Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003

К чему ведет нацию историческая политика беларуси

Содержание

  • Слайд 1

    История
    России
    XX век
    Национальная политика и
    национальные движения

  • Слайд 2

    1.«Новая историческая общность».
    2.Противоречия между Центром и республиками.
    3.Национальные движения.
    4.Эволюция национальной политики.
    План урока.

  • Слайд 3

    Чем объяснялась активизация национальных движений в 60-70-е гг.?
    Задание на урок.

  • Слайд 4

    В 1972 г.страна отметила 50 лет СССР.За эти годы республики добились колоссального успеха в эко-номическом и социальном развитии.В Средней Азии уровень грамотности вырос с 5 до 95 %.Объ-ем промышленного производства в республиках вырос на 176 — 600%.В Узбекистане число специа-листов с высшим образованием было больше чем в СССР в 20-е гг.
    1.«Новая историческая общность».
    Добыча угля
    открытым способом
    в Экибастузе.

  • Слайд 5

    Промыщленное производство в прибалтике выросло в среднем в 35 раз.В к.60-х гг власти заявили о том, что в СССР сформирована новая общность-советс-кий народ.Эта идея означала,что советские нации сблизились и объединились на основе построения коммунизма.В 70-е гг. это положение было дополне но выводом о том,что сложившийся в стране «еди-ный народно-хозяйственный комплекс» стал «ма-териальной основой дружбы народов».
    1.«Новая историческая общность».
    Торжественное
    заседание
    в Кремле.

  • Слайд 6

    Экономическая реформа 1965 г. Делала акцент на усиление специализации республик.Каждая из них развивала традици-онное производство.В ин тересах интеграции шло ускоренное развитие наи менее развитых с т.з.про- мышленности союзных республик.В большей ме ре этот процесс затронул Белоруссию,Молдавию,Туркмению,Киргизию, Азербайджан,Узбекис-тан и Литву.Одновремен но была преодолена их обособленность .
    2.Противоречия между Центром и республиками.
    Уборка хлеба в Башкирии

  • Слайд 7

    Бурное промышленное строительство в респуб-ликах привело к усиле-нию роли Центра.В 70-е гг.были ликвидированы те права и привилегии, которые республики по-лучили в 50-е гг.Эконо-мическое,социальное и культурное развитие те-перь шло под контролем Кремля.Переселение в республики русскоязыч-ных кадров воспринима-лось там как русская эк-спансия.Это привело к усилению национализ-ма.
    2.Противоречия между Центром и республиками.
    Животноводческий
    комплекс в Литве.

  • Слайд 8

    Появившиеся национальные движения выступали под флагом защиты национальных культур.В 1971 г.был снят с поста 1-й секретарьЦК КПУ П.Шелест за попытку сохранить прежнее количество украин- ских школ.Национализм занял большое место и в диссидентском движении.В 1967 г.развернулось движение евреев за право выезда на «историчес-кую родину».В 1972 г.были сняты все ограничения в отношении немцев Поволжья,Но их автономия так и не была восстановлена.
    3.Национальные движения.
    Министр труда Израиля
    А.Щаранский.
    Эмигрант из СССР.
    Руководитель движения
    эмиграцию евреев.

  • Слайд 9

    За 20 лет из СССР выехали 72тыс.немцев и 275 тыс. евреев.В Прибалтике развернулось движение за со блюдение прав и свободу деятельности церкви.В связи с обсуждением новой Конституции в Грузии прошли демонстрации с требованием сохранить ро дной язык в качестве государственного.Армянские националисты организовали ряд взрывов, в т.ч.в московском метро в 1977 г.Всплеск национализма привел к росту русского национального движения.
    3.Национальные движения.
    Ташкент вечером

  • Слайд 10

    В условиях роста национа-льных движений власти скорректировали нацио-нальную политику.Реп-рессии применялись лишь к участникам отк-рытых выступлений.На-циональные кадры ста-ли массово награждать-ся орденами,медалями и почетными званиями.На чалась«коренизация» ме стного руководства.Во главе республик встали представители коренной национальности,а рус-ские, занимая посты 2-го секретаря оказывались в роли «наблюдателей»
    4.Эволюция национальной политики.
    Плакат к 50-летию
    образования СССР.

Посмотреть все слайды

Урок истории России в 9 классе: «Национальная политика Александра II»

Организация: ГБОУ школа № 219

Населенный пункт: г. Санкт — Петербург

Урок истории России, 9 класс

Тема: «Национальная политика Александра II

Цель: сформировать представление об особенностях национальной политики, проводимой Александром II.

Задачи: Предметные:

  • выделить основные черты национальной и религиозной политики Российской Империив 1855-1881 гг;
  • показать влияние на национальную политику России националистических настроений в
    странах Европы;

Личностные:

  • развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны;
  • оценивать исторические события и роль личности в истории;Метапредметные:
  • развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • продолжать формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умения
    анализировать текст;
  • развивать опыт регуляции речевого поведения, как основы коммуникативной

компетентности;

Тип урока: урок-исследование

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы, цели и задач урока:

Презентация.

Слайд 2.

«Ни одно другое государство на земле не содержит такой мешанины и такого многообразия населяющих его жителей …», — писал российский учёный Андрей Карлович Шторх.

  • На какую особенность Российской Империи указывает ученый?
  • Все ли народы вошли в состав РИ добровольно?

— Чем грозит такое вхождение?

Слайд 3.

Тема нашего урока сегодня: «Национальная политика Александра II

Слайд 4.

— Какова цель нашего урока?

Слайд 5.

На этот урок я выдвигаю следующую гипотезу:

Национальная политика Александра 2 по отношению к народам, входившим в состав Российской империи, была одинаковой.

В конце урока мы или согласимся с ней, или опровергнем.

3. Изучение нового материала:

Слайд 6.

— Мы будем работать по плану:

  1. Европейские революции 1848 — 1849 гг. и Россия.
  2. Царство Польское.
  3. Финляндия.
  4. Кавказ.
  5. Западные губернии.
  6. Политика по отношению к евреям.

1. Европейские революции 1848 — 1849 гг. и Россия.

Слайд 7.

  • Прочитайте пункт 1 учебника.
  • Могли ли описанные события повлиять на ситуацию в Российской империи?

— Почему и как?

Сегодня мы должны будем рассмотреть особенности национальной политики Александра 2 в отношении 5-и ВАЖНЫХ территорий.

Слайд 8.

Территория

Действия властей

Результат (+/-)

Царство Польское

Финляндия

Кавказ

Западные губернии

Политика по отношению к евреям

  • Какой была национальная политика в отношении Польши?
  • Чем характеризовалась правительственная политика в Финляндии и на Кавказе?
  • Какой была политика властей в отношении украинского национального движения и вотношении евреев?

4. Подведение итогов.

Слайд 9.

Гипотеза: Национальная политика Александра 2 по отношению к народам, входившим в состав Российской империи, была одинаковой.

— Подтверждается ли гипотеза, выдвинутая в начале урока?

— В чем была причина такой политики?

Слайд 10. КАРТА

Правительство Александра II проводило избирательную национальную политику. Почему?

(Избирательность эта проявлялась лишь в выборе различных методов для осуществления единственной цели — сохранение единой и могучей Российской империи).

Оценки.

5. Д/3:

Слайд 11.

  • Параграф 23, читать пункт 1-6. Вопросы устно.
  • По желанию: стр. 152 раздел «Думаем, сравниваем, размышляем» вопрос 2.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. «История России. 9 класс» , Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. М.: Просвещение, 2019г.

2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-istorii-v-klasse-na-temu-nacionalnaya-i-religioznaya-politika-aleksandra-iinacionalniy-vopros-v-rossii-i-evrope-3537916.html

3. https://prosv.ru/_data/assistance/235/aef077b5-b4b1-11e3-80c3-0050569c7d18.pdf

4. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/02/12/praktikumy-po-istorii-rossii-9-klass

Приложения:

  1. file0.doc.. 45,5 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 913,0 КБ

Опубликовано: 09.11.2021

Великое княжество Финляндское

Финские земли долгое время входили в состав Швеции. Ситуация изменилась в 1809 года, когда шведы проиграли русско-шведскую войну. Условия мира получились довольно умеренными, но шведы потеряли Финляндию. На новой земле России нужно было проводить нацполитику, поскольку в состав империи вошли земли с народами, которых раньше не было. В Финляндии в основном жили 2 народности: шведы и финны. Александр 1 избрал для этого региона весьма сдержанную политику, наделив эти земли большой самостоятельностью.

Отличительные особенности национальной политики России в Финляндии эпохи Александра 1 следующие:

Делопроизводство в княжестве велось на шведском языке

Обращаю внимание, что язык не финнский, поскольку у Финляндии самостоятельного статуса не было никогда. Веками здесь правили шведы и основным языком был шведский.
Управление княжеством осуществлял сейм — сбор представителей различных категорий населения

Сейм — это нечто похожее на славянское вече. Без согласия сейма на территории Финляндского княжества нельзя было вводить новые законы, либо отменять старые.
Княжеством управлял генерал-губернатор. Его, как и любых других чиновников назначал Император.

Комитет главного управления Финляндии руководил всеми административными вопросами. Он состоял из 12 местных жителей, которые подчинялись генерал-губернатору. Из этих 12 жителей 6 представляли дворянские сословия, а 6 нет.
Княжество  сохраняло полную самостоятельность в системе образования и самоуправления.

Александр 1 на открытии сейма в Финляндии

Финляндия в статусе отдельного княжества Российской Империи получала статус государства в государстве. Да, российский император назначал генерал-губернатора и других чиновников, но, как правило, изначально эта кандидатура согласовывалась с финляндским сеймом. В остальных же аспектах развития княжества никаких ограничений и никаких попыток задавить национальное движение или полностью подчинить России народы Финляндии или Швеции не предпринимались. Поэтому Финляндия очень уверенно развивалась в России и жила без каких-либо потрясений.

Польское царство

В состав Российской Империи Польша была присоединена в 1815 года. В качестве территориальной единицы и официального наименования использовалось — Польское царство. В этом же году утвердили Конституцию, согласно которой руководителем царства был утвержден действующий император. Конституция была довольно либеральной, поэтому поляки очень радостно ее восприняли. С другой стороны это привело к большим проблемам, которые вылились в русско-польские конфликты  уже через 10 лет, после смерти Александра 1. Польский вопрос очень важен, поскольку поляков в России было много. Они занимали 3 место по численности среди всех народов, населявших России, уступая по численности только русским и украинцам. Примечательно, что четвертым по количеству национальных представителей в Российской империи были евреи, которых в огромном количестве проживало на территории Польши.

Национальная политика Александра 1 в отношении Польши предполагала:

  • Русский император становился полноправным и единственным правителем Царства. Однако, вводилась Конституция, которая была главным законом этого региона, и которой присягал в том числе и император.
  • Законодательная власть принадлежала императору. Частично эти функции ложились на местные сейм, в который ходили только поляки. Сейм имел право рекомендации царю необходимых законов, но принятие законов отводилось исключительно Государственному совету при Александре I.
  • На всех ключевых постах управления Царством должны были назначаться только поляки.
  • Официальный язык в данном регионе оставался польский. Делопроизводство также велось на польском языке.

Конституция Польши 1815 года

Конституция Польского царства — важная тема, поскольку трактовать ее однозначно невозможно. С одной стороны она сохраняла либеральное отношение России к полякам (особенно к знати), но с другой стороны создавала огромные противоречия. Сама Конституция со стороны императора и польского дворянства воспринималась по-разному. Польское дворянство была уверены, что либеральная конституция это только первый шаг, а в дальнейшем территория Польши может разрастаться за счёт территорий Украины и Белоруссии, чтобы воссоздать в дальнейшем распавшуюся Речь Посполитую. Александр Первый был уверен, что принятие либеральной Конституции давало Польскому царству и так огромные преимущества и возможности, которые, возможно, даже были излишними. Поэтому со стороны Императора национальная политика в отношении поляков предполагала передачу конкретных прав и возможностей, расширение которых не предполагалось, а польские дворяне были уверены, что российский Император и дальше должен увеличивать их права. В результате был заложен фундамент для последующих национальных конфликтов в этом регионе.

Сравнительное положение Польши и Финляндии

Для детальной характеристики национальной политики России эпохи Александра 1 предлагаю сравнить положение Финляндии и Польши в составе Российской Империи, найти общие и отличительные особенности в управлении каждым из этих регионов. Для этого приготовим специальную таблицу.

Таблица: Общее и отличия в национальной политике в Польше и в Финляндии
Элемент национальной политики В Польше В Финляндии
Официальный язык и язык делопроизводства Польский Шведский
Право принимать законы Император Местный сейм
Система образования Зависимая Полностью независимая
Глава региона Император Генерал-губернатор. Его часто выбирали из Прибалтики.
На ключевых должностях были Поляки Финны и шведы

Сравнивая положение двух регионов Российской империи важно отметить, что Финляндское княжество обладало большей самостоятельностью, чем Польское царство. Во многом этому способствовало то, что у поляков были разногласия исторического плана с Российской империей, и предоставление им полной самостоятельности могло создать большие проблемы

Критический метод Нового времени

В эпоху Возрождения Бога начинают воспринимать как активную действующую силу. Человек тоже осознает себя творческим субъектом — не только художником-гуманистом, но и творцом истории. Тесную связь этих смыслов подчеркивает знаменитый тезис ренессансоведа Якоба Буркхардта «Государство как произведение искусства».

В этот период появилось новшество — критический подход, который признавал гарантом истины уже не авторитет Церкви, а разум самого исследователя. Его беспокойная пытливая работа поначалу входила в противоречие со средневековой «нормальной наукой». Например, Лоренцо Валла, один из пионеров гуманистического исторического исследования, проанализировал «Константинов дар» — дарственную грамоту, которая будто бы передавала власть императора Константина Великого римскому папе Сильвестру. На основании этого документа папы претендовали на верховенство в католической церкви и обществе. Валла пришел к выводу, что документ подложный. Вместо схоластического формального метода он использовал более живую аргументацию, которая строилась на морально-психологических, юридических, филологических и географических аргументах. Правда, при жизни Лоренцо небезопасный критический разбор так и не был опубликован.

С теорией радикального сомнения, разработанной Рене Декартом, укрепилась идея проверки, доказательства.

Французский философ противопоставил внешним авторитетам cogito познающего человека — способность к рефлексии. Однако абсолютизация разума вела к игнорированию морали, чувств, культурных обычаев. Как и беззаветное служение авторитету, такой подход к философии истории был чреват трагическими последствиями.

Критический подход лег в основу последующей идеи истории как продукта человеческого мышления. Бог отошел от дел или вовсе оказался упразднен в сочинениях вольнодумцев. Научные модели разрабатывались среди свободомыслящих людей, которые не были свободны от социально-политической ангажированности, направленной против старого режима

Исследователь истории понятий Райнхарт Козеллек обращал внимание на то, как в XVIII веке новые термины, введенные теоретиками Просвещения («гуманность») стали способом критики сословной и абсолютной монархии

В эпоху Просвещения, само название которой говорит об истине и объективности, создавались и откровенные фейки. Символ «темного и страшного» Средневековья, «железная дева», оказался сфабрикован. Во всяком случае, построили все известные образцы не раньше конца XVIII столетия — возможно, для коммерческих выставок.

Райнхарт Козеллек связывал истоки больших идеологий ХХ века с новыми взглядами на историю, которые появились во времена Просвещения.

Вера в то, что в будущем обязательно будет лучше, легла в основу идеи прогресса.

Понятия «история» и «прогресс» предполагают, что ожидания с их расширяющимся «горизонтом» больше не могут опираться на предшествующий опыт. Французская революция, которая оказалась крайне кровавой и негуманной, мыслилась теоретиками как проявление «законов истории». Однако результатом стал новый диктат смыслов. История была переписана в согласии с новыми политическими требованиями.

В частности, «новые времена» (в буквальном смысле счисления) спускались сверху после революций. Во Франции республиканцы решили создать новый календарь, который начинался с 1793 года и упразднял все христианские символы. Схожим образом в СССР пытались ввести советский революционный календарь непрерывного производства — с пятидневной рабочей неделей и «цветными днями» вместо прежних дней недели. Союз воинствующих безбожников предлагал заменить старорежимные январи и октябри на месяцы Ленина, Маркса, Коминтерна и так далее, но инициатива не прижилась.

Сибирь

Национальный вопрос в Сибири стоял для Российской империи не менее остро. Достаточно сказать, что в начале 19 века здесь проживало 200 тысяч человек, а к середине столетия здесь проживало уже более 600 тысяч человек. Такой рост связан не только с демографическими факторами, но и с переселением людей из западной части Империи на восток. В это время все сибирские народы назывались инородцы. Таких инородных народов было достаточно много и Российская Империя ставила своей задачей сохранения национальной самобытности каждого из этих народов. Вторая задача заключалась в том, чтобы плавно и постепенно вписать эти народы в жизнь империи. Для решения этих задач в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев. Его автором выступил Сперанский, который по состоянию на этот год занимал должность генерал-губернатора Сибири. Устав был очень прогрессивным и делил всех инородцев на три большие группы:

  1. Бродячие. К ним относились ненцы, коряки и другие. Они жили по племенным правилам. Лидерами этих инородцев были князья из местной знати.
  2. Кочевые. К ним относились буряты, якуты хакасы и другие. По системе управления они были похожи на бродячих.
  3. Оседлые. К ним относились татары, алтайцы, манси и другие. Это люди, которые «осели на земле», поэтому их приравняли в правах с крестьянами. Но это были не крепостные. а государственные крестьяне.

Устав Сперанского предполагал, что бродячие и кочевые народы со временем должны перейти в статус оседлых, и также получить права государственных крестьян

Важно отметить только факт, что все инородцы Сибири освобождались от военной службы. Даже оседлые народы, которые были приравнены к государственным крестьянам, от воинской службы освобождались, и к ней не допускались

Устав Сперанского с точки зрения истории интересен тем, что подобного документа в отношении  национальных окраин и национальностей не было ни в одной другой стране мира. В этом отношении национальная политика Александра 1 была очень гибкой и очень прогрессивной. Он не стремился подчинить и уничтожить присоединенные народы, а стремился наоборот сохранить их самобытность.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Происхождение норманнской теории

Замечание 1

Норманнская теория является одной из основных в вопросе о происхождении государства у славян. Эта теория утверждает, что Древнерусское государство было основано пришлыми германцами-шведами, из летописи мы их знаем как «варягов». Практически сразу после оформления концепции норманизма появилась оппозиционная ему теория антинорманизма. Ее сторонники убеждены, что государство складывалось самостоятельно. Варяги же были, по мнению антинорманистов, либо славянами, либо ассимилированным ко времени появления Древнерусского государства народом.

Норманнская теория появилась в $XVIII$ веке, родоначальником обычно считают З. Байера, который прибыл в Россию после открытия Академии Наук. В $XIX$ веке, однако, историк Куник А.А. утверждал, что обе теории появились значительно раньше, и основоположником норманизма был швед Петр Петрей в $XVII$ веке, а антинорманизма – Сигизмунд Герберштейн в $XVI$ веке, который заметил, что Балтийское море называли «Варяжским» только на территории Руси и балтийских славян.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Труды Байера были изданы в неприглядное время «бироновщины», у власти в эту эпоху фактически стояли немцы. Примечательно, что сам Байер не знал и не стремился освоить русский язык. То есть и работы выходили на немецком языке, и сориентированы они были на нагрянувших в ту эпоху в Россию немцев. Кроме того, ориентированность и издание трудов на немецком языке освобождало Байера от возможной критики.

Открытие русской музыки на Западе

В XIX веке русская музыка получила широкое признание и популярность на Западе. Это было время, когда русские композиторы, такие как Михаил Глинка, Модест Мусоргский и Петр Чайковский, создавали музыку, которую нельзя было игнорировать.

Русские композиторы и их вклад

Михаил Глинка является одним из первых русских композиторов, чья музыка была широко известна на Западе. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» получили признание и восхищение исполнителей и слушателей в Европе.

Модест Мусоргский был одним из первых композиторов, который использовал русскую народную музыку в своих произведениях. Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» стали классикой русской оперы и получили широкое признание на Западе.

Петр Чайковский, один из самых известных русских композиторов, создал множество произведений, которые стали популярными на Западе. Его симфонии, концерты для фортепиано и скрипки, а также балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» были исполнены и высоко оценены во многих странах Европы.

Влияние русской музыки на Запад

Открытие и признание русской музыки на Западе не только привлекало внимание к таланту русских композиторов, но и оказывало значительное влияние на музыкальное искусство Запада. Русская музыка расширила границы классической музыки, предлагая новые мелодии, гармонии и формы

Влияние русской музыки можно увидеть в творчестве таких композиторов, как Морис Равель и Клод Дебюсси, которые в своих произведениях использовали русские мелодические и ритмические элементы

Русская музыка расширила границы классической музыки, предлагая новые мелодии, гармонии и формы. Влияние русской музыки можно увидеть в творчестве таких композиторов, как Морис Равель и Клод Дебюсси, которые в своих произведениях использовали русские мелодические и ритмические элементы.

Открытие русской музыки на Западе также способствовало развитию музыкального образования и концертной жизни. Во многих европейских странах начались исполнения русских произведений, а также создание музыкальных образовательных учреждений, где русская музыка составляла важную часть программы.

Открытие русской музыки на Западе было важным этапом в истории культурного обмена между Россией и Западом в XIX веке

Оно позволило России привлечь внимание мировой музыкальной общественности и сделать значительный вклад в развитие музыкального искусства на Западе

Дарители

В Совете Человеколюбивого общества – сенаторы, князья, высшие чиновники. Представлялось бы, пожать плечами – и пройти мимо. Казенщина. Но эта казенщина давала надежный способ всем тем, кто мог и хотел помочь, внести свои частные оружия и быть спокойным, что они будут работать под присмотром.

Человеколюбивое общество – как снежный ком, который с каждым годом все больше обрастал не казенными оружиями, а частными, личными. Доля средств «от монаршей милости» в самом начале, в 1816-1825 годах – 46,8%. В 1906-1914 годах – уже лишь 2,3%, при том что общество все время раскручивало свои обороты. За 100 лет доля частных средств – 92,1% (табл. 1).

Попечительский рекомендация Императорского человеколюбивого общества. 1900 год.

Так щепоткой вещества выращивают кристалл в насыщенном растворе.

Сначала это были странные подношения – с точки зрения «человеколюбия». Обществу подносили целые имения вместе с крестьянами.

«В 1819 году полковник князь П. И. Одоевский пожертвовал… на устройство богадельни в подмосковном селе Большове все свое недвижимое поместье, населенное 1130 крестьянами и барский дом, оцененный в 151 562 руб. серебром»11.

Прапорщица Неронова в 1834 году – деревня (124 дави),

жена генерал-лейтенанта Ступицына в 1835 году – село (122 души),

алатырский купец Щеткин – деревня (61 давя), чтобы доход шел на содержание «3 детей в Набилковском доме призрения сирот».

И так далее: всего в 1819-1859 годах – 33 селения (5631 давя)12.

После 1861 года отдавали имения, дома, деньги, уже устроенные учреждения. Инженер-генерал Мельников внес в 1871-1880 годах поместье Любань, дом в Петербурге и капитал – «на содержание устроенных им в Любани богадельни, школы для девочек-сирот, приюта для вдов чиновников»13.

В Петербурге отдавали 4-6-этажные доходные дома.

Недвижимая собственность Человеколюбивого общества к 1916 году достигла 20,2 млн руб., или в нынешних стоимостях больше 12 млрд руб.14.

Квитанционный лист для сбора денежных пожертвований.

За 100 лет было внесено личных средств немало 90 млн руб., или в «наших рублях» – более 54 млрд руб. Отличная возможность оставить память о себе. Общенародная школа им. генерал-майора Чихачева в деревне Никифорово – ясно, кого нужно помнить.

Нужно помнить приют для выздоравливающих детей Альберта и Анны Беренштам (ст. Пушкино под Москвой). Беренштам был длинные годы членом совета детской больницы им. Св. Ольги в Москве, со «свойственной ему добротой сердца вникал во все ее нужды»15. Покинул ей 200 тыс. руб. по наследству. На эти деньги была куплена и перестроена дача в «здоровой лесистой местности». За каждую копейку, вплоть до «конструкции электрических звонков», щеток и гребней каждый год давался публичный отчет. Все брошюры с отчетами сохранились.

Дотошность и публичность в расходе посторонних средств до копейки – это тоже урок Человеколюбивого общества.

Через приют Беренштама прошли десятки детей, в отчетах кушать запись по каждому ребенку. «Вера Лыкова, 8 лет, пост. 18 июля 1915 г., выб. 26 сент. 1916 г. (из б-цы Св. Ольги). Девочка нехороший окраски, но удовлетворительного питания. Правая нога согнута в коленном суставе и опухла, были свищи спереди и сзади. Перетащила в приюте корь с воспалением легкого. Выписана в очень хорошем состоянии с весом 25 100,0″16.

Что с тобой случилось дальней, Вера Лыкова? Мы не знаем. Но знаем, что в 1916 году тебя спасли.

Реклама аптеки Императорского человеколюбивого общества. Уфа.

Фальсификация и современность

В ХХ столетии структуралистские и постструктуралистские теории подвергли критике поиск объективности и вообще рефлексию как способ удостоверения истины. В «Мифологиях» Ролан Барт дал понять, что мифологизация — признак всех социумов. Особенно это заметно в эпоху новых медиа. Даже фальшивки — особенно фальшивки — оказывают на людей реальное влияние. Когда сама реальность виртуализируется, разница между фейком и нефейком теряется. Кадры военных действий дополняются спецэффектами или вовсе замещаются сценами из видеоигр, которые выдаются за актуальные события.

О таком параде гиперреальности писал Жан Бодрийяр в книге «Войны в Заливе не было»: конфликт превратился в медийный симулякр.

Зритель готов ее принять в качестве истинной, потому что ее удобно воспринимать и она эмоционально заряжена — так работает всякий медиафастфуд, особенно идеологический. Бывают и обратные процессы: явление, которое воспринималось всеми как теория заговора, существовало как гиперреальный шарж и получило соответствующую мифологию, внезапно оказывается правдой. Однако оно уже не может существовать в качестве правды, потому что попадает в заготовленное пространство, которое уже полно симуляций, клише и мемов.

Есть мнение, что для разговора о «настоящей истории» (то есть такой, которая лишена спекуляций) необходимо, чтобы прошлое было достаточно далеким. В этом смысле история ХХ века — еще свежая тема, которая является личной болью ныне живущих людей, не говоря уже о событиях 1990-х или 2010-х годов. Если события являются травмой, то они как будто делаются нефальсифицируемыми.

С другой стороны, медийными манипуляциями можно менять и события вчерашнего дня, и даже настоящее — прямо во время нанесения травм. Поэтому аргумент о том, что сфальсифицировать историю получится только после ухода поколения, не вполне соответствует актуальной ситуации. Трудно не согласиться с Аристотелем, который говорил, что «истории баснословны и не доставляют удовольствия не только когда слишком древние, но и когда совсем недавние».

Территория Кавказа

Кавказ всегда был сложным регионом для России. В начале XIX века здесь проживало порядка 50 народностей, каждая из которых обладала своим языком, своей культурой и религией. Основные языковые группы Кавказа этого периода следующие:

  • Иранская. Представители — таты, курды и осетины.
  • Армянская. Представителя — армяне.
  • Тюркская. Представители — балкарцы, кумыки, азербайджанцы, карачаевцы, ногайцы.
  • Карельская. Представители — грузины.
  • Северо-кавказская. Представители — ингуши, черкесы, абазины, лезгины, сокуры, абхазы, даргинцы, рутульцы и другие.

Народы Кавказа в 19 веке

Все народы обладали своим языком. У них была различная религия. У них была различная культура и обычаи. Они занимались разными вещами и разными промыслами. Российская Империя расширяла свои владения на Кавказе. Национальная политика здесь была довольно мягкой и регионы не утратили свой статус и свое право на религию, язык и традиции. Для самой же Российской империи присоединение регионов Кавказа портило отношения прежде всего с Ираном и Турцией. Эти страны также заявлялись свои права на данный регион.

Присоединение различных народов проходило по-разному. Многие из них, спасаясь от Турции и Ирана, сами добровольно вступали в Российскую империю, а некоторые народы приходилось подчинять силой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: