Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории презентация, доклад

Слайд 21 Перечень «трудных вопросов истории России» составлен

на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком

материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Тем самым будет сформировано единое научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как навигатора.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ РОССИИ»

Апробация контрольных в 4-х классах

ИТАР-ТАСС/Артем Геодакян

Еще одно нововведение — Всероссийские проверочные работы.

Уже в этом учебном году апробация федеральных контрольных пройдет в 4-х классах по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир. По ее итогам с 2016 года возможно распространение этой практики и на другие классы начальной школы, а с 2017 года — на остальных учеников.

Минобрнауки уже разработало контрольные работы и единую систему их оценки. В ведомстве уточнили, что работы не будут проверяться на федеральном уровне. В первую очередь они предназначены для учителей, чтобы оценить уровень знаний ребенка.

Из чего состоят контрольные

В проверочную работу по русскому языку входят диктант, задания на проверку грамотности чтения, а также задания, проверяющие знание основ системы русского литературного языка.

Работа по математике проверяет умение считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с информацией, представленной в разных формах. В работу включены задания на развитие геометрических представлений, пространственного воображения, алгоритмического мышления.

При выполнении работы учащимся не разрешено пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями и другими справочными материалами, калькулятором. При необходимости школьник может воспользоваться черновиком. Записи в черновике не проверяются и не оцениваются.

Каждая из частей проверочных работ рассчитана на один урок (45 минут).

Слайд 221. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как

общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.3. Исторический выбор Александра Невского.4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия).7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917 г., прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР. 12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.13. Оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны. 14. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне. 15. Оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны». 16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. 17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения в истории страны. 18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. 19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Новости

Историко-культурный стандарт: что изменилось в 2020 году

Следующим важным шагом в определении содержания школьного предмета «История» стала разработка примерных основных образовательных программ (ПООП), создание которых предусматривалось ещё законом об образовании 2012 г. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (5–9 классы) была принята в 2015 г., для старшей школы (10–11 классы) – в 2016 г. Все они размещены на специальном министерском сайте: http://fgosreestr.ru. В программе для старшей школы отмечено: Предмет «История» на углублённом уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы». Кроме того, в данную программу было включено содержание курса «Россия в мире» как обязательного курса на базовом уровне.

Программа по истории России содержит дифференциацию результатов на уровни «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Согласно этим уровням распределены и дидактические единицы – привязанные ко второму уровню «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом. Программа для основного общего образования по предметной области «История» включает раздел по истории России с древнейших времен до 1914 г. (6–9 классы), программа для среднего общего образования – историю России с 1914 по 2014 г.

18 сентября 2020 г. Рабочая группа представила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. С точки зрения содержания и методологических подходов к изучению истории России новый проект несёт в себе две важные новации (цитируется по публикации на сайте РИО):

«Распространение линейного принципа преподавания истории (применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10 классах) на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.

Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10–11 классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов».

Помимо этого, в сам текст Историко-культурного стандарта были внесены отдельные уточнения, корректирующие некоторые нюансы и аспекты содержания школьного предмета «История России» . В частности, были уточнены исторические названия (государство «Русь», «Великая российская революция» и др.), внесены дополнения, более конкретно отражающие содержание генерального плана «Ост», суть гитлеровского оккупационного режима на советских землях, характер нацистской пропаганды, преступления фашистов против советского населения, массовое уничтожение советских военнопленных и т.д.

Что касается корректировки содержания примерных основных образовательных программ в связи с принятием обновлённой концепции, то следует ожидать соответствующих шагов и разъяснений Министерства просвещения.

Методисты и специалисты Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» готовы оказать учителям необходимую методическую и научную помощь, связанную с адаптацией в учебном процессе требований обновлённой Концепции УМК по отечественной истории.

Автор Кирилл Александрович Кочегаров,

кандидат исторических наук,

руководитель Центра историко-обществоведческих дисциплин

Историко-культурный стандарт

Просмотр содержимого документа «Историко-культурный стандарт»

Историко-культурный стандарт разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте (ИКС).

Принятие Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – Концепция) и обновление структуры школьного исторического образования определяются возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний.

историко-культурный стандарт включает в себя

Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

• принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

• многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

• многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

• исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

• антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

• историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Методической основой изучения курса истории в школе согласно Концепции является

Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:

1) учебник (в т.ч. электронный);

2) хрестоматию или сборник документов;

3) исторические карты;

4) рабочую тетрадь и сборник заданий;

5) книгу для чтения

Комплект методических материалов и пособий

для учителя должен включать в себя:

1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт;

2) примерную учебную программу по истории;

3) рабочая программа по предмету;

4) предметные и курсовые методические пособия.

структура курса истории

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914- 1922 гг.

Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.

Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

История России в мировом контексте

(базовый и профильный уровни)

Особенности структуры учебника

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Слайд 12Современный учебник истории, составляющий ядро учебно-методического комплекта, должен быть: а) универсальным

(многокомпонентным) носителем исторической информации; б) средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся.

• содержать целостный взгляд на исторический процесс; • быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии, изобразительные материалы; справочный аппарат ). Акцент должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики могут делать самостоятельные выводы;• быть написан образным литературным языком; • стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий); • быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.); • быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе учитывать их возрастные особенности).

Слайд 173. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения

гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории.4. Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействие культур и религий, укреплении связей между народами во всех сферах.5. Формирование гражданской общероссийской идентичности, решение проблем взаимодействия государства и общества, обращение внимания к историческому опыту гражданской активности (общинное самоуправление, земские соборы, гильдии…)6. Увеличение числа часов на изучение истории культуры, истории повседневности. Необходимость показа неразрывной связи российской и мировой культуры.

Слайд 17Россия в XVI веке Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель

вокруг Москвы: Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в. Органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума, ее роль в управлении государством. Местничество. Местное управление. (…) Смута в России Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в. Самозванцы и самозванство. (…)Россия в XVII веке Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы. Развитие приказного строя. (…)Культурное пространство Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. (…)

Основные хронологические этапы, факты, явления

Слайд 5 Это общественный договор, предлагающий взвешенные точки зрения на дискуссионные

вопросы отечественной и всеобщей истории. Данный подход предусматривает сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.

Концепция УМК по отечественной истории

Цель разработки концепции — формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России

Шестиклассники переходят на новый учебник

ИТАР-ТАСС/Станислав Красильников

1 сентября шестиклассники начнут изучение отечественной истории по новым учебникам. В их основе лежит историко-культурный стандарт, утвержденный в 2013 году. Постепенно на новые учебники перейдут учащиеся всех классов.

Что такое историко-культурный стандарт

Историко-культурный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.

Среди таких «трудных мест» — причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина, причины репрессий; оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; оценка СССР в условиях «холодной войны»; оценка периода правления Брежнева и роли диссидентского движения; оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х годов («шоковая терапия», методы приватизации), причины и последствия побед Ельцина в политических схватках 1990-х годов, а также оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

Сейчас учебники по истории, чтобы попасть в федеральный перечень, должны пройти экспертизу на соответствие историко-культурному стандарту.

В мае 2015 года министерство образования и науки РФ утвердило три линейки новых учебников по истории России: от издательств «Дрофа» и «Просвещение» с 6 по 9 и с 10 по 11 классы, учебники издательства «Русское слово» с 6 по 9 классы.

В Минобрнауки подчеркнули, что школы могут использовать старые учебники до их износа, но с учетом утвержденного историко-культурного стандарта.

Об отличиях между новыми и старыми учебниками ТАСС рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», член авторского коллектива новой линейки учебников по истории Александр Данилов.

«Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежат единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории. На мой взгляд, это получилось», — сказал Данилов.

В свою очередь, преподаватель истории Лицея НИУ «Высшая школа экономики», член авторского коллектива линейки учебников издательства «Дрофа» Игорь Андреев напомнил, что новые учебники рассчитаны на линейную методику преподавания, которая предполагает последовательное изучение отечественной истории с 6 по 11 класс. Ранее школьники проходили историю по концентрической системе — сначала курс изучался целиком вплоть до 9 класса, а затем углубленно повторялся в двух старших классах.

«Прежних повторений, как это было при концентрическом построении, не будет. Такой подход (линейный) дает возможность более основательно изучать прошлое. К тому же более поздний и спорный период изучается старшеклассниками. Понятно, что здесь больше возможностей для откровенных и глубинных разговоров о нашем великом и драматическом прошлом», — сказал Андреев.

Слайд 19Государственные и военные деятели: Александр I, Александр II, Александр III,

А.А. Аракчеев, П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли, А.Х. Бенкендорф, Н.Х. Бунге,

П.А. Валуев, С.Ю. Витте, А.П. Ермолов, В.А. Корнилов, М.И. Кутузов, М.Т. Лорис-Меликов, С.О. Макаров, П.С Нахимов, Николай I, Николай II, И.Ф. Паскевич, В.К. Плеве, К.П. Победоносцев, Н.Н. Раевский, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, С.С. Уваров и др. Общественные деятели: И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин, Г.А. Гапон, И. Гаспринский, А.И. Герцен, А.И. Гучков, Н.Я. Данилевский, А.И. Желябов, В.И. Засулич, К.Д. Кавелин, И.В. Киреевский, П.Л. Лавров, В.И. Ленин, К.Н. Леонтьев, П.Н. Милюков, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, Г.В. Плеханов, В.М. Пуришкевич, М.В. Родзянко, П.Б. Струве, П.Н. Ткачев, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, В.М. Чернов, Б.Н. Чичерин, В.В. Шульгин и др. Деятели культуры: И.К. Айвазовский, Амвросий Оптинский, А.А. Ахматова, В.Г. Белинский, А. Белый, А.Н. Бенуа, Н.А. Бердяев, А.А. Блок, Е.А. Боратынский, К.П. Брюллов, С.Н. Булгаков, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Н.С. Гумилев, Г.Р. Державин, Ф.М. Достоевский, С.П. Дягилев, М.Н. Ермолова, В.А. Жуковский, В.В. Кандинский и др.Деятели науки: А.М. Бутлеров, Т.Н. Грановский, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Зинин, Н.М. Карамзин, Л.П. Карсавин, В.О. Ключевский, С.В. Ковалевская и др. Промышленники и меценаты: А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов, династия Морозовых, П.П. и В.П. Рябушинские, П.М. и С.М. Третьяковы, С.И. Щукин и др.Путешественники: Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, М.П. Лазарев, Ю.Ф. Лисянский, Г.И. Невельской, Н.М. Пржевальский и др.

Персоналии

Слайд 16Общая характеристика периода, отраженного в разделеРАЗДЕЛ I. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ

К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ В ходе расселения

славян по Восточноевропейской равнине в VI – VIII вв., являвшего собой завершающий этап т.н. Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Евразийский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX – X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных и балтских народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под единой княжеской властью, под главенством одной династии (Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь или «Русская земля», со столицей в Киеве (Киевская Русь). В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени. Формирование государства и принятие христианства являлись составными частями процессов политогенеза и христианизации, охвативших в конце I тыс. н. э. большую часть Евразийского континента.

Слайд 2028 июля 1914 – 11 ноября 1918 гг. – Первая

мировая война 1 августа 1914 г. – объявление Германией войны

России1915 г. – образование Прогрессивного блока май 1916 г. – «Брусиловский прорыв» февраль – ноябрь 1917 г. – Великая российская революция февраль – март 1917 г. – Февральский переворот и падение монархии 27 февраля 1917 г. – формирование Временного Комитета Государственной думы 2 марта 1917 г. – отречение Николая II 1 сентября 1917 г. – провозглашение России республикой 25-26 октября 1917 г. (7 — 8 ноября по новому стилю) – свержение Временного правительства, взятие власти большевиками 26 октября 1917 г. — создание Совета народных комиссаров (советского правительства) ноябрь 1917 – 1921 гг. – период Гражданской войны 5-6 января 1918 г. – Учредительное собрание январь 1918 г. – создание регулярной Красной Армии (РККА) 3 марта 1918 г. – подписание советским правительством Брестского мира с Германией и выход России из Первой мировой войны Май 1918 г. – восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной Гражданской войны в России июль 1918 г. – принятие первой советской Конституции России 5 сентября 1918 г. – объявление большевиками «красного террора» 1920 – 1921 гг. – занятие Красной Армией Азербайджана, Армении, Хивы и Бухары, Грузии 1920 г. – заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и ЭстониейАпрель – октябрь 1920 г. – боевые действия в ходе советско-польской войны Ноябрь 1920 г. – разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму 1921 г. – Рижский мир с Польшей лето 1920 – лето 1921 гг. – Тамбовское антибольшевистское восстание

События/даты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: