Кревская уния 1385 года

Кревская уния 1385 г: основные причины и последствия

Отражение событий Кревской унии в искусстве и литературе

Кревская уния, произошедшая в 1385 году, оказала сильное влияние на историю и развитие стран Великого княжества Литовского и Польши

Эти события также стали важной темой для искусства и литературы. Знаменитые произведения искусства и литературы посвящены Кревской унии, отражая ее значение и последствия

Одной из самых известных картин, посвященных Кревской унии, является полотно «Кревская уния» художника Януша Мухля-Мицкевича. На этой картины изображены лидеры Великого княжества Литовского и Польши, Ягайло и Ядвига, в момент заключения союза. Картина показывает их радость и победу, а также значимость этого события для объединения двух народов.

Еще одним произведением искусства, связанным с Кревской унией, является памятник Ягайло и Ядвиге в Литовском квартале Города Краев. Этот памятник изображает Ягайло и Ядвигу стоящими рядом и держащими в руках документ, символизирующий Кревскую унию

Памятник был установлен в 1985 году в честь 600-летия Кревской унии и служит напоминанием о важности этого события для истории и культуры страны

В литературе Кревская уния была отражена в ряде знаменитых произведений. Например, поэт Адам Мицкевич написал поэму «Пан Тадеуш», где рассказана история Кревской унии и последствий этого события. В поэме описаны битвы, политические интриги и героические поступки главных героев.

Также известная драма «Не саскачати Неумытовичи» польского драматурга Войцеха Богуславского рассказывает о Кревской унии и представляет различные точки зрения на это событие.

Кревская уния имела большое значение для истории и культуры стран Литовского и Польши. Отражение этих событий в искусстве и литературе помогает сохранить память о них и понять их значение для нашего настоящего времени.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу… 
(5/4)

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу… 
(5/4)

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»? 
(5/3)

Надувная сила политической ренты 
(5/3)

Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья 
(5/2)

У вас лопаты есть? Улыбайтесь! 
(5/2)

Взгляды на мiр 
(5/1)

Неумеха? В руководители! 
(5/1)

Большие игры в мере и вне её 
(3/3)

Когно-ментальщики и суровая правда войны 
(5/4)

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу… 
(5/4)

Белогвардейщина, фашизм и карачун 
(5/4)

Мультфильм «Каиновы слёзы» (1981) Тадеуша Павленко: забытый мультфильм о каинах и иудах 
(5/4)

И принесли к московским куполам! 
(5/4)

М.Ю. Лермонтов и Печорин Соединенных Штатов Америки 
(5/3)

Дух овнов и Сила богатырская 
(5/3)

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»? 
(5/3)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНЕНИЕ И ДИНАСТИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных – Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.

Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определённые изменения в устройство обеих стран-участниц. Причины заключения союза – ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Ещё до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были со стороны ВКЛ.

Прежде чем остановиться на сути Кревской унии, стоит рассказать о местечке Крево.

Что такое Уния?

Фото: fb.ru

Уния – это сообщество, союз, общность государств, политических организаций, религиозных конфессий. Чаще всего употребляется в смысле монархического единения нескольких держав под началом одного правителя.

Реальная уния – союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения. Подобная уния – крепкая, надежная – может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечёт за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

Изображение: images.myshared.ru

Часто такую форму объединения приравнивают к конфедерации. Стоит отметить, что такое отождествление не является правильным.

Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом её главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.

Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договорённости. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, её члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть. После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз. Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации – наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение.

А уния – это сообщество, которое может быть заключено без договора. Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель – единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.

Люблинская уния 1569 года

Окончательную точку в истории
независимой от Польши Литвы поставила Люблинская уния 1569 года.

ВКЛ от своего имени втянулось в
тяжёлую Ливонскую войну, которая велась Иваном Грозным за выход на берега
Балтики. Некогда опасный для соседей Ливонский Орден достаточно быстро потерпел
поражение и начал искать себе выгодного сюзерена. Его магистр Кетлер обратился
к Сигизмунду Августу с просьбой о подданстве.

Не совсем понятно, для чего
литовские вельможи согласились на подобную авантюру. Во всяком случае, они
навлекли на княжество огромные беды. Московские рати начали регулярно
появляться на литовской территории, а в 1563 году Иван Грозный осадил и
захватил Полоцк, самую сильную литовско-русскую крепость на востоке.

К 1569 году положение стало
катастрофическим. В этой ситуации речь о дальнейшем существовании ВКЛ в
качестве полунезависимого субъекта уже не шла. Польша стремилась утвердиться в
Литве всерьёз и надолго. За помощь она предлагала литовцам создание нового
государства — Речи Посполитой.

Чтобы ускорить принятие
окончательного решения, Польша пошла на беспрецедентный шаг: в разгар войны
она захватила украинскую часть ВКЛ, которую тут же объявила частью своей
территории.

Главной оппозицией окончательному
объединению среди литовско-русской шляхты были преимущественно русские православные
феодалы, которые справедливо полагали, что отныне вопрос полной полонизации
лишь растянется во времени. Они ещё тешили себя иллюзиями сохранить некоторую
русскую особость княжества. Реальность быстро вернула их на землю, поляки не
хотели и думать о следовании русским интересам.

За Литвой сохранялась
ограниченная государственность в виде собственного права и суда, администрации,
войска, казны и государственного языка. Ликвидировались таможенные
границы между Польшей и Литвой. Отменялась пошлина на вывоз за границу
сельскохозяйственных продуктов из имений духовенства и лиц дворянского
сословия. Кроме того, создавались условия для окончательного объединения
литовской и польской шляхты в единое высшее сословие.

Вынужденное объединение с Польшей
на первом этапе не принесло Литве спасения от московских войск. Лишь приход к
власти в общем государстве венгерского вельможи Стефана Батория переломил ход
войны в сторону Речи Посполитой. Умный и дальновидный полководец, Баторий не
только вытеснил московские войска с литовской территории, но и перенёс боевые
действия в Московское царство.

В 1582 году был заключён
Ям-Запольский мир. По его итогам страны возвращались к довоенному положению
вещей. Литве удалось формально сохранить свою территорию, но она ей больше не
принадлежала фактически.

Великая война

На пути

В 1404 году крестоносцы, вторгнувшись в Мазовию, похитили вассального Ягайле князя Януша (женатого на Дануте, сестре Витовта и кузине Ягайло). После вмешательства короля Польши магистр ордена Конрад Юнинген, уверяя, что похищение произошло без его ведома, освободил князя.

Боевые действия во время Великой войны

Для выкупа Добжинской земли, по согласию с духовенством и знатью, на сейме 10 ноября ввели единовременный сбор (20 грошей с лана). По словам Длугоша, этот сбор позволил собрать сумму в 100.000 марок или 100.000 гривен.

В 1405 году крестоносцы напомнили Ягайле об их договоре, заключённом в 1343 году в Калише с Казимиром III Великим, по которому тот отказывался от прав на Померанию и даже обещал убрать её с печати и из титула. Ягайло и поляки считали, что все польские земли, отошедшие от Польши из-за захвата соседями или дарения польских королей, продолжают принадлежать, по существу, Польше и должны быть рано или поздно с нею воссоединены. Стороны, не договорившись, разъехались.

В 1404—1405 годы Витовт, скрепя сердце, передал Жмудь ордену. Но там продолжали сопротивляться тевтонцам.

В 1406 году опасаясь, что владеющие крепостью Драхим (польск.)русск. рыцари-иоанниты передадут её (как в своё время Санток) тевтонцам, потребовал вернуть её польской короне. После отказа рыцарей крепость была захвачена польскими войсками.

В 1408 году Польша выкупает Добжинскую землю. В этот же год, узнав, что Литва пострадала от неурожая яровых и озимых, Ягайло направляет из Польши 20 кораблей с хлебом. Из Куявии корабли должны были спуститься по Висле мимо Рагнеты, а потом подняться по Неману. Но у Рагнеты корабли по приказу магистра тевтонского ордена были задержаны. Длугош пишет, что магистр уверял короля «им перехвачен не хлеб, а оружие, посланное язычникам против него, его Ордена и прочих христиан, и он никоим образом его не возвратит; король же и поляки поступают якобы бесчестно, помогая варварам оружием и требуя возвращения, когда его перехватывают». Одновременно с этим пострадали литовские купцы, торгующие в Рагнете.

В ответ на эти действия Витовт начал поддерживать восставших в Жемайтии. И в результате восстания, начавшегося в мае 1409 года, тевтонцы её потеряли.

24 июня 1409 года посольство рыцарей обратилось к Ягайле, чтобы выяснить, поддержит он Витовта или нет. Тот решил отложить этот вопрос до созыва сейма 17 июля. Такой уклончивый ответ не устроил послов и те начали грозить войной.

Ход

6 августа 1409 гроссмейстер Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген объявил войну Польскому королевству. Отряды тевтонских рыцарей вторглись на территорию Польши и Литвы и захватили ряд укреплений.

Территории полученные победителями по Торунскому миру (указаны штриховхой)

В ответ на это польский король Ягайло объявил военный сбор и по договорённости с Витовтом в сентябре 1409 года овладел крепостью Быдгощ.

Во время перемирия осенью 1409 — зимой 1410 года обе стороны готовились к войне.

Война возобновилась летом 1410 года.

15 июля 1410 произошла Грюнвальдская битва, которая решила исход войны в пользу союзников. В ходе битвы орден был разгромлен.

Но из-за того, что Ягайло прислушался к тем советникам, что предлагали «стоять на костях», за три дня некоторые рыцарские замки (включая Мариенбург) успели укрепиться.

В итоге, в 1411 году был подписан Торуньский мир, но не столь удачный, как он изначально виделся победителям Грюнвальда. Если после сражения победители считали себя повелителями всей Пруссии, если в начале осады Мариенбурга Плауен предлагал уступить Польше земли Поморскую, Хельминскую, Михайловскую, то по Торуньскому миру союзники получали 600.000 злотых, Великое княжество Литовское — Жемайтию (но лишь до смерти Витовта и Ягайло), Польша — Добжинскую землю, Мазовия — повет Завскржинский (англ.)русск.

Историческая справка о кревской унии

Кревская уния – это событие, произошедшее в 1385 году, которое стало важным этапом в истории Великого княжества Литовского. Уния заключилась между литовским князем Ягайло и польской королевой Ядвигой.

Кревская уния была предпринята для объединения Литовского княжества и Королевства Польского в одно государство. Соглашение подразумевало вступление Ягайло в христианство и его коронацию на польском троне.

Политическая причина подписания Кревской унии заключалась в поддержке польскими войсками Ягайло в борьбе с Тевтонским орденом, который являлся основным врагом Литовского княжества. Таким образом, объединив свои усилия, Литва и Польша могли стать более сильными в противостоянии Тевтонскому ордену.

Социальная причина заключалась в желании польской шляхты получить более широкие права и возможности, которые были предоставлены им после объединения с Литвой.

Культурная причина заключалась в распространении католицизма в Литве, поскольку польская королева Ядвига приближала католическую церковь к литовскому населению.

Кревская уния стала одним из решающих факторов формирования Речи Посполитой Обоих Народов – государства, объединившего Литовское княжество и Королевство Польское. Уния последовала за Присвяжской унией 1386 года, когда Ягайло принял католицизм и стал королем Польши.

В итоге, Кревская уния имела огромное значение для дальнейшей истории региона. Она объединила Литву и Польшу, запечатлев свои последствия на более чем четыреста лет. Уния следует рассматривать как начало формирования Речи Посполитой и католической культуры на территориях, включающих современную Польшу, Беларусь, Украину, Литву и Латвию.

Великие князья и польские короли

После смерти Витовта почти все
литовские князья одновременно были и польскими королями.

Это порождало огромную путаницу,
поскольку литовские интересы часто совершенно не пересекались с польскими, а
иногда и противоречили им.

Любопытно, что поляки фактически
не помогали своим союзникам в борьбе с Московским княжеством, иногда
ограничиваясь присылкой небольшого отряда. В результате Литва, ослабленная
слабой властью, начала терпеть многочисленные поражения. В результате двух войн
московский князь Иван III отбирает у литовцев третью часть ВКЛ. Во многом это
стало возможным благодаря тому, что литовско-польские правители лишились
поддержки западнорусской знати.

Ситуация еще больше запутывалась
многочисленными оговорками, которыми литовцы и поляки разделяли свои
государственные права. Польская и литовская знать дорожила своей
независимостью, поэтому высшие должности в Литве и Польше могли занимать только
выходцы из Литвы или Польши. Кроме того, польским землевладельцам запрещалось
покупать землю на территории ВКЛ.

Разумеется, главный период
полонизации — это XVII век, но и в этот период были достигнуты значительные
успехи в её проведении. Во всяком случае, для неё были созданы очень
благоприятные условия.

Вместе с тем из ВКЛ постепенно
уходит русский дух. Особенно часто русские обычаи забываются теми
аристократами, которые принимают католичество. Если в начале XV века Литва была
во многом русским государством, то уже к концу столетия об этом мало что напоминало.

Любопытно, что в религиозном
отношении Литва и Польша унифицировались достаточно быстро. Например, Виленское
и Жемайтское епископства подчинялись архиепископу гнезненскому, который имел
титул примаса.

Борьба за власть[]

Став великим князем после смерти своего отца, великого князя Ольгерда (), он вступил в борьбу со своим дядей Кейстутом, коварно заманил его на свидание и заключил в Кревский замок, где Кейстут, по показанию одних источников, в припадке отчаяния сам на себя наложил руки, а согласно другим источникам — был задушен по приказанию Ягайло. Говорили, что Ягайло приказал утопить и жену Кейстута, Бируту. Двоюродный брат Ягайло Витовт, заключённый вместе со своим отцом Кейстутом в Кревский замок, успел спастись бегством к великому магистру Тевтонского ордена, начал в союзе с немецкими рыцарями борьбу против Ягайло и поставил его в такое положение, что тот должен был отказаться, по договору на реке Дубиссе, от Жмуди и обязался принять в течение четырёх лет католическую веру (1384).

Комментарии

Комментариев пока нет

  • Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
  • В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
  • Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
  • Факты, которые «не замечают»в Институте истории НАН Беларуси
  • Битва за Полоцк и Смоленск
  • Бородино
  • Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
  • К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
  • Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
  • У России украли победу в Первой мировой войне
  • 1853 – 1856: не только Крымская война
  • Романовский обелиск в Александровском саду
  • Городельская уния и её последствия
  • К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
  • Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
  • Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
  • 70 лет снятия блокады Ленинграда
  • К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
  • К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
  • Единству Руси быть!
  • Аркаим как исток европейской цивилизации
  • Дорогами Первой мировой войны
  • «Дорога жизни» станет музеем
  • Лесная – место русской воинской славы!
  • Солнечный исток славянской культуры
  • Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
  • Герои Отечества времён Первой мировой
  • Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
  • Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
  • Белоруссию ждёт свой Крым?
  • Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
  • Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
  • Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
  • Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
  • Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
  • В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
  • «Чернобыльская война». Как это было
  • В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
  • Георгиевская лента — исторический символ Победы
  • Три праздника в преддверии Троицы
  • Линия Сталина
  • А хто там iдзе?
  • Прошлое как возможное будущее
  • Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
  • В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
  • «Политики принимают решения, но жизнь отдают не они». Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
  • Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
  • Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
  • Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
  • Первая мировая война – это не только история
  • ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
  • Осовец: русская слава Великой войны
  • К 500-летию битвы под Оршей
  • Нет флагу полицаев!

Необходимость унии для Польши

Образование раннефеодального польского государства относится к 960-му году. В 966 году князь Мешко принял христианство по католическому обряду. Становление польской государственности проходило в условиях постоянных военных столкновений с Германией и Русью, Находясь в условиях феодальной раздробленности, Польша сильно страдала от постоянных набегов литовцев.

Появление в 1226 году Тевтонского ордена в Прибалтике привело к резкому ухудшению положения польских земель. Ценой больших потерь в союзе с литовцами, Польша в 1325 году разгромила крестоносцев. В период правления последнего короля из династии Пястов Казимира III (1333-1370 г.) было захвачено Галицкое княжество, а Мазовия признала ленную зависимость от Польши, подчинено Молдавское княжество. Смерть венгерского короля Людвика в 1382 году, который занимал польский престол, привела к разброду и шатанию, ослаблению Польши. Избрание королевой Польши 13-летней дочери Людвика, Ядвиги, не способствовало укреплению государственной власти.

Ядвига на престоле

Комментарии

Взгляды на мiр

СБ СССР
вчера в 20:56

Марш, марш отсюда, русские?!

Vistal
вчера в 19:47

Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья

Александр Суворов
17 марта в 19:06

Большие игры в мере и вне её

АМ
17 марта в 17:04

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу…

АМ
17 марта в 14:26

Секреты Геральдики

Агафонов
15 марта в 16:02

О государстве и гос. суверенитете

Александр Суворов
14 марта в 18:05

Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.

Олег Низамов
14 марта в 17:33

Числовая символика в управлении

Александр Суворов
14 марта в 17:03

КОБ как запретный плод

Агафонов
13 марта в 20:12

Троица и тяга взаимная

Александр Суворов
12 марта в 20:11

Фильм «ЗАМЫСЕЛ» (2019)

Емеля
10 марта в 21:38

Хроники пробуждения цивилизации: Путь

Александр Суворов
10 марта в 18:12

Государственный флаг

Александр Суворов
10 марта в 16:28

Неумеха? В руководители!

Александр Суворов
9 марта в 16:35

У вас лопаты есть? Улыбайтесь!

Агафонов
8 марта в 19:16

Надувная сила политической ренты

Олег
6 марта в 19:26

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»?

Кирилл_Москва
6 марта в 16:31

Ноги затекли на низком старте, «бренд» держит за трусы

Олег Низамов
19 февраля в 23:16

Красавец, талант, бедоносец + Кравцов

Влад
18 февраля в 06:26

Концессия «Lena Goldfields»

Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18

Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…

Александр
14 февраля в 16:29

Управление: образ, сокращённо, кратко, малая толика

СБ СССР
14 февраля в 11:35

КАТЫНЬ. Александр Штефанов против ревизионистов

Александр Вершинин
13 февраля в 06:32

От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды

Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40

Великий Пётр и торчащие уши матрицы

Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47

ГП: могущество истинное и мнимое

Barry Ig
2 февраля в 19:04

ПРОЦЕСС ПОЛОНИЗАЦИИ И КАТОЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

В результате амбиции польской шляхты, связанные с давними устремлениями глубже проникнуть на западнорусские земли, были большей частью удовлетворены, а права и привилегии по своему объему быстро превзошли аналогичные права русской знати:

отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других городах;

самоуправление замещалось наместничеством;

литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую;

началась активная католическая экспансия на западные земли Руси.

Полонизация и окатоличивание захватили часть западнорусской знати, в то же время большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. Начинала давать о себе знать национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века, а в последующем она нередко перерастала в острую политическую борьбу

Следующим шагом к сближению Литвы и Польши стало заключение в 1413 году Городельского привилея, в соответствии с которым права польской шляхты были распространены на литовских шляхтичей-католиков, начавших оттеснять русских князей (некатоликов) от участия в верховном управлении государством. Литовская шляхта получила от короля новые земельные наделы, чаще вступала в браки с польской знатью и массово переходила в католическую веру.

Боярство Западной Руси, не удовлетворяясь своим положением, тоже активно добивалось уравнения в правах с польской шляхтой, которая по Вислицкому статуту (1347 г.) и Кошицкому привилею (1374 г.) была освобождена от налогов и обязанностей.Земля стала считаться полной собственностью шляхты, а крестьяне могли лишь пользоваться наделами земли и находились под полной юрисдикцией своих господ. В 1434 году привилеем короля Владислава III русская знать окончательно была уравнена в правах с польской и освобождена от всех обязанностей, кроме военной службы, даже название боярин было официально заменено на пан.

Власть активно проводила политику, направленную на распространение католичества и ограничение православия.

Укреплению положения католической церкви существенно посодействовало то, что в 1387 году привилеем Ягайло феодалы–католики были освобождены от всех повинностей и платежей великому князю. Это привело к тому, что разрыв между католической и православной знатью становился все большим.

Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию.А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.

Возникновение и причины создания

Кревская уния – это договоренность, заключенная между Литвой и Польшей в 1385 году, которая придала начало двухсотлетнему союзу между этими двумя государствами. Уния была создана с целью укрепления политической стабильности и обеспечения безопасности на территории Великого княжества Литовского.

Возникновение Кревской унии было результатом политических и внутренних соображений обеих сторон. Исторический контекст времени создания союза был сложным, и Литва и Польша столкнулись с множеством внешних и внутренних угроз.

Литва находилась в ситуации, где она была окружена потенциальными врагами – Московским княжеством, Орденом тевтонских рыцарей и Галицко-Волынским княжеством. С другой стороны, Польша испытывала угрозу со стороны Тевтонского ордена и Венгрии. Обе страны понимали, что объединение и совместные усилия могут стать ключом к преодолению этих проблем и обеспечению безопасности.

Помимо внешних обстоятельств, внутренние политические факторы также играли важную роль в создании Кревской унии. В Литве существовали напряженные отношения между дворянством и великими князьями, что приводило к постоянным борьбам за власть. Польша также испытывала внутренние конфликты, и объединение с Литвой представляло собой возможность укрепить внутреннюю стабильность и создать единое государство.

Таким образом, создание Кревской унии было ответом на внешние и внутренние вызовы обеих стран. Этот союз обеспечил им безопасность на востоке Европы, укрепил их политические, экономические и военные возможности, а также стал отправной точкой для формирования более связанной и сильной центрально-восточной Европы.

Различные трактовки и значимость кревской унии

Кревская уния, заключенная в 1385 году между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским, имела различные трактовки и значимость как для двух стран, так и для всей Центральной и Восточной Европы в целом.

Одна из ключевых трактовок кревской унии связана с объединением двух государств под одним монархом и созданием Общего Великого княжества. В результате унии, Великое княжество Литовское и Королевство Польское стали официально объединенными, что привело к образованию Польско-Литовской Республики.

Кревская уния также имела религиозное значение, поскольку она закрепила христианство как государственную религию в Общем Великом княжестве. Это установило Католическую церковь как доминирующую религию и способствовало распространению католической веры в регионе.

Кревская уния также влияла на политическую и военную ситуацию в Центральной и Восточной Европе. Объединенное Великое княжество стало одной из ведущих сил региона и участником международных конфликтов и союзов. Так, участие в унии влияло на дальнейшую историю страны и привело к формированию современной границы между Польшей и Литвой.

В то же время, трактовка кревской унии может зависеть от точки зрения и национальной исторической памяти. Для поляков уния олицетворяет укрепление польского влияния и культурной ассимиляции в регионе, в то время как для литовцев она имеет иное значение, связанное с сохранением идентичности и борьбой за независимость.

Таким образом, кревская уния является важным историческим событием, которое оказало огромное влияние на развитие региона и формирование национальных идентичностей. Различные трактовки этого события позволяют нам лучше понять сложность истории и значения, которое придается политическим и культурным союзам в разных контекстах.

Брак великого князя ВКЛ Ягайло и польской королевы Ядвиги. Период 1385-1387 правление Ягайло

В 1385 в городе Крево великий князь литовский и Ягайло в присутствии польских послов подписали акт об унии (союзе) между ВКЛ и Польшей. Согласно договору был заключен династический брак великого князя ВКЛ Ягайло и польской королевы Ядвиги, в результате которого он становился королем Польши, где объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем — прямой потомок его и Ядвига. Внешние дела, касающиеся двух государств, в том числе обороны территории осуществляются совместно ВКЛ и Польшей. Внутреннее управление в государствах оставалось раздельным: в Польше и в ВКЛ — свое войско, свои деньги, свое правительство. Ягайло должен был принять католичество и распространить его на всю Литву. Так состоялась первая уния ВКЛ с Польшей и 1386 году на Люблинском сейме Ягайло был избран польским королем. В том же году он принял католичество и в Кракове получил имя Владислав.

Акт Кревской унии не имел характера государственного договора, а был лишь письменным обещанием, данным ранее польскому двору посольством великого князя литовского во главе со Свидригайло в Кракове. Акт Кревской унии был утвержден 2 февраля 1386 г. на съезде двух сторон в Люблине и формально вошел в силу. Значение Кревской унии в сфере международных отношений заключается в том, что она заложила основы государственного союза и совместной борьбы ВКЛ и Польши против агрессии Тевтонского ордена.

Дальнейшие события в ВКЛ показали, что отношение к унии было неоднозначным. Ягайло издает привилей — грамоту о дополнительных правах и вольностях феодалов-католиков, делает шаги по расширению роли католической церкви. Унитарная политика Ягайло и присоединение к Польше вызвали недовольство удельных князей в самой династии Гедиминичей, литовской и белорусской знати православной веры. Период 1385-1387, когда Ягайло стал королем Польским и великим князем литовским, принял католичество, можно считать временем изменения политико-правового положения ВКЛ. Со стороны великого княжества эта уния должна была помочь не только в борьбе с крестоносцами но и укрепить положение великокняжеской власти. Во-первых, потому, что уния являлась прямой инкорпорацией ВКЛ с состав Польши, удельные князья становились вассалами Польши и теряли свою самостоятельность, а русский князья явно опасались дальнейшего распространения католичества на новые территории.

Условия унии были на руку польской знати, однако как уже говорилось, не удовлетворяли интересов ни княжеских, ни литовско-белорусских феодалов, ни в том числе соседних западно-русских. С 1386 года Ягайло использует новые политические возможности и начинает католическую экспансию на литовские земли. Акатоличивание затронуло уже интересы не только верхов, но и широких масс православного населения ВКЛ, которое выступало против унии Ягайло с его католической политики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: