Иван непомнящий. кто он? почему ничего не помнит?

Концентрация истории

Под музей в челноковской школе отдан небольшой кабинет, но сколько информации можно получить из его экспозиции!

В самодельных витринах выставлены старинные предметы быта крестьян, переселившихся в эту деревню во времена столыпинской реформы, обувь, в которой ходили прапрабабушки и прапрадедушки нынешних учеников, инструменты и самый настоящий ткацкий станок. Хотя нет, не настоящий.

Ребятишки на переменках забегают в музей, чтобы посмотреть на старинные вещи, необходимую информацию по истории родных мест почерпнуть и просто попробовать работать теми инструментами, которые были в ходу у предков.

В этом маленьком музее пространство насыщено историей. Здесь тебе и раздел природы родного края в картинах местных художников, и рассказ о деревне и Казачинском районе, спортивные и трудовые достижения челноковцев, работа в годы Великой Отечественной войны и воспоминания ветеранов.

Отдельный стенд отдан трудовой славе колхоза «Заветы Ильича». Это хозяйство в советские годы было единственным местом работы деревенских жителей, кормильцем. Сначала оно называлось «Верный путь», развивалось здесь животноводство и земледелие. Местные жители до сих пор вспоминают, как работали на свиноферме.

Впрочем, «Заветы Ильича» и сегодня действуют в Казачинском районе. В сложные 1990-е годы колхоз не сгинул, как многие сельскохозяйственные предприятия, а лишь сменил форму собственности. И сегодня в нем есть дойное стадо, каждое утро молоко вывозят на переработку. Производят колбасу.

Валентин Исакович говорит о прошлом своего села со знанием дела: он урожденный челноковец. Впрочем, как уверяет краевед, населенный пункт раньше назывался по-другому: Чащино. Отсюда и пошла фамилия местных жителей, в том числе и его предков.

Хранители памяти

Сегодня в инвентарную книгу челноковского музея занесены около 500 различных экспонатов – и вещественные, и письменные, и художественные. Они помогают в освоении учебного материала. В школьном музее проходят не только уроки краеведения, но и истории, обществознания, математики. Да-да, математики. Учитель составляет для ребят задачки на местных примерах. Например, ученикам предлагается вычислить, как меняется население Казачинского района и число деревень (раньше было более 100, сейчас осталась только треть), сколько зерновых с одного гектара пашни собирали в местном колхозе.

Коллекция этого кабинета постоянно пополняется. Из свежих приобретений сабля – ее три года назад нашли на крыше бани в Березняках и принесли в музей. А вот каменный нож. Его обнаружили на берегу Енисея. Эти осколки истории очень ценны и любимы ребятами. Ведь в школьном музее на них можно не только посмотреть, но и прикоснуться к ним, взять в руки.

Валентин Исакович проработал директором челноковской школы до пенсии. Затем эстафету по хранению раритетов подхватила его дочь – тоже педагог Альбина Линге. До конца 2019 года она заведовала музеем и вела уроки краеведения.

Альбина Валентиновна признается: сначала сомневалась, будет ли это интересно современным школьникам. Оказалось, история малой родины волнует не только взрослых челноковцев, но и ребят.

В 2019 году в честь 95-летия Казачинского района в Челноках проходил проект «Заселение земли Казачинской». Ребята учили говор своих предков, сравнивали его с ангарским (говорят, много общего у ангарцев и чалдонов и в произношении, и в наличии особенных словечек, понятных только жителям этих территорий).

Сегодня уже нет тех стариков, которые помнят истории деревень и сел Казачинского района. Но память, собранная стараниями краеведов, жива. Передается она от отцов к детям и внукам.

Фото Андрея АФАНАСЬЕВА

Человек Неизвестного Звания

В царской России с незапамятных времён провинившихся зачастую ссылали на каторжные работы. И, конечно же, народ с каторги нередко бежал. Когда полиция задерживала такого беглого каторжанина и требовала назвать имя, мужик, не желая открывать свои настоящие данные, звал себя Иваном. На вопрос: «А по батюшке?» — стандартный ответ: «Не помню». Паспортной системы ещё не существовало, и установить реальное имя человека было крайне непросто. Поэтому полицейский так и записывал: «Иван, родства не помнящий». Долгое время существовал даже отдельный юридический термин — «не помнящий родства».

Помимо беглых каторжников, свои имена и происхождение зачастую хотели скрыть сбежавшие от жестокого помещика крепостные, солдаты и просто ищущие другой жизни люди. Про всех таких «потерявших память» писали стандартное: «Иван, родства не помнящий». Это было довольно массовым, распространённым явлением. О нём упоминает и Чехов в своём «Острове Сахалин»: «У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотчества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Человек Неизвестного Звания…»

Со временем выражение потеряло первоначальный смысл, и сегодня мы называем «Иванами, родства не помнящими» не тех, кто скрывает свою подноготную, а людей без принципов, неблагодарных своим корням, родине, истории и культуре предков.

Кстати, слово «подноготная» также имеет довольно старинное происхождение.

Историческое значение фразы «Иван непомнящий своего родства»

Фраза «Иван непомнящий своего родства» является устойчивым выражением, которое широко используется в русском языке. Она описывает ситуацию, когда человек забывает или не признает свои родственные связи, происхождение или родословную.

Она имеет свои исторические корни и восходит к временам средневековой Руси. В те времена родственные связи и принадлежность к определенному роду или роду несли большое значение как социальный и политический фактор. Семьи и роды имели свои обычаи и традиции, а принадлежность к определенному роду определяла социальный статус людей.

Однако, в условиях непредсказуемости и нестабильности политического и социального положения, люди иногда отказывались от своей родословной и традиций, чтобы избежать наказания или воспользоваться новыми возможностями. В таких случаях говорили о персоне, которая забывает о своем происхождении, как о «Иване непомнящем своего родства».

С течением времени фраза «Иван непомнящий своего родства» стала использоваться в широком смысле для описания людей, которые не признают, не помнят или не ценят свое происхождение, родственные связи или традиции.

В современном русском языке фраза «Иван непомнящий своего родства» используется как метафора для описания неблагодарных, непочтительных или невоспитанных людей, которые не уважают своих предков и не признают свою историю.

Подноготная и подлинная правды

Подноготной сегодня мы называем тщательно скрываемые сведения, всю, самую сокровенную правду. И однокоренное «ноготь» здесь неспроста. Дело в том, что в давние времена, выпытывая необходимую информацию у человека, палач под ногти загонял несчастному иглы или длинные гвозди. Таким зверским образом и добывалась «подноготная правда». Со временем эта пытка ушла в историю, а слово так и осталось в языке.

Похожим образом вошло в русский и слово «подлинный», «подлинная правда». В царской России батоги и плети, битьё которыми часто назначалось в наказание провинившемуся или пытаемому человеку, назывались «линниками». Избиваемый, чтобы остановить наказание, рассказывал обо всём, что знал. Поэтому информация, полученная из-под «линников», называлась «подлинной правдой».

Гол как сокол

Ещё одна поначалу не совсем понятная фраза с древней историей. Так говорится об очень бедном человеке, но при чём здесь птица сокол и почему вдруг она оказалась голой?

Согласно первой версии происхождения выражения, изначально оно звучало по-другому — «гол как сукол». В стародавние времена славяне мастерили заборы для посевов из гладких кольев, «голых» от веток и сучков, а для того, чтобы заборы не кренились, для их поддержки ставили одинарные колья побольше. По осени заборы часто разбирали на хозяйственные нужды, а колья для поддержки оставались торчать в поле одиноко и уныло, как ничего не имеющие за душой сироты. Поэтому и получал такое сравнение бедный человек.

Вторая теория говорит о том, что сокол всё-таки «виновен» в происхождении устойчивого выражения, однако это не сокол-птица, а сокол-орудие, которое мастерилось для пробивания стен и ворот. Оно представляло собой толстенное увесистое бревно, обитое железом или чугунным брусом. Поверхность такого «сокола» была абсолютно гладкой, «голой». Отсюда и пошло в дальнейшем известное нам сравнение.

Еще:

  • Почему такси красят в жёлтый цвет
  • 10 бабушек и дедушек, доказавших, что учиться никогда не поздно
  • Зачем драть сидорову козу?
  • 10 людей, уволенных по совершенно нелепым причинам
  • Скучающий посетитель отеля придумал забавный способ пообщаться с горничной
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: