Экономические последствия распада ссср

Положение в россии после распада ссср

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне  убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

Причины неудач экономических реформ

Последствия распада СССР

Основные последствия развала СССР

  • Возникновение независимых государств. Большая часть советской территории отошла России, которая стала крупнейшей страной мира, но республики в Азии и Прибалтике отделились. Также независимость получили Грузия, Армения, Украина и Беларусь. Это стало основным и самым ярким последствием распада СССР – геополитическая обстановка изменилась и в Европе, и во всём мире. При этом Россия, правопреемница Советского Союза, сохранила за собой статус мощной ядерной державы, с которой нельзя не считаться.
  • Глубокий экономический кризис. Начался он ещё в 80-х годах в Союзе из-за неудачных экономических реформ и других причин, но последствия развала СССР его лишь усугубили. После отделения союзных республик и их превращения в суверенные государства хозяйственные связи между бывшими разными регионами бывшего Союза оказались разорваны, и экономика, без того уже слабая, затрещала по швам. Производство и промышленность пришли в упадок.
  • Рост русофобских настроений. Во многих бывших республиках начались гонения на русское население, которые нередко выливались в насилие. В результате началась массовая миграция русского населения из этих бывших республик в Россию.
  • Образование СНГ. Чтобы поддержать хрупкие связи между новыми государствами, ещё вчера бывшими одним целым, было создано Содружество Независимых Государств, или СНГ. Эта международная организация существует и поныне, её формирование можно назвать положительным последствием распада СССР. Ну, положительным на фоне того, что это была довольно успешная попытка сделать хоть что-то хорошее после масштабной геополитической катастрофы.
  • Начало мировой глобализации. До развала СССР мир был двухполярным, поделённым на сферы влияния Советского Союза и США, но распад самой большой страны мира подтолкнул глобализационные процессы. На какое-то время мир стал однопополярным, так как США стали единственной сверхдержавой на планете. Потом, правда, Россия окрепла, а вместе с ней и Китай.
  • Рост влияния США и стран НАТО. Тут причины очевидны – их основной соперник только что развалился.
  • Экономические и политические проблемы в развивающихся странах Африки. Это не самое очевидное последствие развала СССР, но его нельзя игнорировать – в ходе борьбы за влияние США и Советский Союз поддерживали множество развивающихся стран, выделяя им деньги и другую помощь, стремясь обзавестись как можно большей поддержкой. Но по итогам распада СССР помощь сразу прекратилась – России стало не до Африки, а США утратили мотивацию вливать деньги в развивающиеся страны. Зачем, если на тот момент США и так фактически одержали победу? Резкое сокращение помощи привело к глубоким кризисам и государственным переворотам во множестве африканских государств.
Военные блоки Первой мировой войны 1914-1918 кратко в таблице по пунктам
Таблица «Реформы управления Петра I»

Дефолт 1998 года

Большой проблемой российского бюджета был его дефицит. Он был вызван множеством причин, но во многом был связан с тем, что владельцы приватизированных предприятий легко уклонялись от уплаты налогов. В результате правительство постоянно занимало деньги у частных предпринимателей, а также за границей. Государственный долг страны увеличивался.

В частности, ещё в 1992 году правительство стало выпускать ГКО – государственные краткосрочные обязательства. Человек, покупавший ГКО, фактически давал правительству деньги в долг, а через некоторое время правительство возвращало этот долг с процентами.

В 1997 г. финансовая ситуация в России резко ухудшилась. Отчасти это было связано с экономическим кризисом, начавшимся в Юго-Восточной Азии, а также с последовавшим за кризисом падением цены на нефть. Финансировать бюджет с помощью выпуска новых ГКО было всё сложнее – все знали о тяжелой экономической ситуации в России, а потому покупать ГКО не хотели.

23 марта 1998 года вместо Черномырдина назначается новый премьер – Сергей Кириенко, который должен был исправить финансовую ситуацию в стране. Однако уже 17 августа правительство объявило дефолт. Это значило, что оно отказывалось оплачивать свои долги по ГКО.

Сергей Кириенко 

До дефолта Центробанк РФ поддерживал стабильный курс рубля на уровне 6 рублей за доллар. Для удержания курса Центробанк продавал валюту из своих золотовалютных резервов, что приводило к постепенному истощению этих резервов. 17 августа 1998 года Центробанк отказался от этой политики, в результате курс рубля вырос до 20 рублей за доллар.

23 августа Кириенко отправляют в отставку, новым премьером становится Евгений Примаков. В результате экономического кризиса 1998 года уровень жизни населения упал, цены выросли. Однако после кризиса российская экономика стала быстро восстанавливаться.

Евгений Примаков

Финансовые пирамиды в России

Одной из черт российской экономики было появление финансовых пирамид. Так называют компании, которые предлагают населению вложить деньги в пирамиду и обещают, что через некоторое время они отдадут эти деньги, да и ещё заплатят сверху большой процент. Во многом пирамиды похожи на банки, предлагающие населению открыть банковский вклад.

Разница в том, что банк берет деньги у населения под небольшой процент, а полученные деньги обычно использует для выдачи кредитов населению и бизнесу. При этом процент по вкладу меньше процента по кредиту, поэтому банк может за счет доходов от кредитов вернуть деньги всем вкладчикам. А вот финансовая пирамида предлагает вкладчикам очень большой процент по вкладам, при этом она никому никаких кредитов не выдает.Деньги вкладчикам пирамид выдают за счет денег других вкладчиков, вложившихся в пирамиду позже.Естественно, что в определенный момент пирамида уже не может выплачивать всем вкладчикам деньги. Тогда пирамида закрывается, и почти все ее вкладчики остаются ни с чем. Создание пирамиды – это форма мошенничества, в отличие от обычной банковской деятельности.

Финансовые пирамиды появляются во многих странах, но в России с 1990-ых годах они были особенно популярны. Это было связано с тем, что россияне не имели опыта жизни в рыночной экономике и легко попадались на обманы мошенников. Вдобавок и российское финансовое законодательство было несовершенным и позволяло легко создавать мошеннические компании. Всего в России действовало более 1800 пирамид, крупнейшими из них были:

  • Властелина;
  • Русский дом Селенга;
  • Чара;
  • Холерин вест.

Однако самой крупной пирамидой России была «МММ». Она была создана Сергеем Мавроди и начала свою деятельность 1 февраля 1994 года. Рекламу МММ активно показывали по телевидению. В итоге в МММ вложили свои деньги 10-15 млн россиян, многие люди продавали автомобили и квартиры, чтобы приобрести «билеты МММ». Однако в августе МММ закрылась, Мавроди арестовали, миллионы россиян остались ни с чем.

Очередь в офис МММ из людей, желающих забрать свои вклады 

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей.

Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990-х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения.

Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы.

Однако реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Многие предприятия охватил кризис неплатежей. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн руб. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-Инвест» и др.).

Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей — олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 °% от начала 1990-х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура.

Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990-х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, товариществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся почти на протяжении всех 90-х гг.

Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности и теневую экономику, и коррупции. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями.

Правительство В. Черномырдина (1993-1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики путём сочетания упрочения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису.

Падение производства к августу 1998 г. достигло 50 %. В этой ситуации страна пережила дефолт. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко 2-й половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, хотя жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.

Почему еще Россию считают правопреемницей СССР?

СССР (Союз Советских Социалистических Республик) был одним из самых мощных государств в мировой истории. Его распад в 1991 году привел к возникновению ряда новых независимых государств, однако Россия осталась наследником значительной части его территории, населения и юридического наследия. Вот почему еще до сих пор Россию считают правопреемницей СССР:

1. Государственный суверенитет

Россия, как и СССР, является правопреемником в отношении государственного суверенитета. Она наследует все права и обязательства, принадлежавшие СССР в международных отношениях. В рамках этого наследия Россия продолжает поддерживать дипломатические отношения с другими государствами, а также является членом различных международных организаций и союзов.

2. Международные договоры

Россия приняла на себя обязательства, вытекающие из международных договоров, подписанных СССР. Это включает в себя договоры о нераспространении ядерного оружия, о сохранении жизненного уровня и безопасности работников, о защите окружающей среды и многое другое. Таким образом, Россия продолжает выполнять обязательства, принятые СССР в рамках международного сотрудничества.

3. Вооруженные силы

СССР был мощной и великой державой с огромными вооруженными силами. Поэтому Россия, как его правопреемник, продолжает являться одной из ведущих сил в мировом военно-стратегическом балансе. Она сохраняет ядерное оружие, наследованное от СССР, и продолжает придерживаться потенциальной обороноспособности национальных интересов.

4. Законодательство и правовая система

Правовая система и законодательство России по большей части основываются на наследии СССР. Несмотря на изменения и реформы, многие нормы и принципы права, разработанные и закрепленные в период СССР, до сих пор остаются в силе. Это относится не только к области уголовного права и гражданского права, но и к таким сферам, как права человека и свобода судебного разбирательства.

Таким образом, Россия является правопреемницей СССР, поскольку она наследует его государственный суверенитет, международные обязательства, вооруженные силы и правовую систему. Этот статус оправдывает ее положение как одной из ключевых международных держав и соучастницы в истории СССР.

Социальная нестабильность и массовые протесты

Крушение СССР привело к серьезной социальной нестабильности и широкому распространению массовых протестов. Рост экономических проблем, высокая инфляция, безработица и общая неуверенность в будущем создали недовольство в обществе и вызвали несогласие с политикой нового режима.

Множество людей столкнулись с трудностями в своей повседневной жизни. Уровень жизни снизился, многие потеряли работу, пенсии и зарплаты не удовлетворяли базовых потребностей. Неравенство между богатыми и бедными только усилилось, что привело к усилению социальных неравенств и разрыву между различными слоями общества.

В условиях экономического упадка и политической нестабильности многие граждане решались на активные действия, чтобы выразить свое негодование и требования. Массовые протесты стали обычным явлением на улицах городов СССР. Люди выступали против высоких цен, низких заработных плат, отсутствия свободы слова и других социально-политических проблем.

Молодежь, особенно студенческая и школьная, активно протестовала против коррупции, цензуры и отсутствия демократических свобод. Множество шествий, митингов и забастовок стали частью повседневной жизни социума. Граждане не соглашались с репрессивной политикой государства и желали перемен.

Массовые протесты заставили власти обращать внимание на требования общества и медленно менять свою политику. Однако, издержки развала СССР, экономические проблемы и общая безысходность породили неконтролируемый хаос и привели к закрытию большинства предприятий и ухудшению жизненного уровня населения

Таким образом, социальная нестабильность и массовые протесты были непосредственными последствиями крушения СССР. Нарастающая общественная напряженность, вызванная экономическими и политическими проблемами, привела к массовым выступлениям, которые потрясли страну и создали необходимость в глубоких перемен на политическом и экономическом уровнях.

Какими документами определяется правопреемство на международном уровне?

Резолюции ООН

Важным источником норм международного права являются резолюции Организации Объединенных Наций (ООН). Они принимаются Генеральной Ассамблеей или Советом Безопасности и содержат рекомендации, которые должны быть выполнены членами ООН.

Договоры о правопреемстве

Для определенного случая передачи прав и обязанностей между государствами могут быть заключены специальные договоры о правопреемстве, которые регулируют этот процесс. Такие договоры могут включать специфические условия и требования, которые должны быть выполнены для соблюдения правопреемства.

Практика государств

Помимо документов, практика государств также играет значительную роль в определении правопреемства на международном уровне. Прецеденты и примеры из прошлого могут служить основой для определения, какие права переходят от одного государства к другому.

Тексты конституций и законов

Конституции и законы государств представляют собой источники права, которые могут устанавливать положения о правопреемстве и передаче прав и обязанностей между государствами.

Приватизация госсобственности

Началась приватизация госсобственности. 14 августа 1992г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о приватизационных чеках, и уже с начала осени во всех отделениях Сбербанка России населению стали выдавать ваучеры (приватизационные чеки). «Ваучеризация» была главной составляющей первого этапа приватизации (август 1992 — осень 1994г.). Смысл ее был в том, что каждый гражданин должен был получить равные стартовые возможности в виде своей доли в общей собственности страны. Так как рыночная цена предприятий не была определена — ее просто не существовало на момент реформ, — то в основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, которую «разделили» на численность населения России, включая грудных младенцев (148,7 млн. человек). Доля каждого гражданина РФ составила 10 тыс. рублей — именно такова была номинальная стоимость ваучера— сумма по тем временам достаточно большая (легковой автомобиль, например, стоил около 20 тыс. рублей).

Итоги «ваучеризации» населения оказались плачевными из-за колоссальной инфляции: уже осенью 1992 г. на стоимость ваучера можно было купить один мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. ваучеры продавались по 10—12 тыс. рублей (цена 3— 4 бутылок водки). Кроме того, если в 1991 г. предполагалось сделать приватизационный чек именным, то на практике ваучеры оказались обезличены. В условиях сильнейшего отставания зарплаты от уровня жизни, ее систематических задержек и невыплат они превратились в предмет продажи. Скупали ваучеры те, у кого были деньги, — представители теневого бизнеса.

Одним из самых тяжелых последствий реформ в 1992 г. стала фактическая ликвидация вкладов населения в сберегательных банках. Девальвация вкладов и страховых взносов привела к обнищанию огромной массы людей, существенно сократила объемы депозитного капитала — источника государственных кредитов. Кроме того, большинство граждан России не могли теперь стать акционерами, им не на что стало покупать акции, а это ликвидировало социальную основу приватизации. Правительство было вынуждено обращаться за иностранными займами.

Освобождение цен в условиях товарного дефицита привело сначала к «вымыванию» дешевых товаров, а затем к резкому росту цен. Во избежание социального взрыва правительство провело ряд мер по насыщению рынка товарами народного потребления. В качестве основного средства была выбрана либерализация внешней торговли. Внутренний рынок страны в довольно короткие сроки был наполнен иностранными товарами, как правило, низкого и среднего качества. Эти меры привели к свободной конвертации рубля, то есть обмену его на любую иностранную валюту по рыночному биржевому курсу. Экономическая нестабильность в стране и нарастание кризиса проявились в резком падении курса рубля по отношению к доллару.

Таким образом, на конец 1992 г. инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы, бюджет оказался подорван, падение производства было очевидно. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов Российской Федерации работа правительства Е. Т. Гайдара была признана неудовлетворительной. На пост премьер-министра страны был избран В. С. Черномырдин (декабрь 1992— апрель 1998г.).

Литература

  1. История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2000. – 464 с. – С. 324–422.
  2. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. – Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. – 448 с. – С. 390–423.
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 544 с. – С. 496–503.

Причины распада СССР

Основные причины развала СССР

  • Обострение националистических настроений в союзных республиках. Оно началось ещё в 80-х годах XX века, фактически став основной причиной распада СССР. Эти республики стремились снизить политическую зависимость от центра Советского Союза, то есть от РСФСР. Свою роль сыграло и то, что все важные решение, в том числе и затрагивающие союзные республики, принимались верховной властью в Москве, зачастую не считаясь с интересами регионов.
  • Экономические проблемы. Со второй половины 80-х годов население беднело, уровень жизни снижался, внешний долг страны рос, а в бюджете нарисовался дефицит. Связано это со множеством причин, он антиалкогольной кампании 1985 года до отказа от государственной монополии на внешнюю торговлю. В конце 80-х также начался дефицит некоторых необходимых товаров, была введена карточная система, предприятия закрывались одно за другим, что, разумеется, вызывало народное недовольство. А в 1986 году обвалились мировые цены на нефть, от которых сильно зависел бюджет Советского Союза, что лишь усугубило ситуацию.
  • Холодная война и гонка вооружений. Они изрядно истощили госудаственный бюджет, а поражение в Холодной войне к тому же стало одной из причин развала СССР, усилив недовольство центральной властью.
  • Афганская война. Она вызвала резкое неприятие большей части населения и осуждение мировой общественности, что сказалось на политическом авторитете Союза не лучшим образом.
  • Подрывная деятельность западных спецслужб. По крайней мере, многие участники тех событий заявляют, что она была одной из причин распада СССР.
  • Неудачные экономические реформы. Попытки реформировать плановую экономику были безуспешными, кроме того, они в итоге вообще привели к её краху, а население окончательно перестало доверять сложившейся экономической системе.
  • Крах советской идеологии. Это одна из важнейших причин развала СССР – прежние идеалы о построении светлого коммунистического будущего утратили свою актуальность, на смену им пришли новые идеологические ценности. Кроме того, в последние годы к тому моменту правительство уже вовсю строило государственный капитализм под вывеской “развитого социализма”.

Последствия распада СССР

Распад СССР привел к еще большему сокращению производства и развалу ранее установленных экономических связей между субъектами в республиках. Развал этих отношений вызывали также различия сроков, глубины и масштабности преобразований при переходе к новой, рыночной системе. Финансовая и социальная цена преобразований также сильно возросла для экономики этих государств. При этом отделение среднеазиатских республик (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Туркменистан) устранило вероятность одного из рисков ускоренной модернизации, когда на фоне невозможности использовать лишние трудовые ресурсы появляется аграрное перенаселение.

Замечание 1

Также распад СССР стал причиной снижения количества возможностей у России и стран СНГ для экономического использования финансовых, производственных, природных и прочих ресурсов из-за обособления экономик и затяжного экономического кризиса.

В этом плане России повезло больше остальных бывших республик, так как ее экономика была более мощной и более продуманной (расширение ассортимента выпускаемой продукции, переориентация рынков сбыта, внедрение новые видов производства для повышения эффективности, что приводило к росту экономической выгоды и позволяло тем самым минимизировать риски). К тому же, Россия теперь не должна была помогать бывшим республикам, которые находились на более низкой ступени развития экономики, что облегчило ее переход к рынку, поэтому это последствие можно считать положительным.

Однако через некоторое время Россия все равно принялась помогать соседним странам, накапливая их долги, которые зачастую прощались. Примером может послужить ситуация с продажей Украине энергоресурсов. Государствам-членам СНГ Россия также продолжает помогать, несмотря на почти полное отсутствие экономических выгод для себя.

В СНГ экономические связи позже начали восстанавливаться, благодаря чему были созданы новые организации – Таможенный Союз, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз.

После распада СССР Россия потеряла гарантированный доступ к внешним рынкам тех, кто пользовался ее нефтью и прочими энергоресурсами. Например, ситуация с доступом к морским портами оказалась довольно сложной.

Не стоит забывать, что и территория страны сократилась на четверть, а население – на 50 %. Актуальной стала проблема неразвитости инфраструктуры, что особенно касается приграничных и окраинных областей страны. Возросла разница в ресурсном и производственном потенциалах: если первый оценивается в 27 трлн долларов, что в несколько раз превышает потенциал США, а вот второй ниже американского на 87 %, по данным 1995 г.

Трудно было вернуться России и на рынки сопредельных государств, что обошлось ей в немалую цену, которая обернулась неполученными доходами. Социальна я сфера тоже от этого пострадала, так как страна потеряла возможность поставлять на внутренний рынок относительно дешевыми товарами их бывших советских республик (особенно, овощи и фрукты).
Итак, основными экономическими последствиями распада СССР можно назвать:

  • расторжение прежних традиционных крепких экономических связей между республиками;
  • создание у каждой независимой республики собственного бюджета;
  • переход бывших республик к рыночной экономике;
  • углубление экономического кризиса;
  • затруднение отношений России с ее прежними торговыми партнерами;
  • обострение проблемы развитости инфраструктуры.

Главными экономическими последствиями распада СССР были расторжение экономических связей между бывшими республиками и переход их к рыночной экономике. В более долгосрочной перспективе это привело к появлению в сфере международной торговли новых партнеров для европейских стран.

Предыстория распада

Экономика СССР была командно-административной, что позволяло государству контролировать весь экономический сектор. Это далеко не всегда шло на пользу экономике, ибо управлять из одного центра хозяйством такой огромной страны было затруднительно.

В 1970-е гг. проходило активное слияние официальной экономики и теневой (всевозможная полузаконная и незаконная торговая деятельность), где в обороте последней финансы исчислялись миллиардами. Многочисленные попытки реформирования системы не принесли успешных результатов. Резкие изменения системы в «перестройку» изменили и общественный уклад:

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

  • началось перераспределение прав предприятий и руководителей;
  • усилилось социальное неравенство;
  • изменились производственные отношения на предприятии (снижение дисциплины, воровство, зависть к тем, что больше зарабатывает);
  • внешний и внутренний долг Советского Союза рос, сократился доход за продажу нефти, ослабла идеология честного труда.

В середине 1991 г. глава правительства В. Павлов выдвинул требование Верховному Совету СССР предоставить правительству чрезвычайные полномочия для проведения курса по экономической стабилизации, однако ему отказали. В противоположность его предложениям был ускорен процесс по созданию рыночной экономики.

В это время продолжалось сокращение производства и росла инфляция, достигающая 25 % в неделю в 1991 г., что вызывало экономический кризис, падение жизненного уровня населения. Обособление республик стало причиной расторжения внутренних и внешних экономических связей. Это были лишь экономические причины распада СССР, акт чего был подписан 26 декабря 1991 г.

Принятие Конституции Российской Федерации

На последовавшем за этими событиями референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, установившая принцип разделения властей на три самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Во главе государства — избираемый всенародно Президент с четырёхлетним сроком полномочий. Представительная и законодательная власти принадлежат соответственно Федеральному собранию, состоящему из двух палат — Совета Федерации (руководители и представители субъектов федерации) и Государственной думы (формируется на выборной основе из представителей политических партий и самовыдвиженцев). Исполнительная власть у правительства (председатель, заместители, министры). Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды представляли судебную ветвь власти.

Россия: важная роль в пост-СССР

Россия играет важную роль в пост-СССР как правопреемница Советского Союза. В период после распада СССР в 1991 году, Россия стала главным наследником многих аспектов советской эпохи. Это касается как политической системы, так и экономической сферы.

Внутри страны произошли значительные изменения. В период реформ 1990-х годов, Россия пережила переход к рыночной экономике и демократической политической системе. Были проведены приватизация государственных предприятий, либерализация внешней торговли, изменение налоговой системы и другие реформы, направленные на создание условий для развития рыночных отношений и привлечения иностранных инвестиций.

Самая важная изменение, которое произошло после распада СССР, – это изменение политической системы. В Советском Союзе существовал однопартийный режим, где Коммунистическая партия контролировала все аспекты жизни страны. В России была проведена политическая декоммунизация, и в 1993 году принята новая Конституция, гарантирующая многообразие политических партий и свободу выражения мнений.

На международной арене Россия также заняла лидирующую позицию. Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН и ядерной державой, Россия играет важную роль в мировой политике. Она входит в число восточноевропейских и Шанхайской организации сотрудничества, а также участник процесса мирного урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.

Сфера Роль России
Экономика Крупнейшая экономика в постсоветском пространстве
Политика Главный государственный орган в рамках СНГ
Оборона Сильнейшая армия в регионе

Россия также является стратегическим партнером для многих бывших советских республик. Эта связь проявляется во многих сферах, включая экономическое сотрудничество, безопасность и культурные связи. Таким образом, Россия продолжает играть важную роль в пост-СССР и остается одним из главных игроков на мировой арене.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: