Последний крестовый поход. никополь, 1396

Поле боя и силы сторон

25 сентября противоборствующие армии встретились на всхолмленной равнине к юго-востоку от Никополя. Баязид построил армию сообразно турецкой тактике того времени: перед основной массой кавалерии отряды стрелков, за ними кавалерия, сосредоточенная в центре со слабыми флангами, за которой располагалась пехота (в том числе элитные янычары), прикрытая частоколом из заостренных кольев, а за вершиной холма, в резерве оставалась гвардейская кавалерия сипахов и ставка самого Баязида. Фактически, христианам предстояло преодолеть три эшелона турецких войск: стрелков и легкую кавалерию, укрепившуюся пехоту и, наконец, ударную конницу резерва.


Турецкие воины. (Pinterest)

У христиан, в отличие от турок, не было четкого плана, из-за разногласий между командующими: Сигизмунд предложил построить в первой линии отряды легкой валашской кавалерии, которая начнет бой, измотает передовые части противника и сумеет отогнать лучников. Как только валахи одержат верх, в бой ринутся основные силы, во главе с франко-бургундскими рыцарями, которые как таран проломят оборону турок. Пехота поддержит кавалерию вторым темпом.

План выглядел логично, но совершенно не отвечал реалиям Средних веков — гордые французские рыцари и подумать не могли, что кто-то начнет битву раньше них. Бургундский наследник Жан де Невер «потребовал, чтобы ему было позволено напасть первому ради того, что он прибыл с шестью тысячами воинов из столь отдаленного края и издержал так много денег во время своего перехода» — пишет участник событий в своих мемуарах. В итоге, общего плана, устраивавшего всех союзников, так и не было выработано.

Всего султанская армия насчитывала около 15 тысяч человек, из которых примерно треть составляли балканские союзники турок, а так же значительный контингент тяжелой сипахской кавалерии, включая гвардейские отряды. Христиане выставили равную по численности армию (15−16 тысяч, из которых более двух тысяч ударной рыцарской кавалерии).

Вопросы для облегчения группового обсуждения

1.) Каков был тезис Файджеса? Какие из основных аргументов автор приводит в этой работе? Его аргумент убедителен? Почему или почему нет?

2.) Какой тип первоисточника использует Файджес в этой книге? Помогает это или мешает его аргументации?

3.) Организует ли Файджес свою работу логично и убедительно? Почему или почему нет?

4.) Каковы сильные и слабые стороны этой книги? Как мог автор улучшить содержание этой работы?

5.) Кто был целевой аудиторией этого произведения? Могут ли ученые и широкая публика в равной степени насладиться содержанием этой книги?

7.) На какой стипендии автор опирается (или оспаривает) в своей работе? Добавляет ли эта книга существенное дополнение к существующим исследованиям и тенденциям исторического сообщества? Почему или почему нет?

8.) Узнали ли вы что-нибудь после прочтения этой книги? Были ли вы удивлены какими-либо фактами и цифрами, представленными автором?

Современный

Ярроу «Крестовый поход»

В первой половине 20-го века «крестовый поход» часто использовался для обозначения моральных целей. Участники марша Джарроу 1936 года против безработицы называли себя «крестоносцами», а Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий союзников, озаглавил свой отчет 1948 года о Второй мировой войне ‘Крестовый поход в Европу ‘. Другие использовали его в первоначальной форме «Священной войны»; националисты во время гражданской войны в Испании и Движение матерей, которое выступало против участия США во Второй мировой войне, оба называли себя крестоносцами против «безбожного коммунизма». 126>

Это обеспечивает контекст для трех томов Стивена Рансимэна История крестовых походов, опубликованного в период с 1951 по 1954 год. Вместо того, чтобы руководствоваться моралью или религией, в его Крестовые походы были «длительным актом нетерпимости во имя Бога». Историк Византийской империи, Рансимен был потрясен Четвертым крестовым походом, который окрашивает его точку зрения. Он изображает западных европейцев невежественными, грубыми и грубыми, византийцев образованными, искушенными и декадентскими, в то время как мусульмане терпимы, набожны и воинственны.

Несмотря на то, что их критикуют за эти общие стереотипы и другие недостатки, работа Рансимена остается первичный эталон для сравнения ». Одна из причин — элегантность письма; Джонатан Райли-Смит цитирует слова Рансимана: « был не историком, а писателем». Его подход отражал концепцию столкновения культур 19-го века, расширенную до «столкновения цивилизаций », в котором конфликт рассматривается как обусловленный религиозными и культурными ценностями, а не политическими или экономическими. Историк Томас Ф. Мэдден утверждает, что «Рансимен единолично разработал современную популярную концепцию крестовых походов».

В 2001 году президент Буш описал Войну на Террор как «крестовый поход». Комментарий, в значительной степени незамеченный в США, вызвал негативную реакцию в Европе и среди умеренных мусульман, которым он «напомнил о варварских и несправедливых военных операциях против мусульманского мира». Эта реакция отражает широко распространенное в политическом исламе мнение о том, что «менталитет крестоносца» никогда не исчезал, как показывает история интервенции Запада на Ближнем Востоке. Таким образом, крестовые походы напрямую связаны с современными военными и политическими событиями, в том числе с Севрским договором 1920 года, созданием Израиля в 1948 , войной в Персидском заливе или Вторжение в Ирак в 2003 г..

Мэдден предполагает, что это искусственная конструкция, заимствованная из крестовых походов, использовавшихся для оправдания европейского колониализма XIX века, хотя на самом деле они были средневековым явлением. Однако этот подход отражен крайними правыми элементами в Европе и Америке, которые предполагают, что христианский Запад снова столкнулся с исламской угрозой. Такие группы, как Ку-клукс-клан или , обычно используют символы крестоносцев, хотя многие из них не являются религиозными и считают своих внутренних политических оппонентов частью той же угрозы.

Султан наносит ответный удар

Кто же противостоял христианскому воинству? В 1389 году на Косовом поле пал первый османский султан Мурад I, положивший начало великим турецким завоеваниям. После его смерти власть перешла к младшему сыну Баязиду, которому к тому моменту шел 33-й год. Он уже успел стяжать славу удачливого полководца и военного организатора, а за свои дерзкие и умелые действия при разгроме антиосманской коалиции в 1386 году получил прозвище Йылдырым (Молниеносный). Став во главе государства, он продолжил политику отца по расширению территорий державы: отомстил сербам за смерть отца, сделав Сербию вассальным государством, присоединил Болгарию, поставил в Валахии лояльного туркам правителя, захватил большую часть Малой Азии. Наконец, Баязид планомерно усиливал давление на Константинополь, сохранявшего видимость независимости. В 1396 году султан приступил к очередной осаде города, намереваясь окончательно низвести остатки Византии до статуса вассала султана, когда до него дошли сведения о вторжении венгров.


Баязид I Молниеносный. (Pinterest)

Действовать нужно было оперативно и султан, не зря прозванный Молниеносным, блестяще справился с этой задачей. Он снял осаду Константинополя, сжег осадные орудия и собрал свою армию в Эдирне, послав приказ сербскому вассалу Стефану Лазаревичу двигаться на соединение с ним. 20 сентября османская армия прошла Шипкинский перевал (тот самый, который прославится в годы русско-турецкой войны 1877−78 годов), а 21 числа оба войска — турецкое и сербское соединились у Тарново (совр. Велико-Тырново в Болгарии). 24 числа Баязид уже разбил лагерь в нескольких километрах к югу от Никополя.

Вместо того, чтобы атаковать противника первым, султан решил придерживаться оборонительной тактики: он укрепил позицию перед лагерем траншеями и палисадами, осложнявшими действия ударной кавалерии христиан и решил дождаться атаки противника, зная, что враги горят желанием вступить в бой. И действительно: крестоносцы решили сами выступить навстречу Баязиду и его воинству. Перед боем, опасаясь бунта пленных, христиане перебили более тысячи турок, захваченных в ходе кампании.

Первичные источники

  • Аноним, Gesta Francorum (ок. 1100 г.))
  • Аноним, Historia belli sacri (ок. 1131)
  • Альберт Аахенский, Historia Ierosolimitana (ок. 1120)
  • Baldric of Dol, Historia Hierosolymitana (ок. 1110)
  • Эккехард из Ауры, Depressressione liberatione ac restautatione Jerosolymitanae ecclesiae (c.1125)
  • Фульчер из Шартра, Historia Hierosolymitana (c 1106)
  • Фулчер Шартрский, Gesta Francorum Hier Jerusalem expugnantium (воплощение пред.) (Ок. 1118)
  • Гиберт из Ногента, Dei gesta per Francos (ок. 1108)
  • Питер Тудебоде, Historia de Hierosolymitano itinere (ок. 1111)
  • Ра lph of Caen, Gesta Tancredi (ок. 1118)
  • Раймонд Агилерский и Понс из Балазуна, Historia Francorum qui ceperunt Iherusalem (ок. 1102)
  • Роберт Реймсский, Historia Hierosolymitana (ок. 1107)
Среди армянских историков крестовых походов:
  • Матфей Эдесский (ум. 1144)
  • Нерсес Шнорхали (ум. 1173)
  • Киракос Гандзакеци (ум. 1271)
  • Нерсес из Ламброна (ум. 1198)
  • Семпад Констебль (ум. 1276)
  • Хейтон из Корикуса (эт. 1307).
Среди мусульманских историков:
  • Али ибн аль-Асир (ум. 1233)
  • Ибн ал-Каланиси (ум. 1160)
  • Баха ад-Дин ибн Шаддад (ум. 1234)
  • Абд ал-Латиф (ум. 1231)
  • Ибн Джубайр (ум. 1217)
  • Ибн Халликан (ум. 1282)
  • Абу аль-Феда (ум. 1331).
Современные еврейские источники включают
  • Хроники Соломона бар Симсона (ок. 1140)
  • Хроники бара Элиезера Натан (ум. 1170)
  • Аноним из Майнца
  • Работы Ефрема Боннского (ум. 1200).

Пост-средневековье

Лепанто

Во время Реформации провал крестовых походов был представлен как символ коррупции в католической церкви, которая злоупотребила искренним желанием служить Богу. В своей работе 1566 года «История турок» протестант писатель Джон Фокс осудил церковь за преследование своих собратьев-христиан, в том числе катаров и вальденсов. Это было расширено ученым Маттеусом Дрессером (1536–1607) в его комментарии к Chronica Hierosolyma 1584 года.

Концепция эпохи Возрождения естественный закон постановил, что все народы имеют определенные права, независимо от национальности или религии. Первоначально разработанный католическими теологами Франсиско де Виториа и Альберико Джентили, он был систематизирован голландским гуманистом Гуго Гроциусом в 1620-х годах. В результате, перед лицом продолжающейся османской экспансии, папство вместо этого сосредоточилось на временных союзах, таких как Священная лига, которая сражалась при Лепанто в 1571 году.

Разделение, вызванное французскими религиозными войнами, означало, что и протестанты бонгар, и католик Паскье использовали крестовые походы как символ французского единства. Они представили их не как союз европейского христианства, а как в первую очередь французский опыт, восхваляя людей, принимавших в них участие, но отвергая сами крестовые походы как аморальные. В 1704 году османский историк Мустафа Найма использовал их как предупреждение об опасности разделений в исламе, интерпретация, которая оставалась неизменной до середины 19 века.

Такие писатели эпохи Просвещения, как Дэвид Хьюм, Вольтер и Эдвард Гиббон ​​ использовали крестоносцы как концептуальный инструмент для критики религии, цивилизации и культурных нравов. Они утверждали, что его единственным положительным воздействием было прекращение феодализма и, таким образом, продвижение рационализма ; негативные стороны включали депопуляцию, экономический крах, злоупотребление папской властью, безответственность и варварство. Эти мнения позже подверглись критике в XIX веке как излишне враждебные и игнорирующие крестовые походы.

В качестве альтернативы Клод Флери и Готфрид Вильгельм Лейбниц предположили, что крестовые походы были одним из этапов улучшения европейской цивилизации; эта парадигма была развита рационалистами

Во Франции идея о том, что крестовые походы были важной частью национальной истории и идентичности, продолжала развиваться. В научной литературе термин «священная война» был заменен нейтральным немецким kreuzzug и французским круазадом

Гиббон ​​вслед за Томасом Фуллером отверг идею о том, что крестовые походы были законной защитой основания того, что они были несоразмерны представляемой угрозе. Палестина была целью не из-за разума, а из-за фанатизма и суеверий. Уильям Робертсон расширил на Флери новый, эмпирический, объективный подход; помещая крестовый поход в повествование на пути к современности. Культурные последствия прогресса, роста торговли и подъема итальянских городов подробно рассматриваются в его работе. В этом он повлиял на своего ученика Вальтер Скотт.

Венгерский поход

Только в конце июля 1396 года основные силы крестоносцев собрались в Буде (совр. Будапешт) и соединились с войсками венгерского короля Сигизмунда. Уже здесь начали проявляться разногласия между союзниками: Сигизмунд хотел только оборонять южные рубежи своего королевства, а франко-бургундские рыцари жаждали завоеваний и подвигов, мечтая добраться чуть ли не до Палестины. Внушительная численность объединенной армии и высокие боевые и моральные качества бойцов сумели убедить руководителей похода в успехе кампании, и вскоре войско вторглось на территорию Сербии и Валахии. Несколько приграничных крепостей были быстро захвачены крестоносцами, население ограблено, гарнизоны перебиты или взяты в плен. В начале сентября христианское войско достигло Никополя — хорошо укрепленного города на территории современной Болгарии, занимавшего выгодное стратегическое положение на Дунае, являясь пограничной крепостью между территорией вассальной туркам Валахии и собственно османскими землями.


Кампания 1396 года. (Pinterest)

Комендант Никополя был полон решимости оборонять город до конца, помня судьбу некоторых валашских крепостей, защитники которых были перебиты христианами. В самом городе было полно припасов, а стены были отремонтированы и содержались в полном порядке. Крестоносцы попытались взять город силой, но несколько яростных атак были отбиты, и им ничего не оставалось, кроме как приступить к правильной осаде. Рыцари-аристократы быстро заскучали в окопах — не рыцарское это дело вести осады.

Чтобы не потерять присутствие духа, рыцарям пришлось развлекаться бесконечными пирами и празднествами. Так описывает поведение «благочестивого воинства» в лагере один из хронистов: «Рыцари принимали обильную пищу и по очереди приглашали друг друга на блестящие пиры… Каждый день они наносили друг другу визиты… В лагере было полно женщин и девиц легкого поведения, с которыми многие из них предавались греху супружеской измены. Некоторые не стыдились проводить ночи напролет в разгулах и оргиях, предаваясь страстям азартных игр, порождающим клятвопреступление и ложь».

Разумеется, столь легкомысленное поведение не могло не подорвать боеспособность крестоносцев, которые пренебрегали элементарными мерами безопасности — первый разведывательный рейд был организован только 24 сентября по настоянию валашского господаря, спустя две недели после начала осады!

Осада Никополя. (Pinterest)

24 сентября разведывательный отряд христиан (силой до 1000 человек), отправленный на рекогносцировку, неожиданно наткнулся на мощный турецкий отряд. Крестоносцам (вместо разграбления окрестных деревень и монастырей еретиков-ортодоксов) пришлось вступить в бой: в жаркой схватке удалось отбросить передовые части противника, после чего отряд христиан спешно отступил к своему лагерю, сообщив командующим о подходе противника. Войско союзников оказалось в незавидном положении: с одной стороны подходит большая турецкая армия, с другой стороны в Никополе остался гарнизон, готовый выступить на помощь полевой армии. Кроме того, переправы через Дунай имелись только в самом Никополе, а союзники, пройдя по южному берегу Дуная от Оршовы (совр. Румыния), не стали наводить переправы через Дунай рядом с Никополем, надеясь взять город в ближайшее время.

Жизнь

Его мать — британская писательница и феминистка Ева Файджес . Файджес изучал историю в Кембриджском университете , где после завершения учебы и получения докторской степени в 1984 году он принял академическую должность научного сотрудника и преподавателя по истории России, которую он занимал до 1999 года. Известен не только научным сообществом, но и публикацией своей книги по истории русских революций «Трагедия народа», за которую он был несколько раз отмечен следующими наградами почти во всех крупных газетах Британии и Новой Зеландии. York Times опубликовала статьи на эту тему. Его вторая важная работа «Шепчущиеся. Жизнь в сталинской России »переведена примерно на 20 языков. В Германии он писал статьи для Frankfurter Allgemeine Zeitung и Die Welt .

Файджес вызвал настоящий фурор в 2009-2010 годах своими фальшивыми онлайн- отзывами . Под псевдонимом, как предполагаемый непрофессионал, он подвергал критике работы коллег в так называемых отзывах клиентов на amazon.co.uk и хвалил свои собственные работы.

В 2012 году его работа «Шепчущиеся» подверглась критике на основе оригинальных русскоязычных интервью, которые Файджес использовал для книги. Некоторые высказывания британского историка в интервью не вошли. Критики обвиняли Файджеса в серьезных неточностях и ошибках. Планируемое русское издание Die Flüsterer было отложено или вряд ли возможно.

Синопсис

В этой интерпретации сталинских времен книга историка Орландо Файджеса « Шепчущийся: частная жизнь в сталинской России» исследует как последствия, так и последствия великих чисток Сталина 1930-х годов для советского общества

Вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на элитных фигурах (таких как политики, богатые и влиятельные), которые пострадали от репрессивной атмосферы чисток, книга Файджеса анализирует первые годы Сталина с точки зрения «снизу вверх», которая проливает свет на пережитые ужасы. обычными, простыми людьми, живущими в Советском Союзе в то время

Хотя рассказ Файджеса охватывает период с 1917 года до смерти Сталина в 1953 году, в первую очередь автора беспокоят 30-е годы и смертоносный климат, охвативший Советский Союз под неусыпным бдительным взором Сталина.

Работает

  • Крестьянская Россия, Гражданская война: Поволжье в революции 1917–21. Clarendon Press, Oxford 1989, ISBN 0-19-822169-X .
  • Народная трагедия: русская революция 1891-1924 гг. Пимлико, Лондон 1996, ISBN 0-7126-7327-X

    Перевод: Трагедия народа: Эпоха русской революции 1891-1924 гг. Berlin Verlag , Берлин 1998 г., ISBN 3-8270-0243-5 .

    .

  • (совместно с Борисом Колоницким) Интерпретация русской революции: язык и символы 1917 года. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1999, ISBN 0-300-08106-5 .
  • Танец Наташи: история культуры России. Пингвин , Лондон, 2002. ISBN 978-0-14-029796-6

    Перевод: Танец Наташи. Культурная история России. Berlin Verlag, Берлин 2002, ISBN 3-8270-0487-X .

    .

  • Шепчущие: частная жизнь в сталинской России. Lane, Лондон 2007 ISBN 978-0-7139-9702-6

    Перевод: Шепчущиеся. Жизнь в сталинской России. Berlin Verlag, Берлин 2008, ISBN 978-3-8270-0745-2 .

    .

  • Крымская война: история. Lane, London 2010. ISBN 978-0-7139-9704-0

    Перевод: Крымская война. Последний крестовый поход. Berlin Verlag, Берлин 2011, ISBN 978-3-8270-1028-5 .

    .

  • Просто пошли мне слово: правдивая история любви и выживания в ГУЛАГе. Лейн, Лондон 2012, ISBN 978-0-8050-9522-7

    Перевод: Отправьте приветствие, иногда через звезды: История любви и выживания во времена террора . Hanser, Берлин 2012 г., ISBN 978-3-446-24031-5 .

    .

  • Революционная Россия, 1891–1991. Пеликан, Лондон 2014, ISBN 978-0-14-104367-8

    Перевод: Сто лет революции. Россия и ХХ век. Перевод с английского Берндом Руллкеттером. Hanser Berlin, Берлин 2015, ISBN 978-3-446-24775-8 .

    .

  • Европейцы: три жизни и создание космополитической культуры. Лейн, Лондон 2019, ISBN 978-0-241-00489-0 .

Новая империя

В конце XIV века на востоке Европы поднималось новое могущественное государство — Османская Турция. Занимавшие сравнительно небольшие территории в Малой Азии, турки-османы сумели за сто с небольшим лет покорить обширные земли, некогда входившие в состав Византийской империи, призрак которой еще сохранял видимость существования.

После победы на Косовом поле в 1389 году турецкое влияние распространилось на весь Балканский полуостров: Сербия была низведена до ранга сателлита, а единственным серьезным соперником на севере Балкан оставалась Венгрия, которая после захвата турками Болгарии должна была стать следующей жертвой «сарацин». Венгерский король Сигизмунд Люксембургский понимал, что одному в борьбе с султаном ему не выстоять: он обратился за помощью к европейским монархам, призывая их очистить от сарацин христианские земли.


Турецкая экспансия в XIV веке. (Д. Николли, Никополь 1396)

В Европе призыв Сигизмунда был воспринят с энтузиазмом: особенно во Франции и Бургундии, где были сильны рыцарские традиции, и живы воспоминания о героических подвигах времен первых Крестовых походов и Людовика Святого. Тем более что всего за несколько лет до призыва Сигизмунда, французский герцог Людовик де Бурбон предпринял неудачный поход в Тунис (так называемый Берберский крестовый поход) и многие ветераны жаждали смыть позор поражения.

Казалось бы, что именно французскому рыцарству было не с руки отправляться в далекий поход на окраину Европы: в то время во Франции свирепствовала война, известная как Столетняя. Однако как раз в это время активные боевые действия во Франции сошли на нет, а в 1396 году даже было заключено перемирие. Поход на восток поддержали не только французский король и бургундский герцог, но и Римские Папы (западный мир в конце XIV века переживал т. н. Великий Раскол, когда одновременно действовали два папы в Риме и в Авиньоне, и оба поддержали просьбу Сигизмунда своими буллами).


Сигизмунд Люксембургский. (Pinterest)

С начала 1396 года шла активная подготовка к походу — созывались вассалы и слуги, заготавливались припасы, заключались союзы и договоры. Крестоносное воинство возглавил Жан де Невер — молодой наследник бургундского престола, которого сопровождали опытные и закаленные в боях рыцари и вельможи: коннетабль Франции Филипп д’Артуа, адмирал Жан де Вьенн, маршал Жан Ле Менгр по прозвищу Бусико — настоящий образец рыцаря, герой турниров и походов, человек слова и чести. Всего удалось собрать около 6000 человек, из которых более 1500 составляли жандармы (тяжелые кавалеристы). 20 апреля войска выступили из Дижона, но это была лишь часть крестоносного воинства. Дело в том, что некоторые владетельные князья Германии и Тевтонский магистр так же выставили контингенты для помощи венграм. К походу присоединились даже рыцари-госпитальеры, возглавляемые магистром ордена. Подключились и венецианцы.

Месть Молнии

Султан торжествовал славную победу — войско неверных было разбито, а ему досталось множество знатных пленников. Никополь был спасен. Прибыв в лагерь крестоносцев, османский правитель увидел, как враги обошлись с его пленными подданными, и его ярости не было предела.

Он приказал казнить всех пленных христиан, за исключением двадцати наиболее знатных аристократов, выкуп за которых сулил баснословные деньги, но после нескольких показательных казней, сменил гнев на милость — незнатные пленники были обращены в рабство и проданы. Сотни знатных аристократов Франции и Бургундии погибли или попали в плен при Никополе.


Казнь пленных христиан. (Pinterest)

В Европе были шокированы исходом похода на восток — вместо несметных богатств и неувядающей славы, он обернулся горечью поражения и позором. В плену оказался даже наследник бургундского престола де Невер — только за него Баязид потребовал 200 000 дукатов (ок. 700 кг золота), а всего турками заплатили почти 700 000 дукат, огромные деньги для того времени! Союзники тут же принялись перекладывать вину за провал похода друг на друга, и отношения между Венгрией и Францией мгновенно испортились.

Основные моменты Фигеса

Как показывает Файджес на протяжении всей своей книги, способность советских граждан пережить чистки вращалась только вокруг одной характеристики: способности сопротивляться. Но что составляет сопротивление? Более конкретно, как люди сопротивлялись радикальным изменениям, происходящим вокруг них в это время? По словам Фигеса, сопротивление не было открытым восстанием против советского режима. Скорее, это вовлекало людей, прибегавших к апатичному мышлению; настроение, в котором люди не выражали сочувствия или чувств к окружающим. Файджес заявляет, что для того, чтобы пережить чистки, советские граждане должны были научиться становиться информаторами для тайной полиции и правительства — действовать быстро, чтобы осудить своих соседей за измену, прежде чем то же самое можно было сделать с ними. Таким образом, как показывает Фигес,одним из прямых результатов чисток было полное изменение мышления советского населения. Таким образом, Фигес показывает, что результаты чисток были не только физически разрушительными, но и психологически разрушительными.

После Никополя

Баязид Молниеносный недолго наслаждался плодами победы над неверными — вскоре на востоке появился еще более опасный враг Тамерлан, который со своими полчищами приблизился к границам османских территорий. В 1402 году состоялось генеральное сражение между властителями, в котором Баязид был разгромлен, пленен и на следующий год умер в плену. Между наследниками султана началась междоусобица, звезда могучей Османской империи еще только поднималась — в 1453 году будет взят Константинополь, который станет новой столицей империи, а еще через сто лет в Европе и Азии не будет государства сильнее Великолепной Порты, а «кафиры» надолго запомнят блеск турецкого ятагана и бесславный разгром под Никополем.

об авторе

Орландо Файджес — британский историк, который считается экспертом в области русской истории. В настоящее время он является профессором истории в Биркбек-колледже (Лондонский университет) и получил докторскую степень в Тринити-колледже в Кембридже в 1984 году. За последние два десятилетия Файджес опубликовал восемь отмеченных наградами книг. Его работа «Народная трагедия» получила множество наград Фигеса, в том числе: «Историческую премию Вольфсона», «Литературную премию У.Х. Смита», «Книжную премию NCR», «Книжную премию Лонгмана / История сегодня», а также «Книжная премия Los Angeles Times». Дополнение Времена Литературные также перечислены Народная трагедия , как «один из ста самых влиятельных книг со времен войны.»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: