Трубопровод дружбы

Трубопровод дружбы

Нефтепровод «Дружба»: как нефть идет в Европу

Нефтепровод «Дружба» – одна из крупнейших систем прокачки нефти в мире: 8 тысяч километров труб, десять стран. Нефтепровод идет от Альметьевска в Татарстане – через Самару и Брянск – в Беларусь.

На границе от города Унеча в Брянской области от трубы отходит Балтийская трубопроводная система-2. Она идет до российского порта Усть-Луга в Ленинградской области. Пропускная способность – 36 млн тонн сырья в год.

В белорусском городе Мозырь «Дружба» разделяется.

Северный участок – Беларусь, Латвия, Литва, Польша, Германия. Пропускная способность – 49,8 млн тонн в год.

Южный – Украина, Чехия, Словакия, Венгрия. Пропускная способность – 16,7 млн тонн нефти в год.

Трубопровод строили в 60-х годах прошлого века для поставок нефти сначала в страны соцлагеря, а затем и в Германию.

Это гигантская инфраструктура: 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций и резервуарные парки объемом 1,5 млн кубических метров.

За работу российского участка нефтепровода (а это примерно 4 тысячи км труб) отвечает компания «Транснефть».

Компанию контролирует государство. Почти 80% уставного капитала принадлежит федеральному агентству «Росимущество», оставшиеся 20% – частным акционерам: НПФ «Газфонд пенсионные накопления», Газпромбанк, РФПИ, China Investment Corporation. Некоторые из них, впрочем, тоже контролируются государством.

Следствие полагает, что загрязнение нефти произошло на узле слива у села Николаевка в Самарской области. Оттуда сырье попало в нефтехранилище, а затем – в систему магистрального трубопровода и далее по «Дружбе» – на экспорт.

Эксперт – о том, каких последствий ждать в будущем

История с загрязненной нефтью в «Дружбе» получила широкий общественный резонанс, а ее последствия пострадавшие стороны будут ощущать еще долго.

Пострадала ли репутация России из-за этого – вопрос спорный, считают эксперты. Например, Татьяна Клюева, старший аналитик аналитического отдела ИФК «Солид», говорит, что этот случай стоит рассматривать все-таки как форс-мажор. В какой-то степени репутация действительно пострадала, но делать на основе единственного случая глобальные выводы о том, что Россия ненадежный поставщик совсем неправильно.

Что же касается последствий для Транснефти, она считает, что оценка компенсации – процесс довольно долгий, что не позволяет однозначно сказать, что эта история для Транснефти закрыта. Возможно, что после того, как окончательно станет ясен масштаб потерь и объем компенсации, это может дополнительно сказаться как на репутации, так и на финансовом состоянии компании.

История повлияла даже на курс акций компании «Транснефть»: с июля 2019 года стоимость акций привилегированных акций постепенно сползает вниз и сейчас находится недалеко от своих локальных минимумов. Татьяна Клюева полагает, что неопределенность относительно сумм компенсации, которую может заплатить компания и, соответственно, неопределенность в отношении дивидендов имеет значительное влияние на курс акций.

Но вот на что история повлиять не смогла – так это цены на нефть. Этот случай слишком мал по масштабу, чтобы отразиться на них.

Новозыбков

Следуя путём нефти по направлению к Гомелю, стоит заехать в два небольших городка, где чувствуется соседство Брянской области с Украиной. Первый из них — Новозыбков: третий по величине населённый пункт в области, самый крупный город в России, пострадавший от трагедии в Припяти. Местные жители — к слову сказать, не без осознания собственной исключительности — называют Новозыбков «столицей российского Чернобыля». За проживание в зоне, загрязненной радиацией, горожанам выплачивают дотации. Еще бы —в 180 км от Новозыбкова — эпицентр атомной катастрофы, а зона, непригодная для проживания, — всего в одном километре от городка. Когда-то у местных властей даже роились в голове идеи проложить экстремальные туристические маршруты.

Если же выкинуть из памяти опасное соседство и воспринимать город «с чистого листа» — без труда отыщутся приятные глазу памятники архитектуры, четыре церкви, Спасо-Преображенский собор, речка Ипуть и песчаные пляжи.

С чего все началось

Впервые о проблеме загрязнения сырья в нефтепроводе «Дружба» стало известно вечером 19 апреля 2019 года. Тогда представители концерна «Белнефтехим» сделали заявление касательно того, что нефть из России поступает с повышенным содержанием хлорорганических соединений.

В частности, при максимально допустимом содержании хлорорганических соединений в 10 единиц, белорусская сторона зафиксировала значения от 80 до 330 единиц – соответственно, превышение составило от 8 до 33 раз.

С самого начала в «Белнефтехиме» заявляли, что пускать такую нефть в переработку опасно, так как это может навредить оборудованию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Кстати, буквально через 3 дня это и произошло – 22 апреля Мозырский НПЗ (Беларусь) сообщил о том, что из-за загрязненной нефти вышел из строя воздушный холодильник.

Белорусская сторона сразу предупредила другие страны, получающие нефть через «Дружбу» о том, что качество поступающей нефти может не соответствовать стандартам.

Уже 23 апреля – через 4 дня после обнаружения загрязнения – был остановлен экспорт нефти из Беларуси в Украину, Польшу и страны Балтии. Через несколько дней по «Дружбе» перестала получать нефть и Германия.

Беларусь получает нефть из России по нескольким нефтепроводам, главный из которых – «Дружба», который имеет 2 ветки, северную и южную:

Загрязнена была вся нефть, которая поступала по «Дружбе», и затем разделялась на северную ветку (Польша и Германия) и южную (Украина, Венгрия, Словакия).

Первая чистая нефть пошла в Беларусь уже 24 апреля – через 5 дней после первого сообщения о загрязнении. Ее запустили по северной ветке, так как в южной нефть была «слишком грязной».

Параллельно с загрязнением нефти Беларусь приостановила экспорт нефтепродуктов – бензина и дизельного топлива. Его РБ поставляет Украине и Польше. Частично экспорт возобновили 25 апреля, направив Украине 32 тысячи тонн дизельного топлива и 10 тысяч тонн бензина.

Тогда же впервые прошло совещание в России по сложившейся ситуации на высшем уровне (его проводил вице-премьер). Тогда же было объявлено, что Россия, РБ, Украина и Польша согласовали порядок восстановления транзита нефти.

26 апреля появилось заявление компании «Транснефть», которая фактически эксплуатирует нефтепровод «Дружба». В компании заявили, что нефть была загрязнена умышленно, а хлорорганические соединения вбросили в трубопровод через частный терминал.

Лишь 27 апреля – через 8 дней после первого сообщения – премьер-министр России Дмитрий Медведев потребовал провести проверку по факту попадания грязной нефти в нефтепровод и наказать виновных.

Несмотря на то, что фактически некондиционная нефть поступала из России в Беларусь всего несколько дней, а объем загрязненного сырья оценивается в 170 тысяч тонн, реальные масштабы проблемы оказались намного более серьезными.

Так, у стран-получателей нефти просто не оказалось достаточно емкостей, чтобы откачать грязную нефть из трубопровода. Кроме того, грязная нефть смешивалась с чистой, делая ее тоже некондиционной – общий объем загрязненной нефти, по оценкам, достигает 5 миллионов тонн.

Загрязненную нефть начали возвращать России начиная с мая. Возвращают ее как по самому трубопроводу, так и железнодорожными цистернами.

Братство социалистических стран

В январе 1949 года была создана новая межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи. Эта организация объединила целый ряд стран Восточной Европы в своеобразный социалистический лагерь, обладающий общим рынком, который очень нуждался в обеспечении углеводородным сырьем. В 1959 году принимается решение о строительстве международного нефтепровода в соцстраны Восточной Европы. До этого сырье поставлялось в эти страны в железнодорожных цистернах, что очень напоминало доставку нефти в старом Баку. Проект, названный «Дружба», должен был показать и преимущества социалистической экономической интеграции. И действительно многие страны соцлагеря приняли участие в строительстве магистрали. Например, в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии – запорную арматуру, а в Венгрии готовили средства автоматики. Была серьезная проблема, о которой долгое время просто молчали, – производство труб. В те далекие времена в СССР делать такие трубы еще не умели, и пришлось идти на поклон Западу. Главным производителем столь необходимых труб были западные немцы, пришлось их долго уговаривать, чтобы они нарушили экономическую блокаду Советского Союза. Даже когда соглашение было подписано, поставки велись с пробуксовками. На правительство западной Германии и непосредственно на предприятия, заключившие контракт, постоянно давили американцы. Были случаи, когда из-за каких-то политических обострений поставки вообще останавливались. История хранит интересный факт о тогдашних санкциях против нашей страны. 1 февраля 1963 года федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр принял решение вообще прекратить поставки труб большого диаметра. Это решение срывало строительство двух нефтепроводов: Бухара – Урал и «Дружба». Вопрос решили челябинские трубопрокатчики, которые научились делать нужные трубы. В ответ на решение канцлера рабочие мелом написали на первой трубе: «… тебе, Аденауэр!» (несмотря на всеобщую поддержку, надпись все же стерли).

Все это очень напоминает сегодняшнюю ситуацию с газопроводом «Северный поток-2». «Северный поток» достроен, но вся грязная возня вокруг этой стройки один в один повторяет то, что пережили наши люди в 60-годы прошлого века. Правда, к числу недоброжелателей присоединилась еще и Украина, которая возвела в ранг государственной политики вымогательство и провокации.

В помощь библиотекарю на 2024 год

В 2023 году Российская государственная детская библиотека, Ассоциация «Растим читателя» и Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека имени А. Пушкина объявили конкурс на создание логотипа и плаката Всероссийской Недели детской книги. Победителем конкурса стала графический дизайнер, художник-иллюстратор из Санкт-Петербурга Анна Колесниченко. Если ваша организация готова провести акцию «Неделя детской книги — 2024» на своей площадке, заполните форму регистрации для организаций , и вы получите все необходимые материалы с новой фирменной символикой, разработанной Анной Колесниченко.

От авторов: «В издании собраны рекомендации по памятным, юбилейным, знаменательным событиям 2024 года в России, в Белгородской области и, в частности, в Прохоровском районе. Методические материалы носят рекомендательный характер, предоставляют возможность творческого подхода к планированию работы в зависимости от текущих и перспективных задач деятельности библиотек

Важно: синим цветом выделены активные ссылки, нажимая на которые вы найдете материал с различных Интернет-ресурсов

И 370 лет спустя традициям не то что верны. Их активно возвращают в обиход.

Приглашаем присоединиться к Неделе детской книги — 2024 Уважаемые коллеги! Российская государственная детская библиотека приглашает вас присоединиться к Неделе детской книги — ежегодной всероссийской акции, направленной на популяризацию литературы для детей, которая пройдет с 23 по 31 марта 2024 года. В акции участвуют библиотеки, школы, издательства, книжные магазины, театры, музеи, другие учреждения культуры и образования. Напомним, что впервые праздник детской книги — «Книжкины именины» — состоялся по инициативе Льва Кассиля: 26 марта 1943 года в Москве прошла большая встреча писателей и юных читателей.

Газопровод через Украину в Европу — схема и маршрут

Для помощи в ликвидации огня на газопроводе направлен пожарный поезд, включающий в себя цистерны с водой и пенообразователь. Губернатор Прикамья Дмитрий Махонин сообщил, что по предварительной информации горят несколько домов. На место выехали экстренные службы. объект, принадлежащий ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба». Данная организация, в свою очередь, является дочерним предприятием крупнейшего поставщика нефти ОАО «АК «Транснефть». В связи с планами строительства БТС-II, которая позволяет обойти аварийный участок, северная ветка скорее всего никогда не будет использоваться, во всяком случае как часть «Дружбы». В то же время, существуют 2 проекта по использованию ветки. Фото: В Брянской области произошла попытка совершения теракта на нефтепроводе «Дружба», сообщил ТАСС официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин. Смотреть бесплатно видео пользователя Павел Боржемский в социальной сети Мой Мир.

Причины: основные версии

Первую официальную версию о причинах произошедшего озвучила компания «Транснефть» через неделю после того, как «Белнефтехим» заявил о загрязнении. По мнению компании, причиной стало умышленное загрязнение нефти путем вброса хлорорганических соединений через узел учета, который принадлежал частному «Самаратранснефть-Терминал».

Эта фирма занимается тем, что принимает нефть от небольших добывающих компаний и проводит анализ ее качества. В офисах компании незамедлительно начались следственные действия, но потом оказалось – сам узел учета нефти был уже продан в декабре 2017 года некой лизинговой компании, которая передала его в лизинг ООО «Нефтеперевалка». Сам «Самаратранснефть-Терминал», как оказалось, находится в процедуре санации.

Официальная версия с «вбросом» хлорорганических соединений сразу вызвала серьезные сомнения у экспертного сообщества.

Например, Владимир Капустин, заведующий кафедрой технологий переработки нефти РГУ нефти и газа им. Губкина, указал на то, что небольшие нефтедобывающие компании в России могут использовать хлорорганику для увеличения добычи нефти, но при сдаче нефти в трубопровод ее обычно очищают.

В одной нефтесервисной компании сказали, что выявленные соединения содержат высокую концентрацию дихлорэтана, который применяется для очистки нефти от парафина. То есть, в России такое вещество вполне применяется при добыче нефти.

Наконец, версия с «вбросом» загрязняющих веществ неправдоподобна из-за объемов загрязнения. Если речь идет о сотнях тысяч тонн нефти, испортить такой объем незаметно не получится. Кто-то со ссылкой на источники говорит, что через узел учета могли влить несколько цистерн загрязняющего вещества – слишком масштабно для диверсии.

Следующая версия из разряда официальных – халатность на терминале, который принимает нефть от небольших добывающих компаний. Здесь тоже обвиняли самарский терминал – там, по мнению официальных лиц, не провели, как полагается, проверку принимаемого сырья.

Такая версия тоже вряд ли выдержит критику. Все дело в том, что загрязнение началось внезапно – то есть, был испорчен сразу большой объем сырья. А самарский терминал мог принимать максимум 1 миллион тонн нефти в год – в 5 раз меньше, чем объем испорченной нефти.

Наконец, самая невероятная версия – загрязнение кто-то посчитал попыткой «проучить» Беларусь на фоне обострения политического конфликта по поводу цен на нефть. Дело в том, что белорусская сторона требовала от России компенсировать потери от налогового маневра (когда основную налоговую нагрузку перенесли с вывозных пошлин на налог на добычу).

РБ долгое время покупала нефть у России без уплаты пошлины и перепродавала за рубеж с выгодой. Из-за маневра практику пришлось прекратить, так как нефть имела полную цену от самой добычи. Но в компенсации потерь (240 миллионов долларов только за один год) российская сторона отказала.

Кто-то считает, что нефть была загрязнена умышленно, чтобы снизить доходы РБ от транзита и переработки нефти. Если это так, то правду, скорее всего, никто никогда не узнает.

Кстати, частично виновата и «Транснефть» – в пределах России от терминала до границы на нефтепроводе расположены 24 пункта контроля, на каждом из которых должны проверять качество сырья. Но грязная нефть достигла Беларуси – значит, контроль оказался не очень эффективен.

Пока наиболее правдоподобная версия – загрязнение из-за действий крупной добывающей компании. Возможно, из-за ошибок (отправили неочищенную нефть), возможно – из-за намеренных действий.

Но и тут есть загвоздка – крупные компании не используют хлорорганику в добыче. По крайней мере, официально в этом никто не признается. А значит, где-то используется устаревшая и потенциально опасная технология. Вероятно, в угоду цифрам по добыче, но могут быть варианты.

Применять такие вещества с 2012 года официально разрешено, а на месторождениях, которые сдавали нефть через самарский терминал, это может неплохо повысить отдачу пластов. Кроме того, за счет самой хлорорганики увеличивается объем нефти, поэтому на уровне местного начальника это могло быть выгодно.

Брянск

В качестве пробной отправной точки можно взять Брянск — к слову, один из старейших русских городов: основан около 985 года. Одну из главных географических особенностей города с населением 400 с лишним тысяч человек подсказывает этимология. Его изначальное название — Дебрянск, а «дебрями» в древнерусском лексиконе обозначали гористо-овражную местность, поросшую густым лесом. И приятных для глаза «перекатов» ландшафта, и зелени в городе по-прежнему хватает. Гуляя по тихому, порой неказистому Брянску — с его типичной для путешествующего по нашей стране деревенско-советско-российской эклектикой — иногда ощущаешь: именно природа — древняя, но скромная, частенько униженная человеком — является константой этого места.

Брянск не раз восстанавливался из руин. Его опустошали татары, за него вели вековые военные споры Русское Царство и Литва, его сжигали «под ноль», чтобы защитить от Лжедмитрия II. Последний удар по городу нанесла Великая Отечественная — большая часть исторической застройки превратилась в остовы и крошево. На помощь горожанам пришли те самые «дебри»: в местных лесах в военные годы укрывались и сражались с немцами до 60 тысяч партизан.

Начало «Дружбы»

Стройка началась 10 декабря 1960 года в городе Альметьевске, что на территории современного Татарстана. Основная трасса шла до Брянской области, часть потока уходила к латышскому Вентспилсу, а в Белоруссии начинались две ветки: северная – в ГДР через Польшу и южная – через Украину в Чехословакию и Венгрию.

15 октября 1964 года магистраль была закончена, и советская нефть пришла в Европу. К тому времени и в нашей стране стали делать трубы диаметром 1400 миллиметров.

Экономика СЭВ развивалась уверенно и быстро. Через 5 лет поставляемой из СССР в Восточную Европу нефти стало не хватать. Весной 1969 года по той же трассе начали укладывать вторую трубу диаметром 1220 мм. Это строительство завершилось в 1974 году, и экспорт нефтепродуктов сразу вырос вдвое.

После того как распался социалистический лагерь, изменилась и структура управления нефтепроводом. Штаб-квартира переехала из Львова в Брянск, но сама магистраль продолжила работать в прежнем объеме. По трубе ежегодно прокачивается до 80 млн сырой нефти.

Газопровод

Такое предупреждение сделал бывший депутат Верховной рады Илья Кива. Экс-нардеп подчеркнул, что план грядущей операции разработан спецслужбами Соединенных Штатов. Повреждение топливной магистрали полностью отрежет Европу от газа из России, добавил Кива в своем Telegram-канале.

АО «Транснефть — Дружба» — это 7,4 тыс. Руководитель — Роман Камозин. По итогам 2021 года выручка АО составила более 43,4 млрд рублей при чистой прибыли 6,17 млрд рублей. ЧП на «Дружбе» Громкий инцидент произошёл на нефтепроводе весной 2019 года. Из-за незаконных действий третьих лиц, позднее ставших фигурантами уголовного дела, в систему попали органические хлориды, то есть произошло загрязнение. В СМИ дело позднее получило название «Дело о грязной нефти». Следователи сделали вывод, что загрязнение произошло умышленно и было это на терминале в Самарской области. Тогда же было выявлено и хищение нефти.

Водник Участок нефтепровода «Дружба» Фигурантами уголовного дела стал десяток человек, в том числе теперь уже бывший директор «Самаратранснефть-терминал» Роман Ружечко, который пару лет назад получил политическое убежище в Литве. На сегодня в России с подачи АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» его пытаются признать банкротом за долги свыше 620 млн рублей. Еще в июле 2019 года совет директоров «Транснефти» утвердил максимальный размер компенсаций грузоотправителям за загрязнение нефти в трубопроводе «Дружба», так называемой некондиционной нефти.

Правда, заплатить за отказ от сырья из нашей страны придется чуть ли на четверть дороже. Фото: Global Look Press Скандал вокруг остановки поставок российской нефти в Польшу по трубопроводу «Дружба» набирает обороты. Игорь Демин, представитель «Транснефти», ответственной за экспорт «черного золота» из нашей страны через сухопутные магистрали, заявил, что госкомпания не получила маршрутные поручения с оплатой заявленных ранее Варшавой объемов углеводородов, поэтому и заблокировала сырьевые краны. Теперь северная ветка «Дружбы», по которой с января этого года отказалась закупать российскую нефть Германия, близка к полной заморозке. В работе осталась только южная линия трубопровода, ведущая по территории Украины в Чехию, Словакию и Венгрию, которым ЕС разрешил продолжить энергетическое сотрудничество с Москвой.

Отношение к российским энергоресурсам, которое в последние два года демонстрирует Варшава, можно назвать довольно странным, если не загадочным. Сначала поляки отказались от поставок «Газпрома», понадеявшись возместить утраченный импорт за счет американского и ближневосточного СПГ, а затем заявили, что в скором времени прекратят закупку и нашей нефти. Второй ультиматум оказался лишь лукавой игрой: в ноябре национальный энергоконцерн Польши Orlen подал заявку «Транснефти» на прокачку по «Дружбе» не менее 3 млн сырья в 2023 году.

Получение нефтепродукта и выполнение работ по его сливу и наливу. Профилактика, диагностика и аварийно-восстановительные работы.

Создание всех условий по сохранению чистоты окружающей среды в местах присутствия объектов трубопровода. Поиск путей развития нефтепровода и их реализация на объекте. Плотное сотрудничество с аналогичными предприятиями других стран для обеспечения бесперебойной транспортировки

Работа в компании Для тех, кто желает получить стабильную и высокооплачиваемую работу, следует обратить внимание на нефтепровод «Дружба». Вакансии есть на разных объектах

В Самарской области в основном требуются водители, слесари, электромонтеры, электросварщики и операторы. Монтеры, пожарные, трактористы — это те, кто требуется в Воронежской области на нефтепровод «Дружба». В Брянске вакансии водителей и электромонтеров. Стоит отметить, что, несмотря на кажущееся большое количество открытых вакансий, их на конкретных объектах не так уж и много. В первую очередь это связано с высокой заработной платой.

И, несмотря на всю сложность и высокую ответственность выполняемых работ, специалисты держатся за свои места и стараются работать с полной самоотдачей. Последние новости 2018 год АО «Транснефть-Дружба» начало с приятных новостей. По результатам проведенных работ в эксплуатацию был введен резервуар, вмещающий в себя объем в размере 20 тысяч кубических метров. Также не остался без внимания нефтепровод, идущий из Куйбышева в Унечу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: