Феномен англомании в россии xvi — первой половины xix вв.: культурологический аспект ферцев андрей владимирович

» формирование образа россии в великобритании в эпоху средневековья и новое время - международные гуманитарные связи

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс — Поурочное планирование

Повторительно-обобщающий урок — ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА — МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Цель урока: контроль уровня знаний.

ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС ПО РАЗДЕЛУ «МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.»

На доске записываются три варианта вопросов различной степени трудности. Для удобства учащихся степень трудности мы обозначаем вполне понятными символами: 5, 4, 3. Чтобыполучить необходимую оценку, ученик из пяти предложенных вопросов должен ответить на любые три.

1. Расскажите об одном из деятелей искусства первой половины XIX в.

2. Какие открытия и изобретения способствовали быстрой технической модернизации западноевропейских стран?

3. Дайте характеристику одному из деятелей Венского конгресса.

4. Как и где произошел крах наполеоновской империи?

5. Политический портрет Наполеона.

«4»

1. Дайте характеристику одной из «великих империй», существовавших в начале XIX в.

2. На чем был основан культ Наполеона в европейских странах?

3. Чем закончились наполеоновские войны?

4. Как Священный союз обеспечивал европейский порядок?

5. Охарактеризуйте одно из общественных движений первой половины XIX в.

«5»

1. Раскройте основные положения критического реализма или романтизма на примере творчества одного из писателей, художников или композиторов.

2. Цели и способы их достижений у либералов, чартистов и социалистов-утопистов (по выбору).

3. Осветите основные черты индустриального общества (классического капитализма) в Западной Европе.

4. Докажите, что решения Венского конгресса стали основой новой системы международных отношений.

5. Тильзитские принципы — новое слово в отношениях между Россией и Францией или вынужденный компромисс?

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.»

1. Модернизация — это:

а) замена бракованных деталей механизма на исправные;

б) процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к современному обществу;

в) использование моделей для рационализации способов построения конструкций;

г) замена устаревшего оборудования на заводах и фабриках на новое.

2. Либерализм — это:

а) идейно-политическое и культурное течение, опирающееся на идею традиции и преемственности в общественно-политической и культурной жизни;

б) движение за светское образование;

в) идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип политических, общественных и экономических свобод;

г) идеология, защищающая свободы и права личности.

3. Консерватизм — это:

а) идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип политических, общественных и экономических свобод;

б) идейно-политическое и культурное течение, опирающееся на идею традиции и преемственности в общественно-политической и культурной жизни;

в) движение за религиозное образование;

г) приверженность традиционным ценностям в жизни общества.

4. Какой кодекс во Франции называли Кодексом Наполеона:

а) уголовный;

б) гражданский;

в) семейный;

г) жилищный.

5. Какой основной принцип лег в основу решений Венского конгресса:

а) легитимности;

б) силы;

в) равенства всех наций и народностей;

г) самоопределения наций и народностей.

6. Какое европейское государство после Венского конгресса оставалось раздробленным на 38 мелких стран:

а) Италия;

б) Германия;

в) Австрия;

г) Испания.

7. Акт Священного союза первоначально подписали:

а) Россия, Австрия и Пруссия;

б) Россия, Англия и Пруссия;

в) Россия, Англия и Австрия;

г) Россия, Франция и Пруссия.

8. Аппарат для передачи сообщений на дальние расстояния при помощи электрических сигналов, идущих по проводам, называется:

а) телефон;

б) телеграф;

в) телевизор;

г) пейджер.

9. Автор картины «Свобода, ведущая народ»:

а) Э. Делакруа;

б) Дж. Констебл;

в) Ф. Рюд;

г) Т. Жерико.

10. Роман Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» посвящен:

а) предкам известного иллюзиониста;

б) событиям времен Войны за независимость колоний Англии;

в) нелегкой жизни самого автора;

г) гражданской войне в США.

Ключ: 1 б; 2 в; 3 г; 4 6; 5 а; 6 б; 7 а; 8 б; 9 а; 10 в.

Домашнее задание: ввиду повторительно-обобщающего характера данного урока не задается.

ПредыдущаяСледующая

Открытие русской музыки на Западе

В XIX веке русская музыка получила широкое признание и популярность на Западе. Это было время, когда русские композиторы, такие как Михаил Глинка, Модест Мусоргский и Петр Чайковский, создавали музыку, которую нельзя было игнорировать.

Русские композиторы и их вклад

Михаил Глинка является одним из первых русских композиторов, чья музыка была широко известна на Западе. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» получили признание и восхищение исполнителей и слушателей в Европе.

Модест Мусоргский был одним из первых композиторов, который использовал русскую народную музыку в своих произведениях. Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» стали классикой русской оперы и получили широкое признание на Западе.

Петр Чайковский, один из самых известных русских композиторов, создал множество произведений, которые стали популярными на Западе. Его симфонии, концерты для фортепиано и скрипки, а также балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» были исполнены и высоко оценены во многих странах Европы.

Влияние русской музыки на Запад

Открытие и признание русской музыки на Западе не только привлекало внимание к таланту русских композиторов, но и оказывало значительное влияние на музыкальное искусство Запада. Русская музыка расширила границы классической музыки, предлагая новые мелодии, гармонии и формы

Влияние русской музыки можно увидеть в творчестве таких композиторов, как Морис Равель и Клод Дебюсси, которые в своих произведениях использовали русские мелодические и ритмические элементы

Русская музыка расширила границы классической музыки, предлагая новые мелодии, гармонии и формы. Влияние русской музыки можно увидеть в творчестве таких композиторов, как Морис Равель и Клод Дебюсси, которые в своих произведениях использовали русские мелодические и ритмические элементы.

Открытие русской музыки на Западе также способствовало развитию музыкального образования и концертной жизни. Во многих европейских странах начались исполнения русских произведений, а также создание музыкальных образовательных учреждений, где русская музыка составляла важную часть программы.

Открытие русской музыки на Западе было важным этапом в истории культурного обмена между Россией и Западом в XIX веке

Оно позволило России привлечь внимание мировой музыкальной общественности и сделать значительный вклад в развитие музыкального искусства на Западе

Развитие и распространение русской литературы

В XIX веке русская литература достигла своего золотого века и получила широкое признание как в России, так и за ее пределами. Это время было отмечено появлением выдающихся писателей и произведений, которые оказали существенное влияние на мировую литературу.

Одним из наиболее известных и влиятельных авторов русской литературы XIX века был Александр Пушкин. Его произведения, включая стихотворения, романы и драмы, отразили богатство русского языка и культуры. Открытое обращение с читателем и глубокое понимание людской психологии в его работах сделали их популярными не только в России, но и за рубежом.

Другой значимый писатель того времени был Федор Достоевский. Его романы восхищали своей глубиной, эмоциональной проникновенностью и мощными моральными и философскими идеями. Произведения Достоевского, такие как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», вызывали огромный интерес в Европе и вдохновляли многих писателей того времени.

Развитие русской литературы в XIX веке также связано с творчеством Льва Толстого. Его романы «Война и мир» и «Анна Каренина» стали классическими произведениями мировой литературы. Толстой отразил в них широкий спектр человеческих характеров и проблем, что сделало его произведения универсальными и востребованными как в России, так и за ее пределами.

Русская литература XIX века имела значительное воздействие на западные писатели и интеллектуалов

Многие европейские авторы, такие как Гюстав Флобер, Генрик Ибсен и Томас Манн, обратили внимание на мощь и глубину русской литературы. Они привлекались к ее экспериментальным идеям, новаторским методам повествования и эмоциональной интенсивности

Таким образом, русская литература XIX века стала важным культурным явлением, формирующим образ России в мировом восприятии и оказавшим заметное влияние на развитие европейской литературы того времени.

Осмысление западного влияния на русскую культуру XVIII — первой половины XIX вв.

В контексте настоящего исследования нас интересует проблема 1 объективности оценки западного влияния на русскую культуру, в частности влияние английской культуры. Начало контактов с западноевропейскими странами традиционно датируется первой четвертью шестнадцатого века, именно в тот период, когда Русское государство «было открыто европейцами» . Хотя и до этого времени северные народы (поляки, литовцы, скандинавские и балтийские племена) уже находилось в интенсивном контакте с русскими, начиная с XI века. Некоторыми сведениями о государстве восточных славян эпохи князя Владимира располагали и на территории Римской империи, и в Венгрии. Тем не мене значимость этих контактов не стоит преувеличивать. Европейцы практически не посещали Киевскую Русь во времена средневековья. В начале XV века экономическое и политическое развитие Русского государства становится довольно весомым, и это обуславливает необходимость его посещения иностранцами для решения дипломатических вопросов или для осуществления торговли. К иностранным посланникам или торговцам на Руси относились настороженно. Царский двор рассматривал их как «потенциальных шпионов; русские купцы опасались конкуренции со стороны иностранцев; православная церковь считала их еретиками». Тем не менее, русские государи считали необходимым поддерживать отношения с иностранцами для укрепления государственного статуса во второй половине XV века. Европейские послы и торговцы начинают появляться в Москве. Итальянцы, венгры, немцы и др. несколько раз приезжают с дипломатическими миссиями в 1460-70 гг. Для торговли открываются Псков и Новгород, наиболее притягивающие иностранцев. Это был определенный исторический период, когда существовала связная политика по отношению к иностранцам. Торговцы допускались в пограничные города (Казань, Архангельск, Ивангород), но, за исключением организаций, имеющих особый статус (например, «Английская торговая компания»), им не разрешалось углубляться внутрь страны. Для всех других категорий границы государства были закрыты для всех, кроме приглашенных дипломатов и технических специалистов (плотников, докторов и проч.). Разрешение на въезд могло быть выдано только высшей властью в Москве. В XVII веке на территории России разрешалось проживать некоторым послам, но только в «качестве исключения». Во время пребывания в России иностранцы содержались изолированно от православного населения. Когда посол подъезжал к границам государства (чаще всего к Путивлю, Смоленску или Архангельску), то докладывал о цели своего визита местному воеводе, который посылал известие об их прибытии в Москву. «По русскому обычаю», — писал А.Олеарий, «прибыв к границе московского государства, посол должен был доложить о цели своего визита, а затем ждать решения правителя, пока тот через посыльного не повелит своим слугам впустить посла» . Когда же послам разрешалось пересечь границу, они всегда сопровождались стражей. Ж. Маржерет свидетельствует, что «никому не разрешается перемещаться без сопровождения стражи, которая следила бы за тем, куда ты пошел и что сказал». Иностранцам не разрешалось общаться как с местным населением, так и с послами других государств. А.Поссевино пишет о том, что он «не может общаться с иностранцами, пока не получит специального разрешения государя» Тем не менее, ограничения стали менее суровыми, начиная со второй половины XVII века. И.Г.Корб свидетельствует о том, что им «разрешалось W принимать посетителей». Однако русские не приближались к иностранцам на улицах. Люди, контактирующие с иностранцами, специально инструктировались о том, «чтобы те воздерживались от обсуждения с иностранцами тем, не касающихся их непосредственного визита»37. И, если вдруг такой контакт случался, то русские ни словом не могли обмолвиться о делах своего государства, давать какую-либо оценку происходящему. Маржерет объясняет это тем, что русские были связаны священной клятвой не распространяться об «их внутренних делах».

Категория «диалог» в исследовании культурных процессов

Вопрос иновлияния является весьма актуальным для современной России. С одной стороны, после окончания эпохи коммунизма и распада Советского Союза мы переживаем очередной виток интенсивной «вестернизации», причем оценки этого процесса весьма неоднозначны. С другой стороны ведется интенсивный поиск идеологической опоры, позволяющей развиваться государству. Превалирующим мотивом в этой связи является принятие православия государством и политиками как основной идеологической силы страны. При этом наиболее употребляемыми тезисами современных философских размышлений и политических доктрин являются утверждения о необходимости следования по пути традиционного, истинно русского пути культурного развития. Западное влияние зачастую интерпретируется как неограниченная экспансия. Следовательно, проблема определения места России среди народов и культур Запада и Востока, а также вопрос о необходимости и правомерности заимствований достижений Запада и их роли в судьбах нашей культуры возникают с новой силой.

В рамках настоящего исследования нас интересуют проблемы взаимодействия русской и английской культур. Как и любое исследование, посвященное подобной тематике, оно предполагает использование определенного ряда понятий, которые следует четко идентифицировать.

Основополагающим выступает понятие «национальной культуры». Н.И.Воронина отмечает, что «национальная культура выступает синтезом множества культур социальных слоев, этнических групп, различных классов соответствующего общества, города, деревни и т.д., оригинальность которых проявляется в мировоззрении, языке, литературе, музыке, живописи, религии, в особенности экономического уклада, в традициях труда и быта»

К.М.Хоруженко помещает в своей работе следующее определение: «национальная культура — термин применяется в социологии и культурологи для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое общество в той или иной стране, государстве» .

Н.В.Муравлева: «национальная культура представляет собой сложную систему ценностей, в которой находят проявление отношения данной нации. Всякое явление, всякий элемент действительности, преобразованный и освоенный в человеческой деятельности, становится элементом национальной культуры, приобретает определенный смысл для социальной общности с нею связанной»3.

Национальная культура, таким образом, выступает синтезом культур Vf различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной, так и в материальной сферах жизнедеятельности.

Национальная культура не может существовать изолировано от влияния других национальных культур. Д.С.Лихачев отмечает, что «Национальная замкнутость неизбежно ведет к обеднению и вырождению культуры, гибели её индивидуальности»

Даже отрицание «чужого» предполагает его сравнение со «своим», становясь « фактом духовной жизни, не проходящим бесследно. В гипотетической перспективе , процесс взаимообогащения национальных и региональных культур может привести к становлению единой мировой культуры. Однако сегодня более актуальной нам представляется проблема взаимопроникновения и взаимодействия культур, причем при условии оказания друг на друга положительного и ненасильственного воздействия, когда каждая из культур, изменившись, не исчезает, а обогащает свой культурный потенциал.

Под взаимодействием культур понимается особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний и взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.

Каждый народ, в большей или меньшей степени, влияет на другие народы и их языки, «как бы отдает им свою энергию, а с другой — вбирает в себя этноязыковую энергию других народов и языков»5. Однако, приникающий в инородную культуру элемент, определенным образом воспринимается, понимается # носителем кода заимствующей культуры. «Понимание — это присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета».

Влияние Запада на Россию

Как и в случае с влиянием России на Запад, культурный обмен между Западом и Россией в XIX веке оказал существенное влияние на обе стороны. Россия, будучи традиционно связанной с восточными культурами и православной традицией, начала заимствовать многие элементы западной культуры, особенно в светской и искусствоведческой сферах.

Западные влияния на русскую литературу

Одним из самых ярких примеров влияния Запада на Россию стало влияние западноевропейской литературы на русскую. Русские писатели, такие как Александр Пушкин, Николай Гоголь и Федор Достоевский, вдохновлялись западными литературными традициями и стилями, такими как романтизм и реализм.

Французская литература и философия также оказали значительное влияние на русскую культуру. Русские писатели и мыслители, такие как Лев Толстой и Федор Достоевский, исследовали идеи французских философов, таких как Жан-Жак Руссо и Фридрих Ницше, и применяли их к российской действительности и литературе.

Западные влияния на русское искусство

Западное влияние также проявилось и в русском искусстве XIX века. Русские художники, такие как Илья Репин и Василий Суриков, вдохновлялись западноевропейской живописью и используют ее техники и стили в своих произведениях. Они также путешествовали по Западной Европе, изучали западные музеи и галереи и заимствовали элементы из западной искусствоведческой традиции.

В целом, влияние Запада на Россию в XIX веке проявлялось во многих сферах, включая литературу, искусство и философию. Этот обмен был взаимным, и Запад также внес существенный вклад в развитие российской культуры и искусства.

Примеры западного влияния на Россию в XIX веке:
• Западные литературные традиции и стили в русской литературе
• Французская философия и ее влияние на русскую мысль
• Западная живопись и стили в русском искусстве
• Западные искусствоведческие традиции в российской культуре

Давайте обсудим

Какая из точек зрения историков на причины победы России в Отечественной войне 1812 г. представляется вам наиболее убедительной? Почему?

Н. А. Троицкий:

«Передовые умы России не отрицали роли стихийных факторов („мороз, конечно, был тут не лишний ), но отводили им второстепенную роль. …Действительный источник мощи русской армии 1812 г. следует искать не в её военно-феодальной организации, а в единении армии с народом. Именно общенациональный подъём народных масс, вступивших на защиту Отечества, стал главной причиной победы России в войне 1812 года… Перед нападением на Россию Наполеон взвесил практически всё — её военный потенциал, способности русских генералов, количество и качество солдат и вооружений, но сражаться ему пришлось со всем русским народом, которого он… опрометчиво не принял в расчёт…»

Ч. Исдейл:

«Почему произошла такая катастрофа (поражение Наполеоновской армии. — Лет.)? Хотя участие в войне, возможно, в определённой степени и увеличило её масштабы, гораздо более важную роль сыграли климат и география, а также материальные и организационные недостатки „великой армии . Поскольку единственным шансом на победу являлся быстрый триумф, который заставил бы Александра сесть за стол мирных переговоров, кампания была авантюрной, которую не стоило и затевать…»

Литература

«Золотым веком» назван период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX в.

Основные направления:

а) романтизм — литературное направление, которое появилось после Отечественной войны 1812 г. Представителем салонного романтизма был В. А. Жуковский, гражданского — К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер и др. Раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова тоже связано с романтизмом;

б) во второй четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм, основоположником которого является А. С. Пушкин. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.

Сатирический характер и публицистичность прослеживаются у Н. В. Гоголя («Мертвые души», «Нос», комедия «Ревизор»), М. Е. Салтыкова‑Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»). Для литературы XIX в. характерен особый психологизм, в ней преобладает философская, общественно‑политическая проблематика (Н. А. Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо?»).

Начинает оформляться критический реализм, или «натуральная школа» (Н. В. Гоголь «Шинель»; А. И. Герцен «Кто виноват?»).

История межкультурных контактов России и Англии

История взаимоотношений русской и английской культуры со всеми своими особенностями и закономерностями может быть легко ассоциируема с развитием взаимоотношений российского государства и Западной Европы. Эпоха Киевской Руси ознаменована активными связями русских княжеств с иностранными государствами. Само географическое положение на великих речных путях, соединявших Балтийское море по Волхву и Днепру с Черным морем и по Волге с Каспийским морем, определило раннее вступление древнерусского государства в сложные международные отношения. Большое влияние на историю восточного славянства оказало соседство с Византией, международные отношения с греками, а после крещения, и католическими государствами Европы.

Вслед за относительным затишьем международных отношений, связанным с подчинением государству Чингизов, наступает период нового налаживания межгосударственных контактов со странами Запада, отдаленными от России землями Польши, Литвы и Ливонского ордена, возможность которого предопределило уси-ц. ление Московского государства в конце XV-XVI века. В эту эпоху Россия имела , экономические, политические и культурные связи как со странами Закавказья и Средней Азии, так и с государствами и странами Западной и Юго-Восточной Европы (Северной Германией, Италией, Турцией, Балканскими странами и т.д.). Успехи дипломатии «приводят к появлению в Москве иностранных мастеров. Так, итальянцы, жившие в Москве в XV в., составляли особую колонию. В Москву приезжали различные иностранные мастера (оружейники, мастера монетного дела, живописцы и строители, в их числе Аристотель Фиоравенти). Приезжали в Москву и греческие художники и ремесленники. Знание греческого языка было довольно распространенным явлением на Руси, преимущественно среди духовенства. В русских монастырях имелось большое количество греческих книг».

XVII век в истории России ознаменован дальнейшим расширением границ государства, что неминуемо приводило к более активному впитыванию культурных влияний. Число иностранцев, живших и работающих в России, значительно увеличивается, однако большинство из них — торговцы, наемники, военные инженеры, дипломаты мало способствовали распространению культурных достижений иностранных держав. Тем не менее, сближение российского государства с европейскими странами в эпоху Алексея Михайловича и Федора Алексеевича явилось предпосылкой петровских преобразований. Именно в XVIII веке общеевропейские культурные предпочтения начинают отражаться на русской культуре, когда Россия окончательно входит в ареал западноевропейской культуры и, буквально, начинает пользоваться её языком. Светское общество проходит период повального увлечения всем французским (период классицизма), а затем и английским эпохи романтизма. Следуя основным колебаниям истории отношений России и Западной Европы, русско-британские отношения являют собой особый феномен, достойный глубокого рассмотрения.

Выделим основные этапы становления русско-английских связей. Во-первых, на самом раннем этапе взаимоотношения России и Англии лежали в плоскости торговли. Они берут свое начало во второй половине XVI века, после ц. того как англичанами был открыт путь в Северную Россию в 1553 году. Однако рус-w ское государство было известно в Англии и до этого события. Официальное знакомство с Англией путешественников из московской Руси началось в более раннее время — при Василии III; так, в 1524 г. «направлявшийся в Испанию из Москвы князь И.И. Засекин Ярославский и сопровождавший его дьяк С.Б.Трофимов сделали остановку в Англии»2.

По утверждению профессора М.П. Алексеева, появление англичан на Руси произошло еще в эпоху Ярослава Мудрого в Киеве: речь идет о «двух англо-саксонских королевичах — сыновьях Эдмунда Железнобокого, убитого при завоевании Англии датчанином Канутом 30 ноября 1016 г., подтверждение чему можно найти в хронике Адама Бременского, в тексте так называемых законов Эдуарда Исповедника (точнее в историко-критическом комментарии к собственно правовой части памятника, возникшего в 1134 г.), в стихотворной хронике, приписываемой нормандскому поэту Ж. Гаймару «Lestorie des Engleis» (ок. 1150 г.) и др.»3.

Архитектура и скульптура

Конец XVIII и начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

А. Д. Захаров возвел здание Адмиралтейства. Вместе с французским архитектором Том де Томоном они построили здание Биржи на стрелке Васильевского острова, систему Петропавловская крепость — стрелка Васильевского острова — Дворцовая набережная. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С. С. Пименовым, И. И. Теребеневым, В. И. Демут‑Малиновским.

А. Н. Воронихин, автор проекта Казанского собора (1801-1811) взял за образец собор Св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю‑де‑Толли, выполненные Б. И. Орловским.

В 40-50‑е гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П. К. Клодта («Укротители коней»), установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку; памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.

С 1818 по 1858 г. строился Исаакиевский собор в Петербурге (французский архитектор Огюст Монферран). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П. К. Клодт и художник К. П. Брюллов. По проекту Монферрана была возведена и 47‑метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади — памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г.

По проектам итальянского архитектора К. И. Росси построены здания Главного штаба, Сената, Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне — Русский музей).

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. После пожара 1812 г. в Москве были возведены такие здания, как Большой театр (архитектор О. И. Бове), Манеж (тот же архитектор, инженер А. А. Бетанкур), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д. И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому (И. П. Мартос).

Один из лучших московских особняков классического стиля — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л. Н. Толстого) — строил архитектор А. Г. Григорьев.

Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому.

В то время в Петербурге развернулось строительство доходных (многоквартирных) домов. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). Наступил период эклектики (смешения стилей).

В 1839 г. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа.

В 1853 г. в Петербурге был возведен дворец, названный Николаевским (ныне Дворец труда); архитектор А. И. Штакеншнейдер использовал мотивы итальянского Ренессанса. Из ранних произведений Штакеншнейдера наиболее известны Мариинский дворец и дворец князей Белосельских‑Белозерских.

К. А. Тон строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал декор русского и византийского происхождения: в 1838 г. построен Большой Кремлевский дворец, в 1839 г. заложен храм Христа Спасителя.

Участие России в антинаполеоновских коалициях

Наполеоновская Франция боролась за господство в Европе. Завоевательная политика Франции нарушала равновесие между основными государствами Европы (напомним, что главным противником Франции была Англия). Россия вступила в антифранцузскую коалицию.

Новая коалиция, к которой присоединилась Россия, была уже 3-й по счёту и состояла из Англии, Австрии, Швеции, Неаполитанского и Сардинского королевств. Однако, несмотря на столь представительный состав, ей ничего не удалось противопоставить военному искусству знаменитого корсиканца. Свернув Булонский лагерь, где велась подготовка к высадке в Англии, Наполеон двинул свои войска против Австрии. После стремительного марша он окружил австрийскую армию возле крепости Ульм и заставил её сложить оружие. Следующей целью французского полководца стали спешившие на выручку австрийцам русские войска под руководством М. И. Кутузова. Окружить армию Кутузова Наполеону не удалось. Умелыми манёврами русский полководец вывел её из-под удара. Но 2 декабря 1805 г. в состоявшемся около деревни Аустерлиц генеральном сражении русские и австрийские войска потерпели сокрушительное поражение.

Однако вскоре военные действия возобновились. 1806 г. была создана ещё одна (4-я) коалиция, где главную роль, наряду с Россией, должна была сыграть Пруссия. 14 октября 1806 г. в двух сражениях под Иеной и Ауэрштедтом французские войска разгромили Пруссию. России пришлось бороться с армией Наполеона один на один. И если кровопролитное сражение при Прейсиш-Эйлау закончилось вничью, то в сражении под Фридландом в июне 1807 г. русские войска потерпели поражение. Французская армия вышла к западной границе империи. Стремясь предотвратить продолжение войны уже на своей территории, Александр I предложил Наполеону начать переговоры о мире.

В 1807 г. в Тильзите был заключён союзный договор между Россией и Францией. Россия признавала все завоевания Наполеона и вступала в союз с Францией, обязуясь прервать отношения с Англией и присоединиться к континентальной блокаде.

Как повлияло на развитие России её присоединение к блокаде Англии?

Союз с Францией позволил России провести удачную войну со Швецией (1808-1809). В результате войны была присоединена Финляндия, что укрепляло позиции России на побережье Балтийского моря и не позволяло Англии или Франции использовать финскую территорию как плацдарм для нападения. В составе Российской империи Финляндия получила самоуправление. Во главе государства стоял российский император, а внутренние дела решались сословным законодательным собранием — сеймом.

Тильзитский мир не разрешил сложившихся между Россией и Францией противоречий. Россия нарушала условия блокады. Английские товары продолжали нелегально поступать на русский рынок. Торговля с Францией не могла возместить потери российской экономики от разрыва отношений с Англией. Россию тревожило создание Наполеоном Варшавского герцогства из владений поверженной Пруссии. На отношениях союзников отрицательно сказывалось бесцеремонное обращение Наполеона с немецкими княжествами, владетели которых состояли в родственных связях с российским императорским домом. Эти противоречия привели к новой войне Франции с Россией.

Стратегия Наполеона с самого начала вторжения 12 июня 1812 г. предусматривала разгром русских армий в приграничных сражениях, что вынудило бы Россию подписать мирный договор (Наполеон надеялся, что Александра 1 подтолкнёт к миру угроза дворцового переворота). Однако ход военных действий опроверг планы французского императора. Наполеон был вынужден следовать за отступающей русской армией вглубь страны.

Пользуясь картами, восстановите ход военных действий. Какую роль в ходе войны сыграло Бородинское сражение, состоявшееся 26 августа 1812 г.?

Война приобретала затяжной характер. Вступление французской армии в Москву не привело к заключению желанного мира. Император Александр молчал. Русская армия не была разгромлена и постоянно получала пополнение. Огромный урон французской армии наносили партизанские отряды.

Победа России в войне с Наполеоном привела к восстановлению антифранцузской коалиции в составе России, Англии, Австрии, Пруссии. В 1814 г. войска союзников вошли в Париж.

Наполеон отрёкся от престола, была восстановлена династия Бурбонов. Россия фактически выступила инициатором освобождения Европы от Наполеона. Впервые за всю историю Россия претендовала на роль европейского лидера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: