«сплотил политическую и творческую элиту»: какую роль в истории россии сыграл царскосельский лицей

Пажеский корпус

История

Воронцовском дворце Растрелли

Пажеский корпус был основан в 1759 году в Санкт-Петербурге как школа для обучения и воспитания пажей и камерных пажей. Ввиду потребности в должным образом подготовленных офицерах для гвардейских частей Пажеский корпус был реорганизован в 1802 году в учебное заведение, аналогичное кадетским школам. Он принял бы сыновей потомственной знати русских земель и сыновей по крайней мере генерал-лейтенантов / вице-адмиралов или внуков полных генералов / адмиралов. В 1802 году учебная программа Пажеского корпуса была также изменена, после чего основывалась на идеалах Ордена Святого Иоанна.

В 1810 году школа была переведена во дворец Суверенного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, также известный как Воронцовский дворец. На этом месте в Санкт-Петербурге он продолжался более ста лет, вплоть до русской революции 1917 года.

В период реформирования военных училищ в 1860-х годах Пажеский корпус был преобразован в семиклассное заведение, первые пять классов были аналогичны военным гимназиям, а два других были построены по образцу военных училищ. Начиная с 1885 г. в Пажеском корпусе было семь общих классов, где студенты изучали те же науки, что и в кадетских школах, и два специальных класса, где их обучали военному делу и юриспруденции. К 1880-м годам уже существовали отдельные пехотные, кавалерийские и артиллерийские подразделения.

Пажеский корпус, как это обычно называют в дореволюционной России, была единственным военная академия (из двадцати) для подготовки офицеров в будущем для всех родов войск. Остальные были посвящены специальной подготовке кавалерии, пехоты, артиллерии, инженеров, казаков, топографическим исследованиям и т. Д. В то время как большинство выпускников поступали в Российскую Императорскую Армию в качестве офицеров, меньшинство выбрало карьеру на дипломатической или государственной службе.

История[править | править код]

Около 40 выпускников Пажеского корпуса были в той или иной мере причастны к делу декабристов. Пятеро из них были осуждены Верховным уголовным судом, семеро наказаны во внесудебном порядке.

Выпуск 1827 года в Пажеском корпусе состоял из 33 человек, среди которых было пять князей, два графа и один барон.

Много лет директором Пажеского корпуса являлся П. Н. Игнатьев, близкий к императору Николаю I.

Император Николай II пожаловал офицерам, заканчивавшим обучение в Пажеском корпусе, право ношения мальтийского креста — вначале как медали, а затем, по случаю юбилея этой военной школы, как обычного креста на левой стороне груди.

По признанию Д. З. Мануильского, большевики погнали питомцев Пажеского корпуса чистить нечистоты.

В 1918 году бывшее здание Пажеского корпуса на Садовой улице было центром подготовки левоэсеровского мятежа в Петрограде.

Гигиенист З. Г. Френкель вспоминал:

Колумбийский университет с по 1982 год приобретал источники, связанные с историей Пажеского корпуса и Союза пажей в изгнании. К 2012 году фонд корпуса насчитывал около 2 650 единиц хранения, среди которых самые разнообразные печатные материалы, воспоминания воспитанников, редкие фотографии, книги и периодические издания, выпущенные Союзом пажей. В одном только 1982 году в архив было передано более 400 фотографий. Предложение о передаче архива Пажеского корпуса в Россию, сделанное Российским фондом культуры, было отклонено администрацией университета в связи с тем, что это собрание было приобретено архивом и, следовательно, является его собственностью.

Реформа образования: основные мероприятия

Образовательная реформа охватывала период с 1803-го по 1817 год и стала звеном в цепи внутренних реформ этого периода. За все это время были проведены важные мероприятия, авторами идей которых стали молодые политические деятели, приближенные Александра Павловича, особенно заинтересованные в развитии данной сферы государственной жизни.

Основные изменения в системе образования

Согласно документу, который был издан в 1803 году, в систему образования интегрировались следующие принципы:

  • бессословность учебных заведений (естественно, речь не шла о приеме крепостных крестьян в образовательные учреждения, а лишь о более простом доступе туда лиц мещанского, городского, сословия и формирующейся буржуазии);
  • бесплатность образования на его начальном этапе (все заведения среднего и высшего типа были платными, что ограничивало доступ в них лицам без постоянного дохода);
  • многоуровневость и многопрофильность образования;
  • преемственность образовательных программ.

Всей сложившейся образовательной структурой, системой просвещения (университетами, институтами, гимназиями, училищами и одноклассными училищами) ведало Главное управление училищ и так называемые попечители (каждый в своем учебном округе). Деятельность самих попечителей контролировали и направляли ученые Советы университетов. Позднее всей системой образования в Империи стало заведовать Министерство народного просвещения (первым министром стал граф П. В. Завадовский, потом – граф А. К. Розумовский, а после него, в 16-ом-24-ом годах, князь А. Н. Голицин).

Развитие системы высшего образования

При Александре Павловиче высшее образование в Российской империи  получило новое развитие. Появились новые университеты и институты в таких городах как Дерпт, Харьков, Вильно, Казань. Также в этот период появился первый в империи педагогический институт, который занимался подготовкой профессиональных кадров для различных учебных заведений.

В 1804 году был издан первый в Российской империи Университетский устав. Он предусматривал значительные права для профессуры и студентов, даровав высшим учебным заведениям широкую автономию. По данному Уставу

  • вводилась выборность ректората и профессуры,
  • оформлялся независимый университетский суд,
  • гарантировалось невмешательство государства в научные дела университетов,
  • профессуре предоставлялось право делегировать учителей в образовательные учреждения, им подконтрольные.

Цензурный устав

Первый цензурный устав был утвержден 21 июня 1804 году. Согласно этому указу, все литературные и публицистические произведения должны были проходить через цензурные комитеты. Обычно в печать не выдавались те произведения, в которых присутствовали высказывания против православия и власти государя, а также против самодержавия как такового. Оспорить решение цензоров было возможно, а арбитром в спорах обычно выступал профессорский состав университетов.

Образование чиновников Империи

Именной Указ «О правилах производства в чины» был издан в августе 1809 года. Его автором стал М. М. Сперанский. Этот указ предусматривал следующую схему продвижения по службе:

  • обязательное наличие университетского образования для всех гражданских чиновников;
  • обязательное прохождение аттестации;
  • обязательная выслуга лет и наличие положительных характеристик для повышения в гражданском чине.

Данный указ ограничил возможности продвижения по гражданской службе для лиц, не имеющих определенных знаний и навыков. Это дало возможность привести в порядок «армию» чиновников, работающих на государство.

Открытие элитных учебных заведений

В царствование Александра Первого стали открываться привилегированные средние учебные заведения. В

  • 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в первом выпуске которого оказался и А. С. Пушкин;
  • 1817 году – Ришельевский лицей в Одессе;
  • 1820 году – Нежинский лицей.

В данных учебных заведениях учились как аристократы, так и способные мальчики из низших сословий. Идея открытия, как и программа учебных заведений, принадлежала М. М. Сперанскому. Прежде всего, он рассчитывал на то, что в лицеях будут подготавливать для дальнейшей службы будущих высших сановников государства (особенно его интересовало повышение качества службы в финансовых учреждениях и в дипломатическом корпусе). Набор в лицеи проходил каждые три года, а срок обучения составлял шесть лет.

Масонство в Пажеском корпусе

Hospitalier

Инспектор классов в эпоху Александра I, Карл Осипович Оде-де-Сион, как и некоторые другие педагоги Пажеского корпуса, были масонами. Этот факт не остался тайной для их воспитанников. В конце 1811 года правительством были установлены правила, определившие наименьший возраст посвящения в масоны в 25 лет. Тем не менее лучший ученик выпускного камер-пажеского класса Павел Пестель обратился к Карлу Осиповичу с просьбой помочь ему со вступлением в ложу; между ними состоялся доверительный разговор:

Вопреки правительственному запрету Карл Осипович выполнил своё обещание — Пестель стал масоном первого, ученического градуса ещё в стенах Пажеского корпуса, а 1 марта 1812 года, будучи уже прапорщиком лейб-гвардии Литовского полка, получил диплом мастера ложи «Соединённые друзья», наделяющий его правом работать в трёх символических градусах. Карл Осипович подписал его, среди прочих офицеров ложи, в качестве дародателя (фр. Hospitalier). Освоив с юных лет формы и методы организации вольных каменщиков, Пестель впоследствии внедрял их (с большим или меньшим успехом) в деятельность тайных политических союзов.

История Царскосельского лицея

Здание бывшего Императорского Царскосельского лицея находится на Садовой улице небольшого городка Пушкина, относящегося к Санкт-Петербургу. Сооружение, в котором изначально были жилые покои членов императорской семьи, в XIX веке стало учебным заведением, а сейчас является мемориальным музеем, расположено на территории государственного музея и неразрывно связано с Царским Селом.

Начало правления Александра I ознаменовалось реформаторской деятельностью в разных сферах общественной жизни, в том числе в образовании. Среди тех, кто помогал императору в этом, был Михаил Сперанский, разработавший систему преобразования государства. Одним из этапов было совершенствование образовательной системы, и Михаил Михайлович инициировал создание в Царском Селе нового учебного учреждения — лицея.

После того как в 1810 году Александром I был подписан указ об основании Императорского Царскосельского лицея, флигель был перестроен в соответствии с новыми потребностями. Так, помещения, которые ранее планировались как жилые, были оборудованы всем необходимым для учебных занятий и проживания в них лицеистов и педагогов. Перестройка флигеля осуществлялась под руководством архитектора В. П. Стасова.

Изначально учебное учреждение находилось в ведении МНП Российской империи, а позже — Военного министерства. Несмотря на то, что обучение на территории Царского Села считалось очень престижным, оно было бесплатным. Однако для поступления нужно было соответствовать требованиям, касающихся уровня знаний и родословной. Целью создания лицея была подготовка госслужащих высших рангов.

Программа с гуманитарно-юридическим уклоном, по которой обучались воспитанники учебного учреждения в Царском Селе, была составлена лично Михаилом Михайловичем Сперанским. Длилось пребывание юношей в лицее шесть лет, на протяжении которых они изучали богословие, словесность, физику, математику, искусство, а также тренировались в фехтовании и выполняли другие физические упражнения.

Важным отличием образовательного процесса в лицее от многих других учебных заведений было отсутствие телесных наказаний. Такой запрет был введён для того, чтобы юноши учились «не из-под палки». Вставали лицеисты в 6 часов утра, а возвращались в свои комнаты к 10 часам вечера. Занятия, чередовавшиеся с продолжительными прогулками по живописным уголкам Царского Села, начинались в 7 часов утра.

Полученное в Императорском Царскосельском лицее образование было приравнено к университетскому. Для I—V выпусков (1817, 1820, 1823 и 1826 гг.) было характерно деление на тех, кто определялся на гражданскую и военную службу. Так, сразу после выпуска из этого учреждения бывшие воспитанники в зависимости от успехов обретали гражданские чины XIV—IX классов или чины офицера гвардии/армии.

В военное время территория Царского Села какое-то время была оккупирована, однако само здание лицея уцелело. Здесь и начали складировать сохранившиеся предметы дворцовых помещений и парковых участков. После того как был восстановлен интерьер помещений пушкинского времени, на территории бывшей императорской резиденции был открыт мемориальный музей. Это произошло в середине прошлого века.

На сегодняшний день здание высшего учебного заведения, созданного Александром I более двух веков назад, относится к объектам культурного наследия федерального значения. В бывшем флигеле Екатерининского дворца уже около 70 лет находится мемориальный музей-лицей, посвящённый истории учреждения, его руководству и воспитанникам, в частности Александру Пушкину.

Екатерининский дворец и Царскосельский лицей

Как добраться

Царскосельский лицей находится на территории государственного музея-заповедника «Царское Село», в 25 километрах от Северной столицы. Его адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2. Из Петербурга сюда можно доехать с пересадками на общественном транспорте за 1,5—2 часа или на автомобиле менее чем за час. Оставить машину можно поблизости от ГМЗ, на Оранжерейной улице, д. 1. Координаты лицея: 59°43′03″с.ш. 30°23′49″ в.д.

Если вы воспользуетесь метрополитеном, сойти надо будет на станции «Купчино» или на «Московской». Чтобы добраться до музея-лицея самым удобным способом, после выхода на одной из станций нужно двигаться в сторону автобусной остановки, через которую проходят маршруты автобусов №186, №342 или №299. На этих автобусах можно доехать до остановки «Садовая улица — Екатерининский дворец». От неё до лицея менее полкилометра.

Если сподручнее сесть на Витебском вокзале или платформе «Купчино» на электропоезд, отправляйтесь на нём до станции «Царское Село — г. Пушкин». Отсюда можно доехать на автобусе №376 или №378 до остановки «Средняя улица», откуда пройти пешком ещё 450 метров. Если же вы едете на автомобиле, оставить машину можно поблизости от ГМЗ, на Оранжерейной улице, д. 1. GPS-координаты лицея: 59°43′03″с.ш. 30°23′49″ в.д.

Роль и привилегии суда

Студенты поочередно служили пажами при дворе и оказывали услуги на церемониях, включая посещение отдельных членов императорской семьи.

Выпускники Пажеского корпуса имели уникальную привилегию присоединиться к полку по своему выбору, независимо от имеющихся вакансий (однако, из соображений этикета, согласие командира подразделения запрашивалось заранее). Как действующие офицеры, они носили на левой стороне своей туники значок Пажеского корпуса, смоделированный по образцу креста Ордена Святого Иоанна.

После окончания школы, кадеты получили звание подпоручика ( корнет в кавалерии ). Те, кто предпочитал работу дипломатами или государственными служащими, а не военную службу, получали бы государственные чины 10-го, 12-го и 14-го классов.

Детство, образование и воспитание[]

Вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель — швейцарец-якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков — с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на трон Александра, минуя его отца.

Многими чертами своего характера Александр был обязан бабушке, которая отобрала сына у матери, и определила ему жить в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые проживали в своих дворцах (в Павловске и Гатчине) и редко появлялись при «большом дворе». Впрочем, ребёнок, как это видно из всех отзывов о нём, был мальчиком ласковым и нежным, так что возиться с ним для царственной бабушки было огромным удовольствием.

17 (28) сентября 1793 года женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны.

Некоторое время проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом; здесь у него развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек». 7 ноября 1796 года был произведён в полковники гвардии.

В 1797 году Александр был Петербургским военным губернатором, шефом гвардейского Семёновского полка, командующим столичной дивизией, председателем комиссии по поставкам продовольствия и выполнял ещё ряд других обязанностей. С 1798 года он, кроме того, председательствовал в военном парламенте, а начиная со следующего года заседал в Сенате.

Многие школы работали на общественных началах

Государство играло заметную роль в финансировании, но не оплачивало деятельность школ полностью. Так, начальная школа к 1911 году получала из казны только 38,6% средств. Ещё 22,5% давали земства, 13,3% — органы городского самоуправления, 10,9% — сельские, волостные, станичные общества (то есть непосредственно крестьяне и казаки в складчину несли расходы по содержанию местных школ). Характерно, что наименьшую, но при этом всё равно солидную часть бюджета начальных школ — 7,3% — предоставляли благотворители.

Некоторые школы и вовсе открывались только благодаря меценатам из числа фабрикантов, банкиров, купцов.

Кроме того, одной из самых распространённых форм «хождения в народ» российской интеллигенции во второй половине XIX века было обучение грамоте детей и взрослых. Такие школы открывались по инициативе энтузиастов, учителя работали там бесплатно, за идею — часто это были студенты или просто люди с образованием.

Одним из организаторов «Петербургского общества любителей шахматной игры» был …

  • Дмитрий Семёнович Урусов — выпускник Первого кадетского корпуса
  • Линевич Николай Александрович — выпускник Петровской Полтавской военной гимназии
  • Шуляченко Алексей Романович — выпускник Александровского Брестского кадетского корпуса
  • Владимир Викторович Волконский — выпускник Александровского кадетского корпуса

Кулответ: Дмитрий Семёнович Урусов — выпускник Первого кадетского корпуса

Князь Дмитрий Семёнович Урусов (1829 – 1903) – полковник, действительный статский советник, шахматист, один из организаторов Петербургского общества любителей шахматной игры (1853), член комиссии по выработке уставов шахматной.

Единой системы подготовки учителей тоже не было

Как типы школ были очень разными, так и учителя сильно отличались друг от друга по уровню собственного образования, жалованью и статусу. Скажем, преподавателя гимназии и учителя школы грамоты или начального училища в городе разделял космос. Первый имел университетское образование, довольно неплохое по тем временам жалованье и уважаемый статус, второй мог и вовсе не иметь никакого образования, кроме школьного, и жил впроголодь. Учителя же городских училищ находились где-то между этими двумя крайними типами педагогов.


Группа учителей уездного училища. 1908 годФото: Муромский историко-художественный музей / История России в фотографиях

Дело в том, что увеличение количества школ в 1900-х годах требовало и большого количества учителей, но на высокообразованных людей рассчитывать тут не приходилось, учитывая, что и просто грамотных-то было меньше половины населения. К тому же учителям обычных школ, особенно начальных и сельских, могли предложить лишь весьма скудное жалованье, так что люди с университетским образованием такой «карьерой», как правило, не прельщались, если только не действовали из идейных соображений ради просвещения народа.

В начале XX века подавляющее большинство учителей начальных школ составляли женщины. Увы, это было вызвано не успехами эмансипации, а непрестижностью занятия. Учительство стало самой массовой интеллигентной профессией, а шли в неё в основном просто за неимением других вариантов.

Учителем можно было стать, окончив специальные учительские семинарии, институты и даже одногодичные курсы или специальные педагогические старшие классы в средних школах (училищах и гимназиях). Учителями церковно-приходских школ и школ грамоты могли быть выпускники духовных семинарий. Дьячок в роли учителя в деревенской школе был обычным явлением. Окончание городского училища давало право преподавания в школе простейшего типа — школе грамоты, окончание специальных старших классов церковно-приходской школы — право преподавания в аналогичных школах.


Учительница В. Борункова с учениками Городновской школы Данковского уезда Рязанской губернии. 1913 годФото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник / История России в фотографиях

Более того, любой желающий, независимо от того, какое образование он получил, мог сдать специальные экзамены на звание народного учителя, чтобы преподавать в начальных школах. Так стал учителем, например, Циолковский, который вообще не оканчивал школу, а получил образование самостоятельно.

Николай Шубкин, с 1907 по 1937 год преподававший литературу и русский язык в гимназиях и средних школах Барнаула, оставил после себя дневник, в котором, в частности, описывал эти экзамены. Он очень возмущался тем, что для звания народного учителя не нужно было специально где-то учиться педагогическим методикам и что экзаменуют кандидатов учителя гимназий (то есть средних школ), которые и сами о начальном образовании представления не имеют. «Ненормально также, что для этих кандидатов на учительское звание не требуется никакого практического стажа в виде посещения школы и некоторой практики там», — писал он.

Клейнмихель Петр Андреевич руководил строительством …

Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) – выпускник 2-го кадетского корпуса (Санкт-Петербург).

Он руководил строительством …

  • Аничкова моста в Санкт-Петербурге
  • первой железной дороги Петербург — Москва
  • Крымского моста в Севастополе
  • Московского Кремля

Кулответ: первой железной дороги Петербург — Москва

Петр Андреевич Клейнмихель. П.А. Клейнмихель – военный и государственный деятель первой половины 19 века. На протяжении длительного времени занимал различные ответственные посты в российском правительстве, приобрел славу благодаря тому, что в короткие сроки построил железную дорогу между двумя российскими столицами.

Отношения между пажами

Есть сведения, что, в Пажеском корпусе были распространены однополые связи. В частности, на это указывает нецензурная поэма «Похождения пажа», опубликованная за границей в 1879 году, но написанная несколькими десятилетями раньше. Её автором считается офицер Шенин, окончивший корпус в 1822 году:

Некоторые известные впоследствии лица были исключены из Пажеского корпуса за недостойное поведение: Е. А. Баратынский, П. В. Долгоруков. В воспоминаниях князя П. А. Кропоткина (окончил корпус в 1862 г.) сообщается следующее:

Однако сам Кропоткин свидетелем этому не был:

«Что же касается «цирка» и других игрищ, то они перешли в область преданий»

С другой стороны, генерал Ф. К. Гершельман (поступил в корпус в 1863 г.) в своих воспоминаниях ни о чём подобном не упоминает. Он пишет, что были случаи пренебрежительного отношения старшего курса к младшему: «Приходила ватага молодцев с шумом к нам наверх и производила у нас полный переполох: подымали возню, подвергали нас всяческим испытаниям вроде сажания на пирамиду из табуретов, поставленных один на другой; подвязывание в простынях к крючкам гимнастики под потолком и т. п., затем уходили восвояси». Были случаи срыва занятий и розыгрышей преподавателей, которые назывались «балаганы». Однако, пишет далее генерал: » «Во всех этих забавах, при всей иногда дикости их, ничего, в сущности, дурного, злого, безнравственного не было».

Более того, старшие воспитанники сами следили за доброй нравственностью младших. Тот же генерал Гершельман вспоминает, что повздорив с товарищем, на следующий день его позвал к себе отделенный камер-паж и сказал: «Видите, Гершельман, вы вчера сильно разгорячились в злобе на такого-то, и я за вами потом следил. Вместо того чтобы перед сном пойти к церкви помолиться, вы прямо легли спать, нехорошо, молитва успокоила бы вас, и вам именно вчера-то и следовало бы лишний раз помолиться». Должен сказать, что многие пажи, ложась спать, спускались в средний этаж на молитву перед запертою церковною дверью».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: