кремлёвские звёзды | Кремлёвские часы Примечания: — до наших дней не сохранился * — был разрушен и воссоздан вновь * ± — перенесён в другое место

Смотреть что такое «Царь-колокол» в других словарях:

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — «ЦАРЬ КОЛОКОЛ», памятник литейного искусства 18 в. Отлит в 1733 35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными (см. МАТОРИНЫ). Во время пожара 1737 от «Царя колокола» отвалился кусок в 11,5 т. Установлен в Московском Кремле (см. КРЕМЛЬ… … Энциклопедический словарь

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — памятник литейного искусства 18 в., установлен в Московском Кремле; вес свыше 12 тыс. пудов (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит по указу императрицы Анны Ивановны в 1733 1735 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Материными. Во время пожар … Русская история

царь-колокол — царь колокол, царь колокола … Орфографический словарь-справочник

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — памятник литейного искусства 18 в., установлен в Московском Кремле; масса свыше 200 т (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит в 1733 35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737 от Царя колокола отвалился кусок в 11 … Большой Энциклопедический словарь

Царь-Колокол — Координаты: 55°45′03″ с. ш. 37°37′06″ в. д. / 55.750833° с. ш. 37.618333° в. д. … Википедия

Царь колокол — Координаты: 55°45′03″ с. ш. 37°37′06″ в. д. / 55.750833° с. ш. 37.618333° в. д. … Википедия

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — название колокола, установленного в Московском Кремле, уникальная бронзовая отливка; масса свыше 200 т, высота 6,14 м, диаметр 6,6 м. Отлита мастерами И. Ф. Моториным и его сыном Михаилом в 1733 1735 гг. Украшения, портреты и надписи выполнены В … Металлургический словарь

«Царь-колокол» — памятник литейного искусства XVIII в., установлен в Московском Кремле; масса свыше 200 т (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит в 1733 35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737 от «Царь колокола» отвалился кусок … Энциклопедический словарь

Царь-колокол — Царь ко/локол, Царь ко/локола … Слитно. Раздельно. Через дефис.

История

Изготовление

По приказу царя, пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади , чтобы сделать его более впечатляющей трибуной для выступлений государя и чтения его указов. Пушка символизировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота , а также способствовала популярности самого Бориса Годунова .

Хотя пушка была отлита как полноценное боевое орудие, фактически она ни разу не стреляла . Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея . Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку .

Конструктивные особенности

По мнению известного историка, Алексея Николаевича Лобина , по своей конструкции Царь-Пушка скорей является классической бомбардой , нежели пушкой в привычном понимании этого слова. От классического полевого орудия ее отличает узкая зарядная камора диаметром 440 мм и длиной 1740 мм переходящая в широкий ствол диаметром 890 мм у основания и 920 мм у дульного среза. Такая конструкция характерна для тяжелых осадных орудий того периода.

Перестановки

К вопросу о переустановке пушек на новое место вернулись в 1835 году: тогда их переставили на декоративные чугунные лафеты у главных ворот Арсенала, после чего лафеты покрыли бронзовой краской. На этих лафетах пушки стоят до сих пор. Тогда же рядом с ними установили ещё двадцать исторических орудий, ранее хранившихся во дворе . Новый лафет с орнаментом для Царь-пушки был создан по эскизу работы архитектора Александра Брюллова и инженера Павла де Витте , заказ выполнили в Санкт-Петербурге на заводе Берда . Также для пушки изготовили четыре декоративных ядра весом 1,97 тонны каждое .

В 1843 году Царь-пушку и несколько других орудий перенесли к старому зданию Оружейной палаты , позже переоборудованному под казармы . На этом месте она простояла более ста лет, пока в 1960-м казармы не снесли, и на их месте начали строительство Кремлёвского дворца съездов . В это время Царь-пушка была переставлена к северному фасаду звоницы колокольни Ивана Великого , где находится до сих пор, а с противоположной стороны от неё стороны стоит Царь-колокол .

Характеристики и оформление

Диаметр наружный ствола составляет 1200 мм, узорного пояса около дула – 1340 мм, калибр пушки – 890 мм, вес – 39 312 кг . Уникальные габариты не позволяют причислить пушку к строго определённому классу артиллерийских орудий: соотношение калибра к длине ствола равно 6, и по современной классификации пушка является мортирой , но в XVII-XVIII веках длина ствола мортир составляла не более 3,5 калибра. Конструкционные особенности позволяют отнести её к классу дробовиков .

Ствол пушки канонической формы, на передней части украшен рельефами с изображением царя Фёдора Ивановича, сидящего верхом на коне, и надписью: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Надпись с правой стороны: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине ». Надпись на левой стороне: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета , в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов» .

На стволе с каждой стороны размещено по четыре скобы для крепления канатов при перемещении пушки, а вместо лафета предусматривался специальный станок с заранее заданным углом возвышения . Пушка задумывалась как оборонительное оружие и предназначалась для стрельбы дробом по вражеским воинам, которые проникали в город через проделанный артиллерией пролом в стене. Из-за этого назначения пушку какое-то время называли «Дробовиком Российским» . По расчётам специалистов, пушка также могла стрелять каменными ядрами весом от 750 кг до 1 тонны и использовать заряд пороха от 85 до 118 кг . Некоторые исследователи полагали, что из пушки был произведен как минимум один выстрел . Но в 1980-х годах во время реставрации пушки пришли к выводу, что из пушки не стреляли, так как её не доделали: внутренняя часть ствола не была зачищена после отливки, и в нём имелись наплывы до 20 мм, а также неровности и горелая земля . Затравочное отверстие также не было просверлено, хотя при отливке сделали начальное углубление диаметром около 10 мм .

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г. картинки

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г

«царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Причины разрушения: взгляды и предположения исследователей

Разрушение колокола считается одним из самых загадочных и остроумных феноменов в истории. Разные исследователи и эксперты предложили разные теории относительно причин разрушения колокола.

  1. Одна из ведущих теорий предполагает, что колокол раскололся из-за несовершенства кастинга. Колоколы, особенно такие огромные и мощные, как царь колокол, были изготовлены методом литья. Иными словами, расплавленный металл залит в форму и затем охлаждается, чтобы получить желаемую форму и размер. Ошибка в этом процессе могла привести к образованию внутренних дефектов, которые могли привести к разрушению колокола в будущем.
  2. Другие исследователи предполагают, что причиной разрушения могла стать уснувшая из самодержавной власти. Царь колокол, как символ монархии и религиозной власти, был выражением мощи и могущества царской династии. Однако, смена политического режима и приход новых идей могло привести к падению интереса к символам старой режима. Возможно, летящая пуля в колокол была символическим актом свержения монархии и разрушением ее символа.
  3. Некоторые ученые также предлагают теорию, что причиной разрушения могла стать неудачная экспериментальная реставрация в начале 19 века. В те времена, для исправления внешних повреждений и сохранения исторической ценности колокола, его перековывали и восстанавливали. Однако, неопытность реставраторов и неудачный выбор материалов могли способствовать усилению внутренней напряженности внутри колокола, что могло в конце концов привести к его разрушению.
  4. Есть также множество теорий о нарушении магической симметрии колокола, которое могло привести к его разрушению. Для создания колокола использовались определенные техники и ритуалы, которые предполагали строжайшее следование определенным правилам и пропорциям. Любое нарушение этих правил могло спровоцировать сбой в энергетическом поле колокола и привести к его разрушению.

Каждая из этих теорий имеет свои приверженцев и недостатки. Однако, точные причины разрушения царь колокола остаются загадкой и продолжают волновать умы исследователей и историков.

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на территории Московского Кремля

  • Назад

  • Вперед

Музейный экспонат

Воссоздать гиганта было уже невозможно — спаянный колокол звучал бы по-другому. Однако несмотря на повреждения и неоконченную чеканку, Царь-колокол – уникальное произведение литейного искусства, украшенное рельефами и надписями. По замыслу скульптора Федора Медведева, на нем была изображена фигура Анны Иоанновны, повелевшей отлить колокол, и царя Алексея Михайловича, во времена которого создан его «прадед». Среди изображений святых – сложный и изящный орнамент, разделяющий колокол на верхнюю и нижнюю части.

В конце XVIII — начале XIX веков время от времени возникали проекты по его подъему, но они были сложными и дорогими. Только в августе 1836 года по предложенному французским архитектором Огюстом Монферраном плану изделие подняли с использованием деревянных лесов с системой блоков, канатов и воротов, а затем установили на постамент там же, в Кремле. В 1979–1980 годах Царь-колокол реставрировали, после обновления он стал серебристо-серым, а орнамент приобрел большую выразительность.

В этот день в 1735 году был отлит Царь-колокол. Это один из самых больших и знаменитых колоколов мира, но за всю свою долгую жизнь не издал ни звука

У известного в наше время Царь-колокола было несколько предшественников. Первый, Годуновский колокол, отлили в 1599 году. Он находился на Ивановской площади Кремля. Колокол удивлял размерами и красотой, сам он весил почти 34 тонны. Колокол прослужил почти 50 лет, но был уничтожен большим пожаром.

В 1651-м заговорили об отливке колокола весом в 130 тонн. Царь Алексей Михайлович хотел поручить работу сначала заморскому мастеру, но тот запросил новую медь (не захотел делать из меди расколовшегося колокола). Да ещё и условие поставил: мол, не менее пяти лет на работу.

Зато местные, московские, мастера были готовы взяться за работу тотчас же, да ещё и обещали сделать всё за один год.

«Ого, чего хотят эти русские»

Вопрос об отливке нового Царь-колокола в 1730 году подняла императрица Анна Иоанновна. И она повелела, чтобы новый был во много раз мощнее и больше. Так, предполагалась, что вес царственного гиганта должен был достигнуть 200 тонн.

Выполнение столь масштабной задачи планировалось поручить иностранцам. Французский колокольный мастер, узнав, чего хотят «эти русские», отказался, впрочем, наотрез.

Пришлось искать умельцев среди местных, благо наша земля славна самыми разными мастерами. Так, за непростую задачу взялись мастер Иван Моторин и его сын Михаил.

Пока согласовывали проект, прошло три года. Металл взяли из осколков предшественников.

А с учётом всех размеров решено было вести всю работу сразу в Кремле. Так, на Ивановской площади для формовки изделия была вырыта яма в десять метров глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав. А ещё были построены четыре литейные печи и устройство для подъёма кожуха.

Сын доделывал за умершим отцом

Неравномерное и быстрое охлаждение вызвало образование более чем десятка трещин. И от колокола откололся одиннадцатитонный кусок. Фото: Globallookpress

Пожар загнал Царь-колокол в яму на целый век

И тут в дело вмешался ещё один пожар. Троицкий, или Великий пожар в мае 1737 года наделал немало бед в Москве. И он также изменил и судьбу Царь-колокола.

Сначала загорелась деревянная постройка над ямой, в которой находился колокол. Вниз стали падать горящие брёвна. Горожане тотчас же сбежались и начали тушить огонь, спасая творение.

Но неравномерное и быстрое охлаждение вызвало образование более чем десятка трещин. И от колокола откололся одиннадцатитонный кусок.

О нём знает весь мир. Но его «голос» никто так и не услышал

Но это было слишком дорого и слишком сложно.

Наконец в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану, который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.

По некоторым версиям, если раздастся звук Царь-колокола, значит, наступил Судный день. Фото: Шерер, Набгольц & Ко / Globallookpress

И лишь 17 августа 1836 года была произведена сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола. Сразу после этого его установили на специальный постамент. Царь-колокол вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир. Он так никогда и не звонил. По некоторым версиям, если раздастся звук Царь-колокола, значит, наступил Судный день.

История Царь-Пушки для детей

Царь-пушка, как символ мощи Руси

На Ивановской площади московского Кремля находится памятник могуществу и непобедимости России, знаменитая, гигантская Царь-пушка. Она и Царь-колокол считаются самыми посещаемыми объектами столицы.

Создание грозного орудия

В XVI веке на русские земли часто совершали набеги крымские татары. Они разоряли города и села, грабили и убивали население, уводили в плен русских женщин. В 1586

году на Москву вновь двинулось несметное полчище татар. Царь Федор Иванович стал готовиться к обороне города. По его приказу мастер Андрей Чохов приступил к созданию оборонительной пушки. Она должна была своими грандиозными размерами не только напугать неприятеля, но и стрелять каменными осколками.

Когда работа была закончена, все были поражены размерам грозного орудия. Имея вес около 40

т. длину5 м. и калибр 890, она была настоящей «Царь-пушкой». Пушку установили на высоком берегу Москвы-реки, чтобы она была видна издалека. Но татары на этот раз не подошли к Москве.

Позже, царь Петр I приказал переместить орудие на территорию Кремля. Это оказалось трудной задачей. Только с помощью двухсот лошадей-тяжеловозов пушку удалось подтащить к воротам. Она была установлена на лафете, выполненном из дерева, который впоследствии сгорел. По чертежу академика Брюллова был создан новый, чугунный лафет. Когда началось строительство Дворца съездов, Царь-пушку переместили на Ивановскую площадь.

Настоящее произведение искусства

Сама пушка отлита из бронзы, а лафет, выполняющий декоративную функцию, из чугуна. Рядом лежат чугунные ядра, полые внутри, гармонично вписываясь в композицию. Тело пушки и лафет украшены удивительно красивыми гравировками и орнаментом. И хотя лафет был изготовлен на 250

лет позже, они прекрасно сочетаются по стилю выполнения. Изображение льва, символизирует силу и грозность русского оружия. На левой стороне пушки прикреплена табличка с основной информацией о ее создании. На правой стороне – изображение царя Федора Ивановича с перечислением его титулов.

Бомбарда

Если для граждан Москвы и многочисленных туристов Царь-пушка является символом России, то для историков это объект изучения. По их мнению, это орудие нельзя считать пушкой. На это есть несколько причин. 1. Ядра из чугуна такого размера разорвали бы ствол. 2. Длина тела пушки не соответствует ее калибру (почти в 10

раз короче).

Специалисты, проанализировав все характеристики орудия, пришли к единому мнению – это «бомбарда». Осадное орудие с коротким стволом, способное стрелять картечью или раздробленными камнями.

Тайна выстрела

Долгое время оставалось тайной, стреляла ли Царь-пушка хотя бы раз? В летописи нет никаких сведений на этот счет. И лишь в 1980

году при проведении реставрации и тщательном исследовании, внутри канала были найдены частички пороха. Но на самих стенках ствола следов от заряда не обнаружили.

Миф о смерти царя-самозванца

Возможно, что легенда о смерти Лжедмитрия соответствует действительности. Когда русский царь Лжедмитрий был разоблачен, он попытался тайно скрыться из столицы. Но был убит и предан земле. Через некоторое время его труп был найден у московской богадельни. Захоронение повторили, но тело вновь было обнаружено на поверхности земли. По Москве поползли зловещие слухи, что городу грозит беда. Тогда власти решили тело кремировать, а прахом выстрелить из Царь-пушки в сторону Польши.

У историков еще много вопросов о создании Царь-пушки, на которые пока нет достоверных ответов. Но, несомненно одно, она остается символом нашей страны, памятником в честь славных побед русского оружия.

Кто отлил памятник

Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.

Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.

Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.

Доклад на тему Царь-колокол

В 1730 году на престол взошла императрица Анна Иоановна, которая для того чтобы укрепить собственную репутацию и запомниться народу с положительной стороны, отдала приказ об отливе грандиозного Успенского большого колокола, который сейчас называется Царь-колоколом. На тот период главная колокольня кремля пустовала, и вполне актуальным выглядело такое решение. Тем не менее, проект создания колокола весом около 200 тонн казался фантастическим и иностранные механики от него отказывались.

К 1730 литейное дело было довольно хорошо развито на территории Руси. Отливали гигантские пушки и колокола, которые впечатляли своими размерами и мощью. В итоге указ отлить самый большой колокол получает Иван Моторин, который не смог завершить свою работу по причине кончины, но сын Моторина продолжил его дело и завершил создание гиганта.

В 1735 году колокол завершают, но остается много работы, так как за дело берутся чеканщики, которым предстоит обработать поверхность различными сюжетными и портретными изображениями. Эта работа продолжается на протяжении двух лет, но тоже не завершается, так как в 1737 году кремль полыхает пожаром, который охватывает и колокол-гигант. Его начинают активно тушить и, согласно официальной версии, именно из-за этого (перепады температур) появляются крупные трещины и откалывается кусок массой около 11 тонн.

Таким образом, никто до сих пор не знает как звучит этот исполин, который остается в самом центре Москвы и внушает уважение и трепет своим невероятным размером. Согласно менее распространенной версии, трещины и осколок в действительности являются следствием не совсем грамотного остужения изделия, а пожар 1737 года и дальнейшее тушение выбрали просто в качестве оправдания. В любом варианте этот проект представляет собой грандиозное творение в сфере литейного дела, которое для своего времени было вообще полной фантастикой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: